Составить план характеристики василисы по всем сказкам. Василиса Прекрасная — русская народная сказка
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
Внеурочное занятие
1 класс
Тема: Русская народная сказка Василиса Прекрасная. Загадочная цифра 3.
учитель начальных классов
А. И. Бахметьева
2011 – 2012 уч.
План- конспект занятия по теме: Русская народная сказка «Василиса Прекрасная. Загадочная цифра 3.
Цель: познакомить с понятием - устное народное творчество; расширить знания о русских народных сказках на примере сказки «Василиса Прекрасная»; познакомить с загадочной цифрой «3», встречающейся в сказках; вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными.
Задачи:
Формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение, творческие способности;
Воспитывать по средствам сказок любовь к ближнему, прекрасному, гордость за свой народ и Родину.
Оборудование:
книги с русскими народными сказками, игрушка колобка, рисунки колобка, волка, зайца, лисы, медведя, карточки с заданиями.
Ход занятия
Сообщение темы и целей занятия.
Живут там в мире и согласии сказки. Я там была… но дойти до неё очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их.
Тише, тише, ребятишки,
Сказки любят тишину.
Не пропустят шалунишек
В ту волшебную страну.
Чудеса не любят шума.
Тихо сядем на пенёк.
Сказка чтоб не испугалась –
Свои губки на замок.
Пройдёмся и мы, ребята, по сказочным тропинкам волшебной страны.
Сказка мудростью богата.
Скажем сказке – приходи.
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди.
Но нам самим будет очень трудно. И одна из героинь русской народной сказки вызвалась нам помочь. А кто эта героиня вы узнаете из сказки.
Чтение сказки «Василиса Прекрасная» учителем.
Анализ троекратных повторов в сказке.
А какие сказки вы знаете ещё, где бы участвовала цифра 3? (Ответы детей).
Так вот Василиса нам помогла. Она нам дала отгадайте что?
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
Конечно же это Колобок! (показ рисунка Колобка). А вот и сам наш герой. Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. А чем они отличаются от других сказок? (ответы детей)
Физминутка
Сказочная викторина.
Колобок предлагает задания. Вспомните сказку о нём и постарайтесь, как можно точнее спеть песенку Колобка:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метён, на сметане мешён,
На масле печён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
2 ЗАДАНИЕ
А теперь Колобку интересно, узнаете ли вы другие сказки и их героев:
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
Ах ты, Петя – простота,
Схлопотал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
(Петушок – золотой гребешок)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!..
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда – то!
(Волк и семеро козлят)
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!..
(По щучьему велению)
Муха дом себе нашла.
Муха добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов!
(Теремок)
3 ЗАДАНИЕ
Все прекрасно знают, что в сказках всегда добро побеждает зло. Но без отрицательных героев сказка была бы неинтересна. Назовите положительных и отрицательных героев сказок.
(Ответы детей)
4 ЗАДАНИЕ
Очень часто в русских народных сказках главными героями являются звери, в которых народ видел людей: их хорошие и плохие поступки. Отгадайте этих героев:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её…
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно –
Волку и лисе обидно!
Все эти герои имеют очень близкое отношение к нашему Колобку. Какое?
(Ответы детей)
А кого не хватает?
(Медведя. Учитель показывает рисунки животных)
В каких ещё сказках встречаются эти герои?
5 ЗАДАНИЕ
Очень часто именно сказки ярко и красочно изображали внешность и поведение этих животных. А вы сможете изобразить этих животных?
(Дети выходят к доске, изображают животных, используя мимику и жесты)
6 ЗАДАНИЕ
А теперь Колобку интересно, запомнили ли вы сказки и героев, о которых мы сегодня говорили.
(Нужно догадаться, какой из сказочных героев зашифрован и вписать буквы, обозначающие гласные звуки. Задание даётся по рядам: К*Л*Б*К, *Л*Н*ШК*, Б*Б* - *Г*, Ц*Р*ВН* Л*Г*ШК*, К*Р*ЧК* Р*Б*, *М*Л* Д*Р*К, Г*С* - Л*Б*Д*, С*М*Р* К*ЗЛ*Т, *В*Н - Ц*Р*В*Ч. Колобок, Алёнушка, Баба – Яга, Царевна Лягушка, Емеля Дурак, Гуси – лебеди, Семеро козлят, Иван – Царевич. Проверить.)
7 ЗАДАНИЕ
Но если вы некоторые сказки ещё не прочитали, то вам нужно кое-что сделать.
(Дети отгадывают «Путаницу», где зашифровано слово – БИБЛИОТЕКА)
Верно, вам нужно посетить библиотеку и прочитать эти сказки.
Итог занятия.
А сейчас, ребята, мы покидаем волшебную страну, но не прощаемся с ней.
Великий русский сказочник Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» как вы понимаете эти слова?
(Ответы детей)
Наш помощник Колобок остался в сказке, но он оставил кучу своих друзей – маленьких Колобочков, которые прикатились к вам на парту. Дорисуйте лицо ваших Колобков так, чтобы оно передало ваше настроение. Если вам понравилось наше путешествие, то колобок должен улыбаться, а если нет – то грустит.
Год написания: издана в сборнике Афанасьева в 1855-1863 годах
Жанр: сказка
Главные герои: Василиса , Баба-яга , мачеха , царь , старушка
Русский фольклор богат героями и преданиями, вот и в кратком содержании сказки «Василиса Прекрасная» для читательского дневника вы найдете отголоски народной мудрости и фантазий.
Сюжет
У купца умерла жена, оставив 8-летнюю дочь. Перед смертью она благословила девочку и дала ей куклу-помощнику, которую нужно кормить, чтобы она поддерживала Василису. Купец женился на женщине с 2 дочерьми. Они невзлюбили Василису из-за ее красоты и всячески утруждали девочку, чтобы она утратила красоту. Когда отец уехал, мачеха решила избавиться от падчерицы и отправила в лес к Бабе-яге за огнем. Старуха хотела съесть Василису, но узнала о ее благословении и дала ей череп с огнем. Вернувшись, девочка удивила мачеху. Огонь из черепа сжег женщину и дочерей. Василиса поселилась у старушки, ожидая отца. Она спряла прекрасную ткань. Старушка отнесла ее в царский двор. Царь захотел, чтобы Василиса сшила для него рубашки из нее. Увидев девушку, он влюбился и взял ее в жены.
Вывод (моё мнение)
Доброта, храбрость и честность ведут к благому, вода точит камень, а подлость, зависть, злоба и вредность оборачиваются погибелью, как и случилось с мачехой и сводными сестрами Василисы.
Страница 2 из 23
Василиса Прекрасная (русская народная сказка)
Рисунки, которые имеют отношения к этой сказке
- кукла - ее подарила Василисе мать перед своей смертью, куколка помогала своей хозяйке.
- баба Яга - к ней злые сестры послали Василису за огнем
- череп - его баба Яга дала Василисе, чтобы она принесла в дом огонь
- рубашка - соткала Василиса для царя
- царь - женился на Василисе
Снежная королева (Г.Х. Андерсен)
1. Снежная Королева посадила Кая в свои сани и увезла в свой замок. Мальчику попали в сердце осколки от волшебного зеркала, и он сделался жестоким и бесчувственным.
2. Названная сестра Кая Герда отправилась на поиски своего друга. По пути она попала к одной старушке, та расчесала ее волосы волшебным гребнем, чтобы девочка забыла о Кае. Но она все равно вспомнила его и убежала из домика старушки.
3. Герда встретила ворона, который жил в королевском замке. Она подумала, что Кай там, но это оказался другой мальчик.
4. Герда попала в руки разбойников, но маленькая Разбойница пожалела ее и отпустила, подарив северного оленя, который помчал девочку на Север, к Снежной Королеве.
5. Попав в замок Снежной Королевыы, Герда увидела Кая. Он сидел замерзший и бесчувственный, собирая кристаллы из льда. Любовь Герды сумела растопить лед в его сердце, они отправились вместе домой.
Мы определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.
Давайте прочитаем сказку и узнаем, оправдались ли наши предположения.
Словарная работа:
Перед чтением сказки давайте проведем словарную работу:
Обратите внимание на слайд и прочитайте, какие слова вам встретятся в сказке.
Кто сможет сам объяснить значение этих слов?
Благословить
Купец
Вдовушка
Безропотно
Чуланчик
Потчевать
Давайте проверим:
Благословить- перекрестить, передавая этим покровительство, пожелания счастья, удачи.
Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Вдовушка- это женщина, у которой умер муж.
Безропотно- покорно, смиренно, послушно.
Чуланчик- подсобное помещение хозяйственного назначения.
Потчевать - угощать. кормить
Я предлагаю вам познакомиться со сказкой. Читает учитель и ученики.
Первичное восприятие:
Наши предположения оправдались?
Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)
Ликующее
Восторженное
Шутливое
Печальное
Весёлое
Праздничное
Радостное
Спокойное
Мечтательное
Грустное
Обоснуйте свой выбор.
Какие чувства возникли в вашем сердце?
Изумление
Радость
Восторг
Восхищение
Грусть
Спокойствие
Сожаление
Печаль
Ликование
Обоснуйте свой выбор.
Понравилась ли вам сказка?
К какому виду сказок можно отнести? Почему?
Что в сказке волшебного?
Какой урок можно извлечь из фрагмента этой сказки?
Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?
Какая 2 цель?
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Прочитайте 1 вопрос:
- Кто для Василисы после смерти матери стал самым родным существом?
- Найдите и прочитайте о том, как заботилась о Василисе ее куколка.
- Почему Василису называли Прекрасной?
Только ли внешне Василиса была прекрасной? »
Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?
Подтвердите словами из текста.
Ответьте на главный проблемный вопрос:
Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?
Видите, ребята, и после смерти родимая матушка помогала доченьке.
Какие пословицы вы знаете о маме? (слайд)
Какой следующий пункт плана наших действий?
Я предлагаю вам поработать в парах над составлением диафильма по прочитанной части сказки.
- Рассмотрите картинный план в учебнике на стр.18
В картинном плане отражается лишь самое главное.
Расскажите пожалуйста по каждому кадру, что происходило в сказке.
Картинный план: (Слайд)
2.Подарок.
3.Смерть матери.
4.Женитьба отца на другой.
Все ли события сказки передают иллюстрации картинного плана, или нужно их дополнить?
Диафильм должен быть подробнее, он передает не только основные события, а весь сюжет сказки.
Работать вы будете в группах:
У вас на парте лежит шаблон диафильма. В данном шаблоне в первых четырех кадрах уже вписаны основные пункты картинного плана.
Прочитайте их. (слайд)
1.У купца родилась прекрасная дочь.
2.Подарок.
3.Смерть матери.
4.Женитьба отца на другой.
Ваша задача:
Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста и запишите. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения
Покажите с помощью карточек, как вы поняли задание.
Давайте проверим, что у вас получилось?
Дома обучающиеся дочитывают сказку до конца и выполняют в тетради ТПО два задания.
Подведем итоги урока
Какую сказку вы читали?
Какая главная мысль прочитанной части сказки?
Вспомните самые интересные фрагменты урока и поделитесь с нами.
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Как? Где?
На столах у вас лежат сигнальные карточки.
Красный кружок – очень доволен своей работой.
Зеленый кружок - могу работать лучше.
Желтый кружок- надо быть внимательнее.
Спасибо за урок!
Урок № 10.
Тема: «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).
Цели: Читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять и формулировать идею произведения. Расширять словарный запас. Сравнивать произведения. Классифицировать сказки.
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать особенности народной сказки.
Уметьвыделять главную мысль произведения, составлять его план; соединять впечатления от
иллюстраций с содержанием прочитанного произведения.
Метапредметные:
Сопоставлять персонажей произведений.
Определять своё отношение к героям сказки, аргументировать его.
Личностные:
Формировать ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
Организационный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
-
Проверка домашнего задания
Активизирует процесс обсуждения чтения прочитанного и выслушивает всех желающих, правильно и тактично комментирует высказывание каждого ребёнка.
а) Радиотеатр;
б) Учащиеся читают записи, характеризующие Василису.
в) Выбираются самые удачные изображения чудесной куколки. Дети обосновывают свой выбор рисунков.
Коммуникативные УУД:
Мотивация учебной деятельности
Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке?
Регулятивные УУД:
Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.
Актуализация знаний
На какие группы по содержанию делятся сказки?
Найдите и прочитайте отрывок, который доказывает, что сказка волшебная.
Находят в тексте отрывок, доказывающий, что сказка волшебная.
Коммуникативные УУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применение знаний в новой ситуации
Из скольки частей состоит сказка? Есть ли в сказке зачин? Есть ли в сказке троекратные повторы?
Читают текс сказки до конца по три предложения.
Познавательные УУД:
Развитие читательских навыков,
Обобщение и систематизация
Выполним тест.Составьте диафильм по сказке.
Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения.
Дети подбирают слова сказки: 1. «В некотором царстве... дочь – Василиса Прекрасная». 2. «Слушай, Василисушка!.. чем помочь несчастью». 3. «Затем мать поцеловала дочку и померла». 4. «После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы». 5. «Василиса была первая на всё село красавица... совсем житья не было». 6. «На, куколка... что делать?» 7. «Василиса только отдыхает... и печь вытоплена»
Познавательные УУД:
умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
Умение кратко формулировать мысль
Умение обрабатывать информацию
- развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Как вы считаете, кто лучше всех читал сказку? Оцените свою работу на уроке.
Оценивают свою работу на уроке.
Личностные УУД:
- развитие самооценки
Информация о домашнем задании
Дети находят и читают книги с русскими народными сказками. Кроме того, учащиеся готовятся к рассказу о прочитанных книгах, к викторине по сказкам, к постановке сценок
№ 9–11 на с. 36.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Формирование навыков письма
Рефлексия.
Можете ли вы назвать тему урока?
Вам было легко или были трудности?
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
Какое задание было самым интересным и почему?
Как бы вы оценили свою работу?
Личностные УУД:
- развитие самооценки
Сколько лет в супружестве был купец?_____________
Как звали дочь купца?___________________________
Сколько лет было девочке, когда скончалась ее мать?__________
Какой наказ дала дочери, умирая?________________________________________
Как поступил купец после смерти жены?__________________________________
Кто помогал Василисе справляться с трудностями?__________________
Кто жил в дремучем лесу?___________________________
Почему однажды осенью Василису выгнали в лес?____________________________
Что такое лучина?________________________________________________________
Кто такой всадник на белом коне?____________________________
Кто такой всадник на красном коне?__________________________
Кто такой всадник на чёрном коне?___________________________
Что принесла Василиса из лесу домой?________________________
12. «-Ваше царское величество, -отвечает ______________, - я принесла диковинный товар. Никому, кроме тебя, показать не хочу!»
Кто сказал эти слова? О каком товаре идет речь?____________________________________
13. Какое задание получила Василиса от царя?
14. Чем заканчивается сказка? ________________________________________________
___________________________________________________________________________
15. Что стало с отцом, старушкой и куклой?_________________________________
__________________________________________________________________________
16. Напишите название сказки ________________________
Какого народа эта сказка? _________________________