«Адмирал Григорович» против «Арли Бёрк»: что сделает наш фрегат с кораблями США. Адмирал Григорович (сторожевой корабль) Корабль адмирал григорович характеристики

Возрождающаяся военно-морская мощь России радует всех истинных патриотов. После долгих лет, в течение которых флот приходил в упадок, наконец-то началось его перевооружение, сопровождающееся вводом в строй новых боевых единиц, соответствующих требованиям нового века. Среди них фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», спущенный на воду 14 марта 2014 года.

Что такое русский фрегат

В советской классификации ВМФ такого класса кораблей, как фрегат, не было. Строились большие и сторожевики (СК), которые и несли основную нагрузку в деле обеспечения нерушимости протяженных водных рубежей СССР. С 1968 года на вооружение флота начали поступать военные суда проекта 1135, строящиеся на заводе «Янтарь». Серию из восемнадцати кораблей, как водится, назвали в честь первой ее единицы, «Буревестника». Сторожевую службу несли также «Нореи» (проект 11351), построенные в большем количестве (39 штук). Некоторые из них по-прежнему в строю, но время и морские волны беспощадны, техника имеет свойство изнашиваться и стареть морально. Опыт, полученный судостроителями при разработке этих типов, учтен. На смену им придут корабли нового проекта - 11356. Класс «Адмирал Григорович» соответствует принятому во многих флотах мира понятию «фрегат» как по водоизмещению, так и по боевым возможностям. Возможно, этот класс приживется в российском ВМФ.

В честь кого назван корабль и серия

Проект «Адмирал Григорович» в ближайшие годы будет продолжен еще четырьмя уже заложенными фрегатами, носящими имена прославленных русских адмиралов Эссена, Макарова, Бутакова и Истомина. Флотоводцы эти известны главным образом людям, интересующимся историей России и ее вооруженных сил. Все они прославились во время героической обороны Порт-Артура в период Русско-японской войны 1905-1907 годов. При этом менее всего наши сограждане знают о том, в честь которого назван титульный корабль серии - фрегат «Адмирал Григорович». Возможно, произошло так потому, что биография заслуженного военно-государственного деятеля не вполне соответствовала представлениям советских пропагандистов о патриотизме.

От мичмана до адмирала

И. К. Григорович родился в 1853 году. Он пришел на флот мичманом, выпускником морского училища. Знания от получил отменные, по этой причине его, двадцатипятилетнего офицера, отправили в Североамериканские Штаты в составе группы специалистов для приемки четырех кораблей класса «крейсер», заказанных на филадельфийских верфях. Через пять лет, в 1883 году, Григорович впервые стал командиром совсем скромного «Колдунчика», не выходящего из портовой гавани. Казалось, карьера продвигается не очень успешно, но талантливого, усердного и не ропщущего офицера начальство заметило. Последовало несколько переводов, служба становилась тяжелее, но интереснее.

Судьба адмирала

В конце XIX столетия он служит военно-морским атташе в Лондоне, а в 1904 году получает новое назначение на пост командира флотской базы в Порт-Артуре, в который прибыл на мостике «Цесаревича», броненосца. Во время японской осады И. К. Григорович проявил себя с самой лучшей стороны, сумев обеспечить оборону всем необходимым. С 1911 года вице-адмирал занимает пост министра императорского флота России. Его замыслы нашли свое развитие уже после 1917 года. Все линкоры Советской России, треть и почти половина крейсеров спущены на воду в предвоенные годы по разработанным Григоровичем программам модернизации. Сам адмирал, однако, большевистской власти не принял, жил после революции на французском Лазурном берегу, где - после шестилетней эмиграции - в 1930 году скончался.

Последнее упокоение прах заслуженного русского государственного и военно-морского деятеля обрел в 2005 году. Согласно завещанию усопшего, он захоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

Внешний вид корабля

Спуск «Адмирала Григоровича» на воду состоялся 14 марта, с некоторой задержкой, вызванной непогодой. В церемонии принимали участие праправнук флотоводца Артем Московченко, а также его внучка которая и разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. Так впервые встретился с морскими волнами корабль "Адмирал Григорович". Фото запечатлело этот торжественный момент. Нет сомнения в том, что признание заслуг флотоводца перед родной страной растрогало его потомков.

По словам родственницы, дед был начальником строгим, он непременно проверил бы все, от кормы до носа, перед тем как принять фрегат. Григорович, по всей видимости, остался бы доволен результатом инспекции. Корабль вышел на славу. Унаследовав все лучшие качества предыдущих проектов, этот многоцелевой корабль приобрел новые свойства, характерные для самых современных образцов морского вооружения. Его подводные обводы обеспечивают прекрасные судоходные качества, а корпус и надстройки выполнены с применением технологий малой заметности. Оборудование соответствует самому последнему слову техники и электроники. Выглядит фрегат «Адмирал Григорович» внушительно, современно и динамично.

Назначение корабля

Каждый военный корабль строится с какой-то целью, для выполнения вполне конкретных задач. Этот вид вооружений отличается от многих других очень высокой стоимостью и самой единицы, и ее последующей эксплуатации.

Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» предназначен для боевой службы в Средиземноморском бассейне, а местом его базирования с самого начала планировался город русской славы - Севастополь. Черноморский флот нуждается в современных кораблях, возросшая активность стран НАТО в регионе диктует необходимость ответных мер. Впрочем, автономная дальность (около пяти тысяч допускает и выход за пределы очерченной зоны патрулирования, например, для борьбы с пиратами, а также в иных экстраординарных случаях. Задачи, которые может решать фрегат «Адмирал Григорович», весьма разнообразны. Он в состоянии успешно противостоять торпедным, воздушным и ракетным атакам, способен дать отпор враждебным действиям. Вооружений, находящихся на борту, вполне достаточно, чтобы поразить любую подводную или надводную цель, включая авианесущие крупнотоннажные корабли.

Комплекс вооружений

Главное оружие корабля - пусковые установки «Калибр-НК» для крылатых ракет «Оникс» (3М-54ТЭ). Их восемь, это очень серьезные системы, которые в состоянии поразить любой объект на море и на суше. В мире им нет аналогов.

Для защиты от возможных атак с воздуха корабль «Адмирал Григорович» оснащен двумя системами ПВО, носящими названия «Штиль-1» (в арсенале 36 управляемых ракет) и «Палаш». Первый из них - ракетный многоканальный, что означает возможность вести и поражать несколько целей одновременно. Второй представляет собой высокоэффективный как и две системы «Кортик», также отвечающие за безопасность воздушного пространства. Две установки А-190 конструктивно содержат самые скорострельные орудия в мире калибром 100 мм. Два ТА вмещают каждый по три 533-мм торпеды. Довершают мощную защиту проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Ну и, конечно же, фрегат 11356 «Адмирал Григорович», как любой современный сторожевой корабль, не обошелся без собственного авиакрыла в виде вертолета Ка-31 (возможно применение Ка-27 ПЛ).

Малая заметность

В наши дни под маскировкой понимают не только раскраску в камуфляжные цвета, которыми обеспечивается максимальная скрытность на фоне морской воды и неба. Это тоже нужно, визуальное обнаружение остается одним из важнейших способов разведки, но важнее оставаться невидимым для радаров вероятного противника. Принцип радиолокации остается тем же, что и на заре ее изобретения. Отраженный электронный луч высокой частоты отображает на экране расположение всех предметов, возвышающихся над уровнем моря. Чтобы уменьшить заметность, можно действовать двумя методами: перенаправлять поток частиц в другую сторону или поглощать излучения. В комплексе эти меры получили название «технологии Стеллс». Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» и, конечно же, все последующие корабли этой серии, обладают малой заметностью для локаторов вероятного противника. Достигнуто это особой формой корпуса, с очертаниями, состоящими из наклонных плоскостей, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение судна с помощью РЛС. Основная часть вооружений и оборудования скрыты за экранирующими поверхностями. Разумеется, совершенно невидимым для радаров корабль сделать невозможно, но найти в море фрегат «Григорович» будет довольно затруднительно.

Модули

По традиционной технологии корпус судна закладывается на стапеле, далее выстраивается снизу вверх целиком. Так строились корабли с древнейших времен. Но в последние десятилетия технология стала несколько другой. она учитывает необходимость быстрой модернизации и установки нового оборудования, иногда крупногабаритного. Корпус строится по частям, таким образом, чтобы, если будет необходимость в расстыковке, то это бы не вызывало технологических проблем. Строительство фрегата «Адмирал Григорович» производилось модульным способом, наиболее прогрессивным на сегодняшний день. У корабля есть запас модернизационного потенциала, позволяющий заменять любые узлы, от силовых агрегатов до электрооборудования.

Индийский фрегат

Государственно предприятие завод «Янтарь» существует с победного 1945 года. В немецком Кенигсберге была верфь «Шихау», которая стала основой корабельного производства после войны, когда этот прибалтийский город стал советским. За время существования завода здесь спущены на воду более полутора сотни судов, преимущественно боевых.

С 2007 года по заказу индийского правительства на Прибалтийском заводе выполняется специальный заказ: строятся корабли для ВМС дружественной страны. Проект тот же, 11356, по которому создан фрегат «Адмирал Григорович». Разница, однако, существенная. Общим элементом у двух «братьев» является корпус, а оборудование и вооружение отличаются. Индийские фрегаты вооружены ракетными комплексами «Брамос», с вертикальными пусковыми установками.

Мореходные качества русских кораблей настолько понравились покупателям, что они изъявили желание строить их самостоятельно, по закупленной технической документации. Им оказывается всесторонняя помощь в рамках программы военного сотрудничества. Названия первых четырех фрегатов индийской серии - «Тальвар», «Таркаш», «Триканд» и «Тег».

Комплекс РЭБ

Радиоэлектронная борьба со средствами связи и управления противника стала в настоящее время главнейшей задачей, успешное решение которой практически гарантирует победу над любым врагом. Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» вооружен четырьмя КРЭБ ПК-10 «Смелый». Эти десятиствольные установки напоминают реактивные бомбометы, но задача у них другая. Вместо непосредственного поражения кораблей противника они выпускают снаряды, способные вывести из строя электронику боевых средств врага. Создаваемые помехи лишат флот неприятеля возможности информационного обмена, ослепят радары, выведут из строя системы противовоздушной обороны.

Системы управления стрельбой

Давно прошли времена, когда стреляли «на глазок». Даже совершенные уже не удовлетворяют требованиям военных моряков в силу скоротечности обстановки на морской арене военных действий. Принимать решения об открытии огня - прерогатива командира, а вычислять параметры выстрела экипаж доверяет автоматике. Корабль «Адмирал Григорович» имеет на борту мощнейшие вычислительные комплексы, служащие для быстрого наведения оружия на цель. Информация поступает от РЛС «Пума», пусками ракет занимается система управления «Вымпел» 123-02, а за торпеды отвечает ПУТС «Пурга-11356».

Размеры и количества

О размерах кораблей судят по водоизмещению. «Адмирал Григорович» - сторожевой корабль, а потому он не должен быть огромным, как авианосец. Его осадка невелика, до 7,5 метров, что вполне соответствует характеристикам Черного моря, которое во многих местах мелководно. Водоизмещение равно примерно четырем тысячам тонн, что тоже не говорит о колоссальных размерах. К примеру, у крейсера «Петр Великий» оно достигает 25 тыс. тонн.

Фрегат «Адмирал Григорович»: фото и пропорции

Фрегаты - корабли крупные, но не самые большие. В этом залог их маневренности, скорости и скрытности. Однако и маленьким нельзя назвать фрегат «Адмирал Григорович». Фото, представленные пресс-службой ВМФ, красноречиво указывают на довольно большую длину (125 метров). Корпус вытянут, корабль как бы «сжат» по бортам, что свидетельствует о его ходкости. Силовая установка, состоящая из двух разгоняет судно до 30 узлов, а в форсажном режиме - еще быстрее.

Экипаж состоит из 18 офицеров, 142 матросов и двадцати морпехов, всего 180 человек. Управление столь сложным кораблем, как фрегат «Адмирал Григорович», требует высокого уровня выучки, слаженности и сплоченности. В команде его могут служить только истинные профессионалы, любящие море и, конечно же, Родину.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 июня 2016 г. на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград) ожидается передача ВМФ России фрегата проекта 11356 "Адмирал Эссен", названного в честь адмирала военно-морского флота Российской империи Николая фон Эссена (1860-1915).

История проекта

Корабли проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357) - серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны .

Модификация фрегатов типа Talwar ("Тальвар", проекты 11356 и 11356А), которые строились на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 гг. В свою очередь, "индийские" фрегаты разрабатывались Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург) как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 "Буревестник".

В середине 2000-х гг. ВМФ России испытывал острую потребность в обновлении корабельного состава. Средний возраст надводных кораблей составлял около 20 лет, одновременное нахождение в боевом составе разнотипных боевых единиц одного и того же класса вызывало большие проблемы со снабжением и ремонтом - например, на тот момент в состав ВМФ РФ входило восемь сторожевых кораблей семи разных проектов. Ввод в строй фрегатов новых проектов (22350 и 20380) затягивался из-за сложностей с проектированием и строительством.

В этой связи было принято решение заложить серию сторожевых кораблей на базе проекта 11356, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями. В тендере на строительство участвовал ряд предприятий Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), победителем стал входящий в ОСК Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).

В 2010 и 2011 гг. Минобороны заключило с предприятием два контракта на строительство в общей сложности 6 сторожевых кораблей. Стоимость каждого контракта составила 40 млрд рублей (около 13 млрд рублей за один корабль). Предполагается, что все шесть фрегатов войдут в состав Черноморского флота РФ.

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль проекта 11356Р предназначен для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, дозорной службы, патрулирования, охраны морских коммуникаций.

  • длина фрегата составляет 124,8 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,2 м;
  • полное водоизмещение 4035 т;
  • скорость полного хода - 30 узлов;
  • дальность плавания - 4 тыс. 850 морских миль (на скорости 14 узлов);
  • автономность плавания - до 30 суток;
  • экипаж - 180 человек (в том числе 18 офицеров).

Главная энергетическая установка - газотурбинная (два форсажных и два маршевых двигателя мощностью соответственно 22 тыс. л. с. и 8 тыс. 450 л. с. каждый).

Двигатели для первых фрегатов поставило украинское предприятие "Зоря"-"Машпроект" (г. Николаев). Вторую партию из трех кораблей планируется комплектовать двигателями российского производства.

В 2015 г. Минпромторг РФ определил головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта НПО "Сатурн" (Рыбинск). Начало поставок газотурбинных двигателей на ПСЗ "Янтарь" предварительно запланировано на конец 2017 - начало 2018 г.

Вооружение

  • 8 вертикальных пусковых установок ракетного комплекса "Калибр-НК". Эти ракеты могут поражать надводные, береговые и подводные цели на расстоянии до 2 тыс. км.
  • Зенитные ракетные и артиллерийские комплексы "Штиль-1", "Палаш" и АК-630М.
  • Универсальную артиллерийскую установку А-190 (калибра 100 мм).
  • Торпедные аппараты калибра 533 мм.
  • Реактивную бомбометную установку РБУ-6000.
  • Боевая информационно-управляющая система "Требование-М" разработана НПО "Меридиан" (Санкт-Петербург).
  • Фрегат оснащен ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).

Корабли проекта

  • Головной корабль серии "Адмирал Григорович" (заводской номер 01357) был заложен на заводе "Янтарь" 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г.
  • 7 ноября 2014 г. спущен на воду второй фрегат - "Адмирал Эссен" (заводской номер 01358), который был заложен 8 июля 2011 г. Весной 2016 г. корабль завершил государственные испытания , готов к передаче флоту.
  • Третий фрегат - "Адмирал Макаров" (заводской номер 01359) - заложен 29 февраля 2012 г., спущен на воду 2 сентября 2015 г. Передача флоту планируется в первой половине 2016 г.
  • Строительство еще двух фрегатов - "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360, заложен 12 июля 2013 г.) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361, заложен 15 ноября 2013 г.) - было приостановлено весной 2015 г. из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок. "Адмирал Бутаков" был спущен на воду в начале марта 2016 г. Сроки передачи флоту второй тройки фрегатов проекта 11356 будут зависеть от темпов освоения НПО "Сатурн" производства газотурбинных двигателей.
  • О закладке шестого фрегата серии - "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) - официально не сообщалось. Однако, согласно интервью гендиректора ПСЗ "Янтарь" Эдуарда Ефимова, опубликованному газетой "Страж Балтики" 22 апреля 2016 г., корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

5 июля 2015 г. главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил журналистам на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, что вместо этих крупных кораблей для нужд Черноморского флота будет построено 18 малых ракетных кораблей нового проекта 22800. Однако в августе 2015 г. пресс-служба "Янтаря" сообщила о возобновлении строительства, а в октябре того же года подтвердила, что продолжает выполнять заказ Минобороны.

В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артур. Одна из шестнадцати выпущенных японцами торпед попала в броненосец «Цесаревич ». Порядок на раненном корабле был восстановлен сразу, как только на мостике появился капитан 1 ранга Григорович. Прошло всего несколько часов, как он отметил свой 51 день рождения. Спокойным голосом командир отдавал приказы, которые моряки безукоризненно выполняли. Броненосец посадили на мель и всю ночь отбивались от вражеских миноносцев. Через три месяца корабль вернулся в строй.

биография русского адмирала Григоровича Ивана Константиновича

Иван Константинович Григорович родился на Васильевском острове. Его отец служил на флоте и был генерал-майором, потомственным дворянином Полтавской губернии, а мать Мария Егоровна была урожденной баронессой фон дер Ховен-Приваловской. В последствие семья Григоровича переехала в Кронштадт, а потом в Ревель. В 1869 году отец решил отдать сына в морской корпус. После успешного окончания Иван Константинович был произведен в гардемарины, а в 1875 году - в мичманы. Морская служба нравилась молодому офицеру и в 1878 году Григорович и еще несколько русских моряков на пароходе «Цимбрия » с целью отвлечения внимания Великобритании от русско-турецкого театра военных действий отправился в Северную Америку, где вошел в состав экипажа корабля «Забияка», одного из четырёх крейсеров, строящихся на верфи компании «American Company William Cramp & Sons » в Филадельфии для России. После нескольких морских походов мичман Григорович в 1879 году вернулся в Кронштадт. В период с 1883 по 1899 год проходил службу на кораблях различных флотов Российской империи. 15 февраля 1899 года капитан 1 ранга Григорович принял командование новейшего эскадренного броненосца «Цесаревич», а в 1903 году прибыл в Порт-Артур, где и вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Вскоре началась русско-японская война.

Надежда на то, что замена Старка О. В. энергичным Макаровым позволит добиться перелома в войне, не оправдалась - 31 марта 1904 года погиб. Ослабленная эскадра укрылась на внутреннем рейде Порт-Артура. Став полными хозяевами моря японцы осадили крепость.

В апреле 1904 года по вышечайшему повелению Иван Константинович Григорович назначается главным командиром порта и военным губернатором Порт-Артура с производством контр-адмиралы. Во многом благодаря Григоровичу русская эскадра, базируясь в осажденном городе почти до последних дней, сохраняла способность сражаться на море и содействовать армии. Сколько сил, ума и дипломатичности надо было приложить, чтобы заставить дружно работать вместе офицеров флота и армии, чинов гражданских ведомств и вольнонаемных из местных китайцев. Но судьба Порт-Артура решалась не в море, а на суше.

В 1905 году Российская империя оказалась среди второразрядных морских держав, таких как Италия и Австро-Венгрия. Ее свободная морская сила Балтийский броненосный флот прекратил существование. Флот, запертый в Черном море, взять эту роль на себя не мог.

По возвращению в Россию адмирал Григорович был прикомандирован к Адмиралтейству. Летом 1905 года ему находят должность, и он назначается начальником штаба главного командира Черноморского флота. Известные события на Черноморском флоте привели Григоровича в крайнее смущение. Он понимал, что с таким состоянием дел можно полностью утратить флот. Череда восстаний на кораблях и в береговых частях черноморского флота вынудило правительство произвести полные кадровые перестановки. Григорович был назначен в Либаву командиром порта имени Александра III. Не спокойно было и там. В октябре 1908 года адмирал получил новый перевод по службе в Кронштадт.

После русско-японской войны морское Адмиралтейство долгое время оставалось без головы. Каждые два года приходил новый начальник ведомства. Едва войдя в курс дел, он уже должен был сдавать их преемнику. На флоте понимали, что требовался деятель как великий князь Константин Николаевич. И такой адмирал нашелся. 9 февраля 1909 года командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта Григоровича Ивана Константиновича назначают заместителем морского министра Российской Империи.

русский адмирал Григорович Иван Константинович

После русско-японской войны главными силами военных флотов стали . Броненосцы, потерянные Россией в Порт-Артуре и Цусиме утратили значение. Страна получила уникальный шанс включиться в новый тур гонки морских вооружений почти на тех же условиях, что и ее соперники. Но время шло, а дело стояло на месте. Препятствием на пути строительства флота стала Государственная Дума. Депутаты не верили первым лицам Адмиралтейства . Они считали, что флот обойдется дешевыми миноносцами и подводными лодками, а деньги нужны для усиления армии. А о строительстве новых морских заводов они вообще не хотели слышать. Адмирал Григорович с грустью писал: «1909 год прошел бесцельно. Из-за отсутствия доверия морскому ведомству со стороны законодательных учреждений никакой деятельности проявить было нельзя ».

Русский адмирал не был политиком и находясь на такой должности от политики отстраниться было не возможно.

В Госдуме на морских руководителей нападал А.И. Гучков, а также другие бюрократы. Все сводилось к тому, что пока Адмиралтейство не покончит со старым порядком, не реорганизует ведомство, пока не откроет все свои дефекты, ассигнования выдаваться не будут. Такие же отношения к морскому ведомству были и у членов Совета министров.

Адмирал понимал, что в гонке морских вооружений 1910 год станет решающим. Англия собиралась вывести в море первую эскадру дредноутов. К строительству мощных линкоров приступали все крупные морские державы. Переговоры о заказе двух линейных кораблей начала Турция.

Наконец когда чертежи русских дредноутов были утверждены, и имея по бюджету не большие ассигнования адмирал Григорович решил начать их постройку о чем и доложил главному министру. Приняв его молчание за согласие, он произвел официальную закладку первого корабля и дал команду приступить к постройке. В один день 20 мая 1909 года в Санкт-Петербурге были заложены четыре линкора, которым предстояла долгая боевая жизнь под Андреевским флагом и Советским военно-морским флагом.

Для постройки правительство просило у думы 30 миллионов рублей ежегодно. Премьер-министр Столыпин убеждая законодателей говорил, что это послужит мировым интересам России. Ему вторил министр иностранных дел Извольский говоря, что в то время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России такие задачи, осуществление которых невозможно без морской силы. Средства на закладку первых четырех линкоров Столыпин нашел, употребив права данные ему положением о порядке верховного управления страной.

Закончился 1909 год и начался следующий с грозными нападками на Адмиралтейство в периодической печати. Предполагавшееся усиление турецкого флота не могло не беспокоить законодательное учреждение, а вместе с тем по морскому ведомству ассигнований не давали. Смета на 1911год проходила опять с нападками, которые уже относились к самому министру, чем к ведомству. Морской министр уже стал меньше появляться в думских комиссиях, отправляя на «растерзание» Григоровича. Наиболее острым был вопрос о подводных лодках.

1910 год был на исходе. Кроме удовольствия видеть, что дредноуты быстро начинают продвигаться постройкой, не приносили адмиралу Григоровичу удовлетворение. Он знал, что многим не пришелся не по вкусу. Даже для малой судостроительной программы старых заводов Адмиралтейства уже не хватало. России надо было производить свои турбины, электромоторы, дизели, гироскопические компасы, оптические приборы, аппаратуру связи.

18 марта 1911 года адмирал Григорович получил пакет с письмом императора предлагавшим прибыть в царское село. В полдень следующего дня адмирал Григорович вышел из кабинета царя Морским министром Российской империи. Семья Григоровича жила на его жалование и прибавка, конечно, имела значение, но сам Иван Константинович радовался не деньгам и даже не предстоящему повышению в чине, а тому, что, наконец, получил право законодательной инициативы.

Вступив к исполнению должности министра, и став членом Совета министров он встретил там вполне дружелюбные отношения. Такое же отношение он почувствовал в государственном совете и Госдуме. Смета на 1911 год была проведена Григоровичем относительно благополучно, также благополучно прошел проект о постройке судов для Черного моря.

Два года морское ведомство пыталось уговорить государственную думу ассигновать на строительство флота один миллиард 125 миллионов рублей, но всякий раз терпело неудачу.

Интересно: с Петровских времен вплоть до Великой Отечественной войны военный флот подчинялся главе государства и финансировался отдельной строкой в бюджете страны.

Возглавив Адмиралтейство Григорович сделал сильный ход, представив Николаю II проект закона об императорском Русском флоте. Первым шагом должна была стать 50-летняя судостроительная программа. За это время предполагалось ввести в боевой состав 189 кораблей, построить новые базы, и особенно важно - возродить флот на Тихом океане. Русский адмирал рассчитывал, что миноносцы и будут готовы к началу 1914 года, а к 1915 году. Он понимал, что период времени с 1914 по 1915 год будет критическим для России в случае войны с Турцией, если она получит заказанные в Англии два дредноута, но морской министр принял «меры» и соглашения с некоторыми лицами, строящими турецкие корабли - насколько возможно задержать эту постройку.

Казенные заводы России с заказами не справлялись. Корабли строились 5-7 лет, а надо было вводить в строй за три года. Адмирал Григорович перевел казенное кораблестроение на коммерческое начало. Привлек частный капитал. Дело пошло, но утвердить закон о флоте не удавалось никак. Против выступали все те же лица во главе с Гучковым. За ним стояли интересы поставщиков армий.

Одной из забот морского министра был недостаток офицерского состава вследствие гибели многих в русско-японской войне и ухода в отставку не видящих ничего светлого для флота. Воспитанием будущих флагманов Григорович опирался на сослуживцев тихоокеанской эскадры - командующего Балтийским флотом адмирала Фон-Эссена. Его школу прошли многие офицеры. Они блестяще проявили себя в годы первой мировой войны.

В пользу закона о флоте сама того не желая выступила Турция. Началась очередная балканская война. Турция закрыла черноморские проливы. Убытки промышленников и землевладельцев превысили стоимость крупной судостроительной программы. В обеих столицах бушевали страсти. Газеты требовали объявить туркам войну.

Заседание в думе закрытом от публики зале началось в 11:00. Гучков отвратительно и гадко выступал против ассигнований. Он лгал и пугал расходами, которые никто не просит и требовал денег только на армию. В зале было сильное возбуждение. Но законопроект был принят при неистовых аплодисментах в первом часу ночи. После чего адмирал Григорович сказал «Слава Богу, теперь я спокоен - флот будет ».

К началу мировой войны страна не успела построить новый флот, но у России уже были моряки способные воевать и на старых кораблях. Немецкому флоту путь к русской столице закрыли мины, береговая артиллерия и пушки устаревших броненосцев. В годы первой мировой войны флот продолжал расти. В строй вступили семь дредноутов. Атака Петрограда с моря стала невозможной. Русский флот завоевал господство на Черном море. типа «Новик » лучший в своем классе вступил в бой с двумя германскими эсминцами и вышел из него победителем. «Краб» стал первым в мире подводным заградителем. Его действия сказали новое слово в тактике подводного флота. Несмотря на войну к 1930-му году строительство океанского флота предполагалось завершить полностью. Однако заводы остановились в феврале 1917 года. Гучков не простил Григоровичу своего поражения. В марте 1917 года он стал военным и морским министром. Против Ивана Константиновича началось судебное следствие. Оно завершилось ничем, бывший министр был чист. Через его руки прошли миллионы, но ни одного казенного рубля к ним «не прилипло». Большевики к адмиралу Григоровичу претензий больше не имели. В 1919 году его приняли на службу в морскую историческую комиссию и дали паек. В голодном и холодном Петрограде это было равносильно спасению.

Русскому адмиралу не чинили препятствий, когда он решил уехать на лечение во Францию. Говорят, там Иван Константинович зарабатывал на жизнь рисованием морских пейзажей. О родине он помнил всегда и доживал свой век с советским паспортом.

Для России имя адмирала Григоровича навсегда будет связано с возрождением флота после самой тяжелой катастрофы в его 300-летней истории. Вернуть флот в океан Иван Константинович не успел, но без него эта дорога была бы закрыта для нас навсегда.

семейный склеп Григоровичей, в котором погребён адмирал. Никольское кладбище Александро-Невской лавры

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Адмирал Григорович»

Сторожевой корабль «Адмирал Григорович»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Строительство начато 18 декабря 2010 года
Спущен на воду 14 марта 2014 года
Введён в эксплуатацию 10 марта 2016 года
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3 620 тонн (стандартное),
4 035 тонн (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 × 30 450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22 000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 - 100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК») ,
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР) ,
8×1 ПУ ЗРК «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»)
1×12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 2 - 533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31

10 марта 2016 года был подписан приёмосдаточный акт, 11 марта был поднят военно-морской флаг и корабль официально вошел в состав флота .

Служба

В июле 2016 года корабль вышел в Черное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Черного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

Командиры корабля

Напишите отзыв о статье "Адмирал Григорович (сторожевой корабль)"

Примечания

Ссылки

История строительства сторожевых кораблей в России имеет славные и прочные корни. Большая часть судов, стоявших на вооружении Советского ВМФ, представляли корабли именно этого класса. На плечи сторожевиков легли задачи по охране экономической морской зоны СССР и обороне прибрежных морских рубежей. Не менее ответственные функции и задачи стоят перед кораблями подобного класса и в наше время. Сторожевые корабли проекта 11356 остаются на сегодняшний день наиболее современным и боеспособными судами, которые сходят со стапелей отечественных судостроительных заводов. Теперь уже не сторожевики, а фрегаты проекта 11356 гордо несут Андреевский флаг на южных рубежах России и составляют значительную часть в ВМС других стран.

Новые фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» пополнили ряды Черноморского флота, значительно усилив своим появлением Черноморский флот. На завершающем этапе находится постройка четырех других кораблей этого типа, которые так же скоро займут свое место в боевом строю ЧФ России.

Появление фрегатов в отечественном флоте

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран основное тактическое ядро флотов составляли сторожевые корабли. Этот класс боевых судов является советским изобретением, несмотря на то, что на Западе корабли с аналогичными характеристиками давно относятся к классу фрегатов. С развалом СССР поменялась классификация боевых кораблей и в Российском ВМФ. В соответствии с новой военно-морской доктриной России все сторожевые корабли, старые и те, которые строились на отечественных судостроительных заводах, были переведены в класс фрегатов.

Для российского флота такая перемена не стала в новинку. По своим тактико-техническим характеристикам сторожевики полностью соответствовали боевым задачам, которые способен решать фрегат. Тем более что на российских верфях полным ходом шло строительство фрегатов по экспортным контрактам. Основным покупателем российских кораблей этого класса стали ВМС Индии. Начиная с 2000 года, было построено 6 фрегатов типа «Тальвар», которые вошли в состав индийского флота.

Именно индийский заказ стал той базовой платформой, благодаря которой удалось не только сохранить в рабочем состоянии всю отечественную судостроительную отрасль, но и получить опыт в строительстве кораблей данного класса для оснащения отечественных флотов. Российские конструкторы доработали базовый проект фрегатов типа «Тальвар», создав улучшенную версию боевых кораблей этого проекта. Фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356 был заложен на стапелях судостроительного завода «Янтарь» по занавес 2012 года. Головной корабль проекта положил начало новой серии отечественных фрегатов из 6 единиц, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Корабли проекта получили шифр «Буревестник». В западных странах новые российские фрегаты получили код «Krivak V».

История фрегатов проекта 11356

Описание истории возникновение проекта 11356 как всегда связана с тем, что успешный проект мог оказаться снова не удел. Еще в Советском Союзе шла ожесточенная борьба между специалистами и военными экспертами-сторонниками строительства сторожевиков нового поколения. По мнению военных моряков, новые корабли должны были стать универсальными боевыми единицами, способными решать самые разные боевые задачи. В этом ключе и шла разработка проектной документации. Существующая на тот момент концепция реализации сразу двух проектов, сторожевиков проекта 22350 и кораблей проекта 11356, оказалась ошибочной. Флот мог получить разнотипные корабли, обслуживание которые могло вызвать в дальнейшем определенные сложности и экономические трудности.

Современная военно-морская доктрина России опиралась на политику стандартизации, поэтому было принято решение продолжить работу над проектом 11356, который уже был освоен судостроительной отраслью. Здесь будет уместно напомнить, что новые фрегаты стали результатом глубокой модернизации сторожевиков типа «Буревестник», которые были построены большой серией в предыдущие годы.

Советские сторожевики проектов 1135 и 1135М оказались удачными кораблями. Именно «Буревестники» стали теми рабочими лошадками, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей нашей Родины. Всего было построено 28 судов этого класса, из которых 2 корабля, СКР «Пытливый» и СКР «Ладный» до сих пор остаются в составе действующего Черноморского флота. Российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М и СКР проекта 11351. В результате кропотливой работы появился совершенно новый корабль.

Следует отметить, что новый проект был успешно реализован во время выполнения индийского контракта. Построенные на Балтийском заводе и на ССЗ «Янтарь» шесть фрегатов для Индии успешно прошли все этапы испытаний и продолжают успешно нести службу в составе индийских ВМС. Однако в отличие от экспортного варианта, российские корабли проекта 11356 должны будут получить совершенно иную начинку. Другими словами конструктив корабля тот же, а вот оснащение и системы вооружения на российских фрегатах будут кардинально отличаться от индийского проекта.

Реализация проекта 11356 в первую очередь направлена на строительство военных кораблей для Черноморского флота, состав которого остро нуждается в пополнении новыми боевыми единицами. Характеристики новых фрегатов полностью отвечают целям и задачам, которые стоят перед кораблями на черноморском театре.

Строительство фрегатов проекта 11356

Вся основная работа по разработке проекта легла на плечи СКБ. Базовым техническим материалом стала документация экспортного контракта 1135.6. Основная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в создании проекта оптимально адаптированного под мощности отечественных кораблестроителей. Требовалось как можно быстрее передать флоту новые корабли, способные повысить обороноспособность южных рубежей. Головной корабль серии «Адмирал Григорович» заложили в 2010 году, когда на верфях еще достраивался пятый фрегат для индийских ВМС. Далее с разницей в один год на мощностях калининградского судостроительного завода «Янтарь» были заложены еще четыре корабля: «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», получившие названия в честь известных адмиралов Российского флота.

Головной корабль получил стремительный стальной корпус, имеющий удлиненный полубак. Носовая оконечность корабля и обводы подводной части корпуса имеют оптимальные параметры гидродинамики, повышающие мореходные качества корабля и остойчивость судна. Надстройка на фрегате разделена на три отдельных блока. Характерной чертой проекта является наличие на кораблях элементов конструкции, построенных по технологии «Стелс». Это было сделано для повышения скрытности корабля и повышения его защищенности от ударов ПКР и авиации.

Особое значение во время строительства придавали энергетической установке, которая должна была обеспечить кораблям большую дальность плавания и высокую скорость хода. Результатом проектных работ и последующего строительства стала установка комбинированной двухвальной газотурбинной установки типа COGAG. Двигательная установка состояла из двух маршевых газотурбинных двигателей ГТД, приводящих в движение два винта с фиксированным шагом. В дополнение корабль оснащался двумя форсированными двигателями, обеспечивающими быстрое увеличение скорости хода. Суммарная мощность двигательной установки корабля составляла 56 тыс. л.с, благодаря чему фрегат мог развивать скорость до 30 узлов. Систему энергообеспечения корабля обеспечивали четыре дизель-генератора суммарной мощностью 3200 кВт.

Дальность плавания корабля экономическим ходом (14 узлов) составляет 4500 км. При этом автономность фрегатов новой серии увеличена до 30 суток.

В отличие от кораблей предыдущих проектов на современных судах появилось новое вооружение и современная электронная начинка. Фрегаты имели не только взлетно-посадочную площадку для вертолета, но и были оборудованы ангаром для воздушного судна. Все корабли оснащались вертолетами Ка-27 , выполнявшими роль воздушного разведчика. Боевое оснащение и средства управления кораблем рассчитаны на выполнение различных боевых задач, включая противодействие надводным кораблям противника, отражение атаки с воздуха, поиск и уничтожение субмарин.

Два первых корабля серии «адмиралы Григорович и Эссен» были заложены в соответствии с условиями и действием в рамках первой партии одного большого контракта. Третьим кораблем первой партии должен стать фрегат «Адмирал Макаров». Общая стоимость постройки фрегатов шести фрегатов проекта 11356 составляет 80 млрд. рублей. Следом за первой партией, состоящей из трех судов, начато строительство второй партии, в которую вошли фрегаты «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Последний корабль пока только представлен в рамках рабочего проекта и ожидает своей закладки.

Все корабли серии заложены, строились и были спущены на воду на мощностях завода «Янтарь». Корабли первой партии «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» успели получить полную комплектацию, и были своевременно введены строй. Некоторые задержки выпали на долю фрегата «Адмирал Макаров», который получил основную ГТД с опозданием. Последующие фрегаты ждут своей очереди на поставку двигательных установок. Прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины замедлили сроки ввода боевых судов в строй.

Вооружение российских фрегатов проекта 11356

Делая ставку на универсальность новых кораблей, Высшее военно-морское командование поставило перед конструкторами задачу оснастить корабль существующими на сегодняшний день видами вооружения.

Основное вооружение фрегатов нового проекта — это противокорабельные ракетные комплексы «Калибр». Пусковые установки имеют вертикальное расположение и могут быть использованы одновременно под ракеты обоих типов «Оникс» и Калибр». Пусковые установки создавались на базе экспортного варианта, ракетного комплекса Club-N. Ударный ракетный комплекс предназначается для уничтожения надводных кораблей и подлодок всех типов и классов, а так же для нанесения ударов по береговым объектам на тактическую глубину. На фрегатах «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» установлены ПКР «Калибр-НК» , способные нанести огневое поражение по морским целям на расстоянии до 400 км. Ракета ЗМ-14 может быть переоснащена для стрельбы по сухопутным целям. Дальность стрельбы для ракет этой модификации составляет 2000-2500 км.

Аналогов ракетной системе Club-N среди зарубежных противокорабельных систем на данный момент не существует. Вся работа по наведению и предстартовой подготовке осуществляется в автоматическом режиме.

Традиционно корабли имеют артиллерийское вооружение. Новый артиллерийский комплекс АУ А-190 представлен автоматическим 100 мм орудием, способным эффективно вести огонь по воздушным, морским и сухопутным целям. Орудийный комплекс прошел успешные испытания на фрегатах, построенных для ВМС Индии. Эффективный огонь можно вести из орудия на расстояние до 20 км. Новая артустановка имеет облегченную конструкцию, которая специально создавалась для оснащения кораблей с небольшим водоизмещением.

Противолодочное вооружение кораблей составляют два спаренных торпедных аппарата, для пуска торпед калибром 533-мм. Пусковые установки системы «Club-N» могут быть использованы для пуска противолодочной модификации ракет «Калибр». В дополнение к ним фрегаты оснащены реактивными бомбометами РБУ-6000.

Для отражения воздушной атаки новые российские суда оснащены многоканальным ЗРК «Штиль-1». Это оружие способно обеспечить круговую оборону корабля от атак с воздуха. В качестве вспомогательного инструмента борьбы с низколетящими целями корабль оборудован ракетно-артиллерийским комплексом «Каштан». В комплект системы входят управляемые ракеты и два шестиствольных орудия АО-18К. Система способна эффективно вести борьбу с крылатыми ракетами и низколетящими малоразмерными целями.

Что касается электронной начинки фрегатов проекта 11356, то здесь были реализованы все самые новые наработки. Управление огнем осуществляется посредством СУО «Пума», способной обеспечить дальний поиск, захват цели и ее сопровождение. Система управления кораблем представлена новым комплексом «Требование-М», через который проходит вся поступающая с постов корабля информация. Автоматика полностью контролирует боевое применение оружия, исходя из оценки сложившейся ситуации и уровня вероятной опасности.

Управление всеми системами корабля и обслуживание основных механизмов и агрегатов осуществляет экипаж в составе 180 человек. Впервые на судах российского флота предусмотрено размещение подразделения морской пехоты в количестве 18 бойцов.

Эпилог

Новые российские фрегаты стали настоящей находкой для военно-морского командования. Корабли проекта 11356 своевременно поступили на вооружение Черноморского флота, значительно усилив боевую мощь и тактические возможности соединения наводных кораблей на южном фланге.

Обострившаяся ситуация на черноморском морском театре, непредсказуемость ситуации в Сирии, ставят перед новыми кораблями новые задачи. Мощные и скоростные корабли способны обеспечить контроль ситуации во всем Черноморском бассейне. Ударное вооружение, установленное на судах способно наносить тактические удары по целям, находящимся далеко за пределами зоны ответственности российских ВМС.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них