Тепловая обработка овощей картофельное пюре конспект. Конспект урока: Тепловая обработка овощей: картофельное пюре

Тема. Виды тепловой обработки овощей.Технология приготовления вареных,тушеных и жареных овощных блюд.

Цель: 1.Ознакомить учащихся со способами тепловой обработки продуктов, посудой и инвентарем для тепловой обработки,технологией приготовления овощных блюд;научить готовить вторые овощные блюда и подавать их к столу; расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.

2. Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.

3. Воспитывать культуру,эстетический вкус.

Оборудование: таблицы,иллюстрации,учебники.

Инструменты и материалы: разделочные доски,терка,кухонные ножи,сковороды,столовая посуда и приборы,желобковый нож.

Ход урока.

І.Организационный момент.

ІІ.Актуализация опорных знаний.

1.По две ученицы от бригады получают карточки-задания.

Карточка-задание № 1.

ЗАДАНИЯ.

1.Выберите карточки с названиями продуктов,необходимых для приготовления винегрета.

2.Опишите технологию приготовления этого блюда.

КОМПЛЕКТ КАРТОЧЕК.

Картофель капуста свекла помидоры морковь соленый растительное огурец масло

Карточка-задание № 2.

ЗАДАНИЯ.

1.Выберите карточки с названиями операций первичной обработки овощей.

2.Какие операции обработки овощей выполняют при приготовлении винегрета. Охарактеризуйте каждую из них.

КОМПЛЕКТ КАРТОЧЕК.

Сортировка варка мытье нарезка тушение очистка жаренье запекание

2.С остальными ученицами проводится беседа по вопросам:

    В чем пищевая ценность овощей?

    Разгадайте кроссворд и назовите овощную продукцию.

    Разгадайте кроссворд и перечислите виды нарезки овощей.

    Сформулируйте общие правила приготовления салатов из сырых овощей.

    Сформулируйте общие правила приготовления салатов из вареных овощей.

    Перечислите правила безопасной работы при нарезке овощей.

ІІІ.Изучение нового материала.

1.Тема и цель урока.

2.Виды тепловой обработки овощей.

При приготовлении определенных блюд овощи,кроме первичной обработки, подвергают тепловой обработке.Известно несколько видов обработки.В ходе дальнейшего рассказа учитель опирается на схему «Обработка овощей» в учебнике.

Варка – это процесс нагревания и доведения продуктов (овощей и др.)до готовности в кипящей жидкости(воде,бульоне,молоке) или на пару.

Существуют несколько способов варки:

- В большом количестве воды(основной способ).

- На пару(без погружения в воду).

- В небольшом количестве воды или собственном соку(припускание).

Жаренье – это процесс нагревания продуктов (овощей и др.) в жире до обра-зования румяной корочки.Применяется для приготовления гарниров и заправок для супов.

Способы жаренья:

- В небольшом количестве жира(основной способ).

- В небольшом количестве жира до полуготовности(пассерование).

- В большом количестве жира(во фритюре).

Тушение – это комбинированный способ тепловой обработки,во время кото-рого продукты сначала обжаривают,а затем припускают(доводят до готовности)в небольшом количестве жидкости или соусе с добавлением кореньев,лука,специй.

*Как вы думаете,какой из способов тепловой обработки позволит сохранить наибольшее количество полезных веществ в овощах?

3.Сохранность витаминов и питательных веществ при тепловой обработке овощей.

При тепловой обработке овощи теряют содержащиеся в них витамины и питательные вещества.Но эти потери не одинаковы при различных способах тепловой обработки овощей.

ЗАДАНИЕ.

Внимательно проанализируйте таблицу «Потери витамина С при тепловой обработке картофеля» и определите,что влияет на сохранность полезных свойств овоща при тепловой обработке .

ПОТЕРИ ВИТАМИНА С ПРИ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКЕ КАРТОФЕЛЯ.

ВИД ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ

В ходе работы учащиеся формулируют вывод: чем длительнее процесс тепловой обработки овощей(запекание,обжаривание),тем больше теряется витамина С (до 95%)

Физминутка.

4.Правила приготовления овощей.

1. Очищенные овощи не следует длительное время держать в воде.

2. Нарезать овощи непосредственно перед тепловой обработкой.

3. Очищенные овощи(кроме свеклы и моркови) закладывать в кипящую подсоленную жидкость и варить при слабом кипении.

4. Уровень воды должен превышать уровень овощей не более,чем на 1,5 см.

5. Овощи варить в посуде с закрытой крышкой.

6. Картофель и морковь лучше варить на пару.

7. Для жарения овощи класть на сковороду с разогретым жиром.

8. Реже применять такие способы тепловой обработки,как тушение,припускание,приготовление пюре,при которых разрушается витамин С.

5.Посуда,инвентарь для тепловой обработки продуктов.

 Какую посуду вы используете дома для варки,жаренья?

Для тепловой обработки овощей используют следующую посуду из нержавеющей стали или с эмалированным покрытием:

  Кастрюли(для варки овощей и овощных супов);

  Сковороды(для жарения,пассерования);

  Пароварки(для варки нпа пару);

  Фритюрницы(для жарения во фритюре);

  Скороварки(с герметически закрывающейся крышкой).

Следует учитывать,что при поврежденном состоянии эмали потери витамина С при варке овощей значительно увеличиваются.

ІV.Подготовка к практической работе.Инструктаж к работе.

1.Мытье рук,одевание спецодежды.

2.Подготовка инструментов для работы.

3.Изучение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями,с электо-плитами,режущими и колющими инсрументами.

4.Повторение правил санитарии при выполнении практической работы.

5.Вводный инструктаж к проведению практической работы.

6.Требования к качеству готового блюда.

1.Изучается инструкционная карта:

«ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОВОЩНОГО РАГУ».

ПРОДУКТЫ(на одну порцию): картофель – 75г,капуста – 40 г,морковь – 30 г, лук репчатый – 20 г,растительное масло – 20 г,томатный сок (паста) – 30 г,соль,спе-ции,зелень.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.

1. Выполнить первичную обработку овощей.

2. Обжарить на растительном масле картофель,капусту,морковь.Сложить в кастрюлю.

3. Лук обжарить до золотистого цвета,добавить томатный сок,протушить 5-7 мин.Вылить в кастрюлю.

4. Добавить специи,соль и тушить до готовности.

5. Разложить по тарелкам,украсить зеленью,подать на стол.

2.Проводится текущий инструктаж.

3.Проводится индивидуальная работа с учащимися.

4.Выполняется сервировка стола.

5.Проводится дегустация готового блюда.

6.Мытье посуды.

VІ.Закрепление новых знаний и навыков.

Проводится беседа с учащимися по вопросам:

  Какие виды тепловой обработки вам известны?

  Какие операции первичной обработки проходят овощи при приготовлении овощного рагу?

  Каким инструментом пользуются при очистке картофеля?

  Какой вид тепловой обработки используется при приготовлении овощного рагу?

VІІ.Итог урока.

1.Самоанализ деятельности учащихся.

2.Оценка работы бригад:

  Общее оценивание работы бригад;

  Индивидуальное оценивание.

3.Выставление оценок.

4.Анализ допущенных ошибок.

5.При приготовлении овощей используют разные виды тепловой обработки.Готовя овощные блюда,необходимо заботиться о сохранении в них витаминов и питательных веществ.С этой целью следует соблюдать основные правила варки,жарения и тушения овощей.

6.Домашнее задание

  Подготовить сообщения об национальной кухне по темам: «Первые блюда», «Вторые блюда», «Особенности национальной кухни», «Традиционные праздники и блюда».

Урок объяснения нового материала и в разделе «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 6 вида по СБО под редакцией В.В. Воронковой, 6 класс) с использованием ИКТ.

Представленный урок очередной в разделе «Питание» и содержит сведения по теме На уроке учащиеся познакомятся с историей появления картофеля на Руси, со способами первичной и тепловой обработки овощей и технологией приготовления картофельного пюре. В ходе практической работы научатся готовить блюдо по рецепту, эстетически его оформлять и подавать его к столу. Материал урока позволяет использовать имеющиеся навыки математических вычислений, знание алфавита, проявить элементы творчества при создании новых вариантов ку­линарных рецептов.

К уроку была разработана презентация, которая использовалась на всех его этапах. Применение информационных технологий на уроке значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. ИКТ позволяет сделать учебный процесс наиболее интересным по содержанию и глубоким по смыслу. Использование интерактивной доски на уроке позволяет наглядно изобразить путь следования картофеля от Северной Америки до России.

Одновременно на уроке «Приготовление картофельного пюре» решаются задачи воспитания личностных ка­честв: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от­ношение к продуктам, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие­ны труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доб­рокачественной пищи.

Презентация и некоторые другие рабочие докуметы имеют большой объем информа\ции, поэтому они представлены в урезанном вибе, а звуковые и видео файлы вообще отсутствуют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Открытый урок

по социально-бытовой ориентировке в седьмом классе

по теме: «Первичная и тепловая обработка картофеля.

Приготовление картофельного пюре»

Провела: Учитель СБО Колчина Н.К.

Владивосток

2014 год

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Введение

Предмет : СБО (социально-бытовая ориентировка), урок изучения нового материала и формирования умений и навыков.

Тема : «Первичная и тепловая обработка картофеля. Приготовление картофельного пюре»

Продолжительность : 2 урока по 40 минут

Технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проектные.

На уроке были использованы ИКТ: компьютер, проектор, презентация «Технология приготовления картофельного пюре».

Аннотация: урок объяснения нового материала и формирования умений и навыков в разделе «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 6 вида по СБО под редакцией В.В. Воронковой, 6 класс) с использованием ИКТ.

Представленный урок очередной в разделе «Питание» и содержит сведения по теме «Приготовление картофельного пюре». На уроке учащиеся познакомятся с историей появления картофеля на Руси, со способами первичной и тепловой обработки овощей и технологией приготовления картофельного пюре. В ходе практической работы научатся готовить блюдо по рецепту, эстетически его оформлять и подавать его к столу. Материал урока позволяет использовать имеющиеся навыки математических вычислений, знание алфавита, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

К уроку была разработана презентация, которая использовалась на всех его этапах. Применение информационных технологий на уроке значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. ИКТ позволяет сделать учебный процесс наиболее интересным по содержанию и глубоким по смыслу. Использование интерактивной доски на уроке позволяет наглядно изобразить путь следования картофеля от Северной Америки до России.

Одновременно на уроке « Первичная и тепловая обработка картофеля. Приготовление картофельного пюре» решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи.

Урок состоит из следующих основных этапов:

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Подготовка к практической работе. Вводный инструктаж к работе.
  6. Практическая работа. (Текущий инструктаж во время практической работы. Заключительный инструктаж
  7. Закрепление новых знаний и навыков.
  8. Итог урока. Оценка работы учащихся. Рефлексия

В структуру урока включены оздоровительные паузы.
Формы организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формой контроля за усвоением материала служат ответы учащихся во время беседы, озвучивание результатов практической работы, защита выполненного домашнего задания о возможности разнообразного оформления картофельного пюре.

Методы обучения:
словесные (при формировании теоретических знаний);
практические (при приготовлении блюда);
наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления);
методы контроля и самоконтроля.

Тема : «Приготовление картофельного пюре»

Цель:

  1. Ознакомить со значением картофеля в питании человека и научить готовить картофельное пюре.
  2. Познакомить с правилами приготовления картофельного пюре и подбором нужных продуктов
  3. Коррекция мышления, внимания, речи, памяти.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся со способами первичной и тепловой обработки продуктов, технологией приготовления картофельного пюре.
  • Расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • Формирование трудового и коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом.
  • Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.
  • Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
  • Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
  • Актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности.

Воспитательные:

Здоровьесберегающие:

  • Формирование ЗОЖ, через основы правильного питания.

Учебно-наглядное пособие:

  • презентация «Приготовления картофельного пюре»;
  • иллюстрации “Блюда из картофеля”, (рисунки детей)
  • плакаты: “Первичная обработка картофеля”, “Тепловая обработка картофеля”, операционная карта “Приготовление картофельного пюре”;
  • индивидуальные карточки задания.

Проекционное оборудование : компьютер, проектор.

Оборудование для практической работы : 2 кастрюли, желобковые ножи, картофелемялка, тазик пищевой для очищенного картофеля, столовая посуда и приборы.

Ход урока.

До начала слайд №1 не включать

І. Организационный момент. Слайд 2.

Здравствуй, милый мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Прозвенел уже звонок - Начинается урок

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Наш учебный год подходит к концу и я, ребята, хочу проверить, не забыли ли вы алфавит? Вот сейчас и проверим. Давайте выполним задание и вспомним, как называется раздел, который мы с вами изучали во 2й четверти.

1. Назовите букву, которая стоит перед буквой “Р”. (П) пишите на листочках

2. Десятая по счету? (И)

3. Между “С” и “У”. (Т)

4. Первая в алфавите? (А)

5. После буквы “М”. (Н)

6. Перед “Й”. (И)

7. Есть буква с рожками, а есть такая же без рожек? (Е)

Какое слово у нас получилось? (ПИТАНИЕ) Слайд 3.

Молодцы!

Вопросы: Н.К,

  1. А что означает слово «Питание»?
  2. Для чего оно необходимо человеку?
  3. Из чего состоят продукты, что же в них полезного?
  4. Назовите самые важные питательные вещества?
  5. А в каких продуктах они содержаться?

Молодцы!

ІІІ. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Так вот сегодня ребята, мы покажем урок по теме «ПИТАНИЕ» и он будет посвящен одному очень известному и любимому многими овощу. А вот какому я вам не скажу – вы догадаетесь сами. Для этого вам необходимо отгадать простые загадки.

Слайд 4.

«Под землёю птица гнездо свила, яиц нанесла». Картофель.

«В поле большом под зеленым кустом лежат в земле яички, снесли их не птички». Картофель.

«Между гор лежит толстый Егор». Картофель.

Слайд 5.

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в зале мы испекли? Ели да хвалили! Картофель.

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом Картофель.

Снимут тужурку,

Тужурку - кожурку.

Умоют грязнулю,

Кидают в кастрюлю. Картофель.

Правильно! И в первом, и во втором случае - это картофель.

А кто мне может сказать, по происхождению к какой группе продуктов мы можем отнести картофель? К животной или растительной? Почему?

Верно! Вот мы все привыкли к тому, что картофель – это овощ такой незаменимый, но следует отметить, что мы совсем забыли, а многие и не знали, что прежде чем попасть на наш стол ему пришлось долго и очень много путешествовать.

Н.К. Итак, начинаем…

Макс.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!

Слайд 6.

Н.К. Знаешь ли ты, откуда пришел картофель?

Алина. Это было очень давно, более пятисот лет назад. Два испанских пирата: Франциска Писсаро и Диего Альмеро отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну – Перу.

Слайд 7.

Н.К. Испанцы мечтали овладеть ее богатствами.

Слайд 8.

Надя. Много нового и необычного увидели испанцы в этой стране. Особенно поразило их то, что все население питалось какими-то странными подземными плодами – «земляными орехами». Это были плоды невзрачного на вид растения, ныне хорошо знакомого нам картофеля.

Слайд 9.

Лера. В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданной красоты цветы, и долгое время выращивали картофель ради цветов.

Слайд 10.

Лиза. Садовники выращивали его в оранжереях. Цветы картофеля украшали костюм Людовика XVI, прическу Марии Антуанетты и платья придворных дам.

Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде.

Слайд 11.

Гриша. А в Россию завёз картофель Петр первый. Он прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному графу Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того чтобы население занялось его разведением.

Алина. Давайте по карте проследим, как из далекой Южной Америки картофель попал в Россию (на карте указан стрелками путь от Южной Америки до Перу и далее в Россию с указанием года ввоза картофеля в страну)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Витя. Постепенно в России стали разводить картофель. Он перестал быть чем-то незнакомым и получил постоянную прописку, а так же названия второго хлеба. Его клубни богаты крахмалом, содержат белки, минеральные вещества, витамины группы С и группы В. Теперь-то понятно почему в старину говорили: «Без картошки и ни туда, и ни сюда». Из картофеля можно приготовить более 100 разнообразных блюд.

Слайд 12 Физминутка.

Чтобы немножко отдохнуть мы поиграем с вами в игру « Кто больше?» . Условия следующие : все встали возле своих парт, я кому-то из вас бросаю мяч, а вы возвращаете мне мяч с названием блюд, которые можно приготовить из картофеля. Повторяться нельзя и выкрикивать тоже.

МОЛОДЦЫ!

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Вот сколько блюд вы знаете. Знаете ли вы как их готовить?

ІV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы должны научиться готовить - ПЮРЕ. Какое пюре вы должны догадаться сами: от существительного КАРТОФЕЛЬ образуйте прилагательное (правильно-картофельное).

Слайд 13. Н.К. Итак, тема сегодняшнего урока:

«ПРИГОТОВЛЕНИЕ КАРТОФЕЛЬНОГО ПЮРЕ».

Слайд 14.

Сообщение цели практической работы на уроке.

  1. Научить готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу.
  2. Воспитывать культуру, эстетический вкус.

А чтобы знать из каких продуктов оно готовится, мы выполним ещё одно задание.

Перед вами лежат карточки с названием различных продуктов. Вам необходимо вычеркнуть продукты, которые не понадобятся при приготовлении картофельного пюре.

Справились?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Н.К. Слайд 15. Правильное решение спроецировано на экран

(ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ) Молодцы!

Н.К. Слайд 16. Остальные продукты нам понадобятся для приготовления нашего блюда. Это: картофель, молоко, масло сливочное, соль.

Теперь мы знаем, из каких продуктов готовится картофельное пюре, но еще не знаем, сколько продуктов надо купить для приготовления одной порции, т.е. на одного человека. Давайте посмотрим:

Картофель- 3 шт.

Молоко – 50 гр.

Масло слив. – 10 гр.

Соль – ½ ч.л.

Это норма продуктов на одного человека. А во сколько раз надо увеличить кол-во продуктов, чтобы картофельного пюре хватило на всех? (раздать индивидуальные задания – подсчитать норму продуктов на 2,3,4,5,6 человек))

Картофель- 18 шт.

Молоко – 300 гр.

Масло слив. – 60 гр.

Соль – 3ч.л.

Теперь мы накормим всех, но надо вспомнить с чего мы должны начинать приготовление любого блюда.

Для этого вам придется снова выполнить задание: на ваших карточках перепутаны этапы приготовления блюда, а вам надо внимательно прочитать и выстроить все в логическую цепочку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

№ этапа

Этап первичной обработки

очищаем от кожуры,

моем грязные овощи,

моем очищенные овощи,

удаляем глазки,

Слайд 17. Проверяем правильность выполнения на слайде.

Моем грязные овощи, очищаем от кожуры, удаляем глазки, моем очищенные овощи - ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА.

Физминутка.

На раз подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка

головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Теперь работаем с таблицей в ПРИЛОЖЕНИИ №5.

Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку

6 класс

Урок

Тема раздела: Технология приготовления пищи.

Тема урока: Тепловая обработка овощей: картофельное пюре.

Цели урока: Изучить виды тепловой обработки овощей, способствовать формированию и развитию умений и навыков по приготовлению блюд из вареных овощей.

Задачи урока:

1 . Образовательная: сформировать у учащихся знания технологического процесса тепловой обработки овощей, закрепить знания технологии приготовления блюд из сырых овощей.

2. Развивающая:

Развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы, развивать самостоятельность, наблюдательность, трудолюбие.

3. Воспитательная:

Прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к изученному материалу; формировать потребность самостоятельно осуществлять поисковую деятельность путем решения проблемных заданий.

Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.

Оборудование и наглядные пособия. Учебные таблицы и плакаты, посуда, инвентарь и приспособления, продукты, технологические карты.

Литература: 1. И.Н. Федорова « Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах» Методические разработки уроков. М. «Просвещение» 81г.

2. Н.В.Велижанина «Технология» Методические разработки.6 класс. А-Аты. Атамура 2001г.

3. В.Д. Симоненко «Технология» 6 класс. М. Издательский центр Вентана - Граф. 1999г.

4. Н.А. Якупова. «Технология» (для девочек) учебник для 6 класса общеобразовательной школы, Кокшетау, ТОО «Келешек - 2030», 2011.

ХОД УРОКА.

Организационный момент

1. Проверить наличие учащихся.

2. Проверить готовность учащихся к уроку.

Ко нтроль знаний по пройденной теме.

    Назовите оборудование кухни.

    Правила пользования электроплитой .

    Диаметр дна кастрюли и сковороды должен совпадать с диаметром электродиска. Чтобы посуда плотно прилега­ла к диску, дно посуды должно быть ровным.

    Снаружи посуда должна быть сухой и чистой.

    До того как поставить кастрюлю, нужно электропли­ ту подсоединить к источнику электроэнергии. Так как диск медленно охлаждается, то не нужно доводить пищу до пол­ ной готовности, а, немного недоварив, отключить электро­ диск и оставить кастрюлю на нем.

    При приготовлении жареных и тушеных блюд нужно постоянно уменьшать температуру.

    При приготовлении жидких блюд, жидкости нужно брать на 0,1 меньше обычного, так как на электроплите вода не испаряется так сильно, как при варке на газовой плите.

    Для того, чтобы жидкость, вскипев, не вылилась, нуж­ но в кастрюлю заливать воды до половины или не доводя на 4-5 см до края.

3.Назовите кухонную посуду.

4. Санитарно – гигиенические требования.

    Следить за порядком и чистотой оборудования и помещения.

    Чистую посуду хранить в шкафах.

    Пищевые отходы собирать в ведро с крышкой и своевременно выносить.

    Надевать фартук, волосы убрать под косынку.

    Рукава закатать.

    Руки мыть с мылом. Ногти должны быть коротко подстрижены.

    Разные виды продуктов обрабатывать на разных досках.

    Овощи помыть и ополоснуть горячей водой. Скоропортящиеся продукты хранить в холодильнике.

5. Техника безопасности.

    Проверить исправность электрошнура.

    Включать и выключать электроприборы сухими руками.

    Нельзя тянуть за шнур, надо брать за корпус вилки.

    Не оставляйте включенный электроприбор без присмотра.

    По окончании работы электроприбор надо выключить.

Актуализация опорных знаний:

Работа по карточкам.

Карточка №1.

1. При нарезке лука можно использовать следующие формы нарезки:

а) кольца,

б) кубики,

в) крошка,

г) полукольца.

2. Какие из перечисленных форм относят к простой нарезке?

а) гребешки, звездочки, бочонки;

б) брусочки, ломтики, кубики;

в) шестерёнки, розочки, груши.

3. Что входит в первичную обработку овощей?

а) варка, тушение, запекание;

б) припускание, пассерование, бланширование;

в) сортировка, мойка, очистка, промывание.

Карточка №2.

1. Какие способы заправки салатов вы знаете?

2. Какие основные формы нарезки овощей вы знаете? (перечислите).

3.Что входит в первичную обработку овощей?

Изложение нового материала

Виды тепловой обработки овощей:

Варка – это нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару.

Жаренье – способ тепловой обработки, при котором продукт нагревается в жире или горячем воздухе.

Запекание – это жаренье продукта на противнях или сковородах в духовке

При тушении (это комбинированный способ тепловой обработки) овощи сначала обжаривают, а затем заливают небольшим количеством бульона, добавляют пряности, закрывают крышкой и доводят до готовности.

В том случае, когда необходимо получить сочный продукт, сохранив в нем значительную часть растворимых веществ, применяют варку в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при их нагреве. Этот способ тепловой обработки называется припускание.

Вспомогательные приемы тепловой обработки: пассерование, бланширование.

При пассеровании продукты слегка обжариваются с жиром или без него.

Бланширование – быстрое обваривание или ошпаривание. Продукты или обдают кипятком в замкнутом сосуде, или погружают в кипяток (до одной минуты).

Варка на пару осуществляется в закрытой посуде. Продукты укладывают на решетку или сетку над кипящей жидкостью.

Варка на водяной бане. В большую посуду с горячей или кипящей водой помещается кастрюля с подготовленными продуктами для варки или для сохранения в горячем виде.

Важные правила тепловой обработки.

Технология приготовления блюд из вареных овощей:

1. Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка).

2. Тепловая обработка овощей.

3. После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд.

4. Салаты заправляют перед подачей. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись.

5. Оформление и подача.

Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Картофель.

Лежат в землянке вкривь и вкось –
Ноги вместе, а головы врозь?

Картофель – многолетнее травянистое растение. В его клубнях содержится крахмал, белки, сахара и др. вещества. Родиной картофеля является Центральная и Южная Америка, где его употребляют в пищу уже около 14 тыс. лет. В Европу картофель был завезен в середине 16 в., но европейцы не сразу поняли, как его употреблять. Пытались есть клубни картофеля в сыром виде. В России первое время картофель считался диковинкой. Его подавали как редкое лакомое блюдо и посыпали не солью, а сахаром. Лишь во второй половине 18 в. его начали сажать на крестьянских огородах. А полевой культурой он стал только в середине 19 века. В настоящее время картофель возделывается повсеместно. Существует более 100 его сортов.

Способы приготовления картофеля самые разнообразные. Его варят, жарят, тушат, запекают. Используется картофель и для приготовления полуфабрикатов.

Практическая работа «Приготовление картофельного пюре»

работа по технологической карте.

Пюре картофельное

Для приготовления картофельного пюре нам понадобится:

    Картофель - 200 г;

    Молоко - 50 г;

    Масло сливочное - 6 г.

Выход пюре - 200 г.

Промытый картофель очистить, вымыть, залить кипящей водой, посолить и варить под крышкой до готовности или сварить на пару. Слить воду, в которой варился картофель. Горячий картофель протереть через сито или размять тыльной стороной вилки.

В протертый или размятый картофель при постоянном помешивании влить горячее молоко и, взбивая веселкой, довести до кипения. В готовое пюре положить сливочное масло.

Картофельное пюре надо готовить перед подачей на стол. Отвар, в котором варился очищенный картофель, использовать для .

Картофельное пюре может служить самостоятельным блюдом на завтрак или ужин или гарниром к и .

Вводный инструктаж:

Выполняем практическую работу

Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы).

Целевые обходы

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.

Второй обход: обратить внимание на выполнение приемов по приготовлению блюд.

Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля. Проверить соблюдение обучающимися правил техники безопасности, указать на имеющиеся недостатки в их соблюдении.

Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.

Заключительный инструктаж.

Требования к качеству.

Картофельное пюре .

Внешний вид - однородная масса без комочков непротертого картофеля и «глазков».

Консистенция – густая, пышная, однородная.

Цвет - от белого до светло-желтого.

Вкус и запах – свойственные картофельному пюре.

Правила подачи

Чаще всего картофельное пюре используют в качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам. Можно подать картофельное пюре и как самостоятельное блюдо с пассированным репчатым луком, вареными рубленными яйцами, смешанными с растопленным сливочным маслом и посыпают мелкорубленой зеленью. Температура подачи 65 %

Домашнее задание.

Выучить термины. Ответить на вопросы по теме.

Подобрать рецепт блюда из вареных овощей и красочно оформить его.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока.

Оценка результатов труда; выставление отметок;

Сообщение о теме следующего урока.

Картофель и овощи приходят на предприятия общественного питания в необработанном виде (свежими) и в виде полуфабрикатов. Многие виды овощей поступают на предприятия квашеными, солеными, маринованными, сушеными, консервированными и быстрозамороженными.

Технологический процесс механической обработки овощей состоит из следующих операций: приемки, кратковременного хранения, сортировки, мойки, очистки, промывания и нарезки.

При приемке проверяют массу партии и соответствие овощей требованиям стандартов. Для этого овощи взвешивают, и полученные результаты сверяют с данными, указанными в сопроводительных документах. Доброкачественность овощей определяется органолептическим методом. От качества овощей зависят качество и безопасность готовой продукции, величина отходов, способ обработки.

Для хранения оперативного запаса овощей, необходимого для бесперебойной работы предприятия, применяют специальные овощные кладовые, в которых поддерживают необходимые температуру, влажность и обеспечивают кратность обмена воздуха.

При сортировке удаляют загнившие, побитые или проросшие экземпляры, посторонние примеси, а также распределяют овощи по размерам, степени зрелости и их пригодности для приготовления определенных блюд и кулинарных изделий.

У красного редиса срезают ботву и тонкую часть корнеплода; белый редис, вместе с тем, очищают от кожицы.

Хранят очищенные корнеплоды на противнях или лотках покрытыми влажной тканью.

Хрен очищают от кожицы и промывают. Если корень слегка увял, его предварительно замачивают в воде.

Обработка капустных овощей. Белокочанную, краснокочанную, савойскую капусту обрабатывают одинаково: зачищают верхние листья, промывают, разрезают кочан на четыре части и вырезают кочерыгу. Для приготовления голубцов кочерыгу удаляют, не разрезая кочан. После очистки кочанную капусту нарезают дольками для варки и припускания; соломкой —для супов, салатов, капустных котлет, тушения; квадратиками (шашками) — для супов, рагу; для приготовления фаршей ее мелко рубят вручную с помощью сечек.

Перед использованием у цветной капусты срезают ножку вместе с зелеными листьями на 1 см ниже разветвления кочана. Потемневшие или загнившие места головки срезают ножом или соскабливают теркой. Зачищенные кочаны промывают. Если капуста повреждена гусеницами, ее на 15—20 мин кладут в холодную подсоленную воду (40—50 г соли на 1 л воды), а затем промывают.

Разновидностью цветной капусты является брокколи (или спаржевая). Мясистая головка (видоизмененное соцветие) брокколи распадается на несколько метельчато расположенных мясистых ветвей со скрученными на вершинах мелкими головками из недоразвитых цветочных бутонов. В пищу используют соцветия и нежные стебли. Их промывают холодной водой и отваривают в кипящей подсоленной воде 8—10 мин.

Капусту брюссельскую используют в сыром виде для салатов, а также для приготовления супов, овощных блюд. Кочанчики срезают со стебля не слишком коротко, чтобы их длина сохранилась при тепловой обработке, а затем удаляют испорченные листья и промывают.

Кольраби сортируют, очищают вручную от кожицы и промывают. Нарезают соломкой, ломтиками, брусочками. Рекомендуется для приготовления салатов, супов.

Обработка луковых овощей . У репчатого лука отрезают донце, шейку, снимают сухие чешуйки, промывают в холодной воде. На крупных предприятиях для очистки лука устанавливают столы с вытяжным устройством для удаления эфирных масел. Лук-порей перебирают, отрезают корешки, удаляют пожелтевшие и загнившие листья, отрезают белую часть (луковицу), разрезают ее вдоль, промывают и шинкуют.

Обработка тыквенных овощей. Тыкву используют в основном для приготовления овощных блюд. Перед приготовлением плоды моют, отрезают плодоножку, разрезают на несколько частей, удаляют семена, очищают кожицу, промывают и нарезают кубиками или ломтиками.

Арбузы, дыни сортируют, промывают. При подаче в свежем виде нарезают на крупные дольки, у дыни удаляют семена. Для компотов срезают корку, удаляют семена, нарезают мякоть мелкими кусочками.

Обработка томатных овощей . Томаты сортируют по степени зрелости, по размерам, удаляют помятые, испорченные экземпляры. Затем срезают плодоножку и промывают. Если томаты используются для фарширования, удаляются семена и часть мякоти.

Перец сладкий стручковый моют, срезают мякоть вокруг плодоножки и удаляют с семенами, не нарушая целости стручка. После перец бланшируют в кипящей воде для удаления горечи.

Обработка бобовых . Зеленый горошек и фасоль сортируют, удаляют жилку, промывают. Стручки бобов и фасоли нарезают, горох используют целым. У початков кукурузы срезают стебель, удаляют листья, после чего промывают.

Обработка десертных овощей . У спаржи используют молодые побеги. Их осторожно очищают от кожицы, стараясь не отломать головку. Нижнюю грубую часть побегов отрезают и используют для приготовления пюре и варки бульонов для супов из спаржи. Очищенную спаржу связывают в пучки, кладут в холодную воду и отваривают. Различают спаржу белую и зеленую. Белую спаржу используют для приготовления соусов, супов-пюре, отварных блюд с соусами, а зеленую — в основном для гарниров.

Артишоки представляют собой крупные соцветия с мясистым цветоложем. При их обработке срезают стебли, верхние грубые части лепестков корзинки и удаляют внутренние тычинки. Срезы смазывают лимонной кислотой, чтобы они не потемнели.

Обработка грибов . На предприятия общественного питания грибы поступают свежими, сушеными, солеными, маринованными и консервированными.

Свежие грибы сразу подвергают обработке, так как они быстро портятся. Белые грибы, вешенки, подосиновики, подберезовики, лисички, опята обрабатывают одинаково: очищают от листьев, травы; отрезают нижнюю часть ножки и поврежденные места; отсортировывают червивые экземпляры; соскабливают загрязненную кожицу; кладут в холодную воду на 30 мин, чтобы отмокли приставшие к ним сор и песок; тщательно промывают 2—3 раза. Со шляпок сыроежек и маслят снимают кожицу.

При обработке шампиньонов удаляют пленку, закрывающую пластинки, зачищают корень, оставляют 1,5—2 см ножки, промывают в воде с добавлением лимонной кислоты или уксуса для предохранения от потемнения.

Сморчки и строчки после обработки варят 10—15 мин в большом количестве воды для удаления гельвеловой кислоты — ядовитого вещества.

В рецептурах на блюда из овощей, приведенных в действующих сборниках рецептур, нормативы отходов приняты на период:

В тех случаях, когда указанные овощи поступают в другой период, возникает необходимость провести перерасчет массы брутто в сторону увеличения, чтобы масса очищенных овощей (нетто) оставалась неизменной, следовательно, выход готовых блюд и изделий соответствовал указанному в рецептурах. Таким образом, для соблюдения установленного выхода готового блюда необходимо помнить, что масса нетто является величиной постоянной.

При тепловой обработке масса овощей уменьшается. Потери массы при варке, припускании, жарке зависят от вида овощей, подготовки полуфабрикатов (очищенные, неочищенные, нарезанные) и технологических режимов обработки.


Технологическая характеристика овощей

Значение овощных блюд и гарниров в питании определяется прежде всего химическим составом овощей и в первую очередь - содержанием углеводов. Так, блюда и гарниры из картофеля служат важнейшим источником крахмала. Значительное количество Сахаров содержат блюда из свеклы, моркови, зеленого горошка.

Особенно велико значение овощных блюд и гарниров как источника ценных минеральных веществ. В большинстве овощей преобладают щелочные зольные элементы (калий, натрий, кальций и др.), поэтому блюда из них способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме, так как в мясе, рыбе, крупах, бобовых преобладают кислые элементы. Кроме того, соотношение кальция и фосфора во многих овощах близко к оптимальному. Блюда из овощей, особенно из свеклы, являются источником кроветворных микроэлементов (меди, марганца, цинка, кобальта).

Хотя витамины частично теряются при тепловой обработке, овощные блюда и гарниры покрывают основную часть потребности организма в витамине С и значительную долю - в витаминах группы В. Значительно повышает С-витаминную активность блюд зелень петрушки, укропа, лука, которую добавляют при подаче.

Несмотря на невысокое содержание и на неполноценность большинства растительных белков, овощные блюда служат дополнительным источником их. При совместной тепловой обработке овощей с мясом, рыбой, яйцом, творогом и другими белковыми продуктами почти вдвое увеличивается выделение желудочного сока и улучшается усвоение животных белков.

Вкусовые, красящие и ароматические вещества, содержащиеся в овощах, способствуют усилению аппетита, позволяют разнообразить питание.

Из овощей готовят блюда для самостоятельной подачи в рационе завтрака, обеда или ужина и гарниры к мясным и рыбным блюдам.

В зависимости от вида тепловой обработки различают отварные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные овощные блюда.

Гарниры из овощей могут быть простыми и сложными. Простые гарниры состоят из одного вида овощей, а сложные - из нескольких. Для сложных гарниров подбирают овощи так, чтобы они хорошо сочетались по вкусу и цветовой гамме. С помощью гарнира можно сбалансировать пищевую ценность блюда в целом, регулировать его массу и объем.

К мясным блюдам обычно подают гарниры из любых овощей. При этом к блюдам из нежирного мяса больше подходят гарниры, обладающие нежным вкусом: картофель отварной, картофельное пюре, овощи в молочном соусе. К блюдам из жирного мяса и птицы лучше подать более острые гарниры - тушеную капусту, овощи тушеные с томатным соусом. К отварному мясу в качестве гарнира подают зеленый горошек, отварной картофель, картофельное пюре. К жареному мясу - жареный картофель, сложные гарниры. К отварной и припущенной рыбе - картофель отварной, картофельное пюре. Гарниры из капусты, брюквы, репы к рыбным блюдам обычно не подают.

Тепловая кулинарная обработка

При тепловой обработке овощей происходят глубокие физико-химические изменения. Некоторые из них играют положительную роль (размягчение овощей, клейстеризация крахмала и др.), улучшают внешний вид блюд (образование румяной корочки при жарке картофеля); другие процессы снижают пищевую ценность (потери витаминов, минеральных веществ и др.) вызывают изменение цвета и т.д. Кулинар должен уметь управлять происходящими процессами.

Размягчение овощей при тепловой обработке. Паренхимная ткань состоит из клеток, покрытых клеточными оболочками. Отдельные клетки соединены друг с другом срединными пластинками. Оболочки клеток и срединные пластинки придают овощам механическую прочность. В состав клеточных стенок входят: клетчатка (целлюлоза), полуклетчатка (гемицеллюлозы), протопектин, пектин и соединительнотканный белок экстенсин. При этом в средних пластинках преобладает протопектин.

При тепловой обработке клетчатка практически не изменяется. Волокна гемицеллюлоз набухают, но сохраняются. Размягчение ткани обусловлено распадом протопектина и экстенсина.

Протопектин - полимер пектина - имеет сложную разветвленную структуру. Главные цепи его молекул состоят из остатков галактуроновых и полигалактуроновых кислот и сахара - рамнозы. Цепи галактуроновых кислот соединены друг с другом с помощью различных связей (водородных, эфирных, ангидридных, солевых мостиков), среди которых преобладают солевые мостики из двухвалентных ионов кальция и магния. При нагревании в срединных пластинках происходит ионообменная реакция: ионы кальция и магния заменяются одновалентными ионами натрия и калия.

При этом связь между отдельными цепями галактуроновых кислот разрушается. Протопектин распадается, образуется растворимый в воде пектин, и овощная ткань размягчается. Реакция эта обратима. Чтобы она проходила, в правую сторону, необходимо удалять ионы кальция из сферы реакции. В растительных продуктах содержатся фитин и ряд других веществ, связывающих кальций. Однако связывание ионов кальция (магния) не происходит в кислой среде, поэтому размягчение овощей замедляется. В жесткой воде, содержащей ионы кальция и магния, этот процесс также будет проходить медленно. При повышении температуры размягчение овощей ускоряется.

В разных овощах скорость распада протопектина неодинакова. Поэтому варить можно все овощи, а жарить только те, в которых протопектин успевает превратиться в пектин, пока еще не вся влага испарилась (картофель, кабачки, помидоры, тыкву). У моркови, репы, брюквы и некоторых других овощей протопектин настолько устойчив, что они начинают подгорать раньше, чем достигнут кулинарной готовности.

Размягчение овощей связано не только с распадом протопектина, но и с гидролизом экстенсина. Содержание его при тепловой обработке овощей значительно снижается. Так, по достижении кулинарной готовности в свекле распадается около 70% экстенсина, в петрушке - примерно 40%.

Изменение крахмала. При тепловой обработке картофеля крахмальные зерна (рис. III.9), находящиеся внутри клеток, клейстеризуются за счет клеточного сока. При этом клетки не разрушаются и клейстер остается внутри них. В горячем картофеле связь между отдельными клетками ослаблена вследствие распада протопектина и экстенсина, поэтому при протирании они легко отделяются друг от друга, клетки остаются целыми, клейстер не вытекает, и пюре получается пышным.

При охлаждении связь между клетками частично восстанавливается, они с большим трудом отделяются друг от друга, оболочки их при протирании рвутся, клейстер вытекает, и пюре получается клейким.

При жарке картофеля и других крахмалосодержащих овощей поверхность нарезанных кусочков быстро обезвоживается, температура в ней поднимается выше 120°С, при этом крах мал расщепляется с образованием пиродекстринов, имеющих коричневый цвет, и продукт покрывается румяной корочкой.

Изменение Сахаров. При варке овощей (морковь, свекла и др.) часть Сахаров (ди- и моносахаридов) переходит в отвар. При жарке овощей, подпекании лука, моркови для бульонов происходит карамелизация содержащихся в них Сахаров. В результате карамелизации количество сахара в овощах уменьшается, а на поверхности появляется румяная корочка. В образовании поджаристой корочки на овощах важную роль играет также реакция меланоидинообразования, сопровождающаяся появлением темноокрашенных соединений - меланоидинов.

Изменение окраски овощей при тепловой обработке. Различную окраску овощей обусловливают пигменты (красящие вещества). При тепловой обработке окраска многих овощей изменяется.

Окраску свеклы обусловливают пигменты - бетанины (красные пигменты) и бетаксантины (желтые пигменты). От содержания и соотношения этих пигментов зависят оттенки окраски корнеплодов. Желтые пигменты почти полностью разрушаются при варке свеклы, а красные частично (12-13%) переходят в отвар, частично гидролизуются. Всего при варке разрушается около 50% бетанинов, вследствие чего окраска корнеплодов становится менее интенсивной. Степень изменения окраски свеклы зависит от ряда факторов: температуры нагревания, концентрации бетанина, рН среды, контакта с кислородом воздуха, присутствия в варочной среде ионов металлов и др. Чем выше температура нагревания, тем быстрее разрушается красный пигмент. Чем выше концентрация бетанина, тем лучше он сохраняется. Поэтому свеклу рекомендуется варить в кожуре или тушить с небольшим количеством жидкости. В кислой среде бетанин более устойчив, поэтому при варке или тушении свеклы добавляют уксус.

Овощи с белой окраской (картофель, капуста белокочанная, лук репчатый и др.) при тепловой обработке приобретают желтоватый оттенок. Это объясняется тем, что в них содержатся фенольные соединения - флавоноиды, которые образуют с сахарами гликозиды. При тепловой обработке гликозиды гидролизуются с выделением агликона, имеющего желтую окраску.

Оранжевая и красная окраска овощей обусловлена присутствием пигментов каротиноидов: каротинов - в моркови, редисе; ликопинов - в томатах; виолаксантина - в тыкве. Каротиноиды устойчивы при тепловой обработке. Они не растворимы в воде, но хорошо растворимы в жирах, на этом основан процесс извлечения их жиром при пассеровании моркови, томатов.

Зеленую окраску овощам придает пигмент хлорофилл. Он находится в хлоропластах, заключенных в цитоплазму. При тепловой обработке белки цитоплазмы свертываются, хлороп-ласты освобождаются и кислоты клеточного сока взаимодействуют с хлорофиллом. В результате образуется феофитин - вещество бурого цвета. Для сохранения зеленого цвета овощей следует соблюдать ряд правил:

* варить их в большом количестве воды для уменьшения концентрации кислот;

* не закрывать посуду крышкой, чтобы облегчить удаление с паром летучих кислот;

* уменьшать время варки овощей, погружая их в кипящую жидкость и не переваривая.

При наличии в варочной среде ионов меди хлорофилл приобретает ярко-зеленую окраску; ионов железа - бурую; ионов олова и алюминия - серую.

При нагревании в щелочной среде хлорофилл, омыляясь, образует хлорофиллин - вещество ярко-зеленого цвета. На этом свойстве хлорофилла основано получение зеленого красителя: любую зелень (ботву, зелень петрушки и др.) измельчают, варят с добавлением питьевой соды и отжимают через ткань хлорофиллиновую пасту.

Изменение витаминной активности в овощах. В процессе тепловой обработки витамины претерпевают значительные изменения.

Витамин С. Овощи являются основным источником витамина С в питании человека. Он хорошо растворим в воде и очень неустойчив при тепловой обработке. Содержится в клетках овощей в трех формах: восстановленной (аскорбиновая кислота), окисленной (дегидроаскорбиновая кислота) и связанной (аскорбиген). Восстановленная и окисленная формы витамина С могут легко переходить одна в другую под действием ферментов (аскорбиназы - в окисленную форму, аскорбинредукта-зы - в восстановленную форму). Дегидроаскорбиновая кислота по биологической ценности не уступает аскорбиновой, но гораздо легче разрушается при тепловой обработке. Поэтому при кулинарной обработке стараются инактивировать аскорбиназу, в частности, погружением овощей в кипящую воду.

Окисление витамина С происходит в присутствии кислорода. Интенсивность процесса зависит от температуры нагрева овощей и продолжительности тепловой обработки. Для уменьшения контакта с кислородом овощи варят при закрытой крышке (кроме овощей с зеленой окраской), объем емкости должен соответствовать массе отвариваемых овощей, в случае выкипания нельзя доливать холодную некипяченую воду. Чем быстрее прогреваются овощи при варке, тем меньше разрушается аскорбиновая кислота. Так, при погружении картофеля в холодную воду (при варке) разрушается 35% витамина С, в горячую лишь 7%. Чем длительнее нагрев, тем выше степень окисления витамина С. Поэтому не допускается переваривание продуктов, длительное хранение пищи, нежелателен повторный разогрев готовых блюд.

Ионы металлов, попадающие в варочную среду с водопроводной водой и со стенок посуды, являются катализаторами окисления витамина С. Наибольшим каталитическим действием обладают ионы меди. В кислой среде это действие проявляется в меньшей степени, поэтому нельзя добавлять соду для ускорения развариваемости овощей.

Некоторые вещества, содержащиеся в пищевых продуктах, переходят в отвар и оказывают стабилизирующее действие на витамин С. К таким веществам относятся белки, аминокислоты, крахмал, витамины - А, Е, B, пигменты - флавоны, антоцианы, каротиноиды Например, при варке картофеля в воде потери витамина С составляют около 30%, и при варке в мясном бульоне витамин С практически полностью сохраняется.

Чем больше общее количество аскорбиновой кислоты в продукте, тем лучше сохраняется С-витаминная активность. Этим объясняется тот факт, что в картофеле и капусте витамин С в процессе варки сохраняется лучше осенью, чем весной. Например, при варке неочищенного картофеля осенью степень разрушения витамина С не превышает 10%, весной достигает 25%.

Во время варки аскорбиновая кислота не только разрушается, но и частично переходит в отвар. Поэтому овощные отвары рекомендуется использовать при приготовлении супов и соусов. Для уменьшения потерь витамина С из продуктов желательно не промывать квашеную капусту, избегать длительного хранения очищенных овощей в воде и т д.

При жарке овощей потери витамина С меньше, так как слой жира на поверхности продукта уменьшает контакт с кислородом воздуха.

Большие потери витамина С происходят, когда продукты подвергают неоднократным тепловым воздействиям, протирают, взбивают (при изготовлении овощных котлет, запеканок, суфле). Так, в готовых картофельных котлетах остается аскорбиновой кислоты всего 5-7% количества ее в сыром картофеле.

Витамины группы В. При варке они частично переходят в отвар, частично разрушаются. Менее всего устойчив к нагреванию витамин В 6 . При варке шпината разрушается около 40% его, картофеля - 27-28%.

Тиамина и рибофлавина разрушается при варке овощей около 20%, примерно 40% остатка их переходит в отвар.

Чем больше воды для варки, тем меньше витаминов остается в продукте. Жарка и тушение овощей вызывают разрушение около 40% витамина В.

Изменение массы овощей. В процессе варки масса овощей изменяется в результате двух противоположных процессов:

* вследствие набухания гемицеллюлозы и крахмала масса увеличивается;

* после сливания отвара часть влаги испаряется, что приводит к уменьшению массы.

Потери массы зависят и от особенностей строения овощей.

Потери влаги определяют выход готовых изделий и поэтому предельно допустимые потери массы регламентируются нормативными документами.

По размеру потерь массы при варке все овощи можно разделить на две группы: первая - потери до 10% (кольраби, цветная капуста, капуста белокочанная, репа, петрушка, свекла, морковь, картофель), вторая - потери до 50% (шпинат, щавель, ботва свеклы, лук репчатый, кабачки, патиссоны).

Не трудно заметить, что наибольшие потери массы у листовых овощей и плодовых: первые имеют большую поверхность, вторые содержат в паренхимной ткани много воздушных включений в виде мелких пузырьков. Воздух, содержащийся в пузырьках, при нагревании расширяется и при температуре 72-75°С механически разрушает клеточные стенки, вследствие чего из тканей начинает интенсивно выделяться влага.

При варке неочищенных овощей растворимые вещества практически полностью сохраняются. При варке очищенных корнеплодов (моркови, свеклы и др.) в воду переходит 20- 25% содержащихся в них веществ, главным образом Сахаров и минеральных веществ. Значительно снижается содержание соединений калия, натрия, магния и фосфора. При добавлении поваренной соли потери ряда минеральных веществ уменьшаются, поэтому овощи (за исключением моркови и свеклы, содержащих значительное количество Сахаров) закладывают в подсоленную воду.

При варке потери растворимых веществ картофеля примерно в два раза меньше, чем корнеплодов. Это объясняется тем, что часть растворимых веществ адсорбируется клейстеризованным крахмалом.

Потери растворимых веществ при варке капусты достигают 1/3 всех сухих веществ.

Нормы потерь массы при припускании большинства полуфабрикатов из овощей не отличаются от норм потерь массы их при варке в воде (морковь, свекла, репа, тыква нарезанные). Количество растворимых веществ, которое переходит в жидкость при припускании (тушении), не относят к потерям, так как припущенные и тушеные овощи отпускают вместе с жидкостью.

При жарке масса овощей уменьшается в основном вследствие испарения влаги. Потери влаги зависят от характера ее связи со структурными элементами овощной ткани, поверхности изделия, температуры и продолжительности жарки и т.д.

Уменьшение массы овощей при жарке колеблется от 17 до 60% и зависит от вида овощей, размера и формы нарезки, способа жарки. Количество испарившейся влаги несколько больше, чем потери массы, так как они частично компенсируются поглощенным жиром. Потери растворимых веществ при жарке овощей очень малы по сравнению с потерями их при варке и припускании и практически не влияют на уменьшение массы.

Влияние различных факторов на потери массы овощей при жарке рассмотрим на примере картофеля. При жарке масса сырого картофеля уменьшается на 31%, а предварительно сваренного - на 17%. Это объясняется тем, что при варке картофеля влага связывается крахмалом в процессе его клейстеризации, вследствие чего испарение ее замедляется, увеличивается поглощение жира.

При жарке картофеля (сырой, нарезанный брусочками) основным способом теряется 31% его массы, а при жарке во фритюре - 50%. Это объясняется тем, что при обжаривании во фритюре испарение влаги происходит одновременно по всей поверхности.

Влияние удельной поверхности продукта на потери его массы в зависимости от формы нарезки можно проследить на примере жарки картофеля во фритюре: брусочки теряют 50% массы, соломка - 60, тонкие ломтики (чипсы) - 66%.

Специфические вкус и аромат жареным овощам придают летучие и растворимые вещества, образующиеся в корочке в процессе карамелизации, реакции меланоидинообразования и других изменений белков, жиров и углеводов.