Что означает слово авторитет.

нем. Autoritat, от лат. аutoritas-власть), влияние к.-л. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравств. достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей А. направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.

Значение А. в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя. В дошк. детстве гл. воспитателями ребенка являются родители. Осн. задача воспитания на этом возрастном этапе - усвоение ребенком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребенка в качестве А. и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, к-рыми должен овладеть дошкольник, с другой - призваны контролировать процесс овладения такими ценностями. На этом этапе личностного развития ребенка « самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (М акаренко А. С., Пед. соч., т. 4, с. 66).

Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны мл. члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего А. Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата. Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их А. в глазах ребенка в подростковом, а порой уже в младшем шк. возрасте. Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребенок в меру своих сил стал настоящим партнером взрослых в решении жизненных проблем. Родительский А. в Значит. мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером. Уважение к ребенку, доброжелательность, справедливость выступают как наиб. важное условие укрепления родительского А. Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитат. влияния взрослых членов семьи на ребенка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании А. взрослого.

Поступление ребенка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах А. и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю. Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность уч.-воспитат. коллектива. В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей проф. подготовленности и личностных свойств наделен в глазах учащихся устойчивым А. Однако желаемое послушание учащегося может быть лишь показным. В этом случае учащийся, поведение к-рого внешне отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий. Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутр. готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внеш. благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность.

Результатом упрочения А. личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творч. деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти А. личности, т.е. власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.

Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преим. на превосходство своей роли. Авторитарные методы т. н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учебе, к безволию и бездумному повиновению. А. власти, не подкрепленный А. личности, ока: зывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А. С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного А. - «А. подавления», «А. расстояния», «А. педантизма» и т. п. - подлинный А. личности педагога.

А. звания «учитель» является одной из важнейших предпосылок становления А. личности педагога. И вместе с тем А. личности конкретного педагога может оказаться той основой, на к-рой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее А. роли учителя.

Основания А. педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности мл. школьников, подростков, юношей. Для учащихся младшего шк. возраста А. учителя, как правило, основан на А. его роли. В большинстве случаев, и особенно в 1-м кл., за учителем признается право на принятие от-ветств. решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и значимой для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности. Это явление может быть расценено как иррадиация А. роли, т.е. перенос А. в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.

Для подростков А. роли оказывается недостаточно. Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях уч. деятельности, за учителем, как правило, признается право принимать ответств. решения. В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в мл. шк. возрасте. Это явление может быть расценено как спецификация А. роли педагога. Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного А. его личности.

В старшем шк. возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности. Отношение к учителю у ст. школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высоко компетентный в своем предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится и умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость. И у старшеклассников, и у студенч. молодежи А. пользуются высококвалифициров. педагоги, к-рые в отношениях с учащимися смогли стать ст. товарищами юношам и девушкам.

Неполное определение ↓

Знаете, кто такой авторитет? У вас есть авторитеты в жизни? А может быть, вы думаете, что их не нужно? Может быть, до конца не уверены, кто является вашим авторитетом? Поэтому спешу с объяснением. Это тот человек, которому стоит подражать, имеющий влияние на взгляды и мышление других людей. Как правило, пользуется уважением из-за его знаний или моральных качеств.

Это может быть человек из вашего ближайшего окружения или кто-то известный и уважаемый, например, спортсмен или политик.

Почему стоит иметь авторитет?

Восхищаться чьей-то работой, это прекрасная возможность для изучения чего-то нового. Это можно сказать мотивация. Когда вы видите, что кому-то, кого ты любишь и уважаешь, что-то удается, у вас есть большее желание к самостоятельной деятельности.

Наличие авторитета помогает предположить себе цели и к ним стремиться, развиваться и иметь уверенность, что есть кто-то, кто в случае неопределенности или отказа, служит подсказкой, хотя и не всегда прямой. В случае известных людей, тяжело говорить, но их поведение и высказывания могут представлять собой ценную коллекцию советов.

В современном мире полно людей, которым кажется, что они могут быть авторитетами. Это видно, особенно в интернете. Поэтому, прежде чем довериться кому-то настолько, чтобы брать с него пример, подумайте, стоит ли он этого.

Кто такой авторитет и где его искать?

Семья. Это среда, в которой ты с рождения. Уважаешь родителей, и это здорово, они могут быть твоими авторитетами. А может быть старший брат или сестра? Дядя, который является активным деятелем социальной жизни/спортсмен/имеет необычное хобби? Среди близких людей, всегда найдется кто-то, с кого можно взять пример и стремиться к подобной целе.

Знаменитые люди часто это также отличный авторитет. Спортсмены, ученые, бизнесмены – вдохновляют своими достижениями и деятельностью. Их можно полюбоваться за упорство в достижении цели, высокая зарплата или благотворительную деятельность. Труднее с ними связываться, но это не значит, что не стоит пытаться.

В последнее время многие создатели сайтов пытаются влиять на наши мнения, а, наоборот, их формировать. Множество блоггеров и ютуберов поражают. К сожалению, не каждый из них может сообщить что-то действительно стоящее. Поэтому, подписавшись на еще один канал на Youtube, подумайте, вы уверены, что данный болггер может сказать что-то стоящее и достоин ли он подражания.

Данная статья затронет такую «трепетную» сегодня тему, как авторитет. Что такое этот самый статус в обществе? Какое значение он имеет в нашей жизни? Для начала дадим ему определение. Авторитет является особой социальной значимостью, которую получают индивиды, общественные институты, социальные группы, организации в силу имеющихся у них определенных качеств или функций. Все это происходит опционально.

Вступление

Независимо от своей природы, тот, кто обладает авторитетом, владеет присущим ему набором свойств, функций и качеств, получивших широкое общественное признание и не нуждающихся в постоянном подтверждении и доказательстве.

Что такое авторитет? Виды авторитета

  • формальный (обуславливается административным положением субъекта или институциональным статусом);
  • неформальный (обуславливается личными качествами субъекта).

Все эти разновидности могут обладать как рациональной, так и иррациональной природой и воплощаться в особых социальных феноменах (общественное лидерство, духовное лидерство, государственное управление, капитал, предпринимательство и прочие).

Значение слова авторитет

Есть несколько вариаций относительно появления этого слова. Впервые, если верить истории, еще в Древнем Риме значение авторитета выражалось во власти Сената, что выделяло его среди прочих органов государственного управления.

Феномен авторитета и выражается в том, что обладающий им способен воздействовать на мышление или поступки других людей без какого-либо непосредственного принуждения к таким изменениям. Таким образом, это значит, что авторитет превращает своего носителя в объект, который может влиять на общество или осуществлять в своем лице власть.

Так сложилось исторически: человек, ограниченный в силу обстоятельств способностью самостоятельно решать проблемы крупного масштаба, привыкает полагаться на мнение вышестоящего человека, которому доверяет или симпатизирует. Порой сложность действительности толкает людей принимать все на веру, потому что самим разбираться в причинно-следственных связях может не хватать времени или сил. Однако на веру принимаются лишь те требования и притязания носителя авторитета, которые могут быть им четко и структурированно обоснованы.

Они могут не иметь под собой хорошей базы, но, к примеру, хорошая подготовка оратора к своему выступлению - уже залог победы, ведь порой важен не сам факт, а умение «вкусно» его преподнести общественности.

Этика и философия

Это, в первую очередь, категория, которая фиксирует социальную связь и взаимодействие определенного типа - видоизменяющуюся форму общественного влияния и проявления власти через подчинение и принуждение индивидов во всех сферах их деятельности: чувствах, мыслях, поступках в согласии с установленными установками и нормами.

Исторически сложившиеся формы

По историческому признаку выделяют три основные формы данного понятия:

  • авторитет силы, власти (архаическое общество);
  • авторитет веры и религии (традиционное общество);
  • авторитет рациональности и здравого смысла (индустриальное общество).

Развитие форм и установок авторитета в общем и целом тесно связаны с исторически обусловленными установками общественного сознания. В древние времена доминирующую позицию занимал моральный авторитет. В Средневековье эту доминанту сменили установки верующего разума, наивысшая задача которого выражалась в причащении к Божественной истине.

В религии

Лежащий в основе христианского мировоззрения принцип креационизма предполагал автора всего Бытия, так называемого Всемогущего Бога, который возвестил миру о созданном им мире через Священное писание, или Библию, служившую тем самым письменным авторитетом тех времен. Догмы и библейские тексты не подвергались сомнению и считались истиной в последней инстанции, поэтому, сославшись на Библию, человек мог буквально заверить свои действия. Также авторитетами считались святые и наделенные самим Богом органы власти. Именно их высказывания, нравоучения и пример вменялись обществу для подражания и восхищения.

Этот авторитет, что в Средние века, что в наше время имеет место, поэтому можно сказать, что он изначально направлен создание определенного строя мыслей, который ориентирован на поиск истины, правильность, святость и, следственно, авторитетность.

Помимо этого, опора на авторитет все же не была следствием слепой веры в церковные предписания или иные догматы. Наоборот, этот авторитет, как считалось, должен был привести искания людей к разумному ответу. Истина-то была дана и возвещена, значит, христианский ум, по словам святого Августина, просто «льнул» к ней через таинство причащения.

Вера отнюдь не была глупа, она считалась само собой разумеющейся, разумной и авторитетной. Средневековые интеллектуалы использовали авторитеты в качестве проверки собственного разума на правильность и целесообразность собственных суждений, построений и умозаключений, которые могли, кроме того, критиковать и оспаривать сами авторитеты, что ни в коей мере не умаляло значимости идеи авторитета, произрастающей в традиционном мировоззрении.

Эволюция значения

Начиная с 13-го века истина была разделена на истину веры и истину разума. Этот момент становится переломным в истории религии: вера больше не может претендовать на звание разумной, а сам разум уклоняется от общепринятых догм.

С наступлением Нового времени, философия, начиная с Гоббса, отрицает духовно-религиозный авторитет и подчеркивает значимость нравственного авторитета, который основывается на рациональном знании. Английское и французское Просвещение вполне убедительно обосновывает авторитет разумного права. Такой авторитет, что базируется на идее свободы индивидуальности, попрал впоследствии нравственные авторитет в угоду автономии воли.

Философские "дебаты"

Иммануил Кант сделал существенный вклад в переоценку мышления, благодаря ему был осуществлен переход от мышления в категории блага к мышлению в категории ценностей, являющихся результатом человеческой деятельности — волеизъявления и целеполагания.

И. Г. Фихте полагал, что подчинение авторитету есть дело неблагодарное и «бессовестное», как он сам выразился. Фридрих Ницше относил это явление к рабскому мировоззрению. В русской историософии была выделена роль личного момента в создании духовного авторитета. По мнению В. С. Соловьева, внешний авторитет является необходимым как преходящий момент, однако его нельзя увековечивать, то есть признавать его окончательную и конечную форму. Н. А. Бердяев вообще сделал четкое разграничение, указав на противоположность значений социального авторитета и авторитета совести. И. А. Ильин в рассуждении о духовном авторитете, ассоциировал его с авторитетом власти, который предполагает религиозное доверие народа, независимость от зарубежных веяний, волевой характер. Постклассическая философия 20-го века включает в себя автономистскую (любой авторитет отрицается, утверждается принцип абсолютной свободы индивида) и авторитаристскую (выделяются приоритеты носителей авторитета) тенденции.

Авторитет сегодня

Современная политическая философия рассматривает это понятие как необходимое условие всякой власти и ее могущества.

Формальная типология власти М. Вебера отражает возможность появления авторитета:

  • на рациональных установках — системы правил, которые касаются способов приобретения власти и границ ее применения;
  • на харизме — личные качества лидера, вождя, правителя, (убежденности, мудрости, отваге и так далее);
  • на традициях, то есть установленный порядок считается сакральным и не подлежащим оспариванию и изменениям.

от лат. auctoritas - власть, влияние), в широком смысле - общепризнанное неформальное влияние к.-л. лица или орг-ции в различных сферах обществ, жизни (напр., воспитание, наука), основанное на знаниях, нравств. достоинствах, опыте (А. родителей, врачей и т. д.); в более узком значении - одна из форм осуществления власти. Часто говорят об А. закона, к.-л. правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости людьми, на к-рых распространяется их действие. А. выражается в способности лица или группы лиц (носители А.) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей). Существование А. связано с ограниченностью возможностей человека рационально оценивать многие возникающие перед ним проблемы, что связано со сложностью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителеіі А. При этом предполагается способность носителя А. обосновать свои требования.

В производств., политич. и др. сферах обществ, жизни деятельность отд. индивидов во МНОГОА» определяется спец. органами и должностными лицами, к-рые принимают решения и контролируют их исполнение. Это признаваемое подчиненными право и есть А., как форма осуществления власти, отличающаяся от других ее форм, напр, от произвола.

Формы, в к-рых А. воплощается, и сферы его действия зависят от историч. ступеней развития общества, идеологич. представлений, определяющих источники и критерий законности власти. В традиции, идущей от англ, философа Гоббса и др. утилитаристов, проблема А. выступала в виде дилеммы «свобода» - «авторитет», причем под последним понимался лишь А. верховной власти, «суверенный А.». Гоббс видел в «суверенном А.» единств, средство спасения общества от анархии, от «войны всех против всех». Анархисты, наоборот, противопоставляли А. полную свободу индивида от общества, автономию личности. Нем. социолог М. Вебер предложил формальную типологию А., по к-рой А. может основываться либо на рациональных уставов ках - определ. системе правил, касающихся способов приобретения власти и границ ее применения; либо на традициях, когда законность порядка вытекает из представления о нем как о священном и неизменном; либо на т. н. харизме, когда А. связан с личной приверженностью лидеру, наделенному в глазах его последователей исключит, качествами мудрости, героизма, святости. Такого рода А., по Веберу, присущ пророкам, проповедникам и политич. вождям.

В работах классиков марксизма-ленинизма раскрыта объективная материальная необходимость А., его связь с проблемой власти и управления. Ф. Энгельс, анализируя проблему А., называл взгляды анархистов и антиавторитаристов «антисоциальными» и считал, что «нелепо... изображать принцип авторитета абсолютно плохим, а принцип автономии - абсолютно хорошим» («Об авторитете», см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 304). Энгельс обосновывал необходимость А. для любого социального устройства. «...Известный авторитет каким бы образом он ни был создан, а с другой стороны, известное подчинение, независимо от какой бы то* ни было общественной организации, обязательны для наспри тех материальных условиях, в которых происходит производство и обращение продуктов» (там же). Энгельс отмечал, что пром-сть, транспорт, любая орг-ция не мыслимы без А., господствующей воли, представленной либо одним лицом, либо определ. органом. При этом Энгельс подчеркивал, что действие А. должно быть ограничено только теми сферами обществ, жизни, для к-рых он необходим (см. там же). В то же время Маркс и Энгельс решительно выступали против «чрезмерной веры» и «суеверного преклонения» перед А., против культа личности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 384 и т. 34, с. 241).

АВТОРИТЕТ

Это понятие окружено множеством опасных суеверий. Прежде всего, следует выяснить значение термина «авторитет». Мы говорим, что один человек является авторитетом для другого в том случае, если все, что относится к какой-то определенной области, целенаправленно доведено им до сведения этого другого (например, в форме обучения, приказа и т. д.) и воспринято, освоено последним. Есть два вида авторитета: авторитет знатока, специалиста, называемый по-научному «эпистемическим», и авторитет вышестоящего лица, начальника, называемый «деонтическим». В первом случае некто является для меня авторитетом, когда я убежден, что он знает данную область лучше меня и что он говорит правду. Например, Эйнштейн для меня - эпистемический авторитет в физике, школьный учитель для своих учеников - эпистемический авторитет в географии и т.д. Некто является для меня деонтическим авторитетом, когда я убежден, что смогу достичь цели, к которой стремлюсь, только выполняя его указания. Мастер-деонтический авторитет для работников мастерской, командир отделения - для рядовых и т.д. Деонтический авторитет в свою очередь подразделяется на авторитет санкции (в случае, если цели авторитета отличаются от моих, но я выполняю его приказы, опасаясь наказания) и авторитет солидарности (в случае, если у нас с ним общая цель, как, например, у матросов и капитана судна в момент опасности).

1. Первым суеверием, связанным с авторитетом, является мнение о том, что авторитет и разум- вещи, противоречащие друг другу. На самом деле прислушиваться к авторитету - значит вести себя вполне благоразумно, в соответствии с разумом. Если, к примеру, мать говорит ребенку, что существует большой город Варшава, ребенок поступает разумно, считая это правдой; столь же разумно поступает пилот, когда верит метеорологу, сообщающему, что в эту минуту в Варшаве высокое давление, западный ветер скоростью 15 узлов,- поскольку знания авторитета в обоих случаях превосходят знания ребенка или пилота. Более того, даже в науке мы прибегаем к авторитету. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на обширные библиотеки, имеющиеся в любом научном институте. Книги в этих библиотеках чаще всего содержат обзоры научных результатов, полученных другими учеными, т.е. высказывания эпистемических авторитетов. Подчинение авторитету, например капитану судна, иногда оказывается наиболее разумной позицией. Утверждение о том, что авторитет и разум всегда противоречат друг другу, является предрассудком.

2. Второе заблуждение касается веры в абсолютные авторитеты, т. е. в то, что существуют люди, авторитетные во всех областях. Конечно же, это неверно - человек может быть авторитетным в какой-то одной области, даже в нескольких областях, но уж никак не во всем на свете. К примеру, Эйнштейн был авторитетом в области физики, но отнюдь не в сфере морали, политики или религии. К сожалению, признание существования подобных абсолютных авторитетов - весьма распространенное заблуждение. Так, если группа университетских профессоров подписывает политический манифест, предполагается, что их сочтут авторитетами в области политики, каковыми они, безусловно, не являются; здесь мы сталкиваемся с признанием абсолютного авторитета, которым якобы обладают ученые. Эти профессора могут быть авторитетами в области истории Французской революции, китайской керамики или теории вероятностей, но никак не в сфере политики, и, подписывая манифест, они злоупотребляют авторитетом, которым действительно обладают.

3. Третьим, особенно опасным суеверием является смешение деонтического авторитета (авторитета начальника) с авторитетом эпистемическим (авторитетом специалиста). Многие полагают, что тот, у кого есть власть, т. е. деонтический авторитет, имеет также и авторитет эпистемический, так что может поучать своих подчиненных, например, по проблемам астрономии. Пишущий эти строки был некогда свидетелем «доклада» военного чина, ничего не смыслившего в астрономии, причем доклад был сделан в подразделении, где служил стрелком доцент астрономии. Иногда жертвами этого предрассудка становятся и выдающиеся личности. В качестве примера можно привести св. Игнатия Лойолу, основателя ордена иезуитов, который в известном письме к португальским отцам церкви потребовал, чтобы они «подчинили свой разум вышестоящему лицу», т. е. деонтическому авторитету.

См.: гуру, интеллектуал, разум, рационализм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas - «власть, влияние») - в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком - влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

    Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта.

    Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. Говорится также о вере в авторитет (лат. Argumentum ad verecundiam - «обращение к авторитету»), которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.

    В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием является легитимность источника авторитета. В соответствии с концепцией М. Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:

    Рационально обоснованная законность;

    Аффективная законность, основанная на харизме лидера.

    Необычное открытие было сделано учёными из университета Лидса. Они провели серию экспериментов: добровольцев попросили бродить по большому залу, не разговаривая друг с другом. Среди участников выбирали несколько человек, которым давались более чёткие инструкции, какого маршрута следует придерживаться. Опубликованный отчёт продемонстрировал, что задать направление группе людей численностью не менее 200 человек может «информированное меньшинство», составляющее всего лишь 5 %. Оставшееся «стадо» бессознательно следует за лидерами. В этом наблюдаются чёткие параллели с поведением групп животных, утверждают исследователи. В ходе экспериментов испытуемые вырабатывали общее решение, хотя им не разрешалось ни разговаривать друг с другом, ни общаться при помощи жестов. В большинстве случаев участники эксперимента даже не осознавали, что их кто-то ведёт.

    Нынешняя работа перекликается с исследованием учёных из Утрехтского университета. Они доказали, что большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если проводник «сам не знает, куда идти».