Руаль амундсен что открыл. Норвежский путешественник Руаль Амундсен - что он открыл? Покорение Южного полюса

Норвежский путешественник, рекордсмен, исследователь и великий человек Руаль Амундсен известен во всем мире, как

  • первый человек, покоривший оба полюса нашей планеты;
  • первый человек, побывавший на Южном полюсе;
  • первый человек, совершивший кругосветное путешествие с его замыканием на Северном полюс;
  • один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях.

Краткая биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен (полное имя — Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен ) родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец – Йенс Амундсен , потомственный морской торговец. Его мать – Ханна Салквист , дочь чиновника из таможенной службы.

Учеба в школе

В школе Руаль был всегда худшим учеником , но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.

Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости.

Дальнейшая учеба

После смерти отца в 1886 году Руаль Амундсен хотел учиться на морехода , но мать настояла, чтобы сын избрал медицину после получения аттестата зрелости.

Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но в сентябре 1893, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море .

Морская специальность и путешествие в Арктику

В течение 5 лет Руаль плавал матросом на разных судах, а затем сдал экзамены и получил диплом штурмана . И в таком качестве в 1897 году отправился, наконец, в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика» , которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции.

Это было тяжелейшее испытание. Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Северо-западный проход

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» , построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил.

Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход .

Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая. Пришлось пережить зимовку во льдах , океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли.

На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника .

Покорение Южного полюса

В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу. Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири .

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу.

Путешественники преодолели 16 тысяч миль за несколько недель, и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили.

Но несмотря на все трудности, Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Полярная авиация

Руаль Амундсен летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах. В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Линкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту:

пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

Трагическая гибель

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия» , такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским…

Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление. Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине . Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Амундсен согласился стать участником одной из спасательных экспедиций команды Нобиле. 18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген.

Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса .

Краткая хронология

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. Христиания .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске .
  • На судне «Фрам» отправился в Антарктику ; высадился в Китовой бухте и 14 декабря на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта .
  • Летом экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в достигла Берингова пролива .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска .
  • В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле , потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море .

Жизнь

Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Северо-западный морской путь

Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:

  1. Руал Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  2. Годфрид Хансен , датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
  3. Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  4. Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  5. Хельмер Хансен - второй штурман.
  6. Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  7. Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив , проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

Последние годы и гибель

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде , под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в году писал одному из своих друзей:

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле , которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле стал генералом при Муссолини . 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море , радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:

«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть».

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

Руаль Амундсен - норвежский полярный путешественник, исследователь, рекордсмен во многих сферах. Он первым достиг Южного полюса, побывал на двух географических полюсах земли, которые притягивали его, словно магнитом, всю жизнь. Амундсен совершил множество важных открытий, которые оказались очень полезны при дальнейшем исследовании полярных областей.

Краткая биография

Будущий исследователь появился на свет 16 июля 1872 года в Борге, в семействе норвежского морского торговца. С ранних лет он буквально бредил путешествиями, и готовился к ним по мере своих сил и возможностей: занимался спортом, закалялся, увлеченно штудировал литературу о полярных экспедициях.

Руаль хотел выучиться на морехода, но по настоянию матери был вынужден изучать медицину. Осиротев в 1893 году и став хозяином собственной судьбы, Амундсен бросил институт и ушел в море.

Рис. 1. Руаль Амундсен.

Проплавав в течение пяти лет, и выучившись на штурмана, Руаль отправился к берегам заветной Арктики в составе бельгийской экспедиции.

Первая экспедиция в Арктику оказалась невероятно сложным испытанием. Судно было сжато льдами, люди сходили с ума от голода и болезней. Выжить удалось немногим. Среди счастливчиков оказался и Руаль, который охотился на тюленей и не брезговал есть их сырое мясо.

В 1903 году Амундсен приобрел потрепанную моторно-парусную яхту «Йоа», чтобы осуществить свою давнишнюю мечту - покорить Север. Его команда состояла всего из семи человек, а снаряжение было весьма скромным, но это не остановило путешественника.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Маршрут экспедиции пролегал вдоль побережья Северной Америки, начиная от Гренландии и до Аляски. Позже он вошел в историю как Северо-западный проход.

Рис. 2. Северо-западный проход.

Эта экспедиция оказалась настоящим испытанием на прочность, однако Амундсен не переставал заниматься научной работой, в ходе которой ему удалось определить точное нахождение магнитного полюса Земли.

Покорение Южного полюса

В 1910 году Руаль Амундсен начал активную подготовку к новой экспедиции. Однако его планы изменились после известия о том, что Северный полюс был покорен Робертом Пири.

Честолюбивый путешественник решил не терять времени даром, и с командой единомышленников отправился к Южному полюсу. Всего за несколько недель они преодолели более 16 тысяч миль. Подойдя вплотную к ледяному барьеру Росса, путешественники были вынуждены высадиться на берег и пересесть на собачьи упряжки.

Рис. 3. Южный полюс.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен достиг Южного полюса, пройдя по льдам более 1500 километров. Он оказался первым человеком, который ступил на суровые полярные земли, и в честь этого события водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Во время опасных путешествий Амундсеном были освоены все известные на тот момент средства передвижения: различные типы судов, лыжи, собачьи упряжки, и даже дирижабли и гидросамолеты. Руаль Амундсен стал одним из первопроходцев полярной авиации.

Свою смерть отважный путешественник встретил на Северном полюсе. Отправившись в 1928 году на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя время он перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели Амундсена до сих пор не выяснены.

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (рожд. 16 июля 1872 г. – смерть 18 июня 1928 г.) — полярный путешественник-исследователь из Норвегии.

Что открыл Руаль Амудсен

Первый в мире кто смог достичь Южного полюса (14 декабря 1911 г). Первый человек (вместе с Оскаром Вистингом), который побывал на обоих географических полюсах планеты. Первым в мире смог пройти Северо-Западным проходом от Гренландии к Аляске, поздней совершил переход Северо-Восточным путем (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Один из пионеров использования авиации - гидросамолеты и дирижабли - в арктических путешествиях. Погиб в 1928 г. отправившись на поиски пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду Америки - Золотую медаль конгресса, его имя носят многочисленные географические и иные объекты.

Детство. Юность

Руаль Амундсен родился в семействе потомственных мореплавателей и с юных лет мечтал о продолжении семейной традиции. Но он хорошо знал, что для этого необходимо крепкое здоровье – то, чего у него не было. Однако, будучи болезненным и слабым физически, Руаль поставил перед собой задачу максимально укрепить свой организм, для чего ежедневно тренировался и закаливался. Он хотел даже стать доктором, однако после двух курсов медицинского факультета университета в Христиании (сейчас Осло) оставил учебу и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море.

Первые путешествия. Обучение

После двух лет морских странствий Амундсен, просоленный морскими ветрами, окрепший и еще больше уверенный в себе, сдал экзамены на штурмана дальнего плавания. В 1897–1899 гг. в качестве штурмана принимал участие в бельгийской антарктической экспедиции на корабле «Бельжика», после которой сдал экзамен, на капитана дальнего плавания.

Открытие Северо-западного прохода

В 1903–1906 годы Руаль впервые в истории мореплавания прошел на собственной парусной шхуне «Йоа» с командой из 7-и человек от Гренландии до Аляски по водам Канадского Арктического архипелага. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Обогнув остров с восточной стороны, провел две зимовки в гавани у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. 1904 год, осень — он провел обследование на лодке самой узкой части пролива Симпсон, а в конце лета 1905 г. двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. 1906 год, лето — после третьей зимовки путешественник прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско. Этим он смог открыть Северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан с востока на запад. Во время экспедиции провел ценные геомагнитные наблюдения и нанес на карту больше 100 островов.

Норвежская антарктическая экспедиция (1910-1912 гг.)

В 1910–1912 годах Амундсен на судне «Фрам», принадлежавшем Ф. Нансену, возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открыть Южный полюс. В составе команды «Фрама» был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе экспедиция Амундсена высадилась на ледник Росса в Китовой бухте. Там основали базовый лагерь для подготовки к походу на Южный полюс.

1911 год, 19 октября — возглавляемая Руалем Амундсеном группа (Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд) на 4-х санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь и 17 декабря 1911 г. смогла достичь Южного полюса. За время работы экспедиции в Антарктиде путешественник открыл горы Королевы Мод. Но лишь 7 марта 1912 г., находясь в городе Хобарте (Тасмания), Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

Северо-Восточный морской путь

В 1918–1921 гг. Руаль построил на свои деньги судно «Мод» и прошел на нем с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на «Фраме». С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива.

Воздушная экспедиция 1925 год

В 1923–1925 гг. Амундсеном было предпринято несколько попыток достичь Северного полюса. Биографы великого норвежца сохранили подробности экспедиции 1925 года. 21 мая 1925 г. курс на Северный полюс взяли два гидросамолета. На одном находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом – Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. На расстоянии в 1000 км от Шпицбергена мотор самолета на котором находился Амундсен начал давать перебои. Пришлось делать вынужденную посадку, благо поблизости оказалась большая полынья. Второй же гидроплан при посадке вышел из строя.

Ждать во льдах подходящей для взлета погоды довелось более 3-х недель. Было понятно, что возвращаться придется всем на одном самолете. Из него было выброшено все, кроме самого необходимого. Пилотское место занял Рисер-Ларсен. Остальные 5 человек едва смогли уместиться в кабине.

Руаль так описал происходившее: «Вот пущен мотор, и самолет тронулся с места. Следующие секунды были самыми захватывающими во всей моей жизни. Рисер-Ларсен сразу же дал полный газ. С увеличением скорости неровности льда сказывались все сильней, и весь гидроплан так страшно накренялся из стороны в сторону, что я не раз боялся, что он может перекувырнуться и сломать крыло. Мы быстро приближались к концу стартовой дорожки, но удары и толчки показывали, что мы все еще не оторвались ото льда. С возраставшей скоростью, но по-прежнему, не отделяясь ото льда, мы приближались к небольшому скату, ведущему в полынью. Мы перенеслись через полынью, упали на плоскую льдину на другой стороне и вдруг поднялись в воздух…»

Спустя 8 ч 35 мин полета заело приводы рулей. Но под крылом самолета уже блестела открытая вода. Пилот уверенно посадил гидросамолет на воду и повел его как моторную лодку. Это произошло вблизи северных берегов Шпицбергена. В скором времени к путешественникам подошло небольшое рыбацкое судно, и капитан согласился отбуксировать самолет в Кингсбей. От Шпицбергена участники ее вместе с самолетом плыли на пароходе. 1925 год, 5 июля — самолет Амундсена, встречаемый тысячами ликующих людей, совершил посадку в гавани Осло. Норвегия чествовала своих национальных героев.

Дирижабль «Норвегия»

1926 год, май — Руаль возглавлял первый успешный перелет через Северный полюс на дирижабле. Летательный аппарат легче воздуха носил имя родной страны героя – «Норвегия».

Гибель

Через 2 года, когда другой дирижабль – с гордым именем «Италия» – после достижения полюса потерпел крушение, Амундсен отправился на поиски экспедиции генерала Умберто Нобиле. Он вылетел из Тромсе на французском двухмоторном гидроплане «Латам-47». Во время перелета из Норвегии на Шпицберген самолет по неизвестным причинам рухнул в воды Баренцева моря. И больше о знаменитом полярнике никто ничего не слышал.

Генерала Нобиле спасли спустя пять дней после исчезновения путешественника.

Память

Именем Руаля Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык были переведены его работы «Перелет через Ледовитый океан», «На корабле “Мод”», «Экспедиция вдоль северного побережья Азии», «Южный полюс» и пятитомное собрание сочинений.

Фритьоф Нансен посвятил памяти своего коллеги и соотечественника искренние слова: «Он навеки займет особое место в истории географических исследований… В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе».

В наши дни даже ребенок имеет общее представление о полярном мире: белоснежные равнины, удивительное явление природы северное сияние, гигантские айсберги и удивительные морские животные - белые медведи или пингвины.

Как много опасностей таят эти необыкновенные уголки Земли. Несмотря на все преграды путешественников и мореплавателей тянет к Северному и Южному полюсам, стремясь заполнить «белые пятна» на карте мира и доказать всем и себе, что человек способен на риск. Одним из первых кто сумел провести удачные полярные мореплавания, были норвежец Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен . Одному удалось стать первым человеком, побывавшем на Северном полюсе, другой же раньше всех добрался до Южной точки.

На юге Норвегии в городке Борг 16 июля 1872 года в семье судостроителя Амундсена , родился младший сын Руаль. Руаль мечтал связать свою жизнь с морем. В портовый город, где жил мальчик, приходили и он, чтобы понаблюдать за ними, ходил на пристань в любую погоду. Там он заслушивался от историй бывалых моряков о приключениях и подвигах на море. Руаль надеялся, что в один прекрасный день он тоже отправится открывать неизведанные земли. Норвежец Руаль Амундсен с детства мечтал об Арктике и готовился к будущим походам, усиленно тренируясь и увлеченно читая всю доступную ему литературу об освоении Севера. На Амундсена огромное впечатление производили рассказы о тех трудностях, что приходилось преодолевать команде Джона Франклина, английского исследователя и печально известного полярника.

Молодой человек занялся лыжными тренировками. В этом виде спорта он достиг прекрасных успехов. Кроме того, приучая себя к холоду, Амундсен спал с открытым окном даже в самые суровые холода.

Руаль в возрасте 18 лет повинуясь желанию матери, поступил на медицинский факультет университета. Юноша не старался себя проявлять в области медицинских исследований, поэтому со временем он оставил университет и призвался в армию. Благодаря усердным тренировкам Амундсен с легкостью преодолел и этот отрезок в своей жизни. Мечты о грядущих походах окрыляли его во всем.

Амундсен студент

В 1894 году Амундсен начал подготовку к предстоящим мореплаваниям . К тому времени он прочитал массу книг доступных ему об Арктике. Чтобы получить опыт в качестве моряка он отправился в плавание, начав в должности матроса. Изучая навигацию, он постепенно дослужился до штурмана, а затем сдал экзамен на звание капитана судна. Со временем Амундсен научился управлять судном во время шторма и стал опытным помощником капитана и отличным мореплавателем.

карты, изображающие Северный Ледовитый океан, во времена Амундсена представляли собой совсем не то, что сейчас

В 1897 году двадцатипятилетний Руаль Амундсен отправился в Антарктику на исследовательском судне «Бельгика » в должности первого штурмана. Путешествие оказалось сложным и не удачным. Судно на тринадцать месяцев застряло между льдами. Почти все руководство экспедиции слегло от цинги, и командование перешло к молодому штурману. Амундсен благодаря своим знаниям в медицине спас большую часть экипажа. Мореплавателям удалось вырваться из ледяной западни в 1899 году и судно «Бельгика » вернулось в Европу.

Благодаря полученному опыту Амундсен успешно сдал экзамены и приступил в 1900 году к организации собственной экспедиции в роли капитана. Взяв ссуду под собственный дом, он приобрел яхту «Йоа » водоизмещением 47 тонн и длиной 21 метр. Для найма команды и закупки продовольствия ему пришлось просить помощи друзей и искать спонсоров.

В ночь на 16 июля 1903 года яхта «Йоа » с командой из семи человек покинула порт Тромсё и взяло курс на Аляску через Баффинов залив, двигаясь между островами северного побережья Канады. Непростое мореплавание все же удалось завершить в 1905 году. Это означало, что он совершил поход к Северо-Западному проходу, тем самым 34-летний Амундсен совершил подвиг, не удавшийся его «советнику» Джону Франклину.

полярный исследователь Джон Франклин


По возвращению домой Амундсен мгновенно стал знаменитым и он совершил поездку по США, выступая с лекциями во многих городах. Полученные деньги позволили ему оплатить долги. Но эта независимость была не долгой. Планируя новую экспедицию, Амундсен вскоре наделал новых долгов. Найти деньги для экспедиции оказалось непросто. не раз стремились добраться до Северного полюса, но безуспешно. Наиболее известной была попытка Нансена. Он построил «Фрам », которое специально было приспособлено для плаваний в условиях арктического климата, однако до цели ему добраться не удалось. Руаль Амундсен решил заручиться поддержкой своего знаменитого предшественника. Он встретился с Нансеном и тот одобрил его план. Более того, великий мореплаватель подарил Амундсену шхуну «Фрам », тем самым назначая его своим преемником. Это также помогли решить финансовые проблемы - инвесторы поверили в замысел.

мореплаватель Амундсен

полярный мореплаватель Амундсен

шхуна «Фрам»

прибытие на Южный полюс

отправка в неизвестный путь

парусное судно «Мод»


Амундсен отправился в поход в начале августа 1910 года. Среди членов экспедиции царило подавленное настроение. Они не говорили об этом в слух, но успех исследователя Пири, который 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса, неприятно сказывался на настроении команды. Наблюдая за таким положением дел, Амундсен в тайне принял решение. Выйдя в море, шхуна «Фрам » последовала по неожиданному пути. Предполагалось, что судно двинется к Арктике, но оно продолжало идти через Атлантический океан. Команда мореплавателей встревожилась, но Амундсен , капитан и главный руководитель экспедиции знал, куда направляется его шхуна. 12 октября, когда шхуна «Фрам » приблизилась к острову Мадейра у берегов Северной Африки, тайна раскрылась. Амундсен созвал команду и сообщил о смене курса. Он решил, раз уж не удалось стать первооткрывателем Северного полюса, то он покорит Южный. Информация о смене курса привела команду в восторг и вдохнула азарта.

В феврале 1911 года, когда в Южном полушарии закончилось лето, шхуна «Фрам » достигла берегов Антарктиды. В первую очередь мореплаватели организовали базу и обустроили несколько складов. С наступлением зимы основная часть экспедиции осталась пережидать ее в лагере. Остальная группа людей, состоящая из четырех человек 19 октября 1911 года, на собачьих упряжках покинула базу, устремляясь в глубь континента. Команда преодолевала до 40 км в день и 14 декабря 1911 года достигла своей цели - Южного полюса. После трехдневных наблюдений, проведенных в этой точки планеты, группа исследователей во главе с Амундсеном вернулась в лагерь. Норвежская общественность ликовала. Все поздравляли Амундсена с подвигом. Правительство поощрило мореплавателя и первооткрывателя щедрой наградой.

Но ученого не удовлетворяли собранные материалы, поэтому 7 июня 1916 года на судне «Мод», построенное за собственные деньги Амундсен отправился во второе плавание. Это судно имело множество новых приборов на то время, которые позволяли лучше маневрировать во льдах. Руаль Амундсен вложил в него почти все свои средства, предприняв еще один полярный подвиг. Его целью был снова Северный полюс. Побывать на самой северной точке Земли оставалось самой заметной мечтой мореплавателя. Амундсен решил сначала открыть Северо-Восточный проход вдоль северного побережья России. 16 июля 1918 года Руаль Амундсен отправился на судне «Мод» вдоль северного побережья России к Берингову проливу. С большим трудом он в 1920 году добрался Аляски. Полярник сломал руку и был вынужден сменить курс на Сиэтл для оказания медицинской помощи и требующего ремонта судну. Так закончилась вторая экспедиция Амундсена .

Амундсен провел блестящие экспедиции, побывал в Арктике и Антарктиде. Стал самым знаменитым полярным исследователем, однако именно столь любимая исследователем Арктика в конечном итоге и погубила его.

Некий итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле в 1928 году решил покорить Северный Полюс, добравшись туда на дирижабле. Однако после взлета Нобиле потерпел аварию. Сразу несколько спасательных групп бросились ему на помощь, в одной из них был и Амундсен . Ранее они были знакомы - вместе участвовали в совместной экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году. Однако позже отношения между ними внезапно переросли во враждебные. Тем не менее, решение участвовать в спасении экспедиции итальянца Амундсен принял без промедления.

Экипаж крупного гидросамолета «Latam-47 » состоял из норвежцев и французов. В его составе Амундсен вылетел в неизвестном направлении. Надо сказать, он тщательно скрывал свои намерения. Об избранном маршруте никого не информировал, что впоследствии чрезвычайно осложнило поиски. Не оставил Амундсен и записей, с журналистами был краток и сдержан. Великий путешественник, будто заранее готовился к трагедии - продал свое имущество, расплатился с кредиторами. Очевидцы утверждают, что дальновидный Амундсен не взял даже аварийного пайка, лишь несколько бутербродов. Норвегия долго отказывалась поверить в гибель своего национального героя. Смерть Амундсена официально признали только через полгода после исчезновения гидросамолета. Страна почтила память знаменитого полярника несколькими минутным молчанием. А генерал Нобиле - соперник Амундсена, узнав о гибели норвежца, нашел в себе мужество вслух произнести: «Он победил меня ».

В честь норвежского мореплавателя и исследователя Руаля Амундсена названа гора в Восточной Антарктиде, залив Северного Ледовитого океана около берегов Канады, котловина в Северном Ледовитом океане, расположенная между хребтами Ломоносова и Гаккеля и море Тихого океана у берегов Антарктиды. В Норвегии создан исторический музей, посвященный великим полярникам.

памятник на острове Шпицберген. Отсюда Амундсен отправился в экспедицию

музей в Осло, Норвегия

полярная станция Амундсен-Скотт на Южном полюсе