Направление в культуре 50 60 годов. Наука, культура и образование

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру пытались поставить на службу административно-командной идеологии.

Особенно яркие результаты оттепели проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой литературы.

Особую популярность снискал журнал «Новый мир», издаваемый под редакцией А.Т. Твардовского. Журнал «Юность», возглавляемый В.П. Катаевым, а впоследствии Б.Н. Полевым, предоставлял возможность публиковать свои произведения молодым авторам. В журнале «Октябрь» (прозаик и публицист В.А. Кочетов) печатались авторы, не одобряющие антисталинские настроения.

В литературе, кино, изобразительном искусстве появились молодые талантливые авторы, не боявшиеся говорить правду.

Поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, кинорежиссеры А. Тарковский, Г. Чухрай, скульптор Э. Неизвестный получили признание и мировую известность.

Значительным событием стала публикация в журнале «Новый мир» произведения Д. Дудинцева «Не хлебом единым» и повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», посвященных теме сталинских репрессий.

Со второй половины 60-х гг. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученые получили возможность участия в международных конференциях.

Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. был организован Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновлена работа Московского кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Общепризнанными в мире стали достижения в области фундаментальных исследований в различных областях науки.

Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек - Ю.А. Гагарин .

Однако противоречия в проведении культурной политики все чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелей культуры занимали консервативно-охранительные позиции.

Драматичным событием культурной жизни страны стало гонение на поэта и прозаика Б.Л. Пастернака за публикацию романа «Доктор Живаго». За рубежом он был исключен из Союза писателей. Подвергся жестокой критике и В. Гроссман, чей роман «Жизнь и судьба» был арестован КГБ.

На выставке в Манеже Хрущев лично устроил разнос художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.

Идеологический диктат сохранился во многих областях духовной жизни. Особенно наглядно это проявилось в исторической науке. Даже робкие попытки пересмотреть некоторые проблемы истории КПСС вызывали яростное осуждение и начало борьбы с «буржуазной идеологией».

В период хрущевской оттепели началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуре в обществе.

Культура и духовная жизнь в 1953-1964 гг. были подчинены тем же тенденциям, что и об­щее развитие страны. Смерть И. Сталина, борь­ба за власть в сов-м рук-ве, опреде­ленная либерализация, рост свободомыслия в обществе, политика сближения со странами За­пада при одновременном разрыве с наиболее радикальными коммун-ми режимами, -повли­ять на отеч-ю культуру. В свою очередь, именно сов. интеллигенция , откликнулась на реформаторские идеи , выдвинутые Н. Хру­щевым,. Не случайно вся хрущевская эпо­ха получила название по написанной в 1954 г. повести И. Эренбурга «Оттепель» -нашли от­ражение надежды на перемены и обновление, порожденные XX съездом. С др. стор., .передавало двойствен­ность, неокончательный хар-р происходящих перемен, возможность возвращение к старому.

В 1957 г. 1 Всесоюзный съезд художников , В 1954 г. строителей и ар­хитекторов. В 1962 г. - Все­союзное совещание историков, разговор о состоянии и перспективах развития истор-й науки в СССР. Активизировались писательские организации: в 1954 г. 2, а в 1959 г. - 3-всесоюзный писательский съезд.

Новые веянья в культурной и духовной жизни прояви­лись в реабилитации деятелей искусства и науки , подверг­шихся репрессиям в прежние годы, свет увидели многие произведения. Вновь широко начала печататься лирика С. Есенина и А. Ахматовой, сатира М. Зощенко. На экраны стали выхо­дить фильмы, которым прежде, по разным причинам, был закрыт доступ к зрителю= вторая серия «Большой жизни» Л. Лу­кьянова. В 1957-1958 гг. выходит собрание сочинений в пяти томах Г. Плеханова,

В 1 956 r_.Выставка художника-абстракциониста П. Пикассо. проходят разл-е другие выставки зарубежных авторов , фестивали,. С 1954г. возобновляется Московский кинофестиваль. Начинаются визиты советской творческой интеллигенции за границу. Советские ученые также получают возможность бы­вать в дру. странах, знакомиться там с достижениями на­уки и техники. развивался ки­нематограф . «Летят журавли» М. Калатозова, «Бал­лада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» С. Бондарчу­ка.

XX съезд КПСС открыл дорогу и к некоторым изменениям в живописи, скульптуре, архитектуре, градостроительстве. , в 1957 г. организована Всесоюзная художественная выставка. Меняется архитектурный стиль. «Сталинский класси­цизм» с его помпезностью и основательностью, уступает мес­то типовым жилым застройкам окраин, - «хру­щебам», новым админ-м зданиям из стекла и бетона, таким как Кремлевский Дворец съездов и др. В скуль­птуре в эти годы господствует архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал.

В то же время постепенно интеллигенция все более разоча­ровывается в культурной политике, проводимой властями. Это было вызвано отходом руководства страны от первона­чальных либеральных реформ в области культуры первых лет «оттепели». Начинается возврат к методам ограничения свободы творчества и цензурных запретов. Трагичес­ким событием периода «оттепели» становится самоубийство 13 мая 1956 г. видного отечественного писателя А. Фадеева.


Наука. Определяющим фактором разви­тия отеч-й науки - вступление СССР в эпоху научно-техн-й революции. Важнейшим направлением НТР - развитие космонавтики. Под рук0м выда­ющегося сов-го конструктора С. Королева в Сов-м Союзе разрабатывается новейшая, самая совершенная в мире ракетно-космическая техника , что позволило СССР обогнать в развитии космонавтики все др.страны, включая США. 4октября.1957 г. первого в мире искусственного спутника земли. 14 сентября 1959 г. Сов-я космическая ракета ус­пешно достигла спутник Земли Луну . 12 февраля 1961 г. -Венеру , a 1 ноября 1962 г. - Марс . Все дос­тижения связаны с именем С. Королева 12 апреля 1961 г., -космос ракеты «Восток-1» Ю. Гагарин

Период стремительного развития в СССР переживают точ­ные и естественные науки: астрономия, биология, геология и др. Рождаются новые науки, - бионика, космичес­кая биология и др. в 1954 г. в СССР начала работу первая в мире атомная электростанця 1957 г. спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Более сложными путями в 1950 - н.е 1960-х гг. шло развитие общественных наук. 40-летия Великой Октябрьс­кой социал-й революции: Завершена работа над десятитомной «Всемирной историей», многотомной «Историей русского искусства», вышла в свет шеститомная «История Великой Отеч-й войны» и др. Оживает со­ветская экон-я наука.

С сер. 1950-х гг. гл. направлением становится укрепление связи школы с жизньюСерьезные изменения в системе школьного образования происходят в 1958 г., когда начинается широкомасштабная школьная реформа. Вместо семилетки, реформа вводила всеоб­щее обязательное 8-летнее образование, срок обучения с 10 уве­личивался до 11 лет. Учащиеся старших классов должны были получать навыки будущей специальности, работая на пром-х предприятиях или в с/х. Одновременно с реформой средней школы, изменения затрагивают и профес­сионально-техническое образование . создается единая система профессионально-технических училищ (ПТУ)»

Развитие НТР стимулировало подъем высшей школы, в 1957 г. введены новые правила приема в вузы, которые давали пре­имущество абитуриентам, имеющим двухлетний производ­ственный стаж или демобилизованным из армии. В сер. 1960-х гг. -изменены. Для производственников и демобилизованных стали проводиться отдельные конкурсы, развиваться система заочного и вечернего высшего образова­ния. В эти годы советское среднее и высшее обра­зование занимает одно из лидирующих мест в мире, служит базой развития в СССР экономики и науки.

Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, безусловно стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе А Н СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1967 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12апреля 1961 г.); выход на трассы первого реактивного пассажирского лайнера - ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия. Таким образом, научно- технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США. Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере. Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий. С 1956 г. стали традицией «общественные призывы» молодежи для работы на новостройках. Однако отсутствие элементарных условий быта, засилье ручного труда делали очень высокой текучесть молодых кадров. Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования.

В декабре 1958 г. был принят закон о новой его структуре, согласно которому вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с еще большей текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих. Почти ничего не дала и провозглашенная реформой идея производственного обучения в школе. Например, в Ярославской области к 1963 г. по специальности, приобретенной в школе, работало не более 15 % выпускников. Появилась и стала устойчивой тенденция роста преступности среди несовершеннолетних. Не оправдала надежд и система подготовки инженерно- технических кадров на заочных и вечерних отделениях вузов.

Вместе с тем вполне положительно зарекомендовали себя заводы-втузы, созданные на базе крупнейших предприятий. Однако они не могли изменить общей ситуации в системе образования. В августе 1964 г., не отвергая в целом курс на сближение школы с жизнью, ЦК КПСС и правительство приняли решение о восстановлении в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик.

Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности, Рыкова, Бухарина - руководителей оппозиции И.В. Сталина. Было отказано в возращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенных в годы войны из Крыма татарского населения.

Существенное воздействие на культурное развитие в 50- 80-е годы оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и экономической сферах. Это - период с временными оттепелями, возвратом к «указаниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, по­степенного, подчас мучительного, с движениями вспять воз­врата к естественному для культуры полифоническому разви­тию. Культурный процесс был тесно связан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, приобщение к культурной жизни широ­ких слоев населения.

Период 50-80-х годов отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, происходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: I) 50-е - нач. 60-х гг.; 2) сер. 60-х - сер. 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталини­зации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по назва­нию повести И.Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стерео­типов, означала разрешение «сверху» относительного сти­левого разнообразия и многоголосья в литературе и искус­стве. Особенно значимым этот период был для молодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основ­ные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной лини­ей» ее политики.

В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными проте­стами против политической системы в СССР.

1965 - 1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития советского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот период при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты опре­деленные успехи в экономической, социальной и культурной областях. В то же время именно в этот период начался кри­зис Советского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных органи­заций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессио­нальные союзы, ВЛКСМ, Комитет советских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были, по су­ществу, общественными, они были бюджетными, ими ру­ководили партийные органы. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным - любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Политика полного конт­роля проводилась и по отношению к церкви.

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возника­ла время от времени в центре общественного внимания духов­ная ценность нашей истории - русская идея. Однако суже­ние культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: про­должали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт / ^ национальной культуры!) и памятники, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отече­ственной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреж­дении культуры существовали отделы специального хра­нения - спецхраны. Углубился духовный диктат над инако­мыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в по­литику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны жизни духовной обще­ства оценивались с позиций «социалистического реализма».

Система образования. Главным направлением в систе­ме школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на полу­чение политехнического образования. С принятием Закона «Обукреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­тии системы народного образования в СССР» (1958 г.) вво­дилось всеобщее обязательное %-летнее образование (вмес­то 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов днев­ных школ должны были совмещать учебу с работой на пред­приятии или на селе. Одновременно с аттестатом зрелос­ти школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.

В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке системы образования. Сессией Верховного Со вета РСФСР в августе }