Отмостка перед гаражом своими руками. Как сделать отмостку вокруг гаража Отмостка перед гаражом своими руками

Лужи, грязь, наледь, образовавшиеся перед гаражом, создают массу сложностей для въезда. Обледенелый порог, на котором проскальзывают шины автомобиля, создает риск возникновения нештатной ситуации и увеличивает нагрузку на подвеску автомобиля.

Скопившаяся у порога вода стремится проникнуть в гараж. Трудности, особенно в сумерках, направления автомобиля в гаражные ворота, постоянно рискуя задеть кузовом какое-нибудь препятствие. Все это подчеркивает важность организации устройства въезда.

К этому типу устройств можно отнести :

  • пандус;
  • отмостка;
  • стяжка.

Пандусом называют наклонную пологую площадку для проезда автомобилей и других средств на разные высотные уровни.

Как сделать въезд в гараж своими руками из бетона? Из чего еще можно сделать подъезд в частном доме? Расскажем поподробней, пошаговая инструкция к вашему вниманию.

Пандус

Сам по себе пандус – довольно простое сооружение. Основная цель его создания – организовать удобный заезд в гараж. Чем более пологий пандус, тем удобнее его использовать.

Вид пандуса зависит от расположения подъездных путей к гаражу – это может быть прямой подъезд или подъезд с поворотом. Пандус может быть выполнен с подъемом или со спуском (если он ведет, например, в подвальный гараж).

Для пандуса с подъемом устанавливаются бордюры, чтобы избежать съезжания автомобиля, у пандусов со спуском роль этих ограничителей играют стены.

Ширина пандуса обычно на 30 сантиметров превосходит ширину гаражных ворот, на дальнем конце пандус немного расширяется, что упрощает въезд. Наиболее оптимальная его длина – 5 метров, но она может быть разной в зависимости от пожеланий владельца.

Так же в пандусе предусмотрен уклон поверхности и устроена система дренажа , а перед его порогом устанавливается канавка для отвода воды, накрытая решеткой, чтобы атмосферные осадки стекали к краям и отводились от устройства.

Вместе с пандусом со стороны гаражного пола часто используется съезд с порога гаражных ворот, так называемый контрпандус, он делает въезд мягким и снижает нагрузки на автомобильную подвеску.

По желанию над пандусом устанавливают навес , который уберегает его от сильных дождей или снегопада.

Варианты, из которых изготавливают пандус, могут быть совершенно разными – это и дерево, и металл, и бетон. Их плюсы и минусы :

  1. Дерево : простой и легкий в изготовлении, но недолговечный пандус, его приходится менять раз в 2-3 года.
  2. Металл : прочный и надежный, но при отрицательных температурах воздуха становится очень скользким.
  3. Бетон : наиболее оптимальный вариант по соотношению цена – качество. Бетонный пандус может эксплуатироваться многие годы, если на этапе строительства соблюдены все правила, указанные в соответствующих СНиП.

Устройство пандуса для въезда в гараж.

Отмостка

Отмостка – полоса из бетона или асфальта с уклоном от здания для отвода воды.

Самый оптимальный вариант отмостки для гаража – создание наклонного пола с уклоном 15-20 градусов (или 20-30 мм на 1 м длины). Ширину отмостки можно сделать от 1 м и до значения, которое кажется автовладельцу оптимальным. Часто отмостка занимает всю площадь перед домом и выложена плиткой, что смотрится весьма интересно.

Стяжка

Стяжка – цементно-песчаный или асфальтобетонный слой для выравнивания и придания жесткости поверхности. В варианте с гаражом это ровная забетонированная площадка, применяемая при недостаточной жесткости грунтового слоя.

Даже в случае, если уровень пола гаража совпадает с уровнем подъездного пути , можно поднять порог, что защитит гараж от осадков. Лучший уровень подъема порога: 20 см. Уклон пандуса в 25 градусов в этом случае оптимален.

Плюсы и минусы разных вариантов

Нормы по наклону пандуса

Каким должен быть уклон въезда в подземный гараж? По действующему СНиП 21-02-99 п. 5.28 «стоянки автомобилей» продольный уклон открытых рамп (уличных) должен быть не более 10%. Т.е. при высотном перепаде в 10 см нижняя часть пандуса должна иметь длину 1 м (1:10, 10%).

Эти требования связаны с безопасностью и удобством въезда и съезда с пандуса для гаража; так же уклон создает должный отток воды и снижает риск обледенения пандуса.

Пример изготовления стяжки

Прежде необходимо сказать пару слов о пучинистых грунтах , поскольку строительство на этом типе грунтов очень распространено в нашей стране.

Пучинистыми называют все глинистые грунты (к ним относятся: глины, суглинки и супеси) с высоким уровнем грунтовых вод. Глина в пучинистых грунтах хорошо задерживает влагу, и почва при замерзании расширяется во все стороны, что может приводить к подъему строений, расположенных на ней.

Для мелкозаглубленных строительных работ борьба с пучинистостью грунтов заключается в изъятии части грунта под постройкой и заменой его материалами, не удерживающими влагу. Дополнительно принимаются меры от промерзания грунта рядом с постройкой; для этого грунт утепляется, например, пенополистиролом.

Пенополистирол как утеплитель смещает температурную изотерму ближе к поверхности, т.е. не дает промерзать грунту, что не приводит к его поднятию.

Как залить въезд в гараж? Как правильно забетонировать? Этапы работ по обустройству и бетонированию стяжки :

  1. Вынуть грунт на глубину примерно 40 см по размеру будущей стяжки.
  2. Уложить первый слой песка (песчаной подушки), плотно утрамбовать, пролить водой.
  3. Уложить второй слой песка, утрамбовать, пролить водой.
  4. Уложить слой мелкофракционной щебенки до верха вырытого котлована.
  5. Если стяжка организуется не на всю длину автомобиля, оставшееся расстояние можно засыпать слоем щебенки, предварительно сняв растительность в месте засыпки и уложив геотекстиль (чтобы щебенка не тонула в земле).
  6. Отделить будущую стяжку и фундамент, используя полосу линокрома в случае, если не планируется привязывать стяжку к фундаменту гаража. Между стяжкой и рамкой ворот оставить зазор примерно 3 см.
  7. Изготовить опалубку их досок на три стороны. Опалубку можно изготовить из доски толщиной от 25 мм. Тщательно закрепить опалубку (можно присыпать ее щебнем с внешней стороны по всей площади досок), выведя ее по уровню ровно горизонтально. Доски можно смазать специальным маслом для опалубки, чтобы потом было легче отделить их от бетона, не повреждая стяжку. Для этих целей хорошо подойдет смазка Hormusend HLV-37.
  8. Выложить на подушку из щебенки по всей площади утеплитель (плиты пенополистирола экструдированного толщиной 5 см).
  9. Связать каркас из арматуры под заливку раствора со щебенкой.
  10. Для приготовления раствора можно добавлять «Фейри» как пластификатор.
  11. Залить основной бетонный слой, используя виброуплотнитель.
  12. После укладки основного бетонного слоя положить на него сетку с ячейкой 50х50 мм (арматурную).
  13. Замешать раствор, не добавляя на этот раз щебень (только пластификатор, цемент, песок), залить финишную стяжку.
  14. Выровнять финишную стяжку, используя для этого доску.
  15. Провести железнение стяжки после появления достаточного количества влаги на поверхности стяжки.
  16. Получившуюся стяжку сразу укрыть для защиты от птиц и животных на время сушки.

Бетонная стяжка наберет полую прочность примерно через 15 дней . Стяжку необходимо поливать в течение 5 – 7 дней, чтобы она постоянно оставалась влажной. Так же стяжку можно накрыть пленкой, и если будет поддерживаться достаточная влажность стяжки, ее можно не поливать.

В дальнейшем около стяжки необходимо сделать дренажный водоотвод, чтобы земля под ней оставалась сухой.

Размеры и материалы для изготовления :

  • цемент марки М400;
  • песок, толщина слоев: 15 см. каждый;
  • щебень, толщина слоя: 10 см;
  • бетон, толщина слоя: 15 см;
  • пропорции раствора для основного бетонирования: песок – 3, цемент – 1, щебень – 5;
  • пропорции раствора для финишной стяжки: песок – 4, цемент – 1.

«Фейри» в роли пластификатора делает раствор эластичнее (из-за добавки глицерина). Соотношение: 1/3 стакана пластификатора на 1/4 кубометра раствора.

Железнение увеличивает защитные свойства бетона и увеличивает его гидроизоляционные характеристики. Технология – сухой цемент насыпается на стяжку (сырую).

А тут видео, о том как сделать отмостку для гаража.

Устройство въезда в гараж позволяет создать удобную и хорошо видимую площадку и позволяет автовладельцу уверенно и точно направлять свой автомобиль. Вода, скапливающаяся у порога, так же не проникает внутрь гаража, если перед ним установлено правильно выполненное въездное устройство.

Потраченные силы на обустройство гаража с лихвой окупаются удобством и хорошим настроением автовладельца от легкой и безопасной его эксплуатации.

Устройство отмостки

После того как любой фундамент завершен и засыпаны воздушные пазухи между стенами фундамента и траншеи, устраивают отмостку. Отмостка проводится по всему наружному периметру гаража. Это необходимо для исключения подтапливания талыми водами и осадками грунта под фундаментом.

Отмостку заглубляют ниже поверхности земли на 15–20 см. Проще всего и чаще всего достаточно устроить ее из глины, в которую помещают (втрамбовывают) щебень. Затем этот глинокаменный слой необходимо забетонировать или заасфальтировать. Ширина отмостки, как правило, составляет 60–80 см.

Отмостку делают с небольшим уклоном от стены гаража, чтобы вода не собиралась в лужи у стен, а стекала на участок.

Фундамент возводят выше поверхности земли для того, чтобы предотвратить просачивание влаги в стены и их отсыревание. Верхняя часть фундамента называется цоколем. Между цоколем и стеной обязательно устраивается гидроизоляция.

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

Из книги Универсальный фундамент Технология ТИСЭ автора Яковлев Р. Н.

2.6. УСТРОЙСТВО ПОДВАЛА Подвальное помещение также можно отнести к разновидности заглубленного фундамента. Подвальным считается этаж, у которого уровень пола помещений ниже уровня планировочной отметки земли более чем на половину их высоты. Высоту подвала принимают

Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко Владимир

5.4. УСТРОЙСТВО ОБНОСКИ Главная задача обноски - обозначать нулевую отметку строения, необходимую для возведения фундамента и стен.При традиционном подходе нулевая отметка соответствует уровню пола первого этажа. При возведении фундамента по технологии ТИСЭ

Из книги Полы в вашем доме автора Галич Андрей Юрьевич

7.1. УСТРОЙСТВО ОПАЛУБКИ Устройство опалубки ленты–ростверка выполняется в описанной далее последовательности и с учетом следующих рекомендаций.- Нанесение гидроизоляции (битумная мастика) на верхнюю часть опор фундамента (рис. 159, а).- Устройство песчаной подсыпки по

Из книги Дорожки и площадки, бордюры, каменные горки, стенки, ступени из камня, плитки, гравия, гальки на вашем участке автора Жмакин Максим Сергеевич

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

Виды и устройство БетонБетонный бордюр будет хорошо смотреться в садах любых стилей, только если он грамотно подобран и гармонично вписан в окружающий ландшафт. Бордюры из бетона весьма прочны и не выйдут из строя очень долго. В магазинах или на рынке при желании можно

Из книги Практичный летний душ и туалет на даче автора Доброва Елена Владимировна

Устройство подоконников В строительной практике существует два способа устройства подоконников. В первом случае подоконную доску изготовляют заранее и затем устанавливают на место. Во втором случае подоконник устраивают на месте, отливая его в опалубке. Наиболее часто

Из книги Утепление и гидроизоляция дома и квартиры автора Колосов Евгений Викторович

Устройство погреба Для длительного хранения полученного на приусадебном участке урожая картофеля и других овощей требуется погреб или овощехранилище (рис. 4.8). Для закладки небольшого объема картофеля и корнеплодов достаточно хранилища простейшей конструкции: ямы или

Отмостка предназначена для защиты фундамента от повреждений, к появлению которых может привести контакт с атмосферной влагой. Дополнительно отмостка будет защищать строение от разрушительного воздействия корней разнообразных растений. Многие владельцы игнорируют необходимость устройства этого элемента абсолютно зря. Отмостку можно сделать своими руками, и благодаря этому несложному в возведении элементу срок службы строения существенно увеличится.

Отмостка выполняет ряд важных функций, в числе которых:

  • обеспечение надежной защиты фундамента дома от пагубного воздействия атмосферной влаги и прочих негативных факторов;
  • отведение любого рода воды от строения в систему дренажа. В поверхности отмостки обустраиваются специальные отводящие желоба, благодаря которым существенно снижается риск намокания основания и цоколя;
  • улучшение внешнего облика строения. Благодаря отмостке фундамент будет выглядеть более гармоничным и завершенным;
  • дополнительное утепление фундамента. При условии правильного обустройства всех слоев конструкции либо применения специальных теплоизоляционны х материалов, приближенный к дому грунт будет промерзать гораздо меньше;
  • практичность. Довольно часто отмостку используют в качестве удобной дорожки вокруг строения, по которой можно перемещаться без причинения вреда растениям и прочим элементам ландшафта участка.

Таким образом, отмостка — это функциональный и эстетичный элемент, который обязательно должен быть обустроен вокруг вашего дома. Изучите предлагаемую инструкцию, и вы сможете сделать качественную и надежную отмостку своими руками.

Рассматриваемая конструкция состоит из покрывающего (верхнего) и подстилающего (нижнего) слоев . За счет подстилающего слоя обеспечивается ровность поверхности. Однако основание должно быть не на 100% горизонтальным, а иметь некоторый уклон.

В случае, если в качестве верхнего слоя будет использован бетон, нижний слой нужно сделать горизонтальным. Уклон же будет создан уже непосредственно на этапе заливки бетона. Благодаря уклону будет обеспечиваться быстрое и качественное отведение воды от фасада здания.

По внешнему краю периметра отмостки в завершении работы создается дренажная канавка. Уклон обычно выдерживают на уровне 5 см на 1 м ширины отмостки.

Подстилающий и покрывающий слои могут быть сделаны из разных материалов. Так, для обустройства нижнего слоя подходят глина, щебенка и гравий.

Практика показывает, что в качестве основы лучше всего использовать мятую глину. Этот материал изначально имеет хорошие гидроизоляционны е свойства. Стандартная толщина нижнего слоя составляет 25-30 см. В случае если основа отмостки будет делаться из глины, достаточно будет обустроить 15-20-сантиметро вый слой подложки.

При использовании гравия либо щебенки поверх основной части подстилающего слоя нужно обязательно насыпать песок. Толщина отдельного дополнительного слоя песка должна составлять 7-10 см.

Для устройства покрывающего слоя используйте твердый и влагонепроницаем ый материал. Чаще всего применяются такие материалы как бетон, природный камень, асфальт. Иногда используются тротуарная плитка и кирпич.

Подготовка к работе

Перед началом работы вам нужно определиться с основными параметрами будущей отмостки. В первую очередь установите подходящую ширину. В большинстве нормативных документов указывается, что отмостка должна иметь ширину не менее 60 см. Однако это лишь минимальное рекомендованное значение. Прежде чем окончательно выбрать подходящую ширину, необходимо учесть множество дополнительных важных факторов.

Прежде всего, обращайте внимание на особенности карнизных свесов кровли вашего дома. Внешняя граница отмостки должна находиться примерно на 25-30 см дальше наиболее выступающего края кровельного карниза.

На этапе проектирования отмостки нельзя не брать во внимание архитектурные и дизайнерские особенности дома. К примеру, если участок оформлен с применением разного рода необычных дизайнерских элементов, отмостке тоже можно придать оригинальный вид, грамотно и органично связав ее с другими элементами ландшафта.

Очень важным параметром является тип грунта на участке строительства. К примеру, если дом стоит на просадочном грунте, ширина отмостки должна составлять как минимум 90-100 см. Специалисты же рекомендуют, чтобы отмостка имела ширину более 1 м. В таких условиях рассматриваемая конструкция сможет одновременно отводить воду и выполнять функции удобной дорожки вокруг строения.

Важно, чтобы отмостка была непрерывной. Любого рода разрывы полотна могут привести к снижению защитных функций отмостки.

После определения подходящей ширины вам нужно будет установить оптимальное значение уклона отмостки . Чтобы конструкция могла эффективно справляться с задачами отведения воды, величина уклона должна составлять не менее 2-5 градусов в направлении от дома.

Для определения точного значения уклона нужно также учитывать климатические особенности, характерные для места нахождения дома, и тип материала, используемого для обустройства верхнего слоя конструкции. К примеру, если настилающий слой делается из тротуарной плитки, уклон отмостки можно несколько уменьшить по сравнению с аналогичным показателем для конструкции из щебенки.

Непосредственно уклон можно создавать на стадии укладки нижнего слоя либо же во время устройства лицевого покрытия. Этот момент зависит от того, какие конкретно материалы применяются для обустройства рассматриваемой конструкции.

После определения оптимальных параметров системы, рассчитайте нужное количество материалов и соберите требуемые инструменты . На этапе создания подстилающего слоя вам потребуется щебенка и песок либо же глина.

Верхний слой отмостки чаще всего делается из бетона . Если и вы решите сделать свой выбор в пользу этого материала, предварительно подготовьте бетономешалку либо емкость для приготовления строительного раствора, арматуру и проволоку, несколько лопат, уровень и прочие мелкие принадлежности.

Пошаговая инструкция по заливке отмостки

Процесс устройства отмостки будет рассмотрен на примере бетонной конструкции. Если вы новичок, обращайте внимание именно на этот вариант, т.к. в большинстве моментов он более прост в обустройстве по сравнению с другими существующими разновидностями отмосток. Выполните каждый этап работы, и вы получите надежную, долговечную и эффективную конструкцию.

Первый этап. Разметьте придомовую территорию. Достаточно отмерить от стен дома выбранное расстояние, вбить по отмеренной линии колышки из любого подходящего материала и соединить эти колышки веревкой. Следите, чтобы точки разметки находились на одной линии.

Второй этап. Снимите почву по всей площади отмостки. Глубина ямы подбирается индивидуально с учетом типа системы и характеристик применяемых материалов. В большинстве случаев толщина обыкновенной бетонной отмостки составляет порядка 25 см без учета лицевой отделки.

Третий этап. Обработайте корни растений на дне траншеи специальными средствами-герби цидами. Подобная обработка не позволит корням прорасти в будущем и нарушить структуру отмостки.

Четвертый этап. Соберите опалубку. В качестве исходных материалов можете использовать необрезную доску и деревянные бруски для подпорок. Толщина досок должна составлять не меньше 2 см. Установите доски по внешней границе траншеи.

Пятый этап. Уплотните дно траншеи и выложите на него 5-сантиметровый слой глины. Тщательно уплотните глину, уложите поверх нее 10-сантиметровый слой песка и утрамбуйте его. Для более качественного уплотнения песок следует пролить водой. Поверх песка уложите слой щебенки.

Шестой этап. Уложите на подготовленную подушку прутки арматуры. Выдерживайте шаг 10-15 см. В результате у вас должна получиться армирующая сетка. Места соединения связывайте при помощи стальной проволоки. Благодаря армированию конструкция будет иметь более высокую прочность и устойчивость к разного рода нагрузкам.

Седьмой этап. В месте стыка отмостки со зданием сделайте температурный шов . Будет достаточно шва шириной 1,5 см. Заполните пространство шва песчано-гравийно й смесью или битумом.

Восьмой этап. Залейте бетон. Заливайте одним горизонтальным слоем. Примерно через каждые 230-250 см устанавливайте поперечные деревянные рейки. Благодаря ним будут созданы деформационные швы, необходимые для нормальной эксплуатации отмостки. Подберите такие рейки, чтобы их верхняя часть находилась на одном уровне с поверхностью бетонной конструкции. Предварительно рейки следует обработать антисептиком.

Девятый этап. Тщательно выровняйте бетон и создайте требуемый уклон, пока смесь не затвердела.

Десятый этап. Накройте заливку мокрой мешковиной. По мере высыхания ткань нужно будет повторно смачивать водой. Это предотвратит растрескивание бетонного раствора.

Примерно через 3-4 недели бетон полностью высохнет и наберет необходимую прочность. При желании можете уложить на высохшую отмостку керамогранит, тротуарную плитку или другой подходящий материал.

Таким образом, в самостоятельном возведении отмостки нет ничего сложного. Все расходы сводятся к затратам на покупку строительных материалов. Следуйте инструкции и вы сможете сделать все не хуже профессиональног о строителя.

Удачной работы!

Видео – Отмостка своими руками пошаговая инструкция

Существует множество не очень заметных, но важных вещей, таких, как:

  • Вытяжка;
  • Водосточная система;
  • Пандус;
  • Отмостка.

Отмостка выполняет важную функцию в доме или гараже:

  • Отвод воды;
  • Защита от промерзания грунта (для отапливаемых объектов);
  • Улучшение внешнего вида постройки;

Отмостка поможет построить сухой гараж

Вода, стекающая с крыши гаража во время дождя или образующаяся весной при таянии снега, может попадать непосредственно под стены гаража. В результате, фундамент может, например, дать неправильную усадку. Повышенное содержание воды в грунте может привести к его во время резких заморозков, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на фундамент.

Отмостка не только защищает гараж или дом, но и улучшает его внешний вид

Даже если вы решили , который нечувствителен к подобным вещам, это не значит, что отмостка не нужна. Сырость в гараже может привести к преждевременной коррозии кузова автомобиля. Да и на долговечность самого гаража она влияет негативно. Поэтому, перед тем, как построить гараж, желательно подумать и об отмостке.

Нюансы устройства отмостки

Отмостка обычно делается из цемента или плитки, но можно использовать и глину, песок в сочетании с водонепроницаемой плёнкой. Отмостке нужен уклон от стены постройки, обеспечивающий свободное стекание воды в нужном направлении (1,5 градуса минимум для отмостки из бетона). Её ширина зависит от конструкции крыши. Правило тут простое: если смотреть на здание сверху, отмостка должна выходить за пределы крыши на 0,2 м.

Часто отмостку заливают вплотную к фундаменту здания. Это неправильно. Компенсационный шов тут необходим. Его ширина зависит от конструкции и размеров отмостки. Иногда, достаточно просто отделить фундамент от отмостки листом рубероида, иногда, нужно оставить зазор шириной около сантиметра и заполнить его песком и мелким щебнем.

Существуют разные варианты устройства отмостки. Главное – определиться, будет ли она выполнять функции пешеходной дорожки. Если вы не собираетесь по ней ходить – можно использовать более экономные варианты.

Если гараж или дом постоянно отапливается, отмостку можно дополнительно утеплить.

Отмостка является завершающим этапом строительства гаража, на котором большинство автолюбителей стараются сэкономить. Однако опытные строители рекомендуют предпочесть устройство и изготовление отмостки в недорогом варианте строительства гаража без защиты фундамента от избыточного увлажнения и разрушительного воздействия корневой системы растений. Современный ассортимент материалов позволит создать отмостку на любой вкус: красиво оформить гараж при выборе брусчатки, надежно защитить фундамент от воды геотекстилем или предпочесть покрытие, которое легко отремонтировать - тротуарные плиты.

Особенности выбора материалов

Фактически устройство отмостки - это создание полосы по периметру гаража, которая защитит фундамент и гармонично дополнит ландшафт. Поэтому при выборе материалов необходимо учитывать как качество гидроизоляции основания гаража, так и внешний вид архитектурного облика коттеджа. По общему правилу, если гидроизоляция выполнена качественно, то материалы могут быть любыми и зависеть только от покрытия подъездных путей и дорожек - остальных элементов благоустройства. Безошибочный вариант с точки зрения эстетики - выбрать такой же материал, как и у остальных покрытий.

Если качество гидроизоляции фундамента гаража вызывает сомнения, то лучший вариант — устройство бетонной отмостки в виде монолитной поверхности полосы без «уязвимостей»: щелей, стыков. На пучинистых грунтах бетонную отмостку рекомендуется армировать, а для увеличения влагостойкости и прочности полосы - «зажелезнить» бетон: присыпать сырую поверхность цементом и тщательно загладить. Кроме надежной защиты гаража от влаги, дешевая стоимость изготовления отмостки из бетона - идеальное решение для практичных автолюбителей. В остальных случаях можно предпочесть более оригинальные варианты покрытий: брусчатку, тротуарные плиты, щебень.

Состав отмостки

Защитная полоса, которая защитит фундамент от грунтовых вод, создается по окончании облицовки цоколя или стен. Конструктивно полоса состоит из двух слоев:

  1. Подстилающий - ровное, уплотненное основание для укладки покрытия. Основную функцию отмостки — защитную выполняет гидроизоляционный слой из глины. Кроме того, для создания подстилающего слоя используется мелкий щебень, песок, гарцовка. Выбор материалов и расценки на устройство отмостки зависят, в основном, от выбранного покрытия. Стандартная толщина подстилающего слоя - 20 см.
  2. Покрытие - водонепроницаемый и устойчивый к воздействию воды слой толщиной 5-10 см.

Выбор материалов для устройства покрытия может быть любым: бетон, мелкий булыжник, тротуарные плиты, асфальт. Кроме того, для устройства покрытия используется смесь песка или щебня с глиной.

Правила устройства отмостки

Создание защитной полосы - не новое изобретение, а технология, которая успешно используется поколениями застройщиков и регламентируется строительными стандартами. Главное пособие новичку-строителю — устройство отмостки снип III-10, 3.04.01 и некоторые другие сборники норм и правил. Так, например, для грунтов второго типа усадочности рекомендуется руководствоваться нормами сборника 2.02.01-83 и соблюдать рекомендуемую ширину пояса от 2-х метров. Если полоса устраивается на грунте первого типа усадочности, то достаточно ширины 1,5 м.

При выполнении работ обязательно учесть требования строительных стандартов — устройство отмостки гэсн приравнивает защитные полосы к покрытиям пешеходной зоны и руководствоваться необходимо соответствующим документом - 31-01-025. Кроме того, до начала работ необходимо изучить основные правила устройства отмостки своими руками:

  1. Предусмотреть зазор со стеной для защиты стен от повреждений и дальнейшего разрушения гидроизоляции. Это правило относится и к полосе из брусчатки, и плит, иначе при воздействии холода изготовленная отмостка будет давить на несущие стены или проседать при ходьбе, постепенно разрушая изоляцию поверхности цокольной части. Рекомендуемый компенсационный шов - 1-2 см с заполнением пенополистиролом или кварцевым песком. Бюджетный вариант — низкая стоимость изготовления отмостки с 2-мя слоями рубероида между стеной и полосой.
  2. Ширина отмостки зависит и от ширины карнизных свесов, и от типа грунта. Для обычных грунтов достаточно выбрать оптимальное соотношение устройства отмостки и выполнить защитную полосу шире карниза на 20 см. Если грунт просадочный, то минимальная ширина составляет 1 м.
  3. Высота цоколя для гравия и щебня рекомендуется в пределах 0,3 м, брусчатой и бетонной поверхности - от 0,5 м.
  4. Уклон, который обеспечивает отвод воды от фундамента, можно формировать как во время укладки, так и при утрамбовке грунта. Минимальный уклон составляет 1,5º и рассчитывается из расчета ширины полосы: на каждые 0,5 м необходимо рассчитать 8 мм уклона.

В зависимости от выбранного материала покрытия, рекомендованный уклон может отличаться:

  • для бетона, асфальта - 3-5%;
  • для булыжника, щебня - 5-10%.

Бюджет строительства на этом этапе регламентируется едиными нормами и расценками. Если планируется сотрудничество с государственными организациями, то выполняется устройство отмостки по ениру, а при выборе асфальтобетона затраты материалов и трудозатраты рассчитываются по ГЭСН 31-01-025/026.

Подготовка грунта - обязательный этап работ, независимо от вида полосы и выбора материалов. Сначала необходимо снять растительный слой, тщательно утрамбовать грунт по периметру и уложить щебень - дренажный слой. Специалисты рекомендуют приступать к подготовке грунта сразу по окончании работ нулевого цикла. Толщина дренажного слоя зависит от вида отмостки и размеров зерен песка для засыпки.

Для самостоятельного проведения расчетов необходимо отнять от толщины растительного слоя толщину двух слоев: песка, покрытия. Если растительный слой составит 30 см, песка - 5, изготовление отмостки из брусчатки — 6, то дренаж составит 19 см. Кроме того, дренаж используется как составляющая планирования ландшафта: можно создать полосу и эксплуатировать как пешеходную дорожку, если поднять покрытие при помощи дренажного слоя на нужный уровень.

Виды отмостки

Самые популярные — технологии изготовления отмостки из бетона в виде водонепроницаемой полосы по периметру гаража. Основное преимущество бетонной отмостки - дешевая стоимость строительства и простота монтажа, хотя необходимо предусмотреть мероприятия от трещинообразования: выполнить деформационные зазоры. К популярным видам защитных полос относятся:

  • устройство мягкой отмостки в виде декоративного элемента благоустройства. Такая полоса создается из нижнего глиняного слоя 10 см без примесей песка, который необходимо утрамбовать и разровнять. После этого выполняется укладка пленочной гидроизоляции, засыпается песок слоем 5 см и выполняется «слоеный пирог»: геотекстиль, затем - щебень (керамзит, гальку, гравий) до 15 см и повторно материал из пропиленовой нитки. Надежную защиту фундамента от влаги обеспечивает современная технология изготовления отмостки с использованием пропиленовой нитки - геотекстиля, который пропустит воду, но не даст песку заполнить пустоты в щебне. Последний этап работ - засыпка песка слоем 5-6 см и завершающего слоя. Такая полоса обладает недостатком — необходимо помнить, что плотно утрамбовать однородный материал невозможно, соответственно, ходить по такой полосе неудобно. Мягкая отмостка подойдет при строительстве гаража в части земельного участка с низкой интенсивностью эксплуатации;
  • устройство отмостки из асфальтобетона теоретически выполняется по простой технологии: сначала в подготовленной траншее укладывают 15 см щебеночного основания и слой асфальта толщиной 5 см. Однако тем, кто планирует выполнить полосу своими руками, необходимо изучить все нюансы изготовления отмостки из асфальтобетона и особенности технологии. Кроме того, обязательно учесть, что материал выделяет вредные вещества;
  • тем автолюбителям, кто ценит привлекательный архитектурный облик гаража, рекомендуется уделить внимание устройству отмостки из бетонной брусчатки различных цветов: серого, черного, терракотового, коричневого, оранжевого, прочих. Оригинальный внешний вид полосе придадут разнообразные формы штучного материала — прямоугольник, квадрат, волна, шестигранник, сложные. Дополнительные преимущества бетонной брусчатки - высокая устойчивость к механическим нагрузкам, температурным перепадам, морозостойкость, простой монтаж.

Стильно и красиво выглядит каменная брусчатка серого, желтого, красного цветов, мраморная с прожилками и черная базальтовая. Единственный недостаток натурального материала покрытия - дорогая стоимость, особенно при выборе гранитной плитки: пиленой, колотой. Устройство полосы выполняется по принципу создания мягкой отмостки: укладывается слой глины, гидроизоляция, слой песка, покрытие и заполняются швы песком. Универсальным вариантом защитной полосы признано устройство отмостки из плитки - оригинального покрытия, которое легко отремонтировать.

Отмостка из плитки

Популярный вариант полосы — устройство отмостки из плиток может быть как дорогостоящей затеей, так и бюджетным вариантом защиты фундамента. При выборе стандартных железобетонных плит можно устроить полосу недорого, а при выборе природного камня бюджет реализации идеи будет зависеть от вида материала. Отличительная особенность укладки полосы из плит - дополнительный этап подготовки (бетонное основание), хотя при выборе тротуарных плит достаточно устроить подстилающий слой и заполнить зазоры песком.

Основное преимущество плит - ремпригодность полосы: можно выполнить частичную замену, переуложить, в том числе с поворотом в местах слива водостока. Поэтому тем, кто не планирует трудоемкий процесс ремонта, необходимо уделить внимание устройству отмостки из плит и учесть размеры изделий, так как планировка полосы будет зависеть от стандартных размеров. Устройство отмостки из тротуарной плитки выполняется из изделий толщиной в пределах 4-8 см. Стандартные размеры квадратных плит - 35, 40, 50 см, прямоугольных - 50х100.

Опытные застройщики используют еще одно преимущество тротуарных плит бюджетного варианта — ассортимент рифленых, гладких поверхностей и плит с насечками. Благодаря такому выбору можно не только защитить автожилье, но и оригинально декорировать гараж. Популярный вариант — устройство отмостки из каменной тротуарной плитки потребует выполнения дополнительной бетонной подготовки. Для упрощения монтажа плит из природного камня можно воспользоваться проверенным приемом - запланировать полосу, равную ширине 1-2-х изделий. Благодаря такой хитрости удастся избежать трудоемкого процесса резки плит и быстро защитить гараж от влаги.