Живопись Средневековья: тенденции и веяния, картины, художники. Портрет средневековья Характеристика и памятники Северной Европы

«Некрасивые» это ещё мягко сказано. Младенцы на средневековых полотнах похожи на кошмарных крошечных мужичков с высоким уровнем холестерина.

Такие вот дети 1350 года:

Жутковатый младенец 1350 года в композиции «Мадонна из Вевержи» мастера Вышебродского алтаря. Фото: .

Или вот ещё один 1333 года:


Написанная в Италии «Мадонна с Младенцем», Паоло Венециано, 1333 год. Фото: Mondadori Portfolio/ .

Глядя на этих страшненьких человечков, мы задумываемся о том, как удалось перейти от уродливых средневековых образов детей к ангелоподобным младенцам эпохи Возрождения и современности. Ниже два изображения, которые позволяют убедиться, насколько изменились представления о детском лице.


Фото: .


Фото: Filippino Lippi/ .

Почему же в картинах было так много уродливых младенцев? Чтобы разобраться в причинах, нужно обратиться к истории искусства, средневековой культуре и даже к нашим современным представлениям о детях.

Может, средневековые художники просто плохо рисовали?


Эта картина 15-го века кисти венецианского художника Якопо Беллини, но младенец изображён в средневековом стиле. Фото: .

Детей изображали некрасивыми умышленно. Границу между Средневековьем и Ренессансом удобно использовать при рассмотрении перехода от «уродливых» детей к значительно более милым. Сравнение разных эпох, как правило, выявляет разницу в ценностях.

«Когда мы думаем о детях в принципиально ином свете, это отражается в картинах, – говорит Аверетт. – Таков был выбор стиля. Мы могли бы посмотреть на средневековое искусство и сказать, что эти люди выглядят неправильно. Но если задача в том, чтобы картина выглядела как у Пикассо, а вы создаёте реалистичное изображение, то и вам сказали бы, что вы сделали неправильно. Хотя с Ренессансом и наступили художественные инновации, но не в них причина того, что младенцы похорошели ».

Примечание: Принято считать, что Ренессанс зародился в 14-м веке во Флоренции, а оттуда распространился по Европе. Однако, как и любое интеллектуальное движение, он характеризуется одновременно и слишком широко, и слишком узко: слишком широко в том плане, что создаётся впечатление, будто ренессансные ценности возникли мгновенно и повсеместно, а слишком узко в том, что ограничивает массовое движение одной зоной инноваций. В эпохе Возрождения были пробелы – легко можно было увидеть изображение некрасивого ребёнка в 1521 году, если художник был привержен этому стилю.

Мы можем отследить две причины, по которым в Средние века младенцы в картинах выглядели мужиковато:

  • Большинство средневековых младенцев были изображениями Иисуса. Идея гомункулярного Иисуса (что Он появился на свет в подобии взрослого человека, а не ребёнка) повлияла на то, как изображали всех детей.

Средневековые портреты детей, как правило, создавались по заказу церкви. А это значит, что изображали либо Иисуса, либо ещё нескольких библейских младенцев. В Средние века представления об Иисусе сформировались под сильным влиянием гомункула , что буквально означает человечек . «Согласно этой идее, Иисус появился полностью сформировавшимся и не изменялся, – говорит Аверетт. – А если сопоставить это с византийской живописью, получаем стандартное изображение Иисуса. В некоторых картинах, похоже, у него признаки облысения по мужскому типу ».


Картина Барнаба да Модена (работал с 1361 по 1383 годы). Фото: DeAgostini/ .

Гомункулярный (взросло выглядящий) Иисус стал основой для рисования всех детей. Со временем люди просто стали думать, что именно так должны изображать младенцев.

  • Средневековых художников меньше интересовал реализм

Такое нереалистичное изображение Иисуса отражает более широкий подход к средневековому искусству: художники в Средние века были меньше заинтересованы в реализме или идеализированных формах, чем их коллеги в эпоху Возрождения.

«Странность, которую мы видим в средневековом искусстве, проистекает из отсутствия интереса к натурализму и большей склонности к экспрессионистским традициям» , – говорит Аверетт.

В свою очередь, это привело к тому, что большинство людей в Средневековье изображали похожими. «Идея художественной свободы в рисовании людей так, как вам хочется, была бы нова. В искусстве соблюдались условности ».

Из-за приверженности этому стилю живописи младенцы выглядели как папы, потерявшие форму, по крайней мере, до эпохи Возрождения.

Как в эпоху Возрождения дети снова стали красивыми


Милое дитя в картине Рафаэля, 1506 год. Фото: Fine Art Images/Heritage Images/ .

Что же изменилось и привело к тому, что дети вновь стали красивыми?

  • Нерелигиозное искусство процветало, и люди не хотели, чтобы их дети выглядели как жуткие человечки

«В Средние века мы видим меньше изображений среднего класса и простых людей », – говорит Аверетт.

С Возрождением это начало меняться, поскольку средний класс во Флоренции процветал, люди могли позволить себе портреты своих детей. Популярность портретной живописи росла, и заказчики хотели, чтобы их дети выглядели как симпатичные малыши, а не уродливые гомункулы. Так во многом изменились стандарты в искусстве, а в итоге и в рисовании портретов Иисуса.

  • Ренессансный идеализм изменил искусство

«В эпоху Возрождения, – говорит Аверетт, – вспыхнул новый интерес к наблюдению за природой и изображению вещей такими, какими их видели на самом деле ». А не в устоявшихся ранее экспрессионистских традициях. Это отобразилось и в более реалистичных портретах младенцев, и в прекрасных херувимах, вобравших лучшие черты от реальных людей.

  • Детей признали невинными созданиями

Аверетт предостерегает от чрезмерного разграничения относительно роли детей в эпоху Возрождения – родители в Средние века любили своих чад не иначе, чем в эпоху Ренессанса. Но трансформировалось само представление о детях и их восприятие: от крошечных взрослых к невинным созданиям.

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

Улыбающийся ангел - олицетворение рая.

Статуя портала Реймского собора. XIII в. 1.

Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI-XIII веков называют романскими (от «Рома» - Рим). Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки - на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершающаяся пирамидой. С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи - на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Схема романского храма в раз резе

Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен - всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания,

представления на религиозные „ „

Собор в Реймсе. Западный фа-

темы, слушали лекции профес- сад %ранция. хш _ начало Xivв.

соров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощу-

Схема готического храма в Интерьер готического собора в разрезе Бурже. Франция. XIII в.

щением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

(имера. Фрагмент Ьасада собора 1отр-Дам. Париж

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники. 2.

Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и пре-

Іотомки о готических зданиях

В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая ідно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них рыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были раз- .ушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает ка- ими сооружениями... Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах одобного рода, столь бесформенных... (Дж. Вазари, итальянский живопи- ец, архитектор, историк искусства. XVI век.)

Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У іеня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч тдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и осхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гё- ?, немецкий писатель. XIX век.)

и 1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С по- ощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое оттор- ение у людей XVI века. 2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готи- іский»? Уточните, прав ли он.

3. В чём вы лично согласны или не согласны с)едставленными здесь мнениями? имущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.

Маркграф Экке- хард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Герма ния. Около 1250 г.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров - грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества - сказок, басен, песен.

Христос благословляющий.

Статуя собора в Амьене. Франция Около 1220 г.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.

В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.

Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие - вот главная мысль средневекового искусства.

Сохранилось множество изображений Богоматери - Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

Ентральный вход собора Шартре. Франция. Конец XII в

Фрагмент юртала собора і Шартре 3.

Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи - картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.

Самый прославленный образец миниатюры - «Кален- дарь герцога Беррийского».

Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лим- бургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.

Изображения людей в

минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с

природой, передача света, использование светотени - таковы были новшества в книжной миниатюре.

«Октябрь». Миниатюра XV в.

Какое настроение создаёт у вас миниатюра?

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV-XV веков.

1.На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Э1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы? 2. Объясните смысл фразы: «Готика - дитя города». 3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным? 5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Урок 2. Давно пора

Образ человека - одно из самых противоречивых понятий в истории мировой художественной культуры. На протяжении разных эпох, человек воспринимал себя по-разному. И от этого восприятия менялся и образ его жизни. Сегодня я хочу провести параллель через исторические эпохи и показать, как менялся этот образ.

Эпоха античности.
Эпоха античности считается эпохой просвещенности. Главным в восприятии мира у людей считалась естественность, а человеческое тело служило эталоном в мире искусства. По подобию построения пропорций человеческого тела, люди возводили здания. Бог был человеком, а человек - богом. Богов наделяли людскими страстями и пороками и возводили статуи людям, подобно богам. Человеческое тело было храмом. Скульптор воссоздавал в мраморе каждое движение и каждую складку на одежде. Каждая мышца была на своем месте, создавая впечатление застывшего в камне мгновения, подобно захваченному взглядом горгоны Медузы.

Не только скульптура воспроизводила человеческое тело. Настенные фрески привносили в помещение то, что люди хотели видеть - пейзажи, сцены застолий, танцев, мифологические мотивы, сцены эротического характера. И все было изображено так же - с великой точностью.

В I-III вв нашей эры, после захвата Египта Александром Македонским, в египетском городе Фаюм изготовлялись погребальные портреты отличавшиеся поразительным сходством с жившим человеком и техникой исполнения напоминавшей картины эпохи Возрождения. Снова люди научатся так писать только через тысячу лет.

Эпоха средневековья.
Эпоха средневековья, по разным подсчетам, длилась от восьмисот до тысячи двухсот лет в разных регионах Европы. Это был период смутного времени, включающий в себя множество вех, как в истории, так и в искусстве. Главным для европейского человека стал Бог. Тело же превратилось в рудимент, оковы для бессмертной человеческой души. Ведь душа бессмертна, а что есть тело? Тело конечно, оно постоянно что-то хочет: ему надо есть, спать, ему нужно тепло, ему нужна ласка. Иисус страдал ради нас на кресте, и мы должны страдать, через укрощение своего тела, чтобы очистить душу. Человек зачинается во грехе, рождается во грехе и всю оставшуюся жизнь старается искупить этот грех, чтобы попасть в Небесное Царство.



Как и в Египте - культ жизни после жизни, но, в отличие от Египта, у средневекового человека жизнь должна была начаться только после смерти. А, раз тело - настолько бренно и, по сути, ненужно - нет смысла стараться изобразить его красиво. Сначала художники учились, как разучиться рисовать людей, потом, через века - снова пытались научиться.

Человек был маленьким и ничтожным, но что получило развитие - так это храмовое искусство и архитектура. Смутное время войн сменилось мирным - романский стиль в архитектуре с его толстыми укрепленными стенами и маленькими окошками-бойницами сменился готикой, и она стала первым стилем, объединившим всю Европу. В эпоху готики Церковь больше не являлась оборонительным сооружением, где множество людей находились под защитой Бога (и толстых стен), все больше людей стали посещать храмы, и от архитекторов потребовалось больше внутреннего пространства для вмещения всех прихожан. Это было решено, через распределение веса здания на арочную конструкцию внутри помещения и на аркбутаны и контрфорсы - снаружи. Само название «Готика» пришло от насмешки, что арочная конструкция соборов напоминала по своему виду дома конструируемые племенами готов, связывающих верхушки деревьев для создания куполообразного жилища. Распределение веса здания решило проблему толстых стен и позволило архитекторам проектировать огромные оконные проемы, которые заполнил появившийся в то же время витраж. Обилие декора довершало картину - все, что есть в мире сделано Творцом - значит нет ничего плохого, чтобы использовать это везде. Только представьте: простой человек из деревни приезжает в город в церковь и перед ним встает прекрасное огромное ажурное сооружение. Он входит внутрь и видит лучи переливающегося света от сверкающих оконных проемов, изображающих святых и сцены из Библии. И он понимает, что Бог на самом деле есть.

Эпоха Возрождения.


Вслед за Средневековьем приходит эпоха Возрождения, когда люди стали откапывать античные города, находить античные предметы искусства и понимать, что когда-то было по-другому. Послабление власти церкви приводит к тому, что общество становится более светским. Художники заново учатся писать человека, только для этого им приходится его вскрыть, чтобы узнать, где располагаются мышцы и кости, и как из этого правильно написать силуэт. Они продолжают писать на религиозные темы, но, вместе с этим, люди заказывают им свои портреты в виде святых, что показывает, насколько церковь потеряла свою власть в их умах. Художники экспериментируют с техниками, изобретают новые краски, новые стили. Известно, что Леонардо да Винчи был одним из первых, кто стал писать маслом. Его вклад в полотно Верроккьо «Крещение Христа», коленопреклоненный ангел, получился настолько ярким и живым, что Верроккьо, по легенде, ушел из живописи в скульптуру, сказав, что ученик, в свой первый же раз, превзошел учителя, и ему нечему его научить.

Эпоха Барокко.
Следующая за эпохой Возрождения, но отличная по своему характеру - эпоха Барокко. Люди эпохи Барокко уходят в своем представлении о красоте от античной естественности и стремятся деформировать, модернизировать свои тела, придать им новую, идеальную форму. В моду вошли корсеты, выбеленные лица с нарисованными «мушками», напудренные парики, в которых копошились вши и мыши. К слову сказать, кудлатые мужские парики были введены в моду королем Людовиком XIV. Живя по принципу «держи друзей близко, а врагов еще ближе», он окружил себя министрами и военачальниками, которые со временем превратились в лизоблюдов, стремящихся попасть на глаза правителю и повторяющих за ним изменения в одежде. Когда Людовик начал лысеть, он одел парик. Все, кто его окружал сделали то же самое.


В эпоху Барокко большой любовью пользовались избыток деталей, резные украшения, позолота, светильники на огромное количество свечей. И оптические иллюзии. Больше всех в плане иллюзий отличилось итальянское Барокко. И непревзойденным мастером считается флорентийский живописец и архитектор, Андреа Поццо. Шедевром Поццо считаются фрески апсиды, потолка и роспись подкупольного пространства римской иезуитской церкви Сан-Иньяцио. При постройке церкви, из-за недостатка средств, не был возведен купол. Монахи решили заменить купол росписью и, чтобы не выбиваться из бюджета и чтобы все было совершено по иезуитским канонам, пригласили для этой работы одного из своих монахов - Андреа Поццо. Поццо начал с росписи небольшого купола в апсиде здания. Монахам настолько понравилась эта работа, что они заказали ему роспись подкупольного пространства над алтарем.
В самой высокой точке - сам святой Иньяцио, основатель иезуитской церкви, и ждущее его Небесное царство.




Люди стали чаще задаваться вопросом «Что мы есть?». Французский философ Рене Декарт, наблюдая за модными в то время статуями-фонтанами, которые стояли неподвижно и, при приближении к ним человека, оживлялись и обливали его водой, подумал - что если движение живых организмов так же зависит от рычагов, шестеренок и поршней? Он стал искать ответ, подвергая каждое свое суждение опровержению и пришел к тому, что неопровержимой осталась только мысль. Так он и дошел до своей известной впоследствии фразы - «Cogito ergo sum». «Я мыслю - следовательно я существую.»

Эпоха Классицизма.
В эпоху Классицизма деятели искусства снова обращаются к античным традициям, беря их за эталон. В архитектуре появляются элементы античных зданий - портики, колонны - в живописи - античные статуи, персонажи часто одеты на античный манер. Из этого выйдет впоследствии академизм - стиль в искусстве, с которым будут бороться импрессионисты и другие бунтари искусства.

Две разных части Света.
И, в заключении, я бы хотела поговорить о двух частях света, кардинально отличающихся своими взглядами на то, что такое красота. Это страны Восточной Азии - Япония и Китай - и Соединенные Штаты Америки.
Я буду говорить о Китае и Японии в связке, потому что в их культуре много общего, хоть и с сильным влиянием менталитета своих стран. В Китайской культуре нет, как таковой, ценности человеческой жизни - их всегда было много - один уйдет, на его место придет другой. Как говорят сами китайцы: «Нет ценности человеческой жизни - есть указ императора» - если тебе надо умереть - ты умираешь. Но, с другой стороны, цель каждого отдельного человека в жизни - добиться личностного счастья, и никто не имеет права лишить тебя этого. Так же, в китайской культуре, каждый символ имеет в себе скрытую силу. Даже архитектуру они строят на подобие какого-нибудь иероглифа или знака, чтобы само здание работало на достижение поставленной цели. Для Японии - это слишком сложно. Инь и Ян - единство противоположностей, в белом есть частица черного, в земле есть частица неба - для них это слишком сложно. Они взяли из китайской культуры то, что посчитали достаточным - гармония и естественность.
Три основных понятия прекрасного в японской культуре - это «ю-гэн» - намек - «ваби» - пустота - и «саби» - патина, доказание конечности. Намек - это полупрозрачные сёдзи, свет, проходящий через бумажный фонарь. То, что открыто - не интересно. Интересно то, что таится за размытой формой. В Японии нет такого отношения к наготе, как в Европе - это естественно. А, раз естественно, значит не стыдно. Нагота не возбуждает, если не направлена на это. Гораздо интереснее, когда тело скрыто в слоях одежды, как жемчужина, и ты догадываешься, что же там внутри. То же самое можно сказать и о японских кондитерских изделиях, которые отличаются очень тонким, легким вкусом. Естественной сладостью бобовой пасты, агар-агара и добавленных для украшения ягод. Они не добавляют туда сахар, потому что избыточность - не интересна.
В Европе пустота - это нечто страшное, непонятное, пустота - это ничто. В Японии - пустота - это то, из чего все появляется. Они не рисуют малиновку над пионом - они рисуют пустоту, чтобы оттенить сами фигуры. Басе, обозначая тишину не писал "так тихо", он писал "слышно тиканье часов". Как тишина подчеркивается через тихий звук, так и здесь - художник впускает пустоту на полотно через помещение туда персонажей.
Без смерти нельзя понять жизнь. Смерть - часть жизни, поэтому через нее узнаешь красоту жизни. Японцы называют европейцев однобокими, за то, что те отрицают смерть и живут чтобы жить и радоваться. Но забывая, что жизнь конечна, невозможно в полной мере насладиться ее полнотой. Без добра нет зла, без лишений не поймешь всю прелесть от приобретения. Так же и с вещью. Если она пожила свое, если она покрыта трещинками, потерта - видна ее хрупкость - от этого она становится еще прекрасней - в ней есть душа. Даже у новых печатей специально скалывают кусочек, чтобы показать их конечность, естественность - а значит красоту. Во времена античности не допускали никаких сколов и трещин - предмет конечен, а значит не идеален. В Японии наоборот - поскольку у всего есть смерть - это ценится еще больше. Цветение сакуры - воплощение этого. Потому что лепестки опадают с деревьев за очень короткий срок, и нужно насладиться каждым мгновением, что ты это видишь.


США прививают миру, через фильмы свою культуру. Культуру недостижимого идеала - культуру преобразования, жизни в мечтах. Еще Джордж Буш старший говорил в своем выступлении, что "святая миссия, возложенная на Америку - заставить всех остальных думать так же, как и мы". Именно из Америки пришла мода на пластические операции - достижение своего несуществующего идеала. В идеальном мире никогда не умирает главный герой. В идеальном мире всегда счастливый финал. Не обязательно четко следовать каким-то правилам, поэтому вы не найдете достоверных «исторических» недокументальных фильмов. Это не их история - не они ходят каждый день на работу через Парфенон - нарядили людей в тоги, поставили колонны - уже Греция. И не важно, как будут взаимодействовать люди. Поэтому каждый подобный фильм показывает нам современных американцев в разных декорациях. Главное, чтобы было зрелищно. Так же и в стилях. Америка - страна своих стилей и форм. Здесь нет художественных стилей, понятных нам - барокко, классицизма, ар ново - там есть дворцовый стиль, в котором содержится все, что человек считает роскошью: колонны, золотой унитаз, кровать с балдахином. Морской стиль, тропический, индустриальный - и многое-многое другое.
Так же следует заметить, что американцы - люди, которые не любят, когда их считают глупыми, поэтому им не нравятся сложные формы и метафоры, которых они не могут понять. Сюда же входят и слишком простые сравнения - по той же причине. Основная масса людей прибывает в "золотой середине" между этими полюсами - в красиво поданном пространстве, завуалированном ровно настолько, чтобы человеку казалось, что он сам обо всем догадался. И есть люди, которые придумывают и создают эту середину для простых граждан.
Американская культура отличается отсутствием фольклора. У переселенцев не появилось своих мифов, не зародилось новых богов - они были слишком «взрослыми» для этого. Поэтому американцы создали своих джиннов и лепреконов. У них появились супергерои. Америка - единственная страна, у которой есть супергерои. Ведь что такое супергерой? Идеальный человек, создающий идеальный мир.

*материал собран из различных источников

Средневековье - это уникальный исторический период. Для каждой страны он начинался и заканчивался в разное время. К примеру, в Западной Европе Средневековьем считается период с V по XV вв., в России - с X по XVII вв., а на Востоке - с IV по XVIII вв. Рассмотрим далее, какое духовное наследие оставили нам творцы той эпохи.

Общая характеристика

Каким было средневековое искусство? Кратко говоря, в нем соединились духовные искания живших в то время мастеров. Основные темы их творений определялись церковью. Именно она выступала тогда в качестве главного заказчика. Между тем история средневекового искусства связана не только с христианскими догматами. В народной памяти того времени все еще оставались признаки языческого мироощущения. Это можно увидеть в обычаях, фольклоре и обрядах.

Музыка

Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Среди наиболее популярных инструментов были рожки, флейты, колокольчики, бубны, свистульки, барабаны. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Были в мотивах того времени ритуальные черты. К примеру, в начале весны сочинялась специальная музыка, под которую люди прогоняли духов зимы и возвещали наступление тепла. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Он нес благую весть о появлении Спасителя.

Романский стиль

Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х - XII вв. В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. Романский стиль соединил в себе меровингские и позднеантичные сюжеты, компоненты периода Великого переселения. Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. Романский стиль зарождался в условиях развития феодализма и распространения идеологии католической церкви. Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Архитектура также была культовой. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов.

Зодчество

Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности. Они господствовали над окружающим, воплощая в себе подобие "града Господня" или выступая в качестве наглядного выражения могущества феодала. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт. В качестве основного строительного материала выступал природный камень. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Романские здания представляли собой системы стереометрических простых объемов: призм, кубов, параллелепипедов, цилиндров. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами. Эти элементы ритмизировали массивность стен, но не нарушали при этом их монолитной целостности.

Храмы

В них развивались унаследованные от раннехристианской архитектуры типы центрической и базиликанской церкви. В последнем неотъемлемыми элементами были башня или фонарь. Каждую главную часть храма создавали как отдельную пространственную конструкцию. И внешне и внутри она четко отделялась от остальных. Общее впечатление было усилено сводами. Они были преимущественно крестовыми, цилиндрическими или крестово-реберными. На некоторых храмах устанавливали купола.

Отличительные черты декора

На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала К концу XI - началу XII вв., когда конфигурация стен и сводов стала сложнее, в храмовый декор вошли монументальные рельефы. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены. Внутри сооружений они наносились на капители колонн. В позднем романском стиле на смену плоскому рельефу приходит более высокий и насыщенный эффектами света и тени, но сохраняющий органическую связь с поверхностью стены. Центральное место в живописи и скульптуре занимали темы, выражавшие грозное и безграничное Божье могущество. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Что касается повествовательных циклов на евангельские и библейские темы, то они приняли более динамичный и свободный характер. Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности.

Готика

Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Готическое искусство считалось "варварским". Расцветом романского стиля считается Х - XII вв. Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Она выступала преимущественно культовым искусством по религиозным темам и своему назначению. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами.

Особенности формирования

Искусство средневекового витража, скульптура, зодчество в готический период унаследовали от романского стиля множество элементов. Отдельное место занимал собор. На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры. В тот период начинали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города, стали выдвигаться светские силы - торговые, ремесленные, городские, придворно-рыцарские круги. По мере становления общественного сознания, совершенствования техники стали расширяться возможности для эстетического осмысления окружающего мира. Начали складываться новые архитектурные направления. Широкое распространение получило градостроительство. В городских архитектурных ансамблях присутствовали светские и культовые сооружения, мосты, укрепления, колодцы. Во многих случаях на главной площади города возводились дома с аркадами, складскими и торговыми помещениями на цокольных этажах. От нее отходили главные улицы. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями. Королевские и стали постепенно превращаться в целые комплексы, включающие культовые, дворцовые и крепостные сооружения.

Скульптура

Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. по сравнению с романской, отличалась динамичностью, обращенностью фигур друг к другу и к зрителям. Начал проявляться интерес к натуральным природным формам, к человеческой красоте и чувствам. По-новому стали трактоваться темы материнства, жертвенной стойкости, нравственных страданий. Претерпел изменения и образ Христа. В готике на первый план стала выходить тема мученичества. В искусстве начал складываться культ Богоматери. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Зачастую оба эти культа переплетались. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Вместе с этим у людей сохранилась вера в чудеса, сказочных чудовищ, фантастических животных. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле.

Индия

Эта страна известна на весь мир своими несметными природными богатствами, великолепными ремесленными изделиями. С малых лет дети бедняков приучались к труду. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. Образование они получали в школах при храмах или дома. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Он функционировал на доходы, поступавшие от ста деревень, а также за счет даров правителей. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Математики могли вычислять объемы тел и площади фигур, свободно обращаться с дробными числами. Хорошо развита была в Индии медицина. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Индийские врачи, используя порядка 200 инструментов и различные средства обезболивания, делали сложные операции. Для установления диагноза медики измеряли температуру тела, пульс пациента, визуально осматривали больного, обращая внимание на цвет языка и кожи. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот.

Каменная скульптура

Она служила в качестве украшения архитектуры. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами. В них все фигуры были тесно связаны. Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Это обусловлено влиянием на развитие скульптуры искусства танца, которое было широко распространено в Индии с самой древности. В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы. На их верхушке сооружали зонт-лотос. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Внутри помещения были темными и низкими. Они именовались святилищами. Войти в них мог далеко не каждый человек. Дворы храмов украшались скульптурами, изображавшими эпические сцены или трактовавшими в символической форме почитание бога, во славу которого возведен храм. Впоследствии в Индии, в особенности на юге страны, скульптурных элементов стало настолько много, что культовые сооружения выступали в качестве постаментов для них. Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо.

Классические произведения

В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Таким произведением, например, была поэма "Рамачарита". В каждом ее стихе заложен двойной смысл, который может приравнивать деяния царя Рампала к подвигам эпического Рамы. В средние века в основном развивалась поэзия, однако, к 12-13 вв. стала появляться и поза. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей - рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Таким, например, является повествование "Кадамбари". Это произведение рассказывает о двух влюбленных, которые дважды жили на земле в разных обличьях. В сатирическом романе "Приключение 10 принцев" высмеиваются правители, аскеты, сановники и даже боги.

Расцвет

Он приходится на IV-VI вв. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство. Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории. В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер. Их потолки, стены, колонны расписаны сюжетами буддийских легенд и преданий, украшены резьбой и скульптурой. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства, и науки. В настоящее время она символизирует величие духа древности. В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира.


Искусство эпохи Средневековья – несколько странное и порой весьма неоднозначное. Им принято восхищаться, но при этом даже искусствоведы порой стыдливо умалчивают о том, что происходило в то время. О реалистичности изображений речь не шла, а многие из художников были просто скучающими монахами, которые рисовали на полях книг, чтобы как-то скоротать время. Что и говорить, этот период радикально отличается от всего того, что происходило в искусстве позже.

1. Кролики-убийцы


Средневековые монахи создавали «иллюминированные рукописи» - книги, в которых каждая страница была заполнена красочными произведениями искусства (миниатюрами и орнаментами). Иногда они заполняли страницу красивыми изображениями цветов и плюща. Бывало монахи рисовали иллюстрации к самой книге, а иногда они зачем-то рисовали кроликов, бьющих людей по голове. Кролики, истязающие людей, - это на удивление распространенная тема в средневековом искусстве. Современные историки искусства пока не нашли ответ на этот вопрос.

Есть изображения кроликов, рвущихся в бой, увечащих рыцарей, ворующих женщин, избивающих людей дубинками и рубящих их топорами - причем подобные рисунки никогда не имеют никакого отношения к тому, о чем идет речь в книгах. Основная теория гласит, что такие рисунки делали на полях скучающие монахи, которым просто хотелось развлечься. Они считали, что идея о кроликах, мстящих людям, которые охотились на них, была забавной. Но это всего лишь теория.

2. Кошки, вылизывающие пятую точку


Изображения котиков стали популярны намного раньше, чем появился Интернет. Средневековые художники рисовали их довольно часто. Единственным исключением было то, что они не концентрировались том, чтобы картинка вызывала положительные эмоции и приступы милоты.

Средневековые художники почему-то считали, что есть только один момент, достойный быть увековеченным в произведении искусства: момент, когда кошка изгибается и вылизывает собственный анус. После средневековой эпохи осталась странно обширная коллекция мурлык, вылизывающих свой зад или тестикулы. Иногда эти изображения весьма реалистичными, но чаще всего кошку изображали согнутой в полный круг, с языком в районе пятой точки.

3. Женщины верхом на Аристотеле


Греческий философ Аристотель попадал на картины весьма часто. Но в течение короткого периода в начале эпохи Возрождения, его почему-то начали изображать в одной и той же странной и специфической позе. В течение нескольких лет художники рисовали на картинах одного из самых уважаемых философов, стоящего на четвереньках, с женщиной, сидящей на нём верхом.

Иногда у Аристотеля была уздечка во рту. В других случаях женщина била его. А иногда это была бы откровенная картина обнаженной женщины, шлепающей отца научной мысли. Источником подобных картин была популярная история о жене Александра Великого, которая обманом заставила Аристотеля прокатить ее на себе, как на пони.

Мораль истории заключалась в том, что женщины являются злыми соблазнительницами, и все должны воздерживаться от плотских потребностей. Так средневековые художники демонстрировали миру, что они «выше похоти».

4. Рыцари, сражающиеся с улитками


Одной из самых странных вещей, которую монахи любили изображать на полях книг, являются эпические битвы между рыцарями и улитками. Между XIII и XIV веками по непонятным причинам это стало весьма популярной темой.

«Их можно встретить повсюду на полях готических манускриптов, - сказал один ученый. - Они буквально везде и никто не знает, почему». Некоторые считают, что это аллегория социальной борьбы, дискриминации или отчаянной борьбы человека против неизбежной смерти, другие же списывают все на скуку монахов.

5. Моисей с рогами


В течение длительного времени у людей была странная привычка рисовать изображения Моисея с рогами на голове. Это весьма странно - изображать столь демонически выглядящую деталь на человеке, который вывел евреев из Египта. И все же, подобных примеров много (даже Микеланджело рисовал подобное).

Есть мнение, что средневековые художники и не думали потешаться над Моисеем. Они действительно считали, что у того были рога. В большинстве переводов Библии говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, его лицо было «озарено лучами света». Но оригинальное еврейское слово «keren» может означать либо «луч света», либо «рог».

Таким образом, в Библии на самом деле могло утверждаться, что у Моисея были рога. В средневековую эпоху была даже напечатана копия Библии, в которой говорилось, что Моисей спустился с горы с рогами на голове. Это звучит безумно, но некоторые люди и до сих пор думают, что именно это правильный перевод.

6. Мария Магдалина, покрытая волосами


Когда готические художники рисовали Марию Магдалину, они делали ее похожей на «экспонат» из цирка Барнума. Они рисовали женщину, которая ниже шеи была полностью покрыта густым волосяным покровом. Причем, это не был какой-то странный средневековый фетиш, а именно так, по их мнению людей в то время, должна была выглядеть святая. В то время история Марии Магдалины закончилась тем, что она заросла шерстистыми волосами, что сделало ее похожей на козу.

Согласно легенде, Мария Магдалина полностью отказалась от всех земных благ после смерти Иисуса. Она перестала купаться и менять одежду, и, в конце концов, ее одежда полностью износилась и порвалась. Чудом, которое спасло Марию от блуждания по миру голой, стали волосы, выросшие по всему телу. После этого в течение всей оставшейся жизни Мария ходила голой и волосатой.

7. Убийство беззаботных людей


Большая часть средневекового искусства была жестокой. Но, насколько бы ужасной не была чья-то смерть, жертве всегда было скучно. Есть картины людей, которых топчут всадники, которым вонзили нож в череп или которых изрубили топорами. Тем не менее, на каждой картине жертва выглядит так, будто она изо всех сил пытается сдержать зевок. Теория гласит, что все это связано со средневековой концепцией Ars moriendi - искусством умереть хорошо. Смерть, по мнению людей в то время, была моральным испытанием.

Это было время, когда человек должен был предстать перед божественным судом, и то, как он реагировал на это, говорило о его характере. Если человек во время смерти плакал, кричал и ругался, это означало, что он, вероятно, попадет в ад. А если последний вздох был встречен с улыбкой, то человек попадал на небеса. Все эти скучающие мертвые люди могли просто демонстрировать свою стоическую готовность отправиться на Небеса. Либо средневековые художники просто плохо умели рисовать мимику.

8. Люди, в «космических кораблях»


По какой-то причине многие примеры средневекового искусства показывают, что люди летают на маленьких машинах, которые выглядят странно похожими на «Спутник-1». Подобное обычно встречается на всех картинах Иисуса. Средневековые картины показывают важные моменты в жизни Христа, такие, как тот момент, когда его мать Мария взяла младенца первый раз на руки, или тот момент, когда он умер на кресте.

В углу картины в небе неизменно изображен маленький человек в «кабине маленькой белой ракеты», улетающий в космос. Есть несколько теорий относительно того, что обозначают эти изображения. Наиболее академическая теория заключается в том, что изображения призваны символизировать «чуждое присутствие Бога». Это всего лишь теория, а единственное объяснение, источником которого является сам средневековый художник, звучит полностью фантастически.

На гравюре Ганса Глейзера изображено небо над городом, заполненное трубами и сферами. Глейзер подписал гравюру, заявив, что это картина того, что он видел происходящим в небе над Нюрнбергом: битву между неизвестными летающими объектами. Сохранились записи о том, что битва закончилась тем, что сферы и несколько «стержней» улетели в солнце, а несколько других объектов рухнули на землю в облаке дыма.

9. Демоны с лицами на промежности


Средневековые художники любили рисовать демонов. Их искусство было переполнено ужасающими монстрами, которые собирались забрать души невинных. И по каким-то причинам у многих из демонов были два глаза, нос и большой рот прямо на их промежности. Эти картины были странно сексуальными.

Часто лицо промежности у демона извергало какой-то странный фаллический огонь прямо между ног. Иногда эти лица не просто прикрывали промежность, а находились на кончиках их гениталий. Это был способ показать зло беспричинного сексуального соблазна. Демоны должны были символизировать опасности похоти, и лица на промежности были способом показать, где спряталось истинное лицо зла.

Некоторые люди были так обеспокоены опасностью похоти, что демоны были самым популярным предметом искусства в эпоху средневековья. По-видимому, другие люди были менее обеспокоены, потому что второй по популярности темой были люди, занимающиеся плотскими утехами.

10. Вещи, торчащие из зада


Похоже, что когда средневековые художники не рисовали животных-убийц и демонов с лицами на промежности, они заполняли свои книги иллюстрациями, которые очень странно выглядели рядом со словом Божьим: изображениями людей с различными вещами, торчащими из их анусов.

Обычно это была трубы, однако существуют и другие примеры. Некоторые страницы были украшены красивыми узорами из цветов и листьев, которые вылезали из человека, наклонившегося вниз задом к читателю. Также довольно часто встречались изображения того, как люди пускали стрелы в круглые красные цели, нарисованные на ягодицах друг друга. Почему рисовали подобное - загадка.

Тема искусства средних веков и сегодня интересна многим. Ведь не зря в сети появился шуточный проект . Ранее мы публиковали 15 картин с современными саркастическими подписями, которые в него вошли.