Решение о прекращении юридического лица. Порядок прекращения деятельности юридического лица

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, то есть приостановления деятельности ряда организаций.

Как уже отмечалось, юридическое лицо может быть создано путём учреждения, но и путём реорганизации уже существующего юридического лица.

Вообще, реорганизация - это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами. Существует пять форм реорганизации:

Слияние. Несколько юридических лиц «сливаются» в одно юридическое лицо. В результате происходит прекращение нескольких организаций и образование одной новой организации, к которой переходят все права и обязанности прекращённых юридических лиц;

Присоединение. К одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо или лица. Вследствие этого присоединённые юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему юридическому лицу, которое продолжает существовать, а новых юридических лиц не возникает. Таким образом, данная форма реорганизации не является способом создания юридических лиц.

Разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделённое юридическое лицо прекращается, и вместо него возникают новые юридические лица, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят все права и обязанности прекратившего своё существование юридического лица;

Выделение. Из состава юридического лица выделяется структурная единица, которая становиться самостоятельным юридическим лицом. Вследствие выделения возникает новая организация, к которой в соответствии с разделительным балансом переходит часть прав и обязанностей выделившей её организации, однако последняя при этом не прекращается. Такая реорганизация не является способом прекращения юридических лиц.

Преобразование. Реорганизация в форме преобразования - это изменение юридическим лицом своей организационно - правовой формы. Например, общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество. В результате ранее существовавшее юридическое лицо прекращается и возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности первого.

Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение - способом их прекращения, остальные же формы реорганизации - в одно и то же время способами и создания, и прекращения юридических лиц.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), то есть добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причём, если решение суда или компетентного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит своё существование. Поэтому обязательным её условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

Основаниями прекращения деятельности юридического лица являются:

1. Решение учредителей или органа юридического лица (т.е. в добровольном порядке).

2. Решение суда (т.е. в принудительном порядке).

Решение учредителей или органа юридического лица о прекращении его деятельности возможно:

1. В связи с истечением срока, на который создано юридических лицо.

2. В связи с достижением цели, для которой было создано юридических лицо.

3. В связи с уменьшением (увеличением) числа членов ниже (выше) предела предусмотренного законом или уставом.

4. В связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании неустранимых нарушений нормативных актов .

5. В связи с несостоятельностью (банкротством).

6. В связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала .

7. По иным основаниям.

Решение суда о прекращении деятельности юридического лица возможно:

1. В связи с осуществлением деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),

2. В связи с осуществлением деятельности запрещенной законом,

3. В связи с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов,

4. В связи с систематическим осуществлением внеуставной деятельности общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом,

5. В связи с несостоятельностью (банкротством),

6. В связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала,

7. В иных случаях, указанных в законе.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство.

Реорганизация может осуществляться путем:

1. Слияния (соединение ряда юридических лиц). Они прекращают существовать как юридических лица. На их месте создается новое юридическое лицо. Все права и обязанности предыдущих юридических лиц переходят к вновь созданному юридическому лицу.

2. Присоединения (одно юридическое лицо присоединяется к другому). При этом первое перестает существовать как юридическое лицо, все его права и обязанности переходят ко второму, которое продолжает действовать как старое юридических лицо, но только в большем объеме.

3. Выделения (из состава юридического лица выделяется другое юридическое лицо). Первое продолжает существовать, но лишь в меньшем объеме. Возникает новое юридическое лицо. Часть прав и обязанностей первого юридического лица по разделительному балансу переходит к новому юридических лицу.

4. Разделения (юридических лицо прекращает свое существование). На его месте возникает несколько новых юридических лиц. Все права и обязанности, которыми обладало исходное юридическое лицо, по разделительному балансу делятся между вновь созданными юридическими лицами.


5. Преобразования (юридических лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида). Преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей или специальной). Иначе было бы невозможно осуществление универсального правопреемства.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Утвержденный передаточный акт должен быть согласован в 10-дневный срок с принимающей организацией.

Моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу считается дата подписания и утверждения передаточного акта и разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации.

Реорганизация юридического лица считается состоявшейся с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст.61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1. Учредители (участники) или органы, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу государственной регистрации, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявший решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации юридического лица.

3. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации, сообщение о его ликвидации, порядке и сроке заявления претензий кредиторов (срок не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации юридических лица, взыскивает дебиторскую задолженность.

4. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс - со сведениями о составе имущества, перечне предъявляемых кредиторами требований, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации по согласованию с органом государственной регистрации.

5. На основании баланса удовлетворяются законные требования кредиторов в порядке очередности - ст.64 ГК.

6. После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается также.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы: заявление, ликвидационный баланс, документ об уплате госпошлины.

Ликвидация юридического лица происходит:

1. С распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками).

2. С передачей оставшегося имущества собственнику.

3. С передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах (общественные, религиозные, фонды).

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или ликвидации (ст.61).

Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д) преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г» прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно, реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.

Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания). Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в законе реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные документы должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников (ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения деятельности присоединенного лица.

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или НА; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. ГК предусматривает все случаи принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем ликвидации ЮЛ является банкротство.

Ликвидация ЮЛ представляет достаточно длительную процедуру, основным содержанием которой является выявление удовлетворение имеющихся у кредиторов требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность, а лица принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию ЮЛ обязательно добавляются слова «в ликвидации». Ликвидация проходит под контролем органа осуществившего ГР ЮЛ. Этапы ликвидации ЮЛ: назначение с согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в СМИ извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имущества ЮЛ с публичных торгов; расчеты с кредиторами ЮЛ в порядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям. Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

1. Общие положения. Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц.

Основания прекращения – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц.

Основания прекращения деятельности юридических лиц могут быть самые разные. Если, например, юридическое лицо было создано для достижения определенной цели, то по достижении этой цели оно прекращает свое существование. Истечение определенного срока, на который было создано юридическое лицо, также является основанием для прекращения его деятельности.

Юридические лица, основанные на частной форме собственности и созданные в любой организационно-правовой форме, прекращают свое существование не только по основаниям, предусмотренным в законе, но и по основаниям, которые могут быть дополнительно определены их уставами или положениями.

Способы прекращения – это предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Так, прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они были образованы. Юридические лица любой организационно-правовой формы, основанные на частной форме собственности и созданные по желанию их учредителей, в таком же добровольном порядке могут прекратить свою деятельность.

Таким образом, способы прекращения юридических лиц принципиально не отличаются от способов их возникновения.

Возможно, однако, и принудительное прекращение деятельности юридических лиц, т.е. против воли их учредителей. На основании решения суда хозяйственные общества прекращают свою деятельность, если они признаны банкротами, систематически и грубо нарушают действующее законодательство, если учредительные документы признаны недействительными, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 19 ЗУ «О хозяйственных обществах»). Решением суда объединение граждан (общественная организация или политическая партия) распускается (прекращает свою деятельность) в случаях, если деятельность его принимает характер, подрывающий безопасность государства, ограничивающий общепризнанные права человека, в других случаях, предусмотренных ст. 4, 22 и 32 ЗУ «Об объединениях граждан».

Формы прекращения – это предусмотренные законом приемы прекращения деятельности юридических лиц.

Юридические лица прекращаются путем реорганизации и ликвидации.

2. Реорганизация юридических лиц. На протяжении многих десятилетий реорганизация рассматривалась в качестве способа прекращения юридического лица, отличного от ликвидации наличием правопреемства. Такой подход был предопределен нормами ст. 37 Гражданского Кодекса УССР от 1963 года. В законодательстве отсутствовали даже легальные определения, как самой реорганизации, так и отдельных ее форм.


В результате кодификации ХК Украины сохраняет традиционный для нашего законодательства термин «реорганизация» и закрепляет возможность прекращения деятельности субъекта хозяйствования путем его реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) (ст. 59). В то же время в ГК Украины отсутствует обобщающий термин «реорганизация». Он заменяется перечнем ее форм: слияние, присоединение, разделение, преобразование (ч. 1 ст. 104). Это объяснялось стремлением разработчиков ГК Украины применять европейские правовые конструкции, которым не присущ данный термин, а в правовых нормах указываются отдельные формы реорганизации или их перечень, либо используется словосочетание «прекращение, которое не влечет ликвидацию».

Главной целью реорганизации является не прекращение субъекта права, а напротив, непрерывность осуществления хозяйственной деятельности, сохранение и продолжение целостного имущественного комплекса либо в виде создания нового субъекта, либо «…путем включения к уже существующему субъекту». Однако всегда, при любой форме реорганизации, ее результатом является появление в коммерческом обороте нового либо обновленного целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов).

Анализируя процесс реорганизации, можно выделить свойственные ему элементы и создания, и прекращения. Создаются новые субъекты путем реорганизации в четырех правовых формах – при слиянии, выделении, разделении, преобразовании. Элементы создания в указанных формах прослеживаются в появлении: новой имущественной базы организации – нового размера уставного фонда, измененного качественного состава целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов), а также субъекта (субъектов) реорганизации.

Прекращаются субъекты также в четырех формах – при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании. К элементам ликвидации можно отнести, в частности, закрытие банковских счетов, снятие с учета в налоговых органах, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГР), сдача печатей и штампов на уничтожение.

Как видим, элементы создания и прекращения одновременно имеют место только при слиянии, разделении и преобразовании, тогда как в остальных формах реорганизации – только один из элементов: либо только прекращение (при присоединении), либо только создание (при выделении).

Права и обязанности правопредшественника в зависимости от формы реорганизации могут переходить к разному количеству правопреемников. При слиянии и присоединении они переходят в полном объеме только к одному правопреемнику, а не к нескольким (как при разделении) или к одному или нескольким (как при выделении). Это, с одной стороны, является общей чертой таких правовых форм укрепления положения на рынке как слияние и присоединение, с помощью которых решается экономическая задача – капитализация хозяйственных обществ. С другой стороны – их отличительной чертой от таких форм реорганизации как разделение и выделение.

Итак, признаками реорганизации являются:

1) появление нового либо обновленного целостного имущественного комплекса юридического лица;

2) создание одного (или более) юридического лица (лиц) и (или) прекращение одного (или более) юридического лица (лиц);

3) наличие правопреемства между реорганизуемыми юридическими лицами (правопредшественниками и правопреемниками) .

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица, когда его дела и имущество не ликвидируются, а переходят к другому юридическому лицу, обязанному выполнять функции прекратившего свое существование юридического лица.

Существует 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят по передаточному акту к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица (происходит изменение организационно-правовой формы: государственное предприятие в АО).

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, комиссию по прекращению юридического лица (выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица):

– с момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;

– комиссия выступает от имени юридического лица, которое прекращается;

– комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных органах СМИ («Урядовий кур’єр», или специально созданный печатный орган от государственной регистрации) информацию о том, что юридическое лицо находится в состоянии реорганизации и о порядке и сроке заявления требований к нему (этот срок не может быть менее 2 месяцев);

– комиссия по прекращению принимает все возможные меры по выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о прекращении юридического лица.

Юридическое лицо считается прекратившим свое существование со дня внесения в Единый государственный реестр предприятий и организаций записи о его прекращении (ст. 104 ГК, ст. 59 ХК – записи о прекращении его деятельности). Прекращение деятельности юридических лиц осуществляется, как правило, в том же порядке, в котором они были созданы (исключение – банкротство).

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК Украины содержит перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Основаниями добровольной ликвидации являются истечение срока, на который оно было создано, достижение целей организации, для которых она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГК Украины).

Принудительная ликвидация проводится по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом (например, в случае осуществления ею деятельности, противоречащей уставным документам или запрещенной законом; непредоставления на протяжении года налоговым органам документов финансовой отчетности; наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению и т.д.).

Для некоторых видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. ГК Украины предусматривает дополнительные основания ликвидации отдельных видов юридических лиц действующих в рамках тех или иных организационно – правовых форм. Например, согласно ч.1 ст. 141 ГК Украины число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законодательством Украины. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Часть 2 ст. 38 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности» устанавливает, что основанием для постановления судебного решения о ликвидации является несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона. Это общее основание конкретизируется для хозяйственных обществ. В законодательстве предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов организации ниже уровня минимального размера уставного капитала . Так, общество с ограниченной ответственностью подлежит также ликвидации в случае, если его участники в течение первого года деятельности общества не оплатили полностью сумму своих вкладов или в случае уменьшения стоимости чистых активов ниже уровня, установленного законом (ч. 4 ст. 144 ГК Украины). Аналогичная норма только относительно акционерных обществ содержится в ч. 3 ст.155 ГК Украины.

Еще примером установления в законодательстве дополнительных оснований может быть ст. 83 ЗУ «О хозяйственных обществах», а также ч.1 ст. 139 ГК Украины, которые предусматривают, что коммандитное общество прекращается в случае выбытия из него всех участников с полной ответственностью. При таких обстоятельствах теряется весь необходимый состав коммандитного общества, и оно перестает соответствовать своей форме. Однако при таких обстоятельствах его полные участники имеют право преобразовать коммандитное общество в полное.

Учредительными документами может быть предусмотрена ликвидация полного общества в случае выбытия из него любого из участников. Согласно ч. 1 ст. 132 ГК Украины полное общество ликвидируется в случае, если в обществе останется один участник. Ликвидация и полного, и коммандитного общества имеет место в случае, если остается один участник общества в связи с тем, что эти организационно – правовые формы обществ являются объединением двух лиц для ведения предпринимательской деятельности. Однако этот участник имеет право в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником общества, преобразовать его в другое хозяйственное общество. Это мудрое решение законодателя, поскольку нецелесообразной является ликвидация, например, полного общества, которое было создано двумя лицами и приносит стабильный доход в случае смерти одного из участников. Однако, если оставшийся участник не воспользуется предоставленной возможностью преобразования хозяйственного общества, он будет вынужден смирится с его ликвидацией.

Статья 36 ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке» закрепляет, что деятельность фондовой биржи прекращается в том случае, когда ее членов стало меньше десяти. Если в фондовой бирже осталось десять членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Это дополнительные основания прекращения фондовых бирж, а в остальных случаях деятельность фондовой биржи прекращается в соответствии с законодательством Украины об акционерных обществах и иных видах хозяйственных обществ.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 111-112 ГК Украины, ст. 60 – 61 ХК Украины и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 112 ГК Украины. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо является ликвидированным.

Особенности ликвидационной процедуры в случае банкротства юридического лица установлены ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Контрольные вопросы

1. Дайте определение юридическому лицу. Каковы признаки юридического лица?

2. Раскройте понятие «организационное единство юридического лица» и определите органы управления юридического лица. Что такое«корпоративная демократия»?

3. В чём выражается имущественная обособленность юридического лица? Раскройте понятие и значение уставного фонда.

4. Раскройте значение самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц и особенности ответственности некоторых юридических лиц (казённые предприятия, полные общества, коммандитные общества, общества с дополнительной ответственностью).

5. Какие способы создания юридических лиц выделяются в науке гражданского нрава?

6. Какими законодательными актами регулируется создание юридических лиц?

7. Кто имеет право на учреждение юридического лица? Кто является учредителем и участником юридического лица?

8. Какие права и обязанности возникают у участника юридического лица?

9. В чем заключается значение государственной регистрации юридических лиц? Что такое Единый государственный реестр?

10. Определите порядок регистрации юридических лиц и основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

11. Определите органы, управомоченные принимать решения о признании недействительной записи о проведении государственной регистрации, и правовые последствия принятия такого решения.

12. По каким критериям можно классифицировать юридические лица?

13. Назовите организационно-правовые формы юридических лиц.

14. Какие виды хозяйственных обществ Вы знаете? Охарактеризуйте особенности их правового положения.

15. Понятие кооператива. Виды кооперативов.

16. Особенности статуса и ответственности казённого предприятия.

17. Правовое положение учреждения.

18. Что такое реорганизация юридического лица?

19. В чём заключается ликвидация юридического лица? Каковы ее правовые последствия?

20. Порядок ликвидации юридического лица: правовое положение ликвидационной комиссии, порядок удовлетворения требований кредиторов.