Субъект — объект — средства — мотивы — результат. Потребности – мотив – цель – задачи – действия – операции (способы) – действия контроля и оценки

Любая человеческая осмысленная деятельность целесообразна и мотивирована внутренними либо внешними причинами. Она трансформирует окружающую действительность, и поэтому важно понимать цели и движущие мотивы личности через указанные критерии. Для чего это важно? Для прогнозирования причинно-следственных связей и результатов деятельности индивида. Как сам субъект активности, так и окружающее его общество будут использовать эти критерии в своих целях.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества.

Деятельность - это форма реализации целей людей в обществе. В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях. Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность.

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости. Философия - для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат. Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности. Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности. Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности - осознанности ее цели.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе и профессиональной самореализации людей.

Цель деятельности - ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности - показатель персонального развития человека.

Цель деятельности - это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных - теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. СхемаМаслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни - все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности. Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе. Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, - это смысл активности человека, его деятельности.

Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его - приобрести статус начальника, мотив - удовлетворить потребность в признании, результат - высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив - это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели - это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс - это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров - возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив - удовлетворение Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап - учебная деятельность человека. Цель её - обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности.

Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности. Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения ↔ способ ↔ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде. Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

Результат

Финальный этап, ради которого осуществляется любая деятельность, - это запланированный результат. Если он не соответствует ожиданию, человек может испытать фрустрацию - психическое состояние, характеризующее внутреннее опустошение, разочарование. Естественно, такого рода явление не способствует успешности и дальнейшей постановке целей. Поэтому так важно, чтобы результат принес радость. Последнюю нужно отличать от удовольствия. Радость человек испытывает в том случае, если вкладывает в процесс усилия для получения результата. В этом случае сам результат является логичным мотиватором дальнейшей деятельности, потому что людям свойственно стремление к положительным эмоциям.

Результат - это конечный продукт деятельности человека. Одновременно он должен отвечать поставленной цели. Структура деятельности человекасовпадает в этой фазе. Достигнув цели и получив результат, индивид выходит на новый уровень потребности, которую нужно удовлетворить.

Результат часто выступает в форме продукта, но он не всегда имеет материальную оболочку.

Результатом может стать цель, приносящая радость от процесса труда. Если результат деятельности соответствует цели, значит, человек достиг положительного результата. Если нет, то формируется отрицательный опыт, который также должен быть учтен при составлении планов на будущее.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой - самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал. У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития. Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость - это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель - отец «Логики» - называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

Рассмотрим логику построения ТМПИ на примере инвестиционной де­ятельности. Нас интересует, кто именно (какие категории населения), куда конкретно, сколько, почему и с каким результатом будет инвестировать свои деньги. При построении теоретической модели предмета исследования соци­олог должен выделить не только субъект социального (или экономическо­го) действия, но также мотивы, средства и объект.

Субъект действия включает несколько категорий населения, в частности, бедные, средние и зажиточные слои, а если есть такая надобность, то и пен­сионеров как самостоятельную группу. Для каждой категории выстраивается собственный список мотивов, который обнаруживается в предварительном исследовании. Средством действия выступают деньги, которые население кладет в сберегательные и коммерческие банки. Банки выполняют функцию объекта действия. Если ставится широкая цель, то необходимо учитывать все категории банков, к которым обращается население, и во всех типах населен­ных пунктов, прежде всего, конечно, в средних и крупных городах.

Итак, в теоретической модели социального действия (рис. 16) есть субъект (какие категории населения инвестируют деньги, средства (что вкладывает­ся), мотивы (сознательно выбранные цели) или причины поведения (почему вкладывают), объект действия (сберегательные и коммерческие банки), резуль­тат действия (получили свою прибыль разные группы населения или они про­играли, какую пользу получила национальная промышленность и т.д.).

В теоретической модели связи между понятиями, описывающими конк­ретные явления, имеют гипотетический характер. Иными они и быть не могут. В начале научного поиска ученый может только предполагать, какой может быть реальность, с которой ему вскоре предстоит столкнуться. Таким образом, научные гипотезы указывают на характер связи между понятиями.

Чем больше гипотез и чем больший круг понятий они между собой увязыва­ют, тем плотнее ткань нашей теории. Мы, к примеру, можем предположить, что богатые вкладывают более крупные суммы, и не только в отечественные банки. В этой гипотезе увязаны три понятия: субъект, средство и объект дей­ствия. Похожие гипотезы мы выдвигаем относительно других категорий населения. Затем мы увязываем мотивы и субъекты. Гипотеза, связывающая объект и результат действия, может звучать так: государственные банки пред­лагают меньший процент, но вклады в них для населения имеют большие гарантии возврата. Или: государственные сбербанки в условиях гиперинф­ляции предлагают такие низкие проценты по вкладам, что они не покрыва­ют потери от обесценивания денег. Возможны, разумеется, и другие гипо­тезы. Часть из них социолог смело заимствует из чужих исследований, ука­зывая, кто и когда их проверил, на какой выборке и в какой исторический период они действительны. Чем больше заимствованных гипотез, тем меньше приходится изобретать свои. Чрезмерно большое число гипотез также недо­пустимо, как и чрезмерно маленькое. На подтверждение одной сложной ги­потезы может работать половина вашей теории, в то время как небольшие гипотезы можно проверить одним-двумя анкетными вопросами.

Рис. 16. Теоретическая модель предмета исследования. В ее основе лежит схема

социального действия

В процессе исследования социолог обнаружил, что различные категории населения инвестируют деньги с разными целями. Иными словами, к конк­ретному экономическому действию их подталкивают разные мотивы. Пен­сионеры несут деньги в банк, надеясь скопить их на черный день, богатые - получить приличную прибыль и завести собственное дело, средний класс обращается к сберегательным институтам для того, чтобы свободные в дан­ный момент времени деньги через год-два, в ситуации жесткой инфляции, если не принесли небольшой процент, то хотя бы не обесценились.

Если, опираясь на здравый разум, вы предполагаете, что бедные не станут инвестировать экономику, то вы тем самым закладываете в теоретическую мо­дель ложную посылку, которая противоречит фактам реального поведения лю­дей. Известно, что финансовые пирамиды первой половины 90-х гг. в России сколачивали свое несметное состояние благодаря среднему и низшему клас­су, а не богатым, которые знали сомнительность этих финансовых институ­тов. Стало быть, с деньгами в банки шли простые люди. На что они надеялись? Они, как им и обещали, предполагали получить от 300 до 400% прибыли бла­годаря удачному вложению банком своих денег в национальную экономику. Так или иначе, народ инвестировал экономику. Другое дело, что его ожида­ния обманулись. А параллельно простым гражданам ловкие бизнесмены за гроши приватизировали крупные предприятия. К концу 90-х гг. значительная часть промышленности, прежде всего прибыльные предприятия, была расхватана (другого слова здесь не подобрать) кучкой российских олигархов. Кто они? Очень богатые люди. Что они делали? Инвестировали свои капиталы в про­мышленность, покупая собственность. Стало быть, в российскую экономику инвестировали свои деньги все слои населения, а не исключительно богатые. Правда, делали они это по-разному и в разной форме. Вот что предстоит на самом деле выяснить социологу в эмпирическом исследовании.

Деятельность

Структура деятельности

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определœен­ной потребности, мотива.

Лекция №8. Деятельность человека. Творчество как вид деятельности

План:

  1. Сущность деятельности Литература: Столяренко Л.Д. Психология
  2. Предметный характер деятельности Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология
  3. Структура деятельности Рогов Е.И. Общая психология
  4. Виды деятельности

то, что побужда­ет человека к де­ятельности

относительно закон­ченные элементы де­ятельности, направ­ленные на достиже­ние промежуточных целœей, подчинœенные общему замыслу

то, на что направ­лена непосредст­венно деятель­ность

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определœенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действу­ет. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осоз­наваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ управляет­ся непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние прояв­ления психической деятельности человека. К фактам поведения мож­но отнести и 1) отдельные движения и жесты (к примеру, поклон, ки­вок, пожимание руки), и 2) внешние проявления физиологических про­цессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (на­пример, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), и 3) действия, которые имеют определœенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведе­ния. Поступок - действие, выполняя ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предмет­ность. Под предметом подразумевается не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определœенный обще­ственно выработанный способ действия с ним. И данный способ вос­производится всякий раз, когда осуществляется предметная деятель­ность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, об­щественно-историческая природа. Самостоятельно открыть фор­мы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятель­ности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделœенной между людьми и выполняемой во внеш­ней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всœегда носит опосредованный характер.
Размещено на реф.рф
В роли средств выступают орудия, "материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людь­ми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем опре­делœенное отношение к другим людям, даже если они реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всœегда целœенаправленна, подчинœе­на цели как сознательно представляемому запланированно­му результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система дей­ствий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется дея­тельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всœегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависи­мости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наи­больший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (тру­довая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Мотивы и цели деятельности

Мотивы деятельности человека связаны с ее целями. Цели и мотивы действий могут совпадать. Например, если студента побуждает к выполнению лабораторной работы стремление усвоить определенные знания или навыки, то здесь цель и мотив его действий совпадают. Если студент руководствуется в своих действиях не столько интересом к содержанию, сколько стремлением получить положительную оценку или избежать неприятностей за невыполнение задания, то мотив и непосредственная цель его деятельности явно нетождественны.

Взаимообусловленность целей и мотивов человека очевидна, поскольку цель деятельности всегда зависит от ее мотива. Дня того чтобы предмет или явление действительности стало целью нашей деятельности, необходимо предварительное осознание человеком, что данный предмет имеет отношение к удовлетворению имеющейся у него потребности, и потребность в нем побуждает ее к соответствующей действия. Мотив направляет силы человека в направлении удовлетворения ее потребностей.

В отличие от целей, далеко не все мотивы актуально осознаются человеком. Наряду с хорошо осознанными интересами, стремлениями, убеждениями в психической жизни человека имеют место и такие личностные тенденции и установки, которые недостаточно адекватно осознаются, что вызывает искажения в мировоззрении, в поведении.

Классификация мотивов поведения, деятельности личности

Итак, в основе любого действия лежит потребность, которая психологически оказывается как мотив, что может реализоваться в ряде психологических переменных: интересах, стремлениях, убеждениях и установках. Под интересами понимаются мотивы, в которых воплощаются эмоционально окрашенные познавательные потребности личности. Интерес есть не что иное, как эмоционально окрашенная интеллектуальная избирательность, интерес возникает тогда, когда его объект вызывает эмоциональный отклик. В интересе сочетаются эмоциональное и рациональное.

Соотношение указанных компонентов позволяет выделять непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственные интересы связаны прежде всего с эмоциональной привлекательностью деятельности, направленной на соответствующий объект. Опосредованные интересы касаются результата деятельности. В них преобладает компонент ума. Непосредственные и опосредованные интересы тесно связаны между собой.

Количественными характеристиками интересов является их широта, глубина и устойчивость.

Широта интересов определяется количеством объектов, сфер действительности, которые имеют для личности устойчивую значимость. Разбросанность интересов в сочетании с этажностью выступает как отрицательная черта личности. Широта интересов является необходимым, но недостаточным условием гармоничного развития личности.

Глубина интересов показывает степень проникновения личности в содержание познаваемого объекта. Иногда глубина интересов негативно коррелирует с их широтой, и тогда о человеке говорят, что она имеет представление обо всем понемногу. Поверхностные знания из многих областей действительности приводят к дилетантства.

Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми являются интересы, которые наиболее полно отвечают основным потребностям личности и поэтому становятся существенными чертами ее психологического склада.

Широта, устойчивость и глубина интересов определенной степени отражают направление развития способностей личности Так, устойчивый интерес ребенка к музыке, которое проявляется в постоянном внимании ко всему, что связано с музыкой, скорее всего, свидетельствует о наличие у ребенка музыкальных способностей.

Стремление - это мотивы, в которых проявляются потребности личности в условиях специально организованной деятельности. Причем эта деятельность может быть доминирующей в течение достаточно длительного времени жизни человека. Так, в деятельности студентов проявляется стремление закончить учебное заведение, приступить к работе по специальности. Иногда - в зависимости от содержания цели и степени ее осознанности - стремление может приобретать вид влечения или желаний.

Влечению свойственен невысокий уровень осознанности цели. Он переживается как смутное эмоциональный порыв, неудовлетворенность существующим положением вещей. Что-то не устраивает человека в жизни, но она еще не знает точно, что именно, потому что поезд не имеет четко выявленной направленности к цели. Поэтому сами по себе поезда не побуждают личность к целенаправленной активности. Они могут служить лишь основанием для орієнтуючої активности, которая заставляет субъекта хотя бы в общих чертах выявить "зону поиска" того, чего ему не хватает, опредметнити свой недифференцированный состояние, которое проявляется в поезде.

Желание составляет более или менее четкое осознание цели. В своих наивысших проявлениях, которые в психологии нередко называют хотелками, они побуждают к волевых действий, направленных на достижение значимых целей.

Фактором, имеющим мотивационное значение и обнаруживает постановку человеком определенных целей, является уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит самооценка, поддержание которой стало для человека потребностью.

Проблема уровня притязаний личности впервые была поставлена в психологической К школе. Ленина. Методика его исследования заключается в том, пор исследуемый получает задание, например, ряд математических задач растущего степени сложности. Приступая к работе, он выбирает для себя одну из градуированных задач, то есть определяет уровень, после достижения (или недостижения) которого его просят сообщить, задачу которого степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неудачи) и дает возможность определить уровень притязаний.

Уровень притязаний личности может быть адекватным или неадекватным (заниженным, завышенным) возможностям индивида. Для человека со сниженным уровнем притязаний характерна коллизия так называемого гадкого утенка, которая проявляется в неуверенности в своих силах, возможностях, способностях. Завышенный уровень притязаний порождается противоречиями между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения и в процессе реализации сопровождается повышенной критичностью, максимализмом в оценках действительности и эмоциональным напряжением.

Решающим фактором в становлении уровня притязаний является не сам по себе объективный успех или неудача, а переживание субъектом своих достижений как достаточных или недостаточных. По данным американских психологов, уровень притязаний зависит от соотношения двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи, которые входят в структуру мотивации достижения. Иначе говоря, поведение, ориентирована на достижение цели, определяется соотношением двух тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи.

Тенденция стремления к успеху является мультиплікативною функцией трех переменных: мотива стремления к успеху, субъективной вероятности достижения успеха, его привлекательности в данной ситуации. Мотив стремления к успеху - это устойчивая диспозиция личности переживать гордость и удовольствие при достижении успеха.

Тенденция избегания неудачи является мультиплікативною функцией мотива избегания неудачи (стремление избежать неудачи и стыда) и Ги непривлекательности в определенной ситуации.

Привлекательность успеха тем сильнее, чем ниже субъективная вероятность успеха (т. е. чем труднее его достичь), и наоборот, привлекательность избегания неудачи тем слабее, чем выше субъективная вероятность успеха.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции (мотива стремления к успеху или мотива избегания неудачи) всегда обусловлено выбором степени сложности задачи Люди с преобладанием мотива стремления к успеху выбирают задачи средней степени трудности. Если человек ориентирован на избегание неудачи, она предпочитает очень легким задачам (их выбор гарантирует успех) или очень тяжелым (если она не может решить задачи этого класса, это не вызывает у нее большого горя, потому что неудача с задачами, с которыми вряд ли кто справится, не дает повода для стыда и чувства унижения).

Ситуация, в которой актуализируется мотив достижения, характеризуется следующим образом:

в ней существуют определенные стандарты качества;

результат решения задач оценивается по этим стандартам;

результат решения может быть успешным или неуспешным;

человек понимает свою ответственность за последствия.

В такой ситуации актуализируются мотивы стремления к успеху и избегания неудачи. Людям с мотивом стремления к успеху присущи следующие особенности;

ситуация достижения как личный фактор;

уверенность в успешном последствии,

активный поиск информации для суждения о своих успехах;

готовность взять на себя ответственность и решительность в неопределенных ситуациях;

большая интенсивность стремления к цели;

получение повышенного удовольствие от интересных задач;

желание делать более или менее сложную работу, но такую, которую можно реально выполнить;

отсутствие энтузиазма к решению сложных или простых задач;

способность не растеряться в ситуации соревнования или проверки способностей;

стремление к разумному риску;

средний, реалистичный уровень притязаний;

большое упорство в случае возникновения препятствий;

повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи

Людям с мотивом избегания неудачи свойственен поиск информации о возможности неудачи в ситуации достижения. Они берутся за выполнение сверхсложных или простых задач. В противовес людям с мотивом стремления к успеху причиной неудачи считают недостаток собственных способностей, а успех объясняют внешними обстоятельствами.

X. Хекхаузен предложил модель механизма мотивации достижения (рис. 53). Как видим из этой схемы, мотивация достижения тесно связана с такой базовой характеристикой личности, как самооценка. Дж Аткинсон определял механизм мотивации достижения как "способность пережить гордость за достигнутое". Этот механизм актуализируется в ситуации, в которую попадает личность.

Надо отметить, что, хотя в жизни существует много ситуаций достижения (например, в учебной, профессиональной деятельности), отличие в мотивах обнаруживает себя в том, что одни люди ищут такие ситуации, другие избегают их.

Человек выбирает цель, которая соответствует уровню ее притязаний, стратегию ее реализации и выполняет соответствующие действия. Результат своих действий (успешных или неуспешных) человек оценивает путем сопоставления с уровнем притязаний. Результат может отрицательно или положительно влиять на самооценку.

Соответствующая атрибуция (объяснение причин результата) является компенсационным механизмом, что дает возможность ослаблять негативное или усиливать положительное влияние на самооценку.

Когда ситуация достижения не может реализоваться одномоментно, а требует значительных усилий в течение длительного

Рис. 53. в

времени (например, рост профессиональных достижений), каждый отдельный результат оценивается человеком с точки зрения приближения к окончательной цели.

Характеристика людей с мотивами стремления к успеху и избегания неудачи в связи с особенностями функционирования механизма мотивации достижения дается в табл. 9.

Убеждения составляют основу сегодняшних мотивов и воплощают осознанные потребности личности действовать согласно своей внутренней позиции, взглядов, теоретических принципов. Основой таких потребностей выступает совокупность знаний о природе, обществе и человеке, то есть мировоззрение. В психологической науке принято связывать мировоззрение с познавательной потребностью человека. Это действительно один из существенных связей. В то же время мировоззрение как главная "единица" взаимоотношений человека и мира шире системы знаний. Это, прежде всего, сознательное отношение к миру, которое охватывает и знание, и оценка, и действия в их единстве. Мировоззрение и связанные с ним убеждения имеют сложную психологическую структуру, которая содержит три главные компоненты:

когнитивный (знания); эмоциональный (оценка, отношение);

поведенческий (воля).

Иногда убеждение отождествляют со знаниями, возможно, потому, что знания обнаружить легче, чем убеждения. На самом деле только знаний недостаточно для формирования убеждений. В этом плане показательным является эксперимент, в котором создавалась "ситуация свободного выбора". Ученикам задавался вопрос: "нужно Ли выполнять домашнее задание?"

Таблица 9. в

Большинство детей ответили на этот вопрос положительно, объяснив, почему это необходимо делать. Далее детям сообщили, что на следующий день с одного предмета опрашивать не будут. Оказалось, что одни выполнили домашнее задание по всем учебным предметам, другие - историю, третьи - только физику. Были и такие, которые совсем ничего не выучили.

Значение эмоционального компонента в психологической структуре убеждения хорошо отражено в высказывании: "Идеи, которые стали убеждением, - это сети, которые ты не можешь разорвать, пока не разорвешь своего сердца".

И, наконец, недостаточно знаний, которые прошли через эмоциональную сферу, необходимо еще и научить человека их реализовывать.

Мировоззрение, так же как и убеждение, должна опираться на более общую потребность. Такой потребностью, на наш взгляд, является отношение к миру. В свою очередь, она выступает соціалізованою человеческой интерпретацией общей биологической потребности живых организмов в ориентировке в среде. Очевидно, что такая потребность обязательно включает в себя познавательную потребность в социальном контакте и в "смысле жизни".

Смислоутворювальні составляющие мировоззрения является его важнейшей особенностью. Мировоззрение структурно связан с интересами, стремлениями и установками. Это предопределяет опору мировоззрения на жизненный опыт личности и индивидуальные особенности отражения ею действительности. Установка играет важную роль в мотивационной сфере личности и представляет собой определенную организацию ее неосознанного опыта. Она является фактором, регулирующим целесообразную деятельность и поведение личности.

Установка - это устойчивая предрасположенность индивида к определенной форме реагирования, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка побуждает человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана.

Установка отражает состояние личности, возникающее на основе взаимодействия его потребностей и соответствующей ситуации их удовлетворения, обеспечивает легкость, почти автоматичность, и целенаправленность поведения. Как модус активности установка проявляется на всех уровнях психической деятельности - от сенсорно-перцептивного до социально-психологического.

Установка может выступать как основополагающий фактор, который опосредует активное взаимодействие личности и среды, прежде всего социального. Благодаря повторюванню так называемых учредительных ситуаций постепенно формируются "фиксированные установки личности", которые незаметно для него самого влияют на его жизненные позиции.

Примеров форм поведения, в которых проявляются фиксированные установки относительно различных фактов общественной жизни, достаточно много. Эти установки могут быть как положительными (поведение младшего школьника, который выполняет указания учителя, связана с усвоением знаний и норм поведения, детерминированная позитивным отношением его к учителю), так и отрицательными, имеют характер предубеждения. В качестве примера последних можно привести так называемые этнические стереотипы, которые опосредствуют отношение к представителям кавказских национальностей как к воинственным, сексуально агрессивных, ловких и тому подобное. Эти установки являются результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, сделанных на основе некоторых фактов личного опыта, а чаще - следствием некритического усвоения стереотипов мышления (стандартизированных соображений принятых в определенной общественной группе).

Какие факторы мотивируют социальное поведение личности?

Во-первых, это усвоенные традиции и обычаи.

Во-вторых, воспринятая и усвоенная личностью система жизненных ценностей - того, к чему человек стремится, на что ориентирует свою жизнь. Ориентация человека на определенные ценности производится на основе предварительной положительной оценки, если субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ими. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и на возможности Путь формирования ценностных ориентаций может начинаться не от реальных потребностей, а опосредованно. Перенимая от окружающих людей систему ценностей и жизненных ориентиров, человек тем самым закладывает в себе основы новой потребности, которой у нее раньше не было.

Отдельно следует остановиться на рассмотрении явления, на которое обратили внимание американские психологи, изучая социальные воздействия, возникающие в пределах малых социальных групп и сказываются на психологии отдельного человека. Согласно теории когнитивного диссонанса А Фестінгера, особенностью психической жизни человека является стремление к тому, чтобы во всей системе поведения, взглядах, мнениях, спонуках - существовало определенное соответствие между всеми компонентами. Фестінгер подчеркивал наличие соответствия между тем, что человек знает, во что она верит, и тем, что она делает. Индивид имеет определенные мнения, взгляды, эмоциональное отношение к явлениям жизни и стремится к их внутренней соответствия

Если в совокупности наших знаний о действительности возникает несоответствие между отдельными их элементами, то это вызывает психологический процесс, направленный на ослабление или снятие этого диссонанса. Диссонанс создает состояние дискомфорта человека и направляет ее поведение на то, чтобы его уменьшить. Диссонанс может быть вызван новой информации, которую человек или принимает и меняет свое поведение в соответствии с новыми данными, либо не принимает (предотвращает ей), или изменяет сами объективные условия.

Диссонанс и сила его давления на личность определяется, какие именно элементы не соотносятся между собой. Если противоречивые элементы нашего знания являются очень значимыми для нас, - например, мы узнаем о таких поступках симпатичного нам человека, которые противоречат нашим ожиданиям, - то влияние диссонанса на наше поведение будет интенсивным, в других случаях - слабым.

Выяснив важнейшие стороны личности, которые влияют на мотивацию ее поведения, мы показали, как четко осознанные, так и менее осознанные мотивы могут стать элементом мотивации поведения. Они выступают то как осознанный интерес, желание, убеждение, то как неосознанные установки и тенденции, которые отражаются в поведении, в особенностях рассуждений и мыслей, в действиях человека.

Обратившись к вопросу об источниках активности личности, мы рассматривали сущность потребностей, которые отражают состояние нужды в чем-то, что приводит к активности. Чтобы определить характер этой активности, надо проанализировать ее направленность.

Деятельность человека имеет следующие компоненты: мотив, цель, предмет, действия и операции, средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными. Духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов и т.д. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качествецели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные

виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом учебной деятельности являются знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Действием называют акт, часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов, разработку продукта. Выделяют действия предметные, умственные, сенсорные.



Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Психологически полная структура деятельности всегда включает в себя:

1. Мотивационно-ориентировочный компонент, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности.

2. Исполнительный (операционный) компонент, где человек осуществляет действия с помощью различных операций.

3. Контрольно-оценочный компонент, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил.