Виды лилий и история цветка. Весенняя защита садовых растений от вредителей и заболеваний

подготовила Екатерина Зиборова, фото Зиборов Т.Ю.

Чудная белая лилия - олицетворение невинности и чистоты. Ей приписывали божественное происхождение древние греки - по их словам, она выросла из молока матери богов Юноны. Но гораздо ранее греков лилия была известна древним персам, столица которых называлась Суза, то есть "Город лилий". В его гербе, как символ непорочной чистоты, красовались несколько лилий. Славой непорочности этот цветок пользовался и у древних иудеев. По их преданиям, лилия росла в райском саду во время искушения Евы дьяволом, но среди искушения прекрасный цветок остался таким же чистым, как и был, и никакое зло не осмелилось коснуться его.

Великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии капителям храма и украсил изображениями лилии стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что этот цветок усугубит молитвенный настрой. А Моисей приказал изображениями лилии украшать седьмисвечник. Существует также предание, что под желтой лилией, которая обыкновенно растет среди камышей, остановилась колыбель Моисея.
Лилия встречается и у египтян, и ее изображение в иероглифах обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Из этого цветка готовили знаменитое в древности благовонное масло - "сузинон".

Немалую роль играла лилия и у римлян на празднестве Флоры. Женщины в ходе этого праздника состязались в беге и борьбе, а победительниц осыпали дождем цветов. Убирали лилиями и статую богини Флоры, и весь амфитеатр, публику, арену, ложи…
Этот цветок считался у римлян символом надежды, и его изображение помещалось римлянами даже на монетах, как ожидание народом приятных благ от царствующего царя.
В знак той полной изобилия и чистой жизни, которую им желают, венками из лилий и пшеничных колосьев увенчивали невесту и жениха.

Лилия встречалась и в древнегерманской мифологии, и бог грома - Тор - всегда изображался держащим в правой руке молнию, а в левой - скипетр, увенчанный лилией. Ее благоухающий венчик считался в германской мифологии также волшебным жезлом Оберона и жилищем эльфов. Каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и умирает. Венчики этих цветов служат эльфам колокольчиками, звоном которых они собирают своих собратьев на молитву.

Нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции. Говорят, что основатель французской монархии Хлодвиг, будучи ещё язычником, увидел, что проигрывает аллеманнам в сражении при Толбаке, и вознес молитву о победе христианскому Богу. И ему явился ангел с ветвью лилий, сказав, чтобы отныне он сделал лилию своим оружием и завещал его своим потомкам. Хлодвигу была дарована победа в этой битве, и он со всеми своими франками, их женами и детьми принял крещение. С тех пор лилия во Франции - символ королевской власти под сенью церкви.

Хотя символом королевской власти всегда была белая лилия, некоторые утверждают, что лилия, дарованная ангелом Хлодвигу, была не белая, а огненно-красная. О красной этой лилии также сложена прекрасная легенда. Рассказывают, что она стала красной в ночь перед крестным страданием Спасителя. Легенда говорит, что когда Спаситель, томимый тяжелой тоской, проходил по Гефсиманскому саду, все цветы склоняли перед ним свои головки. Одна лилия не преклонила головки, желая, чтобы Он хорошенько насладился ее запахом и красотой. И Спаситель действительно остановился на минуту - возможно даже, чтобы полюбоваться красотой этого цветка, - но когда страдальческий взор Его упал на нее, то лилия, сравнив свою гордость с Его смирением, устыдилась, и румянец стыда разлился по всем ее лепесткам, оставшись с ней навсегда…
Вот почему, добавляет легенда, красные лилии никогда не стоят с поднятыми головками и к ночи всегда смыкают свои лепестки.

В XII же столетии избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, при нём впервые появляется белое знамя с тремя золотыми лилиями, которое впоследствии становится не только эмблемой королевской власти, но и преданности папскому престолу.
Лилия встречается также в гербе Людовика IX Святого, но только вместе с маргариткой, которую он присоединил в память о любимой жене Маргарите.
Форму лилии предавали также концу скипетра, и сама Франция называлась царством лилий, а французский король - королем лилий.
Выражение "etre assis sur des lys", то есть "сидеть на лилиях", обозначало иметь высокую должность, так как цветами лилии были украшены не только все стены судилища, но и все сиденья стульев.

Лилия вообще считалась очень почетным знаком на гербах и встречалась даже на монетах. Людовик XIV выпустил в оборот монеты, носившие даже названия золотых и серебряных лилий. На одной стороне такой монеты находилось изображение короля или украшенного лилиями и увенчанного на обоих концах коронами креста, а на другой - герб Франции, поддерживаемый двумя ангелами. Лилия пользовалась вообще большой любовью во Франции. В аристократических семьях было принято, чтобы жених вплоть до свадьбы посылал невесте каждое утро букет из живых цветов, где непременно должно было быть хотя бы несколько белых лилий.

Такой же любовью пользуется лилия у испанцев и итальянцев. У этих народов она считается преимущественно цветком Пресвятой Девы. В венках из лилий идут молодые девушки в первый раз к Св. Причастию. В Пиренеях существует обычай 24го июня, в Иванов день, приносить в церковь огромные букеты лилий для освящения. Потом эти лилии крест-накрест прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты считается находящимся под охраной Иоанна Крестителя. Эти букеты остаются до следующего Иванова Дня.

Германия тоже немало увлекалась лилией. Прекраснейшие лилии разводили тут в монастырских садах, и их невероятная красота порождала немало сказаний, связанных с жизнью монахов.
В Германии с лилией связано немало легенд, связанных с загробной жизнью. Она служит у немцев, как и надгробная роза, свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверью, ее никогда не сажают на могилах, а она сама вырастает на могиле самоубийцы или человека, погибшего насильственной или вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит предвестником мести, а на могиле грешника - знаком искупления грехов. На лепестках лилий, выросших на могиле грешников, по поверью, всегда появляются какие-нибудь написанные золотом слова.

Некоторые кавказские лилии могут под влиянием дождя желтеть или краснеть, и поэтому кавказские девушки используют их для гадания. Избрав бутон лилии, после дождя они раскрывают его, и если он желт внутри, то их любимый им неверен, а если красный - значит, он по-прежнему любит.

Нельзя не вспомнить и сибирскую лилию - саранку. Если белая лилия по виду строга, холодна, равнодушна, то саранка являет собой ее полную противоположность. Лепестки ее цветов точно вывернуты наизнанку. Кажется, саранка вот-вот готова пуститься в пляс.

Самой редкой и ценной лилией считается лилия королевская, родиной которой является узкая долина среди гор Юго-Западного Китая. Луковицы этой лилии в начале XX века были доставлены в Англию, откуда она и начала свое триумфальное шествие по садам и паркам мира.

Всё о лилии на сайте сайт

Легенды о растениях на сайте сайт


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта сайт

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

Лилия не может не поразить своей изысканной и нежной красотой, и у этого цветка миллионы преданных поклонников по всему миру. История лилии также загадочна, как и сам цветок, и полна увлекательных событий. Недаром лилия является частым гостем гербов, символических картин, и сама становится сложным символом с многогранным значением.

Название цветка восходит своими корнями к древнегалльскому языку, и обозначает совершенный белый цвет. В исторических источниках изображение лилии начало появляться еще в глубокой древности, некоторые рисунки лилии датируются 1700 годом до н.э. Особое значение имел цветок лилии в Древней Греции. Согласно греческим мифам, лилию в качестве подарка отправила на землю богиня Гера. С тех пор цветок стал символизировать невинность и чистоту помыслов, близость к богу.

В Древнем Риме у цветка лилии было совершенно иное значение - лилия символизировала материальную роскошь, богатство, успех. Лилией богато украшались все дома состоятельных граждан Рима. Для знатного римлянина огромное количество лилий вокруг было таким же неотъемлемым атрибутом, как для наших состоятельных современников подтверждением статуса является автострахование каско .

Настоящей королевой сердец лилия стала во Франции, ведь именно этот цветок был выбран символом французской монархии. Этому знаменательному событию предшествовала интересная легенда. Согласно этой легенде, первый король Франции Хлодвиг перед судьбоносной битвой увидел сон, в котором ангел призвал его следовать за лилией. Поутру король и его войско перешли реку вброд, следуя полосе из выросших на реке лилий, и успешно выиграли битву.

При дворе знаменитого Людовика Семнадцатого лилия превратилась в одно из самых успешно культивируемых растений во Франции. Лилия использовалась для украшения помещений, нарядов и причесок. Аромат этого удивительного цветка буквально наполнял воздух Франции, так как в любом саду обязательно выращивались лилии. Именно французы положили начало искусству выращивания лилий и ухода за ними.

Лилия Elodie ("Элоди"): Лилия Elodie ("Элоди") (с) Dutch Gardens В наши дни лилия с ее нежной красотой и тонким ароматом становится прекрасным подарком практически к любому случаю. Нет ничего более изысканного для украшения дома, чем цветки лилий разных сортов.

Процесс выращивания лилий не относится к легким задачам, но к счастью существует много источников полезной информации, которые подобно надежному каско уберегут вас от ошибок при выращивании этого прекрасного растения.

Лилия

ЛИЛИЯ (Lilium). Некоторые исследователи выводят слово лилия от древнегреческого κρίνον, или от древнегалльского «ли –ли», что в обоих случаях означает - «белый – белый».

Практически у всех народов цветок лилии является символом чистоты, непорочности, невинности. Не случайно лилии - цветы невест.

По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала она, и там, куда падали ее слезы, распускались белоснежные лилии.

Сортов и расцветок лилий множество. О красной лилии говорят, что она изменила цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда он проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед ним склонили головы все цветы кроме лилии, которая хотела, чтобы он насладился её красотой. Но когда взгляд Христа упал на неё, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с его смирением разлился по её лепесткам и остался навсегда.

На Украине лилию, как символ невинности и непорочности, издревле вышивали на свадебных рушниках невесты. Желая счастливой жизни девушке, говорили: пусть твой путь будет усыпан розами и лилиями.

Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли способностью охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, наделить талантом, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Считалось, что отправляясь в далекое путешествие, необходимо зашить в ладанку кусок корневища кувшинки и повесить себе на шею. Отправляясь в дальний путь, осторожные люди ограждали себя заклинанием: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки (женщины, вышедшие замуж тайком, против воли родителей). Одолень-трава! одолей ты злых людей: лихого бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника, одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды!.. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути, и во всей дороженьке».

Символом ее был двенадцатилучевой крест или двойной коловрат. В народе считали, что одолень трава способна прогонять злых Трясовиц, насылающих все болезни, очищая душу и тело, и звать сестер Берегинь, сохраняющих и оберегающих все живое.

Имя Богини Берегини лежит в основе слова «оберег». Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и с древнеславянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берег». Ритуалы по вызову, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах.

Интересно отметить, что название «одолень трава» носит не только белая кувшинка. В разных регионах России и Украины так называют еще не менее шести растений (по крайней мере, больше мне не удалось отыскать). Правда, в отличие от кувшинки белой народное сознание акцент здесь делает не на их магической силе, а на целебных свойствах. Это зверобой, молочай болотный, синюха голубая, валериана лекарственная, крапивник (крапива двудомная), корешки тимофеевки.

Все они обладают довольно широким спектром лечебных свойств, исстари использовались в народной медицине, не забыты и поныне, отнесены официальной медициной к лекарственным травам.

tagPlaceholder Tags: цветы

Белая чудная лилия - этот символ невинности и чистоты - имеет также в мифологии свою интересную легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам, она выросла из молока матери богов - Юноны.

Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны.




И у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Вследствие этого евреи украшали им не только священные алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя Соломона. А великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн этого храма и украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся в храме. По этой же причине, вероятно, Моисей приказал изображением лилии украшать седьмисвечник и придавать ее форму купели, где умывался первосвященник.

Существует также предание, что под лилией находилась колыбель Моисея, но, конечно, не под белой, а под желтой, которая обыкновенно растет среди тростников и камышей.




Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек; подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло - сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О природе женщины».

Немалую роль играла лилия и у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны - Флоре.

Празднества эти происходили ежегодно в последних числах апреля и представляли собой игрища, где женщины при звуках труб и литавров состязались в борьбе и беге. Победительницы получали в награду венки из цветов, их засыпали, как это и ныне часто делается при чествовании победителей на играх, целым дождем цветов. При поднесении венков появлялась статуя самой богини, украшенная цветами и гирляндами и покрытая розовым покрывалом, которое она придерживала правой рукой; в левой же у нее находились горох и бобы, которые эдилы во время этих игр бросали горстями, как лакомства, римской черни. Празднества эти были основаны возлюбленной Помпея, Аккой Лауренцией, которую за необычайную красоту другой ее поклонник, Цицелий Метелл, причислил даже к сонму богинь, поставив ее изображение в храме Кастора и Поллукса.




Лилия встречалась также и в древнегерманской мифологии, и бог грома Тор всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем маленьких сказочных созданий - эльфов.




По этим сказаниям, каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и вместе с нею умирает. Венчики этих цветов служат этим крошечным созданиям колокольчиками, и, качая их, они созывают на молитву своих благочестивых собратьев. Молитвенные эти собрания происходят обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоилось и погрузилось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежит к гибкому стеблю лилии и начинает его качать. Колокольчики лилий звонят и будят своим серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпаются, вылезают из своих мягких постелек и молча с важностью отправляются в венчики лилий, которые служат им в то же время как бы молельнями. Здесь они преклоняют свои колена, складывают набожно ручки и благодарят в горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так же молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают глубоким, беспечным сном...




Но нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции, где с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей Людовика VII, Филиппа III, Франциска I и целая легенда о появлении ее на знамени французских королей. Об этом появлении знаменитых трех золотых лилий старинные предания сообщают следующее.

Хлодвиг, будучи еще язычником, видя в сражении при Толбиаке, что аллеманы4, с которыми он вел войну, берут верх над его воинами, воскликнул: «Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена Клотильда (дочь короля Хильпериха, христианка), помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно явился ему ангел Божий с ветвью лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг в 496 году н.э. отправился в Реймс и со всеми своими франками, их женами и детьми принял святое крещение. И вот с этих-то пор лилия становится во Франции эмблемой королевской власти под сенью церкви.

Но полученная от ангела Хлодвигом лилия, по мнению многих ученых, была не белая, а огненно-красная. Это был, по их мнению, тот самый цветок, который рос в Восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в Шельду, где произошла битва Хлодвига, после которой победоносные воины его, нарвав лилий, возвратились на родину с венками из этих цветов на голове. От названия этой же речки, вероятно, произошло и французское название цветка - (Ли, лис).




Избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, когда, отправляясь во второй крестовый поход как начальник отдельного отряда, по обычаю того времени, должен был избрать себе какой-нибудь девиз для помещения на знамени.

Он избирает ее, с одной стороны, потому, что название ее, произносившееся тогда Loys (Лои), имеет некоторое сходство с его именем - Louis (Луи), а с другой, в воспоминание о том, что король Хлодвиг с ее помощью одолел врагов христианства; он же идет тоже на борьбу с неверными. Кроме того, эти лилии должны были напоминать его воинам еще и геройский подвиг государя, который изгнал из их отечества римлян и был снователем французской монархии.




В Германии с лилией связано также немало сказаний о загробной жизни.

Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверию, ее никогда не сажают на могилу, а она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы, и вырастает преимущественно на могилах самоубийц и людей, погибших насильственной и вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит знаком грозящей мести, а если на могиле грешника - то прощения и искупления им грехов.




Такое поверье даже рассказано в известной средневековой балладе «Слуга убийцы».

Баллада эта рассказывает , как одна благородная дама по желанию своего возлюбленного уговорила преданного ей слугу убить своего мужа, напав на него врасплох среди поля. Слуга выполняет поручение, прекрасная дама хвалит его и щедро награждает; но когда она проезжает на своем сером коне по полю, где совершено убийство, то вдруг растущие тут белые лилии начинают грозно кивать ей головками. Страх и угрызение совести овладевают ею, ни днем, ни ночью она не находит более покоя и идет в монастырь.

На лилиях же, выражающих искупление грехов, появляются всегда какие-нибудь написанные золотыми буквами слова. О таких словах говорится в средневековых песнях о рыцарях-разбойниках Шютензаме и Линденшмите, пойманных и казненных нюрнбергцами, а также в песне о графе Фридрихе, убившем нечаянно выпавшим у него из ножен мечом свою невесту. В отчаянии ее отец убивает его, и песня кончается словами: «Прошло три дня, и на его могиле выросли 3 лилии, на которых было написано, что Господь принял его к себе, в свои святые обители».




Некоторые кавказские лилии могут под влиянием дождя желтеть и краснеть, и потому кавказские девушки пользуются ими для гадания.

Избрав бутон лилии, они раскрывают его после дождя, и если он окажется внутри желтым, то суженый их неверен, если же красным - то по-прежнему любит.
















Легенды о цветах: Лилии

Лилии

Белая чудная лилия — этот
символ невинности и чистоты — имеет также в мифологии свою интересную
легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам,
она выросла из молока матери богов — Юноны.

Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.

И. Бунин


Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса,
боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера
Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая
божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и
показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый,
прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и
покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от
жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней
инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от
боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу,
образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю,
превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также
название и роз Юноны.


И
у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой
непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время
искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения
остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась
коснуться его. Вследствие этого евреи украшали им не только священные
алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя
Соломона. А великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал
изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн этого храма и
украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя с евреями
мнение, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению
молитвенного настроения среди молящихся в храме. По этой же причине,
вероятно, Моисей приказал изображением лилии украшать седьмисвечник и
придавать ее форму купели, где умывался первосвященник.

Существует также предание, что под лилией находилась колыбель Моисея,
но, конечно, не под белой, а под желтой, которая обыкновенно растет
среди тростников и камышей.



Лилия
встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в
иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и
надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших
молодых египетских девушек; подобная лилия была найдена на груди мумии
молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого
же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло —
сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О
природе женщины».

Немалую роль играла лилия и у римлян, особенно в их цветочных
празднествах, посвященных богине весны — Флоре.

Празднества эти происходили ежегодно в последних числах апреля и
представляли собой игрища, где женщины при звуках труб и литавров
состязались в борьбе и беге. Победительницы получали в награду венки из
цветов, их засыпали, как это и ныне часто делается при чествовании
победителей на играх, целым дождем цветов. При поднесении венков
появлялась статуя самой богини, украшенная цветами и гирляндами и
покрытая розовым покрывалом, которое она придерживала правой рукой; в
левой же у нее находились горох и бобы, которые эдилы во время этих игр
бросали горстями, как лакомства, римской черни. Празднества эти были
основаны возлюбленной Помпея, Аккой Лауренцией, которую за необычайную
красоту другой ее поклонник, Цицелий Метелл, причислил даже к сонму
богинь, поставив ее изображение в храме Кастора и Поллукса.


Лилия
встречалась также и в древнегерманской мифологии, и бог грома Тор
всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный
лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во
время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в
германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем
маленьких сказочных созданий — эльфов.


По
этим сказаниям, каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею
родится и вместе с нею умирает. Венчики этих цветов служат этим
крошечным созданиям колокольчиками, и, качая их, они созывают на молитву
своих благочестивых собратьев. Молитвенные эти собрания происходят
обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоилось и
погрузилось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежит к гибкому стеблю
лилии и начинает его качать. Колокольчики лилий звонят и будят своим
серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпаются,
вылезают из своих мягких постелек и молча с важностью отправляются в
венчики лилий, которые служат им в то же время как бы молельнями. Здесь
они преклоняют свои колена, складывают набожно ручки и благодарят в
горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так
же молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают
глубоким, беспечным сном...


Но
нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции, где
с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей
Людовика VII, Филиппа III, Франциска I и целая легенда о появлении ее на
знамени французских королей. Об этом появлении знаменитых трех золотых
лилий старинные предания сообщают следующее.

Хлодвиг, будучи еще язычником, видя в сражении при Толбиаке, что
аллеманы4, с которыми он вел войну, берут верх над его воинами,
воскликнул: «Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена
Клотильда (дочь короля Хильпериха, христианка), помоги мне одержать
победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно явился ему ангел Божий с ветвью
лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и
завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило
необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и
обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг в 496 году н.э.
отправился в Реймс и со всеми своими франками, их женами и детьми принял
святое крещение. И вот с этих-то пор лилия становится во Франции
эмблемой королевской власти под сенью церкви.

Но полученная от ангела Хлодвигом лилия, по мнению многих ученых, была
не белая, а огненно-красная. Это был, по их мнению, тот самый цветок,
который рос в Восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в
Шельду, где произошла битва Хлодвига, после которой победоносные воины
его, нарвав лилий, возвратились на родину с венками из этих цветов на
голове. От названия этой же речки, вероятно, произошло и французское
название цветка — (Ли, лис).

В
ХП же столетии избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, когда,
отправляясь во второй крестовый поход как начальник отдельного отряда,
по обычаю того времени, должен был избрать себе какой-нибудь девиз для
помещения на знамени.

Он избирает ее, с одной стороны, потому, что название ее,
произносившееся тогда Loys (Лои), имеет некоторое сходство с его именем —
Louis (Луи), а с другой, в воспоминание о том, что король Хлодвиг с ее
помощью одолел врагов христианства; он же идет тоже на борьбу с
неверными. Кроме того, эти лилии должны были напоминать его воинам еще и
геройский подвиг государя, который изгнал из их отечества римлян и был
снователем французской монархии.


В
Германии с лилией связано также немало сказаний о загробной жизни.

Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством то
преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверию, ее
никогда не сажают на могилу, а она сама вырастает здесь под влиянием
какой-то невидимой силы, и вырастает преимущественно на могилах
самоубийц и людей, погибших насильственной и вообще страшной смертью.
Если она вырастает на могиле убитого, то служит знаком грозящей мести, а
если на могиле грешника — то прощения и искупления им грехов.




Такое поверье даже рассказанно в балладе "Слуга убийцы»
Баллада эта рассказывает ,
как одна благородная дама по желанию своего возлюбленного уговорила
преданного ей слугу убить своего мужа, напав на него врасплох среди
поля. Слуга выполняет поручение, прекрасная дама хвалит его и щедро
награждает; но когда она проезжает на своем сером коне по полю, где
совершено убийство, то вдруг растущие тут белые лилии начинают грозно
кивать ей головками. Страх и угрызение совести овладевают ею, ни днем,
ни ночью она не находит более покоя и идет в монастырь.

На лилиях же, выражающих искупление грехов, появляются всегда
какие-нибудь написанные золотыми буквами слова. О таких словах говорится
в средневековых песнях о рыцарях-разбойниках Шютензаме и Линденшмите,
пойманных и казненных нюрнбергцами, а также в песне о графе Фридрихе,
убившем нечаянно выпавшим у него из ножен мечом свою невесту. В отчаянии
ее отец убивает его, и песня кончается словами: «Прошло три дня, и на
его могиле выросли 3 лилии, на которых было написано, что Господь принял
его к себе, в свои святые обители».


Некоторые
кавказские лилии могут под влиянием дождя желтеть и краснеть, и потому
кавказские девушки пользуются ими для гадания.

Избрав бутон лилии, они раскрывают его после дождя, и если он окажется
внутри желтым, то суженый их неверен, если же красным — то по-прежнему любит.



В Сибири растет дикая лилия сарана, или "царские кудри", о которой даже сложили легенду, будто бы выросла она из сердца казака, погибшего при завоевании Сибири Ермаком, и с тех пор цветок с причудливо загнутыми оранжевыми лепестками обладает магическими свойствами, переданными ей казаком, - вселяет в воинов храбрость и стойкость.

Болотные лилии

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.
_
Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.
_
И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.
_
Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.
_
Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные,-
И никто не узнает о них.

Бальмонт Константин


Лилия (белая) - на языке цветов чистота, девственность, величественность, "Это божественно - быть рядом с тобой!!!"

Лилия (желтая) - на языке цветов благодарность, яркость, но также легкомысленность, ложь

Лилия (калла) - на языке цветов красавица

Лилия (оранжевая) - на языке цветов ненависть, отвращение

Лилия (священная) - на языке цветов девичьи чары

Лилия (тигровая) - на языке цветов гордость, изобилие, процветание, благосостояние