Миф пояс ипполиты читать. Пояс Ипполиты

Чтобы совершить девятый подвиг, Геракл должен был добыть для дочери Эврисфея Адметы золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Погрузившись на корабль (а другие говорят, на девять кораблей) и взяв с собой добровольцев, среди которых были Иолай, Теламон из Эгины, Пелей из Иолка и, по некоторым свидетельствам, Тесей из Афин, Геракл поплыл по реке Фермодонт 1 .

b. Амазонки были детьми Ареса и наяды Гармонии, которая родила их в долинах фригийской Акмонии. Правда, некоторые считают их матерью Афродиту или дочь Ареса Отреру 2 . Поначалу они жили по берегам реки Амазон, теперь называемой именем Танаиса - сына амазонки Лисиппы, которая обидела Афродиту пренебрежением к браку и приверженностью к войне. В отместку Афродита сделала так, что Танаис влюбился в собственную мать. Но, не поддавшись кровосмесительной страсти, он бросился в реку и утонул. Чтобы избавиться от упреков его духа, Лисиппа повела своих дочерей вдоль побережья Понта Эвксинского в долину реки Фермодонт, которая течет высоко в Амазонских горах. Здесь они разделились на три племени, каждое из которых основало свой город 3 .

c. Тогда, как и сейчас, амазонки вели свое происхождение по материнской линии, а Лисиппа установила так, что мужчины должны делать все домашние дела, а женщины - сражаться и править. Поэтому мальчикам в младенческом возрасте ломали руки и ноги, чтобы лишить их возможности воевать и путешествовать. Эти необычные женщины, которых скифы называли «эорпата» («мужеубийцы»), не признавали справедливости или стыда, но были известны как воительницы, впервые применившие кавалерию 4 . У них были медные луки и небольшие щиты в форме полумесяца. Шлемы, плащи и пояса они делали из шкур диких зверей 5 . Лисиппа до того, как пала в бою, построила огромный город Фемискиру и нанесла поражение всем племенам вплоть до самого Танаиса. На добычу от своих походов она строила храмы Аресу и Артемиде Таврополе, чей культ она установила. Ее потомки расширили владения Амазонской империи на запад за реку Танаис, до Фракии, а по южному берегу - на запад за Фермодонт, до Фригии. Три знаменитые амазонские царицы - Марпесса, Лампадо и Гиппо - захватили большие владения в Малой Азии и Сирии и основали города Эфес, Смирну, Киму и Мирину. Кроме того, ими основаны города Фиба и Синопа 6 .

d. В Эфесе они установили изваяние Артемиды под буковым деревом, где Гиппо совершала жертвоприношения, после которых ее соплеменницы исполняли сначала танец со щитами, а затем водили хоровод, одновременно ударяя о землю ногой под аккомпанемент дудочек, потому что Афина еще не изобрела флейты. Над этим изваянием позднее был воздвигнут храм Артемиды Эфесской, который по своему великолепию превосходит даже дельфийский храм Аполлона и является одним из семи чудес света. Окружают храм два текущих в противоположном направлении потока с одинаковым названием Селен. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою. Приам в то время был еще ребенком. Однако, когда отряды амазонского войска стали с большой добычей отходить, тех, кто остался в Малой Азии, чтобы укрепить свою власть, изгнал союз варварских племен, а в одном из боев амазонки потеряли царицу Марпессу 7 .



e. К тому времени, когда Геракл отправился к амазонкам, они уже успели вернуться на реку Фермодонт, а в их трех городах правили Ипполита, Антиопа и Меланиппа. По дороге Геракл посетил знаменитый своим мрамором остров Парос, который царь Радамант завещал некоему Алкею, сыну Андрогея, но четыре сына Миноса - Евримедон, Хрис, Нефалион и Филолай - тоже поселились на острове. Когда двое спутников Геракла, высадившись на берег, чтобы набрать воды, были убиты сыновьями Миноса, он, возмущенный, убил всех четырех сыновей и стал так теснить паросцев, что они сочли за лучшее прислать послов и предложить в обмен за убитых моряков двух местных мужчин по выбору в качестве рабов. Удовлетворенный таким предложением, Геракл снял осаду и выбрал царя Алкея и его брата Сфенела, взяв их с собой на корабль. Затем он поплыл через Геллеспонт и Босфор в мизийский Мариандин, где его принял царь пафлагонцев Лик, сын Даскила и внук Тантала 8 . В ответ на это Геракл поддержал Лика в его войне с бебриками, убив многих, включая царя Мигдона, приходившегося братом Амику, и вернул пафлагонцам обширные земли, ранее захваченные у них бебриками. Эти земли он передал во владение Лику, и тот в благодарность назвал их Гераклеей. Позднее в Гераклее создали свои колонии мегарцы и жители Танагры. Это было сделано по совету пифии в Дельфах, которая сказала, что им следует основать колонию у Понта Эвксинского на земле, посвященной Гераклу 9 .

f . Прибыв к устью реки Фермодонт, Геракл бросил якорь в бухте Фемискиры, где Ипполита нанесла ему визит и, плененная его мускулистым телом, предложила ему пояс Ареса как дар в знак ее любви. Однако Гера была уже тут как тут и, нарядившись амазонкой, стала распространять слух, что чужеземцы хотят похитить Ипполиту. Заслышав такие слова, возбужденные воительницы сели на лошадей и поспешили к кораблю. Геракл, подозревая предательство, тотчас же убил Ипполиту, снял с нее пояс, схватил ее топор и другие доспехи и приготовился постоять за себя. Он по очереди перебил всех предводительниц амазонок и после большого побоища обратил их войско в бегство 10 .

g. Некоторые, правда, утверждают, что Меланиппа попала в засаду и была выкуплена Ипполитой за пояс, или наоборот: Меланиппа выкупила Ипполиту. Говорят также, что Тесей захватил Ипполиту и подарил ее пояс Гераклу, который в ответ позволил ему взять в рабство Антиопу, или что Ипполита отказалась отдать Гераклу пояс и они сразились на специально приготовленном для этого месте. Он выбил ее из седла и стал над ней с занесенной дубиной, предлагая пощаду, но она предпочла не уступить и умереть. Говорят даже, что пояс принадлежал одной из дочерей Бриарея Сторукого 11 .

h . По возвращении из Фемискиры Геракл снова пришел в Мариандин и принял участие в погребальных играх в честь убитого мисийцами брата царя Лика по имени Приол, которому до сих пор поют погребальные песни. Геракл встретился в кулачном бою с лучшим бойцом мариандинов Титием, выбил ему все зубы и убил ударом в висок. В подтверждение того, что он сожалеет о случившемся, Геракл покорил мисийцев и фригийцев, сражаясь на стороне Даскила. Он также покорил вифинян, живших до самого устья реки Ребей и вершины горы Колона, и потребовал их царство себе. Пафлагонцы Пелопа добровольно подчинились ему. Однако стоило только Гераклу покинуть эту страну, как бебрики под предводительством сына Посейдона Амика вновь отняли у Лика земли и расширили свои границы до реки Гипий 12 .

i . Подплывая к Трое, Геракл спас Гесиону от морского чудовища и продолжил свой путь во фракийский Эн, где был принят Полтисом. Когда он вновь собирался выйти в море, то на берегу поразил стрелой наглого брата Полтиса по имени Сарпедон, сына Посейдона. Затем он покорил фракийцев, поселившихся на Фасосе, а сам остров завещал сыновьям Андрогея, вывезенным им с Пароса. В Тороне его вызвали побороться сыновья Протея по имени Полигон и Телегон, и в схватке он убил их 13 .

j . Вернувшись наконец в Микены, Геракл передал пояс Эврисфею, который подарил его Адмете. С остальной добычей, взятой у амазонок, он поступил так: богатые плащи подарил храму Аполлона в Дельфах, топор Ипполиты вручил царице Омфале, которая сделала его одной из священных регалий лидийских царей. В конце концов топор оказался в карийском храме Зевса Лабрандского и был вложен в руки стоявшего там изваяния 14 .

k . Амазонок до сих пор еще можно встретить в Албании, рядом с Колхидой, куда их оттеснили из Фемискиры одновременно с их соседями гаргарейцами. Почувствовав себя в безопасности в Албанских горах, оба народа разделились: амазонки поселились у подножия Кавказских гор вдоль реки Мермод, а гаргарейцы осели немного севернее. В назначенный день весной группы молодых амазонок и гаргарейцев встречаются на вершине горы, разделяющей их земли, и, после совершения совместного жертвоприношения, проводят вместе два месяца, наслаждаясь под покровом темноты любовью. Как только амазонки обнаруживают, что беременны, они сразу же отправляются домой. Все рождающиеся девочки становятся амазонками, а мальчиков отправляют к гаргарейцам и там по жребию распределяют по хижинам, поскольку неизвестно, кто чей отец 15 . В недавние времена царица амазонок Минифия отправилась из своего албанского дворца, чтобы встретиться с Александром Великим в изобилующей тиграми Гиркании. Там она провела в его обществе тринадцать дней в надежде родить от него ребенка, но вскоре после возвращения умерла бездетной 16 .

l . Этих понтийских амазонок нужно отличать от ливийских союзниц Диониса, некогда населявших Гесперу - остров на озере Тритон, столь богатый фруктовыми деревьями, овцами и козами, что амазонкам даже не нужно было выращивать зерно. Захватив все города на острове, за исключением священной Мены, где жили эфиопские поедатели рыбы (добывавшие изумруды, рубины, топазы и сердолик), они победили соседних ливийцев и кочевников и основали великий город Херсонес, названный так потому, что он был построен на полуострове 17 . Отсюда они нападали на жителей Атлантиды - самый культурный народ к западу от Нила, имевший свою столицу на атлантическом острове Керна. Царица амазонок Мирина собрала тридцать тысяч всадниц и три тысячи пехоты. Все они были вооружены луками, из которых при отступлении попадали точно в своих преследователей. Доспехами им служили шкуры невероятно больших ливийских змей.

m . Вторгшись в землю атлантов, Мирина нанесла им сокрушительное поражение и, переправившись на остров Керну, захватила город. Она предала мечу всех мужчин; женщин и детей захватила в качестве рабов и сровняла с землей городские стены. Когда оставшиеся в живых жители Атлантиды согласились сдаться, она отнеслась к ним очень хорошо, подружилась с ними и в возмещение захваченного у них острова Керна построила новый город Мирину, где поселила всех пленников и тех, кто согласился жить в этом городе. Поскольку атланты предложили воздавать ей отныне божественные почести, Мирина защищала их от соседнего племени горгонов, многих из которых она перебила и не менее трех тысяч взяла в плен 18 . Однако в ночь, когда амазонки праздновали победу, пленники похитили отобранные у них мечи и по сигналу основные силы горгонов, собравшиеся и спрятавшиеся в дубраве, бросились со всех сторон избивать соплеменниц Мирины.

n. Соплеменницы Мирины погребены под тремя огромными курганами, которые до сих пор называют «курганами амазонок», но ей самой удалось бежать, и она, пройдя большую часть Ливии, с новой армией вторглась в Египет, помогла царю Гору, сыну Исиды, и приступила к завоеванию Аравии. Кое-кто утверждает, что именно ливийские амазонки, а не те, что жили у Понта Эвксинского, сумели покорить Малую Азию и что Мирина на самых удобных местах в своей новой империи основала большое количество прибрежных городов, включая Мирину, Киму, Питану, Приену, а также другие города вдали от моря. Кроме того, она покорила несколько островов в Эгейском море, в частности Лесбос, где построила город Митилену, названный так по имени ее сестры, участвовавшей в этом походе. В то время когда Мирина покоряла острова, ее флот попал в бурю, но Мать богов благополучно отнесла все суда к острову Самофракия, который в то время был необитаемым. Поэтому Мирина посвятила эту землю Матери богов, поставила ей многочисленные жертвенники и принесла обильные жертвы.

о. После этого Мирина переправилась в материковую Фракию, где царь Мопс и его союзник скифский царь Синил победили ее в честном бою, а сама она была убита. Войско амазонок уже никогда не оправилось от этого поражения, и, уступая фракийцам в мелких стычках, оставшиеся в живых амазонки окончательно ушли в Ливию 19 .

1 Аполлодор ІІ.5.9; Пиндар. Немейские оды III.35 и Фрагмент 172; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей 26.

2 Аполлоний Родосский II.990-992 и схолии; Цицерон. В защиту Флакка 15; Гигин. Мифы 30.

3 Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия ХІ.659; Аполлоний Родосский II.970 и сл.

4 Диодор Сицилийский II.45.1; Геродот IV.110; Аполлоний Родосский II.987-989.

5 Пиндар. Цит. соч. III.38; Страбон ХІ.5.1.

6 Диодор Сицилийский II.45-46; Страбон ХІ.5.4.

7 Каллимах. Гимн к Артемиде 237 и сл.; Гигин. Цит. соч. 223 и 225; Плиний. Естественная история V.31; Гомер. Илиада ІІІ.183 и сл.

8 Диодор Сицилийский V.79; Геродот VII.72; Схолии к Аполлонию Родосскому II.752.

9 Страбон ХІІ.3.4; Аполлодор ІІ.5.9; Павсаний V.26.6.

10 Диодор Сицилийский IV.16; Аполлодор. Цит. соч.; Плутарх. Греческие вопросы 45.

11 Аполлоний Родосский II.966 и сл.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.

12 Аполлоний Родосский II.776 и сл.

13 Аполлодор II.5.9.

14 Аполлодор. Цит. соч.; Еврипид. Геракл 414 и сл. и Ион 1140 и сл.; Плутарх. Греческие вопросы 45.

15 Страбон ХІ.5.1-2 и 4; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия ХІ.659.

16 Страбон ХІ.5.4.

17 Диодор Сицилийский III.52-53.

18 Там же III.54.

19 Там же III.55.

1. Если Адметой звали принцессу, ради которой Геракл должен был пройти сквозь брачные испытания, то снятие с нее пояса в брачном чертоге должно было означать конец его подвигам. Но перед этим Адмета должна была вступить в поединок так, как это сделала Ипполита или как Пентесилея боролась с Ахиллом (см. 164.a и 2), а Фетида с Лелеем (см. 81.k ). Это объяснило бы появление Ипполиты в рассказе. В таком случае она должна была претерпеть все обычные превращения, свидетельствующие о том, что похожая на каракатицу гидра была Адметой, т.е. охранявшим золото змеем, которого Геракл одолел в образе Ладона (см. 133.a ). Кроме того, она могла превратиться в рака (см. 124.e ), лань (см. 125.c ), дикую кобылицу (см. 16.f ) и облако (см. 126.b ), прежде чем Гераклу достанется ее рука.

2. Традиция, в соответствии с которой жрицы были вооружены, еще существовала в Эфесе и других городах Малой Азии, однако греческие мифографы, забыв о том, что аналогичная практика существовала в Афинах и других городах собственно Греции, отправляют Геракла в поисках пояса Ипполиты на Понт Эвксинский, где еще имелись племена с матриархальной организацией (см. 100.1). Матриархат, как правило, предполагал трехплеменную организацию. То, что пояс принадлежал дочери Бриарея («сильный»), т.е. одного из Сторуких, указывает на то, что местом действия данного повествования о брачных испытаниях была северная Греция.

3. Адмета - одно из имен Афины, изображавшейся, вероятно, во всеоружии и наблюдавшей за подвигами Геракла, чтобы помочь ему в случае необходимости. Афина была Нейт - ливийской богиней любви и битвы (см. 8.1); в Малой Азии ей соответствовала великая луна-богиня Мариан, Мирина, Ай-Мари, Мариамна или Мариенна, давшая имя Мариандине («дюны Марианы») и Мирине - городу, где жили управляемые женщинами лесбосцы (см. 149.1). Троянцы поклонялись ей под именем «быстрой Мирины»" (Гомер. Илиада II.814). «Смирна» - это тоже «Мирина», только в данном случае перед именем поставлен определенный артикль . Шумерская форма Мариенна означает «высокая плодоносящая мать». У эфесцев богиней плодородия была Артемида.

4. Сказано, что Мирина попала в бурю и была спасена Матерью богов, в честь которой она поставила жертвенники в Самофракии. Однако на самом деле она сама была матерью богов, и посвященные ей обряды должны были уберечь моряков от кораблекрушения (см. 149.2). Очень похожей Матери-богине в древности поклонялись во Фракии, в районе реки Танаис (Дон), в Армении, а также повсеместно в Малой Азии и Сирии. Поход Тесея в Амазонию - это миф, созданный на основе мифа о Геракле, который еще больше запутал вопрос и позволил мифографам придумать мнимое вторжение в Афины одновременно и амазонок, и скифов (см. 100.c ).

5. Сообщение о том, что амазонки установили изваяние под эфесским буком, - это ошибка Каллимаха, который, будучи родом из Египта, не мог знать, что буки не растут так далеко к югу; скорее всего, это была финиковая пальма, символизировавшая плодородие (см. 14.2) и напоминавшая о ливийском происхождении богини, статуи которой обвешивались большими золотистыми финиками, как правило ошибочно принимаемыми за груди . Поражение, нанесенное Мопсом амазонкам, свидетельствует о том, что примерно в XII в. до н.э. хетты были разбиты мосхами. Первоначально хетты были патриархальным народом, но под влиянием матриархальных обществ Малой Азии и Вавилонии стали поклоняться женскому божеству. В их столице Хаттушаше Гарстанг обнаружил скульптурный рельеф с изображением богини-воительницы. Он считает, что культ Артемиды Эфесской имеет хеттское происхождение. Победы над амазонками, одержанные Гераклом, Тесеем, Дионисом, Мопсом и другими, на самом деле свидетельствуют о вытеснении матриархальной системы из Греции, Малой Азии, Фракии и Сирии.

6. Стефан Византийский (под словом Paros) упоминает о предании, согласно которому Парос считался критской колонией. Появление Геракла на острове говорит о захвате острова эллинами. Тот факт, что он завещал Фасос сыновьям Андрогея, указывает на захват этого острова отрядом паросцев, о чем упоминается в «Истории» Фукидида (IV.104). Причем произошло это событие в конце VIII в. до н.э. Примерно в то же время эвбейцы основали колонию на Тороне. Торону они считали дочерью Протея (Стефан Византийский под словом Torone). Двойной топор Ипполиты никогда не вкладывался вместо перуна в руку Зевса Лабрандского. Сам топор символизировал перун, и Зевс носил его с разрешения критской богини, правившей в Лидии.

7. Гаргарейцы - это гогарены, которых Иезекииль называет Гог (Иез. 38 и 39).

8. Сообщая о Мирине, Диодор Сицилийский пересказывает древние ливийские предания, в которых уже просматривается сказочный элемент. Установлено, что в третьем тысячелетии до н.э. неолитические племена покинули Ливию в разных направлениях, возможно из-за того, что их поля оказались затопленными водой (см. 39.3-6). Много ливийцев появилось в дельте Нила.

9. Согласно Аполлонию Родосскому (I.1126-9), Титий был одним из всего лишь трех идейских дактилей («пальцы»), вершивших судьбу. Он упоминает еще одного дактиля, Килления. Я уже показывал («Белая богиня» 281), что в магии пальцев дактиль Титий соответствовал среднему пальцу, а Киллений, или, иначе, Геракл, был большим пальцем; третий дактиль, по имени Даскил, был указательным пальцем, о чем говорит и его имя (см. 53.1). Эти три вытянутых вверх пальца при загнутых безымянном и мизинце составляли «фригийское благословение». Такое благословение, возникшее вначале как символ Мирины, затем перешло к католическим священникам для обозначения христианской Троицы.

10. Титий, убитый Аполлоном (см. 21.d ), мог быть дублетом имени Титий. Захват острова Керне Мириной, вероятно, представляет собой более позднее, инородное дополнение к сюжету. Керну отождествляют с Федаллахом неподалеку от Феса, или с Санта-Крусом у мыса Гир, или, что более вероятно, с Аргином, расположенным чуть южнее Кабо-Бланко. Он был обнаружен и колонизирован карфагенянином Ганноном, который сообщал, что этот остров расположен на таком же расстоянии от Геркулесовых Столпов, как Столпы от самого Карфагена.

11. Вот что можно сообщить о мифических элементах, содержащихся в рассказе о девятом подвиге. Однако поход Геракла на Фермодонт и его войны в Мисии и Фригии нельзя отмести как не имеющие исторической основы. Как и плавание «Арго» (см. 148.10), они свидетельствуют о греческих торговых связях в районе Понта Эвксинского еще в середине второго тысячелетия до н.э., а появление минийцев из Иолка, эакидов с Эгины и аргивян в этих водах говорит о том, что, хотя Елена и могла быть прекрасной и сбежать с троянцем Парисом, тысяча кораблей отправилась в плавание не из-за ее красоты, а по чисто коммерческим соображениям. Сын Пелея Ахилл, сын Теламона Аякс и аргивянин Диомед были среди союзников Агамемнона, который настаивал на том, чтобы Приам разрешил им свободно плавать через Геллеспонт, как это делали их отцы. В противном случае они хотели разграбить город, как это случилось с Лаомедонтом, павшим по той же причине (см. 137.1). Вот почему возникли сомнительные утверждения афинян о том, что в походе Геракла их представлял Тесей, в плавании «Арго» таким представителем был Фалер, а под Троей - Менесфей, Демофонт и Акамант. Таким способом они хотели обосновать свое право на контроль над торговлей в Понте Эвксинском, которая полностью перешла в их руки после падения Трои и заката Родоса (см. 160.2-3 и 162.3).

Пояс Ипполиты
Следующее задание, которое получил Геракл это достать пояс Ипполиты.
Такой пояс захотела иметь у себя дочь Эврисфея Адмета. Она хотела благодаря этому поясу обладать безграничной властью. О таком чудотворном поясе девушке рассказала Гера.
Геракл принял новое задание и отправился его выполнять.

До страны амазонок добраться было не легко, путь был туда не близок. Чтоб достичь страны этих воинственных дев, нужно было пересечь Срединное море (Черное море), затем проплыть два пролива (Босфор и Дарданелл) и достичь ещё одного моря. В это море впадает река Фермодонт, вот там и находилась столица амазонок - Фемискира. Уже много раз Геракл брал с собой на задание Иолая. В это раз сын Зевса взял с собой не только верного друга Иолая, с ними в путешествие отправился царевич Тесей и другие.
Путь им предстоял не близкий и лучше всего добираться было водным путём, поэтому они отправились на корабле по морю.

Первую свою остановку они сделали на Поросе. Правили на острове сыновья царя Миноса. Царевичи приняли Геракла и его спутников не радушно, они двух спутников сына Зевса, чем очень его разозлили. Разгневанный Геракл перебил много жителей города. А затем сам город с его населением осаждал до тех пор, пока ему не дали двух спутников взамен убитых. Новых два спутника были внуками Миноса: Алкей и Сфенел.

Вторая стоянка путешественников была у царя Лика в Миссии. В отличии от Пароса здесь искателям приключений был оказан радушный приём. Далее корабль Геракла поплыл в Трою. Правителем Трои в то время был Леомедонт. Он был очень надменным, его надменность доходила до того, что он призирал даже богов. Боги за это наслали на его царство проклятие. Аполлон на Трою наслал чуму, а Посейдон - чудовище. Эта тварь опустошала окрестности Трои. В очередной раз, чтоб задобрить это чудище на побережье была выставлена дочь Леамедонта - Гесиона. Именно тогда на побережье Трои высадился со своего корабля Геракл, чтоб спасти девушку от этого монстра он предложил царю сделку. Сделка состояла в следующем: Геракл сражается с чудищем, уничтожает его, а взамен получает четырёх лошадей, как плату за сделанное. Леомедонт согласился на условия Геракла, да и коней пообещал не простых, а тех которых получил от самого Зевса.

К вечеру этого же дня Геракл расправился с чудовищем, но коней так и не получил. Разгневанный сын Зевса пообещал правителю Трои, что они ещё встретятся и поговорят.

Корабль героя тронулся дальше по морю и наконец то достиг страны дев-воительниц.
Ворота столицы Фемскиры были заперты и их охраняла амазонка-стражница. После вопроса стражницы зачем они пожаловали, Геракл пояснил, что их отправил царь Микен Эврисфей, за поясом царицы. Амазонки приняли "гостей" совсем не радушно. Между амазонками и Гераклом вспыхнуло сражение. Этот бой для амазонок был не удачным.

К этому времени на Ипполите не было её пояса. Он уже находился в лагере Геракла. Ещё накануне пояс был похищен у Ипполиты одной из амазонок - Антиопой. Которая страстно влюбилась в Тесея. Ещё ночью она ночью пришла в лагерь Геракла незаметной и к ногам Тесея спящего положила пояс Ипполиты. Потеряв свой талисман и свою силу царица амазонок в этом сражении погибла. Оставшихся в живых амазонок Геракл взял в плен. Антиопа, как пленница была отдана Тесею. Дочь Эврисфея Адмета получила пояс, после того как Геракл вернулся в Микены. А сам задумался о том, что не мешало бы продолжить разговор с троянским царём

Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты Бену Анна

Пояс Ипполиты. Девятый подвиг

Пояс Ипполиты. Девятый подвиг

«Чтобы совершить девятый подвиг, Геракл должен был добыть для дочери Эврисфея Адметы золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Пока она носит этот пояс, никто не может победить ее, а вместе с нею и всех амазонок. Погрузившись на корабль (а другие говорят на девять кораблей) и взяв с собой добровольцев, среди которых были Иолай, Теламон из Эгины, Пелей из Иолкаи, Тесей из Афин, Геракл поплыл по реке Фермодонт (Аполлодор. II.5.9.; Пиндар. Немейские оды.Ш.35, фрагмент 172; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей. 26).

Амазонки были детьми Ареса и наяды Гармонии, которая родила их в долинах фригийской Акмонии. Правда, некоторые считают их матерью Афродиту или дочь Ареса Отреру (Аполлоний Родосский. 11.990-992 и схолии; Цицерон. В защиту Флакка. 15; Гигин. Мифы. 30).

Поначалу они жили по берегам реки Амазон, теперь называемой именем Танаиса – сына амазонки Лисиппы, которая обидела Афродиту пренебрежением к браку и приверженностью к войне. В отместку Афродита сделала так, что Танаис влюбился в собственную мать. Но, не поддавшись кровосмесительной страсти, он бросился в реку и утонул. Чтобы избавиться от упреков его духа, Лисиппа повела своих дочерей вдоль побережья Понта Эвксинского в долину реки Фермодонт, которая течет высоко в Амазонских горах. Здесь они разделились на три племени, каждое из которых основало свой город (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия. XI.659; Аполлоний Родосский. II.970 и след.).

Тогда, как и сейчас, амазонки вели свое происхождение по материнской линии, а Лисиппа установила так, что мужчины должны делать так все домашние дела, а женщины – сражаться и править. Поэтому мальчикам в младенческом возрасте ломали руки и ноги, чтобы лишить их возможности воевать и путешествовать. Эти необычные женщины, которых скифы называли «эорпата» («мужеубийцы»), не признавали справедливости или стыда, но были известны как воительницы, впервые применившие кавалерию (Диодор Сицилийский. II.45.1; Геродот.IV. 110; Аполлоний Родосский. 11.987 – 989).

«Далек путь до страны амазонок. Чтобы достичь царства Ипполиты, надо было пересечь Серединное море до его восточных берегов, а там, пройдя через два узких пролива, плыть дальше на восток уже по водам другого моря – Понта Эвксинского. Там, где в Эвксинское море вливается горячая река Фермодонт, стоит Фемискира – главный город страны амазонок. Снарядил Геракл корабль, позвал с собой своих верных друзей – Иолая, афинского царевича Тесея и других. В назначенный день корабль Геракла поднял парус и ушел в море. Наконец свежий ветер Эвксинского Понта, неустанно наполнявший парус, принес корабль Геракла к устью реки, клубящейся паром. Это и был Фермодонт. Отсюда уже было рукой подать до столицы амазонок Фемискиры. Ворота Фемискиры были заперты, когда Геракл с небольшим отрядом подошел к городу. Охраняла ворота амазонка-стражница в кожаном шлеме, коротком хитоне, с небольшим похожим на луну на ущербе щитом в руках и топором с двумя полукруглыми лезвиями. «Зачем пришли вы, чужеземцы, в наши края? Что надо вам в царстве женщин-воительниц?» – спросила стражница. «Не по своей воле пришел я сюда со своими друзьями, – ответил ей Геракл. – Меня прислал царь Микен Эврисфей. Его дочь Адмета хочет владеть поясом вашей царицы. Если отдаст мне ваша царица этот пояс, я сослужу ей любую службу». «Царице будет об этом доложено, – сказала стражница, – ждите». Вскоре из городских ворот выступил отряд всадниц. То была царица Ипполита со своим ближайшим окружением. «Это кому же понадобился мой пояс? Не тебе ли, бородатый великан? – спросила Ипполита, обращаясь к Гераклу. – Зачем он тебе, он ведь женский, да к тому же маловат для тебя! Впрочем, если он тебе так нужен, ты можешь получить его, но только в бою». Не сказав больше ни слова, Ипполита развернула коня и направилась в город, за ней последовал и ее вооруженный отряд. Только ближайшая подруга Ипполиты красавица Антиопа чуть замешкалась: она не могла оторвать взгляда от статного спутника Геракла, афинского царевича Тесея. Как неукротимый лесной пожар, вспыхнула в сердце Антиопы любовь к Тесею. Она знала, что амазонки непобедимы, пока Ипполита владеет заветным поясом знала, что бой с пришельцами неизбежен и что Тесей неминуемо погибнет в этом бою. Поздней ночью Антиопа пробралась в лагерь Геракла, тихо вошла в палатку Тесея и положила к его ногам похищенный ею пояс Ипполиты. А ранним утром под стенами Фемискиры разгорелся бой. Как вихрь налетели амазонки на лагерь Геракла. Впереди всех была самая стремительная из амазонок Аэла. С ней-то и сразился Геракл. Отразив ее натиск, он обратил ее в бегство и поразил мечом. Другая амазонка, Протоя, сразила семерых спутников Геракла, но и сама пала от руки сына Зевса. Тогда напали на Геракла сразу три амазонки, три великолепные охотницы, которых сама Артемида брала с собой на охоту – не было равных им в метании копья. Сразу три копья полетели в Геракла, но все не попали в цель. Страх обуял амазонок. «Горе нам! Где же твой пояс, Ипполита!» – кричали они. Угрызения совести сжали сердце Антиопы, предавшей своих подруг, но любовь к Тесею победила в ней все другие чувства. С отчаянием в душе бросилась в самую гущу сражения царица Ипполита. Она знала, что ее заветный пояс – в руках врага. Сразил ее Геракл своей стрелой. Увидев гибель своей царицы, амазонки обратились в бегство. Многие из них были взяты в плен, многие убиты. Пленницу Антиопу Геракл отдал Тесею. Тут и открылась причина столь легкой победы над амазонками. «Возьми, друг, пояс Ипполиты, – сказал Тесей Гераклу, – и скажи спасибо пленнице моей Антиопе». Ничего не ответил Геракл, ибо было в победе над амазонками что-то нечестное». В Микенах Геракл отдал пояс Ипполиты Эврисфею, а тот подарил его своей дочери Адмете, но она побоялась владеть им. «Пусть этот божественный пояс вернется богам», – решила Адмета и передала его в храм Геры, как дар богине» (1997-2001 ПРЦ НИТ).

Амазонки рождены от союза бога войны Ареса и гармонии, красоты и любви Афродиты. Они несут в себе и разрушительные и созидательные прекрасные качества. Но они отвергают женственное гармоничное начало в себе – Афродиту и признают лишь власть бога войны. Амазонки – женское воинственное начало, отвергающее власть мужского начала – разума, логоса, т.е. это эмоциональная сфера, руководствующаяся не разумом, высшим духовным началом, но чувствами, их стихийными проявлениями, пытающимися подчинить себе – завоевать и разумное начало.

Пояс – символ организованных эмоций, подчиненности инстинктов. Пояс окружает стан – место соединения эмоциональных проявлений и инстинктивных (см. Символика брака, пояс).

Согласно другим античным авторам Ипполита сама отдает пояс неуязвимости Гераклу: «Прибыв к устью реки Фермодонт, Геракл бросил якорь в бухте Фемискиры, где Ипполита нанесла ему визит и, плененная его мускулистым телом, предложила ему пояс Ареса как дар в знак ее любви. Однако Гера была уже тут как тут и, нарядившись амазонкой, стала распространять слух, что чужеземцы хотят похитить Ипполиту. Заслышав такие слова, возбужденные воительницы сели на лошадей и поспешили к кораблю. Геракл, подозревая предательство, тотчас же убил Ипполиту, снял с нее пояс, схватил топор и другие доспехи и приготовился постоять за себя. Он по очереди перебил всех предводительниц амазонок и после большого побоища обратил их войско в бегство (Диодор Сицилийский. IV.16; Аполлодор. Цитхоч.; Плутарх. Греческие вопросы. 45).

Царица хочет подарить золотой пояс, т.е. признать власть организующего разума над собой – эмоциональным началом. Но Гера вносит хаос в среду амазонок и побуждает воевать.

Каким началом является Гера?

В индуистской традиции есть понятие – майи. Майя – это иллюзия, которая ткет покров из жизненных узелков, которые человек должен развязать и понять, что есть майя, что есть иллюзия. Майя – неведение, скрывающее истину. Деятельность Геры можно сравнить с покрывалом майи. Она усердно ткет нить подвигов, ткет чудовищ, различных существ, с которыми должен сразиться сам в себе Геракл и отделить истинное от ложного, освободиться от власти иллюзий.

Нельзя сказать, что Гера – негативное начало. Именно благодаря ей он обретает понимание, что есть реальность, и, в конце концов, становится бессмертным.

Итак, майя принимает облик Амазонки. Гера может принимать любые облики. Она сеет раздор между духом и душой, между сферой мысли и сферой эмоций. Эмоциональная сфера вовлечена в иллюзию, поэтому вступает в битву с собственным мыслительным позитивным началом.

Пока пояс организации, упорядоченности на царице эмоциональной сферы, амазонки непобедимы. Сила любви Антиопы – эмоционального начала к Тесею – логосу, разуму, отдает пояс неуязвимости, организованной вечности и силы мужскому началу, т.е. в руки сознательного мыслительного начала. В конце концов, пояс возвращается богам – духовной сфере принадлежит власть организовывать и упорядочивать, только такая неуязвимость и непобедимость является истинной, гармоничной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги По ту сторону добра и зла автора Ницше Фридрих Вильгельм

ОТДЕЛ ДЕВЯТЫЙ: ЧТО АРИСТОКРАТИЧНО? 257 Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда – делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без

Из книги Воздействие духовных существ в человеке автора Штайнер Рудольф

ДЕВЯТЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 13 мая 1908 г Этот доклад должен осветить тему, которая достойна того, чтобы быть рассмотренной с точки зрения спиритуалыюй жизни. Мы будем говорить о том, как может тот, который причисляет себя к духовнонаучному воззрению, занимать позицию по

Из книги Что? 20 самых важных вопросов в истории человечества автора Курлански Марк

Вопрос девятый Когда? Не правда ли, что несмотря на то, что войну начинают, как правило, с декларации, диалог, включая тот, которым неизбежно заканчивается война, правильнее всего начинать вопросом? Так, может, вообще начинать с вопроса? Может ли использование вопроса

Из книги По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего автора Ницше Фридрих Вильгельм

Раздел девятый. Что благородно? 257Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор (и будет всегда) делом аристократического общества - общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в равноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без пафоса

Из книги Очерки по истории русской философии автора Левицкий С. А.

Очерк девятый. ИДЕОЛОГИЯ НАРОДНИЧЕСТВА «Хождение в народ», начиная с которого можно говорить о народничестве как общественно-политическом движении, началось в 70-х годах прошлого века.Особенно большая волна хождения в народ относится к 1874 году, когда тысячи русских

Из книги Введение в изучение буддийской философии автора Пятигорский Александр Моисеевич

Семинар девятый Текст IX. Установление обратного вспоминания 0. Так я слышал. В то время Господь жил в стране Куру, в городе Каммасадхамма. Там он раз обратился к монахам с такими словами: «О монахи, это - прямой путь, ведущий к полному очищению живых существ от всех

Из книги Тень дракона. Дневник ученицы мага автора Сумирэ Нина

День девятый Новые друзья 26.06.2014.Мы встретились на нашем прежнем месте для занятий, на скалистом берегу Катуни. Но Учитель сказал, что сегодня он желает меня познакомить кое с кем, и поэтому нам нужно отправиться к его дому.Я была крайне заинтригована. Увидеть дом Мага?

Из книги Сорок уроков русского автора Алексеев Сергей Трофимович

Гои. Урок девятый Благодаря мутной современной (и не только) лингвистике чистый родник Дара Речи представляется сейчас непроглядным, как застоявшееся темное озеро, в котором рыбку ловить хорошо и удобно, однако истину - весьма трудно. В славянском языке нет ничего

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Древо. Урок двадцать девятый Жизнь в лесной и лесостепной полосе евроазиатского континента отобразилась в Даре Речи, бытовой и обрядовой культуре славян настолько глубоко и рельефно, что напоминает буквицы (заставные буквы), отрисованные растительно-животным

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Из книги Государь. По ту сторону добра и зла автора Макиавелли Никколо

Пояс Кованый пояс, окружающий стан человека – организованные силы души и инстинктивной природы человека. «Пояс мог даже служить средством утешения и облегчения тоски и душевного дискомфорта. Вот какая сохранилась нехитрая рекомендация: «Когда заберут худыя мысли,

Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей

Пояс Ипполиты. Девятый подвиг «Чтобы совершить девятый подвиг, Геракл должен был добыть для дочери Эврисфея Адметы золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Пока она носит этот пояс, никто не может победить ее, а вместе с нею и всех амазонок.

Из книги По ту сторону добра и зла. Воля к власти (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Отдел девятый: что аристократично? 257Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без пафоса

Из книги По ту сторону добра и зла автора Ницше Фридрих Вильгельм

Из книги автора

Отдел девятый: что аристократично? 257 Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда – делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без

Из книги автора

Отдел девятый: Что аристократично? 257 Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда – делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без

Пояс Ипполиты

Дочерьми Ареса (бога войны и одного из самых необаятельных богов Древней Греции) и Гармонии считались женщины-амазонки, жившие по легенде племенами у реки Фермодонт в городе Фемискира в Малой Азии, а также в Крыму и предгории Кавказа, у Меотиды,(так греки называли Азовское море).Превосходные воины и наездницы, они отличались жестокостью и бесстрашием. И, конечно, неотразимым очарованием (во всяком случае, эти качества отчаянно приписывались им историками). Так или иначе, маленькие, полудикие женские племена умудрялись наводить стихийный ужас на воинственные города-мегаполисы, а потому так и остались неразоблачённой тайной. До сих пор не представляется возможным установить точное место возникновение мифа о амазонках. Истоки сказаний о них сложились еще в догреческое время, и отразили противоборство матриархальных племен. Это для нас засвидетельствовали художественные памятники критской культуры, подчеркивающие исключительное положение женщины.

Легенды об амазонках были широко известны во всех частях света.
Существует несколько версий о месте проживания племен женщин-воительниц. Например, в произведении Эсхила "Прикованный Прометей" амазонки обитали на берегах Меотиды (Азовское море) в районе предгорий Кавказа или в Малой Азии (на реке Фермодонт у города Фемискира). А Геродот, живший в 5 веке до н.э., считал, что амазонки расселились в Скифии и смешались со скифским населением, а потомки их назывались - савроматы.


Участвовавшие в битвах с амазонками солдаты рассказывали, что женщины эти свирепы и кровожадны, и нельзя обратить их в бегство, а победить можно, лишь перебив до последней. Они отлично владеют оружием и правая грудь у них выжжена, якобы, для того, чтобы удобнее было натягивать тетиву. Собственно говоря, отсюда и пошло название “амазонка”, что в переводе означает “безгрудая”. Хотя у отдельных древнегреческих авторов находим опровержение тому, мол, мужчины все это придумали сами, из зависти. У других же читаем: ”Девушкам прижигали груди, чтобы они не мешали во время битвы.” (Диодор Сицилийский) Так появились настенные фрески и росписи на вазах, изображающие одногрудых женщин с оружием. Однако известнейшие мастера, такие, как Поликлет и Кресилай не посмели отступить в своих произведениях от эллинских канонов красоты, ибо мало, что почиталось там так же свято, и их амазонки изображены с обычной женской грудью.Современные же ученые отвергли это предположение по причине существования еще одного мифа в котором место обитания племен женщин-воительниц происходит от армянского слова, буквально означающего "лунные женщины". Естественно, не знакомые с реальными верованиями далеких и необщительных воительниц, греки приписали им, как покровительницу, Артемиду. Да и кто ещё мог взять женщин под крылышко, как не целомудренная богиня охоты, день-деньской проводящая в седле. Поэтому в каждом изображении амазонки, дошедшем до наших дней, присутствует её образ. В качестве оружия черноморские и кавказские амазонки по легенде использовали боевые топоры, секиры, небольшие мечи, короткие копья для метания, лёгкие щиты в форме полумесяца, а на голову надевали шлемы.


Сейчас эти сведения подтверждаются найденными захоронениями на Кавказе и Северном Причерноморье. Вот что о них говорится: “рядом с бусами на истлевших нитях лежали щиты и доспехи - то, что служило воительницам в жизни и должно было сопровождать их в загробный мир. Вместе с оружием часто находят и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня? При раскопках курганов Приазовья обнаружены погребения скифско-сарматских времён. Мечи, кинжалы и колчаны, полные стрел, находят там не только в могильниках взрослых женщин, но и в погребениях девочек.” У Ефремова в “Таис Афинской” описывается особая манера амазонок ездить верхом: используя шкуру вместо седла, с заведенными назад голенями. Таким образом, пятками наездница упиралась в круп лошади. Сама же лошадь управлялась коленями, что, соответственно, требовало сверхразвития бёдренных мышц. Один удар такой коленкой – и, пожалуйста, вот вам открытый перелом, а может и что-нибудь похуже. Недаром во всех исторических очерках об амазонках мы встречаем примерно одну и ту же строгую субординацию полов: мужчины чаще всего обитают в сторонке, за холмом, или же вообще в соседнем племени и посещаются раз в году, весной, с целью использования по прямому назначению. Реже они допускаются к хозяйству, приготовлению пищи и вскармливанию детей. Мифологические амазонки из рождённых детей оставляли только девочек, мальчиков же убивали.


Сомнений в том, что “цивилизованная” армия греков не испытывала к этим “остервенелым воительницам” ничего, кроме смеси ужаса и уважения, не останется, если прочитать хотя бы книжку “Легенды и мифы Древней Греции” из программы для пятого класса школы. У них отвоевывали своё достоинство великие греческие герои Беллерофонт, Ахиллес и Тесей. Амазонки участвовали в Троянской войне, а путешествие в их страну за поясом царицы Ипполиты считается девятым подвигом Геракла. Микенский правитель Эврисфей по просьбе своей дочери Адметы приказал Гераклу принести золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Геракл отправился в плаванье на корабле. Прибыв к устью реки Фермодонт, он бросил якорь и принял на корабле царицу Ипполиту, которая согласилась отдать пояс. В это время Гера, приняв облик одной из амазонок, испугала остальных известием, будто бы чужеземцы пытаются похитеть их царицу. Амазонки, схватив оружие и вскочив на коней, бросились на помощь Ипполите. Геракл, решив, что царица коварно подстроила нападение, убил Ипполиту, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, отплыл на корабле.


Неуязвимый Ахиллес, по легенде, влюбился в убитую им же у подножия Трои прекрасную Пенфесилею и не смог простить себя за содеянное. А невезучий Беллерофонт так и вовсе был направлен драться с амазонками после того, как он уже укротил один женский прообраз в лице Химеры – чудища с тремя львиными пастями, телом козы и хвостом дракона. И здесь ему, переживающему все тяготы судьбы лишь за то, что когда-то не ответил взаимностью влюбившейся в него царице Антейе, улыбнулась удача. Что все же не спасло героя от позорного безумия в последствии. Когда взял Тесей город амазонок Фемискиру, увел он с собой как награду царицу Антиопу. В Афинах стала Антиопа женой Тесея. Пышно отпраздновали афиняне свадьбу своего царя с царицей амазонок. Вскоре родился у них сын. Ипполитом нарекли его родители. Счастливы были супруги. Радовались они, глядя на то, каким умным смелым и красивым растет их сын. А амазонки замыслили отомстить афинянам за разрушение Фемискиры, за похищение их царицы. Решили они освободить Антиопу от тяжкого, как думали они, плена. Их огромное войско вторглось в Аттику. Укрылись афиняне от натиска воинственных амазонок за городскими стенами, но не смогли удержать их. Последнее убежище осталось у афинян - неприступная крепость Акрополь. Долго держались афиняне в осаде, и вот решились они на последнюю битву. Сама Антиопа сражалась рядом с Тесеем против тех самых амазонок, которыми раньше она повелевала. Не хотела она покидать своего мужа в этой жестокой битве. Гибель ждала Антиопу в этом сражении. Сверкнуло в воздухе копье, брошенное одной из амазонок, и вонзилось смертоносное острие в грудь Антиопы. Мертвой упала она к ногам своего мужа. В ужасе смотрели оба войска на сраженную смертью Антиопу. Прерван был кровавый бой. Полные скорби, похоронили афиняне и амазонки молодую царицу, а после покинули Аттику амазонки и вернулись на родину. Долго еще царила печаль в Афинах по безвременно сошедшей в аид прекрасной Антиопе. Напоминание о разыгравшейся трагедии мы можем видеть и по сей день на барельефах северной стороны Парфенона.


Все вышесказанное относится к легенде, имевшей место во времена классической Древней Греции и давшей жизнь еще многим и многим догадкам человечества в последствии, большинству из которых не суждено было реализоваться.На памятниках античного искусства амазонки обычно изображаются как прекрасные женщины с развитой мускулатурой и, вопреки легенде, без следов увечья. Женщины-воительницы изображались с воинскими атрибутами: двойная секира, лук, копье и щит в форме полумесяца. С мифами об амазонках связаны многочисленные произведения античного искусства, начиная с 7 века до н.э. На них обычно изображались сцены "амазономахии": западные метопы Парфенона, метопы сокровищницы афинян в Дельфах, рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, рельефы западного фронтона святилища Аскоепия в Эпидавре, рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея. Сюжеты мифа об амазонках нашли так же отражение в рельефах саркофагов и вазописи: амфоры Эксекия и др. Согласно античному автору Плинию Старшему, при выполнении статуи амазонки для храма Артемиды в Эфесе состязались сразу четыре знаменитейших скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон. Ряд дошедших до нас римских копий греческих статуй, видимо, восходит к скульптуре Поликлета "Раненная амазонка". Изображение амазонок часто воспроизводилось в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.


В эпоху Великих географических открытий интерес к загадочной “Стране Амазонок” возрос, и это было одной из причин, побуждающих людей пускаться в дальние странствия по морям и океанам. Мечте Колумба во время своего путешествия “захватить нескольких этих женщин с собой, чтобы показать Фердинанту и Изабелле” не суждено было сбыться, но вера людей в амазонок была столь велика, что, когда Колумб открыл группу Малых Антильских островов и назвал их Виргинскими (острова дев), некоторые готовы были поверить, что это и есть те самые острова, населенные женщинами. Если верить историкам, в средние века в Европе бытовало старокельтское сказание о прекрасном острове, населённом амазонками. Остров этот, расположенный далеко в океане, называли “О Бразиль” (Счастливый остров). То одна, то другая каравелла, покинув порт, изчезала вдали, чтобы никогда больше не вернуться обратно. Но ещё решительнее, чем капитаны, отправлявшиеся на поиски острова женщин, были географы и составители карт. Начиная с 1325 года призрачный остров “О Бразиль” внезапно появляется на географических картах. Временами он изчезает, чтобы затем возникнуть снова. Когда была открыта Америка, поиски этой страны перенеслись туда. Так в конце концов появилось хорошо нам известное название “Бразилия”. Правда, земля эта оказалась не островом, и населяли ее тоже, как выяснилось, не только женщины. Но это далеко не все следы, оставленные легендой об амазонках на карте. Также истории известно имя Франсиско де Орельяне, состоявшего в одной из грандиознейших кавалькад, упоминавшихся в истории об открытии и завоевании Америки, который был всего лишь лейтенантом в штате Гонсало Писсаро, возглавлявшего эту покорительную экспедицию. Но тем не менее именно ему приписываются первые сведения о самой крупной реке Южной Америки “Амазонке”, тогда еще “Мараньон”. Вот что писал монах-доминиканец, путешествовавший в отряде Орельяны: “Известно, что индейцы являются подданными амазонок и платят им дань. Поэтому, когда индейцы узнали о нашем приближении,… они послали за их помощью, и явилось 10 или 12 женщин – амазонок, которые сражались впереди всех с такой доблестью, что индейцы не решались повернуться спиной к нашим солдатам, потому что женщины убивали их своими дубинками, и это было причиной того, что индейцы защищались так упорно…” Неизвестно выдумал ли эту историю монах, или рассказал правду, но река, которую Орельяна назвал в свою честь Рио-Орельяна, была переименована с его лёгкой руки в Амазонку, а сам первопроходец был назначен губернатором волшебной страны женщин, которой он, однако, так никогда и не завоевал.


Конечно, эти рассказы о чудо-воительницах плохо поддерживают образ женщины, как существа хрупкого и беззащитного, и, тем не менее, не секрет, что матриархат характеризовал самую раннюю стадию развития человеческого общества. Такое устройство семьи и сейчас встречается в некоторых далеких от цивилизации уголках планеты. Время от времени мы получаем репортажи о вырождающихся или почти вымерших племенах Африки или Южной Америки со специфическими законами семейного уклада, возможно, среди них есть и такие, где женщины доминируют над мужчинами. Как утверждают некоторые путешественники, в лесистых областях вокруг озера Титикака (на границе Перу и Боливии) до сих пор будто бы обитают амазонки. Индейцы окрестных племен называют их “уру”. Культ матери, так или иначе, присутствует во всех языческих верованиях, начиная с истоков первобытнообщинного строя. Но история показывает, что матриархат не выдерживает испытания временем и, с экономическим развитием общества, а точнее, с тех пор, как главным добывателем пищи становится мужчина, “власть матери” постепенно, но неизбежно должна потерпеть поражение. Существует даже довольно распространённое мнение, что возникновение предпосылок такого понятия, как “любовь” и всего связанного с ним культурного ореола непосредственно связано с моментом, когда мужчина берёт бразды правления в свои руки. Так или иначе, легенде об амазонках не суждено погибнуть, пока существуют большие неисследованные районы в южной Америке, и, видимо, также не суждено исчезнуть образу женщины-воина из современной жизни.


В Японии, как известно, даже в эпоху самураев, в условиях жесточайшего разделения по половому признаку, существовали женщины, владеющие секретами мастерства самурая, и принадлежавшие к этому элитному классу наравне с мужчинами, некоторым из них даже посчастливилось попасть в историю. А в Китае, между прочим, и сегодня существуют армии, состоящие из одних женщин. Создавая их, азиаты основываются на бесспорных доводах учёных, что женщины гораздо лучше мужчин переносят стрессы, они нечувствительнее к боли, быстрее усваивают информацию, лучше приспосабливаются к новым условиям и вообще обладают рядом психологических качеств, позволяющих при хорошей подготовке достаточно эффективно действовать в экстренной ситуации. Создатели этих школ, как ни парадоксально это звучит, считают, что для войны в наше время нет существа более подходящего, чем женщина.

Clubs.ya.ru
Надежда Морозова

Девятый подвиг. Геракл завоёвывает пояс Ипполиты.

У царя Еврисфея была юная дочь Адмета. Однажды она пришла к отцу и сказала:
- Говорят, далеко на востоке есть царство, где властвуют женщины. Там женщина - глава и опора семьи и госпожа в доме. Женщины там управляют городами, торгуют и судят, приносят в храмах жертвы богам и решают дела государства. Вооружённые, скачут они на боевых конях и храбро воюют с врагами.
Они называют себя амазонками, презирают мужчин и хвалятся своей непобедимостью. Моя покровительница Гера, супруга великого Зевса, открыла мне, что вся сила воинственных амазонок в кожаном поясе, который бог войны Арес подарил царице Ипполите. Пока она носит этот пояс, никто не может победить её, а с нею и всех амазонок. Отец! Я хочу быть непобедимой, как эта женщина, и царствовать, ни с кем не разделяя власти. Я хочу получить пояс Ипполиты!
Царь приказал Гераклу отправиться в страну амазонок и добыть пояс царицы Ипполиты.

Царство амазонок было далеко на востоке, в Малой Азии.
Геракл снарядил корабль, позвал с собой своих верных друзей - Иолая, афинского царевича Тезея и других. Они поплыли тем путём, который был открыт для всех мореплавателей отважными аргонавтами. Долго плыли они; наконец по бурному Чёрному морю приплыли к реке Фермодонту, поднялись по течению и достигли города Фемискиры - столицы амазонок.

У ворот стояли вооружённые женщины; кожаные шлемы были на них, короткие рубашки и узкие, длинные штаны до щиколоток; через плечо у амазонок висели щиты в форме месяца, а в руках они держали топорики с двумя лезвиями.
Стража не впустила Геракла с товарищами в город, и они вынуждены были расположиться на берегу реки, протекавшей близ городской стены.

Вскоре прискакала на великолепном коне сама царица Ипполита с отрядом вооружённых девушек. Среди них была красавица Антиопа, любимая подруга царицы.

Её красота однажды едва не погубила амазонок. Давно задумывали амазонки поход в Грецию и вот, переплыв море, явились под стенами Афин и осадили прекрасный город. Афиняне не были готовы к осаде. Ещё немного, и город был бы в руках воинственных женщин. Но среди афинских воинов Антиопа увидела царевича Тезея, и в сердце её вспыхнула любовь к нему. Тезею тоже приглянулась красавица амазонка; с её помощью он надеялся спасти родной город. Ночью он явился тайком в лагерь амазонок - увидеться с Антиопой.
Ипполита догадалась о любви своей подруги и, боясь измены, приказала немедленно снять осаду. Амазонки отступили от Афин и вернулись в свою страну. Антиопа была разлучена с Тезеем. Но она не забыла его и теперь, увидев среди товарищей Геракла Тезея, обрадовалась, и любовь её разгорелась ещё сильнее.
Тезей тоже узнал её, незаметно приблизился к ней и условился о тайном свидании.

Ипполита спросила Геракла, зачем он явился в страну амазонок.
Геракл ответил, что ему приказано добыть пояс царицы Ипполиты.
- Только в бою, только победителю отдам я свой пояс, - сказала царица. - Бейтесь с нами, и, если вы победите, пояс будет ваш!
Так говорила Ипполита, зная, что, пока пояс на ней, никто не сможет её победить.

Оба отряда разошлись - готовиться к бою. Амазонки умчались в город, а спутники Геракла расположились на ночлег в своём лагере у реки.
Тезея всю ночь не было в лагере. Утром он явился торжествующий и отдал Гераклу волшебный пояс.
- Как! Ты добыл его без боя? - удивился Геракл.
- Антиопа похитила его у царицы и отдала мне, - сказал Тезей.
Геракл не захотел воспользоваться добычей, полученной обманом, и бой начался.

На диком коне, быстром, как ветер, помчаласьна Геракла Аэла, самая стремительная из амазонок. Геракл на всём скаку выбил из её рук топор. Она хотела спастись бегством, и конь помчал её прочь, но стрела Геракла догнала её и поразила насмерть. И другая амазонка, Протоя, семь раз победительница в поединках, была убита Гераклом.
Тогда вышли вперёд три девушки, три великолепные охотницы, которых сама богиня Артемида брала с собой на охоту, - не было им равных в метании копья. Сразу все вместе стремительно метнули они свой копья, но промахнулись. А копьё Геракла, просвистев, перебило руки всем трём.

Страх напал на амазонок при виде поражения их лучших воительниц.
- Горе нам! Горе нам! Где же твой пояс, Ипполита? - кричали они.
Тоска сжала сердце Антиопы, предавшей своих подруг, но в толпе эллинов она увидела Тезея, и любовь победила в ней все другие чувства.

Грозная с виду, с отчаянием в душе, выехала вперёд Ипполита. Только она и Антиопа знали о том, что волшебный пояс - в руках врага. Воинственная царица не хотела выдать подругу свирепым амазонкам и решила лучше умереть в бою.
Отважно бросалась она в самые опасные места битвы, сама искала смерти и вдруг упала, смертельно раненная стрелой.
Увидев гибель своей царицы, амазонки смутились и обратились в бегство. Многие из них были взяты в плен, другие убиты.
Пленницу Антиопу Геракл отдал Тезею, и Тезей сделал её своей женой.
Геракл вернулся в Микены, к царю Еврисфею, и принёс ему пояс Ипполиты. Царь подарил его своей дочери, но она не решилась носить его и отдала в храм Геры как дар богине.

Следующий подвиг Геракл совершил по прихоти дочери Эврисфея Адметы. Ей захотелось получить по­яс Ипполиты, царицы амазонок, который ей подарил бог войны Арес. Правительница носила этот пояс как знак своей власти над всеми амазонками - воинственным племенем женщин, никогда не знавшим поражений. В тот же день Геракл предстал пред Эврисфеем.

Принеси мне пояс царицы амазонок Ипполиты! - повелел царь. - И без него не возвращайся! Так Геракл отправился в очередное опасное путеше­ствие. Напрасно друзья уговаривали героя не рисковать жизнью, уверяя, что безопаснее войти в клетку с голодными тиграми, чем встретиться с амазонками. Но рассказы бывалых людей никогда не пугали Герак­ла. Кроме того, зная, что будет иметь дело с женщина­ми, он не верил, что они могут быть такими же свире­пыми, как Немейский лев или Лернейская гидра .

И вот корабль прибыл на остров. Каково же было удивление спутников Геракла, когда они увидели, что амазонки вовсе не собираются на них нападать. Более того, дикарки дружелюбно встретили мореходов, с вос­хищением оглядывая мощную фигуру прославленного героя. Вскоре послышался конский топот, и перед тол­пой предстала полуобнаженная наездница с золотой тиарой на голове и поясом, змеившимся вокруг талии. Это была сама царица Ипполита. Она первая привет­ствовала гостя.

Молва о твоих деяниях, Геракл, бежит впереди тебя, - сказала воительница. - Куда же ты держишь путь теперь? Кого еще не покорил?

Не покорять я приехал к вам, а просить то, чем ты обладаешь - знаменитым поясом Ипполиты. Таково было желание царя Эврисфея, а я должен его испол­нить, дабы искупить вину перед богами.

Что ж, - отвечала Ипполита, - у нас в обычае дарить гостю все, что ему по душе! Можешь считать этот пояс своим.

Геракл уже протянул руку, чтобы взять дар, как вдруг одна из женщин (а это была сама богиня Гера, принявшая облик амазонки) закричала:

Не верь ему, Ипполита! Он хочет захватить вместе
с поясом и тебя, увезти на чужбину и сделать рабыней.

Поверив подруге, амазонки тут же вытащили луки и стрелы. Скрепя сердце взялся Геракл за свою палицу и стал разить воинственных дев. Ипполита пала одной из первых. Наклонившись, Геракл снял с окровавленного тела девы пояс.

Будь ты проклят, Эврисфей! - прошептал ге­рой. - Ты заставил меня сражаться с женщинами!

И не теряя времени, поспешил к берегам Арголиды, чтобы вручить царю злосчастный пояс Ипполиты .

История Адама и Евы

Бог грозы

В поисках святого Грааля

Авгиевы конюшни

Правление Владимира, сына Святослава

Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и святой Ольги, правнуком же Рюрика, призванного на княжение из варягов. У...

Муза любовной поэзии

Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, в античный период историю и астрономию относили к искусствам, в то...

Битва на Чудском озере или Ледовое побоище

Ледовое побоище состоялось 5-ого апреля 1242 года. Противником русского воинства были рыцари ливонского ордена. Ливонский орден, воспользовавшись ослабленностью Руси в результате...

Архитектура Киевской Руси

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение...

Феодальная раздробленность на Руси феодалы на руси

Вообще, государство возникает первоначально чаще всего как реакция на внешнюю угрозу. Для этого необходим сильный лидер, который в состоянии сплотить...

Собственный бизнес - с чего начать

Люди делятся на два типа: те, кто работают в найме, и те, кто ищут себя в предпринимательстве и реализуют...