Апостол тимофей день памяти. Святая икона тимофея

Сегодня Господь благословил нас временем для того, чтобы мы поразмышляли над жизнью одного из самых уважаемых последователей учения апостолов — Тимофее. Служение Тимофея можно охарактеризовать одним предложением — это помощник Павла,учредитель церквей,наставник для христиан и епископ церкви в Эфесе.
Священное Писание мало сообщает нам фактов о жизни Тимофея, и тем не менее, у нас есть достаточно информации о том, чтобы увидеть, каким был ученик апостола Павла — Тимофей и увидим, чему может научить пример Тимофея христиан 21 века.

Ранние годы Тимофея
Имя Тимофей означает «тот, кто чтит Бога». Он был христианином в третьем поколении. Мы знаем, что его мамой была уверовавшая иудейка Евника и отец — грек (эллин, Деян. 16:1-2; 2Тим. 1:5). Мать Тимофея была иудейкой, вышедшей замуж за грека, что считалось незаконным с иудейской точки зрения, и дети от такого брака считались иудеями по матери. Также у Тимофея была верующая бабушка Лоида.
Очевидно, мама и бабушка занимались воспитанием будущего помощника и епископа церкви города Ефес. Роль женщины в воспитании детей в еврейском народе играла очень большую роль. И по свидетельству Библии, мы видим, что женщины воспитали Тимофея на принципах Божьих Писаний, так как Тимофей с самого детства знал Священные Писания, которые сделали его мудрым для спасения через веру в ИХ.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2Тим.3:15).

Родители-иудеи должны были учить детей закону, начиная с пяти лет.

Начало служения Тимофея
Очевидно, Павел обратил Тимофея во время первого или второго миссионерского путешествия в Листре. Тимофей был необрезанным и Павел обрезал его ради иудеев, чтобы необрезание не мешало благовестию среди Божьего народа, и взял с собою на служение (Деян.16:3-4).
О Тимофее очень хорошо отзывались верующие Листры и Иконии
Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии (Деян. 16:2).
Тимофей сопровождал Павла в Афины (Деян.17:14,15); в Сирию (Деян.20:3-6), Ефес, Коринф и др. города, где они проповедовали благую весть(2Кор.1:19).

Также Тимофей по поручению Павла утверждал и утешал церкви в вере.
И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1Фесс.3:1-3).

Тимофей находился с Павлом при написании второго послания к коринфянам (2Кор.1:1); к римлянам (Рим.16:21); филлипийцам (Фил.1:1); колоссянам (Кол.1:1); фессалоникийцам (1Фесс.1:1), (2Фесс.1:1); Филимону (Флм.1:1).
Священное Писание нам сообщает тот факт, что Тимофей являлся ревностным и верным соработником на ниве Божьей, как и Павел
Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10).

Отношения Павла и Тимофея
Павел был очень привязан к своему ученику Тимофею и он его называл своим возлюбленным сыном (2Тим.1:2). Естественно, Тимофей и был его духовным сыном, которого он родил в благовествовании Христовом.
Тимофей был в команде служителей Павла и, естественно, он ему помогал настолько, насколько у него были силы и возможности.

Павел посылал его в различные церкви с посланиями и вестями (1Фесс.3:6); (Деян.19:22); (1Кор.4:17) и при этом он просит церковь, чтобы никто не презирал Тимофея из-за его молодости:
посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями (1Кор.16:11) .
И такое отношение к духовному сыну еще раз подтверждает то, что Павел доверял Тимофею. Священное Писание нам говорит о том, что Тимофей служил Павлу, как сын отцу в благовествовании
А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. (Фил.2:22-23).
Для Тимофея Павел был примером в учении, жизни, в достижении целей, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (2Тим.3:10-11).
Тимофей учился у Павла, внимательно наблюдая за ним,с целью подражания и научения. Это были отношения учителя и ученика (пример о принципах учебы греков и евреев).
Тимофей видел образ жизни, который ведет Павел и он желал брать с него пример. Во времена опасности, Павел предостерегает Тимофея от Александра медника, который сделал много зла для церкви Божьей:
Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. (2Тим.4:14-15).
И в своем последнем посланию к Тимофею Павел ждал Тимофея и просил его прийти к нему. (2Тим.4:9). В это время Павел был тюрьме и он срочно ожидал Тимофея у себя, просил делать все возможное, чтобы он побыстрее пришел к нему.

Служение Тимофея и общие наставления Павла
Не смотря на молодой возраст и неопытность Тимофея в пастырском служении, Павел доверил ему Ефескую церковь. Причина, по которой Павел сделал такой шаг заключалась в том, что в Ефесе появились люди, которые начали учить совершенно другому, ложному учению, а не тому, чему учил Павел.
Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3,4).
Скорее всего, это были иудеи или иудеи-христиане, которые учили закону, иудейским мифам и генеалогии, запрещали браки и проповедовали воздержание от пищи.
Вопрос родословия играл большое значение для иудеев, особенно после изгнания. Естественно, много данных по родословию было утеряно, и их начали заново составлять, и все это рождало споры и разногласия. Поэтому Павел и просит Тимофея заниматься увещанием, то есть, наставлением церкви в Ефесе. Его задача состояла в назидании верующих в том, чтобы они не занимались баснями, бесконечными родословиями и пустословиями, которые являются причиной споров и разногласия нежели Божьим назиданием в вере. (1Тим.1:3,4).

Он должен был напоминать людям не спорить, потому что это будет причиной расстройства слушающих.
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2Тим. 2:14).

Такие проблемные ситуации, происходившие в церкви, мешали Божьему назиданию в вере. И мы видим, что на протяжении всего пастырского служения Тимофея, Павел наставлял его и заботился о его духовном росте
. Для Павла Тимофей был верным служителем, через которого он наставлял церковь и давал практические советы относительно служения, а также учил его в том, как ему себя вести в различных случаях церковной жизни. (1Тим. 3:1-13)
Понимая, что Тимофей был сравнительно молодым учителем церкви, Павел призывает общину, чтобы никто не пренебрегал его юностью(1Тим. 4:12). Тимофей не должен был пренебрегать даром, который дан ему по пророчеству через возложение рук священства (1Тим. 4:14). Очевидно, это был дар учительства, так как Павел в своих посланиях неоднократно призывает Тимофея учиться самому и наставлять церковь. В обязанности Тимофея входили проповедование и обучение церкви. Проповедуй сие и учи. (1Тим. 4:11) .

Как добрый служитель, питаемый словами веры и последовавший доброму учению, Тимофей был обязан с любовью внушать братьям аспекты живой веры. (1Тим. 4:1-6). Тимофей нужно было наставлять старцев, как отцов, без укоров, критики и излишней строгости (дословно не нападай), но ободрять и побуждать к благочестивым действиям; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотой и целомудрием; нужно иметь почтение и уважение к истинным вдовам. (1Тим. 5:1-3).
Он наставлял вдовиц, чтобы они были безупречны в своих поступках. (1Тим.5:7). Забота о вдовах и сиротах и их защита в течении долгого времени считалась у иудеев моральной обязанностью, и подобное отношение было принято церковью с самого начала ее существования. Церковь материально содержала вдовиц, которые не могли выйти замуж и посвятили себя служению Богу.

Когда в церкви обвиняли пресвитера в каких-то грехах, то Тимофею обвинения нужно было принимать при свидетелях, для того, чтобы они подтвердили обвинения (1Тим. 5:19). Он должен был согрешающих строго обличать и разоблачать их грехи перед всеми, чтобы и прочие имели страх перед Богом.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим. 5:20) .

Он не должен ни на кого поспешно возлагать свои руки, так как может сделаться участником в чужих грехах. (1Тим.5:22).
Также Тимофею нужно было учить и рабов, как им относиться к верующим и неверующим господам. (1Тим. 6:1-2)

Тимофей должен был наставлять богатых в том, чтобы они не высоко думали о себе и не уповали на богатство неверное, но чтобы они занимались благими делами, были щедры и общительны — именно это и есть истинное сокровище, которое есть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1Тим. 6:17-19)

В своем втором послании к Тимофею Павел учит своего духовного сына, чтобы он нашел верных людей, которым он сможет передать учение и которые смогут других научить для того, чтобы христианское учение распространялось и находило отклик в сердцах других людей Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:1-2)

Павел торжественно и настойчиво просит Тимофея, чтобы он всегда проповедовал слово, потому что это его первостепенная задача и он всегда должен быть готов ее исполнить, был настойчивым в удобное и неудобное время, исправлял, сурово упрекал, если люди неправы, и с терпеливой выносливостью опровергал истиною их заблуждения, и ободрять истинным учением.
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2)

Ввиду того, что наступит время, когда здравого библейского учения принимать не будут, перед Тимофеем стояла обязанность быть духовно трезвым и рассудительным, стоять на стороже своего сердца и церкви, обращать внимание на происходящее, терпеливо переносить скорби, продолжать совершать дело Божьего глашатая (проповедника) и исполнять порученную ему службу.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:5)

Наставления Павла Тимофею относительно личного духовного роста
Так как Тимофей был сравнительно молодым верующим и неопытным пастырем, естественно, что он нуждался в наставлении более зрелого служителя как Павел.
И духовный отец Тимофея понимая это, пишет ему назидательные и увещевательные письма, целью которых есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Как и полагает наставнику, Павел учит Тимофея тому, что он должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12;1Тим.5:22)
Примером «в чистоте » - имеется ввиду не только сексуальная непорочность, но невинность и непогрешимость сердца. Это слово означает чистоту действий и помыслов.

Никто не должен был недооценивать молодость Тимофея. В древнем мире человек 30-40 лет мог еще считаться молодым. Один раввин сказал, что человек созревает для власти в 30 лет, а для проницательности в 40.

Особенное внимание Павел в письмах уделяет личному духовному самообразованию Тимофея. Молодому пастырю нужно было прилагать усилия и пребывать в учении (1Тим.4:15).
Павел призывает ученика практиковать учение в своей жизни. Тимофей должен был быть поглощен изучением Писаний и служением Богу, потому что только тогда его успех будет очевиден для всех. Люди будут видеть прогресс его дела. Тимофей занимался чтением, наставлением и учением. (1Тим. 4:13) Это была его личная подготовка. Эму нужно было этим заниматься постоянно и со старанием. ему нужно был вникать в себя, в учение и заниматься этим постоянно, ибо от этого зависело спасение людей (1Тим. 4:16). Тимофей обязан быть сосредоточен на себе, прежде учить себя, а потом и других людей, ибо люди, слыша учение благодатных Божьих истин, и принимая их в свое сердце, верою во Христа, спасутся.

Павел наставляет Тимофея в том, чтобы он молился за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы верующие могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно (1Тим.2:2-4).
Ему нужно прилагать как можно больше усилий(букв. бороться и сражаться), чтобы иметь добрый подвиг веры и держаться вечной жизни, к которой он призван.
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1Тим.6:12) .

Перед Тимофеем лежала ответственность сохранить преданную заповедь чистой и безупречной до явления ИХ. (1Тим. 6:14).
Как и полагает верным служителям, Тимофей на духовном поприще обязан терпеливо переносить страдания, как добрый воин Христа. (1Тим. 1:19; 2Тим.2:3).
У него должна быть вера и добрая совесть в отличие от тех, кто потерпел кораблекрушение в вере, таких как Именей и Александр. (1Тим. 1:19-20).
Тимофею нужно было возогревать (заново воспламенять) Божий дар, который был в нем через рукоположение Павла. (2Тим. 1:6).

Павел призывал его держаться образца здравого учения с верою и любовью, которое он слышал от него. (2Тим.1:13) и хранить вверенное ему добро (здравое учение, истины Слова Божьего) Духом Святым, живущим в христианах.(2Тим.1:14).

Павел говорит Тимофею о том, чтобы у него было постоянное рвение и желание представить себя перед Богом человеком, которому нечего стыдиться и который преподносит слово истины со всей прямотой. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2Тим. 2:15) .

Тимофею нужно пребывать в том, чему он научен и что ему вверено. (2Тим.3:14). У него должно быть постоянное активное отношение к учебе и практический плод того, чему он научен.

Моральные и духовные качества Тимофея
Тимофей, будучи возрожденным христианином, обладал качествами, которыми явно свидетельствовали о присутствии Духа Святого в нем.

1. Он был усердным и ревностным в служении Богу и людям.
Тимофей усердно и искренне заботился о церкви в Филиппах (Фил.2:19-21).
У сердный — значит равного душой. Павел говорит церкви, что Тимофей так же настроен и так же мыслит с заботой о церкви, как и он. Тимофей был озабочен делами в филиппийской церкви, он переживал за ее духовный рост.

2. Он был бескорыстным в служении.
Тимофей не искал своего, но того, что нужно Христу. (Фил. 2:21)

3. У него были дела от веры
-Он исповедал свою практическую веру перед многими свидетелями (1Тим.6:12)

4.Боязнь совершить грех
Он боялся согрешить перед Богом даже в том, что мог употреблять вино
Возможно, Тимофей боялся, что вино для него может быть соблазном и поэтому он его не пил, но так как загрязненная вода приводит к различным болезням, а в том числе и болезни желудка, то Павел советует ему пить немного вина ради того, чтобы вылечиться. (1Тим.5:23)

5. Тимофей обладал нелицемерной верой.(2Тим. 1:5)
У него была подлинная вера. Такая вера характеризуется искренностью, без лицемерия и колебаний.

6.Верность Христу
Очевидно Тимофей был в тюрьме за Христа, и потом освобожден (Евр.13:23)

Возможные недостатки Тимофея и увещание Павла
Так как после покаяния мы не умираем, но продолжаем жить в греховном теле, то мы понимаем, что наша плоть всегда будет желать противного духу. И никто из верующих людей от этого не избавлен. Это борьба до смерти. Не избавлен от этого был и Тимофей. Естественно, Библия нам не указывает на недостатки Тимофея прямо, но если мы внимательно будем изучать послания к Тимофею, то мы увидим, что Павел увещевает и просит Тимофея удаляться от многих греховных вещей, который могут нарушить мир с Богом и привести к упадку его служение. В связи с этим, вероятно, Павел и предостерегает (и не один раз) Тимофея потому, что он понимал, что у его сына могут быть такие наклонности, которых ему нужно избегать.

1.Удаляться от пустословий и споров
Павел много раз остерегает Тимофея удаляться от споров, пустословий, безбожных историй, мирских разговоров. Свидетельство этому следующие места Писания:
Ему нужно удаляться непотребного пустословия
А непотребного пустословия удаляйся; (2Тим. 2:16);
Ему нужно уклоняться от глупых и невежественных (неразумных) споров, ибо они рождают ссоры.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; (2Тим.2:23)
Это мирские пустые и бессмысленные разговоры. В древнем мире считалось, что качество и количество речей человека демонстрирует степень его душевного здоровья.
Божьему рабу не пристало спорить и ссориться, но быть ласковым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостью наставлять противников, так как Бог может дать им покаяние к познанию истины. (2Тим.2:24-25)
Тимофею нужно было избегать словесных стычек, но терпеливо сносить зло, и быть кротким и мягким по отношению к обидчикам, без злобы и желания отомстить им.

Отвращаться от негодного пустословия и прекословия лжезнания, так как это влечет за собою отклонение от веры
О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь. (1Тим.6:20-21)

Ему нужно было отвращаться негодных и бабьих басен, но упражняться в благочестии Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1Тим.4:7)
Это мирские и пустые рассказы, мифы, сказки.
Отвращение — это сильное отрицание. Павел призывает Тимофея применить все свои силы и способности для служения во славу Божью, всеми своими помыслами и действиями.

2. Юношеские похоти
Тимофею нужно убегать юношеских похотей, а держаться правды, веры, любви, мира со всеми верующими. (2Тим.2:22)
Убегать от похоти свойственной молодому возрасту. Очевидно похоти, исходя из контекста, относились остерегаться споров и пустословия.

3. Робость
-Павел призывает Тимофея не стыдиться благовествования Христа, ни его.
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, (2Тим.1:8)
Призыв связан с тем, что из-за того, что Павел за благовествование сидел в тюрьме, и Тимофей в какой-то мере стыдился своей связи с Павлом, так как проявлять симпатию к заключенному или помогать ему было опасно, потому что против помощника могли выдвинуть те же обвинения и Павел призывает Тимофея страдать с благовестием Христовым и в послании к Евреям мы видим (Евр.13:23), что Тимофей сидел в тюрьме и вышел оттуда, сохранив веру во Христа.

4.Убегать от любви к деньгам
-Тимофею нужно убегать от корня всех зол — сребролюбия. (1Тим.6:11)
Золото и серебро всегда были соблазном для человека.
Ему, как Божьему человеку, нужно преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. (1Тим. 6:11).

5. Удаляться от лжеучителей
-Павел просит Тимофея удаляться от людей, которые учат иному, нежели Павел и не следуют учению о благочестии, а также от гордых и от тех, кто заражен страстью к состязаниям и словопрению ибо они рождают зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры; удаляться от тех, которые используют благочестие для прибытка. (1Тим.6:3-5)

6. Предвзятое и придирчивое отношение к людям
-Павел просит Тимофея, чтобы он сохранил наставления; никому не оказывал предвзятого отношения и ничего не делал по излишней придирчивости.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1Тим. 5:21)

Конец жизни Тимофея
О том, как закончил жизнь Тимофей Писание не дает нам сведений, равно и о том, как закончил жизнь Павел. Предание церкви говорит нам о том, что Тимофей закончил жизнь мученической смертью. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на Тимофея, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа Тимофей принял в 80-м году.

Чему мы можем научиться из жизни Тимофея


  1. Иметь доброе свидетельство от верующих братьев и сестер

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. (Деян.16:1-2)

  1. Верность в служении

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10)

  1. Служение ближним

А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Фил.2:22-23)

  1. Быть примером для верующих

должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12)

  1. Пребывать в учении Христа

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16)
Поглощены ли мы изучением Священного Писания

  1. Принимать увещание и наставления

Принимаем ли мы советы, наставления, увещания от более зрелых христиан? Или, подобно гордецам, противимся всякому наставлению? Тимофей принимал от Павла наставления и обличения.
Практические вопросы:
- Есть ли у нас практические дела от веры?
- Верны ли мы Христу в своих словах и поступках?
- Удаляемся ли мы от споров, пустословия, безбожных и мирских разговоров, которые не приносят пользы нашей душе?
- Удаляемся ли мы от людей, которые учат иному, а не тому, то говорит Писание? Противостоим ли мы им библейскими истинами?

Русские иконы святого апостола Тимофея многие православные почитают как чудотворные. На православной иконе он изображен мужчиной средних лет, несмотря на то, что прожил долгую и богоугодную жизнь. Он одет в облачение епископа и держит в руках Святое Евангелие. Святой жил в одно время с Христом и был одним из 70-ти апостолов, учеником Павла. В 65-м году он был рукоположен апостолом в епископа Эфесского, и нес служение Богу в этом сане 15 лет, до самой своей мученической смерти. Погиб святой апостол от рук язычников, которых пытался вразумить. В тот день они устроили празднование в честь своих богов, плясали и приносили жертвы. Взбешенные вмешательством епископа, они долго издевались над ним, а потом до смерти закидали камнями. Память св Тимофея чтут не только православные всего мира, но и католики. Чудодейственные иконы апостола Тимофея напоминают нам о его подвиге и вызывают благоговение.

Молитва перед иконой святого Тимофея помогает привести неверующего ко Христу

Святой апостол с верой и самоотречением нес свой подвиг. Он проповедовал Христа, возглавлял церковь Его много лет, и заботился о пастве. Это имя многократно упоминается на страницах Нового Завета. Святой апостол Павел очень любил своего ученика и ценил за самоотречение и служение ближним. В Послании к филиппийцам он писал, что не смог найти для них лучшего пастыря, и что он будет заботиться о них так же, как заботился в свое время о нем, Павле. Перед чудотворной иконой свт Тимофея молятся о возвращении заблудших на путь истинный, об укреплении веры, о даровании сил в исполнении воли Божьей. В переводе с греческого имя Тимофей означает “почитающий Бога”. В России есть множество храмов в честь апостола-мученика. Прихожане этих храмов молятся перед иконой святого об укреплении православия, процветании церкви Божией и отражении внешних врагов. Русскую православную икону Тимофея принято дарить людям, носящим это красивое старинное имя, ведь для них святой является самым близким помощником и молитвенником.

Где купить вышитую бисером икону святого Тимофея

Мы всегда стараемся поддержать наших близких, в том числе и молитвенно Даря родным и друзьям иконы, православные верят, что святой образ защитит их и сохранит от зла. Если у Вас есть знакомый с именем Тимофей, обязательно подарите ему вышитую бисером икону святого. Такой подарок будет не только нести духовный посыл, но и просто останется памятью на всю жизнь. Если Вы не умеете вышивать, то купить икону св Тимофея можно в храме, в иконной лавке, в православном интернет-магазине, заказать в иконописной мастерской. Современные производители икон предложат Вашему вниманию широчайший выбор христианских икон – от лаконичных, помещенных в простые деревянные рамки, до эксклюзивных, украшенных эмалью, серебром, полудрагоценными камнями, растительными орнаментами.

Христианские праздники и дни в феврале

Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия. Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя Тимофей, что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».


Детство и юность праведника Тимофея

Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого Тимофея. С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса. По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.

Мать будущего святого, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным. Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

Духовный рост подвижника Тимофея

Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея. Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан. Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство. Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

Святой Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…

Гибель апостола Тимофея

Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам. Святой Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие. Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

Праздник подвижника Тимофея в традициях народа

С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник». Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов». Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.

На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области1, а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры2, который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе" (2Тим. 1:4. 5).
Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою3 пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их" (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти4. Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.
Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу5, пришел в Листры6, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей7, воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях" (2 Тим. 3:10, 11).
Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый - радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом8, хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его" (1 Кор. 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе" (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат" (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат" (2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат" (Кол. 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей" (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их" (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова9. Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом10 в изгнание на остров Патмос11, то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.
Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти12. Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием13 из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак, глас 1:
Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

1 Ликаония - юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом
2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.
3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.
4 Это видно я из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1Кор.4:17; 1Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.
5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января.
6 Это было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла.
7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера.
8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1Тим.4:12-16), к которым он был призван.
9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении.
10 Римский император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г.
11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.
12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г.
13 Память св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г.

Русские иконы святого апостола Тимофея многие православные почитают как чудотворные. На православной иконе он изображен мужчиной средних лет, несмотря на то, что прожил долгую и богоугодную жизнь. Он одет в облачение епископа и держит в руках Святое Евангелие. Святой жил в одно время с Христом и был одним из 70-ти апостолов, учеником Павла. В 65-м году он был рукоположен апостолом в епископа Эфесского, и нес служение Богу в этом сане 15 лет, до самой своей мученической смерти. Погиб святой апостол от рук язычников, которых пытался вразумить. В тот день они устроили празднование в честь своих богов, плясали и приносили жертвы. Взбешенные вмешательством епископа, они долго издевались над ним, а потом до смерти закидали камнями. Память св Тимофея чтут не только православные всего мира, но и католики. Чудодейственные иконы апостола Тимофея напоминают нам о его подвиге и вызывают благоговение.

Молитва перед иконой святого Тимофея помогает привести неверующего ко Христу

Святой апостол с верой и самоотречением нес свой подвиг. Он проповедовал Христа, возглавлял церковь Его много лет, и заботился о пастве. Это имя многократно упоминается на страницах Нового Завета. Святой апостол Павел очень любил своего ученика и ценил за самоотречение и служение ближним. В Послании к филиппийцам он писал, что не смог найти для них лучшего пастыря, и что он будет заботиться о них так же, как заботился в свое время о нем, Павле. Перед чудотворной иконой свт Тимофея молятся о возвращении заблудших на путь истинный, об укреплении веры, о даровании сил в исполнении воли Божьей. В переводе с греческого имя Тимофей означает “почитающий Бога”. В России есть множество храмов в честь апостола-мученика. Прихожане этих храмов молятся перед иконой святого об укреплении православия, процветании церкви Божией и отражении внешних врагов. Русскую православную икону Тимофея принято дарить людям, носящим это красивое старинное имя, ведь для них святой является самым близким помощником и молитвенником.

Где купить вышитую бисером икону святого Тимофея

Мы всегда стараемся поддержать наших близких, в том числе и молитвенно Даря родным и друзьям иконы, православные верят, что святой образ защитит их и сохранит от зла. Если у Вас есть знакомый с именем Тимофей, обязательно подарите ему вышитую бисером икону святого. Такой подарок будет не только нести духовный посыл, но и просто останется памятью на всю жизнь. Если Вы не умеете вышивать, то купить икону св Тимофея можно в храме, в иконной лавке, в православном интернет-магазине, заказать в иконописной мастерской. Современные производители икон предложат Вашему вниманию широчайший выбор христианских икон – от лаконичных, помещенных в простые деревянные рамки, до эксклюзивных, украшенных эмалью, серебром, полудрагоценными камнями, растительными орнаментами.