Межрегиональная интеграция на пространстве ШOC. Региональная интеграция Региональная и глобальная интеграции

Интеграционные объединения стран были рассмотрены ранее. Страна, вступившая в такое объединение (например, ЕС) обязана выбирать торговых партнеров, прежде всего, из участников этого объединения.

Помимо этого, все экономические агенты тяготеют в МЭО к соседним

странам, что называется регионализацией.

Примеры регионализации

Экспорт РФ в СНГ(22%)

Миграция рабочей силы: из СНГ в РФ

Регионализация является базой интеграции и глобализации | Интеграция | Организаторы Государство, институты гражданского общества Участники Государство, ТНК, фирмы, граждане Интеграционный процесс требует Международного разделения труда;

традиций сотрудничества;

постановки универсальных целей Современные

особенности

интеграции - Дифференциация внешнеэкономических связей (меньше доля торговли с 1-м партнером, т. е. расширение не только товарной, но и географической структуры); -

развитие регионализации (увеличение доли внутрирегиональной торговли) Регионализация - развитие МЭО с соседними странами.

Доля основного партнера во внешнеторговом обороте 1900 г. 2000 г. США Англия (30%) Канада (20%) Австралия Англия (55%) Япония (20%) Германия Англия (15%) Англия (10%) Россия Германия (60%) Германия (8%) | Доля внутрирегиональной торговли | 1990 г. 2000 г. АТЭС 68% 72% НАФТА 38% 44% АСЕАН 18% 22% МЕРКОСУР 12% 21% Глобализация МЭ

Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, технологий, информации характеризует современную МЭ и «глобализацию». Если интеграцию можно представить как сближение хозяйственных механизмов стран, то глобализацию - как глубокие интенсивные изменения системы МЭО, особенно с появлением новых транспортных и телекоммуникационных технологий.

Глобализация - многосторонний и многоплановый процесс формирования единого мирового экономического пространства, в результате которого мировая экономика приобретает новое качественное состояние Глобализация может быть представлена как итог процесса интернационализации мирового хозяйства:

Уровни глобализации - Микроэкономический (стратегия сбыта на мировых рынках); -

макроэкономический (поддержка государства); -

наднациональный (международные организации, интеграционные союзы) Причины глобализации - возрастание масштабов производства; -

распространение новых технологий; -

развитие инфраструктуры; -

распространение знаний; -

развитие ТНК, МНК; -

увеличивающаяся роль ООН, МВФ, ВТО; -

создание интеграционных группировок; -

либерализация торговли, других рынков; -

достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона); -

окончание «холодной войны»; -

ослабление государственного контроля над «человеческим фактором» Последствия Положительные - Умножаются возможности человечества; -

создается база для решения глобальных проблем; -

конкуренция стимулирует развитие новых технологий; -

эффект масштаба; -

эффект свободной торговли; -

мобилизация финансовых ресурсов (например, на получение новых источников энергии) - Отрицательные - Неравномерное распределение результатов, отсюда могут быть конфликты; -

возможная деиндустриализация отдельных стран; -

возможна потеря суверенитета страны; -

«мировые» спады при циклах.

Развитые страны тоже могут «поплатиться» ростом безработицы

Глобализация и Российская Федерация РФ может оказаться не субъектом, а объектом глобализации по причинам: -

очень высока степень вовлеченности в МЭО и большая зависимость от мировой конъюнктуры; -

ослабление государственного суверенитета; -

ослабление контроля над ресурсами; -

низкая конкурентоспособность; -

низкая инвестиционная привлекательность; -

низкий уровень жизни значительной доли населения; -

плохая структура внешней торговли и др. Вывод Несмотря на различные точки зрения относительно причин и последствий, все-таки, глобализация - естественный процесс

Региональная и глобальная интеграции

Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, т.е. параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном как растущими экономическими потребностями хозяйственного сближения разных стран, так и всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой капиталистической системы. Найти выход из этих противоречий, а также решить задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современные страны стремятся посредством предельного углубления региональной экономической интеграции.

В рамках регионального комплекса интернационализируется и интегрируется уже не только сфера обращения, но и центральная фаза кругооборота капитала, т.е. само производство, технологический процесс создания товара. В результате происходит переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь и пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни. Отметим и то, что интеграция как экономическое явление все еще имеет довольно общий характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением и потерей самостоятельности участников объединения. Поэтому интеграция - это процесс объединения , но еще не само объединение отдельных частей в единое целое. Все это, однако, имеет непосредственное отношение к наиболее развитой форме интеграции - Евросоюзу.

Таким образом, международная экономическая интеграция (МЭИ) - это неуклонно идущий процесс сближения ряда государств на пути к объединению - от провозглашения интеграции до самого тесного сотрудничества в области экономики, финансов, привлечения рабочей силы, создания наднациональных органов экономической и политической власти, которые формируют общую базу проведения внутренней и внешнеэкономической политики интегрирующихся государств.

Обширная совместная деятельность интеграционной группы и созданных механизмов власти ведет к разработке единых правил деятельности различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной, политической, военной и иной деятельности в направлении интеграции. Эта деятельность укрепляет сотрудничество и регулирование хозяйственных, социальных, а в отдельных случаях - политических вопросов в соответствии с теми задачами, которые официально ставились договорами и соглашениями на разных этапах интеграционного развития стран.

Принципы, типы и формы интеграции

Опыт множества интеграционных объединений XX в. показывает, что они формируются в основном на двух базовых принципах. Один принцип - это мощная инициативная роль государства (классический пример - создание и развитие Европейского союза); другой принцип - преобладающая роль крупного частного предпринимательства, которое буквально заставляет государство стать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (примеры: Договор между США, Канадой и Мексикой, НАФТА).

В первом случае развивается институциональный тип интеграции , во втором - частно-корпоративный. Глобальный процесс экономической интеграции имеет, скорее всего, сметанный характер , поскольку он подталкивается, с одной стороны, развитыми странами и их правительствами, с другой - мощными ТНК и ТНБ, с третьей стороны - крупными и влиятельными международными финансово-экономическими и финансовыми организациями и учреждениями (ВТО, ВБ, МВФ), а также структурами ООН.

К институциональному типу интеграции следует отнести и СЭВ, поскольку он был организован исключительно на межгосударственном уровне, хотя и в целях решения прежде всего экономических проблем восточноевропейских стран.

Значительна роль фактора государства и при формировании различных региональных интеграционных групп в зонах развивающихся стран, что, очевидно, связано с тем, что крупное предпринимательство в развивающихся странах еще формируется и не обладает достаточным влиянием, чтобы стать ведущей силой для "проталкивания" интеграционных объединений и соответствующих межгосударственных соглашений.

По масштабам интеграционные объединения делятся на:

  • 1) двусторонние - наименее распространены в практике (например, действующее на основе соглашения интеграционное объединение Австралии и Новой Зеландии);
  • 2) многосторонние - наиболее распространены в региональной интеграции;
  • 3) континентальные - Латиноамериканская экономическая интеграция (ЛЭИ), Организация африканского единства (ОЛЕ).

В настоящее время динамично развиваются оба типа интеграции - и глобальная, и региональная их формы. Интеграционными процессами охвачены Европа, Северная Америка, обширные районы Индийско-Тихоокеанского бассейна, Латинская Америка, Африка, зона арабских стран. Каждая региональная интеграционная группа имеет свои особенности и механизмы образования и функционирования. Одни из них показывают свою жизненную силу, а страны-участницы извлекают пользу для своих народов; другие существуют лишь на формальной основе, хотя порой правительства этих стран заключают важные договоры и соглашения.

Международные региональные организации, действующие в Европе:

  • o ЕС;
  • o EACT.

Региональные организации, действующие в Европе:

  • o Северный совет (Скандинавские страны);
  • o Совет государств Балтийского моря.

Региональные объединения государств Центральной и Восточной Европы и Азии:

  • o СНГ;
  • o Европейско-азиатское соглашение о свободной торговле; преобразовано в 2005 г. в ЕврАзЭС;
  • o Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС);
  • o Организация стран Центральной Азии;
  • o Балтийская зона свободной торговли;
  • o Российско-Белорусский экономический союз (преобразован в 1997 г. в Союз Белоруссии и России);
  • o Казахско-киргизско-узбекское соглашение о свободной торговле;
  • o Организация сотрудничества Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (ГУАМ);
  • o Соглашение о совместном экономическом пространстве СНГ (2004);
  • o Шанхайская организация сотрудничества (IIIOC, 2005);
  • o Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (2009).

Основы интеграционного права

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.02.2014
ISBN: 9785392141487
Язык:
Объем текста: 291 стр.
Формат:
epub

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

§ 3. Региональная, межрегиональная и глобальная интеграция

Третьим основанием классификации международной интеграции на разные виды являются ее территориальный уровень (масштаб) — количество и географическое расположение участвующих в ней государств.


Если в интеграции участвуют все или подавляющее большинство стран планеты, расположенных в разных частях земного шара, то она может рассматриваться как глобальная, т. е. общемировая. В настоящее время главным форумом для осуществления глобальной интеграции в экономической сфере выступает Всемирная торговая организация, в рамках которой сокращены торговые барьеры между подавляющим большинством стран. После присоединения к ВТО в XXI в. сначала Китая, затем России (2012) Всемирная торговая организация объединяет не только государства всех регионов земного шара, но и все крупнейшие экономики мира.


Некоторые интеграционные мероприятия на глобальном уровне также проводятся в рамках других универсальных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Примером может служить устранение препятствий международным авиаперевозкам грузов и пассажиров путем введения так называемых свобод воздуха, действующих между государствами-членами специализированного учреждения ООН — Международной организации гражданской авиации (ИКАО):


право на транзитный беспосадочный полет через территории других государств (первая свобода воздуха);


право транзитного полета с посадкой в других странах без коммерческих целей, т. е. без принятия на борт или высадки (выгрузки) пассажиров, грузов и почты (вторая свобода воздуха);


право доставлять в другие страны пассажиров, грузы и почту, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна (третья свобода воздуха);


право принимать на борт в иностранном государстве пассажиров, грузы и пассажиров в целях их доставки в государство регистрации воздушного судна (четвертая свобода воздуха) и т. д.


В свою очередь, подписанная под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. делает более открытыми границы государств для морского судоходства, гарантируя в ст. 17 «право мирного прохода» через их территориальное море судам из любых стран, даже из тех, которые не имеют выхода к морю.


Еще в одном специализированном учреждении ООН, в котором состоят почти все страны мира — Международном валютном фонде (МВФ), государства-члены обязались не налагать ограничений на платежи и переводы между собой по текущим международным операциям без утверждения МВФ (ст. VIII «Общие обязательства государств-членов» Статей соглашения Международного валютного фонда 1944 г. с последующими изменениями).


Как отмечается в трудах представителей российской юридической науки, государства-члены по учредительному договору МВФ тем самым отказываются «от части своей юрисдикции, что можно расценивать как добровольное самоограничение суверенитета, идущее в русле глобализации». В то же время согласно переходным положениям учредительного договора МВФ (ст. XIV «Переходные положения») государствам-членам разрешено сохранять валютные ограничения на международные переводы и платежи в интересах защиты своих платежных балансов, и многие из них воспользовались таким правом на изъятие.


Упомянутое изъятие служит дополнительным свидетельством более осторожного (частичного) характера глобальной интеграции. Вполне очевидно, что ввиду большого количества участвующих государств развитие международной интеграции в глобальных масштабах происходит заведомо труднее, а ее степень является заведомо более низкой, чем в случае интеграционных процессов между государствами отдельных регионов планеты, т. е. региональной интеграции.


Региональная интеграция представляет собой интеграционные процессы между отдельными группами государств, расположенных поблизости друг от друга, обычно в рамках одного континента земного шара или иного географического региона.


По своим максимальным географическим пределам региональная интеграция, таким образом, может совпадать с территорией одной части света и охватывать все находящиеся в нем государства. Попытки такого рода континентальной интеграции предпринимаются, например, в рамках Африканского союза, Союза Южноамериканских наций УНАСУР или Совета Европы.


Однако с учетом многоскоростного характера интеграционных процессов более успешными обычно оказываются региональные интеграционные объединения с более узким кругом государств-членов. Например, в Европе самой эффективной интеграционной организацией является Европейский союз, объединяющий сегодня большинство, но все же не все страны Восточной и Западной Европы.


В Африке интеграционные процессы сегодня развиваются, преимущественно не в рамках Африканского союза в целом, а внутри более компактных интеграционных союзов и сообществ между странами отдельных регионов этого континента: Южноафриканский таможенный союз, Восточноафриканское сообщество, Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество, Западноафриканский экономический и валютный союз и т. д.

Основы интеграционного права



Первое в России учебное пособие, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара.
Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР в перспективе формирования Евразийского союза и правовые механизмы регулирования глобальной экономической интеграции в рамках Всемирной торговой организации.
Для студентов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, аспирантов, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей.

Отделение международных отношений Историко-архивного института и кафедра стран постсоветского зарубежья объявляют набор на специализированную магистерскую программу «Межрегиональная интеграция на пространстве Шанхайской организации сотрудничества» по направлению «Зарубежное регионоведение»

Направление: Зарубежное регионоведение

Специализированная магистерская программа, направленная на углубление навыков и знаний в области международной интеграции и современных глобальных и региональных процессов

Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС

Квалификация (степень): магистр зарубежного регионоведения

Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста

Форма обучения: очная

Срок обучения: 2 года в РГГУ.

не более 18 академических часов в неделю

Итоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации

Аннотация
Магистерская программа «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» рассчитана на лиц, получивших степень бакалавра в сфере гуманитарных и социальных наук, а также на специалистов по направлению «История», «Международные отношения», «Политология», «Экономика», «Юриспруденция». Программа направлена на формирование у магистрантов комплексных знаний о механизмах формирования и хода интеграционных процессов в условиях современных процессов глобализации и регионализации. МП выступает как инновационный проект, нацеленный на реализацию современных методологий экспертного анализа международной обстановки и интеграционных процессов, использующихся в России и за рубежом.
Программа предлагает студентам:

  • Получение знаний в области зарождения, развития, моделирования и прогнозирования международных интеграционных процессов
  • Обучение не только на методологическом, теоретическом уровне, но и широкое использование практикумов, ситуативных семинаров, ролевых игр, прикладных форм деятельности
  • Возможность проходить практику в государственных структурах и международных организациях
  • Возможность получить серьезную подготовку по иностранному языку, а также лекции и семинары на иностранном языке
  • Подготовку к дальнейшей информационно-аналитической, экспертной деятельности в российских и зарубежных правительственных и неправительственных организациях, в медийной области и связей с общественностью, бизнес структурах, международных и аналитических отделах.
  • Подготовку к получению степени кандидата наук в РГГУ, других российских университетах или докторанта в зарубежных университетах.

Отличительной особенностью МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» является ее нацеленность на широкий спектр методов и методологий системного анализа с учетом зарубежного и российского опыта, привлечение не только теоретиков, но и экспертов-практиков. Оригинальность учебного плана состоит в том, что он построен на основе развивающих инновационных форм обучения, а также - тесной работе магистранта с преподавателем в формате мастер-классов и индивидуальных консультаций. В ходе освоения МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» магистранты получают углубленные знания и методические навыки в области прикладного анализа, экономических, социальных, политических и гуманитарных процессов на макроуровне, а также региональном и страноведческом. Обязательным условием является комплексная языковая подготовка. Курсы читают ведущие специалисты РГГУ, МГИМО, МГУ, Дипломатической Академии, департаментов МИДа, а также ведущие эксперты-аналитики из профильных центров.