Конрад лоренц - биография и интересные факты из жизни. Биография Конрад лоренц годы жизни

Конрад Лоренц — лауреат Нобелевской премии, знаменитый ученый-зоолог и зоопсихолог, писатель, популяризатор науки, один из основателей новой дисциплины — этологии. Практически всю свою жизнь он посвятил исследованию животных, и его наблюдения, догадки и теории изменили ход развития научного знания. Однако его знают и ценят не только ученые: книги Конрада Лоренца способны перевернуть мировоззрение любого, даже далекого от науки человека.

Биография

Конрад Лоренц прожил долгую жизнь — когда он умер, ему было 85 лет. Годы его жизни: 07.11.1903 — 27.02.1989. Он был практически ровесником века, и оказался не только свидетелем масштабных событий, но иногда и их участником. В его жизни было многое: мировое признание и тягостные периоды невостребованности, членство в нацистской партии и позднейшее раскаяние, долгие годы на войне и в плену, ученики, благодарные читатели, счастливый шестидесятилетний брак и любимое дело.

Детство

Конрад Лоренц родился в Австрии в достаточно обеспеченной и образованной семье. Его отец был врачом-ортопедом, вышедшим из деревенской среды, но достигшим высот в профессии, всеобщего уважения и мировой известности. Конрад — второй ребенок; он родился, когда его старший брат был уже практически взрослым, а родителям было за сорок.

Он рос в доме с большим садом и с ранних лет интересовался природой. Так появилась любовь всей жизни Конрада Лоренца - животные. Родители отнеслись к его страсти с пониманием (хотя и с некоторой тревогой), и позволили заниматься тем, что ему интересно — наблюдать, исследовать. Уже в детстве он начал вести дневник, в котором записывал свои наблюдения. У его няни был талант к разведению животных, и с ее помощью Конрад однажды получил потомство от пятнистой саламандры. Как позднее он написал об этом случае в автобиографической статье, “этого успеха было бы достаточно для определения моей будущей карьеры”. Однажды Конрад заметил, что недавно вылупившийся утенок ходит за ним, будто за мамой-уткой — это было первое знакомство с явлением, которое позднее, уже в качестве серьезного ученого, он будет изучать и назовет импринтингом.

Особенностью научного метода Конрада Лоренца было внимательное отношение к реальной жизни животных, которое, по всей видимости, сформировалось у него в детские годы, наполненные внимательными наблюдениями. Читая в молодости научные труды, он был разочарован тем, что исследователи не понимают по-настоящему зверей и их повадок. Тогда он осознал, что ему предстоит трансформировать науку о животных и сделать ее такой, какой она, по его мнению, должна быть.

Молодость

После гимназии Лоренц думал продолжить изучение животных, однако по настоянию отца поступил на медицинский факультет. После его окончания он стал лаборантом кафедры анатомии, но одновременно с этим начал исследовать поведение птиц.В 1927 году Конрад Лоренц сочетался браком с Маргарет Гебхардт (или Гретль, как он ее звал), с которой был знаком с детства. Она тоже училась на медицинском и в дальнейшем стала акушером-гинекологом. Вместе они проживут до самой смерти, у них родятся две дочери и сын.

В 1928 году после защиты диссертации Лоренц получил медицинскую степень. Продолжая работать на кафедре (в качестве ассистента), он начал писать диссертацию по зоологии, которую защитил в 1933 году. В 1936 он стал доцентом Зоологического института, и в том же году познакомился с голландцем Николасом Тимбергеном, который стал его другом и коллегой. Из их увлеченных обсуждений, совместных исследований и статей этого периода родилось то, что позднее станет наукой этологией. Однако вскоре произойдут потрясения, поставившие крест на их совместных планах: после оккупации Голландии немцами Тимберген в 1942 году попадает в концлагерь, Лоренц же оказывается совсем на другой стороне, что вызвало многолетнюю напряженность между ними.

Зрелость

В 1938 году, после включения Австрии в состав Германии, Лоренц становится членом Национал-социалистической рабочей партии. Он верил, что новая власть благотворно повлияет на обстановку в его стране, на состоянии науки и общества. С этим периодом связано темное пятно в биографии Конрада Лоренца. В то время одной из интересующих его тем был процесс “одомашнивания” у птиц, при котором они постепенно теряют свои изначальные свойства и сложное социальное поведение, присущие их диким сородичам, и становятся более простыми, интересующимися преимущественно едой и спариванием. Лоренц увидел в этом явлении опасность деградации и вырождения и провел параллели с тем, как влияет на человека цивилизация. Он пишет об этом статью, рассуждая в ней о проблеме “одомашнивания” человека и о том, что с этим можно сделать — привнести в жизнь борьбу, напрягать все свои силы, избавляться от неполноценных особей. Этот текст был написан в русле нацистской идеологии и содержал соответствующую терминологию — с тех пор Лоренца сопровождают обвинения в “приверженности идеологии нацизма”, несмотря на его публичное раскаяние.

В 1939 году Лоренц возглавляет кафедру психологии в Университете Кенигсберга, а в 1941 его рекрутируют в армию. Сначала он оказался в отделении неврологии и психиатрии, но через какое-то время его мобилизуют на фронт в качестве врача. Ему пришлось стать в том числе и полевым хирургом, хотя до этого у него не было опыта врачебной практики.

В 1944 году Лоренц попал в советский плен, вернулся из которого он только в 1948 году. Там он в свободное от исполнения врачебных обязанностей время наблюдал за поведением животных и людей и размышлял на тему познания. Так родилась его первая книга, “Оборотная сторона зеркала”. Конрад Лоренц писал ее раствором марганцовки на обрывках бумажных мешков из-под цемента, а во время репатриации с позволения начальника лагеря забрал рукопись с собой. Эта книга (в сильно измененном виде) была опубликована только 1973 году.

Вернувшись на родину, Лоренц с радостью обнаружил, что никто из его семьи не погиб. Однако жизненная ситуация была сложной: в Австрии для него не было работы, и положение усугублялось его репутацией сторонника нацизма. К тому времени Гретль оставила медицинскую практику и работала на ферме, обеспечивающую их едой. В 1949 году работа для Лоренца нашлась в Германии — он начал руководить научной станцией, которая вскоре входит в состав Института поведенческой физиологии Макса-Планка, а в 1962 году он возглавляет весь институт. В эти годы он пишет книги, которые принесли ему известность.

Последние годы

В 1973 году Лоренц возвращается в Австрию и работает там в Институте сравнительной этологии. В этом же году он совместно с Николасом Тимбергеном и Карлом фон Фришем (ученым, открывшим и расшифровавшим пчелиный язык танцев) получили Нобелевскую премию. В этот период он читает популярные лекции по биологии по радио.

Умер Конрад Лоренц в 1989 году от почечной недостаточности.

Научная теория

Дисциплина, окончательно сформированная благодаря работам Конрада Лоренца и Николаса Тимбергена, называется этологией. Эта наука изучает генетически детерминированное поведение животных (в том числе человека) и базируется на теории эволюции и полевых методах исследования. Эти особенности этологии во многом пересекаются с присущими Лоренцу научными предрасположенностями: с теорией эволюции Дарвина он познакомился в десять лет и всю жизнь был последовательным дарвинистом, а важность непосредственного изучения реальной жизни животных была очевидна для него с детства.

В отличии от ученых, работающих в лабораториях (например, бихевиористов и сравнительных психологов), этологи исследуют животных в их естественной, а не в искусственной среде. Их анализ базируется на наблюдениях и тщательном описании поведения животных в типичных условиях, изучению врожденных и приобретенных факторов, сравнительных исследованиях. Этология доказывает, что поведение во многом определяется генетикой: в ответ на определенные стимулы животное совершает некоторые стереотипные действия, характерные для всего его вида (так называемый “фиксированный двигательный паттерн”).

Импринтинг

Однако это не означает, что среда не играет никакой роли, что демонстрирует открытое Лоренцом явление импринтинга. Суть его состоит в том, что вылупившиеся из яйца утята (а также другие птицы или новорожденные животные) считают своей мамой первый движущийся объект, который они видят, причем даже не обязательно одушевленный. Это влияет на все их последующее отношение к этому объекту. Если птицы в течении первой недели жизни были изолированы от особей своего вида, но находились в обществе людей, то они в дальнейшем предпочитают общество человека своим сородичам и даже отказываются от спаривания. Импринтинг возможен только во время краткого периода, но он необратим и не угасает без дальнейшего подкрепления.

Поэтому все то время, пока Лоренц исследовал уток и гусей, птицы ходили за ним следом.

Агрессия

Другая известная концепция Конрада Лоренца - его теория агрессии. Он считал, что агрессия врожденна и имеет внутренние причины. Если убрать внешние раздражители, то она не исчезает, а накапливается и рано или поздно выйдет наружу. Изучая животных, Лоренц заметил, что у тех из них, кто обладает большой физической силой, острыми зубами и когтями, развита “мораль” — запрет на агрессию внутри вида, а у слабых такого нет, и они способны покалечить или убить своего сородича. Люди — это изначально слабый вид. В своей знаменитой книге про агрессию Конрад Лоренц сравнивает человека с крысой. Он предлагает провести мысленный эксперимент и представить, что где-то на Марсе сидит инопланетный ученый, наблюдающий за жизнью людей: “Он должен сделать неизбежный вывод, что с человеческим обществом дело обстоит почти так же, как с обществом крыс, которые так же социальны и миролюбивы внутри замкнутого клана, но сущие дьяволы по отношению к сородичу, не принадлежащему к их собственной партии.” Человеческая цивилизация, говорит Лоренц, дает нам оружие, но не учит нас управлять своей агрессией. Однако он высказывает надежду, что однажды культура все-таки поможет нам с этим справиться.

Книга “Агрессия, или так называемое зло” Конрада Лоренца, вышедшая в 1963 году, до сих пор вызывает жаркие споры. Другие его книги больше фокусируются на его любви к животным и тем или иным образом пытаются заразить ей других.

Человек находит друга

Книга Конрада Лоренца “Человек находит друга” написана в 1954 году. Она предназначена для массового читателя — для всех, кто любит животных, особенно собак, хочет узнать, откуда пошла наша дружба, и понять, как с ними управляться. Лоренц рассказывает про отношения между людьми и собаками (и немного - котами) от древности до наших дней, о происхождении пород, описывает истории из жизни своих домашних питомцев. В этой книге он снова возвращается к теме “одомашнивания”, на этот раз в виде имбриндинга — вырождения породистых собак, и объясняет, почему дворняги зачастую оказываются умнее.

Как и во всем своем творчестве, с помощью этой книги Лоренц хочет разделить с нами свою страсть к животным и вообще к жизни, ведь, как он пишет, “прекрасна и поучительна только та любовь к животным, которая порождает любовь ко всякой жизни и в основе которой должна лежать любовь к людям”.

Кольцо царя Соломона

Год серого гуся

“Год серого гуся” - это последняя книга Конрада Лоренца, написанная им за несколько лет до смерти, в 1984 году. Она рассказывает об исследовательской станции, изучающей поведение гусей в их природной среде. Объясняя, почему в качестве объекта исследования был выбран именно серый гусь, Лоренц говорил, что его поведение во многом похоже на поведение человека в семейной жизни.

Он отстаивает важность понимания диких животных — для того, чтобы мы могли понять самих себя. Но “в наше время слишком значительная часть человечества отчуждена от природы. Повседневная жизнь стольких людей проходит среди мертвых изделий человеческих рук, так что они утратили способность понимать живые создания и общаться с ними”.

Заключение

Лоренц, его книги, теории и идеи помогают взглянуть на человека и его место в природе с другой стороны. Его всепоглощающая любовь к животным вдохновляет и заставляет с любопытством вглядываться в незнакомые области. Закончить хотелось бы еще одной цитатой Конрада Лоренца: “Попытаться восстановить утраченную связь между людьми и остальными живыми организмами, обитающими на нашей планете, — очень важная, очень достойная задача. В конечном счете успех или провал подобных попыток решит вопрос, погубит человечество самое себя вместе со всеми живыми существами на земле или нет”.

Компактный и увлекательный научпоп от австрийского зоопсихолога Конрада Лоренца, который открыл явление импринтинга у серых гусей. Но книга не о гусях, а о более близких нам домашних питомцах - кошках и собаках.
Любовь и интерес автора ко всему живому - заразителен. Очень живо ведётся беседа с читателем и даже несмотря на то, что книга прошлого века и некоторые данные устарели, это не отменяет её прелести.

Начинает автор с того, каким образом были одомашнены кошки и собки. В этом разделе настолько много всяческих "возможно", "вероятно" и "почему бы нам не вообразить", что со всей серьёзностью информация не воспринимается, к тому же авторская теория о "шакальих" и "волчьих" собаках, насколько я поняла, была опровергнута.
Здесь много всего о породах, о поведенческих аспектах, о разнице между кошками и собаками, но самое приятное - это доступный язык и множество замечательных примеров из жизни учёного.

Я прониклась симпатией чуть ли не ко всем упомянутым питомцам: к инфантильной таксе Кроки, которого томила бурная любовь ко всему роду человеческому, к диковатому чау-чау Волку, к умнейшей овчарке Стаси, взбунтовавшейся из-за отъезда хозяина, к лемуру с неудовлетворённым материнским инстинктом. Занимателен не только каждый питомец в отдельности, но и то, как животные контактируют между собой, со взрослыми людьми и детьми, с особями других видов, удивительное богатство реакций и различных видов поведения.
Кое-что есть и о дрессировке собак, о некоторых эффективных и несложных приёмах, о том, как правильно наказывать животных, если уж возникла такая необходимость. А наказывать их надо, как и детей: любя, чтобы наказывающий сам страдал от этого ничуть не меньше виновного.

Интересна глава под названием "Призыв к тем, кто разводит животных", в которой Лоренц поясняет, почему предпочитает собак более диких, близких к дикой природе, и как хорошая родословная может навредить братьям нашим меньшим.
Удивительно, насколько Конрад Лоренц тонко изучил мимику и мельчайшие жесты животных, их восприятие и настроения, темпераменты.
Он упомянул и о том, что его чувство ко всем животным одинаково и у него нет предпочтения к какому-то одному виду, но всё же в книге большая часть посвящена именно собакам и тому, насколько же это драгоценный дар - их преданность.
Трогательно признание: "Факт остаётся фактом: моя собака любит меня больше, чем я её, и это всегда порождает во мне смутный стыд".

При всей своей преданности и любви к питомцам, автор не любит сентиментальное очеловечивание животных, а также печалится, что некоторые несчастные люди по горьким причинам утрачивают веру в себе подобных и ищут эмоциональной помощи у животных, считая их лучше людей.
Утвердительно киваю авторскому: "Прекрасна и поучительна только та любовь к животным, которая порождается любовью ко всякой жизни и в основе которой должна лежать любовь к людям".

(Книга, в сюжете которой есть животное)

Конрад Цахариас Лоренц - выдающийся австрийский ученый - биолог, один из основоположников этологии - науки о поведении животных и человека, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Конрад Лоренц родился 7 ноября 1903 года близ Вены, воспитывался в лучших традициях европейской культуры. Лоренц окончил медицинский факультет Венского университета, был учеником выдающихся медиков и биологов, но, получив диплом врача, медицинской практикой не занимался, а посвятил себя исследованию поведения животных. Вначале прошел стажировку в Англии под руководством известного биолога и философа Джулиана Хаксли, а затем занимался самостоятельными исследованиями в Австрии.

Лоренц начал с наблюдений за поведением птиц, определив, что животные передают знания друг другу путем обучения. В 30-е годы Лоренц был уже одним из лидеров биологии. В это время он сотрудничал со своим другом - голландцем Тинбергеном, с которым спустя десятки лет в 1973 году разделил Нобелевскую премию.

В 1940 году стал профессором Кенигсбергского университета, работая на престижной кафедре. В годы Второй мировой войны был Вермахтом мобилизирован и направлен на Восточный фронт. Работал врачом, делая операции в военном госпитале в Белоруссии. В 1944 году при отступлении немецкой армии, Лоренц попал в плен и был направлен в лагерь для военнопленных в Армении.

Лоренц рассказывал, что в его лагере начальство не воровало, и можно было выжить. Не хватало белковой пищи и «профессор», как его называли в лагере, ловил скорпионов и, к ужасу конвойных, съедал в сыром виде, выбрасывая ядовитых хвост. Пленных водили на работы и он, наблюдая за козами, сделал открытие: в естественных условиях образование условных реакций способствует сохранению вида, когда условный стимул находится в причинной связи с безусловным.

В 1948 году Лоренц, как насильственно мобилизированный в немецкую армию, освобождается из плена. В лагере он начал писать книгу о поведении животных и человека, которая называлась «Оборотная сторона зеркала». Писал он гвоздем на бумаге из-под цемента, пользуясь марганцовкой вместо чернил. «Профессора» уважало лагерное начальство. Он попросил взять с собой свою «рукопись». Офицер госбезопасности дал возможность перепечатать книгу и разрешил взять ее с собой под заверение, что в книге ничего нет о политике.

Лоренц возвращается в Австрию в свою семью, вскоре его приглашают в ФРГ и он возглавляет институт физиологии в Баварии, где получает возможность вести исследовательскую работу.

В 1963 году выходит его книга «Так называемое зло», принесшая Конраду мировую славу. В этой книге он рассказывает об агрессии и ее роли в образовании форм поведения.

Кроме научных исследований, Лоренц занимается литературной деятельностью, его книги пользуются популярностью и сегодня.

По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, много лет изучал поведение серых гусей, открыв у них явление импринтинга, изучал также аспекты агрессивного поведения животных и человека. Проанализировав поведение животных, Лоренц подтвердил вывод З. Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители, и если убрать раздражители, то агрессивность будет накапливаться. Когда агрессия вызвана внешним раздражителем, то она может переадресовываться кому-то другому или неодушевленным предметам.

Лоренц сделал вывод, что у сильно вооруженных видов выработалась сильная врожденная мораль. И, наоборот, слабо вооруженные виды имеет слабую врожденную мораль. Человек от природы слабо вооруженный вид, и хоть с изобретением искусственного оружия человек и стал самым вооруженным видом, однако его мораль осталась на прежнем уровне.

Сознавая свою ответственность, Лоренц выступает по радио с лекциями о биологическом положении в современном мире и публикует книгу «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». В ней он критикует современное капиталистическое общество, дает ответы на противоречивые вопросы современности, выделяя восемь основных тенденций, ведущих к упадку: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, вызванный конкуренцией, возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традициями, индокринируемость и угроза ядерного оружия.

Человек, приспособленный для выживания в небольшом коллективе и условиях мегаполиса, не может сдерживать свою природную агрессивность. В качестве примера двух крайностей, Лоренцом наблюдается гостеприимность людей, живущих вдали от городов и взрывоопасная нервозность в лагерях. Концентрация людей в городе, где нарушена природа, приводит к эстетической и этической деградации жителя. Каждый человек вынужден трудиться интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот процесс ничем не ограничивается, но сопровождается рядом хронических болезней у активных людей. Таким образом, достижение цели связано с дискомфортом. Современная медицина и бытовые условия лишают человека привычки терпеть.

Сострадание, которое цивилизованный человек может выражать ко всем людям, ослабляет естественный отбор и ведет к генетическому вырождению. Следует подчеркнуть, что «заболевания» капиталистических обществ существуют только в комплексе с другими проблемами.

Конрад Лоренц является выдающимся популяризатором науки, на его научно-популярных книгах воспитывалось целое поколение биологов.

Среди известных книг следует выделить такие:

Кольцо царя Соломона; Человек находит друга;

Год серого гуся, Эволюция и изменение поведения;

Агрессия - так называемое «зло»; Оборотная сторона зеркала;

Изучение поведения человека и животного, Основа этологии;

8 смертных грехов цивилизованного человечества;

Угасание человеческого.

С 1970-х годов эти идеи Лоренца получили развитие в исследовании эволюции познания. Подробное изложения своих взглядов на проблемы познания дает в книге «Оборотная сторона зеркала», где сама жизнь рассматривается как процесс познания, сочетая поведение животных и человека с общей картиной биологии.

Говоря о философском содержании книги, Лоренц делает акцент на познавательные способности человека. Как объясняет Лоренц, научному знанию предшествует знание об окружающем мире, о человеческом обществе и о самих себе. Само существование человека - это познавательный «когнитивный» процесс, основанный на «любознательном» поведении. Поведение невозможно понять, не изучив сами формы поведения человека и животных. Этим и занимается этология - наука о поведении животных и человека. Каждый акт познания есть взаимодействие между внешней частью организма и самим организмом.

Лоренц считал, что человек от природы с самого рождения обладает основными формами мышления и добавляется приобретенный жизненный опыт. «Априорное знание», т.е. знание, предшествующее всякому опыту, состоит из основных идей логики и математики.

Журнал «Зеркало» как-то назвал Корнада Лоренца «Энштейном души животных», что очень точно характеризует его колоссальную работу в этом направлении. Философское значение работ Лоренца не ограничивается гносеологией. Составной частью философии всегда были размышления о природе человека, его месте в мире, о судьбах человечества.

Эти вопросы волновали Лоренца, и он подходил к их исследованию с естественнонаучных позиций, используя данные теории поведения и теории познания - по существу новых биологических дисциплин. Лоренцом открыты новые пути в исследовании природы человека и человеческой культуры - это объективный анализ соотношения инстинктивных и запрограммированных побуждений в человеческом поведении. Его статья, под названием: «Теория Канта об априорном в свете современной биологии», стала главной директивой биологии.

Интересно отметить, что в пожилом возрасте Конрад Лоренц высказывался как экологический критик и стал в Австрии лидером движения «зеленых».

В наше время заключения К. Лоренца становятся все более актуальными и являются своеобразным фундаментом для их дальнейшего развития.

Конрад Лоренц скончался 27 февраля 1989 года в Вене, прожив долгую и яркую творческую жизнь.

Австрийский зоолог и этолог Конрад Захариас Лоренц родился в Вене, он был младшим из двух сыновей Эммы (Лехер) Лоренц и Адольфа Лоренца. Дед Л. был мастером по изготовлению конских сбруй, а отец, помнивший голодное детство, стал преуспевающим хирургом-ортопедом, который построил в Альтенберге возле Вены нарядное, хотя и несколько аляповатое поместье, украшенное огромными художественными полотнами и римскими статуями. Бродя по полям и болотам вокруг Лоренц-холла, Л. заразился тем, что позже назовет «чрезмерной любовью к животным».

Выращивая домашних уток, юный Л. впервые обнаружил импринтинг, специфическую форму обучения, наблюдающуюся на ранних этапах жизни, с помощью которой животные устанавливают социальные связи и опознают друг друга. «У соседа, – вспоминал позднее Л., – я взял однодневного утенка и, к огромной радости, обнаружил, что у него развилась реакция повсюду следовать за моей персоной. В то же время во мне проснулся неистребимый интерес к водоплавающей птице, и я еще ребенком стал знатоком поведения различных ее представителей».

Вскоре мальчик собрал замечательную коллекцию животных, не только домашних, но и диких, которые жили в доме и на обширной территории вокруг него, как в настоящем частном зоопарке. Это позволило Л. познакомиться с разными видами животных, и теперь он не склонен был видеть в них просто живые механизмы. Как исследователь, стоящий на позициях объективности в науке, он был далек от мысли интерпретировать поведение животных по образу и подобию человеческих мыслей и чувств. Его более интересовали проблемы инстинкта: как и почему поведение животных, не обладающих человеческим разумом, характеризуется сложными и адекватными обстоятельствам моделями?

Получив начальное образование в частной школе, которой руководила его тетка, Л. поступил в «Шоттенгимназиум» – школу с очень высоким уровнем преподавания. Здесь привычки Л. к наблюдению были подкреплены обучением зоологическим методам и принципам эволюции. «По окончании средней школы, – писал впоследствии Л., – я был по-прежнему увлечен эволюцией и хотел изучать зоологию и палеонтологию. Однако я послушался отца, который настаивал на моих занятиях медициной».

В 1922 г. Л. был зачислен в Колумбийский университет Нью-Йорка, но спустя 6 месяцев вернулся в Австрию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Хотя у него было мало желания становиться врачом, он решил, что медицинское образование не повредит его любимому призванию – этологии, науке о поведении животных в естественных условиях. Л. вспоминал об университетском преподавателе анатомии Фердинанде Хохштеттере, который дал «прекрасную подготовку по методическим вопросам, научив отличать черты сходства, вызванные общим происхождением, от таковых, обусловленных параллельной адаптацией». Л. «быстро понял... что сравнительный метод должен быть так же применим к моделям поведения, как и к анатомическим структурам».

Работая над диссертацией для получения медицинской степени, Л. начал систематически сопоставлять особенности инстинктивного поведения животных. В это же время он служил лаборантом кафедры анатомии Венского университета. После получения в 1928 г. медицинской степени Л. перешел на должность ассистента кафедры анатомии. Однако его все же интересовала этология, а не медицина. Он начал работать над диссертацией по зоологии, одновременно читая курс по сравнительному поведению животных.

До 1930 г. в науке об инстинктах преобладали две установившиеся, но противоположные точки зрения: витализм и бихевиоризм. Виталисты (или инстинктивисты) наблюдали за сложными действиями животных в естественной среде обитания и поражались той точности, с которой инстинкт животных соответствовал достижению поставленных природой целей. Они либо объясняли инстинкты расплывчатым понятием «мудрость природы», либо считали, что поведение животных мотивируется теми же факторами, которые лежат в основе деятельности человека. Сторонники бихевиоризма, напротив, изучали поведение животных в лаборатории, проверяя способности животных к решению экспериментальных задач, например поискам выхода из лабиринта. Бихевиористы объясняли поведение животных цепочками рефлекторных реакций (наподобие тех, которые описывал Чарлз С. Шеррингтон), связанных воедино посредством классического кондиционирования, изученного Иваном Павловым. Бихевиористов, исследования которых были сконцентрированы в основном на действиях, приобретенных путем обучения, приводило в замешательство само понятие инстинкта – сложного набора врожденных, а не приобретенных реакций.

Первоначально Л. склонялся к бихевиоризму, полагая, что инстинкты основываются на цепи рефлексов. Однако в его исследованиях росло число доказательств в пользу того, что инстинктивное поведение является внутренне мотивированным. Например, в норме животные не проявляют признаков связанного со спариванием поведения в отсутствие представителей противоположного пола и далеко не всегда проявляют эти признаки даже в их присутствии: для активизации инстинкта должен быть достигнут определенный порог стимуляции. Если животное долго находилось в изоляции, порог снижается, т.е. воздействие раздражителя может быть слабее, пока в конце концов животное не начинает проявлять признаков связанного со спариванием поведения даже в отсутствии раздражителя. Л. сообщил о результатах своих исследований в серии статей, опубликованных в 1927...1938 гг.

Лишь в 1939 г. Л. признал важность своих собственных данных и встал на ту точку зрения, что инстинкты вызываются не рефлексами, а внутренними побуждениями. Позднее в этом же году Л. встретил на симпозиуме в Лейдене Николаса Тинбергена; их «взгляды совпали до неправдоподобной степени», скажет впоследствии Л. «В ходе наших дискуссий оформились некоторые понятия, которые позже оказались плодотворными для этологических исследований». Действительно, концепция инстинкта, которую разработали Л. и Тинберген в течение последующих нескольких лет, легла в основу современной этологии.

Л. и Тинберген высказали гипотезу, согласно которой инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор обусловленных средой, или социальных, стимулов. Это, так называемое ориентировочное, поведение часто в высшей степени изменчиво; как только животное встречает некоторые «ключевые» стимуляторы (сигнальные раздражители, или пусковые механизмы), оно автоматически выполняет стереотипный набор движений, называемый фиксированным двигательным паттерном (ФДП). Каждое животное имеет отличительную систему ФДП и связанных с ней сигнальных раздражителей, которые являются характерными для вида и эволюционируют в ответ на требования естественного отбора.

В 1937 г. Л. начал читать лекции по психологии животных в Вене. Одновременно он занимался изучением процесса одомашнивания гусей, который включает в себя утрату приобретенных навыков и возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Л. был глубоко обеспокоен вероятностью того, что такой процесс может иметь место у человека. Вскоре после присоединения Австрии к Германии и вторжения в нее немецких войск Л. сделал то, о чем позже будет вспоминать так: «Послушавшись дурного совета... я написал статью об опасностях одомашнивания и... использовал в своем сочинении худшие образцы нацистской терминологии». Некоторые из критиков Л. называют эту страницу его научной биографии расистской; другие склонны считать ее результатом политической наивности.

Через два года после получения должности на кафедре психологии Кенигсбергского университета (ныне г. Калининград) Л. был мобилизован в германскую армию в качестве военного врача, несмотря на то что никогда не занимался медицинской практикой. Посланный на Восточный фронт в 1942 г., он попал в плен к русским и долгие годы работал в госпитале для военнопленных. Репатриирован лишь в 1948 г., когда многие друзья и родственники считали его давно погибшим.

В первые годы после возвращения в Австрию Л. не мог получить никакой официальной должности, но все же благодаря финансовой помощи друзей продолжал свои исследования в Альтенберге. В 1950 г. он и Эрих фон Холст основали Институт физиологии поведения Макса Планка.

В течение следующих двух десятилетий Л. занимался этологическими исследованиями, сконцентрировавшись на изучении водоплавающих птиц. Его статус основоположника современной этологии был неоспоримым, и в этом качестве он играл ведущую роль в диспутах между этологами и представителями других научных дисциплин, в частности психологии поведения животных.

Некоторые из наиболее противоречивых взглядов Л. высказаны в его книге «Так называемое зло: о природе агрессии» («Das sogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression», 1963). Как видно из названия, Л. считает агрессию не более чем «злом», потому что, несмотря на нередко разрушительные последствия, этот инстинкт способствует осуществлению таких важнейших функций, как выбор брачных партнеров, установление социальной иерархии, сохранение территории. Критики этой книги утверждали, что ее выводы оправдывают проявления насилия в человеческом поведении, хотя, по мнению самого Л., врожденная человеческая агрессивность становится еще опаснее оттого, что «изобретение искусственного оружия нарушает равновесие между разрушительными потенциалами и социальными запретами».

Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 г. была разделена между Л., Тинбергеном и Карлом фон Фришем «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных». Его достижением считалось, в частности, то, что он «наблюдал модели поведения, которые, судя по всему, не могли быть приобретены путем обучения и должны были быть интерпретированы как генетически запрограммированные». Более любого другого исследователя Л. способствовал растущему пониманию того факта, что поведение возникает на такой же генетической основе, как и всякая другая характеристика животных, и, следовательно, подвержено действию естественного отбора.

После ухода на пенсию в 1973 г. из Института Макса Планка Л. продолжает вести исследования в отделе социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге, где он живет и по сей день.

В 1927 г. Л. женился на Маргарет (Гретль) Гебхардт, с которой дружил с детства; у супругов родилось две дочери и один сын.

Среди наград и знаков отличия, которыми удостоен Л., золотая медаль Нью-Йоркского зоологического общества (1955), Венская премия за научные достижения, присуждаемая Венским городским советом (1959), премия Калинги, присуждаемая ЮНЕСКО (1970). Л. является иностранным членом Лондонского королевского общества и американской Национальной академии наук.

Конрад Цахариас Лоренц (нем. Konrad Zacharias Lorenz; 7 ноября 1903, Вена - 27 февраля 1989, там же) - выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии - науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973, совместно с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном). В 2015 году был посмертно лишён почетной докторской степени университета в Зальцбурге в связи с «приверженностью идеологии нацизма».

Биографические вехи

Конрад Лоренц родился 7 ноября 1903 года в Австрии. Он был поздним ребёнком в семье. Его отцу, ортопеду Адольфу Лоренцу было почти пятьдесят, а матери уже 41 год.

Конрад Лоренц вырос в Альтенберге недалеко от Вены в родительском доме. В 1909 году он поступил в начальную школу и в 1915 году в Венскую Шотландскую гимназию, где в 1921 году он получил аттестат зрелости с отличием. Он был другом детства Карла Поппера.

Окончив медицинский факультет Венского университета, он получил диплом врача, но не занимался медицинской практикой, а посвятил себя исследованию поведения животных. В 1920-е годы прошёл стажировку в Англии под руководством известного биолога и философа Джулиана Хаксли. Затем приступил к самостоятельным исследованиям в Австрии.

После прихода в Германии к власти нацистов, и последовавшего потом присоединения Австрии к Германии, в 1938 году вступил в «Национал-социалистическую немецкую рабочую партию». В своем заявлении, о вступлении в эту партию, он написал: «Как немецкомыслящий и естествоиспытатель я, разумеется, всегда был национал-социалистом» («Ich war als Deutschdenkender und Naturwissenschaftler selbstverstndlich immer Nationalsozialist»).

В 1940 году стал профессором Кёнигсбергского университета. В годы Второй мировой войны призван в вермахт и два года служил в тыловом госпитале в Познани. 10 октября 1941 года был призван по мобилизации и командирован на Восточный фронт в составе 2-й санитарной роты 206-й пехотной дивизии. Провоевав несколько лет, 20 июня 1944 года при отступлении германской армии попал в советский плен под Витебском. Больше года провел в лагере для военнопленных в городе Кирове, затем 2 марта 1946 года был переведён в рабочий лагерь в Армении. В 1947 году его переводят в Красногорск, под Москву, а в декабре 1947 года был репатриирован на родину. В плену начал работу над книгой «Оборотная сторона зеркала» и отрёкся от своих нацистских убеждений. В 1948 году вернулся в Германию и привёз домой свою рукопись. В 1950 году в Баварии основал Институт физиологии. В 1963 году опубликовал книгу, посвящённую агрессии.

Помимо научных исследований Конрад Лоренц занимался литературной деятельностью. Его книги пользуются большой популярностью и сегодня.

Основные научные результаты и научные взгляды

Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.

По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, сторонником теории естественного отбора.

Ниже приведены некоторые выводы Лоренца.

Спонтанность агрессии

Проанализировав поведение многих видов животных, Лоренц подтвердил вывод Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в изолированных небольших коллективах людей, в которых доходит до убийства лучшего друга по ничтожному поводу.

Переадресация агрессии

Если агрессия всё-таки вызвана внешним раздражителем, то она выплёскивается не на раздражитель (скажем, особь, находящуюся выше в иерархии), а переадресуется особям, находящимся ниже в иерархии или неодушевлённым предметам.