Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание приставок Приставки на согласный не меняющийся на письме

Формулировка задания - 2019

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) контр..гра, дез..нфекция, без..нициативно

2) зав..южить, обез..яна, с..едобный

3) пр..одолеть, пр..тензии, пр..вратиться

4) бе..конечный, ра..буженный, и..черпать

5) под..брать, пр..медление, пр..образ

Формулировка задания прошлых лет

определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:

с..есть, п..еса,

ро..черк, не..дешний

пр..ютить, пр..поднёс

вз..мал, за..трал

о..гладил, по..ставка

Правильный ответ: взимал, заиграл

Задание 10 (бывшее задание 9) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых во всех трёх словах нужно вставить одну и ту же букву.

В ответ выписываем не слова, а номера строк.

Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.

Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

Что следует знать для правильного выполнения задания:

Правописание неизменяемых приставок;

Правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;

Правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;

Правописание И, Ы после приставок;

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

1. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок

Неизменяемые приставки

1. Приставки НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ- пишутся всегда одинаково:

НАДПИЛИТЬ, ПОДТВЕРДИТЬ, ОБСЫПАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПРЕДПОСЛЕДНИЙ, БЛИЗСИДЯЩИЙ

2. Приставки ЗА-, НА-, НАИ- всегда пишутся с буквой А:

ЗАНЯТЬСЯ, НАЛИТЬ, НАИБОЛЬШИЙ

3. Приставки ПО-, ДО-, НЕ ДО- всегда пишутся с буквой О:

ПОДУТЬ, ДОПЛЫТЬ, НЕДОСМОТРЕТЬ

4. В русском языке нет приставки 3-, а есть только приставка С-, которая пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными корня:

СБИТЬ, СЖАТЬ, СГИБАТЬ

Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и 3-, смело пишите С, так как приставки 3- в русском языке нет:

Пусть никто никогда не забудет:

3 приставкой не была и не будет!

Примечание:

Иногда в словах приставка С- может стоять после приставки НЕ-: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ, НЕСДЕРЖАГННЫЙ.

5. Следует запомнить слова, в которых буква 3 является не приставкой, а частью корня:

ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДОРОВЬЕ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДАНИЕ, не видно НИ ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Изменяемые приставки

1. Правописание приставок, оканчивающихся на 3 и С:

РАЗ- / РАС-, БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, ВОЗ- / ВОС-, ВЗ- / ВС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС-, ЧРЕЗ- / ЧРЕС-,

зависит от глухости - звонкости последующего звука.

Приставка оканчивается на -3:

1) если первая согласная буква корня звонкая: БЕЗВКУСНЫЙ, НИЗВЕРГНУТЬ;

2) если корень начинается с гласной буквы: РАЗУЗНАТЬ.

Приставка оканчивается на -С:

если первая согласная буква корня глухая: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕСШУМНЫЙ.

Примечание:

1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.

2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.

2. С буквой С пишутся слова:

ЧЕРЕСЧУР, ИСЧЕЗНУТЬ, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

3. Правописание иноязычных приставок ДЕЗ-, ДИЗ-, ДИС- подчиняется особому правилу:

1) приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ:

ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, ДИЗАССОЦИАЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ;

2) приставка ДИС- пишется перед согласными:

ДИСГАРМОНИЯ, ДИСФУНКЦИЯ, ДИСБАЛАНС.

4. В приставках РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС- под ударением пишется буква О, а без ударения - буква А.

РОЗЫГРЫШ - РАЗЫГРАТЬ РОЗЫСК - РАЗЫСКИВАТЬ РОСПИСЬ - РАСПИСЫВАТЬСЯ

Исключение: РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)

Примечание:

1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О): СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.

2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).

Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.

2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ

Приставка ПРИ обозначает

1) Присоединение, прибавление:

ПРИСТЕГНУТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИРИСОВАТЬ.

2) Приближение:

ПРИПЛЫТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ.

3) Неполноту действия (= СЛЕГКА):

ПРИОТКРЫТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ.

4) Пространственную близость

ПРИМОРСКИЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНЫЙ.

5) Сопутствующее действие

ПРИПЕВАТЬ, ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, ПРИГОВАРИВАТЬ.

6) Полноту, исчерпанность действия (доведение его до конца)

ПРИРУЧИТЬ, ПРИУЧИТЬ, ПРИСТРЕЛИТЬ.

Список слов с приставкой ПРИ для запоминания:

ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ (= слегка вредный)

ПРИВЕРЕДА

ПРИЧУДЛИВЫЙ (= близкий к чуду)

НЕПРИСТУПНЫМ (на приступ не возьмёшь)

ПРИМИТИВНЫЙ (три буквы И подряд пишутся в этом слове)

НЕПРИХОТЛИВЫЙ (без прихотей)

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ПРИЛЕЖНЫЙ

ПРИГОДНЫЙ

ПРИГОЖИЙ (день)

ПРИЯТНЫЙ

ПРИВИЛЕГИЯ (неотъемлемое право)

ПРИОРИТЕТ (преимущество)

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

ПРИВИДЕНИЕ

ПРИВЕРЖЕНЕЦ (тот, кто к чему-то присоединяется)

ПРИСЯГА, ПРИСЯГАТЬ

ПРИКАЗ, ПРИКАЗАТЬ

ПРИСУТСТВОВАТЬ

ПРИУРОЧИТЬ

ПРИДИРАТЬСЯ

ПРИТЯЗАТЬ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

БЕСПРИСТРАСТНЫЙ

ПРИСТРАСТИЕ

ПРИМАДОННА (= актриса, исполняющая первые роли)

ПРИВАТНЫЙ (= частный)

ПРИВАТИЗАЦИЯ

НЕПРИЯЗНЬ

ПРИБАУТКА

ПРИСКОРБНЫЙ

с ПРИСКОРБИЕМ

без ПРИКРАС

ПРИУМНОЖИТЬ

Приставка ПРЕ обозначает

1) Высшую степень качества, действия (приставку ПРЕ- можно заменить словами «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»):

ПРЕМУДРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕУСПЕТЬ.

2) То же, что и приставка ПЕРЕ-:

ПРЕГРАДА (= ПЕРЕГОРОДИТЬ), ПРЕРВАТЬ (= сделать ПЕРЕРЫВ),

ПРЕСТУПИТЬ закон (= ПЕРЕСТУПИТЬ).

Есть слова, в которых сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу:

ПРЕКРАТИТЬ = ПЕРЕСТАТЬ

ПРЕОБРАЗОВАТЬ = ПЕРЕДЕЛАТЬ

ПРЕВРАТИТЬ = ПЕРЕМЕНИТЬ облик

ПРЕОДОЛЕТЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ

ПРЕВОЗМОЧЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ

ПРЕПОДАВАТЬ = ПЕРЕДАВАТЬ знания

ПРЕПОДНЕСТИ ЦВЕТЫ = ПЕРЕДАТЬ

ПРЕРЕКАТЬСЯ = ПЕРЕБИВАТЬ

ПРЕСЕЧЬ = заставить ПЕРЕСТАТЬ

ПРЕДАНИЕ = то, что ПЕРЕДАЁТСЯ из уст в уста

БЕСПРЕКОСЛОВНО = НЕ ПЕРЕЧИТЬ

БЕСПРЕСТАННО = НЕ ПЕРЕСТАВАЯ

НЕПРЕМЕННО = нельзя ПЕРЕМЕНИТЬ

Список слов с приставкой ПРЕ- для запоминания:

ПРЕНЕБРЕГАТЬ (в этом слове три буквы Е)

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫЙ

ПРЕЛЕСТНЫЙ (вызывающий очень лестные слова)

ПРЕПОДОБНЫЙ (очень праведный)

ПРЕСЛЕДОВАТЬ

ПРЕСМЫКАТЬСЯ

ПРЕЗИДЕНТ

ПРЕПЯТСТВИЕ

ПРЕПОНА (препятствие)

ПРЕМЬЕРА

ПРЕТЕНЗИЯ

ПРЕТЕНДЕНТ

ПРЕПАРАТ

ПРЕГРЕШЕНИЯ

ПРЕИМУЩЕСТВО

ПРЕАМБУЛА (= вводная часть)

ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЯ

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (причина ссоры)

ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРЕСТИЖНЫЙ

БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ

ПРЕСЛОВУТЫЙ (очень всем известный)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРЕРОГАТИВА (исключительное право)

ПРЕТЕРПЕВАТЬ

ПРЕВАЛИРОВАТЬ (преобладать)

ПРЕФЕКТУРА

ПРЕЦЕДЕНТ (аналогичный случай в прошлом)

ПРЕУВЕЛИЧИТЬ

Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.

Приставки ПРЕ и ПРИ - «фонетические близнецы»

ПРЕБЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (= находиться)

ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ (= приезжать)

ПРЕБЫВАНИЕ В ГОРОДЕ (= нахождение)

ПРИБЫВАНИЕ В ГОРОД (= приезд)

ПРЕТВОРИТЬ МЕЧТЫ В ЖИЗНЬ (= воплотить)

ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ (= закрыть)

ПРЕТВОРИТЬСЯ В ЖИЗНЬ (= воплотиться)

ПРИТВОРИТЬСЯ СПЯЩИМ (= принять иной вид и ввести в заблуждение)

ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН (= нарушить)

ПРИСТУПИТЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (= начать)

ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ (= восхищаться, относиться с большим уважением)

ПРИКЛОНЯТЬСЯ К ЗЕМЛЕ (= нагибаться)

ПРЕДАТЬ ДРУГА (= передать его тайну другим)

ПРИДАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ СЛОВАМ (= добавить)

СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ (= легенда)

ПРИДАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ (= добавление)

ПРЕЕМНИК ПРЕЗИДЕНТА (= продолжатель; тот кто перенимает власть)

КУПИТЬ ПРИЁМНИК (= аппарат для приёма радиовещания)

ПРЕХОДЯЩИЕ УСПЕХ, СЛАВА (= временные, которые приходят и уходят)

ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ (= та, которая приходит и сидит с ребёнком)

ПРЕВРАТНЫЙ СМЫСЛ (= тот, который перетолковывают)

ПРИВРАТНИК В ЗАМКЕ (= швейцар)

ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЮ (= граница)

БОКОВОЙ ПРИДЕЛ В ЦЕРКВИ (= пристройка)

ПРЕЗИРАТЬ ВРАГА (= ненавидеть, относиться без уважения)

ПРИЗРЕТЬ СИРОТУ (= приютить)

НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ

ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО

ПРЕТЕРПЕТЬ ЛИШЕНИЯ (= мужественно пеценосить)

ПРИТЕРПЕТЬСЯ К НЕВОЛЕ (= привыкнуть)

3. Правописание букв Ы, И после приставок

Буква ы пишется

После русских приставок, оканчивающихся на согласную (С-, ИС-, РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ПОД- и др.), вместо И пишется буква Ы:

ИГРАТЬ + С = СЫГРАТЬ

ИСКАТЬ + РАЗ = РАЗЫСКАТЬ

ИСТОРИЯ + ПРЕД = ПРЕДЫСТОРИЯ

ИНТЕРЕСНЫЙ + БЕЗ = НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ

Примечание:

после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И:

ИНТЕРЕСНЫЙ - СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ - СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ ИНСТИТУТСКИЙ - МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

Буква и пишется

1) после оканчивающихся на согласную иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- :

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИГРА, КОНТРИГРА, ПАНИСЛАМИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ,

ТРАНСИРАНСКИЙ.

2) после приставок, оканчивающихся на гласную:

ИСТИНА + ПО = ПОИСТИНЕ ИГРАТЬ + ПО = ПОИГРАТЬ

3) в слове ВЗИМАТЬ пишется И.

4) в сложносокращённых словах во втором корне:

ПЕДИНСТИТУТ, СПОРТИГРЫ, СПОРТИНВЕНТАРЬ

5) в сложных словах после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- :

ДВУХИГОЛЬНЫЙ, ТРЁХИМПУЛЬСНЫЙ.

Например:

Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).Примеры:

Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других - слёзы (Теккерей).

Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предыдущему оратору (Э. Кроткий).

Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).

4. Разделительные Ъ и Ь знаки

Ъ пишется:

1) после русских приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: ВЗЪЕРОШЕННЫЙ

СЪЁМКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, МЕЖЪЯРУСНЫЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ

2) после всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (АД-, ИН-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др),

перед буквами Е, Ё, Ю, Я:

АДЪЮТАНТ, ИНЪЕКЦИЯ, КОНЪЮНКТУРА, КОНЪЮНКТИВИТ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ

3) перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ: -

ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ

4) в середине заимствованного слова ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ

5) в словах

НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ, ИЗЪЯН

ь пишется:

1) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставок):

БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ, ВЬЮГА, РЬЯНЫЙ, СОЛОВЬИ

2) в некоторых иноязычных словах перед буквой О:

КОМПАНЬОН, БАТАЛЬОН, ПАВИЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН, МЕДАЛЬОН, БУЛЬОН

3) в словах

ПОДЬЯЧИЙ, ДЬЯК, ПЬЕДЕСТАЛ, БУРЬЯН, ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД, МЫШЬЯК

Примечание:

1) Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.

2) Ъ не пишется в сложносокращённых словах:

ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

Чтобы хорошо усвоить правописание приставок, желательно разобраться с их видами. Все приставки русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые.

Неизменяемые приставки

Неизменяемые приставки во всех словах пишутся одинаково. Таких приставок много: с-, над-, под-, пред-, перед-, в-, на-, за-, под-, до-, про-, пра- и др.

Изменяемые приставки

Написание изменяемых приставок вариативно. Они, в свою очередь, делятся ещё на две группы.

Изменяемые приставки, зависящие от произношения

(а также от звука, который следует за приставкой). Это приставки, которые оканчиваются на -з и -с: раз-(рас-), низ- (нис-), воз-(вос-), из-(ис-) и т.п.

Правило: если после приставки следует звонкий согласный или гласный, приставка будет оканчиваться на –з , если глухой – на –с .

Примеры: раз бросать – рас ширение, низ ложить – нис падать, воз любить – вос хождение, из бить, из огнутый – ис ходить.

Примечание . Будьте внимательны с приставками раз-(рас-), роз-(рос-). Их правописание требует знание ещё одной орфограммы: под ударением пишем раз-(рас-) , без ударения — роз-(рос-) : ра зливать — ро злив, ра счертить — ро счерк .

Изменяемые приставки, зависящие от значения .

Приставка – значимая часть слова, а потому вполне закономерно, что каждая приставка обладает тем или иным значением. У приставок пре- и при- от значения напрямую зависит правописание, а потому основные значения приставок пре- и при- нужно запомнить.

Правило . Приставка пре- равняется по значению слову очень (преглупый = очень глупый, пресмешной = очень смешной) или неизменяемой приставке пере- (преградить = перегородить) .

Приставка при — имеет гораздо больше значений:

приближение (прибегу),

присоединения (приклеивать),

прибавления (прибавленный) ,

близость (привокзальный),

неполнота действия (прилёг),

совершение действия в чьих-то интересах (присвоишь),

доведение действия до конца (придумаем).

Различные виды русских приставок представлены на этой схеме:

Правописание приставок пре- и при- связано с рядом сложностей:

  • в некоторых словах значение приставок с течением времени стало неясным (преследование, причуда и т.п.) ;
  • в некоторых словах в современном русском языке приставки пре-, при- уже не выделяются, стали частями корней, а значит и подчинить написание слов правилам невозможно (присутствовать, препятствие) ;
  • в русском языке немало заимствованных слов, начинающихся с пре- и при- : разумеется, никакие приставки в них не выделяются и русским правилам такие слова не подчиняются (привилегия, президент) .

Получается, что немало слов с пре- и при- необходимо попросту запомнить, потому что определить их написание по правилу невозможно. Вот лишь некоторые из этих слов:

И ещё один нюанс. Н-екоторые слова звучат похоже или одинаково, однако в них в зависимости от значения пишется пре- или при . Разумеется, написание таких слов требует внимательности: нужно определить лексическое значение слова, а затем вспомнить, какая приставка в этом слове пишется. Вот эти слова (список, конечно же, неполный):

по теме «Правописание приставок»

  1. В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: срубить, сбить, сшить, сжать, вперед, доставить, забежать, написать, обрубить, отдать, надстроить, переслать, подбросить, представить.
  2. Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, чрез-(через-), раз- пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный - беспомощный, возраст - восстание, изжарить - исцелить, низвергать - ниспровергать, чрезмерный - чересчур, разбросать - распилить; рассчитать, расчёт.
  3. В приставках раз- (рас) - роз- (рос) под ударением пишется о , без ударения - а : розвальни - развал, роспись - расписка, розыгрыш - разыгрывать.

165. Распределите слова в три столбика: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на -з (-с) ; 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте словосочетания.

Бе..вкусица, ..жечь дотла, бе..жалостный, бе..форменный, бе..шумный, о..текаемый, во..зрение, во..стание, н..слаждение, во..торжествовать, п..дучить, о..блеск, и..жога, и..подтишка, по..писчик, по..шипник, бе..кормица, пр..исшествие, ни..падать , пр..свещать, ..дельщина, пре..почтение, пре..шественник , чере..полосица, з..движка, з..чинщик, пер..мирие, ра..творять, ра..щелина, д..веренный, д..верчивый, ра..чёт, ра..считать, ра..хвораться, бе..кровный.

166. Составьте с данными словами словосочетания и запишите их, обозначая ударение в словах с пропущенными буквами.

Р..звальни - р..звалиться; р..зыгрыш - р..зыграть; р..зыск - р..зыскать; р..спись - р..списать, р..списание, р..списка; р..ссыпь - р..ссыпать; р..ссказ - р..ссказни; р..спустить (на каникулы) - р..спуск.

167. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание. Обозначьте состав выделенных слов и укажите способ их образования.

1) Тоне скучно от этих ра..чищенных, ра..черченных дорожек. (Н. О.) 2) Он мне обрадовался и стал ра..спрашивать об ужасных происшествиях, коим я был свидетель. (П.) 3) Так быстро скачет только тот, за кем ра..каяние мчится! (Л.) 4) ...Ужасная зима в глухой, бе..хлебной деревеньке. (Леек.) 5) Не бе..дарна та природа, не погиб ещё тот край, что выводит из народа столько славных, то и знай. (Н.) 6) Бе..жалостная осень сорвала их [деревьев] пышные одеяния. (Н. О.) 7) Да, ваш ра..чёт верен. (Леек.) 9) Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. (Н. О.) 10) Умолк аул, где бе..заботно недавно слушали певца. (Л.) 11) К ней в светлицу раз, лишь только ра..свело, всех их семеро вошло. (П.) 12) Дама ра..хохоталась. (Леек.) 13) Людской поток бе..конечен. (Леон.) 14) Я начал ра..сказывать сказку о солнце. (Сухомл.) 15) Стеклянной равниной лежал бе..цветный океан. (А. Н. Т.)

168. Спишите данные словосочетания. С выделенными словами устно составьте предложения.

Произвести ра..чёт, ра..считаться с продавцом, полная бе..вкусица, ра..чётливый хозяин, великолепная..дравница, и..кусный работник, Иску..ственный шёлк, чере..чур горячая вода, бе..форменная груда обломков, бе..ценный подарок, материалистическое мирово..зрение, во..становленный памятник, ..беречь силы, и..сякающий источник, во..хождение на гору.

169. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль и тип речи текста, укажите их признаки. К выделенному слову подберите синонимы, а затем антонимы. Составьте схему первого предложения, дайте его характеристику. Найдите слова с приставками, написание которых регулируется разными правилами.

З..ря почти отцвела и лиш(?) за высокой горой в..днеет(?)ся прозрач(?)ная полоска бр..сающая ро..кий свет на вершины деревьев что од..нокими вехами маяч..т у самого края г..ризонта. Но это там в (не)досягаемой д..ли а на речке куда солнце заглядывает лиш(?) к полудню..густились краски. Тени от пр..брежных скал пролегли от берега к берегу со..д..нившись (по)братски. С (густо)син..ми оттенками они отл..вают(?)ся на быстрине блеском глухари..ого крыла а под самым берегом где я..стве..о слышно бормотание бе..числе..ых ручейков уже темнота. Она сп..лзает по берегу подм..ная под себя сиреневый и (тёмно)син..й свет. (По В. Астафьеву)

  1. Углублять знания детей о приставках, их правописании и роли в словах; познакомить с историей письменности.
  2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
  3. Воспитывать любовь к предмету, любознательность, уважение друг к другу.

Планируемые результаты.

  • Личностные:
    формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и “незнания”.
  • Метапредметные
    Познавательные УУД:
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний,
    – умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
    Регулятивные УУД :
    – принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.
    Коммуникативные УУД:
    – умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства.
  • Предметные:
  • – создать условия для формирования умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
    – подвести обучающихся к самостоятельным выводам о правописании приставок.

Оборудование: книга Г. Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”; презентация, записи на доске, детские энциклопедии.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Формулирование темы урока.

1. Словарная работа.

Угадайте, о чём идёт речь и запишите слова – отгадки.

а) В переводе с тюркского языка слово обозначает “чёрный камень”, тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма (карандаш).

б) Оно само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно побежит, полетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути (письмо).

в) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей, форменной фуражке?
Это он, это он … (почтальон).

г) Бумажный пакет, сохраняющийтайну послания (конверт).

д) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адресат).

е) Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс).

Проверка: ученик орфографически правильно читает и объясняет какие вставил буквы.

2. Составить из этих слов небольшой текст.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (о письме, почте).

3. Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить по этой теме? (Записываются на доске.)

Возможные вопросы:

– Можно ли написать письмо, не зная букв?
– Когда появилось первое письмо?
– Как раньше доставлялись письма?
– Гонцы-скороходы были на самом деле или это персонажи сказок?
– На чём и как писали люди в древности?
– Кто изобрёл бумагу?
– Если есть почтовые голуби, то есть ли почтовые собаки или другие животные?

И другие вопросы.

Ответы на поставленные вопросы мы будем искать на этом и последующих уроках.

III . Изучение нового материала.

1. Выпишите слова с приставками. (Текст записан на доске.)

Ты опустил письма в почтовый ящик. Из почтового ящика письма доставляют на почтамт и проводят их сортировку. С помощью современных компьютеров устанавливают, в какой край, город, село отправлены письма. И они пролетят, проплывут, проедут многие километры пути на поездах, машинах, самолётах. Письма попадут в пункт назначения, а там почтальон доставит письмо точно по адресу.

2. Назовите слова с приставкой про- . Запомните эту приставку. Пишется про-, а не пра- .Приставка пра- употребляется в словах прабабушка, прадедушка и обозначает перед, старый. Сегодня мы будем учиться правильно писать приставки и узнаем, как же передавали новости друг другу наши прапрабабушки и прапрадедушки, то есть наши предки. Для этого мы совершим путешествие в прошлое: вы прослушаете несколько сообщений ваших одноклассников.

3. Сообщение 1. (Презентация. Слайд 2 )

На чём только не писали в древности! В древнем Вавилоне писали на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев – такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

4. Запись в тетради под диктовку :

Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине. Такие письма называют таблетками.

Выделите приставки в глаголах.

5. Учитель: А конверт? Из чего делали конверты?

Выслушивание версий детей, обсуждение, выводы.

(Письма отправлялись в глиняных конвертах. Человек, получивший письмо, осторожно разбивал конверт.)

6. Сообщение 2. (Слайд 3, 4)

Сейчас в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы. Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие – отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения – это когда один человек понимает так, а другой иначе.

7. Запись с доски :

В Египте очень ценилось (у)мение писать. Вот что говорилось об этой (вы)годной должности: “(С)делайся писцом! Он (о)свобождён (от) (по)винностей, (от) всяких работ, он (у)далён (от) мотыги, кирки”. Письму и счёту обучали мальчиков с пятилетнего возраста. Египетский писец (за)нимался деловой (пере)пиской, (под)считывал доходы, (со)бирал налоги.

Выделить приставки.

8. Сообщение 3. (Слайд 5)

В Египте научились писать на папирусе. В древности папирус встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенное растение болот. Он служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно длинные полосы, доходящие до десятков метров. Находят египетские папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.

9. Работа в парах: взаимный диктант с последующей проверкой.

В Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов болотного тростника. Писцы макали кисточку в чёрную или красную краску и наносили на папирус знаки – иероглифы.

10. Сообщение 4. (Слайд 6, 7)

Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов – картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.
Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку – к греческим буквам он добавил новые – те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица – в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

11.Учитель: А как вы думаете, кто доставлял сообщения из одного города в другой?

Работа в группах: составление устных текстов о гонцах на основе отрывков из книги Г.Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”.

12. Отчёт о работе групп – выступления:

В Индии звуком погремушек бегущий гонец отпугивал диких зверей и предупреждал о своем приближении сменщика. Гонцов никто не смел останавливать и задерживать. Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям, потому что боялся не вернуться домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. А по обычаям повелителей азиатских стран гонцу, принёсшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.

В Древней Греции на придорожных станциях постоянно находились молодые сильные рабы – скороходы, которые получив послание, бежали до следующей станции. В 490 году до н.э. гонец пробежал 42 км 195 м от поля боя в Персии до Афин. Он успел крикнуть “Радуйтесь, мы победили!” – и упал замертво. Сердце не выдержало. Постепенно скороходов сменили всадники.

Греческие корабли совершали далёкие плавания. Моряки брали с собой посылки, письма на отдалённые острова и в греческие колонии по берегам Средиземного и Чёрного морей.

13. Задание: записать составленные тексты по памяти.

14. Учитель: (Сайд 8, 9, 10)

В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа. Древние славяне писали на бересте – коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой – писалом. Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды. Сегодня бумагу делают из древесины, а ещё из старой использованной бумаги – макулатуры. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в интересные книги.

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы ответили на этом уроке? (Вернуться к вопросам, записанным на доске в начале урока.)
– Мы ответили не на все вопросы. Работа будет продолжена на следующих уроках.
– О какой части слова мы говорили? Какие приставки вы запомнили?

V. Домашнее задание.

Написать заметки в школьную газету о возникновении письменности.