Архитектура греции очень кратко. Древнегреческие храмы

Храм в греческой античности был домом Бога, зданием, где располагалась статуя одного или нескольких богов, а не место собрания верующих, как в христианском мире. Это показывает существительное различие в значение слова - «храм», «наос», которое происходит от глагола «NAIO» (= жить).

Статуя помещалась в задней части храма, на продольной оси. Верующие собрались за пределами здания храма, где был алтарь для жертвоприношений и существовал обряд поклонения. Эта базовая функциональная особенность греческого храма имеет важное значение для понимания архитектуры, и есть доказательство того, что храмы были задуманы для статуй, который помещались в них.

Парфенон

Афинский Парфенон

Парфенон - самый красивый памятник Афинского государства.

Строительство началось в 448/7 г. до н.э. и открытие состоялось в 438 г. до н.э. Его скульптурное оформление было завершено в 433/2 г. до н.э.

По словам источников, зодчим был Иктинос, Калликрат и, возможно, Фидий, который также отвечал за скульптурное оформление храма.

Парфенон - один из немногих мраморных греческих храмов и один дорический со всеми его скульптурными метопами.

Многие части скульптурного декора были расписаны красным, синим и золотым цветами.

Долина греческих храмов

Известная «Долина греческих храмов» расположена в южной части Италии, в области Агридженто.

Комплекс насчитывает 10 храмов, аналогов которым нет даже в самой Греции.

Долина объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Гефеста

Храм Гефеста

Храм Гефеста - один из самых сохранившихся древних греческих храмов. Он был посвящен богу Гефесту и расположен в районе Тисея.

Храм Гефеста стал доступен для общественности в рамках археологических раскопок Древней Агоры.

Храм был построен на холме Древней Агоры. Это дорическое сооружение, окруженное колоннами, построенное, возможно, по проекту архитектора Иктина. Здание имеет 13 колонн на каждой стороне и 6 с торцов. Хорошо сохранились не только колонны, но и крыша.

Храм Посейдона в Пестуме

Посейдония была древнегреческой колонией на юге Италии в регионе Кампания, которая расположена в 85 километрах к юго-востоку от Неаполя, в современной провинции Салерно, недалеко от берегов Тирренского моря.

Латинское название города было Pestoum (Пестум). Главные достопримечательности этой местности - три больших дорических храма: храм, посвященный Гере и Афине.

Храм Геры является старейшим храмом в Посейдонии и принадлежит к 6-му веку до н.э. Рядом с этим храмом и второй храм, посвященный Гере, построенный в 5 веке до н.э. В 18-м веке считалось, что храм был посвящена Посейдону. На самой высокой точке города находится храм Афины, построенный около 500 г. до н.э. Ранее ошибочно считали, что он был посвящен Деметре.

Храм в древнем Сегесте (Эгесте)

В древнем Эгесте (Сицилия) восхищает дорический храм 5-го века до нашей эры, возведение которого после установки колоннад было без причины остановлено. Сегодня он стоит в одиночестве, на окраине очаровательного поселения, и является образцом строительных идей того времени.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.radioastra.tv

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах является одним из величайших и наиболее внушительных сооружений древности.

Храм возвышается на высоте 1130 метров над уровнем моря, в центре Пелопоннеса, в горах между Илия, Аркадия и Мессини.

Храм был возведен во второй половине 5-го века до н.э. (420-410 до н.э.), возможно, Иктином, архитектором Парфенона.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.otherside.gr

Храм Аполлона Эпикурийского - хорошо сохранившийся памятник классического периода. Он был первым древним памятником Греции, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. Часть фриза храма сломана в 1814 году и выставлена в Британском музее в Лондоне.

Эрехтейон

Эрехтейон был священным местом всего Акрополя. Здание из мрамора - яркий пример зрелого ионического ордера.

Храм посвящен Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею. Он расположен на месте спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой и являлся хранилищем святых древностей.

Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками. Южное крыльцо здания - самое известное.

Кариатиды

Вместо колонн оно имеет шесть женских статуй, кариатид, которые поддерживают крышу.

В 1801 году британский посол лорд Элджин вывез одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

В настоящее время она, вместе с фризом Парфенона, находится в Британском музее. Остальные статуи заняли свои места в новом Музее Акрополя, а под открытым небом находятся их копии.

Храм Зевса в Кирини

Храм Зевса в Кирини

Кирини в древности была греческой колонией в Северной Африке.

Основанная в 630 г. до н.э., она взяла свое название от источника Кириш, который был посвящен Богу Аполлону. В 3-м веке до нашей эры, в городе была основана философская школа Кирини от Аристиппа, ученика Сократа. Город, расположенный в долине Джебел Ахдар, дал восточному региону Ливии название Киринаики, который существует до сегодняшнего дня.

Кирини с 1982 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе сохранились древние памятники: храм Аполлона (7 век до н.э.), храм Деметры и храм Зевса, который был частично разрушен по приказу Муаммара Каддафи в 1978 году

Архитектура Древней Греции

Кто-то из великих сказал:"Архитектура - это застывшая музыка."
Древняя Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, - вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова "архитектура Древней Греции." И действительно, построенный по правилам ордера

греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу - ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Ордера и их происхождение

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки - основание, колонны и перекрытие. Дорическому ордеру (возник в начале VII в. до н.э.) с его мощными пропорциями свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) отличается стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, ныне - Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. - в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождеие периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм "в антах", то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие "из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов "симметрии" или соразмерности составных частей здания". Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти "прочные законы" закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия.

В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, "порядка" и его"нарушения", присущих греческой архитектуре, нам и предстоит разобраться.

Геометрия, пластика, цвет

Прежде всего надо сразу же освободиться от въевшихся в память гимназических предрассудков, по которым ордерный храм будто бы представляет собой до миллиметра геометрически правильное сооружение, сложенное из белого мрамора, очерченное прямыми линиями. Его красота будто бы заключается в идеальной бесцветной чистоте и безупречности, подобной идеальной дистиллированной воде,абсолютно чистой, но безвкусной. Будто бы красоту ордера составляет гармония идеальных, абстрактных чисел и можно составить цифровую таблицу пропорций и масштабов ордерной постройки, а потом отштамповывать по ней вечно прекрасные произведения. Такое представление удобно для педанта; это сущий рай для догматика. Но живому человеку оно отвратительно, и он готов принять любое варварское сооружение, лишь бы оно несло в себе чувство и выразительность, и противопоставить его постройкам, воздвигнутым по всем этим казенным мертворожденным правилам.

Давным-давно заброшенные, полуразрушенные и разграбленные, веками омывавшиеся дождями греческие храмы потеряли многое из своего живого облика. Обнажился их геометрический мраморный костяк. На самом же деле их облик был совсем иной, чем можно представить себе по фотографиям сохранившихся руин. По углам фронтона помещались резные каменные украшения-антефиксы, подобные живой поросли, пробивающейся на каменных плитах. В древнейших деревянных храмах антефиксы были керамическими. Таким образом, очертания храма вовсе не были геометрическими, составленными из прямых линий. Скульптурой были насыщены и другие части храма. На фронтоне размещались статуи. Рельефами украшали прямоугольные метопы в дорических и фриз в храмах иони-ческого ордера. Изображения людей и мифологических существ самими своими "негеометрическими" формами придавали храму живую, пластическую выразительность. А если учесть, что эти фигуры изображались в движении, то будет легко представить себе, насколько более богатым, многообразным был облик храма по сравнению с тем, что можно было создать с помощью только архитектурных средств. Скульптурное убранство храма было естественно и прочно связано с его архитектурой, которая сама создавала поля, предназначенные для скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Собственно архитектурная форма прямо переходила в орнаментальный мотив или в скульптурное изображение. В дорическом ордере (в древнейших зданиях из дерева и сырца) метопа была плитой,входившей в конструкцию, и одновременно рельефом с изображением какой-либо сцены. Водосток завершался львиной головой; плитки-калиптеры, покрывавшие швы, образованные мраморной "черепицей" крыши, завершались маленькими резными антификсами. А что представляют собой триглифы или находящиеся под нависающим карнизом плитки-мутулы с цилиндрическими каплями-гуттами? Орнамент, изображение когда-то существовавших деревянных конструкций, архитектурно-строительную деталь? В чистом виде - ни то и ни другое, а вернее, все это вместе.

В ионическом ордере мы найдем еще большую связь, более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. База колонны здесь украшается растительным орнаментом, сочетающимся со сложными и пластичными валами и выкружками. Ионическая капитель - это единый сплав изобразительных, орнаментальных и архитектурно-конструктивных начал. На блоках антаблемента высекаются узоры и изображения и т.д. Подобно стволу дерева, несущему на себе живую, подвижную крону, геометрическая основа ордера расцвечена в греческом храме живым скульптурным изображением и орнаментальным узором. Но это еще не все. Греческий храм действительно был разноцветным! Не идеальная и очищенная белизна мрамора приподнимала его над жизнью города и природы, а, напротив, праздничная яркость цвета, полная шумного человеческого темперамента,выделяла храм среди однообразной и одноцветной жилой застройки или на фоне мягких и светлых по цвету гор, окутанных удивительным прозрачно-серебристым воздухом Греции. Храм раскрашивался в синий и красный цвета. Окраска наносилась не сплошь. Естественный цвет мрамора тоже участвовал в расцветке храма: колонны и каменные балки архитрава оставались не закрашенными. Но, напротив, в дорической колонне красным цветом помечались опоясывающие ее верхнюю часть врезы и рельефные полоски-ремешки. Тем же цветом окрашивались нижние поверхности нависающих карнизов. Вообще красной краской покрывались главным образом горизонтальные части храма. Триглифы и мутулы окрашивались в синий цвет, а метопы, вернее, их фон, на котором выступает рельефное изображение, - в красный. Поле фронтона (тимпан) также окрашивалось в интенсивный красный или синий цвет. На этом фоне отчетливо выступали статуи, в свою очередь окрашенные тоже. Кроме того, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали. Здесь справляла праздник рука мастера, украшавшего свое изделие,радовавшегося многоцветности мира и своих чувств. Добавим к этому и умение зодчих выбрать камень необходимого цвета: голубовато-серый мрамор для храма бога морских стихий Посейдона (сооруженного в 3-й четверти V в. до н.э. на мысе Сунион недалеко от Афин) или мрамор теплых, словно бы живых, человеческих тонов для Парфенона, украшавшего собой афинский Акрополь. Что же касается древнейших ордерных храмов, сооруженных из дерева, там богато раскрашивались детали, украшения и скульптура, выполненные из керамики.

Здания и город

В эпоху архаики складывается тип древнегреческого города. Определяются основные его части. Центрами общественной жизни города и его архитектурного ансамбля становятся укрепленный холм - акрополь, где сооружаются храмы, и агора - торговая площадь. Разумеется, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих случаях города разрастались именно вокруг таких холмов. В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых построек с архитектурой центров общественной жизни наиболее наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе.Нас, естественно, будет интересовать здесь то, как все эти представления воплощались в художественном образе городской архитектуры и какие идейно-художественные свойства архитектурного ансамбля греческого города были ими порождены.Итак, в общественном центре города создавались крупные ордерные постройки - прежде всего храмы. Они служили всему свободному населению города-государства, создавались на его средства и его руками, были частью его общественной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании.

Разумеется,представлений культовых, мифологических. Всеми этими свойствами такой храм резко отличается от главных построек микенских городов - то есть от царских дворцов. Какой бы значительной ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и дворец был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь или тиран выглядел одним из сограждан полиса. Этот общественный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади или на возвышающемся над городом акрополе. Весь смысл общественных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив облик древнегреческого города. Надо сказать, что эта задача нелегкая и, более того, не вполне осуществимая. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось восстановить, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки. Что же касается жилых и хозяйственных построек в городах, то подавляющее большинство их безвозвратно утрачено. На месте старых домов возникали новые. Кому могло прийти в голову веками сберегать обычный, рядовой дом? Только случай помогает здесь исследователям архитектуры. И вот - исторический парадокс! Таким случаем, сберегающим обычные, массовые постройки города, чаще всего оказывается внезапно разразившаяся разрушительная катастрофа. После извержения Везувия в Италии остались под пеплом и лавой древние города, словно бы законсервированные в момент, когда остановилась их жизнь. Город Олинф на полуострове Халкидика был в 348 году до н.э. захвачен и полностью разрушен македонским царем Филиппом II.Развалины города были заброшены и сохранились, по существу, в нетронутом виде. Живой город, напротив, стирает от века к веку старые постройки. Новая жизнь буквально выжигает собой остатки прошлого. А в греческом городе тому были особенные причины. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в других местах, зачастю строился из сырца. Такой дом легко мог быть разрушен без остатка. Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали наиболее богато и тщательно, например, мозаикой, выложенной из разноцветных камней. Обычно это был дом с внутренним двориком, в который открывались жилые помещения. На улицу такой дом выходит глухими стенами. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенами. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. С середины V в. до н.э. начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться строгим шахматным порядком. Но многие города, и прежде всего Афины, сохраняли свой старый облик и позже. Не трудно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов - и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, - и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, - и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны - отдельный человек и его частный быт, с другой - общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос - то есть свободные граждане (рабы, разумеется, в расчет не принимались)...

Выше уже шла речь о стадионах и театрах. Оба эти типа построек - едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы - результат предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, возникшим несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обычный дворцовый зал, использовали случайно подысканный сарай или конюшню. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли.Иначе обстояло дело в тех общественных сооружениях, которые создавали особую идейно-художественную среду в религиозно-политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле - все в V в. до н.э.; во II в. до н.э. здесь сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия. Главные события празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром общественной жизни всей страны...

Развитие архитектуры началось с развитием городов- в период архаики.

Главным сооружением в архитектуре греческой античности выступал храм.

Храм посвящали богам - хранителям города или обоготворенным героям. Храм являлся центром городских событий .

В храмах хранилась городская казна и художественные сокровища. Площадь перед храмом служила местом собраний и местом для проведения праздников.

Храм возводился в центре городской площади или на акрополе. Фасад храма был расположен на восток к восходящему солнцу..

Храмы - главные архитектурные сооружения Древней Греции

Простейшим и древнейшим типом храма был Дистиль Пример такого храма это храм в Антах. Он состоял из небольшого помещения-наоса прямоугольного в плане и открытого на восток с двумя колоннами между антами (боковыми стенами) на главном фасаде Такой храм воспринимался только с фасадной стороны


Следующим, более совершенным, типом храма был Простиль . Он был схож с дистилем, но в таком храме на фасаде было уже четыре колонны.

Усовершенствованным простилем был Амфипростиль или двойной простиль.Такой храм имел по четыре колонны на переднем и на заднем фасаде храма (там, где был вход в сокровищницу)..

Классическим видом греческого храма стал Периптер (оперенный). Такой храм был прямоугольным в плане и по периметру окружен колоннадой.

На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.

Развитие архитектуры продолжалось и появляются новые типы храмов

Диптер - тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

И наконец, Круглый периптер или Толос . Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму.

Храм окружается колоннами по всему периметру.

Подведем итог, на рисунке представлены планы античных греческих храмов.


1-дистиль-храм-в-антах 2-простиль 3-амфипростиль 4-периптер 5-диптер 6-псевдодиптер 7-толос

Основные элементы в архитектуре храмов Древней Греции

  • Основой всех греческих храмов служил фундамент из трех и более ступеней, который представляет собой плиты, выложенные из плоских отесанных камней.
  • Ступени дорического храма носят названия стереобат и стилобат . Верхняя часть храма получила название фронтон, от латинского frontis – лоб, передняя часть стены.
  • В греческой архитектуре использовался фронтон треугольной формы .

Основные элементы храма просты и органично связаны с конструкцией здания.

Ландшафт и архитектура в Древней Греции

Важным моментом в античной архитектуре является то, что в строительстве большое внимание уделялось природным условиям и тому, как построенный объект будет гармонировать с окружающим его пейзажем

Во время эпохи высокой классики создается самый замечательный ансамбль эпохи- Афинский акрополь.

Акрополь располагался на холме, возвышаясь над Афинами


На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике.


Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи. Тут возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше своеобразный по плану храм Эрехтейон. С его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи - кариатиды.

И конечно главный храм Акрополя Парфенон , который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке.

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии. Храмы древней Греции являются достоянием истории всего мира и культурной ценностью.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием. По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях. Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.

В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы

Изначально первые Храмы древней Греции по архитектуре не особо отличались от обычного жилища, но вскоре их значение стало проявляться в роскошных линиях и изысках строений. Просторные залы были лишены окон, а в центре водружалась статуя почитаемого божества.

Классический период привнес некие изменения в экстерьер, благодаря необычайному сочетанию мощи и изящества, которое вызывало внутренний трепет при созерцании строения. отражают античную историю.

Изменение архитектурных стилей. Храмы древней Греции, наиболее ярко выражены, именно в видоизменении колонн построек, которые выполнялись в аскетическом виде без излишеств, или украшались капителями, орнаментами. Колонны привносили дополнительную устойчивость зданиям, позволяя значительно увеличивать объем помещений, и придавали значимую солидность.

В храмах отсутствовала роскошь, подбирались матовые однотонные тона со строгим орнаментом. Иногда для украшения интерьера использовалось золото. Статуи божества расписывались и украшались драгоценностями, но, к сожалению, ни одна статуя не сохранилась до нашего времени в первоначальном виде. Каждый житель города принимал участие в построении храма, которое занимало десятилетия. В статье вы узнаете еще больше интересных фактов.

Известные храмы Греции

Огромное количество храмов сохранилось именно в Афинах. В Акрополе находится Парфенон, сооружение, построенное в честь покровительницы города – богини Афины. Местом сражения Посейдона с Афиной считался храм Эрехтейнон.

Жители Афин свято верили в существование богини победы Ники, подтверждением чего является храм со статуей божества, которому обрубили крылья, чтобы победа никогда не покидала их. Именно в этом храме по легендам царь Афин ждал своего сына, после победы над минотавром. Тезей забыл подать условный знак о победе, в последствие чего царь Эгей бросился в море, которое в итоге получило название Эгейского. Походы, путешествия прогулки могут вам многое рассказать о культуре, истории и архитектуре, например красивые , поражают своим великолепием.

Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон

Географически находится в «сердце» Афин. Храм был торжественно возведен для красивой и величественной богини Афин – Парфенон. Построен из уникального в своем роде пентелийского светлого мрамора. В настоящее время этот храм является самым популярным среди античных сооружений всей Греции. Отделочные работы затянулись до 432 года до н.э.

Строительством занимался античный архитектор Калликтат, происходило это в 447 году до н.э. строительство длилось 9 лет. Храм выполнен в дворцовом стиле со множеством колон (48 штук). Фронтон и карнизы украшены скульптурами. Сейчас их осталось очень мало, лишь осколки. Все они были разграблены за долгие годы войн. Сейчас храм имеет белый или кремовый оттенок, но в античное время его раскрашивали в разные цвета. за столь долгое существование Храм Парфенон имел разные предназначения: служил пристанищем для католиков, был православным местом, и даже был тайным складом для пороха.

Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э. Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо. Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

Храм Ники Анперос

Этот храм стал первым сооружением такого античного характера в Акрополе. Храм имеет другое, более нежное название – «бескрылая победа». Строительство сооружение началось в 427 году до н.э. стены великого Ники Анпероса выложены из отбеленного мраморного блока. В центре храма стояла статуя Афины. Она несла символический характер, а одной руке у нее был шлем, в другой – гранат. Это говорило о том, что она несет в себе символ плодородия и победы. За всю историю на храм постоянно нападали, с каждым разом тревожа его красоту. В 1686 году на храм напали турецкие войска, которые разобрали основные постройки, а в 1936 году – разрушилась центральная платформа. Сейчас – этот миниатюрный храм, стена, единственное, что напоминает нам о той, древней жизни.

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:

I. архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
II. классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
III. эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и прочие территории, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский . Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры начался в V веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.

Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь . Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон , своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон . Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат .

Парфенон - Центральный храм Акрополя. Строительство его началось в 447 году до н.э. Руководил постройкой знаменитый скульптор Фидий. Парфенон построен из 46 колонн, размеры его 70 на 30 метров. Внутри храма Фидий установил огромную статую Афины, но она была вывезена в Константинополь и погибла там во время пожара. О строительстве Парфенона любой грек может рассказать целую историю. Во-первых, под его конструкцией специальный фундамент, который помогает амортизировать землетрясения (они в Греции не редкость). Во-вторых, колонны Парфенона непараллельны и если их продолжить, то они сойдутся в одной точке в нескольких километрах над центром храма. Вообще в Парфеноне все поверхности на поверку оказываются непараллельны, но видно это только если поставить какой-нибудь предмет и смотреть на него с другой стороны Парфенона. В этом и заключался гений архитекторов - со стороны все колонны выглядят строго вертикальными. Угловые колонны на самом деле толще, чем все остальные, но зрительно это тоже незаметно. В последующую историю Парфенон был христианским храмом, а потом турки использовали его как пороховой склад. Во время осады Афин венецианцами случился взрыв и храм был частично разрушен. Восстанавливать его начали уже в 19 веке.

В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием ; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.




Парфенон. Афинский Акрополь .





а - фрагмент Парфенона, б - одежда, в - фрагмент капители Эрехтейона, г - золотой гребень, д - ваза, е - кресло, ж - стол.

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу , причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд - для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуй богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет , каждый по - своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон - создатель знаменитого «Дискобола».

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие - либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон - это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники - либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в IV веке до н. э. Скопас. Самая большая известная нам его работа - участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма - рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа «Лаокоон ». Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей - они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на красном фоне чёрными линиями.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселивших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства - полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.

Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов - покровителей города.

Демократия препятствует грекам строить себе отдельные большие дворцы, потому что политически все мужчины, как предполагается, являются равными, поэтому считается дурным тоном иметь большой дворец, даже если имеются возможности для его постройки. Вместо этого греки строят общественные здания.

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описывающих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В культовой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

I. Храм с портиком, или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.
II. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
III. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.
IV. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) - такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
V. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен.
VI. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природном окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н.э. в связи с активной римской экспансией. Архитектура принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. Принципы греческой демократии уже не соответствует имперским потребностям Рима. В V веке н.э. Греция обращается в христианство, начинается формирование Византийской империи, со свойственными ей архитектурными канонами. В период великого переселения народов с IV по VI территория Греции подвергается периодическим нападениям готов, славян, персов, арабов, норманов не очень трепетно относившихся к памятникам архитектуры. Церковный раскол 1054 года усугубил культурный разрыв. Византия, и Греция как её часть оказались под влиянием традиций Ближнего Востока. В XI – XII веках огромный урон памятникам древнегреческой архитектуры нанесли крестовые походы и идущие за крестоносцами нищие всей западной Европы. Вместе с крестоносцами приходили и их спонсоры – флорентийцы и генуэзцы, а уходя вывозили целые разобранные дома, не говоря уже об отдельных колоннах. В 1453 году пала Византийская империя, а в 1456 году турки захватили Афины. При этом туркам нужно отдать должное в сохранении ценностей Древней Греции. Благодаря туркам англичане в XIX веке начали раскопки и вернули европейскому миру утраченные знания об архитектуре и искусстве Древней Греции. Сейчас правительство Турции очень трепетно относится ко всем сохранившимся архитектурным памятникам античности и весьма неплохо на этом зарабатывает.