Антисоциальный человек пример. Формы и виды антисоциального поведения

Понятие «антисоциальность»

Антисоциальность – негативное отношение к стандартам поведения, социальным нормам, стремление осуществлять действия, противодействующие социуму и его традициям.

Определение 1

Антисоциальность (от греч. «против общественного») – это системное качество личности, проявляющееся в таких качествах личности, как склонность вести враждебную обществу жизнь, направленную против интересов социума.

Часто антисоциальность трактуют, как антиобщественное, делинквентное, криминальное, преступное поведение.

Антисоциальная личность проявляет безнравственность, неуважение к людям, склонна к мошенничеству, лжет, у нее нет чувства ответственности, совести, отсутствует интерес и сочувствие к другим.

Первым симптомом проявления антисоциальности является психопатоподобное поведение, чрезмерная неконтролируемая импульсивность, ведущая к нарушению общепринятых норм, принятых в обществе.

Антисоциальным личностям чужда мораль. Такой индивид не чувствует вины за свои проступки, он хороший манипулятор. Для них характерно отсутствие эмоций, признаков привязанности к родителям, близким людям, жестокое обращение с домашними животными.

Антисоциальные личности склонны к насилию. Им характерно профессиональное тунеядство, отсутствие родительской ответственности, стремление к риску, без внимания, что окружающие при этом могут пострадать.

Характерные черты антисоциальной личности (Рон Хаббарт):

  • говорит только широкими обобщениями;
  • склонна к распространению дурных новостей, злобным и критическим замечаниям, всеобщим подавлениям и обесцениванием;
  • изменение новостей в худшую сторону, передача только негативных новостей;
  • не поддается перевоспитанию или лечению;
  • причиняет другим неприятности;
  • выбирает неверную цель;
  • не способна завершить цикл действия;
  • поддерживает только группы, занимающиеся разрушением;
  • борется против созидательных видов деятельности;
  • плохое чувство собственности.

Формы и виды антисоциального поведения

Формы антисоциального поведения выступают характеристиками отторжения индивидом социальных норм. Они варьируют от безобидных, на превый взгляд, проявления до тотального разрушения личности.

Замечание 1

Проявлениями антисоциального поведения считаются: склонность к бродяжничеству, грубость, вредные привычки, агрессия по отношению к окружающим, употребление ненормативной лексики.

Регулярные мелкие правонарушения, такие как, драки, звонки-пранки, воровство, мелке хулиганство, физическое или психическое устрашение, часто являются началом взрослой антисоциальности. Если формирование процесса антисоциальности не прервать, то это может привести к внутреннему саморазрушению личности.

Формы антисоциального поведения:

  • патологическое,
  • девиантное,
  • маргинальное,
  • нестандартно-креативное,
  • ретристское.

В зависимости от нормы, которую нарушает индивид в обществе, антисоциальное поведение можно классифицировать по следующим видам:

  • нарушение правовых норм, законов, несущее угрозу социальному положению и благополучию людей (совершение преступления);
  • фанатизм и конформизм, слепое следование за кумиром; нарциссизм – гипертрофированное чувство собственного величия, значимости, грандиозности;
  • поведение, противоречащее морально-этическим и социальным нормам общества;
  • различные суицидальные направленности, зависимости (аддикции), формирующие саморазрушающее или аутодеструктивное поведение.

Природа антисоциальности

Основные причины, лежащие в основе антисоциального поведения, предопределены следующими факторами: биологическими, социальными, личностными.

Антисоциальность формируется под влиянием индивидуальных особенностей личности, а также конкретных жизненных обстоятельств. Для такой личности характерно: искажение ценностных ориентаций, ограниченность интересов и потребностей, антисоциальные способы их удовлетворения.

Биологические факторы объясняют формирование антисоциальности особенностями взаимоотношений родителя и ребенка, стилях особого мышления, способствующих развитию антисоциального поведения.

Исследования показали, что в основе криминального антисоциального поведения лежит генетическая предрасположенность.

Антисоциальные личности стремятся к дополнительной стимуляции, ощущениям, которые могут дать только опасные и импульсивные действия.

Замечание 2

На формирование антисоциального поведения большое влияние оказывает окружающая индивид социальная среда.

Развитие анитисоциального поведения у детей со склонностью к гиперактивности, к нарушениям в поведении, сильно зависит от качества родительского ухода.

Лучшим показателем нарушений в детском поведении является уровень родительского надзора. Схемы антисоциального поведения чаще развиваются у детей, которые часто и на длительное время остаются без должного присмотра взрослых.

Формированию антисоциальности способствует родительская безучастность, физическое насилие, враждебность в отношении детей, насмешки.

Семейные и биологические факторы, способствующие формированию нарушений в поведении, часто совпадают.

У антисоциальных личностей наблюдаются нейропсихологические проблемы, что может быть причиной употребления матерью наркотиков, недостаточного внутриутробного питания, осложнений во время родов, токсического воздействия, жестокого обращения с матерью во время беременности.

Дети с нейропсихологическими нарушениями импульсивны, более раздражительны, чем их сверстники, невнимательны и сверхактивны,

У детей с наклонностью к антисоциальному поведению анализ информации о социальных взаимодействиях происходит таким образом, что в ответ на вырабатываются агрессивные реакции. Всякое направленное на них негативное действие воспринимается как преднамеренное.

Проявления антисоциального поведения являются стойко повторяющимися, регулярными, многократными и длительными по времени. Часто такое поведение предсказуемо. Человек утрачивает способность нормально контактировать с окружающими людьми.

Антисоциальное поведение не проявляется как результат трудной жизненной ситуации (психологический травмы, болезни), но может вызвать его причину.

Антисоциальное поведение или непринятие индивидом норм социума подразумевает под собой полное отрицание правил и порядков, принятых в обществе.

Если перевести слово «антисоциальность» с древнегреческого и латинского языков, то получится словосочетание — «против общественного».

Индивиды, придерживающиеся такого поведения, не приемлют даже традиций, соблюдаемых в любых социальных группах людей.

Поведение – это процесс контактирования человека и среды, основным проявлением которого является внешняя активность, опосредованная внутренним личностным содержанием. Поведение трактуется как любые действия человека и проявления его характера. Это движение, поступок, высказывание, вегетативная реакция. Внутренние компоненты поведения представляют из себя мотивацию, когнитивную переработку, эмоции с чувствами, привычки человека с жизненным опытом.

Поведение всегда социально в своей сути. Оно всегда подчиняется социуму и регулируется его мотивами и ценностями. Оно играет важную роль в работе речевой системы при целеполагании.

Индивидуальное личностное поведение

Индивидуальное личностное поведение – это всегда многоуровневый и очень сложный феномен-результат по взаимодействию некоторых систем. В их числе это социальная среда, конкретная ситуация и сама личность.

Исходя из этого, поведение конкретной личности можно представить как список норм социума, дополненный личностными психологическими характеристиками человека. К ним можно отнести:

В житейском понимании все эти характеристики имеют две оценки:

  1. Нормальное поведение, в котором нет признаков психических отклонений, то есть соответствующее нормам и ожиданиям в социуме.
  2. Ненормальное или анормальное поведение, то есть не соответствующее нормам и ожиданиям в социуме и имеющее признаки психических отклонений.

Формы нежелательного или анормального поведения

Формы нежелательного поведения являются очевидными характеристиками в отторжении личностью социально-принятых норм, варьируя от вполне безобидных проявлений до полного тотального разрушения личности.

Проявлением такого поведения считается склонность к бродяжничеству, к вредным привычкам, грубость, употребление ненормативной лексики, агрессия по отношению к родным и близким людям. Регулярные правонарушения, такие, как — звонки–пранки (розыгрыши), рисование на стенах зданий (граффити), драки, воровство, насилие (как психическое, так и физическое устрашение), мелкое хулиганство, зачастую являются причиной привода в полицию.

Если прогрессирующий процесс антисоциальности у индивида не прервать вовремя и не приступить к коррекции, то может произойти внутреннее саморазрушение его личности.

К таким формам анормального поведения можно отнести:

  • патологическое;
  • нестандартно-креативное;
  • маргинальное;
  • ретристское;
  • девиантное, как антисоциальное.

Симптомы антисоциальности

Проявление синдрома антисоциальности начинается с основного симптома в поведении человека. Оно становится психопатоподобным. Это значит, что в человеке зарождается неконтролируемая им, чрезмерная импульсивность, как правило, ведущая к нарушению общепринятых в социуме норм.

Под нормами социума обычно принимают:

  1. Духовная, нравственная норма. Она выражается в общечеловеческих ценностях, представленных мировой культурой и научной мыслью в обществе.
  2. Мораль и этические нормы. Этика поведения индивида в социуме.
  3. Норма права и закон. В случае нарушения следует неотвратимость наказания, которого антисоциальнист не страшится.
  4. Эстетическая и культурная норма. Соответствие идеалу стиля, красоты, поведения и общения.

Признаки, по которым можно выявить такое поведение. Поведенческие вектора

Для того чтобы распознать именно этот вид поведения и не спутать его с другими, необходимо знать, что существуют признаки, по которым безошибочно можно это определить.

Признаки антисоциальных нарушений личности могут начать своё проявление с дошкольного возраста и приобретать развитие на протяжении всей жизни. Им свойственно отсутствие эмоций и любых других видов привязанности к близким людям и родителям, постоянное враньё, жестокое обращение с домашними любимцами и агрессивность.

Такое поведение всегда разрушительно. Причем имеет значение направление вектора. Если это «интер-вектор» (направление «в себя»), то сила разрушения энергии будет направлена человеком на самого себя. Это называют аутодеструктивным воздействием.

Если это «экстерио-вектор» (направление «от себя»), то сила разрушения будет направлена на ближайшее его окружение – в основном на семью. То есть имеет место деструктивное воздействие.

Такое поведение является регулярным, стойко повторяющимся, длительным по времени и многократным. Оно согласуется с внутренним миром личности, его направленностью. Достаточно часто оно предсказуемо и регулярно проявляется в повседневной жизни. Человек постепенно утрачивает способность контактировать с окружающими его людьми, меняя круг своего общения.

Происходит разительная смена поведения. Материальные потребности и духовное желание не согласуются с предложениями. Возникают негативные ценностные отношения к своему имени, телосложению, просто к себе. Закрепляется устойчивое отношение к сложившемуся новому образу поведения и отстаивание его.

Зачастую антисоциальность проявляется через регулярный приём наркотиков, занятия проституцией, участившиеся побеги из дома приводящие к попрошайничеству и бродяжничеству.

Возникает несбалансированность психических процессов, неадаптивность. Проявляется нарушение процесса самоактуализации.

Антисоциальное («противобщественное») поведение не может проявляться в результате трудной жизненной ситуации — тяжёлой болезни, психологической травмы, но может вызвать его причину.

Виды такого поведения

В зависимости от той нормы поведения принятой обществом, которую преступает человек, можно расклассифицировать антисоциальное («противобщественное») поведение на виды.

Причины, по которым может возникнуть это поведение

Психологи, при рассмотрении такого вопроса выделяют несколько причин его возникновения.

  1. Биологические или медицинские. К ним относится генетическая предрасположенность. В семье были личности, родственники по одной из ветвей, страдающие от антисоциальности в своём поведении.
  2. Личностные, то есть психологические и психопатологические. К ним можно отнести желание самоутвердиться. Сюда же относятся слабые уровни развития личностно-психологических особенностей и их взаимосвязи в рамках психической нормы. Например, недостаточное владение саморегуляцией в поведении, заниженность самооценки, недостаточная развитость социальных навыков, дефицит общения.
  3. Семейные и социальные факторы риска. К ним относятся недопонимание в семье между детьми и родителями, нестабильная социально–экономическая ситуация как в стране, так и в семье, негативное влияние телевидения и радио, несовершенное законодательство.

Качества характера, свойственные лицам с таким поведением

Этим людям свойствено:

Медицинская и психологическая точки зрения на рассматриваемый вопрос

С психологической точки зрения антисоциальное поведение рассматривается как сигнал обществу о наличии проблем у индивида.

Общество игнорирует проблемных людей, тем самым усугубляя сложившуюся у них ситуацию. Сегодня негативное поведения со стороны антисоциальников, к большому сожалению, становится нормой и вынуждает к ответным мерам. Социум вынужден применить к ним формальные и неформальные санкции, в том числе: изоляцию, принудительное лечение, исправление с помощью трудотерапии или наказание правонарушителя с применением к нему норм закона.

С медицинской точки зрения такое отклонение рассматривается как составляющая компонента антисоциального расстройства личности. МКБ-10 трактует данное заболевание, как отклонение от принятых в социуме норм и правил по здоровью индивида в различных формах пограничного уровня нервно-психической патологии.

Профилактика такого вида поведения

Для профилактики такого вида поведения необходимо проводить психологическое просвещение семей, члены которых страдают от деструктивного поведения их членов. Такое просвещение должно быть направлено на повышение психологической компетентности лиц, контактирующих с этой особой группой.

Необходимо отметить, что вторым компонентом профилактики является улучшение психологического климата в семье и ближайшем окружении, как микросообществе, в котором постоянно находится индивид.

Совокупность этих двух компонентов ведёт человека к социализации и, как следствие, обретению психологического благополучия.

В прошлом подходы к решению проблем поведения касались в основном агрессии детей и связывали ее с какой-нибудь одной причиной, например: агрессивными тенденциями, фрустрацией, плохими ролевыми моделями, подкреплением или дефицитом социального опыта. Тем не менее большинство этих объяснений, описывающих какую-то одну главную причину можно подвергнуть сомнению. Например, не все дети ведут себя агрессивно, как это могла бы предсказать теория агрессивного драйва, и фрустрация порой ведет к сотрудничеству, а не агрессии. Кроме того, теории, выдвигающие одну причину, не очень эффективно предсказывают, почему выраженность и тип агрессивного поведения меняются в зависимости от возраста ребенка и ситуации. Хотя каждая теория, выдвигающая единственную причину, указывает на потенциально важную причину, ни одна теория не объясняет все формы антисоциального поведения.

Далее мы рассмотрим несколько предполагаемых причин проблем поведения. Современные психологи рассматривают проблемы поведения как результат взаимодействия между ребенком, семьей, обществом и культурными факторами.

Генетические влияния

Распространенность агрессивного и антисоциального поведения у людей и тот факт, что подобное поведение встречается в некоторых семьях на протяжении нескольких поколений, говорит о важном значении генетического влияния. Хотя проблемы поведения не передаются по наследству, биологически наследуемые черты, такие как трудный темперамент или импульсивность, могут предрасположить детей к развитию этих паттернов поведения.

Очевидно, некоторые дети с рождения предрасположены к импульсивности, переменам настроения, недостаточной настойчивости в разрешении проблем, беспокойству, негативизму и чувствительности к стрессу. В отдельных исследованиях обнаруживается связь между трудным темпераментом в юности и риском развития проблем в поведении впоследствии. Трудный темперамент в 6 месяцев определяет внешние проблемы в возрасте среднего детства. Беспокойное, импульсивное и эмоционально неустойчивое поведение в возрасте 3-х лет отличает подростков с антисоциальными расстройствами от проявляющих другие виды расстройств или не проявляющих расстройств. Обнаружено, что детский темперамент, включающий, в частности, импульсивность, рискованное поведение и недостаток концентрации, ведет к насилию и жестоким преступлениям в конце подросткового возраста и в зрелости.

Исследования приемных детей и близнецов подтверждают значимость генетического влияния, при этом около половины разного рода отклонений, связанных с антисоциальностью, можно отнести на счет наследственности. Тем не менее, сила влияния генетических факторов на антисоциальное поведение различается у взрослых, подростков и детей. Кроме того, генетическое влияние на открытые формы антисоциального поведения, такие как агрессия, сильнее, чем на скрытые акты, такие как воровство и ложь.

Исследования приемных детей и близнецов подтверждают роль генетического влияния на агрессивное поведение и преступность у взрослых. Оказывается, что дети, усыновленные при рождении, которые к зрелости приобрели антисоциальное расстройство личности или злоупотребляющие наркотиками, находятся под влиянием биологических, а не приемных родителей. Уровни соответствия преступности у взрослых монозиготных и дизиготных близнецов сильно отличаются, так что нельзя предположить, что на них не влияет генетика.

У подростков средние уровни соответствия преступности составляют около 85% для монозиготных близнецов и 70% для дизиготных близнецов соответственно. Это сходство в уровне соответствия предполагает, что влияние окружающей среды ослабляет влияние генетических факторов на агрессивное и антисоциальное поведение в подростковом возрасте. Так как исследования несовершеннолетних преступников объединяют вместе подростков с устойчивой антисоциальностью, сохраняющейся на протяжении всей жизни, и подростков, чье антисоциальное поведение ограничивается подростковым возрастом, остается неясным различие в роли генетических факторов для обеих групп. Однако обнаружилось, что дети с устойчивым паттерном антисоциального поведения в два раза чаще обладают соответствующей наследственностью, создающей фактор риска, чем дети с паттерном антисоциального поведения, ограниченного подростковым возрастом.

Исследования детей-близнецов показали еще менее последовательную картину генетического влияния, при этом наследственные факторы широко варьировались. Таким образом, хотя и обнаружилось, что генетические факторы влияют на некоторые характеристики детей, связанные паттернами антисоциальности, роль генетического влияния в детстве требует дальнейшего изучения.

В целом исследования приемных детей и близнецов предполагают, что генетические факторы влияют на антисоциальное поведение в течение всей жизни, также как и факторы окружающей среды. Исследования, однако, не указывают механизмы, посредством которых происходит этот процесс. Вполне вероятно, что генетическое влияние способствует развитию трудного темперамента, импульсивности и нейропсихологического дефицита, создает антисоциальную предрасположенность, делающую вероятность антисоциального поведения выше у тех, кто склонен к таким тенденциям в поведении, чем тех, кто к этому не склонен.

Предполагается, что у антисоциальных личностей, особенно у людей с психопатией, формируется установка на вознаграждение- тенденция, которая заставляет их стремиться к вознаграждениям больше, чем других. Выраженность этой установки у людей с проблемами поведения связывалось с изменениями в головном мозге. Считается, что люди с импульсивными расстройствами (с зависимостями и компульсивными расстройствами, такими как алкоголизм, злоупотребление наркотиками, курением и ожирением) страдают от синдрома "недостатка вознаграждения". Они, вероятно, обладают биохимической неспособностью извлекать удовольствие из обычных, повседневных действий, что заставляет их постоянно искать стимулы для получения вознаграждений. Предполагается, что генетическое отклонение связано с модификацией рецепторного гена допамина D2. Это генетическое отклонение в значительной степени наблюдалось у подростков с диагнозом патологической склонности к насилию.

Семейные факторы.

Возможными причинами антисоциального поведения детей считались разного рода семейные факторы, в том числе плохая дисциплина, недостаточное наблюдение родителей за детьми, супружеский конфликт, семейная изоляция и насилие дома. Хотя связь между семейными факторами и проблемами в поведении четко установлена, природа этой связи и возможная причинная роль семейных факторов по-прежнему обсуждаются.

Трудности в семье связаны с развитием и расстройств поведения, и оппозиционно-демонстративного расстройства, при этом гораздо большее влияние семья оказывает на расстройства поведения, чем на возникновение оппозиционно-демонстративного расстройства. Кроме того, семейные проблемы играют более значимую роль для детей с длительным и устойчивым паттерном антисоциального поведения, чем для детей с антисоциальным поведением, ограниченным отрочеством. Сочетание индивидуальных факторов риска (например трудного темперамента) и серьезного недостатка в навыках семейного общения объясняет наиболее устойчивые и серьезные формы антисоциального поведения.

Влияние семьи сложным образом связано с антисоциальным поведением детей, и его нельзя понять вне зависимости от личности самого ребенка и окружающей среды. Например, жестокое обращение - сильный фактор риска для агрессивного поведения впоследствии. Одна из причин этой связи, как кажется, это недостаток в социальной информации ребенка, являющийся результатом жестокого обращения.

Еще один пример - это влияние супружеского конфликта на агрессивное поведение детей. Сюда входят отсутствие родителей и негативное отношение к ребенку, или то, как ребенок интерпретирует конфликт между родителями, и/или индивидуальные и демографические факторы. Другие условия, связанные с супружеским конфликтом или разводом, такие как стресс, депрессия, потеря контакта с одним из родителей, финансовые трудности и более сильная ответственность дома могут также влиять на антисоциальное поведение.

Выделяют несколько теорий:

Теория принуждения . Теория принуждения Джеральда Паттерсона утверждает, что взаимодействие между родителями и детьми создает почву для развития антисоциального поведения. Этот процесс возникает в последовательности четырех ступеней избежания и обусловливания, когда ребенок узнает, как использовать все более интенсивные формы вредного поведения, чтобы избежать и уклониться от нежелательных родительских требований. Принуждающее взаимодействие родителя и ребенка описанное во врезке 6.3 начинается, когда мать видит, как ее сын Поль, не успевающий в школе, смотрит телевизор, вместо того чтобы делать свою домашнюю работу. Эти принуждающие паттерны взаимодействия родителей и детей состоят из уже хорошо отработанных действий и реакций, как правило, не осознающихся членами семьи. Этот процесс называется ловушкой подкрепления, потому что со временем принуждающие члены семьи оказываются в ловушке последствий собственного поведения. Например, матери асоциальных детей в 8 раз реже давали принудительные команды, чем матери детей без проблем. Взаимосвязь между качеством воспитания и проблемами в поведении, по-видимому, ослабляется, когда ребенок обладает грубым и неотзывчивым характером. Неэффективное воспитание, как обнаружилось в одном из исследований, связано с проблемами поведения только у детей без таких ярко выраженных черт. Дети с безразлично-неэмоциональным стилем проявляли значительные проблемы в поведении, независимо от качества полученного воспитания. Взаимосвязь между воспитанием и проблемами в поведении может зависеть и от количества замечаний - и слишком суровая дисциплина и слишком мягкая может иметь противоположный эффект. Взаимоотношение между дисциплиной родителей и антисоциальным поведением детей может варьировать в зависимости от культуры семьи, эмоционального климата, в котором применяется наказание или замечание, и в более широком контексте взаимоотношений в зависимости от гендера родителя и ребенка (воспитание оказывается наиболее эффективным в паре одного и того же гендера).

Теории присоединения . Теории присоединения указывают, что качество привязанности ребенка к родителям будет в конечном итоге определять его или ее идентификацию с родительскими ценностями, представлениями и стандартами. Устойчивые связи с родителями способствуют ощущению близости, общих ценностей и идентификации с социальным миром. Теория присоединения предполагает, что большинство детей воздерживаются от антисоциального поведения, поскольку они делают ставку на конформность.

Считается, что дети с проблемами в поведении проявляют слабую идентификацию с родителями и социальными стандартами. Даже когда такие дети уступают требованиям родителей, они так поступают из-за кажущейся угрозы их свободе или физической безопасности. Когда таких угроз непосредственно перед ними нет, например, когда дети остаются без присмотра, то они чаще ведут себя антисоциально. Слабые связи с родителями могут побудить ребенка к дружбе со сверстниками-хулиганами, что, в свою очередь, провоцирует паттерны правонарушений и злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Исследования в целом подтверждают взаимосвязь между неустойчивой связью с родителями в детстве и антисоциальным поведением у детей в детстве и отрочестве. Тем не менее еще неясно, может ли качество привязанности в этот период предсказать настоящую или будущую вариацию в остроте проблем поведения. Вероятно, что на взаимосвязь между присоединением и антисоциальным поведением влияют многочисленные факторы, в том числе гендер ребенка, его темперамент и компетентность родителей.

Социальные факторы .

Причины антисоциального поведения на уровне отдельного человека и семьи лишь отчасти объясняют поведение человека и проблемы. На непосредственную ситуацию человека, определяющую его проблемы, влияет более обширный социальный и культурный контекст. Несомненно, что бедность, обилие иммигрантов, жизнь рядом с соседями-преступниками, распад семьи и перемена местожительства определяют преступность детей и подростков. Тем не менее исследования пока не определили конкретного механизма, посредством которого эти влияния ведут к правонарушениям и хулиганству среди детей и подростков. Современные теории социального расстройства предполагают, что структура общества влияет на приспособленность ребенка, так как она воздействует на процессы в семье.

Неблагоприятные факторы среды, например низкий социально-экономический уровень включают плохие методы воспитания, в частности, принуждение и непоследовательное наказание и плохой контроль над ребенком. В свою очередь все эти факторы влияют на раннюю преступность в детстве, аресты и хронические нарушения закона в отрочестве и юности. Антисоциальная личность более ранима и чаще рискует оказаться в числе разведенных, безработных и неимущих. Например неблагоприятное социальное окружение, экономические трудности, так же как и социальные изменения, связанные с разводом, ранней сексуальной активностью и статусом работающей матери, могут привести к тому, что их дети-подростки так и не выходят замуж или получают статус разведенной матери, зачастую воспитывающей ребенка в антисоциальном духе. Точно так же матери с антисоциальными наклонностями, хуже воспитывающие детей, могут переезжать в города побольше, изолируя себя от семьи и соседей, так что в результате живут в атмосфере недоверия и ограниченных социальных контактов. Когда эти женщины снова беременеют, то у них может быть меньше возможностей воспользоваться медицинскими услугами. Плохое питание и наркотики могут привести к тому, что роды будут преждевременными и родится ребенок с отклонениями, а это, в свою очередь, может осложнить им воспитание. Такое сочетание трудного ребенка и неумелой матери усиливает вероятность антисоциального поведения и последующих арестов. И так, поколение за поколением снова возникают проблемы в поведении.

Культурные факторы.

В разных культурах агрессивное поведение проявляется по-разному. В определенных культурах агрессивная социализация детей обусловливает высокую вероятность агрессивных актов, таких как убийство или нападение. Как иллюстрируют следующие примеры противоречивых практик социализации, агрессия может стать следствием внимания культуры к воспитанию "воинов":

Капауку из Западной Новой Гвинеи.

В возрасте около 7 лет мальчик Капауку оказывается под контролем отца, постепенно он начинает есть и спать только с мужчинами и вдали от своей матери... Его подготовка (к тому, чтобы стать смелым воином) начинается, когда его отец играет с сыном и понарошку дерется с ним палками. Постепенно эти сражения приобретают более серьезный характер и могут быть даже смертельными, когда отец и сын запускают друг в друга настоящие боевые стрелы. Группы мальчиков стреляют в мишень, кроме того они бьют друг друга палками по голове.

Например: Уровень убийств среди Капауку с 1953 по 1954 год оценивался в 200 человек на 100 000, это в 20 раз превышает современный уровень убийств в США.

Лепча с Гималаев.

Взрослые лепча очень ясно дают своим детям понять, чего они от них ждут "Хорошие дети помогают с работой, говорят правду прислушиваются к поучениям старших, помогают пожилым и ведут себя спокойно. Плохие дети ссорятся и обижают других, обманывают, в гневе вытаскивают ножи, когда их ругают, и не делают своей работы".

Интервью с представителями народности лепча показало, что единственное убийство в их культуре произошло около 200 лет назад.

Уровень антисоциального поведения широко варьирует в разных культурах и не обязательно соотносится с достижениями технологий, материального благосостояния или плотности населения. Например, страны третьего мира, в которых ценится взаимозависимость, характеризуются высоким уровнем просоциального поведения, и некоторые места с высокой плотностью населения, такие как Сингапур, имеют очень низкий уровень насилия. Американцы считаются наиболее жестокой и склонной к насилию нацией из всех индустриальных стран.

В США с антисоциальным поведением связан статус меньшинства. Так среди молодежи наблюдается высокий уровень антисоциального поведения среди афро-американцев, испано-американцев и коренных американцев. Исследования, включающие в своих выборках незначительное число афро-американских детей, говорят о более высоком уровне проблем экстернализации для этой группы. Тем не менее другие исследования с намного более обширными национальными выборками, включавшими белых неиспанского происхождения, детей афро-американцев и детей испанского происхождения, свидетельствовали об отсутствии или незначительных отличиях в антисоциальном поведении, связанном с расой или этнической принадлежностью в проявлении антисоциального поведения, когда контролировались гендерные данные, возраст и статус. Так что, хотя говорилось, что проблемы экстернализации чаще всего возникали среди детей со статусом меньшинства, эти данные, вероятно, связаны с экономическими трудностями, ограниченными возможностями работы или проживанием в опасных городских районах.

Никто не хочет иметь таких соседей, как здесь.

Мягко говоря, крайне антисоциальные типы. …

Карты, деньги и два ствола

Вы ещё ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!

«Иван Васильевич меняет профессию»

Антисоциальность как качество личности – склонность вести жизнь, враждебную обществу, направленную против его интересов; попирать нормы общепринятой морали, а нередко и уголовного права.

Сидят в камере наркоман, алкаш и педик. И что-то надоело им сидеть, на волю захотелось. Тут алкаш и говорит: — Давайте чифирьку ароматного заварим, охранник на запах потянется, тут мы его и скрутим, ключи возьмем и свалим отсюдова. Наркоман отвечает: — Вряд ли. У него на воле водки полно, зачем ему наш чифирь. — Тогда я его соблазню, он нам сам ключи отдаст — говорит педик. — Тоже не получится, у него на воле женщин много, зачем ему твоя задница — отвечает наркоман. — А ты что предлагаешь? — спрашивают наркомана алкаш и педик. Наркоман достает из кармана травку и говорит: — Ща, мужики. Па-ку-у-урим, да и отпросимся по-хорошему.

Антисоциальность – враг общества, который играет без правил. Около двадцати процентов населения настойчиво стремятся отравлять жизнь другим людям. Антисоциальность – системное качество личности. Это и жуткий аморализм, и неуважение к людям, и безнравственность, словом, длинный ряд пороков, толкающих человека в болото невежества и деградации. Антисоциальная личность, нужно это помнить, всегда находится под влиянием энергии невежества. Этим обстоятельством определяется, как с ней нужно вести. Раз человек равнодушен к правам других, раз он не способен следовать социальным нормам, уважать законопослушные модели поведения, постоянно лжет и склонен к мошенничеству, значит, с ним и вести нужно соответственно.

Правда, нужно учитывать один важный момент. Если общество само деградирует, оно насилует личность, заставляя делать то, что противоречит Божьим заповедям, совести. Совесть в таком случае становится системой антисоциальных рефлексов. Человек нарушает закон, выглядит антисоциалом, но не идёт вопреки своей совести. Такую антисоциальность нужно только приветствовать. Общество, которое тянет человека от совести и Божьих заповедей, само по своей природе невежественно и антисоциально.

Рон Хаббарт описал характерные черты антисоциальной личности:

1. Он или она говорит только очень широкими обобщениями. «Говорят…», «Все считают…», «Каждый знает…» и тому подобные выражения употребляются постоянно, особенно при передаче слухов. Если спросить: «Кто эти все?», то обычно все сводится к одному источнику, и из этого источника антисоциальная личность создала то, что он или она преподносит как единое мнение всего общества. Это естественно для таких людей, поскольку для них все общество является большим вражеским лагерем, который, в частности, выступает против них.

2. Такое лицо обычно занимается дурными новостями , критическими или злобными замечаниями, обесцениванием и всеобщим подавлением. Таких называют «сплетниками», «недобрыми вестниками» или «распространителями слухов». Примечательно, что такой человек не передает хороших новостей или одобрительных замечаний.

3. Передавая новости или сообщения, антисоциальная личность изменяет их содержание в худшую сторону. Хорошие новости задерживаются, пропускаются лишь плохие, часто сдобренные выдумками. Такой человек также притворяется, что передает «плохие новости», которые на самом деле выдуманы.

4. Характерная и досадная черта антисоциальной личности состоит в том, что она не поддастся лечению или перевоспитанию.

5. Обнаруживается, что такая личность окружена запуганными или больными близкими и друзьями , которые, хотя и не доведены по-настоящему до безумия, все же ведут себя в жизни ущербно, терпят поражения и не добиваются успехов. Такие личности причиняют другим неприятности. Близкие к антисоциальной личности люди не показывают стабильных результатов при лечении или учебе, но, находясь под ее подавляющим воздействием, быстро заболевают вновь или теряют преимущества, которые дают им полученные знания. Такие близкие при физическом лечении чувствуют себя хуже и плохо поддаются реабилитации. Этих людей совершенно бесполезно лечить, учить или помогать им, пока они остаются под влиянием антисоциальной личности. Подавляющее большинство душевнобольных безумны именно из-за таких связей с антисоциальными личностями, и по той же причине они трудно выздоравливают. Несправедливо, но среди пациентов психиатрических больниц редко можно встретить антисоциальную личность. Там находятся только ее «друзья» и члены семьи.

6. У антисоциальной личности есть привычка выбирать неверную цель. Если шина проколота из-за наезда на гвозди, антисоциальная личность винит своего спутника или несуществующий источник беспокойства. Если у соседей слишком громко включено радио, он или она пинает кошку. Если явной причиной является А, то антисоциальная личность всегда винит Б или В, или Г.

7. Антисоциальная личность не способна завершить цикл действия . Любое действие совершается в определенной последовательности: оно начинается, продолжается настолько долго, насколько требуется, и заканчивается, как запланировано. Антисоциальная личность окружена незаконченными делами.

8. Многие антисоциальные личности будут свободно признаваться в совершении самых страшных преступлений , если их принудят к этому, однако не почувствуют ни малейшей ответственности за то, что сделали. Их действия почти или совсем не соотносятся с собственным выбором или решением. Все «просто случилось». Они не чувствуют связи между причиной и следствием, в частности они, неспособны чувствовать своего раскаяния или стыда.

9. Антисоциальная личность поддерживает только группы, занимающиеся разрушением , а к конструктивным или занимающимся улучшением группам испытывает ярость и нападает на них.

10. Этот тип личности одобряет только разрушительные действия и борется против созидательных или помогающих кому-то действий или видов деятельности. Часто обнаруживается, что человек творческой профессии особенно притягателен для людей с антисоциальным складом характера, которые рассматривают его искусство как нечто, подлежащее уничтожению, и тайно, под личиной «друзей», пытаются это сделать.

11. Деятельность, направленная на помощь другим людям, доводит антисоциальную личность до бешенства . Однако такие виды деятельности, которые разрушают под видом оказания помощи, получают активную поддержку.

12. У антисоциальной личности плохое чувство собственности , она считает притворством, выдумкой для надувательства людей мысль о том, что кто-нибудь может чем-то владеть. Ничто никогда не может быть чьей-то собственностью.

Петр Ковалев 2015 год

Тема: Проявления девиантного поведения личности и их психологический анализ.

1.Проявления девиантного поведения личности в сфере наиболее значимых социальных отношений.

2.Проявления девиантного поведения в сфере межличностных отношений и отношения к себе.

3.Психологический анализ делинквентного и криминального поведения.

4.Аутодеструктивное поведение личности.

К основным психологическим проявлениям девиантного поведения личности относят:

Духовные проблемы (отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокирование самореализации духовного потенциала);

Деформация ценностно - мотивационной сферы - неформальные либо редуктированные моральные ценности (совесть, ответственность, честность) переживание девиантных ценностей, ситуативно - эгоцентричную ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

Эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, переживание негативных эмоций, алекеитимия (усложнение в понимании своих переживаний, проблема вербализации своих эмоциональных состояний), эмоциональное огрубение (потеря способности определять уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), афективность и т.д.;

Проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный либо недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

Искажение в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, ограниченность знаний, наличие забобонов;

Негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыт насилия, социальная некомпетентность и т.д.

-В зависим ости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения и ее негативные последствия выделяют такие виды девиан тного поведения : антисоциальное (делинквентное и криминальное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное поведение.

- Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Асоциальное поведение (аморальное т.е. девиантное поведение в сфере межличностных отношений) - это уклонение от выполнения морально - нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Что бы поведение было асоциальным, индивиду необходимо действовать либо осознано (тогда его поведение - следствие его убеждений), либо же индивид - не социализированная личность, - т.е. в силу различных причин не усвоивший моральных поведенческих норм общества, и не действующий в соответствии с ними.

- Такими причинами считаются: наследственные предпосылки, определенные характерологические и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы и т.п.

- КАСОЦиал ьному поведению можно соотнести бродяжничество как

Следствие социальной дезадаптации, обусловленное стремлением избегания социального контроля, «избегание» требований общества посредством субъективного переживания невозможности придерживаться их (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О бродяжничестве идет речь, когда у личности нет постоянного места жительства, а она существует на нетрудовые

доходы (речь идет о так называемом «социальном

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В этом случае речь идет о:

1. суицидальном поведении;

2.поведением с выраженной угрозой для жизни, когда личность отдает предпочтение экстремальным видам деятельности;

3.виктимное поведение;

4.аддиктивное поведение;

5.фанатичное поведение (слепое следование определенным идеям, н -р релизиозному культу деструктивной направленности) и т.д. Психологический анализ делинквентного и криминального поведения. Делинквентное поведение - состоит в совершении личностью мелких правонарушений, за которые ее не притягивают к ответственности.

Это поведение проявляется в форме озорства и хулиганства, когда, н. - р., личность желает развлечься, но выбирает для этого не принятые формы, в первую очередь, вследствие недостатков в своем воспитании.

Подросток из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шадости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

К делинквентному поведению можно отнести, в определенных случаях и проявления вандализма, как формы разрушительного поведения,

направленного на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера , выделяют такие типы вандализма:

1.Вандализм как способ приобретения, мотивом разрушения есть - материальная выгода;

2.вандализм, как месть, ответ на обиду;

3.злость за переживание неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессом;

4.скука и, соответственно, желание развлечься, поиск новых, острых ощущений;

5.Вандализм, как способ самоутверждения, привлечение к себе внимания;

6.Вандализм - как исследование (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы функционирования определенных вещей;

7.Граффити, как разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от социального контроля.

Граффити зачастую служит способом выражения подавления внутриличностного конфликта и проблем (н.-р. таким способом личность стремиться утвердить собственную или групповую идентичность, проявить протест против «давления» социальных и культурных норм или же через высказывания в адрес известных людей самоутвердится за их счет).

Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. С уть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделил такие типы личности преступников:

1.определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.

2.определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц.

3.определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм.

Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм.

Определяется возможностью только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп.

У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается и блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).

Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий.

Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) последствий.

Нередко делинквентные действия опосредствуются ситуационо - импульсными или аффектогенными мотивами.

В основе ситуационно - импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности.

Реализуются ситуационно - импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования, без выбора адекватных объектов, целей,

способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.

Постепенно делинквентное поведение может трансформироваться в преступное.

Криминальное поведение проявляется в поступках, которые перечат нормам права и нормам уголовного законодательства.

О.Ю. Дроздов, М. А. Скок, опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:

1. преступления, которые совершаются с применением физической силы: убийства (гомицид), нанесение телесных повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и т.д.

2.преступления, которые происходят с угрозами применения физического насилия: рекет, угроза физической расправы, принуждение к дачи заведомо ложных показаний и т.д.

3.преступления, которые совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбления, оговор и ряд подобных.

4.преступления, совершаемые с помощью «интеллектуального насилия»: н- р, должностное лицо превышает полномочия и власть, совершает арест или задержание и т.д.

В зависимости от особенностей направленности личности Г.М. Миньковский определил такие типы преступного поведения:

Случайное, что перечит общей направленности личности;

Вероятное, но неизбежное с учетом общей нестабильности личностной направленности;

Такое, что отвечает антиобщественной направленности личности, но случайное со стороны повода и ситуации;

Такое, что отвечает преступным установкам личности и предусматривает поиск либо создание необходимых поводов и ситуаций.

Преступленное поведение объяснять очень сложно.

Преступление - это социально - политическое событие, а не клиническое состояние.

Закон определяет его как поведение, отклоняющееся настолько, что оно приносит ущерб обществу и поэтому заслуживает применения правовых санкций и вмешательства со стороны общества в жизнь тех, кому подобное поведение свойственно.

Такое поведение не является болезненным состоянием, в отношении которого может быть поставлен медицинский диагноз и проведено специальное лечение.

В силу этого к проблеме преступности подходят с различных позиций, которые по - разному соотносятся и согласуются между собой.

Преступное поведение, несомненно, нельзя объяснить исходя из наблюдений, лежащих на поверхности явлений. Отклоняющееся поведение может считаться, а может и не считаться патологическим с клинической точки зрения.

Объяснить преступное поведение пытались при помощи догадок и с позиций метода дроб и ошибок, но во всем этом всегда было слишком много эмоций. В форме различных теорий предлагались и опровергались разного рода умозрительные конструкции. Их использование для объяснения труднообъяснимых явлений стало обычным.

Некоторые из таких теорий способствовали развитию исследований и сами совершенствовались, другие были отброшены, и о них забыли. Социологическая мысль того времени исходила из принципиальной посылки, согласно которой поведение имеет биологические основы и коллективное поведение следует рассматривать как некий организм.

Джон Дъюи говорил, что «человек живет и действует в окружающей его среде, причем не как монета в копилке, а как растение, высаженное в почву и растущее под солнцем».

Фердинанд Теннис разработал типологию социальной приспособляемости , выделяя главным образом два ее типа - общность и общество.