Ахемениды (550–330 до н.э.). Создание персидской державы ахеменидов Территориально административная и военная структура державы ахеменидов

АХЕМЕНИДОВ ГОСУДАРСТВО, держава, созданная персидскими царями из династии Ахеменидов, существовавшая в 6-4 веках до нашей эры. Основатель - Кир II, царь персидских племён, обитавших на территории современной провинции Фарс в Иране. Он находился в вассальной зависимости от царя Мидии Астиага, но в 553 году восстал против него и в 550 году захватил эту страну. В следующем году персы покорили Сузы, древнюю столицу Элама, а через три года были завоёваны области Малой Азии, включая Лидийское царство, а также Армения. Между 545 и 539 годами персы покорили восточно-иранские и среднеазиатские страны. В 539 году пала Вавилония, а вслед за ней Сирия, Палестина и Финикия. При Камбизе II, сыне Кира, были захвачены Египет, частично Ливия и Нубия. В 519-512 годах, в период царствования Дария I, были завоёваны острова Эгейского моря, Фракия, Македония и северо-западная часть Индии. Таким образом, к концу 6 века границы державы простирались от Средней Азии и реки Инд на востоке до Эгейского и Средиземного морей на западе, от Армянского нагорья на севере до Нубии на юге. Покорённые народы неоднократно восставали против персидского господства. Самое крупное восстание произошло в 522 году, оно охватило все области Ахеменидов государства, начиная от Средней Азии и кончая Египтом, и продолжалось более года. В начале 5 века персы потерпели ряд крупных поражений в войне с греками. Греко-персидские войны, продолжавшиеся в течение полувека (500-449), привели к ослаблению Ахеменидов государства. Однако оно просуществовало ещё много десятилетий, пока в 327 году до нашей эры, после нескольких лет войны, не пало под ударами армии Александра Македонского.

Персы и покорённые ими народы создали административные и социальные институты, которые в течение многих столетий обслуживали все последующие древние и раннесредневековые государства Ближнего и Среднего Востока. По своему этническому составу и социальному укладу Ахеменидская империя была неоднородна, т.к. наряду с экономически развитыми странами (Египет, Финикия, Вавилония, Элам и Малая Азия) в неё входили отсталые области Балканского полуострова, кочевые арабские, скифские и другие племена, находившиеся на стадии разложения родового строя. В государстве сосуществовали самые различные правовые системы и социальные институты. Однако персидская администрация хорошо справилась с задачей создания устойчивого аппарата для управления пёстрым конгломератом социальных институтов и экономических укладов. Около 519 года до нашей эры Дарий I разделил Ахеменидов государство на 20 административно-податных округов, которые назывались сатрапиями. В ряде случаев их границы совпадали с прежними границами стран, входивших в состав Персидской державы (например, Египет). Во главе находились наместники (сатрапы, дословно «хранители царства»), которые возглавляли администрацию своей области, надзирали над судебной властью, следили за поступлением податей и обеспечивали безопасность в сатрапиях. Последние обязаны были платить строго зафиксированные для них денежные и натуральные подати, установленные с учётом обрабатываемой земли и степени её плодородия. Персидская администрация предоставила финикийским и греческим городам Малой Азии автономию и в некоторых странах (на Кипре, в Финикии, Киликии и так далее) сохранила династии местных царей, а также власть князей и племенных вождей арабов, колхов, саков и ряда других племён, во внутренние дела которых она редко вмешивалась. Наряду с Персеполем, Ахемениды избрали своими столицами Вавилон, Экбатаны и Сузы (административная столица империи, где находился центральный аппарат государственного управления). Языком государственной канцелярии всей империи стал арамейский. Кроме того, официальные документы составлялись и на местных языках. Например, в Египте администрация была двуязычная и наряду с арамейским пользовалась позднеегипетским языком, в Персеполе для административных нужд широко применяли также эламский, который был традиционным языком в этой области (древний Аншан).

К реформам Дария I относится также введение единой для всей империи монеты - золотого дарика (основа персидской денежной системы), чеканка которого была привилегией персидского царя. Обычным средством обмена служил серебряный сикль (масса 5,6 г), равный по своей стоимости 1/20 Дарика.

Армию (конницу и пехоту) составляли в основном персы и мидийцы. Однако во время крупных походов все подвластные народы были обязаны выделять определённое количество воинов. Морские войны велись с помощью финикийцев и жителей островов Эгейского моря. В завоёванных странах были размещены войска для предотвращения восстаний.

В ахеменидское время созданы многие шедевры искусства и великие творения архитектуры. Несмотря на значительное влияние культурных традиций других народов, древнеперсидскому искусству присущи внутреннее единство и оригинальность, а также виртуозность в изображении отдельных предметов. Обычно это металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, предметы ювелирного искусства, скульптурные произведения из лазурита. Особый интерес представляют цилиндрические печати, высеченные из агата, халцедона и яшмы, которые изображают царей, героев, воинов, а также фантастических существ. Самые значительные памятники персидской архитектуры - дворцы в Пасаргадах и Персеполе. В Пасаргадах они сооружены на высокой террасе среди парков и садов и облицованы светлым песчаником. В Персеполь, хорошо защищённую крепость, вела широкая лестница из 110 ступеней. Парадный дворец имел большой зал (площадь 3600 м 2) с примыкающими портиками. Его потолок поддерживали 72 тонкие и изящные каменные колонны высотой более 20 м. Зал использовался для больших государственных приёмов. В него вели две лестницы, на которых сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы высечена длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подати персидскому царю.

Лит.: Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961; Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980; Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985; Cook М. The Persian Empire. L., 1993; Briant Р. Histoire de l’empire perse de Cyrus à Alexandre. Р., 1996; Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002.

«Мировая» держава Ахеменидов

В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, чья область обитания называлась «Парсой» (откуда античное «Персия»), т. е. «окраиной». Сам этот союз вошел в историю под названием «персы». В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода Ахеменидов – потомков некоего Ахемена (ок. 700 г. до н. э.). Внук Ахемена Кир I , воспользовавшись ассирийским разгромом Элама, в 640-х гг. до н. э. занял важнейшую эламскую область – Анчан (античная «Персида», современный Фарс), перевел туда большую часть персов и одновременно, чтобы обезопасить свои владения, признал себя вассалом Ассирии. Позднее Ахемениды попали в зависимость от Мидии.

В 553 г. до н. э. очередной династ-Ахеменид Кир II , объединив вокруг себя все персидские племена, поднял их на мятеж против мидийского царя Астиага и после трех лет рискованной войны в 550 г. до н. э. низверг его и захватил престол Мидийской державы – отныне державы Ахеменидов. Ее государственный строй и имперская политическая концепция не претерпели особенных изменений, лишь «имперским народом» вместо мидян стали персы, а правящей династией – Ахемениды. Впрочем, часть мидийской знати сохранила свое положение. Характерно, что еще три четверти века спустя, во время греко-персидских войн, эллины обобщенно называли население державы Ахеменидов мидянами, а сами эти войны – мидийскими.

Гробница Кира II в Пасаргадах

Мидийская столица Экбатаны осталась одной из царских резиденций державы наряду с персидскими Пасаргадами. Официальным названием всей державы стало «Царство Персии и стран», т. е.«мировое государство». Из числа персов отныне выходила высшая знать, и они были освобождены от налогов. Кир II был безусловным харизматическим лидером, гениальным государственным строителем и полководцем, бесстрашным, динамичным и безгранично честолюбивым человеком, хотя при этом он славился великодушием, щедростью, простотой в общении с подданными, охотно щадил побежденных врагов. Персы еще много десятилетий спустя называли его Отцом. Выходец из среды племенных вождей, по отношению к персидской знати Кир в большей степени был патриархальным предводителем, чем деспотом-автократом.

Захватив Мидийскую державу, Кир немедленно перешел к невиданным дотоле завоеваниям. В 549–548 гг. до н. э. были аннексированы все бывшие владения Мидии, не доставшиеся Киру во время войны с Астиагом, в том числе Элам. В 547 г. до н. э. царь Лидии Крез напал на державу Ахеменидов, но потерпел полное поражение, после чего не только Лидия, но и вся Малая Азия, вместе с прибрежными греческими городами, попала под власть персов. В следующие несколько лет Кир обратился на восток и подчинил политические образования Восточного Ирана – осколки былой общности «авестийских ариев», в том числе крупное царство Бактрию с его владениями в Согде, а вместе с ним ближайшее индоарийское царство Гандхару и припамирских кочевников саков-хаумаварга. Границы державы были доведены до Средней Сырдарьи и Верхнего Инда.

В 539 г. до н. э. Кир двинулся в поход против Вавилонии и овладел ею без особого труда. Городская верхушка Вавилона и часть знати готова была видеть в нем покровителя и освободителя от тирании собственного царя. С падением Вавилона Киру достались и все его владения вплоть до Средиземного моря. В 530 г. до н. э. он вернулся на восточные границы своего государства и обратился против приузбойских кочевников-массагетов, но в решающей битве потерпел полное поражение и погиб сам. По преданию, царица массагетов бросила отрубленную голову Кира в бурдюк, наполненный кровью, со словами: «Ты хотел крови, Кир, пей же ее досыта!»

Киру наследовал его старший сын Камбиз , завоевавший в 525 г. до н. э. Египет. Как и в Вавилоне, значительная часть египетской знати поддержала персов. Этому не помешали даже жестокие казни, учиненные Камбизом во взятой египетской столице Мемфисе. С покорением Египта его соседи – ливийцы и греки Киренаики – подчинились Камбизу. Он оставался в Египте до 522 г. до н. э., когда в Персии произошел политический переворот. Возглавил его человек, который объявил себя младшим братом Камбиза, Бардией. Камбиз двинулся против него, но внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а узурпатор был повсеместно признан царем.

Бардия начал проводить политику, направленную на уничтожение исключительного положения персидской знати как знати «имперского народа» и на обеспечение поддержки населения присоединенных территорий. Иными словами, он хотел сломить единственную силу, способную на тот момент фактически ограничивать власть царя, – персидскую знать и опереться на завоеванные владения, чья воля и возможности противостоять царю были ничтожно малы.

Дарий I на троне. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)

Персидская знать оказала Бардии сопротивление, и в том же 522 г. до н. э. царь был убит заговорщиками – представителями семи знатнейших родов персидской аристократии. По их соглашению престол получил один из них, представитель младшей ветви рода Ахеменидов Дарий (Дарий I, 522–486 гг. до н. э.). Привилегии персидской знати были восстановлены, а погибшего царя Дарий официально объявил самозванцем, мидийцем Гауматой из племени магов, обманно выдававшим себя за Бардию. Настоящий же Бардия был якобы тайно убит по приказу Камбиза еще в начале его правления. Скорее всего, это ложное утверждение: в трагедии Эсхила «Персы» свою жертву сам Дарий называет «Бардией, опозорившим трон». Такую оценку этого правителя греки могли услышать только от сторонников Дария, но тогда выходит, что и последние в неофициальной обстановке признавали убитого Бардией.

После двух государственных переворотов в течение одного года и свержения Бардии, популярного в присоединенных странах, многие из них (а также и сама Персида!) восстали против Дария и выдвинули собственных правителей. В течение года с небольшим Дарий и его полководцы, действуя с необычайной быстротой и напряжением сил, смогли подавить все многочисленные восстания. Об этом достижении Дарий составил особый манифест, содержащий официальную версию предпринятого им переворота. Манифест был высечен на огромной скале (так называемая Бехистунская надпись) и в копиях разослан по всей империи.

Восстановив державу Кира и Камбиза, Дарий попытался упрочить свое положение на престоле серией новых завоеваний, подчиненных грандиозному замыслу – захватить чуть ли не весь известный Ахеменидам мир. В 519 г. до н. э. он покорил присырдарьинских «прямошапочных саков», в 517 г. до н. э. – долину Среднего и Нижнего Инда и остров Самос, около 516–515 гг. до н. э. – Фракию и Македонию с прилежащими греческими городами.

Около 514 г. до н. э. Дарий с огромной армией двинулся на северо-восток от Дуная, намереваясь покорить причерноморские степи и, видимо, вернуться в Иран с востока, замкнув круг ахеменидских владений. Но, дойдя до Северного Приазовья, он был вынужден повернуть назад и едва смог вывести остатки своих войск за Дунай. Воевать в бескрайних степях, не имея баз снабжения, с неуловимой скифской конницей оказалось невозможным. Впрочем, какие-то незначительные территории севернее Нижнего Дуная (на территории современной Румынии), частично населенные скифами, остались за персами, и Дарий официально хвалился покорением «заморских саков».

К 500 г. до н. э. были покорены еще кочевники-дахи («саки засогдийские») на Сырдарье и высокогорья в верховьях Инда (Акауфака). Однако начавшееся в 500 г. до н. э. восстание ионийских городов втянуло персов в неудачную войну с балканскими греками и прекратило дальнейшие завоевания Дария. Борьба с греками привела к тому, что персы лишились большей части своих европейских владений. В 486 г. до н. э. Дарий умер, оставив своего сына Ксеркса разрешать конфликты с греками.

Держава Ахеменидов

Внутри страны Дарий провел серию административных реформ , которые привели к той самой цели, которой пытался добиться Бардия, – ограничивая персидскую аристократию, поставить царскую власть неизмеримо выше нее. Дарий избрал для этого собственный путь: он сохранил за персами их старые привилегии, но существенно увеличил прочность и ресурсы самой царской власти. Он организовал 20 сатрапий, границы которых не совпадали с границами исторически сложившихся областей, и оставил за наместниками-сатрапами только гражданские функции, отобрав у них военные полномочия и передав их особым командующим, подчинявшимся не сатрапу, а напрямую царю. Десятитысячная гвардия «бессмертных», названная так, потому что выбывшие гвардейцы тут же заменялись новыми, и много десятков тысяч воинов в других отрядах стали надежной опорой царского могущества. Чиновничий аппарат был существенно увеличен и разветвлен, причем в государственных канцеляриях дела велись по-арамейски, алфавитным письмом. Была создана особая служба тайной полиции, которая включала контролеров с чрезвычайными полномочиями («глаза и уши царя»).

Большое внимание в огромной державе уделялось связи: были проложены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная эстафетная почта, вдоль дорог сооружены укрепленные пункты, своего рода «блок-посты». Были упорядочены и приведены к единообразию законы, действовавшие в различных областях империи.

Особую важность имела налоговая реформа Дария: для каждой сатрапии впервые устанавливались строго фиксированные суммы податей, не изменявшиеся до конца существования державы Ахеменидов. Хотя общая сумма податей со всей империи доходила до громадных размеров, но из-за большой численности населения державы в пересчете на человека она обычно оказывалась не особенно обременительной.

Ахеменидские воины. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)

При Дарии все подати, которые ежегодно платила держава в царскую казну, составляли 232 т серебра (не считая более 8 т золота, которые вносила одна Индия, добывавшая его с территорий золотоносной пустыни Тар), что равнялось 41,4 млн вавилонских серебряных сиклей (весом 5,6 г). При этом в Месопотамии ежедневный паек раба (т. е. минимальная сумма трат на одного человека в день, позволяющая ему выживать на грани недоедания) был равен по стоимости примерно 1/30 вавилонского серебряного сикля или, что то же самое, 5 л ячменя, а на земляных и строительных работах платили по 2,5–4 сикля в месяц. Учитывая примерную численность населения державы, даже самый низкооплачиваемый работник (которому платили в день не больше, чем выдавали рабу), чтобы заработать на подать (если даже считать, что ее раскладка была равной и независимой от дохода, что невероятно), должен был потратить всего лишь около 1/12 – 1/10 своего общего рабочего времени, а землекоп или строитель – менее 1/30. Поэтому греки, например, находили, что даже заурядные жители Персидской державы чересчур изнеженны и непривычны к тяжелому труду.

Для всей империи царем была введена новая основная монета – золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка денег являлась государственной монополией. Государство, со своей стороны, обеспечивало чистоту дарика, и примесей в нем было не более 3%. Все это давало казне огромные доходы, намного превышавшие затраты на армию, строительство и двор. Излишки накапливались в царской казне в виде неисчислимых слитков драгоценных металлов.

Прочный имперский мир, установленный Ахеменидами на огромных пространствах Азии, способствовал развитию хозяйства и торговли. Священной столицей империи при Дарии стал Персеполь, административной – Сузы, в меньшей степени Экбатаны и Вавилон, где царь пребывал летом и осенью. Реформы Дария сделали царскую власть настолько могущественной, что он мог обращаться с персидскими аристократами как ему заблагорассудится. Не случайно персидская знать недолюбливала его, отрицательно относилась к его реформам и прозвала за них Дария «торгашом».

Однако в империи Дарий слыл справедливым царем (эта его репутация отражена даже в «Персах» грека Эсхила, младшего современника Дария, который сам сражался против персов), и этому не мешало то, что он порой свирепо расправлялся с ослушниками или лицами, обращавшимися к нему по своей инициативе с незаконными просьбами.

Согласно Геродоту, некий Эобаз, царский приближенный, у которого по закону все три сына должны были быть призваны в армию для похода на скифов, пользуясь своей близостью к царю, просил Дария оставить ему хоть одного сына, освободив того от призыва. Разъяренный в душе Дарий ответил, что оставит ему всех троих сыновей – и действительно оставил, но казненными.

Привычка персов считать ложь мировой стихией зла приводила к тому, что они не раз прибегали к таким изощренно-издевательским и жестоким, но формально не нарушающим данного ими слова способам «выполнения» обещаний, которые кто-либо пытался у них исторгнуть без должных оснований, по своей инициативе претендуя на то, чтобы в его пользу был нарушен закон. Дарий обещал оставить Эобазу его сыновей, не взяв их в поход, – и сдержал слово; а оставить их именно живыми он не обещал. (Позднее сходным образом поступил в аналогичной ситуации Ксеркс: когда во время войны с греками некий человек попытался хитростью выманить у него освобождение от призыва на войну одного из своих сыновей, Ксеркс казнил именно этого сына.)

Сам Дарий, пожалуй, по праву написал о себе в одной из надписей: «Не таково мое желание, чтобы слабый терпел несправедливость ради сильного, но и не таково мое желание, чтобы сильный терпел несправедливость ради слабого. Мое желание – справедливость».

Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочным, несмотря на ошибки преемников. Его сын Ксеркс (486–465 гг. до н. э.), крайне малоспособный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе успешно начатую кампанию в Балканской Греции (480–479 гг. до н. э.), что повлекло за собой утрату всех европейских владений персов, а затем и отказ их от власти над греческими полисами эгейского побережья Малой Азии по Каллиеву миру (449 г. до н. э.).

Царский прием (за спиной у Дария – царевич Ксеркс). Рельеф

При последующих царях постепенно нарастал внутренний упадок – смуты и борьба за престол, пассивность царской власти, своеволие и усобицы сатрапов, отложение некоторых провинций, прежде всего Египта, долины Инда и саков Средней Азии. Однако границы империи почти не менялись, и на протяжении полутора веков никто не осмеливался вторгаться во внутренние области державы. Еще в середине V в. до н. э. персы, по свидетельству Геродота, чувствовали себя в полном смысле слова «имперским народом». О нравах и обычаях персов Геродот сообщает:

«По своему собственному мнению персы во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете… [В то же время] они больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Персы предаются всем наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Главная доблесть персов – мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Детей они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. Ни сам царь, ни кто другой из персов не имеет права казнить человека за единичный проступок. Только если по зрелому размышлению он найдет, что слуга совершил больше важных преступлений, чем оказал услуг, тогда господин может излить на него свой гнев. <…>

Нет для них ничего более позорного, чем лгать и делать долги; последнее – особенно потому, что должнику, по их мнению, неизбежно придется лгать».

Для общественно-экономического строя державы Ахеменидов характерно сочетание огромного сектора царской земли, на которой сидели мелкие государственно-зависимые землепользователи и арендаторы, крупных, освобожденных от налогов вотчин, розданных царем в полную частную собственность членам династии, вельможам и т. д., и земли автономных городских общин и храмовых корпораций. Особняком стояли централизованные крупные царские хозяйства в Иране, где работали многочисленные бригадники-курташ (в основном подневольники рабского типа, но частично и наемные работники). Частное рабовладение большой роли в производстве не играло. В крупных городских общинах бурно развивались частнособственнические и товарно-денежные отношения со своими неизбежными издержками в виде ростовщичества, долговой кабалы и долгового рабства, причем самую активную роль здесь играли крупные землевладельцы – вотчинники и сановники, жившие в городах. Частные владения таких магнатов могли быть разбросаны по всей империи.

В IV в. до н. э. держава Ахеменидов добилась некоторых политических успехов: по Анталкидову миру (387 г. до н. э.) персы вернули контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343–342 гг. до н. э. энергичный Артаксеркс III (359–338 гг. до н. э.) снова захватил Египет, отделившийся в 404 г. до н. э. Однако сила империи к этому времени уже несколько десятилетий держалась главным образом на греческих наемниках, а население было совершенно отчуждено от правящей верхушки.

Войны с армией Александра Македонского (334–330 гг. до н. э.) Ахемениды не выдержали. Не последнюю роль в этом сыграли личные качества трусливого и бездарного ахеменидского царя Дария III (336–330 гг. до н. э.). Проиграв генеральные сражения при Иссе (333 г. до н. э.) и Гавгамелах (331 г. до н. э.), Дарий оставил Александру столицы империи и бежал в Северо-Восточный Иран, где был убит приближенными. В 330–328 гг. до н. э. Александр подавил последние попытки сопротивления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их державу под своей властью.

Исследователи не зря называют иногда Александра «последним Ахеменидом». Подобно Киру, он в основном сохранил государственный строй и политическую концепцию захваченной им державы. Только первое место в составе «имперского народа» заняли теперь греко-македоняне, хотя и старая знать Ахеменидской державы, к неудовольствию македонян и греков, нашла место на службе нового царя, открыто покровительствовавшего ей. Была даже сфабрикована легенда о том, что Дарий успел назначить Александра своим законным преемником.

В исторических воспоминаниях иранской элиты Александр остался великим и справедливым национальным правителем Ирана. Лишь впоследствии фанатичное зороастрийское жречество эпохи Сасанидов стало изображать его злейшим врагом Ирана и его веры, но так и не смогло искоренить традиционного образа «хорошего» Александра из иранской культуры. После смерти Александра Македонского державу поделили между собой его полководы. Они приняли царские титулы и взаимно признавали их (т. е. отказались от концепции мирового владычества), опирались на греко-македонскую армию и рассматривали местное население почти исключительно как свою кормовую базу. Государственная традиция «мировой державы с ирано-месопотамским центром», основанная некогда мидянами и продолженная Ахеменидами, а вслед за ними Александром, перестала существовать. Формальным концом державы можно считать 301 г. (гибель Антигона, последнего претендента на империю Александра в полном объеме).

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Кир II Великий и держава Ахеменидов Став в 558 г. до н.э. царем персов, Кир II в 553 г. выступил против Мидии и в 550 г. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Вскоре энергичный Кир присоединил к своему государству Элам и,

Из книги Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации автора Горелик Геннадий Ефимович

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

КОНЕЦ АХЕМЕНИДОВ В Египте Александр Македонский предоставил войску длительный отдых, а в 331 г. до н. э. наконец направился с армией во внутренние области персидской державы. К этому времени Дарий III собрал новое войско, численность которого, по мнению античных авторов,

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Персидская держава Ахеменидов В число племен мидийского племенного союза, ставшего Мидийским царством, входили, в частности, персы. Мидийцы и персы были настолько родственными народностями, что античные авторы нередко смешивали их. Достаточно сказать, что Геродот

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

2. Империя Ахеменидов В конце VII - начале VI веков до н. э. в результате разгрома Ассирии и Урарту Мидийская держава овладела обширными пространствами Передней Азии от реки Галиса в Малой Азии до пустынь Центрального Ирана. В состав созданного ею объединения наряду с

Из книги Древний Восток автора

Ассирия - «Мировая держава» Месопотамии «Мировыми державами» («империями», «надрегиональными государствами») Древнего Востока в исторической науке принято называть те государства, которые отвечали определенным универсальным характеристикам. Прежде всего, они в

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Мировая» держава Ахеменидов В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, чья область называлась «Парсой» т. е. «Окраиной» (откуда пошла античная «Персия»). Сам этот союз вошел в историю под

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Держава Ахеменидов при преемниках Дария Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочен. Хотя его преемник Ксеркс (486–465 гг. до н. э.), крайне малоспособный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе начатую было успешно кампанию в Балканской Греции

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Мировая держава Ахеменидов В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, т. н. персов, чья область называлась Парсой (греч. Персия). В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Держава Ахеменидов В это время греческому миру стала грозить новая опасность, надвигавшаяся из глубины Азии к морю, а именно персы, ставшие на протяжении нескольких веков наиболее опасными врагами греков и оказавшие большое влияние на ход греческой истории. Двигаясь из

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Пять жизней древней Сури автора Матвеев Константин Петрович

ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА АХЕМЕНИДОВ В ФИНИКИИ В 539 году до н. э. персидский царь из рода Ахеме-нидов Кир II (558–530 годы до н. э.) разбил вавилонские войска, захватив столицу вавилонского царства, двинул войска в Финикию и покорил ее. Затем сокрушил Рим, Египет и древнегреческие

Из книги История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. автора Овчинников А. В.

1. Держава Ахеменидов Иранские племена, принадлежащие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории между Каспийским морем и Персидским заливом на рубеже II–I тыс. до н.э. Ранее они обитали в степях севернее Черного моря. Постепенно, возможно волнами, древние

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

1900–1920: мировая война и мировая революция Начало ХХ века встречалось с большой помпой. Считалось, что новый век будет веком рациональности, еще большего расцвета науки и культуры, всего того, что связывалось общественным мнением с понятием «прогресса». Колониальные

Из книги Князь Роман Мстиславич та його доба. Нариси історії політичного життя Південної Русі XII – початку XIII століття автора Головко Олександр

Кир Великий - основатель империи Ахеменидов

Персидская империя, сменившая на сцене мировой истории могучее Мидийское царство, возникла в результате успешного восстания, поднятого персидским царем, в жилах которого текла мидийская кровь. Последний мидийский царь Астиаг, сын воинственного Киаксара, был принужден оборонять свое царство от собственного внука - персидского царя Куруша, известного в истории под именем Кира.

Относительно рождения и юности Кира сложилось множество легенд, что неудивительно для столь яркого политического деятеля Древнего мира. Так, о Кире рассказывали, что он был подкидышем подобно ассирийскому царю Саргону. Подобно греческому царю Эдипу был отнесен на гору и там сверхъестественным образом вскормлен дикими животными, что напоминает нам судьбы египетских фараонов или легендарных основателей Рима Ромула и Рема. Кир - личность настолько замечательная и влияние его на ход дальнейшей мировой истории столь велико, что история его рождения, юности и политической и религиозной деятельности достойна того, чтобы остановиться на ней подробнее.

Сатрапии Ахеменидского царства

Кир не был первым царем династии Ахеменидов - еще его дед Ахемен провозгласил себя царем персов-пасаргадов. Воинственный и энергичный Ахемен осуществил попытку объединения разрозненных персидских племен в единый военно-политический союз, но удар мидийского царя Фраорта помешал его планам. Мидийцы обложили персов данью, платить которую отказался сын Ахемена Теисп, воспользовавшийся тем, что мидийцы направили все свои силы на борьбу со скифским вторжением, которая длилась около трех десятков лет. Однако мидийцы, оправившись от изнурительной борьбы со скифами, усмирили персов, вышедших из-под контроля. Мидийский царь Киаксар нанес удар по персам, объединившимся под началом Кира (сына Ахемена и брата Теиспа), вследствие чего персы вновь признали себя данниками мидийского царя.

Политика наследника персидского престола Камбиса была гораздо более лояльной по отношению к мидийцам. Камбис вел мирную жизнь в Пасаргадах - тогда еще небольшой крепости в центре владений персов, и исправно платил дань Мидии. Мидийский царь Астиаг, также не испытывавший особого пристрастия к военным кампаниям, с целью укрепления дружественных отношений между Мидией и Персией, выдал свою дочь Мандану за подвластного ему персидского царя Камбиса. Династический брак должен был обеспечить единство политического союза двух государств в борьбе против могущественной Ассирии. Наверняка именно эту цель преследовал мидийский царь Астиаг - дед будущего повелителя всей Азии.

Геродот со свойственной грекам предвзятостью по отношению к персам и мидянам рассказывает фантастическую историю рождения и воспитания Кира, историю, лишенную логики, но полную язвительных насмешек над мидийскими магами, представленными в повествовании «отца истории» полнейшими глупцами. Поскольку персы были заклятыми врагами Эллады, мы не должны воспринимать тенденциозное изложение Геродота за истину в последней инстанции.

Геродот пишет, что у Астиага не было наследника престола, но была дочь Мандана, которую он не собирался никому отдавать замуж, поскольку видел пророческий сон о своей дочери, который счел плохим предзнаменованием. По словам Геродота, коему свойственно было представлять мидян и персов в самом негативном свете, Астиагу приснилось, будто Мандана испустила столько мочи, что она затопила всю Азию. В поисках вразумительного ответа на вопрос: что бы это могло значить, Астиаг призвал магов - лучших толкователей снов, которые интерпретировали сон Астиага как предостережение о том, что его дочь родит сына, который свергнет деда с престола и завоюет всю Азию. Далее Геродот начинает противоречить сам себе. По его изложению, Астиаг твердо решает не выдавать Мандану замуж и даже приставляет к ней евнухов, дабы они денно и нощно охраняли ее целомудрие. Но через некоторое время, уступая просьбам дочери, Астиаг все-таки решает выдать ее замуж, при этом, однако, выбирая в качестве жениха самую потенциально опасную для него, Астиага, кандидатуру. Мидийский царь выдает единственную дочь замуж за царя подвластной ему Персии, прекрасно понимая, что персидский царевич, родившийся от этого союза, попытается возвысить Персию над Мидийской державой. Если бы Астиаг действительно опасался рождения внука, он ни в коем случае не отдал бы дочь замуж за перса, но предпочел бы в качестве зятя какого-нибудь знатного мидянина, дабы со временем власть над Мидией не перешла в руки перса. Очевидно, Геродоту было выгодно представить иранцев, к коим принадлежали как мидийцы, так и персы, в самом невыгодном для них свете, иначе в его повествовании вряд ли имели бы место столь несуразные факты.

Тем не менее «геродотовского» Астиага продолжали мучить ночные кошмары. Через некоторое время после свадьбы дочери ему приснилось, что из чрева Манданы выросла виноградная лоза, которая покрыла всю Азию. Пришедшие по зову мидийского царя маги интерпретировали сон в том же русле: «дочь Астиага вскоре родит сына, который свергнет деда с престола и покорит всю Азию».

Далее, следуя геродотовской логике, мидийскому царю, который сам создал себе проблему, выдав дочь не за мидянина, а за перса, ничего не оставалось, как умертвить собственного внука. Возникает вопрос: о чем думал Астиаг, когда выдавал Мандану замуж, уже имея предупреждение о том, что его внук возвысится над ним и над всей Азией? Быть может, он надеялся, что у его дочери не будет потомства, или же мысль о детоубийстве волновала его уже давно? В любом случае, судя по изложению Геродота, мидийский царь Астиаг был человеком с явным психическим расстройством, крайне непоследовательным в своих действиях. Принимать ночные кошмары за руководство к действию, затем отменять собственное решение, а после очередного зловещего сна вновь возвращаться к репрессивным мерам, но уже не по отношению к дочери, а к родному внуку - так мог поступать лишь человек, находящийся явно не в своем уме. Вряд ли такой человек мог бы в течение тридцати лет управлять огромной Мидийской державой.

Персеполис. Дворец Дария, Ксеркса, реконструкция

В отличие от Геродота Ксенофонт в «Киропедии» изображает мидийского царя Астиага вполне благопристойным человеком. Астиаг радуется рождению внука и воспитывает его при своем дворе, окружив заботой и вниманием. Трудно себе представить, чтобы воспитанный в любви царевич пошел войной против своего родного деда. Благоговейное отношение к предкам является отличительной особенностью иранских народов. Внуков часто называли в честь деда по отцовской линии. Так Астиаг назвал сына Киаксаром в честь своего могущественного отца Киаксара, Кир назвал сына Камбисом в честь отца Камбиса, а правнук Камбиса Артаксеркс назвал сына Ксерксом в честь своего отца Ксеркса, знаменитого своими войнами против Эллады. Если бы Кир пошел войной против родного деда, он поступил бы не как перс, а как эллин и оказался бы неблагодарным чудовищем, коим он, разумеется, не был, в противном случае Геродот не преминул бы облить его грязью, как он сделал это с Камбисом - сыном великого Кира. Вообще история династии Ахеменидов в изложении Геродота имеет очень много греческих мотивов, наиболее ярким из которых является история рождения Кира, в которой легко угадываются черты знаменитого греческого мифа о царе Эдипе.

Из книги Тайная доктрина. Том III автора Блаватская Елена Петровна

ОТДЕЛ XV СВ. ПАВЕЛ-ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВАТЕЛЬ НЫНЕШНЕГО ХРИСТИАНСТВА Мы можем повторить вместе с автором «Фаллицизма»: Мы все стоим за построение – даже за христианское, хотя, разумеется, за философское построение. Мы не имеем никакого отношения к реальности в

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Основатель культа Вопрос: Все, что вас окружает, газеты представляют как некий культ, секту. Так ли это? Если нет, то, как можно это назвать? Это просто движение. Не культ, не секта, не религия, а движение за медитацию, попытка создать науку о внутреннем мире. Это учение о

Из книги Оккультные тайны НКВД И СС автора Первушин Антон Иванович

2.1.3. Рудольф фон Зеботтендорф - основатель Общества Туле. Название Общества Туле (Thule Gesellschaft) происходит от легендарной страны Туле. Вот что по поводу неё пишут Луи Повель и Жак Бержье в своей книге «Утро магов»«Легенда о Туле восходит к истокам германских преданий. Речь

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Ахкунд из Свата Основатель многих мистических обществ Перевод – О. Колесников Этот век произвел много замечательных людей, но Гафур – один из самых выдающихся.Если Восточная доктрина права, утверждая, что души, хорошие или плохие, которым не хватило времени, чтобы

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Рим - столица империи См., стр.580-590. По смерти Оттона II Италия, признав императорские права его трехлетнего сына Отгона III, без борьбы подчинилась Теофано. На Западе еще не было случая, чтобы императорская корона была в руках женщины, но Теофано, как греческая принцесса,

Из книги Учение древних ариев автора Глоба Павел Павлович

Зороастризм без Заратуштры - феномен Ахеменидов Кир - выдающийся основатель Мидо-Персидской монархии, покоритель трех могущественнейших народов древности: мидян, лидийцев и вавилонян, оставил столь значительный след в истории, что упоминания о нем остались не только в

Из книги Адепты. Эзотерическая традиция Востока автора Холл Мэнли Палмер

Кобо Дайси, основатель секты сингон Самым прославленным из буддийских святых Японии был бонза Кукай, более известный под посмертным титулом Кобо Дайси. В 806 году н. э. этот японский жрец, посвященный китайскими мастерами, основал сингонсю, или секту истинного слова.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги 50 великих книг о пути к истине автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

1. Основатель герметизма Люди – смертные боги, а боги – бессмертные люди… Счастлив тот, кто понимает эти слова, ибо, поняв их, он овладеет ключом ко всему. Не забывай, что закон таинства покрывает собой великую истину. Полное знание может быть открыто лишь тем, кто прошел

Из книги автора

3. Основатель религии без бога Будда сказал: Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел – ложные намерения… Серьезность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны

Из книги автора

6. Лао-Цзы – основатель даосизма Нет ничего более мягкого и гибкого, чем вода, но попробуйте оказать ей сопротивление. Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить. Природа никогда не спешит, но всегда успевает. Нравственный

Из книги автора

11. Основатель пути дзен Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду, т. е. совершаешь его с корыстной целью, то какие такие «заслуги»? А если ты совершаешь их бескорыстно, без желания получить награду, то о каких таких заслугах ты ведешь речь? Афоризмы и

Из книги автора

20. Аллан Кардек – основатель спиритизма Скажите, наконец, что демоны суть не что иное, как души злых, ещё не очистившихся, но которые могут со временем достигнуть совершенства, как и другие, – и это покажется более согласным со справедливостью и благостию Бога, чем

Из книги автора

50. Религия раэлитов и ее основатель Третий этап потребует технологии, что уже развивается в Японии, которая позволит нам загружать в компьютер человеческую память и индивидуальность. И тем самым, мы могли бы продолжать существовать в компьютере до бесконечности и

Из книги автора

Доктор М. Лайтман – основатель и руководитель Международной академии каббалы Михаэль Лайтман профессор онтологии и теории познания, доктор философии, магистр биокибернетики, всемирно известный ученый-исследователь в области классической каббалы, основатель и

К концу VI века до н. э. границы Ахеменидской державы простирались на востоке от реки Инд до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере.

Флаг Ахеменидов Sodacan , GNU 1.2

Административное деление

Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Ливии до Индии.

Население Ахеменидской империи составляло от 25 до, предположительно, 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли в V-IV вв. до н. э.

В 521 г. до н. э. государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий - от др. -перс. xšaθra), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы - др. -перс. xšaθrapāvan).


Hansueli Krapf , CC BY-SA 3.0

Покорённые персами империи (Мидийская, Лидийская, Нововавилонская, Египетская, Бактрийская). Покорённые же царства получали статус основных сатрапий. Их устойчивые внутренние подразделения получали статус малых сатрапий.

Ernst Wallis et al , Public Domain

Часть сатрапий, например, сатрапии Саков, часть индийских сатрапий, Нубия, Фракия, Колхида, причисляемых к провинциям империи, в действительности персами никогда не управлялись, и представляли собой декларации о намерениях мировой державы.

Список сатрапий (с указанием количества ежегодной дани) приводится в следующей таблице.

Область Сатрапии или народы Годичная дань
I. Ионийцы, анатолийская Магнезия, Эолия, Кария, Ликия, Памфилия 400 талантов серебра
II. Лидия, мизийцы, лаконяне, кавалияне, хитенияне 500 талантов серебра
III. Племена южнее от Геллеспонта, Фригия, азиатские Фракийцы, Пафлагония, марияндинийцы, малоазиатские сирийцы 360 талантов серебра
IV. Киликия 360 белых коней (один за каждый день в году) и 500 талантов серебра; из них: 140 талантов на содержание местной конницы, остальные 360 - Царскому дворцу Державы,
V. Владения от города Посидиума (на киликийско-сирийской границе), включая Сирию, Самарию, Кипр и Палестину, до древнеегипетской границы 350 талантов серебра
VI. Древний Египет и Ливия с городами Кирении и Барки (~3 300 000) 700 талантов серебра и 120 000 бушелей зерна (для содержания военного гарнизона в городе Мемфисе)
VII. Саттагидия, Гандхара, дадийцы, апариты 170 талантов серебра
VIII. Сузиана 300 талантов серебра
IX. Месопотамия (Вавилония и Ассирия) ~3 000 000 1000 талантов серебра и 500 слуг-евнухов
X. Экбатаны и остальная Мидия 450 талантов серебра
XI. Каспии, паусикийцы, пантиматы, дариты 200 талантов серебра
XII. Бактрия и соседние народы (~1 500 000) 360 талантов серебра
XIII. Урарту (Армения), в составе которого Пактия (Пактика) и остальные народы до Черного моря (~1 000 000) 400 талантов серебра
XIV. Сагартия, Дрангияна, утийцы, Мийцу и другие 600 талантов серебра
XV. Скифы, саки и северные каспийцы 250 талантов серебра
XVI. Парфяне, Хорезм, Согдиана и сатрапия Ария (~2 000 000) 300 талантов серебра
XVII. Париканиянцы и Эфиопия (~2 000 000) 400 талантов серебра
XVIII. Матиянцы, саспейры, алароды 200 талантов серебра
XIX. Мушки, тибарены, макроны, мосинойки, марезы 300 талантов серебра
XX. Индия (самый многочисленный из древних народов, ~35 000 000 (5 000 000 в пределах границ Персии) 360 талантов золотом (самая большая сумма)
(+ ) Арабы (~1 000 000) 1000 талантов тимьяна ползучего.

Экспансия и гибель Державы Ахеменидов

  • Около 549 до н. э. - персами была завоёвана вся территория Элама.
  • В 549 - 548 до н. э. - персам подчинились Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения, ранее входившие в состав Мидии.
  • 547 до н. э. - лидийские войска, под предводительством Крёза, были разбиты Киром. Столица Лидии - Сарды, располагавшаяся на труднодоступной территории, пала. Лидия, Ликия и Иония становятся отдельными провинциями.
  • 539 до н. э. - вблизи города Описа, на реке Тигр, вавилонские войска, под командованием сына царя Вавилонии Набонида, Бел-шар-уцура были разбиты персами. Вавилонское царство формально было сохранено, а Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
  • 525 до н. э. - около египетского города Пелусий произошла крупная битва межу персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Командиром египетского флота, персам был сдан город Саис и флот Египта. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
  • 484 и 482 до н. э. - восстания против персидской власти в Вавилоне. Царем Вавилона провозглашен Шамаш-эрибу, однако вскоре восстание подавлено персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии и вавилонское гражданство. Вавилон становится частью Ассирийской сатрапии, а Палестина и Сирия, являвшиеся зависимыми территориями, образуют ещё одну сатрапию.
  • 480 до н. э. - вторжение в Грецию армий Ксеркса, Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады.
  • 404 до н. э. - отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404-343 до н. э.).
  • 401-400 до н. э. - династическая борьба в Персидской империи между царем Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон - братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим, располагавшим греческими наемниками во главе с Клеархом. Поражение Кира Младшего в битве при Кунаксе ещё сильнее углубили кризис.
  • В 334 до н. э. македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. Царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • В 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила свое существование. Страны и народы бывшей империи покорились Александру Великому.

Армия Ахеменидской державы

В образовании и существовании державы Ахеменидов огромную роль сыграла армия, созданная Киром II.


Jastrow , CC BY-SA 2.5

Страна была разделена на военные топархии. Войско было образовано из кавалерии (asabara) и пехоты (pasti). Боевые колесницы использовались в виде небольших подразделений специального назначения.

Ядро армии составляли отряд «бессмертных» и конная гвардия царя. Личной охраной царя была тысяча «бессмертных». Предполагается, что своё начало «бессмертные» вели от персидских отрядов, поддержавших Дария I во время его борьбы за престол.

Построенные по десятичной системе, подразделения армии распределялись на кавалеристов, копьеносцев и лучников.

Фотогалерея












Дата начала: 550 до н. э.

Дата окончания: 330 до н. э.

Полезная информация

Империя Ахеменидов
Держава Ахемени́дов
др.-перс. Ariyānām Xšaçam

Держава Ахеменидов

Источники по истории государства

В вавилонских источниках (манифест Кира, хроника о падении Вавилона) освещены события царствования Кира II. Древнейшими первоисточниками считаются надписи Кира около Пасаргад. Самой объёмной и ценной является надпись царя Дария - Бехистунская надпись. На стенах дворцов в Персеполе, в Сузах, около озера Ван, около Суэца в Египте, в Накш-и Рустаме на скальной гробнице Дария I имеются и другие надписи. Обычно надписи Ахеменидов составлялись на трёх языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском. Архив, состоящий из тысяч глиняных таблеток, был обнаружен в 1933-1934 гг. в Персеполе. Большинство из найденных документов архива на эламском языке, однако присутствуют тексты и на арамейском, являвшемся международным языком уже в ахеменидский период. Интересными документами, рассказывающими об ахеменидских военных колониях в Египте, являются элефантинские папирусы. Ценные сведения о персах оставили греческие историки. Наиболее значимым является труд Геродота, черпавшим сведения из официальных персидских источников, записей участников греко-персидских войн и сообщений самих персов. Большую ценность имеют сведения Ксенофонта, описывающего различные области государства и сообщающего этнографические и географические данные этих областей.

Происхождение персов

Персы - одно из ираноязычных (арийских) племён, пришедших в Иран через Кавказ или Среднюю Азию около XV века до н. э.. В конце IX века до н. э. группа персидских племён находилась у границ Элама, широко расселившись затем в Кермане и Фарсе.

Цари Персии из династии Ахеменидов

Род Ахеменидов вёл своё происхождение из племени пасаргадов. В своей родословной персидские цари до Ксеркса I упоминали, что они из рода «Ахеменидов», из племени «Парса» и «арья» по происхождению. Титул монархов - великий царь, царь царей, царь Персии, царь стран. В русской исторической традиции ахеменидских царей принято называть греческими вариантами их имён. В списке помимо этих общепринятых эллинизированных форм приведены оригинальные персидские имена.

  • Ахемен - Хахаманиша (Haxāmaniša) ???-675 до н. э.
  • Теисп - Чишпиш (Čišpiš) 675-640 до н. э.
  • Арьярамна I - Ариярамна (Ariyāramna) 640 до н. э. - ?
  • Кир I - Куруш I (Kuruš I) 640-580 до н. э.
  • Камбиз I - Камбуджия I (Kambūjiya I) 580-559 до н. э.
  • Кир II Великий - Куруш II (Kuruš II) 559-530 до н. э., основатель Персидской империи, убит Массагетами в бою
  • Камбиз II - Камбуджия II (Kambūjiya II) 530-522 до н. э., покончил жизнь самоубийством
  • Дарий I - Дараявахуш I (Dārayavahuš I) 522-486 до н. э.
  • Ксеркс I - Хшаяршан I (Xšayāršā I) 486-464 до н. э.
  • Артаксеркс I - Артахшатра I (Artaxšaçā I) 464-424 до н. э.
  • Ксеркс II - Хшаяршан II (Xšayāršā II) 424 до н. э.
  • Согдиан - Согдъяна (Sogdyāna) 6 месяцев 423 до н. э.
  • Дарий II - Дараявахуш II (Dārayavahuš II) 423-404 до н. э.
  • Артаксеркс II - Артахшатра II (Artaxšaçā II) 404-358 до н. э.
  • Артаксеркс III - Артахшатра III (Artaxšaçā III) 358-337 до н. э.
  • Артаксеркс IV - Артахшатра IV (Artaxšaçā IV) 337-335 до н. э.
  • Дарий III - Дараявахуш III (Dārayavahuš III) 335-330 до н. э., убит Бессом, занявшим его место
  • Артаксеркс V Бесс - Артахшатра V (Artaxšaçā V) 330-329 до н. э., распят.

С 329 года до н. э. Персидская империя перестала существовать, была завоевана Александром III Великим (Македонским).

Сатрапы и правители Персии

  • Багой, теневой правитель державы при Артаксерксах III и IV
  • Мазей, сатрап Киликии и Вавилона в 360 - 328 гг. до н. э.

В конце VI в. до н.э. крупнейшим государством Ближнего Востока становится держава Ахеменидов, объединившая в результате успешных завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Во главе ее стал персидский царь Кир II (558-530 до н.э.) из рода Ахеменидов.

Для управления таким огромным государством, включавшим множество стран с различным уровнем социально-экономического развития, необходимы были специальная структура государ-ственного аппарата и организация внутренней жизни, которая была создана в результате проведе-ния в конце VI в. до н.э. административно-финансовых реформ царя Дария I (522-486 до н.э.).

Все государство было разделено на 20 административно-податных округов, называвшихся сатрапиями. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполнявший гражданские функции. Армия каждого округа находилась в ведении военачальника, подчинявшегося непосредственно царю. Существовали также отдаленные провинции, в повседневную жизнь которых персидская админи-страция вмешивалась редко, осуществляя управление с помощью местных правителей. Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром установ-ленную для каждой из них подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли. Для управления страной был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцеляри-ей, административным центром державы стал город Сузы (бывшая столица Элама).

В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую для всей державы денежную единицу – дарик. Впрочем, вне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном использовались слитки нечеканного серебра.

В период существования государства Ахеменидов очень широкое развитие получила между-народная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям страны, между которыми были установлены регулярные контакты, на-лажены морские и караванные пути.

В первой половине V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад идут – греко-персидские войны. Однако небольшие греческие города-государства сумели проти-востоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский (356-323 до н.э.), добившийся господства над Греци-ей, начинает поход против Персии и в 329 г. до н.э. захватывает все ее владения. Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.