Цивилизация понимается как. Что такое цивилизация

Термин «цивилизация» появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.). Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

Великие просветители Вольтер, Руссо употребляли лишь глагол «цивилизовать». Но термином «цивилизация» все увереннее пользовались Гольбах, другие мыслители, хотя и в несколько размытом смысле.

Аналогичный процесс происходил в этот период и в Англии. Первое использование термина «цивилизация» в Англии зафиксировано в 1767 г. Существует точка зрения, что, это связано с деятельностью английских просветителей.

В то время слово «цивилизация» несло узкую, конкретную смысловую нагрузку; его значение должно было противопоставить «цивилизацию» и «непросвещенные народы», а также «цивилизацию» и «темные века» феодализма и Средневековья. Подобная традиция идет еще из эпохи античности: противопоставление своей культуры, духовности и политической организации всем «варварским обычаям», образу жизни «дикарей». В Афинах была распространена поговорка: «Лучше быть рабом в Афинах, чем воином у персов», то есть при самодержавной власти.

Только в 1819 г. слово «цивилизация» впервые появилось во множественном числе, что свидетельствует о начале признания исследователями многообразия и различий в цивилизационном устройстве народов на протяжении тысячелетий мировой истории.

Процесс развития общества означает постоянное взаимодействие различных цивилизационных пластов (цивилизационный пласт - совокупность отношений определенного вида), разделяющихся на общественные и необщественные. Главное заключается в том, чтобы научиться видеть в цивилизационном процессе изменение целостной системы при относительной автономии всех ее составляющих, всех пластов развития общества. Необходимо раскрывать роль необщественных секторов, включая биологическое начало в поведении человека, значение среды обитания в развитии цивилизационного процесса.

Целесообразно выделить несколько макро пластов цивилизационного процесса, а именно: 1) среду обитания; 2) биологические и этнические процессы; 3) производительные силы, производство материальных благ; 4) производственные отношения; 5) социальная структура общества (касты, кланы, сословия, классы); 6) институты власти и управления; 7) религиозные ценности, менталитет; 8) взаимодействие локальных цивилизаций . {1}

Науке известно множество определений понятия «цивилизация». Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Вот одно из современных определений этого понятия. «Цивилизация - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру».

По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличались и отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие определенное отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории.

Среди множества цивилизаций историки выделяют так называемые традиционные общества: Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно.

Особым типом цивилизации стала Европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Она основывалась на других ценностях. Среди них - значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и потому способному к постижению смысла бытия.

Таким образом, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона.

Существует несколько вариантов цивилизационного подхода к изучению мировой истории:

Так, русский историк И. Я. Данилевский (1822-1885) писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Общая схема развития культурно-исторических типов у Данилевского имеет циклический характер: она включает стадию зарождения, которую Данилевский называет "этнографическим периодом", далее следует период "средней истории", в течение которого происходит формирование государственности. Кульминационным этапом в развитии культурно-исторического типа является его цивилизационная стадия, т. е. "расцвет" и реализация всех его возможностей. После нее неизбежно начинается так называемый "упадок", стагнация культурно-исторического типа, которая может быть очень длительной (как, например, в Китае), или жизнь культурно-исторического типа завершается катастрофой, как это произошло с Римской империей. Погибая, культурно-исторические типы превращаются в "этнографический материал", который смешивается с другими этническими группами и, потеряв свою самобытность, начинает новый виток развития уже в составе другого культурно-исторического типа. Культурно-исторические типы, подчиняющиеся, согласно Данилевскому, законам биологического цикла, вместе с тем сохраняют индивидуальность в процессе своего исторического развития и проходят одни и те же стадии отнюдь не одинаково.

Рисунок 1.3. И.Я. Данилевский

В теории Данилевского понятия «цивилизация» и «культура» практически синонимичны.

С развитием теории ценностей (М. Вебер и др.) были сближены понятия "цивилизация" и "культура". Под духовной культурой стали понимать в первую очередь систему ценностей и идей, присущих данному обществу {2}

Известно, что Ф. Энгельс вслед за Л. Морганом выделил трехзвенную схему: варварство - цивилизация - коммунизм. Этот «марксистский» вариант поддерживают те, кто считает, что социализм может стать реальностью

Большой вклад в развитие теории цивилизации внес Освальд Шпенглер (1880-1936) - не академический ученый, а самоучка, которого С.С. Аверинцев назвал «гениальным дилетантом».

Отмечая множественность путей развития цивилизаций, как и Данилевский, Шпенглер считал, что каждая цивилизация проходила в своем развитии стадии, аналогичные стадиям в жизненном цикле человека: рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть. Рассмотрев 7 крупнейших цивилизаций мировой истории (египетскую, китайскую, арабскую, греко-римскую, мексиканскую, семитскую и западную), он пришел к выводу: средний жизненный цикл цивилизации - около 1000 лет. В той же знаменитой работе «Упадок Запада» Шпенглер говорит о неизбежной гибели западноевропейской цивилизации (подобно тому, как погибли прежде величайшие цивилизации мировой истории).

Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся набором определяющих признаков. Шкала критериев,

позволяющих классифицировать цивилизации, у Тойнби весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными - это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак. " ... Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим классифицировать общества одного вида.

Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло" .

В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. В их числе:

египетская, китайская, минойская, шумерская, майянская, инкская,

эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в

Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и

вавилонская. "Число известных цивилизаций, - пишет Тойнби, - невелико. Нам удалось выделить только 21 цивилизацию, но можно предположить, что более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций - около десяти" .

Из выделенных цивилизаций семь - живые общества, а остальные четырнадцать -

мертвые, при этом большинство из живых цивилизаций клонится теперь к упадку и

разложению. Помимо цивилизаций, в какой-то степени продвинувшихся по дороге развития, Тойнби выделяет четыре не родившиеся цивилизации (в их числе -

скандинавская), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились,

но были остановлены в своем развитии после рождения (в их числе - полинезийцы,

эскимосы, кочевники, спартанцы и др.). "Фактически задержанные цивилизации в

отличие от примитивных обществ дают истинные примеры "народов, у которых нет истории". Они оказались в этом состоянии, желая продолжить движение, но вынужденные пребывать в своем незавидном положении из-за того, что всякая попытка изменить ситуацию означает гибель. В конце концов, они гибнут либо потому, что отважились все-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в

неудобной позе" . Генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором,

ни географической средой. Цивилизация развивается, когда внешняя среда не является ни слишком благоприятной, ни слишком неблагоприятной и в обществе имеется творческое меньшинство, способное повести за собою других. Рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем ее самоопределении или самовыражении, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре.

Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома

и разложения. Первые две стадии связаны с энергией "жизненного порыва", две последние - с истощением "жизненных сил". Развитие цивилизации определяется

"законом вызова и ответа". Историческая ситуация, в которую входят и

человеческие, и природные факторы, ставит перед обществом неожиданную проблему,

бросает ему вызов. Дальнейший прогресс общества зависит от его способности дать адекватный ответ на этот вызов. Все вызовы делятся на вызовы природной среды и

вызовы человеческой среды.

Например, египетская цивилизация возникла как реакция на иссушение земель на афразийской территории. Ответ тех, кто положил начало этой цивилизации, был двойным: они переместились в долину Нила и изменили свой образ жизни. Они двинулись в гиблые болота и превратили их своим динамическим актом в благодатные земли. В пустыне, ставшей колыбелью китайской цивилизации, испытание заболачиванием и наводнением было дополнено испытанием холодом из-за существенных сезонных климатических изменений. Возникновение майянской цивилизации было ответом на вызов, брошенный тропическим лесом, минойской -

ответом на вызов моря. "... Благоприятные условия враждебны цивилизации... чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для зарождения цивилизации" .

В России вызов принял форму непрерывного внешнего давления со стороны кочевых племен. Ответ представлял собой становление нового образа жизни и новой социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников и

побить их, но и достичь действительной победы, завоевав их земли, изменив лицо ландшафта и преобразовав, в конце концов, кочевые пастбища в крестьянские поля, а

стойбища - в оседлые деревни .

Подводя итоги, выделим следующее. Несмотря на разнообразие точек зрения, концепций, наука о цивилизации - цивилиография - пришла к общему мнению относительно того, что же представляет собой цивилизация и в чем заключается ее история. Это мнение опирается на два постулата:

  • 1. признание множественности цивилизаций, разных путей мировой истории;
  • 2. признание взаимосвязи множества элементов, структур, систем и подсистем, которые образуют ткань общественной жизни.{9}

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

1. Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.

3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЦИВИЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    - (от лат. civilis гражданский, государственный) одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна … Философская энциклопедия

    цивилизация - и, ж. civilisation f. 1. Ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно политической формации. Античная цивилизация. Ож. 1986. Сивилизация киргизцев послужит примером Кабардинцам. 1786.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от лат. гражданский) межэтнич. культурно истор. общность людей, основания и критерии для выделения к рой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие Ц. появилось еще в античную… … Энциклопедия культурологии

    - (лат. гражданственность, от civis гражданин). Образованность; сознание человеком своих прав и обязанностей, как гражданина; смягчение нравов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦИВИЛИЗАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    Цивилизация - Цивилизация ♦ Civilisation Слово «цивилизация» имеет два значения – более широкое и более узкое. В широком значении цивилизация – нормативная, способная к развитию и иерархически выстроенная совокупность творений человечества. В этом… … Философский словарь Спонвиля

    См … Словарь синонимов

    - (от лат. civilis гражданский государственный),..1) синоним культуры2)] Уровень, Ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)3) Ступень общественного развития, следующая за… … Большой Энциклопедический словарь

    И (устар., по франц. произношению) Сивилизация, цивилизации, жен. (от лат. civilis гражданский). 1. только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (научн.). Дикость,… … Толковый словарь Ушакова

    - (от лат. civilis гражданский, государственный) 1) уровень, ступень общественно политического развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 2) конкретная общественно политическая система в своем… … Политология. Словарь.

    Цивилизация - (от латинского civilis гражданский, государственный), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) Ступень общественного развития, следующая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры… … Исторический словарь

Книги

  • Цивилизация , Осборн Роджер. "Неожиданный взгляд на историю!"-восторженно пишут критики о книге Роджера Осборна" Цивилизация" . Человечество рассматривает современную западную цивилизацию как наследие античности и…

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

цивилиза ция

1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.

2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение.

3) Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦИВИЛИЗАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
    (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из разнокачественных состояний общества …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Высказываниях известных людей:
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
    - это процесс освобождения человека от человека. Эйн …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Словаре Одно предложение, определения:
    - прогресс в сторону общества уединенности. Все существование дикаря публично и управляется законами его …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    это процесс освобождения человека от человека. Эйн …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    прогресс в сторону общества уединенности. Все существование дикаря публично и управляется законами его …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - основная типологическая единица человеческой истории. В основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. civilis - гражданский государственный),..1) синоним культуры...2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...3) …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от латинского слова civis, "гражданин", прилаг. civilis, гражданский, общественный — откуда Ц. = "гражданственность") — состояние народа, которого он достиг …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
    (от латинского civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной соци-ально-политической формации. Античная ц. Ц. Древнего …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации. 2. …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦИВИЛИЗ́АЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный), термин, близкий к понятию культура. Ц. часто наз. поздняя стадия развития культуры, отмеченная …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от латинского слова civis, "гражданин", прилаг. civilis, гражданский, общественный? откуда Ц. = "гражданственность") ? состояние народа, которого он достиг …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    цивилиза"ция, цивилиза"ции, цивилиза"ции, цивилиза"ций, цивилиза"ции, цивилиза"циям, цивилиза"цию, цивилиза"ции, цивилиза"цией, цивилиза"циею, цивилиза"циями, цивилиза"ции, …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. Античная цивилизация. Исчезнувшие цивилизации. Внеземные цивилизации. Со времен крито-микенской цивилизации …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. clvilis гражданский) 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией; 2. современная …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. 2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение. 3) Третья - следующая за …

На протяжении IV тысячелетия до н. э. в жизни некоторых народов Земли произошли глубокие изменения, определившие дальнейшую историю человечества. После долгих веков первобытности наиболее развитые племена Евразии, Африки и Америки наконец-то перешагнули грань, отделявшую варварство от цивилизации.

Что такое цивилизация


Птица с головой львицы. Мари. III тысячелетие до н. э.

Слово «цивилизация» происходит от латинского прилагательного civilis - «гражданский, государственный». Приблизительно его можно перевести как «огражданивание», «возведение до уровня гражданина». Термин означает и «восхождение к городской культуре», ведь civilis связано со словом civitas - «город», «город-государство». Именно этом смысле и понималось слово «цивилизация» в XVI-XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности. Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. «Цивилизация, цивилизованность» понимается как синоним «культурности». Когда говорят «цивилизованный человек», нередко подразумевают «культурный», «образованный».

В ХУШ в. начинает складываться новое, научное значение термина «цивилизация». «Цивилизованный» человек городской культуры Европы или даже Азии противопоставляется первобытным «дикарям». В XIX столетии американский историк Льюис Генри Морган (1818 - 1881) включил понятие «цивилизация» в собственную схему истории человечества.

Морган был сторонником теории всеобщего прогресса, согласно которой все народы проходят одни и те же ступени в своём развитии. При этом одни народы могут отставать, а другие вырываться вперёд. Исследуя быт американских индейцев и известный уже в его время археологический материал, Морган выделил три этапа в истории мира. В основу периодизации он положил именно археологические признаки - как наиболее материальные и очевидные. Первый этап, дикость, начинается вместе с историей человека и завершается с появлением гончарства. Последнее, по Моргану (и это подтвердили позднейшие исследования), соотносится с переходом людей от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

Древнейшие цивилизации старого света


Охота на уток. Фрагмент росписи из гробницы времён XVIII династии.

Второй этап - варварство охватывает период от появления гончарства до возникновения письменности. Сам Морган исследовал варварство на примере индейцев США и Канады, прежде всего племенного объединения ирокезов.

На смену варварству, наконец, приходит цивилизация, определяющей чертой которой Морган считал наличие письменности. При этом он также признавал характер цивилизации как «городского» уровня культуры - на это указывало само использование данного слова. Во времена Моргана не было существенных оснований сомневаться, что письменность возникает вместе с городами или вслед за ними.

Схема Моргана, при всей условности, приобрела немало сторонников. В современной западной науке она остаётся одной из основополагающих. Правда, последователи Моргана существенно усложнили его историческую шкалу. Эпоха цивилизации в настоящее время сама разбивается на несколько этапов. Вьщеляются более «отсталые» и более «передовые» цивилизации. Ранняя цивилизация - аграрная, т. е. носит преимущественно сельскохозяйственный характер. С возрастанием активности городской жизни, развитием ремесла цивилизация становится ремесленно-аграрной. Постепенно её сменяет цивилизация индустриальная, или промышленная. И наконец, современную цивилизацию, где обычная промышленность уступает место так называемым высоким, основанным на умственном труде, технологиям, определяют как постиндустриальную.


Полевые работы. Фрагмент египетской «Книги мёртвых». 1064 - 945 гг. ло н. э.

Схему Моргана наряду с иными западными мыслителями заимствовал и один из основоположников марксизма - Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Для Энгельса и других марксистов переход от варварства к цивилизации совпадает с зарождением классового общества. Классовое общество в марксизме - общество, подразделяющееся на классы с несовпадающими и часто сталкивающимися интересами. Так,

древнее рабовладельческое общество делилось на классы рабовладельцев, рабов, свободных крестьян и т. д. Именно борьбе классов уделяла главное внимание марксистская наука (в том числе в Советском Союзе). Потом унаследованные от Моргана термины почти перестали в ней употребляться как устаревшие.


Иероглифические надписи из храма Хора и Хатхор. Египет. 250 - 180 гг. до н. э.

Во времена Моргана наличие письменности могло быть сочтено достаточным признаком возникновения цивилизации. Однако дальнейшее развитие исторической науки показало, что далеко не всегда появление письменности сопряжено с глубокими культурными и общественными изменениями. Более того, письменность отнюдь не обязательно возникает в рамках городской культуры.

Городом может считаться, по общепринятому определению, только такое поселение, где жители заняты в основном трудом вне сельского хозяйства. Так вот, за последние полтора века учёным стал известен целый ряд письменных культур без малейших признаков городской жизни. Например, у аборигенов с острова Пасхи в Океании была письменность, но они не имели и подобия городских поселений. Едва ли можно в полном смысле слова считать городами даже самые крупные и укреплённые поселения древних германцев I - V вв. А они уже также обладали письмом.

Итак, стало ясно, что одного признака для выделения цивилизации недостаточно. Собственно говоря, и Морган не видел цивилизацию вне городской культуры. Так что существование городов наряду с письменностью сейчас является вторым общепризнанным свидетельством наличия у народа цивилизации.

Тем не менее ни города, ни даже письменность не относятся к неоспоримым свидетельствам. Письмо прошло много этапов в своём развитии, и самые примитивные его формы подчас трудно отличить от изобразительного искусства. Споры же о том, считать то или иное поселение городом, нередко кипят в науке десятилетиями. В качестве третьего, вполне материального и бесспорного, признака существования цивилизации современные археологи предложили монументальное искусство.


Деталь пиктограммы из так называемой «Пещеры рук». Аргентина. VIII тысячелетие до н. э.

Действительно, появление монументальных архитектуры и скульптуры является зримым знамением перемен в обществе и культуре. Сооружения наподобие египетских пирамид, древнекитайских дворцов, античных храмов возводились с приложением немыслимых в первобытном обществе умственных и физических сил. Они не имели чисто прикладного назначения. Для проживания людям веками хватало примитивных землянок и хижин. Жилой дворец - это гораздо больше того, что реально нужно человеку. Гигантские изваяния богов и героев увековечивали их на тысячелетия. Следует отметить, что в той или иной форме монументальность свойственна любой цивилизации вплоть до наших дней. Правда, сегодня она нередко вызвана неизбежностью - например, скопление населения в крупных городах заставляет строить многоквартирные дома-«башни».

Таким образом, современная наука выделяет три основных признака цивилизации: письменность, города, монументальное искусство. Учёные подходят к этим признакам с разной степенью строгости. Многие считают, что для признания цивилизации достаточно сочетания хотя бы двух из указанных признаков. Так, у упомянутых выше аборигенов с острова Пасхи, рапануйцев, есть письменность и монументальные изваяния почитаемых предков - но нет городов. У древних инков из Перу, подчинивших почти весь запад Южной Америки, были городские поселения, развитое монументальное строительство - но не имелось письменности. И всё же часто говорят об «инкской цивилизации», о «цивилизации острова Пасхи». Другие учёные более строго подходят к проблеме. По их мнению, уровень цивилизации достигается лишь при соединении всех трёх признаков.

Термином «цивилизация» обозначают не только определённый этап в развитии человечества и культуры, но и отдельные культуры, достигшие этого этапа. Локальная цивилизация - это цивилизация какого-либо региона, народа, страны, вполне самостоятельная, самодостаточная. Историки вводят различные деления локальных цивилизаций: по уровню развития (аграрная, индустриальная и т. д.), по характерным чертам экономики (например, торговые), по географическому положению (речные, морские и т. д.).

Понятие локальной цивилизации играет важную роль в так называемом цивилизационном подходе к мировой истории. Согласно этому подходу, всемирно-исторического прогресса не существует.


Пирамида фараона Джосера. Саккара. Египет. XXVIII в. до н. э.

Отдельные культуры или цивилизации проходят разные этапы в своём развитии независимо друг от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как расцвет, так и упадок культур. Основной стержень подавляющего большинства локальных цивилизаций, их «сверхценность», составляют религиозные системы. Так, сверхценность русской цивилизации - православие. Цивилизационный подход в наше время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его родоначальниками были русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) и немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880 - 1936). Последний, кстати, по-своему определял цивилизацию. Для Шпенглера цивилизация - культура в стадии упадка, когда основные её силы сосредоточиваются в городах и она начинает разлагаться. Но такое определение цивилизации не прижилось в науке даже среди сторонников Шпенглера.

Сегодня будет разговор о том, что такое цивилизация. Очень многие говорят о том, что одни люди «цивилизованные», другие нет. Говорят также о «цивилизованности». Между тем мало кто реально понимает значение этих понятий. В этом посте предлагаю вам научный ответ на этот вопрос. Для этого предлагаю рассмотреть это понятие в узком смысле и широком смысле.

Понятие в узком смысле

Цивилизация в узком смысле — это степень развития социальной формы материи, при котором совокупность норм права, морали и нравственности осознаются всеми членами общества как необходимые и обязательные. Здесь это определение по истории смеживается по смыслу с понятием «цивилизованность» — степень усвоения конкретных норм отдельным индивидом.

Также нужно понимать, чем различается цивилизация и культура: последнее — это система ценностей, а не каких-то больших сообществ.

Состояние, противоположное цивилизованности называется варварством. Думаю, понятно, что чем в обществе более культивируются социальные ценности, тем и более развитая данная цивилизация. К примеру, европейцы долго удивляются, что на улицах России просто куча бездомных и бродяг, и что государство вообще не заботится о таких людях. Также их удивляет, что сами эти бродяги ничего не делают, чтобы вывести себя из такого состояния.

Можно долго спорить, больше ли в Европе цивилизованности. Но лично я бывал и во Франции, и в Германии, и в Восточной Европе. Скажу честно, люди относятся друг к другу более комфортно, чем в России. Вот, к примеру был свидетелем такой ситуации на железнодорожном вокзале в городе Меце (Франция). 11.30 вечера. Вокзал закрывается, остаются только те, у кого есть билеты. Рядом со мной сидит пьяненький человек в потертом пальтишке — по-видимому местный бродяга. Заходят четыре полицейских, спрашивают у него документы.

Документов, понятно, у пьянчужки с собой нет. Полицейские надевают белые перчаточки, берут мужичка под руки и уводят с вокзала. Все довольны, все ок.

Ярославский вокзал в Москве — аналогичная ситуация. Кучи бомжей и бродяг спят пьяные на вокзале. Заходит начальник вокзала, и орет, что все, у кого нет билетов должны покинуть вокзал. Бродяги как спали, так и спят. Далее, начальник подходит к одному из бомжей, сверзает вниз со скамьи и пару раз пинает. Результат, не поверите, нулевой. Далее начальник уходит, оставляя все как есть. Ну и где больше цивилизованности?

Понятие в широком смысле

В широком цивилизация — это группа стран и народов, имеющих общую историю и культуру. Это определение высказал Арнольд Тойнби в своем монументальном труде «Постижение истории». В английской версии мы имеем дело с более чем 12 томами, а в русском переводе — с одним...

Вслед за А. Тойнби свое видение высказал выдающийся американский деятель и историк Самюэль Хантингтон в своем труде «Столкновение цивилизаций». Хантингтон выделял следующие из них: англо-американскую, западно-европейскую, православную, сино-буддистскую, латиноамериканскую, африканскую и пр. Понятно, что критерий разделения толком не ясен: в одном случае, это религия, в другом — география и уровень жизни... Словом, странно как-то все. Тем не менее эта классификация не лишена смысла и очень четко очерчивает черты каждой.


Не следует забывать и про третьего основателя цивилизационного подхода — Освальда Шпенглера. Его фундаментальный труд «Закат Европы» надо, на мой взгляд, прочесть каждому здравомыслящему человеку. В двух словах и очень упрощенно — книжка об упадке западно-европейской цивилизации после .

Согласно Шкенглеру цивилизация — это живой организм, для которого характерно рождение, рост, надлом и распад. Собственно, история человечества — это история таких вот образований. О древних из них мы узнаем по оставшимся . О других — ходят лишь упорные слухи. Например о легендарной Атлантиде.

Как бы там ни было, мы говорим об объективно существующих макробъединениях. Хотя очень многие историки крайне скептически относятся к существованию цивилизаций даже в наши дни. В частности, некоторые неомарксисты утверждают, что эти макрообъединения живут лишь в воспаленном мозге цивилизационистов.

А вы как думаете? Отпишитесь в комментариях!

В завершении поста предлагаю посмотреть офигенный, хоть и давний документальный фильм «Жизнь после людей». Фильм дает представление о том, какое влияние человеческая цивилизация оказывает на нашу планету:

С уважением, Андрей Пучков