Покоренный космос. Покорение космоса человеком

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того - продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев. А ещё за прошедшие полвека человек успел походить по Луне и сфотографировать её тёмную сторону, осчастливил искусственными спутниками Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий, «узнал в лицо» отдалённые туманности с помощью телескопа «Хаббл» и всерьёз задумывается о колонизации Марса. И хотя вступить в контакт с инопланетянами и ангелами пока не удалось (во всяком случае, официально), не будем отчаиваться - ведь всё ещё только начинается!

Мечты о космосе и пробы пера

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях. Существующие на тот момент экземпляры либо чрезвычайно мощно, но кратко «плевались» выбросами энергии, либо работали по принципу «ахнет, хряснет и пойдёт себе помаленьку». Первое больше подходило для бомб, второе - для телег. Вдобавок регулировать вектор тяги и тем самым влиять на траекторию движения аппарата было невозможно: вертикальный старт неизбежно вёл к её закруглению, и тело в результате валилось на землю, так и не достигнув космоса; горизонтальный же при таком выделении энергии грозил уничтожить вокруг всё живое (как если бы нынешнюю баллистическую ракету запустили плашмя). Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Вид на Землю с МКС

Первый искусственный спутник

Время шло, и хотя две мировые войны сильно замедлили процесс создания ракет для мирного использования, космический прогресс всё же не стоял на месте. Ключевой момент послевоенного времени - принятие так называемой пакетной схемы расположения ракет, применяемой в космонавтике и поныне. Её суть - в одновременном использовании нескольких ракет, размещённых симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Таким образом обеспечивается мощная, устойчивая и равномерная тяга, достаточная, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли, как всё гениальное названного просто «Спутник-1», с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва. Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту - те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!

Первые живые существа на орбите

Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось… Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы. Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали хрестоматийные Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами - кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки - ведь изображение тогда было чёрно-белым. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.

В этот же период СССР запустил первый искусственный спутник Солнца, станция «Луна-2» сумела мягко прилуниться на поверхность планеты, а также были получены первые фотографии невидимой с Земли стороны Луны.

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос».

Человек в космосе

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос». В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Совершив один виток вокруг Земли и проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты. Его «поехали!» и «всё видно очень ясно - космос чёрный - земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества, его открытая улыбка, непринуждённость и радушие растопили сердца людей по всему миру. Первый полёт человека в космос управлялся с Земли, сам Гагарин являлся скорее пассажиром, хотя и великолепно подготовленным. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г), состоялся полёт первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г) - и все эти грандиозные события - целиком заслуга отечественной космонавтики. Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну: американец Нил Армстронг сделал тот самый «маленький-большой шаг».

Лучший вид в Солнечной системе

Космонавтика - сегодня, завтра и всегда

Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов, за секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ерническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь») и вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка. Очевидно одно: однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и мириадов мерцающих звёзд, по-прежнему манящих, таинственных и прекрасных, как в первые дни творения.

Космос раскрывает свои тайны

Академик Благонравов остановился на некоторых новых достижениях советской науки: в области физики космоса.

Начиная со 2 января 1959 года, при каждом полете советских космических ракет проводилось исследование излучений на больших расстояниях от Земли. Детальному изучению подвергся открытый советскими учеными так называемый внешний радиационный пояс Земли. Изучение состава частиц радиационных поясов с помощью различных сцинтилляционных и газоразрядных счетчиков, находившихся на спутниках и космических ракетах, позволило установить, что во внешнем поясе присутствуют электроны значительных энергий до миллиона электронвольт и даже выше. При торможении в оболочках космических кораблей они создают интенсивное пронизывающее рентгеновское излучение. При полете автоматической межпланетной станции в сторону Венеры была определена средняя энергия этого рентгеновского излучения на расстояниях от 30 до 40 тысяч километров от центра Земли, составляющая около 130 килоэлектронвольт. Эта величина мало изменялась с изменением расстояния, что позволяет судить о постоянном энергетическом спектре электронов в этой области.

Уже первые исследования показали нестабильность внешнего пояса радиации, перемещения максимума интенсивности, связанные с магнитными бурями, вызываемыми солнечными корпускулярными потоками. Последние измерения с автоматической межпланетной станции, запущенной в сторону Венеры, показали, что хотя ближе к Земле происходят изменения интенсивности, но наружная граница внешнего пояса при спокойном состоянии магнитного поля практически на протяжении двух лет оставалась постоянной как по интенсивности, так и по пространственному расположению. Исследования последних лет позволили также построить модель ионизованной газовой оболочки Земли на основе экспериментальных данных для периода, близкого к максимуму солнечной деятельности. Наши исследования показали, что на высотах меньше тысячи километров основную роль играют ионы атомарного кислорода, а начиная с высот, лежащих между одной и двумя тысячами километров, в ионосфере превалируют ионы водорода. Протяженность самой внешней области ионизованной газовой оболочки Земли, так называемой водородной «короны», весьма велика.

Обработка результатов измерений, проведенных на первых советских космических ракетах, показала, что на высотах примерно от 50 до 75 тысяч километров за пределами внешнего радиационного пояса обнаружены потоки электронов с энергиями, превышающими 200 электронвольт. Это позволило предположить существование третьего самого внешнего пояса заряженных частиц с большой интенсивностью потоков, но меньшей энергией. После пуска в марте 1960 года американской космической ракеты «Пионер V» были получены данные, которые подтвердили наши предположения о существовании третьего пояса заряженных частиц. Этот пояс, по-видимому, образуется в результате проникновения солнечных корпускулярных потоков в периферийные области магнитного поля Земли.

Были получены новые данные в отношении пространственного расположения радиационных поясов Земли, обнаружена область повышенной радиации в южной части Атлантического океана, что связано с соответствующей магнитной земной аномалией. В этом районе нижняя граница внутреннего радиационного пояса Земли опускается до 250 – 300 километров от поверхности Земли.

Полеты второго и третьего кораблей-спутников дали новые сведения, которые позволили составить карту распределения радиации по интенсивности ионов над поверхностью земного шара. (Докладчик демонстрирует эту карту перед слушателями).

Впервые токи, создаваемые положительными ионами, входящими в состав солнечного корпускулярного излучения, были зарегистрированы вне магнитного поля Земли на расстояниях порядка сотен тысяч километров от Земли, при помощи трехэлектродных ловушек заряженных частиц, установленных на советских космических ракетах. В частности, на автоматической межпланетной станции, запущенной по направлению к Венере, были установлены ловушки, ориентированные на Солнце, одна из которых предназначалась для регистрации солнечного корпускулярного излучения. 17 февраля, во время сеанса связи с автоматической межпланетной станцией, было зарегистрировано прохождение ее через значительный поток корпускул (с плотностью порядка 10 9 частиц на квадратный сантиметр в секунду). Это наблюдение совпало с наблюдением магнитной бури. Такие опыты открывают пути к установлению количественных соотношений между геомагнитными возмущениями и интенсивностью солнечных корпускулярных потоков. На втором и третьем кораблях-спутниках была изучена в количественном выражении радиационная опасность, вызываемая космическими излучениями за пределами земной атмосферы. Эти же спутники были использованы для исследования химического состава первичного космического излучения. Новая аппаратура, установленная на кораблях-спутниках, включала фотоэмульсионный прибор, предназначенный для экспонирования и проявления непосредственно на борту корабля стопки толстослойных эмульсий. Полученные результаты имеют большую научную ценность для выяснения биологического влияния космических излучений.

Технические проблемы полета

Далее докладчик остановился на ряде существенных проблем, обеспечивших организацию полета человека в космос. Прежде всего надо было решить вопрос о методах выведения на орбиту тяжелого корабля, для чего нужно было иметь мощную ракетную технику. Такая техника у нас создана. Однако недостаточно было сообщить кораблю скорость, превышающую первую космическую. Необходима была еще и высокая точность выведения корабля на заранее рассчитанную орбиту.

Следует иметь в виду, что требования к точности движения по орбите в дальнейшем будут повышаться. Это потребует проведения коррекции движения с помощью специальных двигательных установок. К проблеме коррекции траекторий примыкает проблема маневра направленного изменения траектории полета космического аппарата. Маневры могут осуществляться с помощью импульсов, сообщаемых реактивным двигателем на отдельных специально выбранных участках траекторий, либо с помощью тяги, действующей длительное время, для создания которой применены двигатели электрореактивного типа (ионные, плазменные).

В качестве примеров маневра можно указать переход на более высоко лежащую орбиту, переход на орбиту, входящую в плотные слои атмосферы для торможения и посадки в заданном районе. Маневр последнего типа применялся при посадке советских кораблей-спутников с собаками на борту и при посадке корабля-спутника «Восток».

Для осуществления маневра, выполнения ряда измерений и для других целей необходимо обеспечить стабилизацию корабля-спутника и его ориентацию в пространстве, сохраняемую в течение определенного промежутка времени или изменяемую по заданной программе.

Переходя к проблеме возвращения на Землю, докладчик остановился на следующих вопросах: торможение скорости, защита от нагрева при движении в плотных слоях атмосферы, обеспечение приземления в заданном районе.

Торможение космического аппарата, необходимое для гашения космической скорости, может быть осуществлено либо с помощью специальной мощной двигательной установки, либо посредством торможения аппарата в атмосфере. Первый из этих способов требует весьма больших запасов веса. Использование сопротивления атмосферы для торможения позволяет обойтись сравнительно небольшими дополнительными весами.

Комплекс проблем, связанных с разработкой защитных покрытий при торможении аппарата в атмосфере и организацией процесса входа с приемлемыми для организма человека перегрузками, представляет собой сложную научно-техническую задачу.

Бурное развитие космической медицины поставило на повестку дня вопрос о биологической телеметрии как об основном средстве врачебного контроля и научного медицинского исследования во время космического полета. Использование радиотелеметрии накладывает специфический отпечаток на методику и технику медико-биологических исследований, поскольку к аппаратуре, размещаемой на борту космических кораблей, предъявляется ряд специальных требований. Эта аппаратура должна иметь очень небольшой вес, малые габариты. Она должна быть рассчитана на минимальное энергопотребление. Кроме того, бортовая аппаратура должна устойчиво работать на активном участке и при спуске, когда действуют вибрации и перегрузки.

Датчики, предназначенные для преобразования физиологических параметров в электрические сигналы, должны быть миниатюрными, рассчитанными на длительную работу. Они не должны создавать неудобств космонавту.

Широкое применение радиотелеметрии в космической медицине заставляет исследователей обратить серьезное внимание на конструирование такой аппаратуры, а также на согласование объема необходимой для передачи информации с емкостью радиоканалов. Поскольку новые задачи, стоящие перед космической медициной, приведут к дальнейшему углублению исследований, к необходимости значительного увеличения количества регистрируемых параметров, потребуется внедрение систем, запоминающих информации, и методов кодирования.

В заключение докладчик остановился на вопросе о том, почему для первого космического путешествия был выбран именно вариант облета Земли по орбите. Этот вариант представлял собою решительный шаг к завоеванию космического пространства. Им обеспечивалось исследование вопроса о влиянии длительности полета на человека, решалась задача управляемого полета, задача управления спуском, вхождения в плотные слои атмосферы и благополучного возвращения на Землю. По сравнению с этим полет, осуществленный недавно в США, представляется малоценным. Он мог иметь значение как промежуточный вариант для проверки состояния человека при этапе набора скорости, при перегрузках во время спуска; но после полета Ю. Гагарина в такой проверке уже не было надобности. В этом варианте эксперимента безусловно преобладал элемент сенсации. Единственную ценность этого полета можно видеть в проверке действия разработанных систем, обеспечивающих вхождение в атмосферу и приземление, но, как мы видели, проверка подобных систем, разработанных у нас в Советском Союзе для более сложных условий, была надежно осуществлена еще ранее первого космического полета человека. Таким образом, ни в какое сравнение не могут быть поставлены достижения, полученные у нас 12 апреля 1961 г., с тем, что до настоящего времени оказалось достигнуто в США.

И как бы ни старались, говорит академик, враждебно настроенные по отношению к Советскому Союзу люди за рубежом своими измышлениями умалить успехи нашей науки и техники, весь мир оценивает эти успехи должным образом и видит, насколько вырвалась наша страна вперед по пути технического прогресса. Я лично был свидетелем того восторга и восхищения, которые были вызваны известием об историческом полете нашего первого космонавта среди широких масс итальянского народа.

Полет прошел исключительно успешно

Доклад о биологических проблемах космических полетов сделал академик Н. М. Сисакян. Он охарактеризовал основные этапы развития космической биологии и подвел некоторые итоги научных биологических исследований, связанных с космическими полетами.

Докладчик привел медико-биологические характеристики полета Ю. А. Гагарина. В кабине поддерживалось барометрическое давление в пределах 750 – 770 миллиметров ртутного столба, температура воздуха – 19 – 22 градуса Цельсия, относительная влажность – 62 – 71 процент.

В предстартовом периоде, примерно за 30 минут до старта космического корабля, частота сердечных сокращений составила 66 в минуту, частота дыхания – 24. За три минуты до старта некоторое эмоциональное напряжение проявилось в увеличении частоты пульса до 109 ударов в минуту, дыхание продолжало оставаться ровным и спокойным.

В момент старта корабля и постепенного набора скорости частота сердцебиения возросла до 140 – 158 в минуту, частота дыхания составляла 20 – 26. Изменения физиологических показателей на активном участке полета, по данным телеметрической записи электрокардиограмм и пнеймограмм, были в допустимых пределах. К концу активного участка частота сердечных сокращений составила уже 109, а дыхания – 18 в минуту. Иными словами, эти показатели достигли значений, характерных для ближайшего к старту момента.

При переходе к невесомости и полете в этом состоянии показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем последовательно приближались к исходным значениям. Так, уже на десятой минуте невесомости частота пульса достигла 97 ударов в минуту, дыхания – 22. Работоспособность не нарушилась, движения сохранили координацию и необходимую точность.

На участке спуска, при торможении аппарата, когда вновь возникали перегрузки, были отмечены кратковременные, быстро преходящие периоды учащения дыхания. Однако уже при подходе к Земле дыхание стало ровным, спокойным, с частотой около 16 в минуту.

Через три часа после приземления частота сердечных сокращений составляла 68, дыхание – 20 в минуту, т. е. величины, характерные для спокойного, нормального состояния Ю. А. Гагарина.

Все это свидетельствует о том, что полет прошел исключительно успешно, самочувствие и общее состояние космонавта на всех участках полета было удовлетворительным. Системы жизнеобеспечения работали нормально.

В заключение докладчик остановился на важнейших очередных проблемах космической биологии.

April 12th, 2013

Этот дайджест посвящен 52-ой годовщине полета Ю.А. Гагарина. Что бы там не говорили, но именно этот человек считается и всегда будет считаться космическим пионером.


1. Первым космонавтом Земли официально считается Ю.А. Гагарин . Однако на самом деле, Гагарин был первым благополучно вернувшимся космонавтом. По некоторым непроверенным источникам, до него в неудачных попытках покорить космос погибло по не менее десяти человек.

Существует информация (правда, не подтвержденная документами), что руководству нашей страны настолько сильно хотелось завоевать стране звание лидера в космической индустрии, что первые попытки отправить на орбиту космический корабль с человеком на борту начались уже в 1957 году. Когда в 90-х годах с этой информации был снят гриф секретности, мы узнали фамилии первых погибших героев, это были летчики-испытатели Ледовских (1957 год), Шаборин (1958 год) и Митков (1959 год).

Фамилия пилота, запущенного в 1960 году, капсула с которым по непонятным причинам изменила направление полета и ушла в космическую бездну, так и останется навсегда не известной. В сентябре 1960 года при взрыве ракеты-носителя погиб космонавт Петр Долгов. Грачев, Качур, Лобов… Эти высококвалифицированные летчики-испытатели бесследно пропали в недрах центра подготовки космонавтов вместе со всеми документами.

Имеются записи о Владимире Ильюшине, вышедшем на орбиту в апреле 1961 года, и даже совершившем три витка вокруг Земли, но потерпевшем аварию при возвращении. Однако официальные источники предоставляют информацию, что известный летчик Владимир Ильюшин незадолго до этого погиб в автомобильной катастрофе…

Повторюсь, официальной информации о всем вышеизложенном автору текста найти не удалось.

Так или иначе, 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин стал первым человеком, покинувшим пределы Земли.

Гагарин погиб при загадочных обстоятельствах 30 марта 1968 года во время обычного тренировочного вылета. После продолжительных дискуссий и анализа миллионов фактов и официальная, и неофициальная версии сошлись к одному. Пилоты (Гагарин и Серегин) были совершенно здоровы, вылетели на полностью исправной машине и в небе не встретили помех (птиц и инородных предметов), однако в результате некой ошибки (человеческого фактора, как сейчас говорят) создалась нештатная ситуация, с которой летчики не смогли справиться.

2. Первыми живыми существами, покинувшими пределы Земли были обычные плодовые мушки — дрозофилы , отправленные в 1947 году в космос американцами на ракете V-2. Целью запуска было протестировать степень воздействия радиации на живой организм на больших высотах. Эксперимент прошел удачно — дрозофилы вернулись целыми и невредимыми.

3. 11 июня 1948 года на баллистической ракете, построенной на основе знаменитой немецкой «Фау-2», американцы отправили в космос макака-резуса Альберта I. Не поднявшись даже на 100 километров, животное погибло от удушья. Эстафету год спустя принял Альберт II. Сам полет прошел нормально, планируемая высота (134 километра) была достигнута. Но при посадке у капсулы не раскрылся парашют, и Альберт II тоже погиб. Лишь в 1951 году все обошлось и обезьяне-астронавту удалось-таки вернуться на родную землю. Это был уже Альберт VI…

Американцы запускали в космос еще много человекообразных, но наибольшую известность имеют: обезьяна Гордо, которая стала первой обезьяной в космосе, она была запущена 13 декабря 1958 года и шимпанзе Хэм, запущенный в январе 1961 года. Обезьяна облетела Землю за 1 минуту 39 секунд, за что ее по праву называют «первым Гагариным».

Эра обезьяньих полетов закончилась в 1962 году. Макаку Бонни из-за ухудшения здоровья досрочно вернули из космоса. Через двенадцать часов она погибла. На защиту животных встала общественность Америки, и Конгресс США был вынужден положить конец экспериментам с обезьянами.

4. Поэтому первыми млекопитающими, которые официально пересекли линию Кармана и вернулись живыми (воображаемая граница Земли и космоса, проходящая на расстоянии 100 км от поверхности планеты), были две собаки. 22 июля 1951 года с полигона Капустин Яр собаки Дезик и Цыган поднялись на высоту 110 км и возвратились назад живыми. При повторном запуске Дезика в составе второй пары экипаж погиб из-за отказа парашюта. Это были первые жертвы космоса.

5. А вот первым животным, вышедшим на орбиту Земли, были уже собаки. В России (из-за недостатка обезьян) в качестве подопытных космонавтов использовали собак. Изначально, правда, собирались послать в космос свинью. Эта затея не понравилась руководству страны: «Вы представляете заголовки западных газет? «Русские свиньи в космосе!» Это просто позор!» Прославиться удалось безродной, подобранной на улице собаке Лайке. Увы — посмертно.

Готовя животное к полету, ученые знали: моська обратно не вернется. Космический корабль, на котором она летала, не имел спускаемого аппарата, и собака была обречена сгореть вместе со спутником в верхних слоях атмосферы. 3 ноября 1957 года Лайка взмыла ввысь с космодрома Байконур. Как выяснилось много лет спустя (информация долгое время находилась под грифом «секретно»), «космонавт» погиб через несколько часов после взлета от стресса и перегрева. Позже ученые признались, что отправили бедное животное на верную гибель. Они так спешили запустить спутник к очередной годовщине Октябрьской революции, что не успели до конца продумать конструкцию ракеты.

11 апреля 2008 года в Москве на Петровско-Разумовской аллее на территории Института военной медицины, где готовился космический эксперимент, был установлен памятник Лайке. Двухметровый памятник представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка в натуральную величину. Кроме того, старшее поколение видело профиль собаки на пачке одноименных сигарет, достаточно популярных в СССР.

Интересно, что французские ученые «тренировались на кошках». Кошка Фелисетт удачно слетала к звездам в 1963 году.

6. Первый орбитальный полет живых существ с успешным возвращением на Землю — собак Белки и Стрелки 19-20 августа 1960 года на советском корабле «Спутник-5». Они благополучно сделали пару витков на орбите и через 25 часов вернулись на землю целыми и невредимыми.

Кстати, а вы не задумывались, почему выбирали именно самок для полета в космос? Объясняется это очень прозаично — для них проще было сделать туалет. Перед полетом их натренировали правильно соблюдать гигиену в условиях замкнутого пространства. Кстати, в космос отправляли только дворняг, как более выносливых и стрессоустойчивых. Однако не забывали том, что в случае благоприятного исхода полета, собакам придется красоваться на страницах газет и журналов, а также перед объективами телекамер. Поэтому претендентов выбирали самых красивых, стройных, с «интеллектуальными» мордашками.

7. Первыми размножиться в космосе удалось перепелкам. 22 марта 1990 года в специальном космическом «роддоме» вылупился перепеленок . Это было первое существо, родившееся на орбите. Вслед за первым цыпленком появился второй, третий…

А на Земле в это же время биологи с нетерпением ждали появления перепелок из контрольной группы яиц. Как по команде, те тоже стали вылупляться в срок. Ученые не скрывали радости: если и дальше все будет идти нормально, значит, в непривычных для себя условиях живые организмы способны плодиться и размножаться. А это открывает перед человечеством грандиозные перспективы: в длительных космических «командировках» можно разводить небольших домашних животных… Однако родиться в космосе вовсе не значит прижиться там. Перепелята не смогли адаптироваться к невесомости. Из всей пушистой команды на Землю вернулись только три птенца.

8. Первая женщина-космонавт — Валентина Терешкова, 16 июня 1963 года. При выборе Терешковой на роль первой женщины-космонавта из пяти подготовленных претенденток, как обычно в нашей стране, учитывались и политические моменты: Терешкова была из рабочих, тогда как другие — из служащих. Кроме того, отец Терешковой, Владимир, погиб во время советско-финской войны, что тоже отлично вписывалось в красивую историю.

Терешкова провела на орбите трое суток и благополучно приземлилась возле небольшого селения в Алтайском крае. Через несколько дней Валентине Терешковой объявили выговор в связи с нарушением режима в районе места посадки: она раздала местным жителям запасы продуктов из рациона космонавтов, а сама ела местную пищу, после трёх суток голодания. Терешкова скрыла факт полета от родителей, и они узнали об этом по радио.

3 ноября этого же года Валентина Терешкова вышла замуж за космонавта Андрияна Николаева. Она единственная женщина в России, имеющая звание генерала (присвоено ей в 1995 году).

9. Первый выход космонавта в открытый космос 18 марта 1965 года. В течение 10 минут космонавт Алексей Леонов находился за бортом космического корабля.

Примечательно, что став первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, Алексей Леонов чуть было не стал первым космонавтом, погибшим в открытом космическом пространстве. Выходя из шлюзовой камеры, Леонов забыл пристегнуть страховочный фал, и если бы его напарник Павел Беляев не поймал его за ногу, космонавт навсегда остался бы на околоземной орбите. Кроме того, при возвращении экипажа, оказалось что инженеры Центра управления полетом ошиблись в расчетах (по другим данным из-за отказа системы ориентации космического корабля), и спускаемый аппарат приземлился в нескольких тысячах километров от расчетной точки. Выходить из тайги космонавтам пришлось на лыжах и несколько дней дожидаться вертолета с помощью.

Через некоторое время после выхода в открытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Джеминай-IV», вышли в открытый космос.

10. Первая высадка на Луне — 21 июля 1969 года . Американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Майкл Коллинз приблизились к поверхности луны на космическом корабле «Аполлон-11″. Командир корабля «Аполлон-11″ Нейл Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну.

Высадка на Луну разделила мировую общественность на два противоборствующих лагеря: одни считают ее грандиозной мистификацией и подтверждают свою позицию весьма весомыми доводами, другие не видят ничего странного в мелких несоответствиях в документах, фото и видео материалах, подтверждающих высадку, а своих оппонентов считают завистниками и провокаторами.

Существуют целые группы ученых, доказывающих свои версии, опираясь на изображения следов, длину и направление теней, динамику передвижения людей и техники и т.п. Масла в огонь подла и НАСА, отказывшись показать оригинальную кино-запись пребывания астронавтов на Луне, а затем сообщив, что уникальные кадры затерялись в архивах, и вместо них представив публике реконструкцию событий, отснятую в Голливуде.

Так или иначе, истины мы не узнаем никогда, и нам остается либо верить, что высадка была, либо не верить.

Таким образом первые шаги в направлении освоения космоса были сделаны. Следующие события стали развиваться с невероятной, космической скоростью. Вот наиболее примечательные из них.

Первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры — советская межпланетная станция «Венера-7» — 15 декабря 1970 года.

Первый рукотворный объект достигает поверхности Марса — советская межпланетная станция «Марс-2» — 27 ноября 1971 года.

Первый рукотворный объект, пересекший пояс астероидов и достигший тем самым Внешней Солнечной Системы — американский аппарат «Пионер-10», 15 февраля 1973 года.

Первый космический аппарат, пролетевший вблизи планеты Юпитер — «Пионер-10», 4 декабря 1973 года.

Первый международный, советско-американский, пилотируемый космический полёт — «Союз-19» и «Аполлон», 15 июля 1975 года (программа «Союз—Аполлон»). Это событие принято считать завершением 18-летней «космической гонки».

Первый человек в космосе, не являющийся ни гражданином СССР, ни гражданином США, — Владимир Ремек (Чехословакия), 2 марта 1978 года, «Союз-28»-«Салют-6».

Первый космический аппарат, пролетевший возле Сатурна — американская АМС «Пионер-11», 1 сентября 1979.

Первый полёт продолжительностью более полугода — «Союз-36»-«Салют-6»-«Союз-37», Леонид Попов, Валерий Рюмин, 9 апреля 1980 года.

Первый в мире космический аппарат, передавший цветные фотографии и звукозапись с поверхности Венеры — советская АМС «Венера-13», 1 марта 1982 года. Она же проработала на поверхности этой планеты рекордное и до сих пор не превзойдённое время: 127 минут.

Первый раз в экипаж входит женщина-космонавт — «Союз Т-7», Светлана Савицкая, 1984года.

Первый рукотворный объект, покинувший Солнечную систему (достигший орбиты Нептуна, бывшего в то время дальше Плутона от Солнца) — американская АМС «Пионер-10», 13 июня 1983 года.

Первый в истории человек, работавший в открытом космическом пространстве без какой-либо связи с кораблём (в свободном полёте) — астронавт Брюс МакКэндлесс II, «Челленджер» STS-41B, 7 февраля 1984 года.

Первая женщина-космонавт совершает выход в открытый космос — «Союз Т-12», Светлана Савицкая, 25 июля 1984 года.

Первая американская женщина, вышедшая в открытый космос — Кэтрин Салливан, 11 октября 1984 года.

Первый американский сенатор в космосе — Эдвин Гарн, «Дискавери» STS-51D, 12 апреля 1985 года

Первый межорбитальный перелёт с одной космической станции на другую — произведён с «Мира» на «Салют-7» на корабле «Союз Т-15», Леонид Кизим, Владимир Соловьёв, 4 мая 1986 года.

Первый полёт продолжительностью один год — «Союз ТМ-4»-«Мир (орбитальная станция)»-«Союз ТМ-6», Владимир Титов, Муса Манаров, 21 декабря 1987 года — 21 декабря 1988 года

Первый и единственный космический полёт советского многоразового транспортного корабля «Буран». Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» 15 ноября 1988 года

Первый космический аппарат, пролетевший вблизи спутника Марса Фобоса и передавший фотографии его поверхности — советская АМС «Фобос-2», 21 февраля 1989 года.

Первый платный полёт в космос. Первый коммерческий негосударственный космонавт, первый профессиональный журналист в космосе, первый японец в космосе — Тоёхиро Акияма. 2 декабря 1990 год.

Первый и последний курьёзный случай, когда космонавты, стартовавшие в СССР в 1991 году, приземлились уже в стране с другим названием — Российской Федерации — Сергей Крикалёв и Александр Волков, «Союз ТМ-13», 25 марта 1992 года

Первым и единственным искусственным спутником Юпитера стал американский космический аппарат «Галилео», 8 декабря 1995 года.

Первая в истории успешная миссия марсохода. Марсоход «Sojourner» доставлен на Марс американским аппаратом «Mars Pathfinder» 4 июля 1997 года.

Первый китайский космический корабль «Шэньчжоу-1» — начало реализации китайской пилотируемой программы (пока беспилотный старт), 20 ноября 1999 года.

Первая в истории мягкая посадка космического аппарата на поверхность астероида — совершена американской АМС «NEAR Shoemaker» на поверхность Эроса, 12 февраля 2001 года

Первый в мире космический турист — Деннис Тито (США), «Союз ТМ-32»-«МКС»-«Союз ТМ-31», 28 апреля 2001 года, продолжительность полёта 7 дней 22 часа. Полёт обошёлся ему в 20 млн $. Предыдущие коммерческие космонавты туристами не считаются, поскольку летали на деньги спонсоров, задания которых выполняли в полёте.

Первым и единственным искусственным спутником Сатурна стала американо-европейская АМС «Кассини-Гюйгенс», 1 июля 2004 года.

Первая в истории мягкая посадка, совершенная во Внешней Солнечной системе — европейский зонд «Гюйгенс» успешно вошёл в атмосферу спутника Сатурна Титана, совершил посадку на его поверхность и передал оттуда фотографии 14 января 2005 года.

Первая доставка на Землю капсулы с образцами кометного вещества — произведена американским аппаратом «Stardust(Звездная пыль)» 15 января 2006 года.

Первый марафонский пробег в космосе. Во время своего пребывания на орбите Сунита Уильямс 16 апреля приняла заочное участие в марафоне, который ежегодно проводится в Бостоне. Для марафонского пробега в условиях невесомости был сооружён специальный тренажёр. Время пробега — 4 часа 23 минуты.

Первый потомственный космонавт (сын космонавта) в космосе — Сергей Волков, 8 апреля 2008 года.

Первый трёхместный китайский космический корабль «Шэньчжоу-7», стартовал 25 сентября 2008 года.

Первый успешный эксперимент по раскрытию солнечного паруса произведён японским космическим аппаратом «IKAROS» 4-10 июня 2010 года.

8 декабря 2010 года впервые достиг околоземной орбиты частный космический корабль «Дракон».

Первый в истории полёт частного космического транспорта к МКС — совершён американским космическим кораблём «Дракон» 22 мая 2012 года.

Первый рукотворный объект, вышедший на границу межзвёздного пространства — американская АМС «Вояджер-1», 14 июня 2012 года. На данный момент этот космический аппарат достиг наибольшего расстояния от Земли.


"Покоренный космос " - серия документальных фильмов ТВ Центра об истории космонавтики в СССР. В каждом фильме отражение нашли самые яркие события из космоплавания: испытания, полеты, катастрофы, удачные опыты...

Фильм первый - о полете Гагарина 12 апреля 1961 года и тайне смерти конструктора Королева.

По современным оценкам, вероятность благополучного возвращения человека из космоса составляла от сорока до семидесяти процентов. С тех пор так и пошло: мы играли с американцами на опережение, и думали только о победе - безопасность отходила на второй план. Первый спутник, первое животное в космосе, первый космонавт, первая межпланетная станция, первая женщина-космонавт, первый человек в открытом космосе... Что стояло за всеми этими рекордами и как удавалось нашей стране долгие годы удерживать лидерство в космосе?

Может быть, это отчасти объяснит такая история. 17 июля 1975 года, в 16 часов 12 минут по Гринвичу американский космический корабль "Аполлон" пристыковался к "Союзу". Протокол встречи на высшем уровне - а точнее, на высоте 225 километров над землей - был заранее расписан по минутам. Люк должны были открыть, когда корабли пролетали над Москвой. Однако произошло необъяснимое. Командир корабля Алексей Леонов (а он, не отрываясь, смотрел на часы) каким-то образом все же перепутал время. И долгожданная встреча состоялась над Эльбой - в том самом месте, где тридцать лет назад пожали друг другу руки русские и американские солдаты. Как и тогда, отношения между нашими странами были далеки от идеальных: поэтому, для соблюдения политкорректности, командиры советского и американского экипажей должны были совершить рукопожатие на нейтральной территории - на границе между космическими кораблями. Но Алексей Леонов был верен русским обычаям: здороваться на пороге у нас не принято. Взяв Стаффорда за руку, советский космонавт втащил его на свою территорию.

В фильме принимают участие: космонавты Алексей Леонов, Георгий Гречко, Борис Моруков, Сергей Крикалев, Юрий Лончаков, Максим Сураев, заведующий отделом психологии и психофизиологии Института медико-биологических проблем РАН Юрий Бубеев , врач отряда космонавтов РКК "Энергия" Иван Резников , участник создания космического корабля "Восток", конструктор Андрей Решетин , посол США в России Джон Байерли , представитель NASA в России Патрик Баззард .

Компания-производитель: Лидер ТВ

Фильм второй - о профессии космонавта и самых громких катастрофах в истории космоплавания.

Эта серия расскажет о самых громких космических трагедиях: "Неделинской катастрофе", "Черном 1967 годе", гибели экипажей "Союза-11" и "Аполлона-1", катастрофах шаттлов "Челленджер" и "Колумбия".

"Челленджер" стартовал 28 января в 11 часов 38 минут по местному времени. На его борту находились шестеро астронавтов и учительница Криста МакОлифф. В тот трагический день преданность графику сыграла с организаторами полета злую шутку. В Хьюстоне, где находилась контрольная комиссия, официальный ведущий, не смотря на телевизионный монитор, сообщал о ходе полета. Он просто читал его программу: "1 минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землей - семь морских миль". Бодрый голос продолжал отсчитывать этапы пути, который оборвался на 73-й секунде. В это время миллионы потрясенных телезрителей в США уже видели взорвавшийся корабль. Ведущий был последним, кто заметил катастрофу…

Фильм третий - о жизни на орбите.

Герои этого фильма расскажут и о внештатных ситуациях, авариях, загадочных явлениях. Зрители также узнают о самом знаменитом в истории космонавтики розыгрыше и побывают на настоящей космической свадьбе.

В 2003 году командир экипажа МКС Юрий Маленченко решил жениться, не сходя с орбиты. А что было делать? Влюбленные договорились о дате бракосочетания почти за год, но из-за катастрофы шаттла "Колумбия" график полетов изменился, командировка жениха затянулась. Ждать? Но тогда стало ясно: из космоса возвращаются не все. И Маленченко предложил своей невесте неожиданный план. Для первой в мире космической свадьбы был организован телемост между МКС и Центром управления полетами в Хьюстоне. Чтобы девушка не смотрелась одиноко, рядом с ней поставили картонного двойника Маленченко, а шафером жениха на МКС стал американец Эдвард Лу. Он же исполнил и марш Мендельсона на синтезаторе. Российская сторона отнеслась к романтическому шагу Маленченко более чем прохладно, в этот день наш ЦУП даже отказался выходить на связь. В Росавиакосмосе подчеркнули: свадьба - личное дело космонавта, и очень скоро в контракты был внесен пункт о том, что космонавтам запрещено вступать в брак на орбите.

Фильм четвертый - о космическом туризме.

Техника становится все совершеннее, но, почему-то мы не только до сих пор не добрались до Марса, который казался так близок, мы даже на Луну больше не летаем. Но ученые уверены: новая эра освоения космоса не за горами.

Последняя серия фильма расскажет о будущем космонавтики - массовом космическом туризме, создании Лунной базы, освоении Марса и "столетнем космическом корабле". "Обыденность" космических полетов подтверждает такая вот история. В 2010 году Министерство обороны дважды отказывало космонавту Максиму Сураеву в присвоении звания Героя России. Мотивировка: недостаточно оснований. Да, Сураев полгода провел на орбите, выходил в открытый космос, отлично справился с программой, проявил компетентность и так далее, но... Ничего героического в этом Министерство обороны не увидело. Только с третьей попытки Роскосмос добился от военных звезды для Сураева.

Эта история стала первым знаком: власти перестают воспринимать работу космонавтов как подвиг.

Реферат

Покорение космоса


План

1. Остроумные выдумки фантастов всех времён и народов

2. Научная фантастика - неизменная спутница и предшественница научных трудов и изобретений Константина Эдуардовича Циолковского

3. Воплощение мечты

4. Судьбоносное совпадение

Список использованной литературы


1. Остроумные выдумки фантастов всех времён и народов

Фантазия есть качество величайшей ценности…

У каждого человека, как и у всего человечества, есть свои заветные мечты и желания.

Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. И в самом деле, неужели человек обречён довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землёй? Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. Учёные искали способы достичь звёздных миров или, по крайней мере, хотя бы Луны. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические.

Так, весёлый гасконец – французский поэт XVII века Сирано де Бержерак (1619-1655) в романе «Иной свет, или Государства и империи Луны», изданном уже после смерти поэта в 1657 году выдумал целых семь способов полёта на Луну - один удивительнее другого. Он, например, предлагал «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. Вот средство верное. А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять… Так поднимать он бесконечно станет» . Или, заметив, что от Луны зависят приливы и отливы, рекомендовал: «В тот час, когда волна морская всей силой тянется к Луне» , выкупаться, лечь на берегу и ждать, пока сама Луна не притянет вас к себе. Но один из советов Бержерака был не так уж далёк от истины. Это способ номер три: «…Устроивши сперва кобылку на стальных пружинах, усесться на неё и, порохом взорвав, вмиг очутиться в голубых равнинах» . Он же написал роман «Государства и империи Солнца», в его же произведениях появилась первая космическая ракета.

Английский писатель Джонатан Свифт (1667-1745) в своей знаменитой книге «Путешествия Лемюэля Гулливера», изданной в 1726 году впервые рассказывает об искусственном летающем острове.

Один из создателей жанра научной фантастики французский писатель Жюль Верн (1828-1905) в романе «С Земли на Луну», написанном в 1865 году, послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. Некоторые научные идеи писателя оказались впоследствии воплощёнными в действительность. Так, например, снаряд Бабикена имеет удивительные совпадения (приблизительно одинаковые размеры и вес) с американским космическим кораблём «Аполлон-8». Высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 метра, вес – 5,547 килограмм, а высота «Аполлона» - 3,60 метра, вес – 5,621 килограмм. «Аполлон-8» облетел Луну тоже в декабре и приводнился в четырёх километрах от точки, указанной писателем-фантастом. Не только число участников перелёта, место старта и финиша, траектория, размеры и вес алюминиевого цилиндрического снаряда были почти точно предугаданы, но и сопротивление атмосферы и регенерация воздуха. И даже телескоп с пятиметровым диаметром на вершине Лонгспик в Скалистых горах у писателя фантаста по параметрам и разрешающей способности удивительно похож на тот, который ныне установлен в Маунт-Паломарской астрономической обсерватории в штате Калифорния в США. Всё это было предусмотрено в романе, опередившем реальные возможности человечества более чем на сто лет!

Классик научно-фантастической литературы английский писатель Герберт Уэллс (1866-1946) в романе «Первые люди на Луне», написанном в 1901 году, заставил своего героя изобрести особое удивительное вещество кэворит (кейворит), не пропускающее будто бы земного притяжения. Окружив этим веществом летательный аппарат, герой Уэллса покинул Землю и устремился к Луне, открыв для этого «кэворитовые» заслонки на той стороне своего снаряда, которая была обращена к древнему спутнику Земли . А в романе «Освобождённый мир» писатель впервые упоминает самолёты с двигателем на ядерном топливе. В своих произведениях Герберт Уэллс опирался на новейшие естественнонаучные достижения того времени.

Романистами были выдуманы и ещё разные способы космических полётов, но…наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов.

2. Научная фантастика - неизменная спутница и предшественница научных трудов и изобретений Константина Эдуардовича Циолковского

Когда бессильна наука – властвует фантастика. Она впереди науки, как мечта, которая всегда опережает действительность .

В. Губарев

17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской области в семье Циолковских родился мальчик, а назвали его Константин. И никому тогда ещё не было известно, что родился великий человек – основоположник современной космонавтики. «Мне представляется…, что основные идеи и любовь к вечному стремлению туда – к Солнцу, к освобождению от цепей тяготения, во мне заложены чуть ли не с рождения» , - писал в воспоминаниях К.Э.Циолковский.

Детство и юность Циолковского прошли в Рязани и Вятке. Совсем ещё мальчиком он самостоятельно прошёл физику, математику и изучал всевозможные технические открытия. Когда ему было четырнадцать лет, он уже склеил из бумаги аэростат и наполнил его дымом. Потом он увлёкся мечтой построить аппарат, летающий при помощи машущих крыльев. Он с головой ушёл в изобретательство: строил токарные станки, мастерил модели летающих машин, хотя тогда ещё и в помине не было аэропланов. В пятнадцать лет Костя Циолковский задумал создать большой управляемый воздушный шар с металлической оболочкой. С тех пор он уже не расставался с мечтой о металлическом аэростате и горячо принялся за вычисления. В это же время его стали занимать мечты о полёте человека в космические, межзвёздные просторы. Сначала он думал - необходимо использовать центробежную силу, но вскоре понял, что избрал неверный путь.

В шестнадцать лет он приезжает в Москву, где занимается самообразованием в библиотеках. О тех годах он писал: «Первый год я проходил тщательно и систематически курс начальной математики и физики… На второй год занялся высшей математикой… Стал интересоваться физикой, химией, механикой, астрономией и так далее. Книг было, правда, мало и я больше погружался в собственные мои мысли… Я не останавливаясь думал, исходя из прочитанного. Многого я не понимал, объяснить было некому и невозможно при моем недостатке (после перенесённой в десять лет скарлатины Константан Эдуардович почти полностью потерял слух). Это тем более возбуждало самодеятельность ума…» . Он ещё не знал, что знания потребуются ему для решения одной из самых загадочных проблем века.

Когда бессильна наука – властвует фантастика. Она впереди науки, как мечта, которая всегда опережает действительность.

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума» , - вспоминал К.Э.Циолковский. Научная фантастика, неизменная спутница, а подчас предшественница выдающихся научных трудов и изобретений Циолковского, она характерна для всего его творчества.

Мечта о космосе! Это, конечно, была фантастика. Тем не менее, молодой Циолковский замечает: «Особенно меня мучил такой вопрос – нельзя ли применить центробежную силу для того, чтобы подняться за атмосферу, в небесное пространство?» Ещё в юности «был момент, когда мне показалось, что я решил этот вопрос… в 16 лет» , писал Циолковский. «Я был в восторге от своего изобретения, не мог усидеть на месте… Ночь не спал – бродил по Москве, и всё думал о великих следствиях моего открытия. Но, увы, ещё дорогой я понял, что я заблуждаюсь… Однако недолгий восторг был так силён, что я всю жизнь видел этот прибор во сне… Я видел во сне, что я поднимаюсь к звёздам на моей машине и чувствовал такой же восторг, как в ту незапамятную ночь!» .

Но он не чистый мечтатель. Он проводит опыты, используя подопытных мышей, цыплят, а также насекомых. К.Э.Циолковский определял, какое действие оказывает ускорение силы тяжести на животные организмы. В тетрадке юношеских лет будущий учёный записывает соображение о желательности постановки других опытов и исследований, делая эскизы и схемы новых приборов для этой цели. Он вновь проводит опыты. Самые первые опыты по космической медицине: «Я… делал опыты с разными животными, подвергал их действию усиленной тяжести на особых центробежных машинах» . Так, вес цыплёнка он увеличивал в 10 раз. Именно с десятикратными перегрузками встретились космонавты при первых полётах.

Научно-фантастические произведения К.Э.Циолковского в процессе его исследовательской работы были подчас как бы первой, начальной «прикидкой» разработки новых идей. Об этой последовательности творческого процесса замечательно сказал сам учёный: «сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт. И уже в конце концов исполнение венчает мысль» .

Для своих научно-фантастических произведений Циолковский умел находить поразительно яркие краски и слова. И в то же время автор оставался всецело на научной почве. Его произведения пронизаны глубоким убеждением, что именно к этим смелым его идеям обязательно придёт, пусть, как он полагал, в отдалённом будущем, человечество. Эта непоколебимая убеждённость, выраженная в увлекательной форме, невольно заставляет задуматься над рисуемой автором картиной грядущего освоения Космоса.

Очень увлекательны его описания лунных пейзажей, путешествий по Луне и его фантазии относительно прыгающих лунных животных или животно-растений, которые прячутся в ущельях или бегут за солнцем, чтобы уйти от надвигающегося холода лунной ночи. Даже эти фантазии кажутся уместными, так как при всей своей неправдоподобности они смягчают картину суровой обстановки природы Луны в фантастической повести Циолковского «На Луне».


Прошло уже более полувека, как человек активно начал исследовать космос. С уверенностью можно сказать, что космонавтика наравне с компьютеризацией стала становым хребтом развития XX века. Сколько загадок, парадоксов, интересных фактов и перспектив хранят в себе эти бесконечные просторы. Космонавтика — это замечательная наука, и каждый мыслящий человек должен хоть немного интересоваться тем, что окружает нашу крошечную планету. Конечно, в последние годы постоянные новости о луноходах, МКС и Марсе, сделали из этих тем скорее избитые штампы. Но согласитесь, что покорение космоса, пожалуй, самое загадочное путешествие в истории человечества, которое только началось.


Прошло уже более полувека, как человек активно начал исследовать космос. С уверенностью можно сказать, что космонавтика наравне с компьютеризацией стала становым хребтом развития XX века. Сколько загадок, парадоксов, интересных фактов и перспектив хранят в себе эти бесконечные просторы. Космонавтика - это замечательная наука, и каждый мыслящий человек должен хоть немного интересоваться тем, что окружает нашу крошечную планету. Конечно, в последние годы постоянные новости о луноходах, МКС и Марсе, сделали из этих тем скорее избитые штампы. Но согласитесь, что покорение космоса, пожалуй, самое загадочное путешествие в истории человечества, которое только началось.

Космос - это необходимо

Космонавтика прочно вошла в нашу повседневную жизнь и принесла человечеству много преимуществ. Навигационные системы, прогнозы погоды, телевидение, телекоммуникации много другое - это все космос. Сколько жизней летчиков, моряков и обычных путешественников было спасено благодаря этим технологиям. Сейчас спутниковые телефоны уже не такие популярные, но они до сих пор остаются востребованными в своей нише. Разведывательные спутники несут пользу для государственной безопасности. И это лишь малая часть всех технологий, которые не были бы возможны без освоения космоса. В настоящее время в этом сегменте трудятся тысячи ученых и инженеров, которые постоянно совершенствуют и изобретают что-то новое.

Космос - это красиво

Сложно поспорить с тем, что космические виды по-настоящему красивы. И неважно, будь то съемки с Земли, орбиты или фотографии телескопов, далекие пейзажи небесных тел и различных галактик восхищают и радуют глаз. Если бы не космонавтика, мы бы даже не смогли увидеть, насколько прекрасна наша планета с высоты нескольких сотен километров.

Красота не исчезает и в нашей Солнечной системе. Чего только стоят фотографии пустынного рельефа Марса или далекого холодного Нептуна. А если заглянуть за пределы нашей Галактики, то здесь развернутся восхитительные виды туманностей, черных дыр и отдаленных галактик. Благодаря компьютерным технологиям человечество получило возможность получать и обрабатывать сотни тысяч фотографий с космических телескопов и зондов.

Космос - это познавательно

В начале прошлого века люди были уверены, что Марс появился раньше Земли, а Венера позже. В связи с этим, человечество ожидало увидеть на Красной планете разрушенные руины древних цивилизаций, а на Венере - динозавров или первых людей. С появлением космических станций, все стало на свои места. Теперь мы знаем, что кроме бактерий на Марсе жить никто не может, а Венера с её раскаленной поверхностью и вовсе мертва. Теперь каждый ребёнок может знать, что единственный спутник с атмосферой в Солнечной системе - это Титан, а рельеф его поверхности похож на земной с горами, долинами и дюнами.

Ученым стало известно, что на Плутоне существует подземный ледяной океан, а взрыв сверхновой звезды за 10 минут выделяет количество энергии большее, чем Солнце за 10 миллиардов лет. Подобных фактов можно назвать неисчислимое количество. О каждой отдельной планете или звезде можно говорить часами, а потом ещё месяцами рассказывать о черных дырах, туманностях и квазарах. Просто задумайтесь, сколько интересных открытий было сделано с помощью космонавтики, и сколько еще предстоит сделать.

Космос - это грандиозные проекты

Со времён первого полета Гагарина человечество шагнуло далеко вперед в освоении космоса, а цели становились все более амбициозными. Однако у всего прогресса есть своя цена. В этом случае цена слишком высока, в прямом и переносном смысле. Самым дорогим космическим проектом стала МКС. Стоимость создания и поддержания в работоспособном состоянии станции близиться к отметке в $150 млрд. Станцию весом более 400 тонн собирали космические агентства по всему миру и к настоящему на ней уже восемнадцать лет непрерывно находятся космонавты. Над американской пилотируемой лунной программой «Аполлон» работало больше 400 тысяч человек, и было потрачено около $26 млрд. К похожим грандиозным проектам можно ещё отнести многоразовые космические шаттлы NASA, систему глобального позиционирования и космические телескопы.

Космос - это сложные технологии

С самого зарождения космонавтика связана со сложной и интересной техникой. Сложно поверить в то, что прошло уже практически сорок лет с тех пор, как были запущены первые зонды «Вояджер», а они до сих пор работают и передают бесценную информацию на Землю. Похожие результаты демонстрируют, например, марсоходы. «Оппортьюнити» превзошел свой гарантийный срок в 90 дней уже более чем в 50 раз. Кроме надежности космическая техника отличается и превосходной точностью. Например, многие телескопы способны получить снимок с разрешением более 20 микросекунд дуги. Это сравнимо с размером спичечного коробка на поверхности Луны, сфотографированного с Земли. Отдельного разговора заслуживают космические корабли, международные космические станции, спутники и многое другое. Все это делает космонавтику одной из самых высокотехнологических и дорогостоящих наук на сегодняшний день.

Космос - это значимые люди

Космос не терпит людей со слабой психикой и нытиков. Для космонавтов нет стандартов красоты, но есть много других требований, которым обычный человек не сможет соответствовать. Конечно, мы не знаем поименно всех космонавтов, но все они наравне с легендами космонавтики, вложили существенный вклад в развитие человечества.

Космос - это славная история и перспективное будущее

От истории космонавтики захватывает дыхание. Человечество прошло длинный путь, который был полон головокружительных побед и громких неудач. Воздушные замки и внеземные цивилизации мечтателей и фантастов. Наблюдения древних астрономов. Первые эксперименты Циолковского. Покорение техники и физики пионерами космонавтики. Герои, ставшие первыми, и те, кто отдал свою жизнь во имя прогресса. Все это позволило достигнуть того, что мы можем видеть сейчас.