Архангел михаил и прочие небесные силы бесплотные. Михаила архангела собор

Паломникам План монастыря и скита Расписание богослужений Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

О со-бен-но ос-те-ре-гай-тесь ро-по-та, на ко-го бы то ни бы-ло. Ро-пот ху-же и вред-нее все-го. По-лез-нее и по-кой-нее ви-нить во всем и за все се-бя, а не дру-гих. Осо-бен-но же долж-но ос-те-ре-гать-ся ро-по-та на Про-мысл Бо-жий, чрез Ма-терь Бо-жию все бла-гое и ду-ше-по-лез-ное нам уст-ро-я-ю-щий. Толь-ко мы, че-ло-ве-ки, по ма-ло-ду-шию сво-е-му, час-то бе-зум-но мя-тем-ся и без-рас-суд-но скор-бим за уст-ро-я-е-мую нам поль-зу ду-шев-ную.

все поучения →

Расписание Богослужений

март ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 16
23
30

Сегодня, 13 марта28 февраля ст. ст.

Казанский храм и Введенский храмы

Великое повечерие. Великий канон

Последний фотоальбом

Сретение Господне

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

С вятые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним. Над всеми ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Её явлениями с воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил — огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил — возвышение к Богу.

Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всём своём блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так в мире невидимом Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Самого Источник Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. И как для нашего внешнего благосостояния необходимо, чтобы одни были руководителями других, чтобы мудрые вразумляли неразумных, так и для устроения нашего внутреннего состояния необходимо, чтобы Ангелы облегчали наше шествие к Богу, ограждали нас от нападений духов злобы.

Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.

Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных – праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле" (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие ).

В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог» . И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.

По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.

Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении : «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).

Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому "отцу" – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового Израиля – всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа.

«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига» ("Минея"). Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород».

Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для была написана икона "Благословенное воинство" (см. ниже ), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

В иконографии Архангел Михаил изображается с мечом как воин-защитник, либо с копьем, поражающим змия-сатану. Будучи сам воином против армии первого революционера – сатаны, особенную помощь Архангел Михаил оказывает тем, кто также активно противостоит силам зла и врагам Божиим. Поэтому он считается покровителем Русского воинства, бьющегося за правое дело. Удерживающая православная Империя более, чем кто-либо, заслуживала такой помощи св. Архистратига воинства Божия, потому он изображен на многих русских воинских знаменах.

Своим покровителем избрали св. Архистратига Михаила и русские черносотенцы ХХ века, ставшие на путь решительного противостояния революционным силам зла, в котором и нам не обойтись без поддержки предводителя ангельского воинства. В этот день был создан в 1905 г. (и ). В 1921 г. этот день открылся , на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.

Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, является символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что хотя мір во зле лежит – зло не всесильно. Ему можно и должно противостоять, это наша задача. И мы верим и знаем, что в конечном итоге земной истории зло будет побеждено, а верные Господу люди будут спасены к жизни вечной в преображенном міре Царства Божия. И один из важнейших путей спасения – сопротивление злу.

Поэтому и наш сайт издательства "Русская Идея" – осенен образом Архистратига Михаила с такою молитвою к нему:

Буди вождь и соратай непобедим христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам яко с нами Бог и Святии ангелы Его.

О НЕБЕСНОЙ ИЕРАРХИИ

От себя и от лица ООПД РНЕ поздравляю Михаила Викторовича с Днём Ангела! Уверен-мы победим пройдя испытания!

Дорогого Михаила Викторовича поздравляю с Днем Ангела! Помощи Божией в трудах!

Присоединяюсь к поздравлениям Юлии. Благодарю Господа, что есть Вы и Ваш сайт, который помогает жить в наше трудное, лживое время. Почитаешь, пообщаешься - вроде и легче. Спасибо Вам и всем единомышленникам. Берегите себя, Вы нам очень нужны. Слава Богу за всё!

Величаем Тя, святый Архистратиже Божий Михаиле, и вас святии архангели ангели, начала, власти, престоли, господьствия, силы, херувими и страшнии серафими, прославляющие Господа!
Ежедневная молитва Архистратигу Божию Михаилу: "Архистратиже Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукавого, искушающего мя. О великий Архистратиже Божий Михаиле, победителю демонов! Победи и сокруши всех врагов моих, видимых и не видимых и умоли Господа Вседержителя да помилует Россию и свой народ очистит от безумия. Восстановит престол православных царей, да зазвучит прекрасная симфония: Патриарх + Царь. Выполнит Россия свое предназначение, как Третий Рим. Отнимет иго жидовское - поганое и уничтожит всех врагов Руси святой. Спасет Россию от голода, войны, смертоносной язвы, страшных катаклизмов и напрасной смерти. Аминь

о.Иоанн, а почему Вы Помазаника Божия Царя, Христа Господня поставили за избранником человеков Патриархом? И о какой симфонии Вы упоминаете? Русская симфония через Помазаника Божия Царя Иоанна Грозного нам Богом показана в Российском Большом Гербе. Как икона она графически до сих пор звучит! А что такое "да зазвучит прекрасная симфония: Патриарх+Царь" не понятно?!

Не патриархи ли помазывали царей на пристол? Петр-I, первым нарушил эту симфонию?
Многое не понятно нашему народу получившему советское наследие - безумие. Потому в молитве четко указано, что если не будет восстановлена симфония Патриарх - Царь, то в мечтах останется освобождение России от ига жидовского. Многим трудно "дается" эта молитва. Ну тогда молитесь для начала так: "Архистратиже Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукавого, искушающего мя."

Черносотенцев более правильно называть скинхеды-1905. Это наркоманы, алканавты люди без особой морали и не богатым умственным арсеналом. Кстати черносотенное движение нанесло самый сильный удар по России в отличие от других подобных предреволюционных течений. Не спроста что черносотенцев, что скинхедов разработали в своих научноисследовальских институтах мировые сионисты еще с незапамятных времен. Конечно можно рвать глодку отстаивая модный в последнее время псевдо патриотизм только факт остается фактом. Есть каинова печать и наказание для нации-народа который согрешает против бога. УБЕЙ ЧЕРНОСОТЕНЦА(СКИНХЕДА) СПАСИ НАЦИЮ.

Патриарх, как священнослужитель исполнял свою обязанность в Таинстве Миропомазания на Царство, а на Престол Царя помазывал Бог. В Таинстве Царь сам возлагал на свою главу царскую корону. В Церкви Православной (и Русской в том числе) всегда был Царь-Патриарх и эту Богом данную симфонию властей Император Пётр Великий никогда не нарушал. Это очевидно.

Величие власти Царя всегда поддерживалось его помазанничеством. Теперь же, особенно рьяно делают на этом упор царебожники. Действительно, православные Цари являются Помазанниками, но только не в том смысле, как ветхозаветные. Те помазывались на абсолютную власть над своим народом и в гражданском, и в духовном отношении. В Новом Завете ничего не говорится о помазанности царей. Это было введено и разработано Церковью и не без ведома императоров во времена свободы христианства. Поэтому единодержавие с властью над Церковью является измышлением человеческим, создавшимся для угождения всевластвующего кормильца. Уже сразу императоры берут на себя, при согласии подвластных архиереев, право председательствовать на Соборе, назначать патриархов. На Руси князья старались держаться в рамках симфонии, но уже первый царь Иван Грозный начинает ставить митрополитов по своему усмотрению. Царь Алексей Михайлович добивается низложения Патриарха Никона, а Петр Первый окончательно подчиняет себе Церковь, отменив патриаршество и создав подчиненные себе Сенат и Синод.

о. Иоанн Вы пишете «Величие власти Царя всегда поддерживалось его помазанничеством». Теперь же, особенно рьяно делают на этом упор царебожники». Действительно, величие Власти Царя в её истинности и законности. Ведь в Таинстве Миропомазания на Царство Царь получает Власть от Бога. Стало быть, Таинство свидетельствует, что Власть Царя – Власть Истинная. Как муж в семье, так и Царь в стране – естественный, Богом данный Господин и Отец, Власть Его сакральна и подобна Власти Царя Небесного. Стало быть, всякий законный муж в семье и Помазанник Божий Царь в Государстве Богоизбранного Народа и Церкви Православной – живая икона Господа и Бога нашего Иисуса Христа. А «царебожники» это, очевидно, те, кто любит Отца и естественно признаёт Его Власть. В этом смысле, наверное, все Ангелы в Царстве Небесном – царебожники. О.Иоанн если «единодержавие с властью над Церковью является измышлением человеческим, создавшимся для угождения всевластвующего кормильца», то как понимать власть мужа в семье? Это тоже измышление? Но ведь каждый знает, что мужу не нужно брать власть в семье, она ему Богом дана естественно. Муж – господин во всех семейных вопросах и только он является отцом. Отец (и только он) может собрать семью для ответственного совещания, он может обличить любого члена семьи и указать ему на ошибки. Муж любит жену до ревности и не потерпит от неё не то чтобы блуда, но даже недостойного флирта. Слово Отца в семье всегда со властию и любовью. Отец является и гарантом всех семейных решений. Где же здесь измышления? Кто не любит Царя, тот не любит Бога. Богом данный образ симфонии властей (см. Российский Большой Герб) никто изменить не сможет. Всякие изменения – ложь, а ложь всегда временна, т.е. искажает Истину до времени, которое Бог попустит. Утверди Боже, Святую Православную Веру!

Симфония властей церковной и гражданской установилась с принятия Императором Константином Христианства и объявления Церкви свободной. Император же Юстиниан ее узаконил в 6-ой новелле: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба исходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие и все, что есть доброго и полезного, будет даровано человечеству». Еще более определенно обрисовывает суть симфонии Император Иоанн Комнин в письме Папе Гонорию в ХII веке: «Два предмета в продолжении моего царствования признавал я совершенно отличным один от другого: один – это власть духовная, которая от Великого и Высочайшего Первосвященника, Князя мира, которое по божественному праву, они получили власть вязать и решать всех людей. А другой предмет – это власть мирская, власть обращенная, обращенная к временному по божественному слову: воздадите кесарю кесарево, что ему принадлежит, власть, заключенная в принадлежащей ей сфере. Эти две, господствующие в мире, власти, хотя и раздельны и различны, но действуют к обоюдной пользе в гармоничном соединении, вспомоществуя и пополняя одна другую. Они могут быть сравнимы с двумя сестрами – Марфой и Марией, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного обнаружения этих двух властей проистекает общее благо, а из враждебных их отношений проистекает великий грех» (А. П. Лебедев, «История Византии», с. 416).

Рассмотри видимое и уразумей невидимое, - так учат нас Святые Отцы Церкви Православной, - и имей Веру. Бог всегда и везде, и во всём. Всё течёт перед глазами нашими и всё изменяется в этом міре, но Правда Божия царствует во веки и Закон Божий – Столп и Утверждение всей Вселенной, и всему своё время. Муж от жены и жена чрез мужа (это видимое), но глава жене – муж (это – невидимый закон Божий).
Возьмём пример от Таинства Венчания. В этом Таинстве Господь благословляет малое Царство через раба Своего – священнослужителя. В этом малом Царстве муж получает законную Власть Господина и Отца от Бога, а не от священнослужителя. Эту Власть ему не нужно ни доказывать, ни утверждать, ни отвоёвывать у жены и детей, которых Бог ему даровал. Законная Власть мужа всегда естественна и сакральна, т.е. Богом данная. В семье, где не нарушается Закон Божий, чрез мужа властвует Бог. В такой семье царствуют Любовь и Истина, в ней установленная Богом иерархия Власти (от мужа, - Господина и Отца, - к жене и детям), в ней нет борьбы властей, и члены этой семьи благоденствуют. Наверное, примерно об этом и писал святой Император Юстиниан.

Един Господь, едина Вера и едино Крещение. Как не может разделиться Господь, так и Власть Его едина и неделима, а земное Царство Богоизбранного Народа Русского – икона Царства Небесного. Истинная власть в міру и духовная, и господская, – свет от Света. Потому и сказал Святой Апостол «несть бо Власть, аще не от Бога», т.е. в малом Царстве чрез мужа, а в большом Царстве чрез Помазанника Божия Царя Самодержавного действующая. Без истинного мужа и без истинного Царя и в семье, и в Государстве господствует антивласть. То, что не было открыто Императорам Второго Рима, то Господь Бог открыл святым и благоверным Царям и Императорам Третьего Рима. Одни сеют, а другие жнут, но и сеяние и жатва от Господа, и радоваться будут все потрудившиеся во славу Божию. Учение о Царской Власти получило своё завершение через Помазанника Божия Царя Иоанна Грозного. Именно чрез этого Царя Бог показал нам, что есть истинная Власть и что есть истинная симфония властей. Предки наши это хорошо уразумели в Смутные времена, и оставили нам Русский Завет – Соборную клятву 1613 г. за русский род. И все Цари Русские свято соблюдали этот Завет – хранить Царскую Власть Помазанников Божиих из рода Романовых до второго и славного пришествия Господа и Бога нашего Иисуса Христа!

Спасибо огромное за Ваш труд. Эта информация необходима для каждого православного человека. Вы делаете большое дело,по скольку многим молодым людям проще зайти в интернет,нежели искать информацию в книгах.
Спаси Господи!

Слава Богу за все. С праздником, православные.

О. Иоанну:
-...патриархов много, но Божий помазанник-один и он христос-живая икона Спаса нашего на земле...Стоит ли говорить об апостасии патриархии в такой праздничный день?

ЧИТАЙТЕ
СБОРНИК СТАТЕЙ ВОСКРЕСЕНИЕ ЦАРСТВА ПРАВОСЛАВНОГО
О ВЫХОДЕ ИЗ ТУПИКА ЦЕРКОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО.ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ ИСТИННЫХ ВОИНОВ ДУХА, КОТОРЫХ САМ СПАСИТЕЛЬ НАЗВАЛ ПОБЕЖДАЮЩИМИ...

ПОЗДРАВЛЯЮ СОРАТНИКОВ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН С ПРАЗДНИКОМ!

С Праздником всех верных.

принять Царскую Власть Помазанников Божиих из рода Романовых - было и остаётся преступлением. Русь Романовы не крестили, а "выбирать царя" - это типа современных выборов президента? Жуть... 400 умело компостируют мозги, конца и края этому не видать. Государство Русь является формой сожительства одной семьи князей Рюриковичей, которая является историческим владельцем этого государства, эмпирическим ее олицетворением, и, что самое главное, идеальной формой бытия этого государства. Итак, фундамент, на котором она строится и функционирует Русь, сформированы именно вокруг метафоры семьи — как нераздельное тело, собственность рода и единственная «корпорация» Рюриковичей.

Княжеский род, следовательно, существует не только эмпирически, он метафизической целостности. Как нынешние времена является своего рода повторением прошлого, так и князья живые является восстановлением, «оживание» умерших предков.

Княжеский род находится вне обычных измерениями, он существует в вечности.

Русью правит не какой-то определенный князь, даже не совокупность живых родственников, а разверстые во временную перспективу (так же, как и в прошлом) бесконечная череда поколений. Как напоминал Мономаху митрополит Никифор: «Вам же долешнимы правит в роды и роды».

Когда покровительство за землю, государство принадлежит всей совокупности поколений династии — прошлым, нынешним и будущим, то княжеская святость автоматически принадлежит сакральному роду князей Рюриковичей -Крестителей Руси.
https://russkiev.wordpress.com/concept-russkiev/

С праздником Вас, Михаил Викторович, всех ваших сотрудников и весь народ православный!
И спасибо за Ваш праведный труд!

Прославлять Ангелов - наш долг: они, воспевая Творца,
обнаруживают Его милость и благорасположение к людям.

Святитель Иоанн Златоуст

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии.

Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание.

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод «малах», то есть «посланник», «вестник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».«Ми ка эл» буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

Однако допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Т.е. выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля».

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь.

Этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом - Иуд.1:9):

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"».

Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли.

Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе.

Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет:

«Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола».

В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов:

«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». (Откр.12:7-9)

Имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в Книге пророка Даниила:

«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).

Пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего;
и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени;
но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан.12:1).

Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе:

«Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15).

Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона:

Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем (Исх. 33, 9).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла.

На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:

* явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
* явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
* уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35);
* спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде.

Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших.

Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии:

«Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня - Михалион, находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).

Архангел Михаил считается небесным покровителем Киева. В Киеве ему посвящён Михайловский златоверхий монастырь.

В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьем в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На болеее поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами диавола, в левой руке держит финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса». Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».

Архангел Михаил - один из щитодержателей на Гербе Российской империи.

Орден святого Михаила Архангела - династическая награда Российского Императорского Дома.

Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах.
Среди христиан были еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, и почитать их надо выше Христа.В начале IV века было осуждено поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утверждено православное их почитание. Тогда же было принято решение о праздновании Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии, он именуется — Михайлов день.

Архистратиг Михаил. Что мы знаем?

Из истории:

Давно, еще до сотворения человека и всего видимого мира весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.

В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается.

Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей.

  • В православии Архангел Михаил – это самый известный ангел, который упоминается в библейских книгах. Его еще называют Архистратиг Михаил. Он самый главный ангел среди святого воинства всех Архангелов и Ангелов.
  • Архангелу Михаилу приписывают самую главную роль в битве добра со злом. Именно он одержал победу над Сатаной и всей его нечистью.
  • Архангел Михаил выступает в роли стражника у ворот рая и встречает души умерших людей.
  • Архангел Михаил выступает в роли судьи на Страшном суде и призывает все души к ответу. Люди издавна считают Архангела Михаила покровителем всех умерших и молятся ему, чтобы он защитил их, а не карал на том Суде.
  • Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим Диавола.

Каких архангелов мы знаем?

В этот праздник вспоминаются все чудесные явления Архистратига Михаила и других Архангелов – Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила, Иеримиила.

На иконах попирает ногами Диавола. В левой руке держит зеленую финиковую ветвь. В правой руке – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Из Священного Писания и Священного Предания известны Архангелы:

Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. На иконах изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов. На иконах держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – огонь или свет Божий, просветитель. На иконах в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве. На иконах изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. На иконах в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий. На иконах на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – возвышение к Богу. На иконах держит в руке весы или Писание.

Небесные силы. Что мы знаем?

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.

Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Ангелов в духовном мире огромное множество, во много раз больше, чем людей на земле. Отличаются они своей просвещенностью, но задача у них одна — служение Богу.

Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.

Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью и делятся на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы .

  • Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы . Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
  • После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы . Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
  • За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы , таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти .

  • Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
  • Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
  • Власти имеют власть укрощать силу Диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы .

  • Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
  • Архангелы открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
  • Ангелы наиболее близки к людям. Они наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Ангел — Хранитель. Что мы знаем?

Согласно библейским учениям, во время Крещения каждому из нас Господь дает Ангела–Хранителя. На всем жизненном пути Ангел-Хранитель находится около нас. Видеть их могут только святые люди. Наше зрение не позволяет их видеть, но это не должно нас смущать. Главное верить и знать, что они всегда с нами и охраняют нас на всем жизненном пути.

По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами.

Служение Ангелов-хранителей велико в очах Божиих, поскольку предназначение у них охранять и спасать людей. А человек, как известно, венец творения Божия.

Всякая хорошая мысль, всякое доброе дело, молитва, покаяние — все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями.

Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути.

Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него.

Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас и, со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.

Православные и народные традиции тесно переплетаются у нашего народа.

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в народе называют Михайлов день.

О традициях и обычаях празднования можно прочитать в статье:

А хотели бы вы увидеть Архангела Михаила? Нет ничего невозможного в кинематографе. — рассказывает вымышленную историю о возвращении архангела Михаила на землю в ХХ веке. Жанр фильма мелодраматичный, комедийный. Если вы относитесь строго к религиозной теме, этот фильм не для вас…
Посмотреть фильм онлайн вы сможете в нашем Кинозале .

Эта статья о достопримечательностях города, непосредственно связанных с Архангелом Михаилом.

Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных празднуется ежегодно 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Этот праздник не относится к числу и , но всегда был почитаем на Руси. В честь него строили храмы, а также называли города и селения. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века.

Архангел Михаил - чиноначальник вышним Силам

Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог ». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных . Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός - главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:

Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви».

По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета - при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.

Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов - по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:

Архангел Гавриил - благовестник таин Божиих;
Архангел Рафаил - врач болезней и путеводитель;
Архангел Уриил - просвещает людей, побуждает их на молитву;
Архангел Иегудиил - заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией;
Архангел Варахиил - податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела;
Архангел Салафиил - врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях;
Архангел Гефаил - возжигатель любви к Богу;
Архангел Тахиил - помощник и защитник в бедах и напастях.

————————
Библиотека Русской веры

Храмы в честь архангела Миха́ила на Руси

После Крещения Руси праздник Собора Сил бесплотных становится известным и нашим предкам. Множество храмов и монастырей были посвящены этому празднику - Миха́йлову дню . Первый Архангельский собор был построен в Киеве сразу после принятия христианства, там же был устроен монастырь.

В дальнейшем известно множество случаев чудесной помощи Архистратига в ратных делах. В Волоколамском Патерике содержится описание чудесного спасения Великого Новгорода от татарского войска:

внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Миха́ил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород.

Не удивительно, что практически в каждом русском городе был храм или придел, посвященный празднику Собора Архангела Михаила и Сил бесплотных. Пожалуй, самый известный, - , усыпальница московских князей. Первоначальный деревянный Архангельский собор был построен, вероятно, в 1247-1248 годах, во времена княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. В дальнейшем он не раз перестраивался, а нынешнее здание собора было построено в 1505-1508 годах.

В Кремле находился также Чудов монастырь. Главный храм обители был освящен в честь чуда Архангела Михаила в Хонех (празднуется 6/19 сентября). В 1929-1930 гг. монастырь был разрушен.

В середине XIV в. появился деревянный храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне . В это время в стене деревянной крепости Коломны, между Маринкиной и Грановитой башнями, уже были проездные Михайловские ворота, напротив которых и располагалась Михайловская (или Архангельская) слобода. После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 г. была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трех Святителей. Ныне существующий каменный храм Михаила Архангела получил свое современное обличье посредством перестройки частей предыдущего каменного храма.

Считалось, что Архангел Миха́ил является покровителем русского воинства. Может быть, именно поэтому при основании Нижнего Новгорода, стратегической крепости при впадении Оки в Волгу, Владимирский князь Юрий Всеволодович построил в 1221 году первый деревянный Миха́йло-Арха́нгельский собор . Впоследствии он неоднократно перестраивался. Ныне существующее здание собора построено в 1628-1631 гг. в память о Нижегородском ополчении.

Стоит упомянуть и о том, что на знамени Нижегородского ополчения изображены Архангел Миха́ил в воинских доспехах и склонившийся перед ним Исус Наввин.


Город-именинник

В XII веке новгородский архиепископ Иоанн основал в устье Северной Двины Миха́йло-Архангельский монастырь. Долгое время он был одним из центров Русского Севера.

В 1548 году по приказанию царя Ивана Грозного воеводы Нащокин и Залешанин за одно лето построили вокруг монастыря крепость. Первоначально она называлась Новые Холмогоры. Но уже в 1596 году новый город был назван Архангельском , по имени обители.


Старообрядческие храмы в честь архангела Миха́ила

Традиция празднования «Миха́йлова дня» сохранилась и у старообрядцев. Во всех старообрядческих согласиях есть храмы, освященные во имя этого праздника.

Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви г. , с. Пермского края, с. Кировской области, ст. Ростовской области, с. Томской области, а также строящихся храмах г. (Удмуртия) и г. (Брянская область). В зарубежных общинах РПСЦ храмовый праздник в общинах г. (Молдова) и с. Валая Родоя Флорештского района (Молдова).

Престольный праздник отмечают в общинах Русской Древлеправославной Церкви г. и пос. Кемеровской области.

Поморские общины г. Невеля и дер. Михалкино Псковской области, г. Кузнецка Пензенской области, г. Темир-Тау Кемеровской области, (Литва) также отмечают сегодня престольный праздник.


Собор архангела Михаила. Иконы

Архангел Михаил часто изображается в составе так называемого «ангельского деисуса».

Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.

На более поздних иконах архангел Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен в качестве стражи Царя Небесного, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.

Из икон, посвящённых архангелу Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Исусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».