Казанская божья матерь церковь павловский посад. Храм Казанской иконы Божией Матери г

Об истории храма мы попросили рассказать местного историка, автора книги "Старый Павловский Посад" и ряд других публикаций Екатерину Васильевну Жукову, а также местного искусствоведа Ирину Константиновну Языкову.

Ha Павловской улице за Домом Быта "Аленушка" в Павловском Посаде стоит малозаметное здание. Это храм Казанской Божией Матери.

Каменная двухэтажная пятиглавая церковь была построена в начале двадцатого века и посвящалась Казанской Божией Матери. А no имени строителя церковь называлась в народе «Манаевской». Храмоздатель - купец Федор Порфирьевич Манаев - был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком.

В 1902 году павловские прихожане отправили в Епархиальное ведомство прошение, в котором было изложено, что церковь предполагается строить за их, прихожан счет, в случае недостаточности средств они просят разрешения на сбор пособий от христолюбивых жертвователей для сооружения и постройки приходской церкви. Прошение завершалось словами: «Все сие, что законно будет учинено Манаевым, мы все верим, спорить и прекословить не будем, дав сие уполномочие, утверждаем своим приложение руки».

Этот безыскусный стиль, в котором составлен документ, является замечательной иллюстрацией тех реальных отношений между людьми в не столь удаленное от нас время. Церковь строилась на деньги небогатых людей, что называется "с миру по нитке". А собранные деньги и попечение отдать в руки уважаемому человеку, тоже, кстати, не самому богатому в посаде. А потому Манаевская церковь всегда считалась церковью для бедных. Видимо, и интерьер ее не поражал ни великолепием, ни пышностью и люди туда шли помолиться и попечалиться Господу о своей нелегкой жизни и получали утешение.

Церковь называли Манаевской, и надо сказать, это единственный пример в городе и округе, когда имя храмоздателя оказалось так прочно связанным с храмом, что даже через сто лет все твердо помнят, что церковь нa Павловской - Манаевская. Конечно, не можем мы забывать имена строителей посадских храмов: основателей Покровско-Васильевского монастыря купцов Лабзиных и Грязновых, "болярыни" Екатерины Ермаковой, пожертвовавшей деньги нa Екатерининскую церковь деревни Рахманово, помещика Николая Гавриловича Рюмина построившего Христорождественскую церковь в Заозерье, крестьян братьев Кудиных, силами и средствами которых была возведена Вознесенская церковь на Городке. Но случай с Ф.П. Манаевым какой-то особенный, помнят именно его, были еще манаевская чайная, манаевский синематограф и манаевский пруд. В находившемся рядом с храмом синематографе демонстрировались фильмы ("туманные картины")нa библейские темы.

Просуществовала Казанская Манаевская церковь совсем недолго: уже в начале тридцатых годов ее закрыли. В бывшей Манаевской церкви устроили столовую для рабочих. Отсюда возили обеды в колхозы в качестве премии за сданное зерно. Позже церковь превратили в производственное помещение, какое-то время здесь располагался Дом пионеров. Трудно было узнать в перестроенном здании церковь. В течение многих лет разные владельцы переделывали здание все на свой лад.

В 1996 году по заданию Комитета no культуре Московской области проводилось обследование памятников истории и культуры Павловского Посада. В заключении о здании бывшей церкви Казанской Божией Матери было между прочим сказано: «В настоящее время здание используется научно-техниическим центром «Каскад» и другими местными городскими организациями, арендующими помещения бывшей церкви у Павловопосадской администрации. Соответственно и характер исполъзования бывшего храма чрезвычайно далек от изначального предназначения. Кроме того, натурные исследования показали, что храм сильно перестроен, исторические интерьеры и завершения утрачены, на южном фасаде устроена современная эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба, полностью перечеркивающая исторический облик храма, внешнее упоминание о котором сохранило лишь полукружные апсиды. В конце девяностых годов церковное здание было передано Управлению по борьбе с организованной преступностью. Казалось, город забыл, что здесь был храм. Но это было не так. Несколько лет продолжались обращения верующих о передаче им церковного здания. И дело казалось совершенно безнадежным - лишь основательнее укреплялся в здании последний арендатор, появились метаплические двери с шифрами, высокая ограда, солидные ворота.

И все-таки совершилось: решением Павловопосадской городской Администрации от 4 августа 2003 года церковь Казанской Божией Матери была передана верующим. 4 ноября того же года был отслужен первый благодарственный молебен по случаю передачи храма Русской Православной Церкви. По воскресеньям совершались акафисты Казанской иконе Божией Матери, а на буднях расчистка здания от мусора. И вот 8 мая 2004 года здесь состоялось служение первой Божественной Литургии.

В настоящее время в храме идут все положенные службы, началось восстановление церкви, но, сколько это потребует времени и сил... Снесена вся верхняя часть здания, над молящимися не возносится церковный купол, уничтожена колокольня. В настоящее время кровля крыши храма протекает, из-за чего рушатся стены храма. В некоторых местах из-за сырости стены покрылись грибком. Из-за ветхости необходимо произвести полную замену кровли.

Храм Казанской Божией Матери в Павловском Посаде

Церковь Казанская или, как ее еще называют, Манаевская находится в центре Павловского посада на Павловской улице вблизи городской площади. Площадь до революции называлась Воскресенской, Базарной, Торговой, в советское время – Площадью революции и, кажется, последнего названия никто не менял. Но всякому понятно, что речь идет о нашей главной площади, от которой и начинается Павловская улица, в начале которой под номером 28 находится Казанская церковь. В самые последние дни, в октябре 2006 года, над храмом были установлены купола.

В предыдущие годы церковь сильно пострадала, была снесена вся верхняя часть здания, уничтожена колокольня. В 1996 году по заданию Комитета по культуре Московской области проводилось обследование памятников истории и культуры Павловского Посада. В заключении о здании церкви Казанской Божией Матери было, между прочим, сказано: «В настоящее время здание используется научно-техническим центром «Каскад» и другими местными городскими организациями, арендующими помещения бывшей церкви у Павловопосадской администрации. Соответственно и характер использования бывшего храма чрезвычайно далек от изначального предназначения. Кроме того, натурные исследования показали, что храм сильно перестроен, исторические интерьеры и завершения утрачены, на южном фасаде устроена современная эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба, полностью перечеркивающие исторический облик храма, внешнее упоминание о котором сохранило лишь полукружие апсиды».

Действительно, постарались над церковным зданием немало, в течение многих лет разные владельцы переделывали здание всяк на свой лад. Здесь располагались и столовая для рабочих, и производственное помещение, и Дом пионеров, и Управлению по борьбе с организованной преступностью, и что-то еще. Трудно было узнать в перестроенном здании церковь.

Но обратимся к истории многострадального храма, построенного в самом начале двадцатого века.

Для Павловского Посада это было время расцвета промышленности и торговли. В центре города у речки Вохонки возвышался собор Воскресения Христова, построенный на том холме, где когда-то московский князь Дмитрий Донской построил деревянную церковь, посвященную святому Дмитрию Солуньскому. Славились павловские ярмарки, проходившие девять раз в году на Воскресенской площади в дни церковных праздников, а главной считалась Дмитровская ярмарка, проходившая на Дмитров день и всю последующую неделю. В это время в Павлово съезжался народ со всей округи, звонили на престольный праздник колокола Воскресенского собора. К началу двадцатого века павловский храм был приходской церковью для жителей всего города и множества окрестных деревень. Между тем население города увеличивалось, потому что на павловские фабрики постоянно прибывали рабочие из других губерний. В воскресные и праздничные дни единственная приходская церковь города не вмещала всех прихожан. В огромном храме помещалось около четырех с половиной тысяч человек, и сотни пришедших на богослужение оставались стоять на улице даже зимой с непокрытыми головами в продолжение всей службы.

В 1902 году жители города обращались к московскому губернатору: «ПОМОГИТЕ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Павловские прихожане отправили и в Епархиальное ведомство прошение, в котором было изложено, что церковь предполагается строить за их, прихожан счет, в случае недостаточности средств они просят разрешения на сбор пособий от христолюбивых жертвователей для сооружения и постройки приходской церкви, сбор средств и все дела доверяют вести Ф.П. Манаеву, что и подтверждают «свои рукоприкладством».

Купец Федор Порфирьевич Манаев – был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком. Ф.П. Манаев состояла почетным старшиной Ведомства учреждений Императрицы Марии и директором Павловского детского приюта, который содержал на собственные средства. Приютские дети в количестве ста человек едва могли попасть на церковную службу в переполненный храм, Манаев задумывался о строительстве собственной домовой церкви для приюта. Но где взять такие деньги? Его доходов от свечной торговли едва хватало на содержание приюта, а все свои средства, дом, землю Ф.П. Манаев отдал на содержание бедных детей и сирот. Это трудно воспринимается современным сознанием, но это правда. Манаев совсем не был богатым человеком, его собственный сын содержался при приюте и хлопотами Московского совета детских приютов был определен на бесплатное обучение в московское училище именно по причине недостаточной состоятельности семьи.

А между тем произошло событие, поразившее даже сознание современников, об этом писали в газетах. Директор фабрики Лялина в городе Дмитрове Петр Дмитриевич Долгов перед смертью своей огромные суммы завещал на благотворительность. Он был родом из крестьян деревни Игнатьево. В юности ушел из деревни и много лет работал в Москве сначала приказчиком, потом доверенным разных солидных фирм, а последние тридцать лет был директором крупной фабрики. П.Д. Долгов нажил крупное состояние, но жил скромно, отказывая себе в самом необходимом, а после смерти оставил в банке Павловского Посада капитал в 300 000 рублей. Жене Долгов назначил пожизненную ренту, некоторые суммы родственникам, а остальные деньги отказал церквам, монастырям на помин души, а также завещал значительные суммы на устройство благотворительных учреждений Павловского Посада и Дмитрова. Для того, чтобы нам понятно было, что такое триста тысяч рублей в России в начале двадцатого века, поясним, что пять тысяч рублей – это примерная стоимость двухэтажного каменного дома в Павловском Посаде, такого, как дом купца Широкова.

Именно такая сумма – пять тысяч рублей – в завещании Петра Дмитриевича Долгова предназначалась для строительства приютской церкви.

Из духовного завещания Петра Дмитриевича Долгова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Я, нижеподписавшийся крестьянин Московской губернии Богородскаго уезда деревни Игнатьевой Петр Дмитриевич Долгов, будучи в здравом уме и твердой памяти за благо разсудил учинить духовное завещание в следующем:

Когда Всемогущим Богом назначено будет пресечь дни моей жизни, принадлежащий мне капитал я определяю и завещаю так:

(…) На вечное поминовение раба Петра церквам Богородскаго уезда: в селе Казанском тысячу рублей, погоста Троице-Чижи тысячу рублей, погоста Никиты-Мученика тысячу рублей, погоста Рождества Богородицы тысячу рублей, погоста Рождества Христова тысячу рублей и погоста Иоанна Богослова тысячу рублей.

(…) Для построения домовой церкви во имя Петра Александрийскаго Московской губернии в Павловском Посаде при Павловском детском приюте Ведомства Учреждений Императрицы Марии пять тысяч рублей с тем, что во время каждой литургии поминать раба Петра.

На средства П.Д. Долгова при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная пятиглавая церковь с тремя престолами: во имя Казанской Божией Матери, Всех Святых, Святого Петра, Епископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

Новую церковь стали называлась в народе «Манаевской» – по имени строителя Федора Порфирьевича Манаева.

После революции Казанская церковь просуществовала совсем недолго: уже в начале тридцатых годов ее закрыли.

В настоящее время после многих лет забвения полуразрушенный храм восстанавливается. Идут значительные строительные работы, ведутся историко-архивные исследования, позволяющие восстановить облик святыни.

В городе известны имена многих посадских храмоздателей: основателей Покровско-Васильевского монастыря купцов Лабзиных и Грязновых, «болярыни» Екатерины Ермаковой, пожертвовавшей деньги на Екатерининскую церковь деревни Рахманово, помещика Николая Гавриловича Рюмина построившего Христорождественскую церковь в Заозерье, крестьян братьев Кудиных, силами и средствами которых была возведена Вознесенская церковь на Городке.

Но случай с Ф.П. Манаевым какой-то особенный, его имя прочно закрепилось за церковью; были еще манаевская чайная, манаевский синематограф и манаевский пруд.

Родственники Федора Порфирьевича Манаева предположительно проживают в городе Орехово-Зуево, где он также в начале ХХ века основал и содержал детский приют. Может быть, кто-то из них сможет дать нам какие-то сведения об этой замечательной личности.

Е.В. Жукова Павловский Посад

Храм Казанской иконы Божией Матери в городе Павловский Посад был построен в 1906 году. В народе эту церковь называли «манаевской» по фамилии городского старосты Федора Порфирьевича Манаева, на средства которого она была построена.


Сто лет назад Павловский Посад был промышленным и торговым городом, в котором развивалось ткацкое производство. На фабриках шили знаменитые павловопосадские платки и шали, выпускали парчу и другие ткани. В городе славились павловские ярмарки, проходившие девять раз в году на Торговой площади в дни церковных праздников, а главной считалась Дмитровская ярмарка, проходившая на Дмитров день и всю последующую неделю. В это время в город съезжался народ со всей округи, звонили на престольный праздник колокола Воскресенского собора. К началу двадцатого века этот храм был приходской церковью для жителей всего города и множества окрестных деревень. Между тем население города увеличивалось, потому что на фабрики постоянно прибывали рабочие из других губерний. В воскресные и праздничные дни единственная приходская церковь города не вмещала всех прихожан.

В 1902 году жители года обращались к московскому губернатору: «Помогите, Ваше превосходительство, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи».

Строителем второго приходского храма в Павловском Посаде судьба определила стать Федору Порфирьевичу Манаеву. Он был городским старостой, купцом и директором детского приюта, который содержал на собственные средства. Манаев задумывался о строительстве собственной домовой церкви для приюта. Но где взять такие деньги? Пять тысяч рублей пожертвовал купец Петр Дмитриевич Долгов, этого было достаточно для строительства приютской церкви. На его средства при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная церковь с тремя престолами: во имя Казанской иконы Божией Матери, Всех Святых и Святого Петра, архиепископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

После революции 1917 года службы продолжались, а в 1927 году церковная община храма насчитывала более сорока человек. В 30-е годы решением Мособлисполкома церковь Казанской иконы Божией Матери была закрыта, здание использовалось под столовую. В годы советской власти в храме размещался Дом пионеров. Впоследствии помещение храма арендовали разные организации.

В настоящее время храм, к сожалению, утратил свой первоначальный облик. Здание сильно перестроено, на южном фасаде устроены современная эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба, полностью перечеркивающие исторический облик храма. Но церковная жизнь возрождается.

Храм Казанской иконы Божией Матери в городе Павловский Посад был построен в 1906 году. В народе эту церковь называли «манаевской» по фамилии городского старосты Федора Порфирьевича Манаева, на средства которого она была построена.

Сто лет назад Павловский Посад был промышленным и торговым городом, в котором развивалось ткацкое производство. На фабриках шили знаменитые павловопосадские платки и шали, выпускали парчу и другие ткани. В городе славились павловские ярмарки, проходившие девять раз в году на Торговой площади в дни церковных праздников, а главной считалась Дмитровская ярмарка, проходившая на Дмитров день и всю последующую неделю. В это время в город съезжался народ со всей округи, звонили на престольный праздник колокола Воскресенского собора. К началу двадцатого века этот храм был приходской церковью для жителей всего города и множества окрестных деревень. Между тем население города увеличивалось, потому что на фабрики постоянно прибывали рабочие из других губерний. В воскресные и праздничные дни единственная приходская церковь города не вмещала всех прихожан.

В 1902 году жители года обращались к московскому губернатору: «Помогите, Ваше превосходительство, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи».

Купец Федор Порфирьевич Манаев - был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком. Ф.П. Манаев состояла почетным старшиной Ведомства учреждений Императрицы Марии и директором Павловского детского приюта, который содержал на собственные средства. Приютские дети в количестве ста человек едва могли попасть на церковную службу в переполненный храм, Манаев задумывался о строительстве собственной домовой церкви для приюта. Но где взять такие деньги? Его доходов от свечной торговли едва хватало на содержание приюта, а все свои средства, дом, землю Ф.П. Манаев отдал на содержание бедных детей и сирот. Это трудно воспринимается современным сознанием, но это правда. Манаев совсем не был богатым человеком, его собственный сын содержался при приюте и хлопотами Московского совета детских приютов был определен на бесплатное обучение в московское училище именно по причине недостаточной состоятельности семьи.

А между тем произошло событие, поразившее даже сознание современников, об этом писали в газетах. Директор фабрики Лялина в городе Дмитрове Петр Дмитриевич Долгов перед смертью своей огромные суммы завещал на благотворительность. Он был родом из крестьян деревни Игнатьево. В юности ушел из деревни и много лет работал в Москве сначала приказчиком, потом доверенным разных солидных фирм, а последние тридцать лет был директором крупной фабрики. П.Д. Долгов нажил крупное состояние, но жил скромно, отказывая себе в самом необходимом, а после смерти оставил в банке Павловского Посада капитал в 300 000 рублей. Жене Долгов назначил пожизненную ренту, некоторые суммы родственникам, а остальные деньги отказал церквам, монастырям на помин души, а также завещал значительные суммы на устройство благотворительных учреждений Павловского Посада и Дмитрова. Для того, чтобы нам понятно было, что такое триста тысяч рублей в России в начале двадцатого века, поясним, что пять тысяч рублей - это примерная стоимость двухэтажного каменного дома в Павловском Посаде, такого, как дом купца Широкова.

Именно такая сумма - пять тысяч рублей - в завещании Петра Дмитриевича Долгова предназначалась для строительства приютской церкви. На его средства при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная церковь с тремя престолами: во имя Казанской иконы Божией Матери, Всех Святых и Святого Петра, архиепископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.


После революции 1917 года службы продолжались, а в 1927 году церковная община храма насчитывала более сорока человек. В 30-е годы решением Мособлисполкома церковь Казанской иконы Божией Матери была закрыта, здание использовалось под столовую. В годы советской власти в храме размещался Дом пионеров. Впоследствии помещение храма арендовали разные организации.

В настоящее время храм, к сожалению, утратил свой первоначальный облик. Здание сильно перестроено, на южном фасаде устроены современная эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба, полностью перечеркивающие исторический облик храма. Но церковная жизнь возрождается.

4 августа 2003 года постановлением Главы Павловопосадского района Московской области здание передали Русской Православной Церкви.

Сейчас в храме проводятся реставрационные работы. За последние годы расчищен от мусора и восстанавливается нижний этаж церкви, где будет располагаться крестильный храм, а также подсобные помещения и классы Воскресной школы, вновь засияли кресты на восстановленном четвирике храма. Проводятся работы по благоустройству территории вокруг храма.

Сооружён в 1906 году. В народе эту церковь называли «манаевской» по фамилии городского старосты Федора Порфирьевича Манаева, на средства которого она была построена.

Сто лет назад Павловский Посад был промышленным и торговым городом, в котором развивалось ткацкое производство. На фабриках шили знаменитые павловопосадские платки и шали, выпускали парчу и другие ткани. В городе славились павловские ярмарки, проходившие девять раз в году на Торговой площади в дни церковных праздников, а главной считалась Дмитровская ярмарка, проходившая на Дмитров день и всю последующую неделю. В это время в город съезжался народ со всей округи, звонили на престольный праздник колокола Воскресенского собора. К началу двадцатого века этот храм был приходской церковью для жителей всего города и множества окрестных деревень. Между тем население города увеличивалось, потому что на фабрики постоянно прибывали рабочие из других губерний. В воскресные и праздничные дни единственная приходская церковь города не вмещала всех прихожан.

В 1902 году жители года обращались к московскому губернатору: «Помогите, Ваше превосходительство, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи».

Строителем второго приходского храма в Павловском Посаде судьба определила стать Федору Порфирьевичу Манаеву. Он был городским старостой, купцом и директором детского приюта, который содержал на собственные средства. Манаев задумывался о строительстве собственной домовой церкви для приюта. Но где взять такие деньги? Пять тысяч рублей пожертвовал купец Петр Дмитриевич Долгов, этого было достаточно для строительства приютской церкви. На его средства при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная церковь с тремя престолами: во имя Казанской иконы Божией Матери, Всех Святых и Святого Петра, архиепископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

После Октябрьской революции 1917 года службы продолжались, а в 1927 году церковная община храма насчитывала более сорока человек. В 1930-е годы решением Мособлисполкома церковь Казанской иконы Божией Матери была закрыта, здание использовалось под столовую. В годы советской власти в храме размещался Дом пионеров. Впоследствии помещение храма арендовали разные организации.

В настоящее время храм, к сожалению, утратил свой первоначальный облик. Здание сильно перестроено, на южном фасаде устроены современная эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба, полностью перечеркивающие исторический облик храма. Но церковная жизнь возрождается.

4 августа 2003 года постановлением Главы Павловопосадского района Московской области здание передали Русской Православной Церкви.

29 октября 2003 года состоялся благодарственный молебен. Храм открылся. А 4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией Матери состоялся праздничный молебен с чтением акафиста Казанской иконе Божией Матери. 8 мая 2004 года в храме была отслужена первая Божественная Литургия после долгих лет забвения.

Со дня открытия храма каждую неделю служится молебен с акафистом перед Казанской иконой Божией Матери.

Сейчас в храме проводятся реставрационные работы. За последние годы расчищен от мусора и восстанавливается нижний этаж церкви, где будет располагаться крестильный храм, а также подсобные помещения и классы Воскресной школы, вновь засияли кресты на восстановленном четверике храма. Проводятся работы по благоустройству территории вокруг храма.

Настоятель храма - благочинный церквей Павлово-Посадского округа протоиерей Александр Хомяк.