Можно ли отпевать в морге. Что нужно для отпевания? Что надо делать во время отпевания

Смерть - естественный процесс, каждый рано или поздно сталкивается с потерей близкого человека. Существует ряд традиций и ритуалов, которые направлены на то, чтобы упокоить душу умершего и проводить в мир иной. Важным обрядом является отпевание.

Смысл обряда

Отпевание - один из церковных обрядов, который совершается над телом усопшего человека. Проводить такое служение должен священнослужитель, который имеет право осуществлять таинство. Осуществляется такой обряд только для православных христиан, которые прошли таинство крещения.

Церковная панихида не проводится над людьми, которые сознательно лишают себя жизни . Над самоубийцей могут провести панихиду, если человек лишил себя жизни невольно, например:

  • гибель произошла на производстве;
  • человек отравился несвежей едой;
  • случайное падение с высоты;
  • утопление.

Обряд также возможен, если человека, который умер, так и не признали самоубийцей. К такой категории людей относятся те, кто лишил себя жизни во время очередного приступа душевного расстройства. Люди, которые погибли во время бандитской драки или грабежа, не отпеваются. Отпеть некрещёного священник тоже не может.

Чтобы провести обряд над человеком, который мог считаться самоубийцей, сначала отравляется письмо в Епархиальное управление с запросом на разрешение. При необходимости следует представить заключение, в котором указывается причина смерти .

Суть такого обряда заключается не только в прочтении заупокойных молитв, но и в отпущении всех житейских грехов. Только после этого душа умершего может перейти в другой мир. Во время ритуала умершему в правую руку вкладывается молитва, она нужна для того, чтобы он мог воспользоваться ею в другом мире.

Подготовка к отпеванию

Священники рекомендуют с момента смерти близкого человека начинать читать Псалтырь. Желательно читать днём и ночью до ритуала. Проводить эту процедуру может любой человек, но некоторые заказывают для этой цели услуги священника.

Зачастую отпевание проводится на третий день после смерти . Такой временной промежуток объясняется православными верованиями. Именно с третьего по девятый день душе показывают Царство Божие, а к Господу душа попадает только на сороковой день. Молитвы близких и священника помогают очистить душу.

Сопровождать гроб до храма должны все родственники вместе со священником. Раньше было принято читать молитву на каждом из перекрёстков. Сейчас же остановки для прочтения молитв могут делать вне зависимости от поворотов, их количество не регламентировано.

Список необходимых вещей

Для проведения обряда следует обратиться в храм и договориться со священником о проведении обряда. Для проведения ритуала понадобятся следующие вещи:

  • нательный крест умершего;
  • малая икона;
  • лист с разрешительной молитвой;
  • погребальное покрывало;
  • погребальный венчик;
  • свечи.

Длительность

Точно сказать, сколько длиться отпевание умершего, очень трудно. Нет таких правил, которые бы регламентировали время проведения ритуала. Если точно нужно знать время, то это следует уточнять непосредственно у священника, который будет проводить обряд. В среднем отпевание длится до 45 минут, иногда оно может длиться около получаса. Время проведения никак не влияет на сам ритуал, главное то, какие молитвы читает священник.

Процедура отпевания

После того как гроб внесли в церковь, на лоб усопшему кладётся погребальный венок. Гроб ставится лицом к алтарю, вокруг него размещается 4 свечи. Одна свеча кладется в руки покойному, которые сложены на груди. Во время обряда каждый из родственников должен держать в руках зажжённую свечу. Она является символом победы жизни над смертью.

Священник над телом усопшего читает молитвы и выдержки из Священного Писания. Усилить молитву священника могут молитвы родственников. В процессе осуществления ритуала священник просит отпустить все грехи и очистить душу усопшего перед лицом Господа. В завершение священник читает разрешительную молитву и вкладывает листок с текстом в руку покойника. После этого каждый из родственников может проститься с умершим. Сначала следует поцеловать икону, а потом венчик на челе умершего. В этот момент можно попросить прощение или сказать последние слова. В конце священник закрывает лицо умершего саваном и крестообразно посыпает его тело священной землёй.

Сейчас действия, связанные закрытие гроба, осуществляются на кладбище, а раньше все это делалось непосредственно в храме. Икону, которая стояла возле покойника, сразу забирают. Её можно оставить в церкви или же забрать с собой.

Особенности проведения обряда дома

Иногда обряд отпевания может проводиться дома. Сам по себе ритуал ничем не отличается от церковного, однако стоит позаботиться об убранстве дома . Следует обязательно поставить поминальный столик и подсвечники. В комнате должны находиться иконы.

В некоторых случаях отпевание может проводиться не только дома, но и в крематории или же в зале ритуальных услуг. По просьбе родственников ритуал могут провести в кладбищенской часовне.

Отпевание младенцев

Над крещёными младенцами осуществляется особый ритуал. До семи лет детей отпевают только с молитвами о принятии души в Царство Божие. Это объясняется, тем, что ребёнок считается безгрешным. Священник также читает и молитву об утешении родителей. Обратите внимание на тот факт, что церковь не разделяет души по возрасту.

Проведение ритуала заочно

Такой вариант проведения обряда вызывает много споров. На самом деле отпевание не может быть заочным, так как сама процедура предполагает чтение молитв непосредственно над телом усопшего. В этом заключается весь смысл обряда.

До 1941 года такая формулировка, как заочное отпевание, нигде не встречалась, но война принесла новые реалии. Во время войны приходили матери убитых солдат, которых похоронили далеко от дома, а некоторых считали пропавшими без вести. Единственным способом почтить их память стало заочное отпевание. Такой заочный обряд является больше панихидой, чем отпеванием.

Иногда священники идут на уступки родственникам и проводят заочное отпевание . Отпевать могут людей, которые умерли от инфекционного заболевания или погибли во время стихийного бедствия. В этом случае обряд заказывается в церкви у священника. После того как священник самостоятельно совершает обряд, он отдаёт родственникам усопшего землю, заупокойный венчик и разрешительные молитвы. По времени такой обряд длится столько же, сколько и обычные.

Стоимость

Фиксированной стоимости для проведения такого ритуала не существует и существовать не может. Наличие конкретных расценок будет выглядеть кощунством, продажей погребальных услуг. Однако добровольные пожертвования очень даже приветствуются. Если у вас нет денег, то священник не имеет права отказать в отпевании вашего родственника .

Так было всегда, но с недавних пор многое изменилось: вопрос о том, сколько стоит отпевание, уже никого не удивит. В некоторых храмах можно найти прейскурант на отпевание усопшего в церкви. Стоимость проведения такого обряда составляет от 3 до 7 тысяч, если обряд проводится в церкви. Заочное отпевание в церкви после похорон будет стоить от 500 до 1500 рублей, а ритуал в часовне или морге стоит от 3 до 4 тысяч рублей.

Зачем нужно отпевание?

Накануне Радоницы мы предлагаем Вам небольшую статью о значении и смысле отпевания, а также отвечаем на некоторые вопросы.

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся - совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином - и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание - это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности - венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть - это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.


Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Могут ли наши молитвы на отпевании повлиять на участь усопшего?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание - это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти - с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души - чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида - краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания - самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

Дает ли отпевание гарантии, что душа попадет в рай?

Есть семь церковных таинств - это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство священства (хиротония). После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь - часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует. Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.

Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь - но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме - большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.

М ожет ли душа попасть в рай и без отпевания?

Конечно. Отпевание не является условием спасения души. Некоторые монахи, например, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить свое тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее. Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно.

Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.

Можно ли отпевать усопшего после похорон?

Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте - в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом - тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания - в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства - это, конечно, неправильно.


Нужно ли получать разрешение на отпевание?

Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет. Такие вопросы решает архиерей. Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства - то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

Кого нельзя отпевать?

Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение - потому что они не были частью Церкви. Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению - хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.

Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и которые жили как явные безбожники, смеялись над Церковью, над «попами».

Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.

Можно ли отпевать наркоманов?

Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви - не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.

Как вести себя на отпевании?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз - хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.

Но все же отпевание - это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.

Почему священники совершают чин отпевания в белых облачениях?

Мы надеваем белые облачения, когда крестим и отпеваем - потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет - Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.

А черный цвет - не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.

Приходящие на отпевание, как правило, надевают черные траурные одежды, хотя это не относится к христианской традиции. Однако не так просто уйти от светских правил в современном мире: во-первых, чаще всего смерть близких людей воспринимается нами как трагедия, а не как праздник, а во-вторых, если все придут на отпевание в черном, а один человек придет в светлом, он может стать причиной для негодований и осуждений.

− Человек, который пришел на отпевание, должен иметь хотя бы элементарное представление о том, что происходит в храме. Расскажите, пожалуйста, что такое отпевание? Откуда взялось это название?

Отпевание — это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. И правильнее было бы называть его «последованием мертвенным». В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Проведение этого чинопоследования свидетельствовало о том, что этот человек был знаком общине и священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно, смысл отпевания все равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследованиии христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого.

− Почему обряд отпевания вы называете чинопоследованием?

Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал в обряде Крещения», «Совершили обряд венчания» и т.д. Это не правильно. Ведь обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее.

Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, мы – русские священнослужители – во время церемоний обряжаемся, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится.

Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же.

То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.

− Какая разница между отпеванием и панихидой? Их часто путают…

Панихида — это просто заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

− А что такое лития?

Лития – завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

− А что такое гражданская панихида?

Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.

На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

− Где может происходить отпевание?

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтырь.

− Расскажите вкратце о чинопоследовании: как оно проходит, какие существуют правила и ограничения?

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

− А для чего на лоб кладут венчик? Что он означает?

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

− Во сколько обойдется родственникам умершего проведение отпевания?

Это очень скользкий вопрос. Вообще в церкви никаких ценников быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. Но тарифов быть не должно. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.

В нашем храме все требы, Таинства, поминания совершаются за счет пожертвований. Понятия «цены» или «стоимости» у нас вообще нет. Но у нас есть понятие «величина пожертвования» — это то, сколько человек готов пожертвовать. И эта величина определяется не нами, а степенью усердия или возможностью самого человека. Кстати, даже все требы на выезде в пределах района нашего храма тоже бесплатны. У нас в храме отменены также «тарелочные» сборы. Я не понимаю ситуации, когда люди ходят по храму с тарелками и собирают во время Литургии и Всенощной пожертвования. Иногда это напоминает обычное вымогательство. Человек же не может молиться!

− В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание — это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит.

Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена, или как они еще иногда говорят «не запечатана». То есть, по их представлению душу умершего непременно нужно «запечатать». Видимо, их больное, воспаленное воображение рисует такую картину: душа вылезает наружу, мечется, бедная, не хочет оставаться в новом мире, и ее нужно обязательно запечатать, чтобы она не вылезла! Закрыть ее где-то там, в темницах, в подземелье, на том свете, чтоб она тут не мешала и не портила нам жизнь! Вот уж, на самом деле яркий пример совершенно дикого, языческого, немилосердного представления о человеческой душе.

Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.

И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди , после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

− При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его.

Или, еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его, в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями, не отпевали, не вызывали священника и т.д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

Эту дикую медвежью услугу душе усопшего оказывают не только т.н. «полуверующие», которые ходят в храм только свечки ставить, да на Пасху куличи святить, но иногда даже и те, которые сами участвуют в таинствах, и вроде бы должны понимать внутреннюю сущность религии.

− Батюшка, а почему нельзя отпевать таких людей? Можно же на всякий случай отпеть, а там уж Бог разберется… Я, например, знаю несколько случаев, когда родственники пытались отпеть некрещеных…

Тем, кто совершает подобное кощунство, хорошо бы понять, что Бог, который есть Любовь, всегда готов принять и простить любого грешника и разбойника, как это было на кресте. Но дело в том, что один разбойник кается и сам просит у Господа: «Помяни меня, Господи», а второй продолжает хулить и не признавать Его. Вспомните, как другой разбойник с издевкой говорил: «Если ты Бог, то сойди с креста». Этот преступник отвергал Бога, и это был его собственный ужасный выбор. То же самое происходит с душой неверующего, который при жизни смеялся над верой и отрицал Бога.

И, только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше!

Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого главы государства?

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

− Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

− А как должны поступать родственники самоубийц? Нередко они пытаются любым путем доказать, что суицидиент был сумасшедшим (хотя на самом деле тот был психически абсолютно здоров), чтобы получить разрешение на отпевание в епархиальном управлении.

Отпевать самоубийцу — нелепо и глупо. Смысла в этом нет никакого. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога. Если вернуться к нашей метафоре, то представьте, каким глупцом будет выглядеть тот, кто втолкнет в кабинет президента случайного человека (который при этом ненавидит президента или не признает его власти) и представит его министром. Очевидно, что пользы от этого не будет ни лжеминистру, ни человеку, который его втолкнул… То же самое произойдет и в случае, когда мы пытаемся навязать Богу человека, который отрицал Его или не признавал Его власти и могущества.

Так что, стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой – безумие. Пусть Господь убережет их от такого кощунства.

− Но ведь среди неверующих встречаются неплохие люди… И многие из них уж точно лучше алкоголиков и наркоманов…

Дело не в том, кто лучше. Просто в отпевании неверующего нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе могла жить надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он сам решит о дальнейшую судьбу этих людей…

Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

− А если человек был неверующим, но открыто не оскорблял Бога, не выступал против Него? Он просто не верил в Него в душе.

Нет, пассивных безбожников не бывает. Бог участвует в жизни каждого человека. Он стучит в каждую душу. Бог был бы не справедлив, если бы не давал каждому из нас возможность прийти к Нему. В жизни любого человека бывают моменты, когда ему дано почувствовать заботу и любовь Бога. Например, один человек тяжело болел в детстве, но потом чудом выздоровел. Другой обязательно должен был бы погибнуть в катастрофе, но выжил. Существует великое множество примеров таких чудесных исцелений и спасений, не вписывающихся в средние значения теории вероятности.

Давайте подумаем, сколько раз за всю жизнь каждый из нас мог погибнуть и умереть? Трагические случайности могут произойти где и когда угодно. Каждый день, каждая машина, каждый человек, идущий навстречу нам, теоретически могут принести смерть. Но она проходит мимо. Но разве атеист, лежащий сейчас перед нами в гробу, когда-нибудь задумывался об этом? А если задумывался, то почему он не обратился за помощью к Тому, кто управляет всеми случайностями? Нет! Ему показалось это не нужным, не выгодным. Признание Бога нарушило бы его планы, разбило бы желания, лишило бы некоторых возможностей (обычно не хороших). И он решил проигнорировать Бога, закрыть глаза и пройти мимо Него.

А совесть? Это ведь тоже голос Божий! Разве она не стучала в его сердце и не говорила ему, когда он осудил, оклеветал, обманул, предал, оскорбил? Конечно, она постоянно спрашивала: «Человек, зачем ты это делаешь? Покайся!». И что? Разве он захотел прислушаться к этому голосу?

Именно это и называется оскорблением Божиего величия.

Довольно часто я слышу от людей, которые отрицают Бога, такие рассуждения: «Нет, ну я знаю, есть некая сила, которая много раз меня спасала, и которая печется обо мне, стремится меня сделать лучше, укоряет мою душу за непотребства, но это просто сила, а не Бог». Вот как человеку тяжело признать Бога. Удивительно, не правда ли! Силу он ощущал, но признать Обладателя этой силы он не может! А не может он сделать этого потому, что не хочет менять свою жизнь.

− Вы сказали, что в отпевании того, кто не верит в Бога, смысла нет. И призвать к вере того, кто уже ушел в мир иной, тоже нельзя. Душа усопшего тоже сама уже не может изменить отношения к Богу… Что же делать родным и близким, которые хотят помочь своим неверующим умершим? Они же могут впасть в отчаяние?

В отчаяние впадать не надо. Мы, конечно же, можем попытаться помочь душе близкого человека. Давайте еще раз возвратимся к метафоре с президентом. Посмотрим на происходящее в несколько утрированном виде. Мы выяснили, что в заталкивании случайного человека в кабинет главы государства нет смысла. Врать президенту о том, что наш человек — министр или руководитель его аппарата, тоже бессмысленно. Что же еще можно сделать для близкого? В этой ситуации надо просто приложить все силы для того, чтобы лично познакомится с президентом, заинтересовать его, показать свои достоинства, а потом попросить его за того, кому мы хотим помочь.

Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, делать то, что Он нам заповедал, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

− Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

Обычно люди думают, что любят своих близких. Но эта любовь очень редко подтверждается делами…

Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе.

Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы надо не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь.

По возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

− Многие считают, что на отпевании главное – заплатить и постоять… И очень часто люди в храме на самом деле скучают, смотрят по сторонам…

Да, картина, к сожалению, не редкая. Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых – то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного – искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Во- вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? В некоторых местах он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может – т.е. самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!» …«Придите, дайте мне последнее целование».

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим! Вместо этого мы смотрим по сторонам… Созерцая своих невнимательных близких, усопший может вспомнить, что тоже десятки раз бывал на отпеваниях и… тоже не молился, потому что не мог представить себя на месте усопшего, не мог поверить, что в свое время и он окажется на этом мероприятии в главной роли…

Но если мы немного соберемся и сосредоточимся, хотя бы на мгновение прислушаемся к песнопениям, то поймем, о чем там идет речь. И понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

Ну а в-третьих, осмысленное присутствие на этом чинопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание.

− Какую именно?

Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете, и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. Ведь в этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании может понять, что жизнь надо ценить, надо расти духовно, надо думать о том, что ждет нас за этой чертой, после отпевания.

− Однако на отпевании далеко не все задумываются о своей смертности. Почему так происходит?

Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимание, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящего, а тем более видеть такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

− В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

− А зачем потребительскому обществу навязывают иллюзию бессмертия? Почему оно так боится упоминания о смертности человека?

Причин у этого много. Одна из них очевидна. Карусель из сменяющих друг друга моделей бытовой техники, машин, дач, других материальных ценностей выгодна только тем, кто их производит. Производители пытаются любыми способами продать свою продукцию и ради этого пытаются подсадить своих потенциальных жертв на иглу бесконечного потребления. С этой же целью они разрушают традиционные ценности, навязывая людям т.н. либеральные ценности. Это их главная задача! А понимание того, что человек смертен, очень им мешает в этом. Если человек задумается о своей смертности, то он рано или поздно слезет с этой иглы, откажется от безумного потребления. Какой смысл копить и покупать, если ты ничего из этой жизни не унесешь? Вот этого-то они и боятся.

− Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Да это бездари, а не психологи. Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть — это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке. Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Подобный случай прекрасно описал митрополит Антоний Сурожский:

В небольшом английском городке после долгих лет страдания скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет.

— Где же дети?

— Мы их услали из дома. Как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? Ведь это может потрясти на всю жизнь, они будут душевно больны!

После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой… Я взял их (мальчику было лет пять, девочке — семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое, — сказала: «Так, значит, это смерть!..». А мальчик прибавил: «Как прекрасно!». Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас?.. И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть — это неизъяснимый ужас растерзанного тела, измученного, изуродованного*.

Еще раз подчеркну, что ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

− Батюшка, а существует ли заочное отпевание?

Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается не оправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам церкви.

− Что делать родственникам в тех случаях, когда они точно не знают – отпевался покойный или нет? Например, родственник умер давно, и его близкие не не имеют точных сведений о том, отпели его или нет. Как быть в таком случае? Оправдано ли заочное отпевание?

Я, например, тоже точно не знаю, все ли мои предки до десятого колена отпеты! И что же, если я не знаю, то неужели теперь должен их всех подряд отпевать? Это будет не только очень долго, но и смешно. Смысла в этом нет никакого. Ведь, как мы уже знаем, само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Христианин обязан молиться за всех своих предков – это его долг. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

− Иногда люди, присутствующие на отпевании, бывают смущены тем, что священник отпевал формально — без чувства, невнятно. А зачастую и стремительно быстро, без молитвенной сосредоточенности. Некоторые считают, что Бог не слышит таких молитв…

Это глупости. Бог слышит любые молитвы. И, как я уже говорил, молитвы священника являются важными, но далеко не определяющими. Пусть присутствующие в храме люди, вместо того чтобы осуждать священника, сосредоточатся на своей молитве. Таким образом они компенсируют его «формализм». Кроме того, в этих случаях хорошо бы еще и помолиться за самого священника.

Вместе с этим стоит помнить и о том, что быстрое отпевание не всегда говорит о бездушии или невнимательности священника. Иногда он просто не может уделить больше времени на проведение этого чинопоследования. Однажды со мной случилось такое. Отпевание было назначено на 11 часов утра, но родственники покойного по каким-то причинам задержались и не приехали вовремя. И тут мне звонит плачущая мама одного умирающего больного и буквально умоляет приехать и причастить его перед смертью. Я беру Дары, выхожу из алтаря… и вижу, что опоздавшие вошли в храм, уже поставили гроб на табуретки и ждут. В общем, в тот раз мне пришлось отпевать умершего очень быстро. Потом я обратился к родственникам с пятиминутной проповедью, затем попросил у них извинения и сказал, что срочно бегу причащать того, кто сейчас стоит пред вратами Вечности. К больному я успел как раз вовремя: причастил и исповедовал его, а через несколько минут он отошел в другой мир. Мне становится страшно, когда я думаю о том, что мог бы и не успеть…

Так что, надо с пониманием к ситуации, в которой оказывается священник, и не придавать форме совершения чинопоследования такого большого значения. Лучше сконцентрироваться на сути молитвы. И, конечно, необходимо ясно понимать, что краткость, формальное отношение, отсутствие молитвенного чувства на отпевании не делает само чинопоследование недействительным. Отпевание свершается в любом случае, и Бог принимает его.

− Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными? В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего.

Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Все это чушь и домыслы невежественных людей. Нам надо помнить о том, что Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем. Так что, лучше смотреть в свое сердце, а не думать о нелепых суевериях.

− Итак, мы выяснили, что отпевание не является пропуском в рай. А может ли душа попасть на Небеса без отпевания?

Давайте вспомним о том, что в первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно тогда жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом.

А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И там было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

− На отпевании священники облачаются в праздничные одежды, которые одевают только по большим праздникам. Получается довольно большой контраст между черными траурными одеяниями родных и близких и белыми ризами священников…

В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Отмечу, что само чинопоследование отпевания также носит не скорбный, а трогательный и торжественный характер. Отпевание не допускает разрывающего отчаяния и безнадежной скорби. Вера, Надежда и Любовь - вот основа отпевания.

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. Вспомните, что на отпевании люди держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

Прежде чем настраиваться на безутешную скорбь по усопшему, давайте вспомним о моменте, когда Христос стоял перед лицом Своей смерти. Он сказал ученикам: «Если бы вы Меня по-настоящему любили, то радовались бы за Меня, ибо Я отхожу к Отцу Своему…».

Представляете? Когда Бог покидает этот мир, Он говорит о радости, которую люди должны испытывать за Него! Может быть, нам стоит попытаться понять эти слова? Может быть, нам стоит не только услышать, но и понять сердцем следующее высказывание: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы как неимущие веры вы убивались горем…» (Ср.: 1 Фес. 4, 13.) Почему апостол призывает нас «не убиваться горем»? Потому что перед нами не смерть, а начало Вечной Жизни. И об этом мы очень часто забываем во время похорон и отпевания.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой**.

− Спасибо за интервью, батюшка!

Спаси Господи!

* Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь о красоте погребального обряда в России

** Митрополит Сурожский Антоний. «Православие и Западный мир» (радиобеседа, прозвучавшая в русской религиозной программе Би-би-си)

Бог... не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы.
Евангелие от Луки, 20:38

Бог сотворил человека для райского блаженства и бессмертия. Но человек отверг Бога. Грехопадение, совершённое прародителями Адамом и Евой, обрекло их, а с ними и всё человечество на тление и смерть. По слову святого апостола Павла, "...как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили.

Чтобы спасти человека, Бог послал в мир Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи всего человечества, Спаситель восстановил союз человека с Богом и открыл ему путь к вечной, блаженной жизни в Царстве Небесном.

Великая сила Креста Господня, знаменующая победу Христа над смертью, помогает людям преодолеть греховные страсти и пороки и даёт надежду на вечную жизнь с Богом. Смерть для верующего человека - лишь начало новой жизни. "Для меня жизнь Христос, а смерть приобретение", - сказал апостол Павел.

Мысль о загробной встрече человека со своим Творцом проходит через всё чинопоследование христианского погребения умерших.

Тело человека - храм души. Земная жизнь - время приготовления к жизни вечной. Смерть - лишь дверь в эту будущую жизнь. По церковной традиции умершего человека ещё называют усопшим. Это объясняется тем, что в будущей жизни, при Втором пришествии Спасителя на землю, произойдёт всеобщее воскресение мёртвых. Души людей соединятся с их телами. По слову апостола Павла, человеку "...надлежит облечься в нетление и смертному сему - облечься в бессмертие". Тело человека воскреснет так же, как воскресло тело умершего Христа.

По христианскому обычаю, тело умершего омывают, облекают в чистые одежды и накрывают белым покровом - саваном: в знак исполнения обетов чистоты и непорочности жизни, данных им Богу в Таинстве Крещения.

Омытое и облачённое тело усопшего полагается в приготовленный гроб и лишь наполовину покрывается саваном - в знак того, что умерший находился под покровом Церкви. В правую руку покойного влагается крест Христов, на грудь полагается икона Спасителя в знак веры в Него. На лоб усопшего возлагается бумажный венчик с изображением Христа, Божией Матери и Иоанна Крестителя с надписью "Святый Боже". Венчик - предзнаменование небесного венца, которым награждается каждый, кто жил по заповедям Божиим.

Погребение умершего совершается на третий день после его смерти. Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтирь. До погребения тело переносится в храм, где над умершим совершается чин отпевания. В храме гроб с телом ставят посреди церкви, ногами к алтарю. По четырём сторонам гроба возжигают свечи.

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступления заповеди Божией он изгоняется из рая и вновь возвращается в землю, из которой был взят. Несмотря на множество грехов, человек не перестаёт быть образом и подобием Творца. Поэтому Церковь молит Господа простить усопшему все его грехи и, по неизреченной милости Божией, удостоить Царства Небесного.

После отпевания гроб с телом умершего переносится на кладбище и опускается в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы в конце времён по зову Господа восстать из неё и приобщиться вечности душой и телом. На могиле христианина, у его ног, ставится Святой Крест - как символ победы Христа над смертью и адом. По традиции родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой, иначе называемой поминками. Поминальная трапеза объединяет христианской любовью всех живых в молитве за усопших - для прощения их грехов и обретения вечного блаженства.

Одно из главных блюд поминального стола - кутья: каша, сваренная из зёрен пшеницы или риса с добавлением мёда и других сладостей. Зёрна - начало жизни: чтобы принести плод, они должны истлеть в земле. Подобно зерну, человек полагается в землю и, как зерно, истлевает, чтобы вновь родиться - для жизни вечной. Мёд и прочие сладости знаменуют собой сладость райского блаженства.

Наша молитва и наше памятование об усопших не заканчиваются погребением. Святая Церковь молится о всех почивших православных христианах, подавая им надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения считаются третий, девятый и сороковой дни после смерти человека.

В третий день, вспоминая трёхдневное Воскресение Иисуса Христа, Святая Церковь молит Его воскресить умершего для будущей блаженной жизни. В девятый день возносится молитва Господу о причислении умершего к лику угодников Божиих. В сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус Христос, Вознёсшийся на Небо через сорок дней после Своего славного Воскресения, вознёс в Небесные обители и душу усопшего.

По желанию и усердной вере близких церковное поминовение покойного может совершаться ежедневно, в течение сорока дней после его смерти. Такое поминовение называется сорокоустом.

Какой бы великой ни была скорбь и горечь разлуки с умершим, необходимо помнить, что смерть - это не конец бытия человека, а лишь переход его бессмертной души в жизнь вечную, где нет места земным печалям и воздыханиям. Мы надеемся, что, по милости Божией, этой блаженной жизни приобщимся и мы, если будем на земле жить с Богом и исполнять Его святые заповеди. По учению Церкви, при всеобщем воскресении при звуке трубы Архангела оживут все мёртвые, а тела праведников обретут прежний, сияющий нетлением облик первозданного Адама.

...о умерших, да не скорбите, яко же и прочие, не имущие упования.
1-е Сол. 4, 13

Отпевание – совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царствии.

Совершается отпевание на третий день после смерти, в церкви или на дому, куда приглашается священник. При этом все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего.

Существует еще заочное отпевание, называемое проводами. Оно совершается, обычно, когда по каким-либо причинам нет возможности отпеть усопшего в храме или дома. Чтобы заказать заочное отпевание, необходимо иметь свидетельство о смерти. Священник дает заказавшему отпевание венчик, разрешительную молитву и погребальную землю: венчик надо наложить на чело (лоб) усопшего, подорожную вложить в правую руку, а землей крестообразно посыпать тело (от головы к ногам и от правого плеча к левому) перед закрытием гроба. Если погребение уже совершено, то земля крестообразно высыпается на могилу, а венчик и подорожную следует неглубоко закопать в нее. В случае же, когда могила по каким-либо причинам недоступна, подорожную и венчик надо сжечь, а землю и пепел рассыпать на любой могиле, на которой установлен крест.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы. В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего архиерея, подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи – праздника Воскресения Христова и всех верующих в Него. Если точно не известно – был отпет человек или нет, следует заказать заочное отпевание.

Для чего человека «отпевают»? Что значит само это понятие?

Церковные песнопения влагают в уста почившего трогательные слова - просьбы молиться о нем: «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитися Христу Богу» (Погребение мирских человек. Стихира на славу при последнем целовании). «Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте меня, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» (Погребение священников. Тропарь перед Евангелием). Эти и множество других текстов, в которых почивший просит оставшихся на земле молиться о нем, - не плод воображения авторов молитвословий. Это свидетельство Предания, Опыта Церкви.
Как поэтично пишет Н. Василиадис, «Божественные истины, произносимые в мирной и склоняющей к размышлению тишине храма, когда готовый к погребению покойник лежит перед нами среди цветов, венков и благовоний, среди свечей, в мерцающем свете лампад, когда поются волнующие песнопения, созданные душами, черпавшими вдохновение из неиссякаемого источника, каковым является таинство смерти, наилучшим образом приготовляют нашу душу к встрече со Христом».

Почему отпевание так затянуто, ведь даже искренне скорбящие люди к концу устают и начинают томиться?

Для усопшего нет большего утешения, чем молитва о нем. Побыть подольше около любимого в обстановке, отрадной и утешительной для него, должно быть особенно желательно для искренне любящего и верующего человека. И религиозные песнопения не только позволяют выразить наше горе, но облекают его в богоугодную и душеполезную форму.

Но как же часто те, кто жалуется на «затянутость» заупокойных молений и призывает «пощадить чувства окружающих», стоят у гроба, держа свечку в правой руке и, исполнив неизбежное, спешат уйти от гроба как от неприятного напоминания о смерти.

А ведь это последняя служба, последняя треба для близкого нашего!.. Совершая последнее богослужение у гроба скончавшегося православного христианина Святая Церковь не только имеет в виду вознести моление о прощении грехов его, но и почтить усопшего собрата в этот исключительный для него день, когда он становится центром внимания всего церковного собрания, как бы, своего рода именинником…

Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии и как покидает его в момент смерти. После того как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.

Что такое отпевание

Отпевание усопшего в церкви или в ритуальном зале при морге – один из важных обрядов, чин погребения , напутствующий упокоенную душу в другой мир.

В состав чинопоследования входят:

  • стихи;
  • каноны;
  • чтение Апостола и Евангелия.

Присутствующие на отпевании родные, близкие, друзья и знакомые усопшего вместе со священником должны молиться и испрашивать у Всевышнего помощи душе покойного.

На 40 день душа предстает пред Престолом Господним и в этот день решается ее судьба до Страшного Суда: будет ли она ожидать его в раю или в аду.

Важно! Усиленное моление Церкви и родных покойного играют очень важную роль и помогают душе войти в Царствие Небесное.

По традиции, по окончании отпевания гроб с покойным до кладбища сопровождают родственники усопшего во главе со священником.

Ранее процессия останавливалась на каждом перекрестке по пути следования для чтения заупокойных молитв. Сейчас же клирик в любом месте просит провожающих помолиться за душу покойного. Количество таких остановок не регламентировано.

Отпевание в церкви

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви.

Для его совершения необходимо:

  • знать волеизъявление покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме);
  • быть уверенным в том, что покойный крещен в православной вере;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить справку о смерти (с подписями и печатями);
  • приехать в выбранную церковь и предъявить необходимые документы, удостоверяющие факт смерти, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • приобрести в церковной лавке необходимые атрибуты для покойного: нательный крест, крест в руки, свечи на гроб, покрывало, подушечку, пелену, венчик, бланк с разрешительной молитвой;
  • для прощающихся с усопшим людей купить достаточное количество свечей;
  • внести пожертвование за Таинство.
Внимание! Земелька, которой священник крестообразно осыплет тело покойного, не покупается – ее выдают в храме.

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви

Проведение обряда

Обычно из морга в храм тело привозят полностью подготовленное:

  • на лбу покойного имеется венец;
  • в руке и на груди крест;
  • тело накрыто саваном.

Требный клирик устанавливает свечи на гроб и зажигает их, а родные раздают провожающим усопшего в последний путь свечки (зажженные свечи в их руках символизируют победу жизни над смертью).

Гроб устанавливается лицом к алтарю и священник начинает читать молитвы, псалмы, Священное Писание. Те самым он и присутствующие, молящиеся вместе с клириком, умоляют Всевышнего простить усопшему все согрешения и даровать Царствие Небесное. Чем сильнее соборная мольба, тем больше «шансов» душе беспрепятственно пройти воздушные мытарства и вознестись в обители рая.

После прочтения разрешительной молитвы, листок с ее текстом вкладывается в руку покойного и наступает последняя возможность попрощаться с усопшим. Для этого нужно поцеловать икону на груди и венчик на лбу покойного. В эти сокровенные и трепетные секунды можно испросить прощения у умершего, прошептать ему последние слова.

Если отпевание совершается при закрытом гробе, то следует при прощании прикладываться ко кресту на его крышке. Затем священник закрывает умершего саваном, осыпает его крестообразно освященной землей.

Важно! Икону, возлежащую на груди покойного, следует забрать домой, установить на иконостас и молиться пред ней.

Церковь никогда не устанавливает тарифы за требы. На ценниках указаны лишь предполагаемые величины пожертвований – сумму, которую человек готов пожертвовать (это определяется финансовыми возможностями самого жертводателя).

Молитвы за усопшего:

Существующие запреты

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански

Не совершается отпевание в Православной Церкви над:

  • некрещенными (за таких покойных следует молиться келейно);
  • иноверцами;
  • богоборцами;
  • отрекшимися от Христа;
  • самоубийцами (исключение – лишение себя жизни, находясь в невменяемом состоянии, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • младенцами, не сподобившимися Святого Крещения (они не очищены Святым Духом от греха прародителей);
  • мертворожденными или убитыми во чреве младенцами.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  • когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  • если человек погиб на войне, в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко, и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Суеверия

Вокруг упокоившихся людей и их похорон витают какие-то странные, языческие обычаи и необъяснимые домыслы.

Люди, далекие от церкви, к ним прислушиваются, их исполняют, причем совершенно не задумываются о смысле:

  • занавешивать зеркала, окна, телевизор и все отражающие поверхности в доме, где находился покойник, дабы не увидеть его отражения;
  • намертво закрывать окна и форточки в доме (якобы чтобы душа осталась дома);
  • устанавливать под гробом большую емкость с чистой водой (ради омывания души от нераскаянных грехов);
  • укладывать в гроб часы, вещи, деньги, продукты (чтобы благостно жилось в ином мире);
  • запрещается нести гроб с телом покойного близким родственникам (атеисты верят, что носители вскоре тоже умрут);
  • не смотреть на похоронную процессию в окно своего дома (считается, что вскоре один из домочадцев тоже преставится);
  • после выноса тела или гроба из дома вымывать пол (чтобы мертвец более не вернулся);
  • выливать водку на могильный холмик и посыпать его хлебными крошками;
  • вместо пожелания «Царствия Небесного» желать усопшему «Пусть земля будет пухом»;
  • верить, что после смерти человека, его душа вселяется в птиц, кошек, собачек и прочих животных, принимает вид насекомых;
  • верить, если покойника не отпели, то его неупокоенная душа блуждает по свету в виде призрака;
  • верить в скорую смерть человека, который встал между гробом и алтарем;
  • кремация – причина неизлечимых недугов и родственников покойного.

Забота о душе почившего христианина не заканчивается одним лишь отпеванием.

Важно! Келейная и соборная молитва, поминание на Литургии, панихида, сорокоуст об упокоении – важные заупокойные требы.

Нельзя лишь просто подавать записки – молитвенно трудиться необходимо вместе со священником.

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански, с надеждой и верой на встречу с ним в вечности. Поэтому богатые похороны, огромный памятник на могиле и поминки с изысканными яствами немного успокоят и утешат живых, но не принесут никакой пользы и не помогут мертвым.

Посмотрите видео о том, как поминать усопших