Как начертить графическую схему предложения. Как составить схему предложения: основные виды с примерами

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения - одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения - роса покрывает. Однородные второстепенные члены - покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения - Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот - составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема - это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.

    В схемах предложения однородные члены обозначаются кружком. Внутри круга при помощи графического обозначения можно указать, какими членами предложения являются однородные слова.

    Также часто в схемах можно встретить указание союзов, которые идут перед однородными членами предложения и определяю ту или иную пунктуацию.

    Помню, что в школе разные учителя требовали рисовать такие схемы по-разному. Одни просили рисовать линейную схему, а однородные члены заключать в палочки, рамки: / /, / /, / /.

    Другие же настоятельно требовали рисование кружочков.

    Вот некоторые примеры составления схем:

    Это простая схема, когда однородные члены идут друг за другом, между ними могут стоять союзы.

    Это пример предложений с обобщающими словами. Заметим, что обобщающее слово может согласоваться с однородными членами в роде, числе, падеже.

    Если в предложении есть причастный и деепричастный оборот, его также отражают в схеме.

    С однородными членами предложения схема предложения может иметь несколько вариантов.

    В начале предложения расположены однородные члены предложения, затем идет обобщающее слово. Схема будет выглядеть вот так: 1)О,О, О— обобщ. слово….(Обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри,но я не могу это отобразить).

    В поле, в роще, в кустах— повсюду слышались птичьи голоса.

    2)Обобщающее слово может быть перед перечислением однородных членов, тогда рисуем вот такую схему:

    Обоб.слово: О, О, О— ….

    Мы спорили обо всем: об искусстве, религии, науке—и так и не пришли к общему мнению.

    3) После обобщающего слова могут употребляться вводные слова: как-то, а именно,например.Перед этими словами ставится запятая,после них — двоеточие.

    Обобщ. слово, например: О, О, О—…

    Обобщ.слово, а именно: О, О, О — …

    Люди испытали на себе многие стихийные бедствия,как-то: пожары,наводнения, засуху.

    4) После перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом могут употребляться вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и т.п. Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него —запятая.

    Среди птиц насекомых, в сухой траве— словом, повсюду чувствовалось дыхание приближающейся осени.

    При составлении схемы предложения все его члены записываются с помощью условных обозначений. Вместо подлежащего рисуется прямая линия, вместо сказуемого — два параллельные линии. Волнистая линия символизирует определение, а пунктирная — дополнение. С помощью точек и тире изображается обстоятельство, а если эти точки и тире заключены в вертикальные чрточки, то это уже — деепричастный оборот. Волнистая линия между вертикальными чрточками — это причастный оборот.

    Однородные члены предложения в схеме рисуются в виде кружков.

    Что бы указать синтаксическую роль однородных членов, внутри кружков можно нарисовать соответствующие линии: пунктирные или волнистые и т.д. Обобщающие слова можно обозначить кружком, в центре которого располагается точка или квадратиком.

    Чтобы составить схему предложения с однородными членами предложения, нужно сделать следующее:

    • Правильно найти однородные члены в предложении и сделать соответствующие пометки (подчркивания: подлежащее — одна черта, сказуемое — две черты, дополнение — пунктир, обстоятельство — пунктир- точка, определение — волнистая линия.
    • Составить схему с учтом синтаксического разбора предложения.

    Например, в предложении: На поляне росли красные, жлтые, голубые цветы однородными определениями будут все имена прилагательные (подчркиваем волнистой линией). А в предложении: Во дворе стоял могучий и раскидистый клн и ронял свои листья на землю два ряда однородных членов: однородные сказуемые (стоял и ронял листья — две черты) и однородные определения (могучий и раскидистый — волнистая линия).

    • На схеме однородные члены предложения мы обозначаем кругом, внутри которого — соответствующее подчркивание.

    Например, схема предложения с рядами однородных членов: Самое главное — читать, вникать в написанное долго и кропотливо

    Под однородными членами предложения понимают такие члены предложения, которые имеют следующие признаки:

    во-первых, речь идет об одинаковых членах предложения. Например, это могут быть обстоятельства, дополнения или подлежащие, то есть любые.

    во-вторых, они связаны между собой сочинительной связью. Это могут быть союзы и, но, или.

    Вот пример предложений с однородными членами:

    В первом предложении однородными являются определения (зеленые, желтые, красные).

    Во втором предложении однородными являются подлежащие (стрижи, журавли, ласточки),

    а в третьем — сказуемые (завяла, засохла, потемнела).

    Схематически однородные члены обозначаются кружочками.

    Вот какие могут быть схемы:

    Составляя схему предложения, его члены обозначаются различными условными знаками, которые мы рассмотрим ниже:

    • однородные члены — круги ;
    • подлежащее обозначается в виде прямой линии;
    • сказуемое — двумя параллельными линиями;
    • дополнение — пунктирной линией;
    • определение — волной (волнистая линия) ;
    • обстоятельство обозначается линией, которая состоит из точек и тире;
    • и другие.

    Используя схему ниже, очень легко составить предложение, содержащее однородные члены, и наоборот, с готового предложения составить правильную схему. Кроме условных обозначений, не стоит забывать и об разделительных знаках, союзах, а также интонации.

    Однородные члены предложения обозначаются при составлении схемы в виде кружочков. Все зависит от предложения. Между этим кружочками могут быть запятые или союзы. Их тоже нужно указать.

    В некоторых школах (у нас в том числе так было) при рисовании схемы предложения с однородными членами внутри кружочков указывают при помощи линейно-точечных изображений какими членам предложения он являются:

    Бывают предложения с обобщающими словами. В данном случае обобщающее слово рисуют в виде большого кружочка ли в виде квадратика:

    При составлении предложения с однородными членами важно помнить, что:

    Однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом

    Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

    При составлении схем каждая часть предложения обозначается определенными фигурами, соответствующими знаками препинания и в них присутствует соединяющая частица (и, или, но, а).

    В нашем случае интересуют однородные члены , значит схемы рисуются с кружками.

    Прежде чем научится составлять схему предложений с однородными членами, вспомним, а что такое однородные члены, какие признаки их объединяют.

    Для этого обратимся к схеме.

    Схемы строятся очень просто. Можно уже по данному предложению построить схему, а можно и по схеме придумать предложение. Например,

Как составить схему предложения? русский язык

  1. ну а где само предложение? сначала обычно подчеркивают главные члены предложения, выделяют союзы в сложном предложении...
  2. где схема
  3. Это схема расположения слов в предложении: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. В пред. есть сказ ===== подлеж ---------определение обстоят., деепричастие _ . _ . _.

    Или образец разбора сложноподчиннного предложения с одним придаточным

    1) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую стару сосну, (отчего и образовалась эта яма) .

    , (отчего) .

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиннное с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.

  4. Прочитать предложение, затем посмотреть на его структуру, простое оно или сложное, сколько в нм частей, есть громадные предложения, которые строятся в схеме блоками... Найдите главыне члены предложения, однородные члены, обращения и обобщающие слова. Все это отметьте в схеме соответствующими символами. Схема в квадратных скобках.
  5. где схема!!!
  6. Они нужны были везде-в Боярской думе и на воеводствах, в приказах и земских избах, в войске и в торговле. 2)Грамотность стала залогом успеха и в хозяйсивенной жизни, и на государевой службе. 3)Рост международных связей тоже способстввовал развитию просвещения. Пожалуйста помогите составить схемы предложений
  1. Загрузка... "ок" на конце у существительных- окончание или суффикс талчок добрячок суффикс ОК Пишется под ударением: волч-Ок, кулач-Ок Суффикс, конечно же. Я уже говорила Вам,...
  2. Загрузка... Какую роль сыграл Ленин в Октябрьской революции 1917 г? В. И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) (что было обычным делом - Леший)...
  3. Загрузка... Кто такая святая София? И почему в честь нее назвали храм в Византии? Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София Святые мученицы Вера,...
  4. Загрузка... О чём комедия Недоросль. Кратко Парень (главный герой считай) жил и учился на дому, ибо был богатей. И такое дело, что все учителя его...
  5. Загрузка... Различие между артерией и веной. Биология 8 класс Размеры Основное различие между артериями и венами состоит в строении их #8203;стенок По артериям течт артериальная...
  6. Загрузка... Тема "маленького человека" в повести Н. В. Гоголя "Шинель". пожалуйста краткий ответ много писать не надо Кратко, так кратко. Тема меленького человека в данном...

Со схемами предложений учащиеся встречаются на первых страницах «Азбуки» (слово, предложение).

Затем эти схемы навсегда исчезают из обихода. Мне кажется, что схемы предложений -- это не только находка для учителя в работе над построением предложений, развитием связной речи, но и один их способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках русского языка.

Изучив литературу по этому вопросу (а ее оказалось не так уж много), я составила картотеку упражнений с использованием схем предложений для каждого класса начальной школы (система 1-4).

1. Составление схемы прочитанного предложения.

У Тани кот.

После составления схемы учениками (у каждого есть индивидуальный набор карточек для составления схем) следует анализ. (Сколько слов в предложении, сколько больших слов и маленьких (предлогов), заглавная буква в словах, знаки препинания в конце предложения.)

2. Выбор схемы для предложения.

У Оли куклы.

3. Игра «Собери предложение».

Детям дается набор карточек со словами и карточка со схемой предложения. Они должны «собрать» предложение, накладывая на схему карточки со словами. Преднамеренно дается большее число слов, чем это нужно. Это делается для того, чтобы дети занимались этой работой осмысленно.

4. Составление предложений по данной схеме.

5. Поиск в тексте предложения, соответствующего данной схеме.

Во II классе изучается основа предложения, поэтому вид схемы меняется. Теперь в схеме прямоугольник, который является подлежащим, закрашивается в красный цвет, а прямоугольник, который является сказуемым, -- в синий. На доске схемы составляются на наборном полотне или там же чертятся цветными мелками. Дети составляют такие же схемы на парте из своего набора карточек. Этот этап является подготовительным к составлению более сложных схем в III-IV классах.

Можно использовать все виды упражнений со схемами, которые предлагались для I класса, лишь немного изменив сами схемы. Это составление схемы предложения (после нахождения его основы); выбор схемы, соответствующей предложению; составление предложений по схеме устно и по типу игры «Собери предложение»; поиск в тексте предложений, соответствующих схемам.

Если учащиеся испытывают затруднения в составлении предложений по данным схемам, то нужно им показать, что сначала они находят подлежащее, т.е. думают, о ком или о чем будет предложение, затем подбирают к подлежащему сказуемое, т.е. узнают, что будет делать кто-то или что-то, и в конце уже добавляют столько слов, объясняющих подлежащее и сказуемое, сколько требуется по схеме.

Подбираем подлежащее (солнышко).

Подбираем сказуемое (солнышко -- что сделало? -- улыбнулось).

Распространяем предложение. (Ласковое солнышко улыбнулось нам.)

Во II классе можно уже ввести такой вид упражнения, как составление предложения по схеме, которая дана в контексте. Это упражнение хорошо использовать при изучении текста, потому что при его выполнении детям приходится решать две задачи: во-первых, составленное предложение должно соответствовать схеме, во-вторых, оно должно вписываться в контекст, т.е. учащиеся должны установить связь между этим предложением и другими в заданном контексте.

Наша дача была у леса.

Мой товарищ поймал два леща. Я поймал жирную щуку.

Вставляется предложение Утром мы пошли на речку.

Схемы, используемые в III классе, оформляются в виде подвижной таблицы, разделенной по горизонтали на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главные члены размещаются в средней, центральной частях таблицы. В верхней ее части располагаются те второстепенные члены, которые, поясняя подлежащее или сказуемое, находятся в предложении перед ними. Нижняя часть таблицы отведена для второстепенных членов, занимающих положение после подлежащего или сказуемого. Если в разбираемом предложении имеется прямой порядок слов, т.е. подлежащее предшествует сказуемому, то состав подлежащего размещается в левой части таблицы, а состав сказуемого -- в правой. При наличии обратного порядка левую часть таблицы занимает состав сказуемого, а правую -- состав подлежащего. Например:

Белокрылые чайки низко кружились над синим морем.

Из травы глядят беленькие глазки земляники.

К видам упражнений со схемами, аналогичным тем, которые предлагались выше для I и II классов, можно добавить еще один вид упражнений -- распространение предложения по указанной схеме, например:

Подлежащее -- ветер. Сказуемое -- дует. Составляется предложение:

Тёплый ветер дует в лицо.

Такими схемами удобно пользоваться при изучении не только темы «Предложение», но и словосочетаний. В III классе перед тем как начертить схему предложения учащиеся сначала проводят синтаксический анализ предложения. Назовем ее условно словесная схема. Вот как она выглядит при анализе предложения

Крупная морковь выросла в огороде.

На словесной схеме хорошо видны два словосочетания (они соединены вертикальными стрелками). Можно сразу определить, какое слово является главным (в словосочетании) и какой вопрос задан от него к зависимому слову. Детям можно задать вопрос: «А слова, соединенные горизонтальной стрелкой, являются словосочетанием? Почему?» Таким образом, эта схема облегчает поиск словосочетаний в предложении и учит третьеклассников уже сейчас устанавливать связи между главными и второстепенными членами предложения, что поможет им при изучении темы «Второстепенные члены предложения» в III классе.

В IV классе изучаются однородные члены предложения, что, в свою очередь, тоже влияет на вид схем предложения. Если в одном предложении однородные подлежащие, то после составления словесной схемы чертится обычная схема, в которой несколько красных прямоугольников (в зависимости от того, сколько однородных подлежащих). Например:

Коля, Миша и Женя пошли в лес за ягодой.

Запятая и союз между однородными членами предложения проставляются на схеме, так как этот материал изучается. Предлоги можно показывать на схеме, если учащиеся еще допускают ошибки в правописании предлогов со словами. Объяснив детям, что предлог со словом является одним членом предложения, можно не выделять его на схеме.

Вот пример предложения с однородными сказуемыми.

Я лежу на траве, вдыхаю запах леса.

Предложение с однородными второстепенными членами предложения:

Юные натуралисты побывали на лугу, в лесу, на речке.

Если такая работа проводится систематически, то составление схем не вызывает у детей трудностей. Напротив, такой вид работы вносит оживление, поскольку, прочитав предложение, дети уже начинают делать предположения о том, какой будет схема. Нужно дать им возможность начертить «свои» схемы. А после анализа определить, кто же был прав.

Все виды упражнений со схемами, которые были предложены для других классов, имеют место для использования в IV классе

Можно использовать упражнение такого вида, как составление предложения по одной схеме, а затем распространение его до другой схемы

Например, задание: составьте предложение по схеме 1, дополните его однородными членами так, чтобы оно соответствовало схеме 2

Были составлены следующие предложения.

1. Красивые хризантемы цвели на клумбе

2. Красивые хризантемы и гладиолусы цвели на клумбе

Хочется отметить, что работа со схемами на уроках русского языка оказывает большое влияние на развитие младших школьников, пробуждает у них интерес к урокам русского языка и особенно к такой теме, как «Предложение», которая является одной из сложных тем, изучаемых в курсе начальной школы.

Методика использования схем смотрите в плане-конспекте урока (Приложение 2).

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения

Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий