Реформы горбачева и эпоха перестройки. Реформы и нововведения в горбачевский период

Введение.

Перестройка затронула всех и каждого в отдельности, поскольку под её воздействием произошли грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, перетряхнувшие сверху донизу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после октября 1917 г. в России, коренным образом изменился европейский и всемирный порядок. Это вызывает неоднозначное к ней отношение.

Существуют различные точки зрения по отношению к Перестройке М. С. Горбачёва.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это контрреволюционный переворот, предательство по отношению к социализму.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возможность развития в русле мировой цивилизации.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это наступление Смутного времени, кризис в партии и гибель страны.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возврат на естественный путь развития, прерванный в 1917 г.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это всемирный заговор сионистов и империалистов, вынашивающих планы ликвидации супердержавы.

Процессы, последовавшие за окончанием перестройки, позволяют говорить, что это событие равно по своей значимости Октябрю 1917 г. Основное содержание перестройки – социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Как и вся модернизация в России, переход к перестройке оказался вынужденным.

В истории Перестройки и реформ М. С. Горбачёва можно выделить четыре периода: 1) март 1985 – январь 1987 гг. проходил под лозунгом “Больше социализма”. 2) 1987 – 1988 гг. – “Больше демократии”. 3) 1989 – 1991 гг. – период раскола. 4) Путч августа 1991 г. и отставка М. С. Горбачёва в декабре 1991 г.

Социально-экономические и политические реформы М. С. Горбачёва в СССР.

В марте 1985 г. на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарём был избран самый молодой член Политбюро М. С. Горбачёв. Замысел реформ был изложен Горбачёвым на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Целью его политики стала модернизация социализма .

Констатировалась необходимость реформ из-за назревавшего кризиса. Утверждался тезис о том, что до сих пор в стране не использовались все потенциальные возможности социализма.

Были провозглашены три основных лозунга, выражавшие программу модернизации: ускорение – гласность – перестройка .

Ускорение – этот лозунг содержал призыв к ускорению темпов экономического развития, интенсификации производства.

Гласность – этот лозунг имел целью сделать достоянием общественности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно внутренние проблемы: кризис экономики, отставание страны от мирового уровня. Началось смягчение цензуры, изучение так называемых “белых пятен” истории.

Перестройка – означала стремление к реконструкции не только экономики, но и всего общественного порядка в целом. Однако в конечном итоге это привело к распаду системы.

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе реформ М. С. Горбачёва. Между ними существовала логическая взаимосвязь: гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка должна была служить устранению этих недостатков и всё это в конечном итоге – ускорить общественно-экономическое развитие.

Экономические реформы. В качестве первого шага по выходу страны из кризиса был провозглашён курс на “ускорение социально-экономического развития страны”. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода следовало за 5 лет увеличить добычу топлива и сырья на 15 %, увеличить инвестиции на 30 – 40 %, дополнительно вовлечь в производство до 2 млн. человек.

Но таких ресурсов не было. Значит, надо было обеспечить рост производительности труда путём внедрения прогрессивного оборудования за счёт роста машиностроения, сосредоточив инвестиции именно в этой отрасли.

Зазвучал призыв активизировать “человеческий фактор”, как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнили про ударников и стахановцев, про мобилизацию “скрытых резервов”, максимальной загрузки имеющегося оборудования в 3 – 4 смены. Следовало укрепить трудовую дисциплину.

В основу экономической реформы была положена новая инвестиционная политика, направленная прежде всего на техническое перевооружение предприятий современной техникой. Ускорение предполагало опережающее развитие машиностроения с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако, несмотря на огромные инвестиции в машиностроение, никакого эффекта достигнуто не было.

Старым направлением при реформировании было улучшение трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, сразу после апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС было издано постановление ЦК КПСС “О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”. Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьянства вводились меры административного наказания: лишение премий, путёвок в Дома отдыха и санатории.

Производство водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно сокращаться на 10 %. Однако реально антиалкогольная кампания была ускорена и уже в 1985 – 1986 гг. производство алкогольной продукции сократилось в 2 раза. Однако результаты были минимальны. Уничтожение виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих районах. Хронический дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели в конечном итоге к массовому подпольному самогоноварению, и как следствие к дефициту сахара.

Курс на продолжение экономических реформ был подтверждён в 1986 г. на XXVII съезде КПСС. Традиционно завышались предполагаемые результаты, например, обещание в 2,5 раза к 2000 г. повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой.

Экономические реформы расширяли самостоятельность государственных предприятий. Государственные предприятия переводились на самоокупаемость и самофинансирование, т. е. хозрасчёт.

Разрешалось устанавливать горизонтальные связи с поставщиками и потребителями, минуя министерства.

Закон о государственном предприятии от 30 июня 1987 г. был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Предприятие получило свободу самому планировать свою деятельность, основываясь на предлагаемых, а не навязываемых министерствами цифрах. Некоторым категориям предприятий было даже разрешено вступать в прямой контакт с иностранными фирмами.

Трудовому коллективу предприятия предоставлялись весьма широкие полномочия: выборы директора предприятия, определение заработной платы внутри коллектива.

Вводился государственный контроль за качеством производимой продукции – “госприёмка”. Предприятия начали сокращение управленческих штатов. Однако государство сохраняло за собой контроль за ценовой политикой, и сохранялся приоритет госзаказов.

Экономические реформы стимулировали развитие частного сектора. По закону от 19 ноября 1986 г. и 26 мая 1988 г. была легализована частная трудовая и предпринимательская деятельность. После регистрации и лицензирования доходы от этой деятельности подлежали налогообложению в размере до 65 % от прибыли.

Разрешалась аренда земли на основе семейного и коллективного подрядов на длительный срок (до 50 лет) и свободное распоряжение продукцией. Однако аренда была обычно краткосрочная и к тому же арендный договор мог быть расторгнут властями в одностороннем порядке. В итоге к 1991 г. в арендных хозяйствах сосредоточилось не более 2 % всей обрабатываемой земли.

Однако новая политика вызвала сильное сопротивление аппарата. Реформы, провозглашённые в центре, тормозились на местах.

Предприятия фактически не получили самостоятельности, т. к. государство оставалось главным заказчиком в промышленности и министерства полностью покрывали госзаказом производственные мощности предприятий, не оставляя возможностей для получения прибыли в результате коммерческой деятельности. Государство, как и раньше устанавливало цены и организовывало снабжение предприятий сырьём.

Регистрация кооперативов и лицензирование частной трудовой деятельности было сопряжено с большими бюрократическими трудностями; контроль за качеством продукции при низком его уровне привёл в конечном итоге к сокращению заработка рабочих.

Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987 – 1988 гг. предусматривал широкое внедрение элементов рыночной экономики. Предполагалось, что предприятия, переведённые на самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать между собой и эта конкуренция приведёт к интенсификации производства, к улучшению качества продукции и сокращению её себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтересованы в получении прибыли.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР “О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике”, по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформа ценовой и кредитной политики, развитие частного предпринимательства. В 1990 г. появилась “Программа 500 дней” академика С. Шаталина.

Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции.

К тому же 30% от общего числа составляли убыточные предприятия, а 25 % получили чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятий государственных дотаций открывало им дорогу к банкротству. Способ же увеличить прибыльность путём сокращения рабочих мест создавал реальную угрозу безработицы, и не был одобрен руководством предприятий и рабочими коллективами.

Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, роста цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции в промышленность значительно истощили Государственный бюджет, который лишился двух крупных источников своего положения. Первым источником был традиционный экспорт сырья: нефти и газа. Падение цен на мировом рынке привело к тому, что СССР потерял только в 1985 – 1986 гг. 1/3 доходов от экспорта.

Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании.

В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в обращение были выброшены необеспеченные товарами деньги, что усилило дефицит в экономике.

Экономика в условиях высокой инфляции свелась к натуральному обмену – бартеру.

Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию в экономике. В конце 1990 г. новым главой правительства стал В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных кругов и военно-промышленного комплекса. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о либерализации и приватизации уже не было.

Вскоре Павлов обвинил частные банки зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Горбачёв дал разрешение органам КГБ и МВД вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, что привело к резкому сокращению инвестиций иностранного капитала на территории СССР.

В январе 1991 г. была проведена Денежная реформа. Внезапно было объявлено об изъятии из обращения в течение нескольких дней денежных купюр в 50 и 100 рублей и их обмене на соответствующие новые купюры, что привело к огромной панике среди населения.

Следом за обменом денег последовало крайне непопулярное решение о повышении цен в несколько раз. Одновременно проходила и компенсация роста цен путём денежных выплат населению. Но, размеры компенсации явно отставали от роста цен. Все эти мероприятия вели к потере доверия к национальной валюте – рублю и к руководству страны.

Летом 1991 г. Павлов потребовал от Верховного Совета предоставить правительству чрезвычайные полномочия для проведения стабилизации в экономике. Верховный Совет не поддержал это требование.

Политические реформы. Проведение преобразований было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным к реформам оппозиционно. Поэтому особое значение приобрела кадровая политика. Главными были два направления. Первое направление кадровой политики развивало андроповскую линию на борьбу с коррупцией, перерожденчеством в партийно-государственной элите, на замену неспособных руководителей более компетентными.

Второе направление кадровой политики заключалось в смещении политических противников М. С. Горбачёва и его курса. Были отстранены Романов, Гришин, Щербицкий, Кунаев, Алиев. За 5 лет (1985 – 1990) состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских “чисток”. К власти в центре и в республиках приходили молодые партийцы, сторонники реформ.

Целью политических реформ на первом этапе было провозглашено создание демократической модели социализма. Основными направлениями демократизации и реформирования политической системы были:

· Возрождение прежних институтов власти, долгое время лишённых былого значения – Советов и местного самоуправления. Новая организация центральных органов власти.

· Политический плюрализм, формирование общественных организаций и отказ от однопартийной системы.

· Создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме, приоритете прав человека.

· Обновление в новых условиях федеративного устройства, новые взаимоотношения центра и республик в условиях демократии.

Создание правового государства с главенством закона и приоритетом прав человека требовало изменения старого законодательства. Были приняты новые законы: Закон о праве граждан на судебное обжалование действий администрации; Закон о свободе прессы и средствах массовой информации; Закон об общественных организациях; Закон о въезде и выезде из СССР. Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи за “антисоветскую пропаганду”.

Благодаря закону об общественных организациях появилось большое количество народных фронтов, общественных фондов. Однако доминирующее положение сохранялось у КПСС. В 1988 г. на XIX партийной конференции был выдвинут проект реформы центральных органов власти, который был принят Верховным Советом СССР в октябре 1988 г. Вводилась двухуровневая система представительных органов – Съезд народных депутатов (2250 человек) с пятилетним сроком полномочий и Верховный Совет СССР (544 депутата). Выборы депутатов на съезд впервые происходили на альтернативной основе всеобщим тайным прямым голосованием, причём 1500 депутатов избирались населением, а 750 – партией, профсоюзами и общественными организациями.

Первый Съезд народных депутатов (май 1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством съезда во главе с Горбачёвым. Критике радикалов подверглась система выборов в Верховный Совет – списки кандидатов в него были составлены без предварительного обсуждения, а все попытки радикалов развернуть дискуссию по этому поводу были пресечены.

На съезде сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правозащитник академик Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Ельцин, снятый в конце 1987 г. с должности за радикальный уклон. Оппозиция осудила систему выборов и их результаты. Опираясь на поддержку популярных средств массовой информации: газеты “Аргументы и факты”, “Московский комсомолец”, журнал “Огонёк”, телепрограмма “Взгляд”, – радикалы начали активную пропаганду своих взглядов.

Суть этих взглядов составляла предложенная радикалами политическая реформа:

· Введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;

· Избрание главы государства – президента – прямым тайным всеобщим голосованием;

· Введение особой процедуры выражения недоверия президенту – импичмента;

· Отмену шестой статьи Конституции 1977 г., утверждавшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе и государстве;

· Введение многопартийности и политического плюрализма.

В экономике предложения радикалов сводились к:

· Быстрому введению рыночных отношений;

· Либерализации цен;

· Внедрению частной собственности, как наиболее эффективной.

В национальной политике – образование нового федеративного государства на добровольной основе с широкими правами субъектов федерации.

В декабре 1989 г. собрался второй Съезд народных депутатов СССР, на котором радикальная оппозиция добилась обещания Горбачёва в ближайшее время принять новую демократическую платформу КПСС с признанием многопартийности, политического плюрализма, а в экономической сфере – смешанной формы собственности. Было принято решение и о введении в стране новой должности – Президент СССР.

В марте 1990 г. третий Съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции и ввёл должность Президента. Новая реформа вызвала критику как справа, так и слева.

Для консерваторов, представлявших партийную элиту, нежелательным было сосредоточение власти в руках президента; для радикалов неудовлетворительным был способ избрания президента. Радикалы настаивали на всеобщем прямом тайном голосовании при избрании президента. Однако умеренное большинство съезда высказалось за избрание президента Съездом.

Первым президентом СССР стал М. С. Горбачёв. Однако на съезде за него проголосовало лишь около 60 % депутатов, что отражало резкое снижение популярности Горбачёва в стране.

Тем временем экономическое положение в стране продолжало ухудшаться. С прилавков исчезли самые необходимые товары, усилилась скрытая инфляция.

При экономической неэффективности реформ центральной власти и в конечном итоге их провале радикалы продолжали настаивать на проведении дальнейших либеральных экономических преобразований, но их инициативы наталкивались на противодействие большинства съезда, настроенного консервативно. В этих условиях оппозиция сделала ставку на победу в выборах в Верховный Совет России, чтобы иметь возможность провести радикальные реформы на уровне РСФСР. Победа на выборах в Верховный совет России в марте 1990 г. блока радикальных сил “Демократическая Россия” поставила Б. Ельцина во главе РСФСР. Правительство РСФСР было сформировано из сторонников радикальных реформ и приступило к выработке программы реформ.

Опасность для Горбачёва представляла и оппозиция “справа”. В оппозиции курсу Горбачёва обозначилось два течения – национально-патриотическое и ортодоксально-коммунистическое.

Представители национал-патриотического направления (писатели Солоухин, Белов, Бондарев, художник Глазунов) выступали с внеклассовых позиций, отстаивали идею “русской исключительности”, которой угрожал процесс вестернизации. Центрами духовной оппозиции стали журналы “Наш современник” и “Молодая гвардия”. Крайним выражением национал-патриотизма стала деятельность общества “Память”, главной целью которого была борьба с нависшей над Россией угрозой “жидомасонского заговора”. Самым популярным её деятелем стал Д. Васильев.

Ортодоксально-коммунистическое течение открыто бросило вызов Горбачёву и его курсу в марте 1988 г. в связи с публикацией в газете “Советская Россия” статьи Н. Андреевой “Не могу поступиться принципами”. Н. Андреева решительно осудила архитекторов перестройки за утрату классового подхода и попытку под видом улучшения социализма насадить в стране чуждую идеологию и строй. Она выступила в защиту Сталина и его политики. Поскольку “Советская Россия” являлась газетой ЦК КПСС, то быстро распространились слухи, что в стране созрел заговор консерваторов во главе с Е. Лигачёвым.

В течение трёх недель газеты, поддерживавшие реформаторский курс, не решались вступить в полемику с газетой ЦК КПСС. И только 5 апреля главная партийная газета “Правда” ответила на статью Андреевой публикацией “Принципы перестройки: революционность мышления и действий”. Публикация шла без подписи, как редакционная статья, выражавшая, следовательно, официальную линию ЦК КПСС. По стилю и идеям она принадлежала идеологу Перестройки – А. Яковлеву. В ней отвергались все положения Н. Андреевой. Сталинской ортодоксии и тоталитаризму противопоставлялись принципы демократического социализма, выдвинутые Лениным. Статья доказывала, что смысл Перестройки заключается не в реставрации капитализма, а в том, чтобы вернуться к ленинским принципам, сутью которых является демократия, социальная справедливость, хозрасчёт, уважение к чести, жизни и достоинству личности.

После этой публикации вся перестроечная пресса выступила с осуждением просталинского манифеста Н. Андреевой.

В конце 1989 г. М. С. Горбачёв выступил со статьёй “Социалистическая идея и революционная перестройка”, в которой подверг критике марксистскую ортодоксию. В статье Горбачёв предстал в трёх ипостасях: 1) коммуниста, 2) социал-демократа, 3) либерала. Он впервые признал теоретические ошибки К. Маркса. В частности, недооценку возможностей саморазвития капитализма; призвал к использованию опыта социал-демократии и, что самое главное – объявил общечеловеческими классические либерально-демократические ценности: равенство всех перед законом, права и свободы личности, принципы товарного производства.

Отмена шестой статьи Конституции требовала от КПСС выработки новых приёмов участия в политической жизни страны. Образовавшаяся в КПСС “Демократическая платформа КПСС” (лидеры – Ельцин, Травкин, Гдлян) планомерно настаивала на демократизации самой партии, на признании свободы фракций внутри КПСС. После того как эти предложения были отклонены, Б. Ельцин заявил о выходе из партии. Вслед за ним из партии вышли ещё 54 сторонника “Демократической платформы”. Политический плюрализм привёл к созданию в СССР большого числа партий и движений, многие из которых стояли на сходных идейных позициях.

Радикальные “левые” – это Демократическая партия России (Травкина); республиканская партия; конституционно-демократическая партия; социал-демократическая партия. Они выступали за развитие капитализма, либерализацию экономики и политической жизни, беря за образец Американскую модель экономики.

Консервативные “правые” – это Российская коммунистическая партия (И. Полозкова), часть КПСС, фракция “Союз” в Верховном Совете, Марксистская рабочая партия. Они выступали против перестройки как антинародной, социалистической. Отвергали концепцию общечеловеческих ценностей, в противовес предлагая ценности передового класса – пролетариата.

Политический центр в лице М. С. Горбачёва всё более терял поддержку и в армии и в обществе. Под влиянием критики и слева, и справа М. С. Горбачёв пошёл на компромисс с леворадикальными силами, передав разработанную радикалами экономическую “Программу 500 дней” на рассмотрение Верховного Совета и Правительства СССР в 1990 г.

Программа предполагала: перевод всех предприятий на аренду; приватизацию госсобственности; децентрализацию экономики; введение антимонопольного законодательства; либерализацию цен; введение частной собственности на все факторы производства; сокращение государственных расходов за счёт отказа от строительства крупных промышленных объектов; ограничение военных расходов; прекращение помощи другим странам.

Программа 500 дней предусматривала сначала стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путём их подъёма, расширения сферы карточного распределения товаров. И только после этого можно было приступать к либерализации экономики.

Однако в результате обсуждения программа претерпела существенные изменения, которые свели на нет заложенные в первоначальном проекте цели. С другой стороны, эта программа вызвала сильнейшее возмущение консерваторов.

Осуществить эту программу при оппозиции консерваторов можно было только усилив саму исполнительную власть и власть президента в частности. Эта цель должна была быть достигнута путём изменения Конституции 1977 г. На четвёртом Съезде народных депутатов СССР в Конституцию были внесены поправки, расширяющие права президента: он получил право непосредственного руководства правительством. Была также введена должность вице-президента с полномочиями – выполнять поручения президента и его обязанности в его отсутствие.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

После прихода к власти либерально настроенного Горбачева в обществе, в экономической и политической жизни страны, началась так называемая «перестройка».

В 1985--1986 гг. проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки. Однако никаких существенных перемен в жизни страны в этот период не происходило. Кардинальные реформы были начаты лишь после январского пленума 1987 года, когда перестройка была фактически объявлена новой государственной идеологией.

Вскоре появились новые термины, преобразовавшиеся в устойчивые выражения, характеризующие основные направления политической деятельности Горбачева: «кадровая революция», «ускорение», «гласность», «реабилитация», «новое политическое мышление».

Реформа политической системы

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма. Не удивительно, что при таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.

В 1985-1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. За 1985-1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне - до 70%. Одновременно усилилась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.

Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

В январе 1987г. ЦК КПСС впервые принял меры. Способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: альтернативные выборы партийных секретарей, открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, летом 1988 года. Её решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей, создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил создать новый орган власти - съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий «парламент». Было изменено избирательное законодательство. Предполагалось также создать Комитет конституционного надзора, который должен следить за соблюдением Конституции страны.

Одной из главных идей конференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским при сохранении в них партийного влияния.

Весной 1989 года были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь) 1989г. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Следует отметить, что дебаты по кандидатуре председателя проводились в жесткой полемике. Решение было принято уже не единогласно. Депутаты вступали в прения, появились признаки политической борьбы. Это было уже в диковинку: речь шла уже не о краткой процедурной формальности, а о длительном ожесточенном столкновении мнений.

В политической биографии Михаила Сергеевича первый день работы первого Съезда народных депутатов СССР стал одним из самых памятных экзаменов. Причем по мере приближения к концу заседания этот экзамен все более усложнялся. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним, предлагавшим более радикальные перемены, теперь перешла и инициатива политического реформирования.

Концепция политической реформы в 1990-1991 гг. была дополнена рядом важных положений. Главным из них стала идея построения правового государства в СССР, где обеспечивается равенство всех перед законом. Для этого III Съезд народных депутатов в марте 1990 года счел целесообразным ввести пост Президента СССР. Этот пост вводился под Горбачева и явился, если так можно выразиться, знаковым: его учреждение ознаменовало крупные преобразования в политической системе, связанные, прежде всего, с отказом от конституционного признания руководящей роли КПСС в стране.

Первым и последним Президентом Союза Советских Социалистических Республик стал Михаил Сергеевич Горбачев.

Президентская система власти не могла органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов.

В феврале 1990 г. в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены статьи 6 Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР соглашается на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. отменил статью 6, принял поправки в Конституцию, допускающие многопартийность. Это открывало возможность для легальной многопартийности в СССР.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» (лидер В. Новодворская). В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Появилось либеральное направление, представленное «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами и либеральными демократами. Наиболее заметными на политической арене стали «Демократическая партия России», «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России». А также «Социалистической партией».

Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались народные фронты Прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 году, вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Одним из политических просчетов лидеров перестройки было то, что реформирование КПСС сильно отставало от процессов демократизации общества. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС, который стал последним в её истории, правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к тому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС. В особенности её первичных организаций, способствовал его усугублению. Выход из партии стал массовым. За 1985 - 1991 численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июне 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.

Советский Союз середины 80-х гг. пребывал в довольно печальном состоянии. Наиболее верным определением, которым можно обозначить сущность происходившего, пожалуй, будет слово «стагнация». В стагнации находились все сферы и отрасли жизни государства: политика, экономика, даже культурная и общественная жизнь. С этим нужно было что-то делать, однако для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки неповоротливый государственный механизм, необходимо было, чтобы у власти оказалась сильная харизматичная личность. И такой личностью оказался М.С. Горбачев.

Почему перемены были столь необходимы обществу? Попробуем «разложить по полочкам» основные элементы государственного устройства, которые требовали обновления

Но это была лишь «верхушка айсберга». Система изжила себя, она стала уже нежизнеспособной и приготовилась вот-вот рухнуть – необходим был лишь толчок извне. И Горбачев, ставший во главе государства, «подтолкнул» неустойчивый государственный колосс, стоявший на глиняных ногах. Что он предпринял и к чему это привело?

Сущность проводимых реформ

Сфера реформирования

Суть реформы

Экономика

    Первое, что было сделано, — начата антиалкогольная кампания. Государство отказалось от монополии на спиртные напитки, в результате чего деньги от продаж стали уходить в теневой сектор экономики.

    Внедряется госприемка, чтобы повысить качество продукции предприятий.

    Вводится понятие хозрасчета, что должно было привести к заинтересованности работников в результатах своего труда.

    Появляется частная собственность на средства производства, а это уже – расшатывание основ социалистического государства.

    Провозглашен курс на переход к рыночной экономике

Внутренняя политика

1) 1988 г. – приняты 2 важных закона, по которым:

  • верховным органом власти в СССР становится Съезд народных Депутатов СССР, избиравший Верховный Совет;
  • определяется порядок, каким образом будут проходить выборы народных депутатов.

Кроме того, Конституция была дополнена предложением о разделении исполнительной и законодательной власти с судебной властью, которая была бы представлена Комитетом Конституционного надзора.

Отныне можно избирать депутатов от общественных организаций, и КПССС была названа одной из таких организаций.

2) 1989 г. – шла работа над проектами Конституции, был принят ряд поправок, которые, в частности, расширяли права союзных республик и увеличили полномочия Советов, частично «отобрав» их у некогда ведущей КПСС.

3) 1990 г. – на Съезде Народных Депутатов принят закон, коренным образом меняющий верховную власть в стране: вводился пост Президента (в чем-то по аналогии со странами Запада), который был наделен правом законодательной инициативы. В целом его полномочия были весьма обширны. Избирать Президента следовало всеобщим голосованием. Тут же (в нарушение собственного закона) депутаты избрали Горбачева Президентом (интересно, что сам он был против этого).

Важнейший шаг – отмена 6 статьи Конституции, утверждавшей руководящую роль КПСС.

Внешняя политика

    Заключены договоры СНВ-1, СНВ-2 – сокращении наступательных вооружений.

    Встречи М.С. Горбачева с Рональдом Рейганом, на которых лидер СССР выразил желание сгладить напряженную обстановку в мире, прекратить «холодную войну», постепенно отказаться от ядерного и химического оружия, чтобы обезопасить мир.

Итоги реформ Горбачева

В целом реформы М.С. Горбачева имели огромное значение для дальнейшего развития государства. Конечно, далеко не все шло гладко, и практически сразу, как только в стране была объявлена гласность, нашлись желающие покритиковать первого Президента СССР. Да, недостатки были: в частности, произошел очень тяжелый кризис в экономике, с последствиями которого потом трудно было справиться в течение многих лет. Но это вполне закономерно: ведь при сломе старой системы необходимо время для налаживания нормального функционирования новой. Экономика и так пребывала на грани развала, поэтому ее реформирование вместе с сопутствующими потрясениями было неизбежно.

Особенно заметен след, оставленный деятельностью Горбачева, во внешней и внутренней политике страны. Б.Н. Ельцину «досталось» уже совсем другое государство, нежели то, которое существовало буквально за 5-6 лет до его прихода к власти: в нем была провозглашена гласность, свобода проведения выборов, разрешалась многопартийность. СССР при М.С. Горбачеве сделал первые трудные шаги к развитому демократическому государству. Впервые за многие десятилетия можно было свободно высказывать вслух свои мысли, даже если они противоречили взглядам политических лидеров. «Холодная война» закончилась, международная обстановка заметно «потеплела». Люди вдохнули воздух долгожданной свободы и смогли наконец почувствовать себя не винтиками огромной государственной машины, а полноценными личностями с правом на собственное мнение.

Причину неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе.

Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня - 1 июля 1988 г.). Положение о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию СССР было включено в две резолюции: «О демократизации советского общества и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны». Конференция постановила реформировать систему Советов, которые составляли политическую основу СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов было определено как решающее направление реформы политической системы Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 109..

Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Этому решению - о повсеместном совмещении должностей партийных и советских руководителей - М.С. Горбачев придавал ключевое значение. По его словам, если бы оно не прошло, он бы не голосовал и за всю резолюцию о демократизации. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 148..

В октябре 1988 г. М.С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР 11-го созыва приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.

Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек.

Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человек как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспечение работы СНД и ВС. В отличие от старого Президиума новый не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заменять в межсессионный период Верховный Совет История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 142..

Конституция дополнялась идеей разделения законодательной и исполнительной власти с судебной путем учреждения нового органа -- Комитета конституционного надзора (ККН). Избираемый съездом, он в своей деятельности опирался только на Конституцию. Его задачей был надзор за союзным и республиканским законодательством в плане соответствия его Основному Закону. Комитету, однако, не были поднадзорны акты, принятые СНД СССР, и он не вправе был отменять их, даже если они противоречили Конституции и законам СССР. Он мог лишь констатировать это противоречие Омельченко Н.А. История государственного управления в России. - М.: Проспект, 2009. - с. 139..

Изменения в избирательной системе предусматривали не только избрание депутатов от территориальных и национально-территориальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций. К их числу впервые была отнесена и КПСС. Конституционное закрепление получил принцип альтернативных выборов (из нескольких кандидатов). Для предварительного отбора кандидатов в депутаты от округов создавался фильтр в лице окружных предвыборных собраний.

В нововведениях содержался крупный порок -- отступление от демократических принципов избирательной системы (закрепленных в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.): прямые выборы Верховного Совета СССР заменялись двухступенчатыми с обязательным ежегодным обновлением его состава на 1/5. Получалось, что, как только его депутаты наберутся опыта, их нужно заменять новыми. Члены руководящих органов общественных организаций (главным образом номенклатурные работники) обладали большим количеством голосов, чем простые избиратели.

Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте -- июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая--9 июня 1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил председателя Совета министров СССР (Н.И. Рыжков). Дополнений и изменений в Конституцию съезд не внес, но вопрос о развитии конституционной реформы затронул Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174..

Председатель Верховного Совета СССР М.С. Горбачев предостерег депутатов от поспешной корректировки действующей Конституции, поскольку она «слишком важный политический документ, чтобы приспосабливать его текст к тем или иным возникающим ситуациям» Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 127..

Одновременно он заявил о необходимости закрепить в новой Конституции «революционные преобразования».

Горбачев сразу оговорился, что «сейчас, в разгар реформ, у нас еще нет возможности учесть весь комплекс вопросов, которые должны найти отражение в новом Основном Законе» Деркач О., Быков В. Горбачев. Переписка переживших перестройку. - М.: ПрозаиК, 2009. - с. 85.. Странную логику председателя ВС прояснило постановление съезда: одновременно решать обе задачи -- и дополнять действующую Конституцию, и безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции (Конституции «демократического социализма»).

Съезд образовал Конституционную комиссию в составе 107 человек. Ее председателем стал М.С. Горбачев, заместителем -- А.И. Лукьянов. 55% членов комиссии были представителями высшего партийного руководства -- секретари ЦК КПСС, республиканских ЦК, обкомов, крайкомов, члены ЦК КПСС и его аппарата.

Около 40% представляли научную и творческую интеллигенцию. Среди остальных -- один митрополит и двое рабочих. В состав комиссии вошли четыре лидера оппозиции, образовавшей на съезде межрегиональную депутатскую группу (МДГ), -- Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак.

Академик Сахаров предложил подготовить два альтернативных проекта Конституции и рассматривать их «на равной основе». Съезд не поддержал это предложение. Тем не менее Сахаров как один из сопредседателей МДГ взял на себя инициативу и к декабрю 1989 г. подготовил свой проект Конституции. Комиссия же во главе с Горбачевым, включавшая крупных юристов, под руководством которых работали целые институты, не смогла разработать проект за несколько лет.

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. МДГ представила «конституцию Сахарова» -- радикальный проект, предлагавший кардинально перекроить национально-государственное устройство, ликвидировать иерархическую структуру СССР и превратить в субъекты Союза («структурные составные части») все существовавшие в то время национально-государственные и национально-административные образования числом более 50. Из Российской Федерации выводились все автономии, а оставшаяся часть делилась на четыре округа (Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь) «с полной экономической самостоятельностью». Хотя формально «конституция Сахарова» сохраняла территориальную целостность государства, на деле попытка такой трансформации СССР привела бы его к еще более скорому распаду Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 97..

II Съезд народных депутатов СССР обсудил вопросы, уточнения, изменения и дополнения к действующей Конституции СССР и принял три конституционных закона:

1. Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов.

2. Об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы.

3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Кроме указанных законов, Съезд принял постановление «О поручениях Верховному Совету СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам» Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174..

Согласно указанным законам союзные республики получили право самостоятельно решить вопрос об учреждении Съезда народных депутатов; Верховный Совет СССР получил право выражать недоверие правительству СССР; коллективы средних специальных и высших учебных заведений получили право выдвижения кандидатов в народные депутаты; общественные организации лишились права непосредственного избрания народных депутатов; конституционный надзор распространялся не только на проекты, но и на законы и иные акты, принятые СНД. II Съезд поручил Верховному Совету СССР принять серию конституционных законов и представить очередному съезду предложения о внесении в Конституцию СССР связанных с этим изменений и дополнений.

Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Старая площадь уступала место Кремлю. На втором этапе борьба за власть развернулась в самом Кремле. Она проходила на фоне резкого обострения социально-экономической ситуации в стране. Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г., дала свои первые результаты в 1989 г. -- произошел обвал экономики. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов.

За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. С июля 1989 г. в важнейших угольных районах страны -- Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах прокатилась волна стачек. Затем стачки периодически возникали в разных городах. Сначала они ограничивались экономическими требованиями, но в июне 1990 г. на съезде в Донецке был образован Независимый профсоюз горняков, и было решено объявить всеобщую политическую забастовку.

В октябре -- ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.

Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента, в значительной мере независимого от представительных органов власти Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 109..

Председатель Комитета конституционного надзора С.С. Алексеев обосновал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре.

Смену курса политической реформы (от власти Советов к власти Президента, от народовластия к единовластию) обосновывали также и другими аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.

Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал-демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение о многопартийности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и контрольные. Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения законов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон от 14 марта 1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления -- он лишь наметил сочетание признаков парламентской и президентской республик в рамках и на основе советской власти, т. е. вводил смешанную форму правления История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 155..

Однако эта тенденция очень скоро стала трансформироваться в тенденцию сильного президента и слабого парламента с целью правового обеспечения легализации частной собственности.

В нарушение ими же принятого закона делегаты съезда избрали первого Президента СССР.