Презентация по обж "дорожные знаки". Сигналы бедствия Презентация на тему знаки безопасности

Слайд 2

Все мы знаем, что легче предотвратить несчастный случай, чем потом устранять его последствия. А для того чтобы быстро и правильно ориентироваться в той или иной ситуации, вспомнить правила поведения в чрезвычайных условиях и потребовать их соблюдения от других, мы должны быть вовремя предупреждены об опасности. Как же узнать о том, что именно в этом месте нужно быть особенно осторожными, или о том, как действовать в экстремальных обстоятельствах? Для этого существуют специальные знаки, которые так и называются ЗНАКАМИ БЕЗОПАСНОСТИ.

Слайд 3

Виды знаков пожарной безопасности

Знаки безопасности предназначены для того, чтобы подсказать человеку, как вести себя в различных ситуациях. Знаки делятся на подгруппы:- знаки пожарной безопасности, - запрещающие, - предупреждающие, - эвакуационные.Для закрепления материала и проверки усвоенных знаний выполните тест «Знаки безопасности».

Слайд 4

  • Слайд 5

    Направляющая стрелка

    Знак используется только вместе с другими знаками пожарной безопасности. Он указывает направление движения к месту, где находятся средства противопожарной защиты.

    Слайд 6

    Направляющая стрелка под углом 45 градусов

    Знак указывает направление движения к месту, где находятся средства противопожарной защиты.

    Слайд 7

    Пожарный кран

    Знак устанавливается в местах, где находится пожарный кран в комплекте с пожарным рукавом и стволом.

    Слайд 8

    Пожарная лестница

    Знак устанавливается там, где находится пожарная лестница.

    Слайд 9

    Огнетушитель

    Знак указывает на то, что в данном месте находится огнетушитель.

    Слайд 10

    Телефон для использования при пожаре

    Изображение телефонной трубки информирует о том, что в данном месте установлен телефон, по которому можно вызвать пожарную охрану.

    Слайд 11

    Место размещения нескольких средств противопожарной защиты

    Если в каком-либо месте одновременно находятся несколько первичных средств противопожарной защиты, там устанавливается этот знак.

    Слайд 12

    Пожарный водоисточник

    Для того чтобы показать место, где находится пожарный водоём или пирс для пожарных машин, устанавливают этот знак.

    Слайд 13

    Пожарный гидрант

    В квадрате белого цвета с красной каймой изображены буквы «П» и «Г», что означает «пожарный гидрант». Под буквами расположены три стрелки. Рядом со стрелками проставлены цифры, обозначающие расстояние от знака до гидранта в метрах. Устанавливают такие знаки в местах нахождения подземных пожарных гидрантов.

    Слайд 14

    Запрещающие знаки

  • Слайд 15

    Запрещается курить

    Знак устанавливается там, где курение может стать причиной пожара, например, на дверях и стенах помещений (или на участках), где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества.

    Слайд 16

    Запрещается пользоваться открытым огнём

    Знак устанавливается в местах, где открытый огонь может стать причиной пожара: на дверях, стенах помещений, лабораторий, гаражей, мастерских.

    Слайд 17

    Проход запрещён

    Знак обозначает, что проход в данном месте запрещён. Устанавливается он у входа в опасные зоны, помещения, на участки и т. д.

    Слайд 18

    Запрещается тушить огнём

    Там, где расположено электрооборудование или находятся вещества, при возгорании которых нельзя применять воду, устанавливается этот знак.

    Слайд 19

    Запрещается загромождать проходы и (или) складировать

    Знак устанавливается на эвакуационных путях, у выходов, в местах размещения средств противопожарной защиты, аптечек первой медицинской помощи, словом, в местах, доступ к которым всегда должен оставаться свободным.

    Слайд 20

    Предупреждающие знаки

  • Слайд 21

    Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества

    Такие знаки используются для привлечения внимания к помещениям, в которых хранятся легковоспламеняющиеся вещества. Их устанавливают на входных дверях, ёмкостях, дверцах шкафов и т. д.

    Слайд 22

    Взрывоопасно

    Эти знаки используют для привлечения внимания к взрывоопасным веществам, устанавливают их на входных дверях, стенах помещений, дверцах шкафов и т. д. Знак непосредственно не относится к знакам пожарной безопасности, но он предупреждает о ситуации, которая может возникнуть при возгорании.

    Слайд 23

    Опасно. Ядовитые вещества

    Эти знаки предупреждают об опасности отравления. Их устанавливают в местах хранения, выделения, производства и применения ядовитых веществ.

    Слайд 24

    Опасность поражения электрическим током

    Знак предупреждает об опасности поражения электрическим током. Эти знаки устанавливают на опорах линий электропередачи, электрооборудовании и приборах, дверцах силовых щитков, на электрических панелях и шкафах.

    Слайд 25

    Внимание. Опасность

    Знак сигнализирует о прочих опасностях, которые не маркированы соответствующими знаками. Этот знак используется вместе с дополнительными знаками безопасности с поясняющей надписью.

    Слайд 26

    Эвакуационные знаки

  • Слайд 28

    Направление к эвакуационному выходу по лестнице

    Знак устанавливается на лестничных площадках или стенах, прилегающих к лестничному маршу.

    Слайд 29

    Указатель выхода

    Устанавливают знак над дверями эвакуационного выхода.

    Кодовая таблица

    Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

    Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками . Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

    К примеру, я собственными глазами в одном из путешествий смог наблюдать знак с размерами сторон, намного превышающими сто (!) метров. Правда, это был не знак бедствия, а скорее символ человеческой глупости. Кто-то не поленился, ободрал склон возвышающегося над окружающей местностью холма для того, чтобы увековечить одно очень короткое, но емкое русское слово, которое я здесь по цензурным соображениям процитировать не могу.


    Местные летчики не без гордости утверждали, что это титаническое сооружение любителей русской словесности используется для наведения самолетов на родной аэропорт и запросто читается даже из космоса! Так что содержание содержанием, а пример того, что чем больше - тем лучше, очень наглядный.


    Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.
    Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину.
    На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.


    Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

    В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха. Но еще лучше развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

    Каждый знак кодовой таблицы имеет одноединственное известное пилоту поискового самолета значение.

    ! ! ! Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

    Я долго сомневался, стоит ли рассказывать читателю еще об одном способе аварийной сигнализации. С одной стороны, он до смешного прост и потому доступен всякому человеку, не требует никаких дополнительных технических приспособлений, действен - сплошные весомые плюсы. С другой - наносит объективный урон окружающей природе - по нынешним временам минус очень серьезный. А ну как люди, увлекшись, начнут его применять, где надо и где не надо? Но потом подумал, что уж лучше он, чем "сигнальный" пожар.

    К тому же этот способ достаточно трудоемкий, чтобы человек брался за него только скуки или шалости ради. Суть данного способа сигнализации заключается в том, что потерпевшие всеми доступными им способами стараются изменить естественный вид окружающей местности. Выжигают, вытаптывают на земле геометрические фигуры большого размера, вырубают в густолесье искусственные просеки.

    Конечно, удобнее не валить большие деревья, такая работа слишком трудоемка, а, например, подрезать низкий кустарник на опушках леса или берегах водоема. Размер знака (круга, треугольника и т.п.) должен быть 20 м и более, ширина полосы - 3 - 4 м. Вблизи такой знак почти не виден, а вот с высоты в несколько сот метров он сразу бросается в глаза.

    Вообще надо заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру.

    Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно - надеть яркую, лучше оранжевую, а в степи белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком.

    Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию , используемую для передачи информации пилотами поисково-спасательных самолетов и вертолетов.

    1. Прошу взять на борт.
    2. Требуется техническая помощь.
    3. Здесь удобно произвести посадку.
    4. Всё в порядке.
    5. Вас понял, выполняю.
    6. Располагаю радиостанцией.
    7. Здесь приземляться опасно.
    8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
    9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
    10. Да.
    11. Нет.

    Для той же самой цели - - используется еще одна форма сигнализации.
    Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС.

    С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе:

    1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека.

    2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани.

    3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы.

    4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани.

    5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани.

    6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

    ! ! ! Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия , о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

    Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS , или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

    Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах , выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

    Если во время путешествия вы заметили чужой сигнал бедствия - примите все меры для оказания помощи. В первую очередь зафиксируйте место подачи сигнала - снимите с помощью компаса "пеленг", заметьте ориентиры в указанном направлении. Если пострадавшие находятся в труднодоступном месте, на помощь им должны выйти несколько наиболее опытных путешественников. Недопустимо отправлять спасательную команду налегке - без палатки, теплых вещей, питания.

    Уходящие спасатели должны быть полностью автономны, даже если терпящие бедствие находятся в нескольких сотнях метров. Оставшиеся (страхующая группа) немедленно должны приступить к оборудованию аварийного лагеря - разбить палатки, построить убежища, развести костры, вскипятить воду, установить знаки-сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасгруппы, организовать промежуточные лагеря.

    Если возможно, надо немедленно поставить в известность о происшедшем спасательные службы, органы власти и далее действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними действия недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб после окончания спасоперации.

    В случае, когда потерпевшие бедствие решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, они должны пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак - стрелку из международной кодовой таблицы.

    Одновременно на земле на видном месте из камней, кусков льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с залитым стеарином горлышком, в тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается происшедшее, перечисляются имеющиеся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указываются год, число и время, когда оставлена записка.

    У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

    Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу (кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена, с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду) следует брать исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило: "Надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!"

    В ходе движения необходимо как можно чаще помечать свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки видно другую. В местах изменения направления движения следует ставить 2 - 3 большие метки - крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева.

    Рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните: часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.

    С той же целью, особенно в зимнее время, желательно прокладывать свой путь по открытым пространствам, помня, что поисковые самолеты и вертолеты в первую очередь будут осматривать опушки, поляны, просеки, русла замерзших рек, на поверхности которых следы различимы гораздо лучше, чем в густолесье. Для облегчения их задачи на открытых участках маршрута надо стараться оставлять как можно больше следов, например, идя не друг за другом, а развернутым фронтом. Как можно больше оставлять следов имеет смысл на поверхности линейных, доступных для осмотра с воздуха ориентиров: посередине широких просек, на заснеженном льду водоемов. Именно их авиаторы будут осматривать наиболее внимательно.

    По тем же причинам при движении вдоль реки или переправе через водные преграды следует выбирать места с открытыми широкими песчаными пляжами, на которых следы сохраняются довольно долго и хорошо заметны с воздуха.

    В заключение я хочу слегка… разочаровать читателя. Аварийная сигнализация - дело не такое простое, как может показаться по прочтении этой главы. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал кроме вас самих никто не заметит. Особенно это характерно для случаев, когда потерпевших специально не разыскивают.

    Однажды в море мы пытались привлечь внимание проходящего в 10 - 12 кабельтовых от нас небольшого судна. Мы кричали, поднимали и опускали паруса, свистели в боцманский свисток, памятуя, что свист слышен вдвое дальше, чем крик, били ложкой в дно пустой кастрюли. Наконец, запалили сигнальный патрон и одновременно "навесили" над палубой судна ракету. И что же? А ничего - судно продолжало идти своим курсом. Видно, рулевой уткнулся носом в картушку компаса, не желая ничего видеть по сторонам, а уши ему "заложило" рокотом дизеля, доносящимся из машинного отделения.

    Более того, как-то раз точно таким же образом мы, сами того не желая, "проскочили" под самым носом у патрульных кораблей и самолетов в зону учебного отстрела ракет класса "небо - земля" и приплыли под самый борт плавучих мишеней! В день и даже в час учений! И нас снова никто не заметил! А ведь мы и тогда пытались давать сигналы. В том числе и дымовые. Нас никто не видел! Хотя видеть и не пропустить в секретную зону посторонних - прямая обязанность нерадивых охранников.

    Вот тогда мы и поняли: на аварийные сигнальные средства надейся, да сам не плошай.

    Последний совет касается не столько технологии аварийной сигнализации, сколько общечеловеческой этики.

    Всякая спасательная операция отвлекает большое число людей от основной работы, подвергает их жизни повышенному риску, не считая крупных финансовых затрат. Поэтому прежде чем решиться подать сигнал бедствия, надо семь раз подумать! Любой сигнал бедствия следует применять только в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или здоровью людей! Несколько десятков километров, которые предстоит пройти, стертые ноги или несоблюдение сроков похода, я уж не говорю о таких меркантильных причинах, как боязнь опоздать из отпуска, пропадающие авиационные билеты и пр. - не повод для подачи аварийного сигнала и развертывания крупномасштабных спасательных операций.

    С той же целью после благополучного завершения аварии следует снять все аварийные сигналы или, если это невозможно, известить местные власти, спасательные службы, авиаторов, что в указанных районах сигналы (указать, какие конкретно) "нерабочие". К сожалению, известны случаи, когда путешественники уже много дней как были дома, а спасательные отряды, поднятые по тревоге, продолжали прочесывать местность в поисках пострадавших.

    Кроме "внешней" аварийной, полезно заранее разработать и в момент аварии использовать внутреннюю сигнализацию . Некоторые из возможностей звуковых, световых, жестовых сигналов приведены на рисунке. Сигнал подается с периодичностью сигналов азбуки Морзе при помощи свистка, крика, фонаря, факела или с помощью "ручного семафора". Промежуток между сигналами равен 4 - 5с - трем тире.

    1. Две руки вверх, или непрерывные длинные сигналы (тире) - "Требую внимания. Наблюдайте за мной".
    2. Одна рука вверх, или один короткий сигнал (точка) - "Мне требуется помощь одного-двух человек".
    3. Встать боком, рука впереди себя, большой палец вверх, или один длинный сигнал (тире) - "У меня все нормально".
    4. Две руки в стороны или два длинных сигнала (тире) - "Ничего не предпринимайте. Действую самостоятельно".
    5. Рука в сторону или два коротких сигнала - "Идите ко мне".
    6. Частое махание поднятыми руками или непрерывные короткие сигналы - "Аварийная ситуация. Требуется немедленная помощь".
    7. Одна рука вверх, другая в сторону или чередование коротких и длинных сигналов - "Осмотритесь (прислушайтесь) по указанному мною направлению. Снимите азимут".

    Сигналы привлечения внимания :

    1. Оранжевый дым ПСНД, дымовых шашек;
    2. Малиновый огонь ПСНД, фальшфейеров, факел-свечей, дымовых шашек;
    3. Звездочки и вспышки ракет, патронов-мортирок, трассирующих пуль;
    4. Блики сигнальных зеркал;
    5. Знаки-сигналы на местности;
    6. Оранжевые цветовые пятна на воде;
    7. Свет и дым костров;
    8. Яркая одежда;
    9. Блики самодельных зеркал, фольги;
    10. Радиобуи и радиостанции;
    11. Звуковые сигналы;
    12. Световые сигналы азбукой Морзе;
    13. Флаги-сигналы;
    14. Сигнальные туры;
    15. Воздушные шары и змеи;
    16. Затесы и другие импровизированные метки.

    Ветолет спешит на помощь

    Сигнальное зеркало

    Сигнальное зеркало как средство сигнализации применяется только при солнечной погоде. Эффективность его использования довольно высокая. Так, при угле стояния солнца 130° яркость светового «зайчика» составляет 4 млн свечей, а при угле 90° она возрастает до 7 млн свечей. Вспышку солнечного «зайчика» можно обнаружить гораздо раньше, чем любой другой сигнал, подаваемый с поверхности земли в дневное время при солнечной погоде. С самолета, летящего на высоте 1–1,5 км, такую вспышку обнаруживают на расстоянии до 24 км. Именно солнечный «зайчик» сигнального зеркала, изготовленного Чечони (механик дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Центральной Арктике весной 1928 г.) из деревянной дощечки, оклеенной станиолем из-под плитки шоколада, оказался тем единственным сигналом, который заметил командир итальянского спасательного самолета.
    Сигнальное зеркало может быть как стеклянным, так и металлическим, желательно со сторонами 10–12 см, с небольшим отверстием в центре. Стеклянное зеркало должно быть двусторонним, а металлическое – иметь хорошо отполированные поверхности пластины с обеих сторон.
    При появлении летательного аппарата (вертолета или самолета) необходимо встать против солнца и смотреть через отверстие на летящий вертолет (самолет), держа зеркало на небольшом расстоянии перед собой в полусогнутой руке. Турист будет видеть на поверхности зеркала отражение своего лица и световое пятно на нем от отверстия в зеркале. Для того чтобы отраженные от зеркала лучи солнца были направлены на вертолет или самолет, следует зеркало поворачивать или наклонять до тех пор, пока световое пятно не совместится с центральным отверстием. Яркая блестящая поверхность зеркала или металлической пластины при его покачивании дает прерывистые вспышки, на которые в воздухе легко обратить внимание экипажа летательного аппарата (рис. 10, а ).

    В случае, если отсутствует двустороннее зеркало или металлическая пластина, можно использовать в целях сигнализации и обычное одностороннее зеркало без отверстия, пользуясь следующей процедурой: а) держа зеркало одной рукой близко у лица, расположить его так, чтобы отраженный луч был направлен примерно в нужном направлении, т. е. на летящий вертолет или самолет; б) вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и «посадить» его на конец отведенного большого пальца; в) уточнить наклон зеркала, чтобы отведенный большой палец был освещен отраженным светом. Теперь отраженный луч направлен на летящий вертолет. Точность наведения луча по этому способу ниже, чем со специальным сигнальным зеркалом (рис. 10, б ).

    В случае, если нет зеркала, в качестве заменителя можно попытаться использовать блестящее донышко от консервной банки, кусок какой-либо металлической пластины, т. е. любые предметы, отражающие солнечные лучи.

    Подручные средства

    Туристы, терпящие бедствие, для обозначения своего местонахождения могут использовать подручные средства, имеющиеся в их распоряжении.
    Яркие предметы одежды, снаряжение (палатки, тенты, накидки, рюкзаки и др.) можно в виде флагов развесить на деревьях, шестах и, желательно, на более возвышенном месте по отношению к окружающей местности. При наличии реки или ручья, протекающих в лесном массиве, можно использовать в целях сигнализации палатку или тент яркой расцветки, натянув их над рекой или ручьем (рис. 11 ).

    В целях сигнализации можно использовать и окружающую местность, внося в нее изменения, хорошо заметные с воздуха. В этих целях можно вырубить кустарник в виде круга, квадрата или иных геометрических фигур, вытоптать ногами или лыжами аналогичные или другие фигуры на снегу. Желательно, если позволяет местность, размеры знаков или фигур довести до 30–50 м по сторонам или диаметру, чтобы их легче было заметить с воздуха. В случае, если имеется водоем со стоячей водой, поверхность воды можно окрасить порошком флюоресцеина или уранина, образовавшееся пятно от которого бывает хорошо заметно с воздуха и, как правило, привлекает внимание не только поисковых вертолетов, но и пролетающих в данном районе экипажей летательных аппаратов.
    В качестве средства сигнализации можно использовать изготовленный плот, закрепить его на поверхности водоема с помощью якорей и разжечь на нем костер при появлении вертолета.
    Можно использовать валуны, складывая из них различные фигуры, которые могли бы привлечь внимание поискового вертолета, деревья, соорудив из них какие-либо геометрические фигуры.
    В ночное время для сигнализации пригодны обычные фонари. Сигналы с помощью электрофонаря более заметны, если они подаются включением и выключением.
    Кроме упомянутых средств сигнализации участники туристских групп, совершающих походы с активными способами передвижения, маршруты которых проходят вдали от населенных пунктов, особенно в труднопроходимых районах, должны знать кодовую таблицу международных визуальных сигналов «Земля – Воздух», подаваемых экипажу любого летательного аппарата в случае какого-либо чрезвычайного происшествия (рис. 12 ).
    Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля – Воздух» :

    1 – нужен врач – серьезные телесные повреждения; 2 – нужны медикаменты; 3 – не способны двигаться; 4 – нужны пища и вода; 5 – требуются оружие и боеприпасы; 6 – требуются карта и компас; 7 – нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанция; 8 – укажите направление следования; 9 – я двигаюсь в этом направлении; 10 – попытаемся взлететь; 11 – судно серьезно повреждено; 12 – здесь можно безопасно совершить посадку; 13 – требуются топливо и масло; 14 – все в порядке; 15 – нет или отрицательно; 16 – да или положительно; 17– не понял; 18 –требуется механик; 19 – операции закончены; 20 – ничего не обнаружено, продолжаем поиски; 21 – получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении; 22 – мы нашли всех людей; 23 – мы нашли только несколько человек; 24 – мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу; 25 – разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении.

    Примечание.

    1. Сигналы 1–9, 12, 14–17, 20, 22–25 используются участниками туристской группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, или по указанию начальника поисково-спасательной службы принимают участие в поисках (оказании помощи) другой туристской группе.
    2. Сигналы 19–25 используют в основном при наземном поиске пропавшей туристской группы.

    Сигналы международной кодовой таблицы можно выложить из ярких предметов одежды и снаряжения, а при внезапном появлении вертолета или самолета сигнал могут изобразить сами туристы, для чего следует лечь на поверхность земли или снежного покрова. В зимний период, если позволяет снежный покров, знаки можно вытоптать на открытой и относительно ровной местности. Для того чтобы знаки были более заметны с воздуха, их можно (при наличии в спасфонде или при подземных исследовательских работах) окрасить с помощью порошка флюоресцеина или уранина.
    Сигнал можно также выложить, использовав в этих целях лыжи и лыжные палки, стволы деревьев и другой подручный материал.
    Если туристской группе, обнаруженной поисковым вертолетом, сброшен вымпел с вопросами, то отвечать в первую очередь следует на поставленные вопросы. Например, с вертолета сброшен вымпел со следующими вопросами: «Являетесь ли вы группой из школы 46 города Новосибирска (условно ), руководитель Паршин?» Если являетесь, то ответ необходимо выложить в виде знака 16, что означает: «Да». Вполне естественно будет задан вопрос о необходимости оказания какой-либо помощи. В случае надобности медицинской помощи, если даже и не являетесь вышеуказанной группой, следует выложить один из знаков (1–3) или последовательно все три в зависимости от сложившейся ситуации.

    Сигнализация с воды

    Не исключено, что с туристской группой, совершающей поход по большой водной акватории, может произойти какое-либо чрезвычайное происшествие, для ликвидации последствий которого потребуется помощь извне. Для подачи сигнала бедствия могут быть использованы:

      мобильные средства связи;

      радиобуй для подачи сигнала через систему КОСПАС-САРСАТ;

      сигнальное зеркало (в солнечную погоду и при появлении летательного аппарата);

      ракеты, сигнальные патроны;

      электрофонари в ночное время и импровизированный факел из подручных средств;

      специальный порошок (флюоресцеин или уранин) для окрашивания воды.

    Порошок для окрашивания воды, сигнальное зеркало, ракеты, сигнальные патроны, электрофонари, факел – все это используется только в случае появления вертолета или самолета. Следует помнить, что цветовое пятно, образующееся от порошка, при наличии волнения или довольно сильных поверхностных течениях быстро исчезает.
    Сигналы, подаваемые с помощью электрофонаря, как уже говорилось, более заметны, если подаются включением и выключением. При отсутствии электрофонаря или отказе источников питания (батареек) сигнал при появлении вертолета можно подать с помощью факела, предварительно его приготовив из рубашки, майки и других предметов одежды или снаряжения. Наготове следует держать необходимое количество горючего, отлитого из примуса или запасной канистры, если таковая имеется. При отсутствии металлических стоек для палатки можно для изготовления факела использовать весло. В случае потери весел можно использовать предметы посуды (миску, котелок и др.), положив в них тряпки, смоченные горючим, которые следует поджечь в момент появления вертолета, соблюдая, естественно, все меры предосторожности, чтобы не получить ожог какой-либо части тела.
    Вот те основные тонкости применения вертолета при проведении поисково-спасательных работ, которые нам рассказали приютившие нас спасатели на время выздоровления Андрея Ильича».

    Заключение

    Поисково-спасательная служба при возникновении чрезвычайного происшествия в какой-либо туристской группе нередко привлекает к проводимым работам участников не только той группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, но и участников других туристских групп, путешествующих в данном районе или прибывших в поисково-спасательную службу для постановки на учет с целью совершения заявленного путешествия, что предусмотрено Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293.
    Поэтому и тем и другим необходимо иметь если не навыки, то хотя бы элементарные представления об основных моментах, связанных с организацией и проведением поисково-спасательных работ с применением вертолета. В первую очередь это касается туристских групп, которые, как уже было сказано, совершают свои походы вдали от населенных пунктов и в условиях сложного рельефа. В случае возникновения чрезвычайного происшествия в туристской группе доставка спасателей в короткие сроки возможна, как правило, только с помощью вертолета. И не только доставка спасателей, но и поиск туристской группы, просрочившей установленный контрольный срок окончания похода. Знание и умение организовать подачу различных сигналов с земли поисковому вертолету, подобрать и оборудовать временную посадочную площадку для вертолета, поместить пострадавшего в носилки, спущенные с вертолета, в случае невозможности его приземления в месте чрезвычайного происшествия – все это является одним из залогов успешного проведения поисково-спасательной операции.

    P.S. Рассказ Марины, участницы похода, записал, дополнил, исправил, проиллюстрировал, а также написал заключение

    Владислав Носырев

    Светлана Диденко
    «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Знаки всякие важны» «История светофора» «Внимание! Опасность!»

    . Краткая аннотация работы :

    Современные ИКТ позволяют нам, педагогам, наиболее тщательно готовиться к непосредственно образовательной деятельности. Сделать процесс воспитания, обучения и развития детей интересным, увлекательным и поучительным. Мною были разработан ряд дидактических игр - презентаций с использованием ИКТ по разным образовательным областям.

    Интерес к таким материалам велик, его используют в образовательной деятельности мои коллеги. Родители проигрывают эти игры с детьми дома, что позволяет вести непрерывный развивающий процесс дома и в ДОУ.

    Я представляю игры – презентации по теме : «Основы безопасности жизнедеятельности »

    «Знаки всякие важны »

    «История светофора »

    «Внимание ! Опасность

    Воспитание безопасности – непрерывный систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста. Обучение основам безопасности – это формирование знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности . Игры и занятия с детьми по обучению ОБЖ формируют обобщенные представления об окружающем мире, учат ребенка обеспечивать свою безопасность . Наша цель научить детей адекватному поведению в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах города и в привычной, домашней обстановке.

    другие презентации о чрезвычайных ситуациях

    «Жизнь человека» - Угрозы безопасности жизнедеятельности человека: П. Ф. Лесгафт. Чтобы стать управляемым, движение должно быть ощущаемым. А. А. Кадочников. Физиология движений и активности. Основы педагогической системы. Какими механизмами должен быть получен результат? Когда именно должен быть получен результат? Н. А. Бернштейн.

    «Безопасность ребёнка» - «Труд». Детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности». Цикл имеет целью изучение сформированности у детей навыков ориентации в окружающей действительности, адаптационных возможностей безопасного поведения на улицах и дорогах города, в основе которых лежат двигательные, коммуникативные, рефлексивные, психофизиологические, возрастные, личностные и социальные установки.

    «Учебные задания» - Разноуровневые задания. Выявление способностей каждого учащегося и формирование групп. Совершенствование способностей и навыков учащихся при индивидуальном руководстве. Актуальность темы: Карточки Тесты Создание презентаций Практические задания. Учитель ОБЖ Т.Р.Ошмарина. Задачи: Выявление задатков и способностей каждого учащегося.

    «Образование ОБЖ» - При составлении рабочих программ необходимо руководствоваться Рекомендациями представленными в письме Министерства образования и науки Челябинской области от 21.07.2009 г. № 103/3404. С девушками 10-11 классов (по усмотрению) организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов).

    «Гидродинамические аварии» - Консервы. Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Сухое печенье. Соберитесь в пункте эвакуации. Копчености. Соберите запас простейших медикаментов. Необходимо взять теплые вещи (три смены вещей). С собой берется термос и фляга. Соберите запас продуктов и воды на 3 дня. Концентраты. Включите телевизор или радио – выясните тип чрезвычайной ситуации.