«Спектакль, которого не будет»: что случилось с балетом «Нуреев. Что отмена балета «Нуреев» говорит о состоянии российского общества Почему отменили балет нуриев в большом театре

МОСКВА, 9 дек — РИА Новости, Анна Кочарова. Большой театр представляет главную премьеру этого сезона — балет "Нуреев", который планировали выпустить еще летом. Тогда отмена спектакля стала главной сенсацией закрывавшегося сезона 2016-2017 года.

Над амбициозной и масштабной постановкой работали режиссер Кирилл Серебренников, композитор Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов. Однако накануне генерального прогона Владимир Урин — гендиректор Большого — отменил премьеру: по его словам, спектакль просто не был готов.

Впрочем, сразу же поползли слухи: якобы постановка о жизни великого Рудольфа Нуреева слишком откровенна, фотографии полностью обнаженного танцовщика проецируются на весь задник сцены, есть кордебалет трансвеститов и любовные мужские дуэты. Моментально были озвучены и предположения, что в ситуацию лично вмешался министр культуры Владимир Мединский.

После отмены летней премьеры театр обещал показать "Нуреева" в мае 2018-го. Однако, несмотря на дело "Седьмой студии" и домашний арест Кирилла Серебренникова, а также невзирая на большую загрузку артистов (в ноябре театр выпустил еще одну балетную премьеру — "Ромео и Джульетту"), спектакль выпустили — и сделали это даже раньше, чем планировалось.

По словам артистов, еще летом постановка "была собрана", то есть оставалось довести до совершенства только технические моменты, отрепетировать хореографию. Что и было сделано.

Перед премьерой журналисты атаковали Владимира Урина и солистов, задействованных в спектакле, вопросами: а не вносились ли какие-то коррективы за прошедшие месяцы? Как бы подтекстом звучало то, что, возможно, постановку все же "причесали". Но ответы, которые, кажется, кого-то могли разочаровать, были однотипными: нет, принципиально ничего не переделывали, доработки касались исключительно хореографии.

Теперь, когда балет уже показали первым зрителям и на премьерные спектакли распроданы билеты, можно констатировать: "Нуреев" получился очень искренним, правдивым и корректным.

А те зрители, которые хоть что-то читали о великом танцовщике (а о нем написано много и подробно), и вовсе скажут, что создатели спектакля сгладили его непростой характер.

© AP Photo

Нуреева по праву называют великим танцовщиком, и поклонники этого вида искусства знают, что он был еще и выдающимся хореографом, потрясающим на сцене и, говорят, невыносимым в жизни — очень вспыльчивый, чрезмерно эмоциональный и требовательный к себе и другим. Танцовщик любил роскошь и в то же время проводил время в злачных местах. Он мог быть ласков с партнершами на сцене, но совершенно не сдержан в эмоциях в ходе репетиций. Противоречивый, однако — безусловно — великий. Единственное, что действительно интересовало его, — это танец.

За два с небольшим часа они рассказывают и о его побеге во время гастролей в Париже, и о причинах такого решения: "прыжок в свободу" — так этот шаг тогда окрестили западные журналисты. Вспоминают его выдающиеся работы на сцене, рассказывают о бурной жизни вне театра, о его душевных привязанностях и земных пристрастиях, о смертельной болезни и угасании.

Столь масштабный замысел воплощен посредством самых разных и не традиционных для балета средств. Представление начинается с аукциона, на котором личные вещи, предметы и картины из особняков Нуреева постепенно распродаются.

Неподготовленные зрители будут удивлены: в этом спектакле есть драматическая роль, она поручена актеру Игорю Вернику (в первом составе). Он играет ведущего аукциона, ему же отданы и все текстовые эпизоды спектакля, которых здесь немало: рассказ о событиях из жизни Нуреева и воспоминания о нем его близких.

Эти тексты оказываются очень трогательными и пронзительными. В спектакле появляются и солирующие певцы, и хор. Большие снимки знаменитой серии портретов работы Ричарда Аведона проецируются на задник сцены.

Все эти решения могли бы стать банальным нагромождением эффектных сцен с красивыми костюмами, если бы не главное. В этом спектакле есть уважение и преклонение перед гением Нуреева. И в преддверии 80-летия со дня его рождения, которое балетный мир будет отмечать в 2018 году, эта работа Большого театра стала настоящим посвящением выдающемуся танцовщику.

Правообладатель иллюстрации MLADEN ANTONOV/Getty Image caption Спектакль был отменен за три дня до премьеры - первый показ "Нуреева" должен был состояться 11 июля

За три дня до премьеры Большой театр отменил постановку балета "Нуреев" режиссера Кирилла Серебренникова, проходящего по уголовному делу. Отмена спектакля обсуждалась с министром культуры Владимиром Мединским. Русская служба Би-би-си рассказывает, какие основные версии причин отмены громкой постановки

В Москве уже висели афиши балета "Нуреев", а критики называли спектакль главным событием театрального сезона - прошлая постановка Кирилла Серебренникова вместе с композитором Ильей Демуцким и хореографом Юрием Посоховым получила "Золотую маску" за лучший спектакль.

Первый показ должен был состояться 11 июля, но за три дня до премьеры Большой театр объявил о переносе премьеры. Премьерные показы на 4-5 мая 2018 года. Зрителям предложили сходить на "Дон Кихот" или получить деньги назад.

Что заставило театр неожиданно отменить постановку?

Версия Большого театра: ничего не готово

Директор Большого театра Владимир Урин рассказывал свою версию произошедшего на пресс-конференции утром 10 июля. По его словам, изначально спектакль готовили к сезону 18/19 года, однако из-за репертуарных постановок решили назначить премьеру раньше, в июле. Из-за загруженного графика труппы - Большой театр в мае уехал на гастроли в Японию - "плотные" репетиции "Нуреева" начались за 20 дней до премьеры. "Это не просто балетный спектакль, это спектакль с хором, оперными солистами и большой массовкой. Мы увидели, что не собирается все вместе. Мы были в полном унынии от того, что мы увидели", - сказал Урин.

По его словам, после того, как постановщики поняли, что спектакль нужно переносить, Кирилл Серебренников настоял на последнем прогоне спектакля. Кадры и видеозаписи с прогона участники постановки выкладывали в социальные сети, на них артисты аплодируют режиссеру и друг другу.

"Ребята очень собрались на обиде, на драйве и прогон прошел очень неплохо. Но не без проблем, которые в спектакле и так были. По линии Серебренникова все сделано, и там менять ничего не надо, дело в хореографии", - объяснил Урин.

Он отказался отвечать на вопрос журналистов, почему решение о переносе спектакля было принято за три дня до премьеры, а не раньше.

Правообладатель иллюстрации Giancarlo BOTTI /Getty Image caption Рудольф Нуреев - один из самых известных советских невозвращенцев

По словам собеседника Русской службы Би-би-си, знакомого с ходом постановки, спектакль действительно не был готов до конца. Источник отметил, что прогон 7 июля, после которого было принято решение о переносе спектакля был первой полноценной "сборкой спектакля". Он добавил, что некоторые артисты получили костюмы только в начале недели, а часть сцен ставилась прямо во время репетиции. Это подтвердил Би-би-си еще один источник в театре, назвав спектакль "сырым".

Однако артист Большого театра Арсен Каракозов, принимавший участие в постановке, в разговоре с Би-би-си рассказал, что "была пара прогонов, которые не внушали доверия, но это было неделю назад". Последние два прогона он назвал "готовым продуктом". "Это была красота", - сказал он.


Media playback is unsupported on your device

Арсен Каракозов, артист балета "Нуреев"

"Те роли, которые исполнял я, были готовы еще до майских гастролей", - добавил Каракозов.

"Было непросто, потому что, к сожалению, времени было немного для репетиции и постановочных прогонов, но артисты очень старались и готовы были выпустить спектакль. Он не был сырым, все могло получиться! После вечернего прогона многие плакали и не понимали почему, такую работу не может увидеть зритель", - рассказал Би-би-си ведущий солист Большого Игорь Цвирко, который должен был исполнять роль Нуреева.

Один из постановщиков спектакля Кирилл Серебрянников в разговоре с "Ведомостями" назвал отмену постановки решением театра и отказался от дальнейших комментариев. Илья Демуцкий и Юрий Посохов не комментировали отмену премьеры.

Версия СМИ: Мединский выступил против пропаганды гомосексуализма

Перенос спектакля директор Большого театра обсуждал с министром культуры Владимиром Мединским, рассказал на пресс-конференции Урин и подтвердила представитель Мединского.

По словам Урина, Мединский спросил его о причинах переноса постановки, и разговор закончился.

Однако источник ТАСС со ссылкой на источник, близкий к минкульту, сообщил, что "Нуреев" был отменен по личному распоряжению Мединского. По словам источника агентства, такое решение министр принял из-за наличия темы гомосексуальных отношений в постановке. Эту версию подтверждают источники "Дождя" и РБК в правительстве: по их словам, в минкульте сочли, что постановка пропагандирует "нетрадиционные сексуальные ценности" и могла стать "гей-провокацией".

Спектакль рассказывает о жизни известного советского танцовщика Рудольфа Нуреева, одного из самых известных советских невозвращенцев. В 1961 году, находясь в Париже, он отказался возвращаться в СССР, опасаясь преследования. Нуреев также был открытым гомосексуалом и состоял в отношениях с известным датским танцовщиком Эриком Бруном. Эти эпизоды жизни танцовщика вошли в спектакль.

"Это фигура неоднозначная, и рассказать о ней - непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей", - комментировал сегодня спектакль Урин.

Пресс-секретарь министра культуры Ирина Казначеева на вопрос об участии Мединского в судьбе "Нуреева" сказала, что "запреты и цензура не стиль работы министерства культуры". Урин в разговоре с РБК заявил, то ему никто указаний отменять премьеру спектакля не давал. "Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка не было, никаких указаний не давалось", - сказал Урин. Заместитель министра культуры Александр Журавский сообщил Би-би-си, что решение об отмене "Нуреева" принимал лично Урин.

"Я считаю, что этот спектакль не содержит никакой пропаганды, как многие пишут, гомосексуальной связи", - заявил ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко. "Нуреев никогда не скрывал, что он гомосексуал. Зачем тогда это было ставить изначально? Ничего вычурного, пропагандистски направленного, я считаю, в спектакле не было. Сам факт появления такой партии в балете уже в нашей стране в наше время может обсуждаться как пропаганда", - также заявил другой участник труппы Арсен Каракозов. Он отметил, что на объявлениях и афишах спектакля стояла маркировка "18+". "Это выбор зрителя", - добавил он.

Версия коллег: скандал вокруг "Седьмой студии"

"Поскольку Кирилл Семенович (Серебренников) прозвучал не так давно в СМИ. Это могло повлечь какое-то решение о переносе премьеры", - предположил в разговоре с Би-би-си Арсен Каракозов.

В мае в квартире и Серебренникова и театра "Гоголь-центр", который он возглавляет, прошли обыски. После них режиссер стал свидетелем по делу о краже бюджетных средств руководством труппы "Седьмая студия", созданной Серебренниковым в 2012 году. по делу проходят бывший бухгалтер и генеральный продюсер студии, которые заключены под стражу. Еще один фигурант дела - бывший директор "Седьмой студии" - находится под домашним арестом. Источники "Дождя" сообщили, что следствие хотело заключить под стражу и самого Серебренникова, но за него перед президентом Владимиром Путиным вступились высокопоставленные чиновники.

Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofyev/TASS Image caption Серебренников отказался комментировать ситуацию вокруг отмены премьеры "Нуреева"

9 июля на закрытии сезона в "Гоголь-центре" Кирилл Серебренников выступил с речью перед зрителями. "Вчера было удивительно, я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. Между вот этими хэштегами проходит наша жизнь. Какие-то люди пытаются нам внушить, что нас не существует, что нас нет, и все, что мы делаем, это не столь важно", сказал Серебренников со сцены, имея в виду спектакли "Нуреев" и "Сон в летнюю ночь". По версии Следственного комитета, руководство "Седьмой студии" похитило бюджетные средства, выделенные на спектакль "Сон в летнюю ночь". Следствие заявило, что спектакль поставлен не был, хотя он был поставлен в 2012 году и был номинирован на премию "Золотая маска".

Директор Большого театра Владимир Урин сообщил, что пригласил Серебренникова на пресс-конференцию, но тот не пришел. Дозвониться до него, Юрия Посохова и Ильи Демуцкого Русской службе Би-би-си не удалось.

Ну вот что за страна идиотов нынешняя Россия? Идиотов и трусов. Зачем на пресс-конференции говорить одно, когда правда совсем другая. Вы будете ржать, но в Путирашке, как и в канувшем в лету Совке запретили Нуриева. Тогда самого гения, сегодня балет о нем в Большом театре.

"Как сообщает ТАСС, Большой театр России перенес премьеру балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского. Об этом агентству рассказал источник, близкий к Минкультуры.

По его словам, министр счел, что постановка выглядит как пропаганда нетрадиционных сексуальных ценностей. Собеседник ТАСС пояснил, что «по замыслу Серебренникова большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными, а декорацией стала известная фотография Нуреева», на которой он изображен полностью обнаженным. "

Что это? "Пропаганда нетрадиционных сексуальных ценностей"?
Скажите, когда уже идиоты не будут в Путирашке министрами?
И да, а что у нас запрещена гей пропаганда среди совершеннолетних? Нет!

Сразу вспоминаются слова Путина, который на всех зарубежных интервью говорит о том, что в России нет притяснений гомосексуалов и все у них тут хорошо. Мединский не слышит Путина? Или балет в Большом - это спектакль для детей?

Надо напомнить, что принятый анти гей закон направлен только на защиту детей. Но, в Большом театре ставят спектакль для взрослых и о взрослых. Так каким боком спектакль "Нуриев" попадает под детский антигей закон? Никаким!

И почему историческая фотография голого Нуриева не может быть декорацией? И почему актеры не могут танцевать полностью голыми? Что мало в Москве было гастролей хореографических трупп и театров, где актеры и актрисы танцевали обнаженными и что? Ни кого ни когда это не волновало. А тут видели те, какому то "моралисту" министру что-то не понравилось.

У нас что есть цензура в театрах Путирашки?
Есть? Скажите об этом открыто и полностью приравняйтесь в Совку!
Стыдно вновь за Россию.

Рудольф Нуриев, танго из хф Валентино

А скажите как спектакль о жизни самого известного российского артиста балета-гея может быть показан без его реальной жизни?

Да! Он любил мужчин! Да! Он любил Свободу и Секс!
Да! Он любил Булонский лес.

Судя по видео кадрам после генерального прогона "Нуриева" спектакль ждет оглушительный успех в России и в мире! Если он будет тут выпущен.

Ну и информация о том, что сам Абрамович готов выкупить спектакль , говорит и о том, что это отличный бизнес проект!

Большой театр уведомил зрителей на официальном сайте: «Вместо объявленной ранее премьеры спектакля "Нуреев" 11, 12, 13, 14 июля на Исторической сцене театра будет показан балет "Дон Кихот". Билеты действительны».

Балет, чьим героем должен был стать выдающийся танцовщик ХХ в. Рудольф Нуреев, создали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников. В 2015 г. эта же команда выпустила в Большом театре балет «Герой нашего времени», на волне успеха которого ей был сделан новый заказ.

Все предвещало повторение триумфа, однако за три дня до премьеры театр объявил о ее отмене. Такого в последние десятилетия не было еще ни разу. Большой театр – надежно работающий производственный организм, к тому же, премьера должна была состояться на Исторической сцене, после реставрации здания прекрасно оснащенной технически. Отмена спектакля по болезни кого-либо исполнителей также исключена – каждую партию репетируют несколько составов танцовщиков.

От официального комментария по поводу отмены руководство Большого театра отказывается. О причинах отмены будет объявлено в понедельник, заверила «Ведомости» пресс-секретарь театра Екатерина Новикова.

Режиссер Кирилл Серебренников на просьбу «Ведомостей» прокомментировать ситуацию ответил: «Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили».

Решение было принято после того, как в пятницу вечером генеральный директор театра Владимир Урин посетил прогон спектакля, на котором впервые были собраны воедино его разнородные составляющие. По замыслу авторов спектакля, их произведение должно было объединить элементы балета, музыкального театра с пением и драматического театра, - рассказывают "Ведомости".

Как рассказал «Ведомостям» один из сотрудников театра, в спектакле немало словесного текста, в котором звучит специфичная для Нуреева брань на английском языке. Имеются танцы трансвеститов, а центральной линией сюжета являются лирические отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.

Эта постановка по уровню общественного внимания может сравниться лишь с давним шумом вокруг появления в том же Большом оперы «Дети Розенталя», когда «Наши» протестовали против либретто . А по накалу «скандальных» страстей атмосфера вокруг « а» тянет на голливудский блокбастер.

Но главное, эта история красноречиво говорит о сегодняшней России.

Сама личность и биография главного героя может вызвать зубовный скрежет у разного рода «хранителей устоев». Ведь Нуреев всю жизнь на устои - любого рода — плевать хотел.

Ажиотаж вокруг двух премьерных показов балета такой, что дирекция театра придумала особый порядок продажи билетов — именных и по паспортам. Не только потому спрос велик, что на самом деле премьера должна была пройти несколько месяцев назад,

но ее внезапно отменили, в последний момент, после генеральной репетиции, под предлогом, что труппа из-за загруженности прочей работой не успела отрепетировать танцы как следует (директор твердо стоял на своем, хотя версий об истинных причинах запрета ходило много).

И не только потому, что режиссер-постановщик балета Кирилл Серебренников, успевший, к счастью, поставить «Нуреева» целиком, сегодня сидит под домашним арестом, лишенный возможности работать, и спектакль сейчас выпускали без него.

До той летней, отмененной, премьеры сам по себе балет интересовал, кроме балетоманов, разве что любителей «клубнички» на сцене: фото обнаженного Рудольфа, пусть оно мелькает всего пару секунд - это же кайф.

Вопрос «будет или не будет рассказ о Нурееве-гее?» — кайф в квадрате.

Интересовал не балет, но контекст вокруг балета. Вкус запретного плода. Шепоток в кулуарах.

Нынешняя премьера — после ареста - широкой публикой воспринимается как акция в его поддержку, хотел ли этого театр или нет. Крики «Браво, Кирилл» на аплодисментах, хочется думать, будут режиссером услышаны. А граффити на заднике сцены, где нацарапано K.Serebr, как и решение нескольких человек из постановочной команды выйти на поклоны в майках с портретом Серебренникова и надписью «Свободу режиссеру», ведет спектакль от искусства к общественному поступку.

Но спектакль оказался таким, что стоит говорить о нем самом.

Балет о Рудольфе в Москве — географическая странность. Нуреев - вообще-то фигура питерская. Его биография перед невозвращением с гастролей во Франции связана с ленинградской балетной школой, в которой он учился, с Кировским (ныне Мариинским) театром, где он служил.

Но идея балета о знаменитом танцовщике родилась в Большом. Название предложила команда: композитор , режиссер Кирилл Серебренников и непосредственный автор замысла — хореограф (дирекция ГАБТа пригласила их поставить спектакль во второй раз, после успеха первого проекта - балета «Герой нашего времени»). На обложке программки стоят даты жизни Рудольфа и написано: «К 80-летию со дня рождения».

Нуреев - один из двух балетных мировых звезд родом из СССР (второй, конечно, Барышников), имя которого известно каждому.

Но главное - жизнь танцовщика, которого за буйный нрав и вздорный характер прозвали «диким зверем в гостиной», полна эффектных и совершенно театральных моментов. Тем не менее, постановщики не пошли по проторенной дорожке «родился-учился-женился».

Серебренников, который еще и сценарист, и сценограф, и не пытался это сделать. Соавторы мудро сосредоточились на узловых моментах. Они взяли биографию Нуреева как точку отсчета - и сочинили спектакль, который можно было бы назвать хлестким журналистским слоганом, родившимся после истории побега от «совка» в парижском аэропорту.

Балет «Нуреев» — это, конечно же, история прыжка к свободе. К свободе «от» — и к свободе «для».

К возможности прожить свою, а не навязанную кем-то жизнь. К мании разноликого творчества, обуревающей танцовщика с тремястами спектаклями в год. Все детали биографии, использованные в этом не балете даже, а придуманном Серебренниковым конгломерате танца, драмы и оперы, работают на такую идею.

Композитор Илья Демуцкий, по его словам, творил партитуру по наказу хореографа: написать с эмоциями, «чтоб прям душу рвало». Музыку, которую оркестр Большого театра играл под управлением дирижера , отдельно вряд ли будут слушать, но она идеальна для балета-байопика: автор бесхитростно, почти без иронии, оперирует готовыми клише, что и воссоздает нужную картину.

Сам Демуцкий рассказывает о «примитивной, удушающей музыке» в эпизоде ленинградской балетной школы, о «патриотической удушающей советской песне», о миксте нескольких классических балетов, перетекающих друг в друга и обратно — так нам напоминают о коронных партиях Нуреева.

Есть еще вальсики и марши, цитируемый Малер, обработанный Люлли с Рамо и джаз с саксофоном. И все покорно звучат «в ноги». Кроме грустной татарской песни, возникающей в ключевые моменты жизни.

Идея вспомнить вехи биографии через вещи героя, посмертно продаваемые на аукционе, в балетном театре не нова.

Но в нынешнем спектакле - сквозь призму реальных посмертных аукционов Нуреева — это драматургически работает. Сквозной персонаж балета — Аукционист (), распродающий документы, картины, мебель и личный остров Нуреева.

В продаже дневник успеваемости Рудольфа, а на сцене танцкласс ленинградского балетного училища имени Вагановой, с конъюнктурно сменными — от до Хрущева — портретами вождей на стене и бессменной рутинной ежедневного экзерсиса.

С талантливым юным эгоцентриком Рудиком, вихрем - он все делал вихрем — врывающимся на сцену, в действие, и грубо пихающим партнершу.

На аукционе интимная записка, а на сцене дуэт с брутальным скандинавом — коллегой, наставником в профессии и любовником по жизни, человеком контрастных, по сравнению с Нуреевым, качеств. Выразительный (Брун) в черном и смятенный Владислав (Нуреев) в белом.

Хореография Посохова здесь удивительная: как можно было достичь одновременно откровенного эротизма и воплотить несомненный душевный, артистический порыв? Если вообще говорить о танцах этого балета, то они сделаны уверенной рукой, которая знает толк в небанальном комбинировании классических па. И в уместной пластической интонации, придающей обычному — необычный смысл, а привычному - довольно неожиданный ракурс.

Типичная для Серебренникова саркастически-социальная сцена побега в Ле Бурже, когда родина, насильственно тянущая артиста в цепкие объятия, воплощена в казенном женском хоре в плюшевых платьях, с солисткой (), штампованно поющей о любви к отечеству.

А в Европе — вольная жизнь, среди молодежи в костюмах прет-а-порте, гулянка у богачей в шубе на голое тело, перемигивания с компанией упоительно порочных («манких», как сказано в либретто) трансвеститов в Булонском лесу.

Завсегдатаи «Гоголь-центра» весь спектакль отмечали кое-какие, то здесь, то там, отсылки к «Машине Мюллера». И, наконец, съемка обнаженного Рудольфа у фотографа Аведона, Да, знаменитая фотография с голым телом анфас, бурно обсуждаемый хит летних репетиций, теперь в глаза не маячит. Самое интересное в проекции срезает линия окна.

Можно сгоряча подумать, что так, с остроумным и злым смаком, будет до финала: мало ли что учудил по жизни эксцентричный нуреевский гений! Хотя мы любим его не только за это. Но второй акт меняет дело.

Аукционист, что двигал действие рассказом о жизни, теперь говорит о творчестве. Грядет череда перефразированных Посоховым ролей Нуреева. От его «барочного» балетика «Сюита Баха», здесь поданного как нарядный апофеоз а-ля семнадцатый век. С выходом Короля-Солнца со свитой, на пару с разодетым в пух и прах контртенором в золотой маске. (Художник по костюмам постаралась).

Через дуэт Руди с любимой английской партнершей (), напоминающий об их коронном спектакле «Маргарита и Арман». И грезы Нуреева, парафраз его Лунного Пьеро из одноименного балета на музыку Шенберга.

Тут, кстати, поет та же Шилова, но уже не в плюше, а в черной коже, что не мешает ей вставлять прежнее, рефренное, мучительное для героя: «Родины себе не выбирают».

Аукционист зачитывает письма, написанные сейчас, в 2017 году, соратниками и учениками Нуреева. Звучат пафосные воспоминания, а и (оба превосходны) их как бы «отанцовывают».

Пафоса иной раз слишком много, как и произносимого текста, и повторений аукционных сцен. Да и хороший, но слишком интеллигентный для этой роли танцовщик Лантратов, обладающий отнюдь не нуреевским темпераментом, все-таки не передает его легендарную грубоватую харизму. Так что яркая нецензурная брань, которую Нуреев, всесильный глава балета Парижской оперы, обрушивает в спектакле на труппу, кажется насущно необходимой художественной краской.

Но пафос — это дорога к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот — дирижерскую палочку.

По сцене плывут Тени из балета «Баядерка», которыми слабеющий Нуреев руководит из оркестровой ямы. Постепенно музыка затихает, Рудольф управляет тишиной. И это трижды символ. Нуреев в последние годы серьезно увлекся дирижированием. А своей «Баядеркой», которую он репетировал с артистами Оперы полумертвым от СПИДа, «дикий зверь» попрощался с миром: после премьеры в октябре 1992 года он прожил всего три месяца.