Как можно спустить воздух с батареи. Можно справиться и при помощи подручных средств! Как спустить воздух из батареи, если нет крана Маевского

Воздух, попавший в отопительную систему, является основным препятствием для ее правильного функционирования. С этим вопросом жители квартир и домов имеют дело, как правило, осенью, в начале отопительного сезона. Свист и шум в батареях, холодный стояк и радиаторы, коррозия элементов из металла – это все приводит к образованию воздушных пробок. Такое случается даже при отлично спроектированной и установленной системе отопления.

Причин для попадания воздуха в, казалось бы, зацикленную систему отопления, может быть несколько, но результат будет один – холодные радиаторы. Именно поэтому многие жильцы многоквартирных домов и мерзнут зимой в холодной квартире или частном доме.

Завоздушенность радиаторов происходит и в результате слива воды из труб на лето, который так любят проводить работники служб централизованного отопления.

Плохо соединенные стыки трубопроводов, которые так же присутствуют в системах централизованного отопления, дают не только утечку воды. Через них в систему засасывается воздух.

Причины попадания воздуха в трубы:

  • Окончание проведения ремонта системы (сборка, прочистка, продув, прокачка, разборка трубопровода);
  • Неправильный монтаж новой системы отопления;
  • Неисправность воздухозаборных систем;
  • Пониженное давление в водопроводных трубах;
  • Подключение системы водяного «теплого пола», трубы которого располагаются на разной высоте;
  • Неправильное наполнение отопительной системы.

Последний фактор чаще всего становится причиной попадания воздуха в зацикленную систему. Существуют специальные правила, согласно которых необходимо сливать и заливать воду в трубы, но, иногда, недобросовестные работники их не соблюдают, и в трубах образуются пустоты.

Рассмотрим, как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Если холодные биметаллические радиаторы наблюдаются в домах, то обязательно нужно убрать воздух с отопительной системы. Данную операцию можно осуществить различными способами.

Выбираемый метод зависит от способа циркуляции теплоносителя. Он может быть: естественным, или принудительным.

  • В системе с естественной циркуляцией водоснабжения, появившуюся воздушную пробку, возможно удалить с помощью расширительного бака, который находится наверху.
  • При нижней разводке развоздушивание обычно производят способом, схожим с удалением воздуха в системах, при циркуляционном насосе;
  • Стравить или продуть воздух из системы отопления с естественной циркуляцией вы можете, воспользовавшись расширительным баком;
  • Отопительные системы с применением насоса, в самой высокой точке специально устанавливают воздухосборник, предусмотренный для спуска или сброса скопившегося воздуха.

В последнем случае подающий трубопровод необходимо монтировать грамотно. В этом случае поднимающиеся по стояку скопления воздуха, удаляются через специальный кран-автоспускник. Во всех методах обратный трубопровод нужно прокладывать с уклоном по направлению слива воды. Так, при необходимости ремонта отопления, избавиться от воды можно наиболее быстро.

Воздухоспускной кран Маевского: как спустить воздух из отопительной системы

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные приспособления для отвода воздуха, или воздухоотделитель Маевского, на вид имеют небольшие размеры. Обычно их устанавливают на торцевой части батареи. Регулируют спускной при помощи обычного ключа, отвертки, а некоторые даже вручную.

Сам по себе спускник Маевского небольшой, и его производительность относительно маленькая. В виду этого, его установка применяется только для устранения небольших воздушных пробок в отдельной отопительной системе. В водопроводе данный кран-сбросник практически не применяют.

Второй тип приборов, способных слить или продувать воздух – автоматические устройства, которые работают без участия человека.

Особенности воздухоотводных устройств:

  • Имеют высокую отдачу при работе, однако, очень чувствительны к загрязненной воде;
  • Их обычно монтируют вместе с фильтрами;
  • Автовоздушник принято устанавливать в отопительных системах закрытого вида с применением газового котла в разных точках;
  • Сброс воздуха из каждого устройства производится отдельно;
  • Эффективная многоступенчатая система воздухоотведения, которая хорошо продавливает пробки, считается самой эффективной.

Более подробно о принципе действия и сферах применения крана Маевского вы узнаете в нашем материале:

При правильных прокладке и монтаже труб, продавить воздух через данное устройство будет просто и не проблемно. По мнению клиентов сайта Товаго, кран-развоздушиватель Маевского сегодня пользуется большой популярностью.

Как выпустить воздух из батареи

Обычно о том, что система завоздушена, свидетельствуют посторонние звуки, например, бульканье, шипение, протекание воды. Стравливание воздуха в данных случаях просто необходимо.

Чтобы вода беспрепятственно циркулировала по системе, необходимо вывести этот воздух и тщательно прокачать систему.

Если заводушивание сильное, сначала нужно обозначить места скопление воздуха. Его определяют постукиванием молотка по отопительной системе. В месте, где имеется воздушная пробка, вы услышите более звонкий и сильный звук. Воздух собирается, обычно, в радиаторах, которые установлены на верхних этажах.

Что делать, если система воздушится:

  • Возьмите ключ или отвертку, и подготовьте емкость под воду;
  • Открыв термостат на всю, откройте клапан крана Маевского, и подставьте емкость;
  • Клапан держите открытым, пока из него не потечет вода;
  • После получения четкого потока воды из крана, его закрывают.

Случается, что после проведения этой процедуры радиатор отопительной системы многоквартирного дома греет недолго или слабо. Тогда нужна его продувка и промывка, поскольку накопившийся в нем мусор и ржавчина делают затор, и также могут стать причиной образования воздушных пробок. Если и после проведения данной процедуры нет улучшений, тогда нужно проверить уровень воды в отопительной системе. Воздушные пробки постоянно образовываются на изгибах трубопроводов. В виду этого, в процессе монтажа важно соблюдать направление и градус уклонов разводящих трубопроводов. Там, где уклон отличается от проекта, должна быть дополнительно установлена развоздушка, откуда можно будет спустить воздух. Интенсивнее всего воздушные пробки образуются в алюминиевых радиаторах. Происходит это в основном из-за плохого качества материала. Чтобы, обогрев квартиры был нормальным, необходимо перед заполнением системы водой, своевременно выпускать из нее воздух, который препятствует нормальному движению теплоносителя. Именно поэтому, многие жильцы многоквартирных домов и не могут прогнать холод из квартир.

Завоздушивание системы отопления: причины образования пробок

Вопрос удаления образовавшихся воздушных пробок из системы отопления на данный момент очень актуален, так как практически все сталкиваются с данной проблемой, по крайней мере, раз в жизни. При отсутствии кранов Маевского в радиаторах отопления, иногда спускать воздух могут при помощи метода вывинчивания заглушки на радиаторе, в котором скопился воздух. Данный способ вытравить воздух очень опасен, так как в случае неосторожного, или очень сильного отвинчивания заглушки может произойти ее срыв. Это повлечет за собой потоп в помещении. А так, как отопительная система обеспечивается большим давлением в системе, то устранение неполадки может затянуться надолго, и пострадает не одна квартира, а несколько. И выкаченный воздух не поможет вам избавиться от проблем.

В основном, звоздушивание системы – это следствие допущенных ошибок в проектировании отопления, или в последствии проведения частичной ее замены.

Нередко, нарушение работы системы центрального общего отопления имеет и другое происхождение. Иногда отопительные радиаторы могут заполняться воздушными пробками по причине физического износа элементов отопительной системы.

Что нужно для того, чтобы в системе не скапливались воздушные пробки:

  1. Необходимо убедиться, что отопительная система находится в нормальном, исправном техническом состоянии, и способна пропускать воду;
  2. Уточните, когда именно производилась замена системы отопления на вашем участке, возможно, требуется капитальный ремонт теплотрассы;
  3. Запуск центральной системы отопления жилого дома может производиться только специалистами, и в соответствии с правилами установки.
  4. При монтаже индивидуального отопления обязательно необходимо соблюдать общие требования для данной типовой схемы отопления.
  5. При заполнении воды в систему, необходимо одновременно постепенно удалять с нее воздух.
  6. Для своевременного удаления воздуха из системы, в верхней ее точке, или на верху полотенцесушителя, рекомендуется установить автоматический воздухоотводчик.

Нюансы эксплуатации зависят от типов и особенностей индивидуальной системы отопления. Обычно при правильном проектировании и грамотном монтаже системы, вода циркулирует правильно, и не завоздушивается.

Учимся, как развоздушить систему отопления: восстановление работы теплоносителя

Способы выведения воздуха из системы зависят от того, как именно циркулирует в ней теплоноситель. В случае, когда вода по трубам течет естественным путем, то воздушная пробка удаляется через расширительный бак, расположенный в верхней точке системы. При, так называемой, верхней разводке, трубопровод, который подает воду, подходит к расширителю под определенным углом. В случае, когда разводка нижняя, то скопившийся воздух спускают аналогично с принудительной циркуляцией теплоносителя.

При принудительной циркуляции воды, в системе предусматривается воздухосборник, расположенный обычно в верхней части, и отвечающий за сброс воздушного давления. Трубопровод подающий расположен с подъемом в направлении движения воды, а воздух в ней скапливается в воздухоприемниках и должен удаляться через специальные воздушники.

Если же система является закрытой, то данные воздухоприемники заменяют на автоматические воздухоотводчики, которые устанавливаются в нескольких местах отопительной системы. Через них сбрасывают воздух отдельно.

Как правильно развоздушить всю систему отопления:

  1. Определить место, где предположительно собрался воздух. Определить это можно по шуму в трубах и радиаторах. Завоздушенные места более холодные.
  1. Найти точку расположенная выше по движению теплоносителя, в которой имеется наличие воздухоотводчиков Маевского, через которые можно выпустить воздух.
  2. Включить подпитку всей системы и выпустить воздух.

Это универсальный, стандартный набор действий, позволяющий не задумываться, о том, как устранить завоздушивание всей системы отопления, а почистить трубы от воздуха индивидуально.

Как спустить воздух из радиатора отопления (видео)

Чтобы повысить температуру воздуха в помещении зимой, мы прибегаем к самым различным методам. Даже греем . Хотя иногда вопрос решается простым развоздушиванием системы отопления.

С наступлением холодов необходимо позаботиться о запуске отопительной системы. Если вы проживаете в обычном многоквартирном доме, за вас все сделают сантехники ТСЖ, если же вы проживаете в частном доме, то запускать тепло придется самостоятельно.

Даже если запуск произведен профессионалами, он может сопровождаться рядом проблем. Если вы заметили, что радиаторы холодные, значит, скорее всего, в системе образовалась воздушная пробка. Для устранения таких неприятных последствий нужно знать, как спустить воздух из батареи.

Чем опасен газ, скопившийся в системе отопления?

Понять, что в системе скопился воздух, очень легко. Если вы слышите странные булькающие и шипящие звуки в своем радиаторе, а уровень его нагрева далек от желаемого, значит, имеется воздушная пробка.

Воздушная пробка мешает правильному функционированию системы, приводит к коррозии радиатора. Если вовремя не предпринять меры, есть риск повреждения всей системы отопления.

Откуда берется воздушная пробка? Чаще всего это происходит из-за неправильного заполнения водой системы, ошибок монтажа, низкого давления в системе, плохого качества самой воды, в которой присутствует растворенный кислород.

Чаще всего воздух скапливается в радиаторах, установленных в квартирах на последних этажах дома.

Для того чтобы выпустить воздух из радиатора, достаточно выполнить несколько нехитрых операций. Начнем с того, что сегодня все радиаторы оборудуются специальными воздухоотводчиками. Они бывают следующих видов:

  • Ручные, так называемые "краны Маевского". При проведении операции используется специальный радиаторный ключ или обычная отвертка, с помощью которой этот кран поворачивается, а газ из системы уходит. Кран Маевского находится на торце радиатора.
  • Автоматические. Работают без помощи человека тогда, когда это необходимо. Когда в системе появляется воздух, поплавок, находящийся внутри, открывает специальный клапан, который и выпускает скопившийся газ. Такие приспособления устанавливаются там, где велика вероятность его скопления.

Удаление воздуха из радиатора

Расскажем подробнее, как спустить воздух из батареи отопления.

  1. Найдите на радиаторе кран Маевского. Он представляет собой небольшой клапан с углублением, который можно поворачивать.
  2. Приготовьте емкость для жидкости, которая будет стекать из радиатора, положите на пол тряпку.
  3. Поверните кран Маевского ключом или отверткой (зависит от конструкции крана). Сначала из него должны пойти капли вперемешку с воздухом. Когда из отверстия начнет стекать нормальный поток воды, можете закрывать кран. Газ из системы спущен.
  4. Следуя этим инструкциям, спустите воздух из всех батарей в вашем доме.

Чаще всего проблема образования воздуха в системе знакома владельцам алюминиевых радиаторов. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем, необходимо с началом запуска сразу позаботиться о проведении мероприятия, иначе батареи прослужат недолго.

Удаление воздуха из системы ‒ довольно нехитрая процедура, с которой очень легко справиться. Если следовать приведенным советам, проблема будет решена.

Видео

Предлагаем вам увидеть то, о чем мы рассказали.

Воздух в отопительной системе является препятствием для ее нормального функционирования. С этой проблемой жители квартир и домов сталкиваются, как правило, в начале отопительного сезона. Шум в трубах, холодные батареи, коррозия металлических элементов – вот результат образования воздушных пробок. И это случается даже с идеально спроектированной и правильно смонтированной системой отопления. Почему так происходит и для чего необходимо своевременно производить удаление воздуха из системы отопления – об этом пойдет речь в данной статье.

Почему появляется воздух в отопительной системе?

С понятием «воздушные пробки» знакомы многие наши соотечественники. Об этом явлении вспоминают в начале отопительного сезона, когда в дома пускают тепло, а в квартирах верхних этажей часто батареи не нагреваются или нагреваются только в нижней части, а в верхней – абсолютно холодные. Откуда появляется воздух в трубопроводах? Причин завоздушивания может быть несколько:

  • проведение ремонтных работ (сборка, разборка трубопровода), во время которых появление воздуха неизбежно;
  • несоблюдение во время монтажа величины и направления уклона магистралей трубопроводов;
  • пониженное : уровень воды падает, а образовавшиеся в результате пустоты заполняются воздухом;
  • при нагревании воды пузырьки содержащегося в ней воздуха выделяются и поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки;
  • систему отопления наполняют неправильно: после летнего простоя трубы следует заполнять водой не быстро, а медленно, производя одновременно спуск воздуха из системы отопления;
  • неудовлетворительно загерметизированные стыки трубопроводов, через которые происходит утечка теплоносителя. Течь в этих местах малозаметна, так как горячая вода сразу испаряется. Именно через неплотные швы и засасывается воздух в систему;
  • неисправность воздухозаборных устройств;
  • подключение водяного « » к отопительной системе, трубы которого при монтаже располагаются на разной высоте.

Способы удаления воздушной пробки

Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.

Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака

В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха. В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках). Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные воздухоотводчики или краны Маевского имеют небольшие размеры. Их устанавливают обычно на торцевой части радиатора отопления. Регулируют кран Маевского с помощью ключа, отвертки или даже вручную. Так как кран небольшой, то и его производительность небольшая, поэтому его применяют только для локального устранения воздушных пробок в отопительной системе.

Воздухоотводчики для системы отопления бывают двух типов: ручные (кран Маевского) и автоматические (работают без участия человека).

Второй тип воздухоотводчиков – автоматические – работают без вмешивания человека. Их устанавливают как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Они имеют высокую производительность, но обладают достаточно большой чувствительностью к загрязнениям в воде, поэтому их монтируют вместе с фильтрами и на подающих трубопроводах, и на обратных.

Автоматические воздухоотводчики устанавливаются в по линии трубопроводов в разных точках. Тогда сброс воздуха из каждой группы устройств производится отдельно. Многоступенчатая система обезвоздушивания считается самой эффективной. При правильной прокладке и грамотном монтаже труб (под нужным уклоном) вывести воздух через воздухоотводчики будет просто и беспроблемно. Удаление воздуха из труб отопления связано с увеличением расхода теплоносителя, а также с возрастанием давления в них. Падение давления воды свидетельствует о нарушении герметичности системы, а температурные перепады – о наличии воздуха в радиаторах отопления.

Определение места образования пробки и ее удаление

Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух. При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным. Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.

Поняв, что воздух в отопительном приборе присутствует, следует взять отвертку или ключ и подготовить емкость для воды. Открыв термостат до максимального уровня, нужно открыть клапан крана Маевского и подставить емкость. Появление легкого шипения будет означать, что воздух выходит. Клапан держат открытым до тех пор, пока не потечет вода и только после этого закрывают.

Ликвидация воздушной пробки в отопительной батарее при помощи установленного на ней крана Маевского: клапан открывают специальным ключом или вручную и держат открытым до появления воды

Бывает, что после проведения данной процедуры батарея греет недолго или недостаточно хорошо. Тогда ее нужно продуть и промыть, поскольку скопление в ней мусора и ржавчины также может стать причиной появления воздуха.

Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи

Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов. Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили.

В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы. В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики. Чтобы обогрев комнат был нормальным, перед заполнением отопительной системы водой необходимо своевременно позаботиться об удалении из нее воздуха, препятствующего нормальному движению теплоносителя, и тогда зимой в вашем доме будет тепло и уютно.

В процессе эксплуатации отопительных систем нередко возникают ситуации, когда нормальный режим работы батарей нарушается по причине образования в них воздушных пробок. К нежелательным последствиям такого нарушения следует отнести появление посторонних шумов в радиаторах, а также резкое ухудшение качества обогрева. В статье мы расскажем как спустить воздух из батареи отопления в квартире без посторонней помощи.

Перед началом работ желательно разобраться с причинами образования пробок, которые объясняются, чаще всего, недоработками конструкции радиаторов или неправильной их эксплуатацией. Лишь после их устранения можно будет переходить к непосредственному удалению воздуха из системы.

Способы удаления воздушных пробок

Выбор способа стравливания воздуха из отопительной системы определяется тем, с каким видом циркуляции теплоносителя в батареях вы имеете дело (естественная или принудительная). При естественной циркуляции теплоносителя воздух, скапливающийся в верхней разводке труб, легко удаляется через расширительный бак, устанавливаемый в самой высшей точке системы.

В системах с принудительной циркуляцией в верхней точке разводки монтируется небольшой воздухосборник, предназначенный специально для удаления пробок. Выпустить воздух из такой системы удаётся лишь в случае, когда подающая труба проложена с небольшим подъёмом в сторону перемещения теплоносителя; при этом поднимающиеся вместе с ним воздушные пробки удаляются через специальные вентили, установленные в самой верхней точке.

При любом способе циркуляции обратная ветка трубопровода (так называемая «обратка») должна прокладываться с небольшим уклоном в сторону стока, что позволяет при необходимости быстро слить носитель из системы.

Виды стравливающих механизмов


Известные механизмы, используемые для отвода воздуха из отопительных систем, принято делить на ручные и автоматические. Ручные приборы (или краны Маевского) отличаются небольшими размерами и устанавливаются, как правило, на торцевом срезе радиатора. Управление краном при стравливании воздуха осуществляется с помощью специального ключа, простой отверткой, а иногда и вручную.

Стравливание воздуха с помощью крана Маевского должно производиться после полного остывания теплоносителя в системе (т. е. когда батареи холодные). Из-за своих небольших размеров приборы Маевского не отличаются высокой производительностью и используются обычно лишь для устранения локальных неисправностей.

Автоматические отводчики воздуха применяются в системах отопления закрытого типа и работают без непосредственного участия человека. Отличаясь высокой производительностью, они довольно чувствительны к содержанию примесей в теплоносителе и монтируются совместно с фильтрами, устанавливаемыми как на подающей, так и на обратной ветке отопительной системы.

Для повышения эффективности систем автоматического стравливания, они делаются многоступенчатыми, что обеспечивает возможность раздельного сброса воздуха в каждой группе приборов. В том случае, если трубы смонтированы с небольшим уклоном в направлении перемещения воды – спуск воздуха в них сопровождается повышенным расходом теплоносителя, что приводит, как правило, к постепенному увеличению давления в системе.

С алюминиевых батарей

Сейчас многие люди стали в домах и квартирах устанавливать алюминиевые батареи, поэтому тоже может возникнуть вполне резонный вопрос, о том, как спустить с низ воздух. Здесь тоже сложностей не возникнет, так как в большинстве случаев в батарее установлен уже знакомый нам кран Маевского, поэтому процесс стравливания воздуха происходит точно так же, как и с чугунных батарей.

Отметим также, что снижение давления в трубах является признаком нарушения герметичности системы, а появление заметной разницы температур свидетельствует о наличии воздушных пробок в радиаторах.

Видео

Пример работ по удалению воздушной пробки:

Воздух в батареях мешает циркуляции теплоносителя и снижает теплоотдачу радиаторов. Поэтому воздух из батарей принято стравливать (спускать). Как это делается? Об этом вы можете узнать из нашей статьи. Ниже по тексту мы рассмотрим процесс удаления пробок из отопительных систем с одноконтурной, двухконтурной и коллекторной разводкой.

Особенности устройства разводки

В современных домах используют три разновидности схем разводки:

При одноконтурной схеме все нагреватели "нанизаны" на нитку отопительного контура и формируют фактически громадный радиатор. Двухконтурный вариант предполагает укладку двух ниток с врезкой батарей. Коллекторная схема основана на соединении каждого элемента с котлом с помощью распределителя (коллектора).

В итоге пробка в одноконтурной схеме может заблокировать всю циркуляцию. Двухконтурному и коллекторному варианту эта проблема не грозит. Но если в воду попадает воздушный пузырь, то один из радиаторов перестанет греть помещение.

Поэтому такой затор должен быть удален из любой разводки. И чем быстрее, тем лучше. Как это делается, вы можете узнать ниже по тексту, где мы будем разбирать наиболее эффективные методики стравливания пробок из труб и нагревательных элементов.

Как спустить воздух из одноконтурной системы

Чтобы спустить воздух с вам нужно проделать следующее: отключить насос; долить воду, увеличив давление; включить насос. Поток теплоносителя подхватит пузырь и вынесет его в расширительный бак. И если в вашем доме стоит открытый расширитель, то затор выйдет сразу в атмосферу.

Если насоса в разводке нет, то вместо него можно использовать котел. Он должен нагреть теплоноситель до максимальной температуры и тогда пузырь воздуха покинет воду под влиянием давления, генерируемого в результате тепловой циркуляции.

В закрытых одноконтурных линиях принято врезать в разводку отдельный отвод с вентилем на конце, торец которого является наивысшей точкой разводки. С помощью этого отвода вы можете стравить воздух, открывая вентиль. Причем если пробка не покинет трубы и нагреватели сразу же, то вам придется повторять манипуляции с насосом и вентилем подачи воды в отопление из водопровода.

Кроме того, было бы неплохо врезать в крайний нагреватель, выход из которой ведет в обратный патрубок котла, узел Маевского или обычный шаровой вентиль. Как показывает практика, пузырь чаще всего скапливается именно в верхней части последней батареи одноконтурной разводки.

Как убрать воздух из двухконтурной разводки

Чтобы убрать затор из вам нужно заранее, еще на этапе монтажа, вкрутить в радиатор кран Маевского. Этот вентиль предназначается именно для удаления воздуха из нагревателей. И без него убрать пробку будет крайне затруднительно.

Ну а сам процесс спуска затора из системы отопления выглядит следующим образом:

  1. 1. Открываем вентиль на подаче воды из водопровода в отопление.
  2. 2. Ставим под каждым сливом ведерко на 5 литров.
  3. 3. Открываем все краны Маевского.
  4. 4. Ждем, пока из сливов не пойдет только вода.
  5. 5. Закрываем краны, перекрываем вентиль и выливаем воду из ведерок.

Напор воды из водопровода убирает пробку, выталкивая ее сквозь открытый кран Маевского. И если между сливом и воздушным пузырем находится немного жидкости, то она просто стечет в подставленное ведро. Ну а после того как из слива пойдет только вода, его можно закрыть и отключить подачу из водопровода.

Включать котел или насос в этом случае не нужно. Необходимое давление генерирует сам водопровод. Причем в закрытых контурах, перед открытием вентиля на линии подачи жидкости из водопровода, нужно спустить ниппель расширительного бачка, сбросив давление в трубах и нагревателях.

Как удалить воздушную пробку из коллекторной системы

Стравливание пробок из коллекторной системы отопления возможно только при наличии тех же краников Маевского. Они врезаются в свободный верхний угол нагревательного элемента на этапе сборки. Причем коллекторную конструкцию чистят от заторов почти по той же схеме, что и двухконтурные линии обогрева.

Для этого нужно подставить под кран на радиаторе ведро, перекрыть на обратном коллекторе вентиль, отсекая нагреватель от котла, и подать в трубы воду из водопровода. Напор воды надавит на пузырь и вытолкнет его сквозь отверстие в открытом сливе. А перекрытая обратка не даст пузырю сместиться в котел.

При этом из батареи может вытечь приличная порция воды, поэтому ведро под краном должно быть как минимум пятилитровым. И, скорее всего, в самом начале из слива пойдет именно вода, за которой последует и воздух. Поэтому спешить и перекрывать краник не стоит.

После того, как из радиатора уйдет затор, вам следует закрыть подачу воды из водопровода в трубы и открыть линию обратки на соответствующем коллекторе. Сделав это, вы можете включать котел и насос.

Как найти воздушный пузырь в системе отопления

Завоздушенный участок можно отыскать по тактильным ощущениям или на слух. В первом случае вы обходите все радиаторы (по направлению движения теплоносителя) и трогаете их рукой за верхнюю и нижнюю часть. Если одна из батарей окажется холоднее предыдущих, то в этом месте, скорее всего, и скопилась проблема. Поэтому краник Маевского нужно открывать именно у этой батареи, отключив (по возможности) ее от обратки.

Иногда пробку можно определить на звук. Частично заполненная воздухом батарея продолжает работать, но циркулирующий в ее внутренностях теплоноситель издает характерное журчание. И если вы услышали этот "ручеек" в комнате, то просто идите на звук и найдите проблемный радиатор.

Причем редкие стоны и скрипы в трубах не имеют к пробкам никакого отношения. В большинстве случаев они сигнализируют о возможных перепадах давления или гидроударах в арматуре. Это, разумеется, не очень хорошо, но к воздушной пробке не имеет никакого отношения.