Апостол андрей житие. Святой апостол Андрей Первозванный (†ок.62)

В самом начале своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным?

Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя, и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным - из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.

Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем - сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Видимо, это все-таки вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе - будущем Севастополе.

Достоверен и другой рассказ - что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи - Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить,» - ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» - с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом…

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря - по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

Тропарь

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостола Андрея Первозванного:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

С вятой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.-посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых - Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).

Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный... Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму - был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.

Апостол Андрей был братом апостола Петра. Так же, как и старший брат, он занимался с отцом рыбной ловлей, но не был привязан к семейной жизни и мирским удовольствиям. Презирая суету мира сего, будущий апостол предпочел девство брачной жизни. Недолго Андрей оставался и в доме родительском. Когда проповедь Иоанна Крестителя огласила Иордан, Андрей стал его учеником. Вскоре Андрей последовал и за Христом.

Однажды Иоанн Креститель стоял с учениками на берегу Иордана. В это время Иисус, после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем, возвращался из Своего уединения. Иоанн, не раз говоривший ученикам о Христе, указал на Него и воскликнул: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…» На другой день Иоанн с двумя учениками, Андреем и Иоанном, опять стоял у Иордана. Увидев идущего мимо них Иисуса, он повторил: «Се Агнец Божий». Эти слова были как бы особенным указанием для учеников Крестителя. Они тотчас оставили учителя своего и пошли за Иисусом. Иисус, обернувшись, спросил: «Что вам надобно?» Они отвечали на вопрос вопросом: «Учитель, где живешь?» - «Пойдите и увидите», - сказал Господь. Они пошли за Христом и провели у Него весь этот день (Ин. 1:29−40).

Это было первое призвание учеников Христом. Апостол Андрей поэтому и получил наименование Первозванного. Вскоре Андрей еще раз был призван Христом. Это произошло после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Всех объял ужас при виде необычайного чуда. Тогда Господь, обратившись к рыбакам, сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», - и Андрей с братом своим Симоном Петром, оставив сети, последовали за Христом (Мф. 4:18−20). С этого времени Андрей уже неотступно был с Господом.

После вознесения Господня все апостолы разошлись с благовестием по разным странам. Главным местом проповеди Андрея стала Малая Азия и собственно побережье Черного моря. Много скорбей и страданий за имя Христово претерпел здесь апостол Андрей, но, укрепляемый силою Божией, с радостью перенес все бедствия. В городе Синопе его влачили за руки и за ноги, без пощады били палками, бросали камнями. Только благодатью Христовой апостол остался жив и невредим от ран. Мужественное терпение, с которым он переносил страдания, значительно умножило число верующих. Из Синопа Андрей двинулся на восток по берегу Черного моря и прибыл в Амосию.

В первую же субботу в еврейской синагоге он обратился к присутствовавшим с проповедью о Христе. Окончив речь, тотчас же удалился из синагоги, оставив слушателей одних размышлять о сказанном. На улице апостола окружила толпа с больными и бесноватыми - молва о нем, как о великом целителе, уже успела достигнуть Амосии из Синопа. Прежде чем подать врачевство, Андрей обратился к народу со словом, убеждая познать истинного Бога. После этого он начал исцелять принесенных недужных. Тогда множество жителей Амосии, и бедных, и знатных, и здоровых, и больных - обратилось ко Христу.

Затем Андрей направился в закавказские области и долго пробыл в Иверии, насаждая там веру Христову. В Вифинии Андрей посетил многолюдный город Никею. Жители города приняли апостола очень грубо. Сначала его проповедь о Христе имела здесь мало успеха. Но когда Андрей умертвил своим жезлом страшного дракона, который жил в пещере, недалеко от города, и пожирал путников, тогда, изумленные этим чудом, жители Никеи во множестве уверовали во Христа. Проповедь апостола и исцеления недужных стали умножать число верующих в Никее и ее окрестностях. Здесь Андрей пробыл два года. Устроив христианский храм на месте еврейской синагоги и поставив епископа, апостол отправился дальше.

На самом берегу моря лежало селение Византия, впоследствии славный и знаменитый город Константинополь. Здесь Андрей первый проповедовал учение Христово. Научив жителей Византии вере Христовой, поставив для новой церкви священников и диаконов и рукоположив епископом ученика своего Стахия, апостол опять возвратился в Малую Азию. Он несколько лет ходил со словом Евангелия по городам и селениям Малой Азии, преимущественно по берегам Черного моря. Потом Андрей повернул на север. Он посетил Иверскую землю, Сванетию и Осетию и прошел по горам Кавказа. Проповедовал в Тавриде (нынешний Крым) - в городах Феодосии и Херсонесе. Из Тавриды пошел к северу и, достигнув Днепра, по нему поднялся к горам Киевским. Переночевав при их подошве, апостол наутро сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Поверьте мне: на них воссияет благодать Божия, и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить святым крещением все эти страны». Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил крест, предвещая, что земля эта просияет верой Христовой. По преданию, апостол направил путь свой и дальше, на север от Киевских гор, и был на том месте, где ныне находится Новгород. После этого он посетил страны, лежащие на берегу Балтийского моря, и наконец опять вернулся в Грецию, в город Патры, где ему суждено было пострадать и умереть за имя Христово.

В Патрах апостол Андрей поселился в доме некоего Сосия. Вскоре Сосий сильно занемог и был уже при смерти, но Андрей исцелил его от лютой болезни. Слух о чуде быстро распространился по городу. Множество больных принесено было к апостолу, и он исцелял их возложением рук. Все они обращались ко Христу. И другие, видя чудеса врачевства, уверовали во Христа, и скоро почти весь город был просвещен верою Христовой. Между уверовавшими были Максимилла, жена Егеата, правителя города, получившая от апостола исцеление, и брат Егеата, ученый Стратоклий. Но сам Егеат оставался в заблуждении и принуждал христиан приносить жертвы идолам.

Однажды Андрей встретился с Егеатом на дороге и сказал ему: «Тебе, судии земному, следовало познать Судию небесного, и познав - поклониться Ему». Егеат, не знавший еще в лицо апостола, но много слышавший о нем, с любопытством спросил: «Не ты ли Андрей, разоряющий храмы богов и проповедующий людям ту недавно появившуюся веру, которую повелели истребить римские императоры?» - «Римские императоры еще не познали, - с внушительной строгостью отвечал апостол, - что Сын Божий пришел на землю для спасения рода человеческого. Он явно показал, что идолы не только не боги, а напротив, нечистые бесы и враги людям, потому что научают тому, что прогневляет Бога и отвращает Его от человека. А от кого прогневанный Бог отвратит милость Свою, того эти бесы пленяют в рабство себе, и до тех пор обольщают, пока душа не отойдет от тела, не имея при себе ничего, кроме грехов».

Егеат презрительно усмехнулся и сказал: «Пустые басни проповедовал ваш Иисус и за них-то иудеи пригвоздили Его ко кресту». - «Создатель наш, по любви к нам, претерпел крестную смерть не неволею, но по Своей воле, чему я сам был свидетелем, - с воодушевлением возразил Андрей. - Он наперед знал время страданий Своих и предсказал, что в третий день воскреснет. На последней вечери, возлежа с нами, возвестил Он о Своем предателе, говорил о будущем, как о прошедшем, и добровольно пришел на то место, где, как знал заранее, будет предан в руки иудеям…» - «Удивляюсь, - нетерпеливо перебил апостола Егеат, - как ты, будучи человеком умным, следуешь Тому, Который волею или неволею, но - распят на кресте». - «Велико таинство святого креста!» - благоговейно воскликнул Андрей. - «Крест не таинство, но казнь злодеям. Как по безумию прославляешь крест, так по дерзости не боишься и смерти», - надменно возразил Егеат. - «Не по дерзости, но по вере не боюсь смерти», - кротко отвечал Андрей, - честна смерть праведников, и люта - смерть грешников. Познав истину, уверуешь, и уверовав - обретешь душу свою". - «Обретается только то, что потеряно, - улыбаясь, возразил Егеат, - ужели и душа моя потеряна, что ты велишь обрести ее верою, не знаю - какою!»

«Первый человек древом преслушания ввел смерть - и нужно было древом страдания изгнать смерть, - начал говорить апостол. - Виновник смерти, первый человек, был создан из чистой земли: от чистой Девы надлежало родиться совершенному человеку, Христу, Сыну Божию. Древом креста низложив древо похотения, надлежало Ему, Сыну Божию, за невоздержание рук человеческих, простереть на кресте Свои неповинные руки, за сладкую пищу запрещенного древа - вкусить на кресте желчь, и прияв на Себя смерть нашу - даровать нам Свое бессмертие». Выслушав апостола, Егеат с решительным видом сказал: «Не принесешь жертвы богам - прикажу бить тебя палками и распять на кресте, который так прославляешь». Андрей твердо и торжественно отвечал: «Единому, истинному и всесильному Богу приношу я не дым кадильный, не мясо волов, не кровь козлов, но - непорочного Агнца. Все верующие причащаются Его пречистого тела и крови - однако Агнец этот всегда жив и невредим, хотя Он подлинно повсюду закалается». - «Как же это может быть?» - с недоумением спросил Егеат. - «Согласись быть учеником, - отвечал апостол, - и узнаешь». - «Я выпытаю это от тебя муками», - воскликнул Егеат с раздражением. - «Дивлюсь, - осторожно возразил Андрей, - ты - человек умный, и - говоришь безумно. Можно ли тайны Божии выпытать муками? Ты слышал от меня таинство креста, таинство жертвы. Когда уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый иудеями, есть истинный Бог, тогда открою тебе, как убитый - жив, как приносимый в жертву и вкушаемый - пребывает невредимым. Не уверовав - не узнаешь эту тайну никогда!..» Егеат сильно разгневался на апостола и велел заключить в темницу. Множество народа собралось у ворот темницы. Все хотели освободить Андрея. Но апостол удержал народ от возмущения. Он говорил, что не нужно бояться временных земных страданий, ведь после них человек переходит к вечной радости в царство Христово. Всю ночь учил народ апостол Андрей.

Утром Егеат велел привести апостола в судилище. «Надумал ли ты, - спросил Андрея правитель, - оставить безумие и не проповедовать Христа, чтобы вкушать с нами веселье в этой жизни?» - «Тогда только возвеселюсь с тобою, - отвечал Андрей, - когда уверуешь во Христа и отринешь идолов. Самим Христом я послан в эту страну, и немалое число людей приобрел Ему здесь». - «Для того и принуждаю тебя, - сказал Егеат, - принести жертвы идолам, чтобы прельщенные тобою оставили вредное учение. Ведь нет ни одного города в Ахаии, в котором не запустели бы наши храмы. Прогневанные тобою, боги тобою же должны быть умолены». Так злочестивый правитель убеждал апостола, но тот был непреклонен.

Разгневанный, Егеат велел растянуть Андрея на земле и троим приказал бить его. Семь раз сменялись мучители, приходя в совершенное изнеможение. Наконец, подняли апостола и снова привели в судилище. Егеат опять принялся убеждать узника. «Не проливай напрасно своей крови, Андрей, - убеждал он. - Говорю, и в последний раз: распну тебя на кресте».

Апостол твердо отвечал: «Я - раб креста Христова! Не только не боюсь я крестной смерти, но и желаю вкусить ее. Я более сокрушаюсь о твоей погибели: мои страдания чрез день-два окончатся, а твои муки не будут иметь конца. Послушай, сын смерти, послушай меня, слугу Господня! Не распаляй сам для себя огня вечного…» Тогда Егеат приказал распять апостола на кресте, но не прибивать гвоздями, а привязать за руки и ноги, чтобы он дольше оставался жив и терпел ужасные мучения.

На место казни стал собираться народ. «Что сделал этот праведный человек, друг Божий? За что ведут его на распятие?» - слышались возгласы отовсюду. Андрей убеждал не препятствовать его страданиям - он бодро шел на место мучения, не переставая учить народ. Но вот издали апостол увидел приготовленный для него крест и радостно воскликнул: «Радуйся, о кресте, радуйся, телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Страшен ты был людям, пока не был распят на тебе Христос. Знают верные, какая награда приготовлена за крест. Пусть от тебя примет меня Тот, Кто тобою искупил меня!..» Так в духовном восторге говорил апостол. В то же время он снимал с себя одежды и отдавал их мучителям. Они подняли Андрея на крест и, привязав к нему руки и ноги апостола веревками, распяли и повесили на кресте. Крест этот имел особую форму - буквы X, и с тех пор потому и называется Андреевским.

Около креста собралось множество людей, и все до глубины души были возмущены жестокостью правителя. Стоял тут и брат Егеата, Стратоклий, и вместе со всеми восклицал: «Несправедливо страждет этот святый муж!» Андрей же, в продолжение двух дней, наставлял собравшихся около него. Наконец негодование народа возросло неимоверно, и все громко возмутились: «Не должно страдать так учителю доброму, кроткому и премудрому, - вися на кресте, не перестает он учить людей правде!..» Тогда Егеат, убоявшись народа, пошел сам снять Андрея со креста. «Для чего ты пришел, Егеат? - обратился к нему Андрей, - снять меня с креста, пока я жив, невозможно. Я уже вижу Царя нашего, уже поклоняюсь Ему, - сожалею только о тебе, Егеат. Позаботься о себе, пока еще есть время, а после и пожелаешь спасения, будет поздно…»

Слуги Егеата хотели снять апостола со креста, но не могли и прикоснуться к нему. Также многие из народа безуспешно принимались за это. У всякого замирали руки. Наконец, Андрей громко воскликнул: «Иисусе Христе! не попусти снять меня со креста, на котором распят я ради имени Твоего. Мой Учитель, Тебя возлюбил я, Тебя познал, Тебя исповедую. Господи! прими дух мой с миром…» Когда Андрей так молитвенно взывал, внезапно совершилось чудо, видимое всем. Как будто яркая молния, озарил Андрея с неба свет, который осиял вокруг так светозарно, что окружающие не могли смотреть на апостола. Целые полчаса озарял Андрея этот чудный небесный свет. Когда он исчез, апостол испустил дух и отошел ко Господу.

Жена Егеата, Максимилла, обращенная Андреем ко Христу, с честью сняла со креста тело апостола, помазала драгоценными ароматами и положила в новом гробе. Между тем Егеат не был вразумлен чудом и помышлял об отмщении. Он хотел всенародно казнить восставших на него, а Максимиллу, женщину знатного сенаторского рода, оклеветать пред царем. Когда он помышлял так, то внезапно умер в страшных мучениях посреди города. Тотчас известили об этом брата его Стратоклия, веровавшего во Христа, и он приказал похоронить правителя, но не взял ничего из его имения. «Не дай мне, Господи Иисусе Христе, - сказал он, - прикоснуться к чему-либо из принадлежавшего брату моему, чтобы не оскверниться грехом его». Город был в ужасе от совершившегося, и все единодушно обратились ко Христу.

Это случилось 30 ноября (13 декабря), и этот день Церковь посвящает празднованию памяти апостола Андрея.

По прошествии многих лет со времени кончины апостола Андрея, святые мощи его, повелением Константина Великого, были перенесены мучеником Артемием в Константинополь, и положены, вместе с мощами евангелиста Луки и апостола Тимофея, во храме во имя святых апостолов.

Основание Патрской Церкви обагрено честной кровью Первозванного из Апостолов – святого Андрея. Патрская Церковь имеет драгоценную привилегию быть хранительницей его могилы и честной главы, других частей его святых мощей, а также честного древа Креста, на котором принял мученическую смерть святой апостол Андрей.

Ковчег с Честной главой и Крест апостола Андрея Первозванного в соборе в Патрах

Известно, что христианская Церковь всегда почитала и поныне почитает мощи святых, а также священные предметы, имевшие отношение к их жизни и, конечно же, к их мученической смерти. Почитая священные предметы, Церковь благоговейно поминает святого и его мученичество. Предметы, связанные с жизнью святого, по причине непосредственной близости к нему получили особенную благодать от Бога. Это подтверждается и тем фактом, что через них Бог веками совершает для верующих множество чудес (Мф. 16:17–18).

Поэтому архиепископ Керкирский Арсений (Х век), обращаясь с благоговением к святому апостолу Андрею, говорит: «Пусть будет благословенно и то древо, к которому тебя привязали, потому что оно исполнилось благодати после того, как его коснулось твое святое тело, Андрей».

Так объясняется факт неописуемой радости, исполнившей боголюбивое население города в связи с событием возвращения с Запада в город Патры Креста мученичества его святого покровителя.

История Креста апостола Андрея до 1980 года

Естественно, что Крест апостола Андрея хранился в Патрах как драгоценная и священная реликвия с самого дня распятия святого и до начала периода господства в Греции Священной Римской империи (XIII век).

В те мрачные для Православной Церкви времена западной колонизации многие священные реликвии, среди которых и Крест святого Андрея, по разным причинам были перенесены на Запад.

Согласно архивным данным герцогства Бургундского, Крест был перенесен из Ахаии и помещен в монастыре Weaume близ Массалии, откуда около 1250 года был доставлен в монастырь святого Виктора, находящийся в том же городе, где и пребывал до дня своего возвращения в Патры.

Во время Французской революции 1789 года Крест был брошен революционерами в огонь для уничтожения, но, рискуя жизнью, один католический священник изъял из пламени его большие части.

Спасенные части Креста были обнаружены в подземной крипте монастыря святого Виктора в Массалии и заключены в большой кивот, имеющий форму правильного Креста, части которого пересекаются перпендикулярно, – он сейчас хранится в старом храме во имя святого Андрея в Патрах.

Храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, Греция

Во время своего хранения в Массалии крест почитался местными христианами, но, как замечает ныне покойный бывший митрополит Патрский Никодим, «спустя годы и поколения к нему уменьшился интерес, и сохранившиеся части креста уже не почитались постоянно, а стали, так сказать, музейной реликвией».

Смерть святого апостола Андрея Первозванного

Традиция Церкви свидетельствует единогласно, что духовный покровитель города Патры завершил свою удивительную жизнь крестной смертью в Патрах. Синаксарии (биографы, составляющие жития святых для прочтения их во время богослужебных «собраний верующих») и гимнографы, а также древние и последующие письменные памятники согласно свидетельствуют, что святой «скончался» на кресте.

Синаксарии за 30 ноября, день памяти святого апостола Андрея, сообщают: «Эгеат (проконсул города Патры), после того как пригвоздил апостола на кресте, умертвил его…»

В книге, повествующей о чудесах апостола Андрея, написанной епископом Туронским Григорием и переведенной отцами священной обители Хрисоподаритисса города Патры, читаем: «После этого блаженный апостол, будучи схвачен проконсулом Эгеатом, был заключен в темницу. Собрались туда все, чтобы услышать слово спасения, а он, не переставая, проповедовал день и ночь слово Божие.

Спустя несколько дней он был выведен из темницы и, подвергшись нещадному бичеванию, повешен на кресте, на котором пребывал живым три дня, не переставая благовествовать Спасителя Бога. До тех пор, пока на третий день не предал дух свой Господу перед скорбящим народом, как описывается в повествовании о его мученической кончине.

Жена проконсула Максимилла приняла тело блаженного, похоронила его, умастив благовониями, положила его в гробнице, где непрестанно молилась ко Господу, чтобы помянул ее блаженный апостол».

Форма Креста

Стихи Синаксария празднику святого апостола Андрея сообщают: «Апостол Андрей был распят главой вниз в тридцатый день месяца ноября». Старые письменные источники, такие как текст Ипполита Римского (II век), ясно говорят о том, что апостол был распят: «Апостол Андрей был распят в Патрах Ахаийских…»

До сего дня существует убеждение, что Крест святого апостола Андрея имел форму Х. Данное мнение стало настолько преобладающим, что Х- образный крест стал именоваться «Крестом апостола Андрея». Когда Крест был принесен в Патры, его поместили в большой величественный ковчег той же Х- образной формы.

Материал, из которого изготовлен Крест

Как сообщает церковная традиция, Крест святого апостола Андрея был изготовлен из дерева оливы, которая произрастает в области Ахаия. После обнаружения Креста в Массалии учеными были проведены специальные научные исследования, которые показали, что Крест принадлежит к той эпохе, в которую был распят святой Андрей, и изготовлен из дерева оливы, выросшей в Ахаии.

Возвращение и прибытие Креста в Патры

В 1980 году служивший в Гальской митрополии священник, происходивший из города Патры, ныне покойный отец Панагиотис Симигиатос, посетил то место, где хранились части Креста святого апостола Андрея, и после осмотра доложил покойному митрополиту Патрскому Никодиму о возможных действиях совместно с Римско-Католической Церковью по возвращению Креста святого апостола Андрея в Патры.

Таким образом, после необходимых процедур, Крест был передан Патрской Церкви и был принесен с великими почестями 19 января 1980 года в Патры, где его встречали с благоговением клир, городские власти и тысячи людей, пришедших поклониться древу, на котором принял мученическую кончину Первозванный из Апостолов.

Крест хранится в специальном кивоте в Новом храме, посвященном святому апостолу Андрею, в Патрах, позади того места, где хранится честная глава апостола.

Крест апостола Андрея Первозванного в соборе св. Андрея в Патрах

Чудеса по молитвам к св. Андрею

Множество верующих ежедневно прибегают к Кресту Первозванного апостола и коленопреклонно просят о помощи в решении их проблем.

Пусть будет благословенным Имя Господа, Который даровал городу Патры великое благословение, и пусть покроет апостол Андрей своими молитвами ко Господу всех благочестивых христиан, приходящих в его храм и почитающих его могилу, честную главу и Крест его мученичества.

Мы верим, что принесение Креста святого апостола Андрея в Украину, Россию, Белоруссию является великим благословением, и что святой своим заступничеством и благодатью своего Креста осенит православный, благочестивый и благословенный народ Руси.

Мы вседушевно этого желаем.

Информация предоставлена Патрской митрополией

БЛАГОСЛОВЕНИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ

☨Фильм "Голос Андрея Первозванного"

Андрей Первозванный

Андрей Первозванный родился в начале I века, был родом из галилейского города Вифсаиды. Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым последовал за пророком. Многие думали, что Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но пророк объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди двенадцати учеников Христа. При чудесном насыщении пяти тысяч человек именно он сообщает Иисусу об имеющихся пяти хлебах и двух рыбах. Андрей Первозванный вместе с тремя избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира. В числе двенадцати учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя. Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета,- это его участие вместе со всеми в выборе двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы.

По преданию, когда апостолы бросили жребий, кому куда идти проповедовать, апостолу Андрею досталась Скифия. Согласно современнику апостолов Овидию, эта страна занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Черного моря), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовского моря) и реки Танаис (Дон) на востоке до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими горами.

В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время третьего путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех православных Церквях, в конце XI века появился его славянский перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андреем Первозванным русских пределов - "Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь", сохранившееся в составе Повести временных лет. Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопа в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и захотел пойти по этой реке в Рим. Поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос, расположенном у Коринфского залива. Так как многие жители уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Он велел распять апостола так, чтобы тот подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, но остался в силе. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Апостола Андрея Первозванного издавна почитали на Руси. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей. В 1086 году он основал в Киеве Андреевский монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все русские календари. С 1097 года в русской традиции засвидетельствованы церковные службы Андрею Первозванному.

При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя "крестителя земли Русской" получил главный орден Российской империи, а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота.

«Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».
Митрополит Макарий (Булгаков), историк церкви.

Большинство русских летописей дают целостную и неусеченную панораму событий мировой истории и ее неотъемлемой части – истории Руси и России. Данное утверждение относится и к «Повести временных лет» летописца Нестора, в которой, в частности, говорится об апостоле Андрее Первозванном, который посетил территорию современной России в 1 веке н.э., благословил Русскую землю и предрек ей великое будущее.

Нестор повествует: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра и направился в устье Днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород и отправился далее в страну Варягов…»

Эта легенда, которую вслед за Нестором, приводят и другие русские летописи, считается соответствующей реальным событиям и фактам только в рамках истории церкви. Что касается светских историков, то еще совсем недавно они в один голос признавали ее недостоверной, выдуманной и искусственно вставленной из конъюнктурных соображений. Такая точка зрения доминировала и являлась недискуссионной на протяжении всего времени, когда новозаветные легенды (как, впрочем, и ветхозаветные) считались мифологией чистой воды. Однако, все апостолы – такие же исторические личности, как и их Учитель. А потому и путешествие Андрея Первозванного по территории южной и северной Руси – вплоть до острова Валаам, древнего русского святилища, - в высшей степени вероятны.


В начале ХIХ века удалось реконструировать древние предания, согласно которым апостол Андрей Первозванный «прошед Голяд, Косог, Роден, Скиф и Словен и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные…». Ныне близ Никоновой бухты, где некогда апостол Андрей причалил к острову, построен Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о пребывании здесь две тысячи лет тому назад первого ученика Иисуса.

Апостол Андрей – вообще личность очень загадочная. С одной стороны, он – любимый ученик Христа, ярый приверженец нового учения, первым откликнувшийся на призыв Учителя следовать за ним и первым объявивший его Мессией, почему и получил прозвище Первозванного. С другой стороны, о нем мало что известно. Евангелия немногословны в отношении апостола номер один. Он – родной брат Петра, о котором Евангелия, последующие книги Нового Завета и церковная история сообщают куда больше. Андрей был рыбаком, вместе с братом ловил рыбу на Галилейском озере, затем ушел к Иоанну Крестителю и некоторое время был его учеником, пока не был призван на Иордан Иисусом. Дальше, после смерти и воскресения Христа, он появляется уже путешествующим и проповедующим на Руси, по возвращении откуда в греческом городе Патры был распят на косом кресте по приказу римского проконсула. Две всегда симпатизировавшие друг другу страны считают Андрея Первозванного своим небесным покровителем – Россия и Шотландия. В память о мученической смерти апостола здесь особо почитается косой Андреевский крест.

ЛЕТОПИСНЫЕ НЛО

Русские летописи лишь добавили загадок к биографии апостола Андрея – и не только подробным рассказом о его путешествии по Приднестровью, Новгородчине и Приладожью. Радзивиловская летопись (ХV век) подкрепляет это сообщение любопытнейшей иллюстрацией, где изображено водружение креста на берегу Днепра. Но что особенно интересно – в правом верхнем углу миниатюры нарисован «летательный аппарат», похожий на современный космический корабль (такими были первые автоматические спутники, а впоследствии – и спускаемые аппараты). Что же это такое на самом деле? На комету или звезду совсем не похоже, к тому же существовали незыблемые каноны их изображения. Сходные изображения «летательных аппаратов», то есть практически той же конфигурации да еще с человекоподобными существами внутри, изображены на фресках Дечанского православного монастыря (ХIV век) в Косово, что в Югославии. Что это за традиция? Откуда черпали идентичные образы художники разных времен и стран? Что послужило для них моделью? Современные историки и искусствоведы бессильны ответить на поставленные вопросы.


Небесные объекты, напоминающие искусственные спутники, на древнерусских миниатюрах встречаются, как правило, когда речь идет о чудесных явлениях и знамениях. Например, точно такой же «спутник» изображен в иллюстрированной древнерусской рукописной книге «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предчети», где рассказывается о спустившемся с небес ангеле и возвещении им чуда: неплодная жена священнослужителя Захарии Елисавета по благословению Господа должна зачать и родить будущего пророка – Иоанна Крестителя. Естественно, перед глазами древнерусских художников были какие-то образы и шаблоны, но о том, что именно они изображали в глубокой древности, теперь можно только догадываться.

Еще более поразительный «неопознанный летающий объект» представлен на одной из икон ХVI-го века на тему Апокалипсиса из собрания Государственной Третьяковской галереи: здесь изображена типичная двухступенчатая ракета с отделяемым модулем и тремя соплами, из которых вырываются языки пламени.