Литература 2 половины 19 века обзор презентация. Презентация на тему: "Культура и литература второй половины XIX века

Политическая В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. социальная культурная Главные вопросы эпохи Кто виноват? Что делать? Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.


Главные исторические события XIX века 1812г. – война с Наполеоном 1821г – образование Северного и Южного общества декабристов 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади 1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России 19 февраля 1861г – отмена крепостного права 1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.) 1877 – 1878г.г – Русско-турецкая война 1 марта 1881г – убийство Александра II народниками


ЛитератураЛитература I половина XIX века.. Литература I половины XIX века отличается необыкновенной ёмкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В это время закладываются первоосновы русской литературной классики. Эта литература кратких, но перспективных в своём дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, ещё сжатую в них, ещё пока не развернувшуюся.Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка. В литературе этого периода большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Отсюда жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века.(Пушкин). Произведения невелики по объёму, но значительны по образной силе, которая в них заключена.


I половина XIX века - золотой век русской литературы А. С. Пушкин Н. В. Гоголь К. Н. Батюшков А. Н. Майков А. А. Григорьев Е. А. Баратынский П. А. Вяземский К. Ф. Рылеев А. В. Кольцов И. А. Крылов В. А. Жуковский М.Ю.Лермонтов Расцвет русской поэзии А. С. Грибоедов




НаукаНаука Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова. Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов. Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая. В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные. С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие. В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.


ТеатрТеатр I половина XIX века Фонвизин «Недоросль»; Грибоедов «Горе от ума»; Гоголь «Ревизор», «Женитьба»; Шекспир, Мольер Мелодрамы, водевили 60% А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», « Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»… II половина XIX века


МузыкаМузыка М. И. Глинка (1804 – 1857) родоначальник классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии, песни. А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова. П.И. Чайковский Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», ««Орлеанская дева», «Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички» Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония 6, романсы и др.


«Могучая кучка» М. А. Балакирев () организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы. М. П. Мусоргский () А. П. Бородин () Н. А. Римский-Корсаков () Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над музыкальными произведениями. Основные произведения: Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен. Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы. Тесная связь с русским фольклором. Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом». Ц. А. Кюи () Военный инженер. Основные произведения: оперы «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.




ЖивописьЖивопись В. Г. Перов () «Тройка», «Приезд станового на следствие», «Проповедь в сельском храме», «Чаепитие в Мытищах», «Утопленница», «Проводы покойника», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Старики –родители на могиле сына» (Тургенев «Отцы и дети»),психологические «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский» портреты. Главная задача – сделать наглядной ситуацию, довести свой рассказ до зрителя.


И. Н. Крамской (1837 – 1887) «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова, М.Салтыкова- Щедрина, И. Шишкина. «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!» В 1863 г 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870 г «Товарищество передвижных выставок».




К. А. Савицкий () « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы» В. И. Якоби () «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов () «Знахарь», «Земство обедает»


В. Е. Маковский () «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв () «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв () «Неравный брак»


А. К. Саврасов («Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге () Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого


И. Е. Репин И. Е. Репин () Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.


В. Д. Поленов («Московский дворик». «Заросший пруд», « Бабушкин сад»


Художники-передвижники 48 выставок за пятьдесят три года. Таков внушительный итог деятельности Товарищества передвижных художественных выставок – самой многочисленной, активной и влиятельной художественной организации в истории русского искусства. На протяжении долгих лет – с 1870 по 1923 год – она объединяла лучшие творческие силы страны. Передвижникам удалось познакомить со своим искусством огромное число зрителей. По установленному порядку выставки начинались на первой неделе Великого поста, в конце февраля – начале марта, в Петербурге, затем к Пасхе экспозиция переезжала в Москву, а оттуда уже отправлялась в странствия по России. Художники-передвижники: Г.Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И.И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Е. Маковский, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и другие Художники-передвижники правдиво воспроизводили действительность; объясняли действительность; произносили приговор над действительностью; учили жить, мыслить, бороться. В. М. Максимов Всё в прошлом.


ЖурналистикаЖурналистика «Современник» «Русское слово» «Колокол» «Искра» Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859г.Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.Журнал был закрыт в 1866г. Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом, звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты. «Библиотека для чтения» «Русский вестник» Критик А.Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов. Журнал Каткова (изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.


Журнал «Современник» Журнал «Современник» был создан Пушкиным и начал выходить в 1836г. В 1838г его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета. В 1847 году журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: критический отдел вёл Белинский, в журнале сотрудничали Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и другие. Смерть Белинского и разгул реакции снизили общественный уровень журнала. Но приближалось новое время, и скоро Чернышевский и Добролюбов, вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам – Тургеневу, Гончарову, Толстому, Григоровичу, Дружинину, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Поводом к нему послужила написанная Добролюбовым в 1860г. Статья «Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»). Из журнала ушёл Тургенев, ещё раньше Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции. 15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя тир недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова. В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз –навсегда.


Журнал «Искра» Журнал «Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Салтыкова - Щедрина и Чернышевского. «Искра» просуществовала до 1873г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера журнала выходили сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. Враги ненавидели «Искру» и боялись её, она сделалась грозой для всех, у кого была нечиста совесть. Попасть в «Искру», «упечь в «Искру» - самые обыденные выражения в жизни 60-х годов.


«Прекрасное есть жизнь» Чернышевский «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы консерваторылибералы революционные демократы II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев (Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский), романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).


Социальные течения Славянофилы- сторонники самобытного русского пути. Выступали и против крепостного права, и против форм западноевропейской парламентской демократии, ратовали за восстановление прежних старорусских устоев.(С. Аксаков) Западники- сторонники европейского пути развития России. Два лагеря: революционно – демократический (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) и либеральный (А. Краевский, А. Дружинин, М. Катков)


Общественно-литературные течения Революционно-демократическое Н.А. Добролюбов М.Е. Салтыков-Щедрин Н.А. Некрасов «Гражданская» литература» Литература есть непосредственное воспроизведение действительности. публицистичность; документальность; новый герой.



Литература второй половины XIX века, продолжая традиции, заложенные А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем, отличается самобытностью, отказом от подражательности; наличием противоборствующих течений, тесным образом связанных со сложившейся исторической ситуацией. Особенности литературы нового периода:




Миссия русской литературы В ней сосредоточена умственная жизнь народа Долг литературы – быть учебником жизни Она – основа духовного бытия нации Для писателя литература – служение Духовно-практическая цель русской литературы особенно проявляется в критике


Критическая литература была очень популярна: ею зачитывались, как романами; была аналитична; несла высокий. воспитательный заряд ставила философские вопросы. Разные взгляды, весь спектр разноречивых критических оценок произведения современниками делает его восприятие объективным и историчным.


Многообразие критических направлений западникипочвенникиславянофилы Начало развития России – эпоха Петра I. Российский путь развития – западноевропейский. Русский национальный характер, национальный дух – всемирная отзывчивость. У России своя дорога. Православная Россия. Гармония греческой, византийской культуры. Главное – нравственное совершенствование. Европеизация – угроза нации. См. следующий слайд Журналы «Время» и «Эпоха» Журнал «Русская беседа» А.И.Герцен И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский А.А.Григорьев Н.Н.Страхов К.С.Аксаков А.С.Хомяков П.В.Анненков


Западники либералы Надежда на преобразования сверху «эстетическая критика» «Отечественные записки» А. Краевский «Библиотека для чтения» А.Дружинин «Русский вестник» М.Катков Революционеры- демократы Идеи западных революционных социалистов «реальная критика» программа нигилистов «Современник» Н.Добролюбов, А.Некрасов «Русское слово» Д.Писарев, В.Зайцев


Домашнее задание Подготовить доклады по учебнику: 1) «эстетическая критика» (стр), 2) «реальная критика» (стр), 3) программа нигилистов (стр), 4) критика славянофилов (стр), 5) критика почвенников (стр). План 1. Общественная и литературная позиция. 2. С кем боролись? 3. Против чего и за что боролись? 4. Литературные и общественные открытия.

Слайд 2

Русская литература второй половины XIX века.«ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

  • Слайд 3

    Историческая ситуация.РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:

    крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма.

    Слайд 4

    Историческая ситуация.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

    абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

    Слайд 5

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг(Восточная война)

    Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

    Слайд 6

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА

  • Слайд 7

    Историческая ситуация.ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:

    Основная цель: споры о путях развития России.

    Слайд 8

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ЗАПАДНИКИ

    Сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».

    Слайд 9

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:СЛАВЯНОФИЛЫ

    Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

    Слайд 10

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:НАРОДНИКИ

    Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

    Слайд 11

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ПОЧВЕННИКИ

    Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».

    Слайд 12

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ТОЛСТОВЦЫ

    Проповедовали на основе учения Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

    Слайд 13

    Философия Западной Европы

    ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

    Слайд 14

    Литературно – художественныенаправления

    Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

    Слайд 15

    Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Слайд 16

    ПРОЗА

    Ведущие жанры: Вторая половина XIX века РОМАН Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка. Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

    Слайд 17

    Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека. Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко В.М.Гаршин А.П.Чехов

    Слайд 18

    ДРАМАТУРГИЯ

    Жанры и направления драматургии. Вторая половина 19 века: -сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин -историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой -водевили –В.А.Крылов -психологическая драма -народная комедия - А.Н.Островский -стихотворная драма Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов

    Слайд 19

    ПОЭЗИЯ

    Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское» «гоголевское» («чистое искусство») (реалистическое) проблемы философские социальные А.А.Фет Н.А.Некрасов А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

    Слайд 20

    Основные направления: Конец XIX века: импрессионизм символизм «… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии». Д.С.Мережковский

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «Русская литература второй половины XIX века». Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.

    Слайд 2

    Русская литература второй половины XIX века. «ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

    Слайд 3

    Историческая ситуация. РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:

    крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма.

    Слайд 4

    Историческая ситуация. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

    абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

    Слайд 5

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)

    Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

    Слайд 6

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА

    Слайд 7

    Историческая ситуация. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:

    Основная цель: споры о путях развития России.

    Слайд 8

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ЗАПАДНИКИ

    Сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».

    Слайд 9

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: СЛАВЯНОФИЛЫ

    Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

    Слайд 10

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: НАРОДНИКИ

    Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

    Слайд 11

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ПОЧВЕННИКИ

    Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».

    Слайд 12

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ТОЛСТОВЦЫ

    Проповедовали на основе учения Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

    Слайд 13

    Философия Западной Европы

    ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

    Слайд 14

    Литературно – художественные направления

    Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

    Слайд 15

    Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века Урок литературы в 10 классе

    Общественно-политическую жизнь второй половины 19 века можно разделить на этапы До 1848 года Оживление демократических сил в эпоху царствования Николая 1 1848-1855 «мрачное семилетие», Николаевская реакция 1855-1858 Размежевание общественных сил 1859-1861 Напряжённая борьба между общественными силами 1862-1869 Резкий спад движения, завершившийся наступлением реакции 70-е годы Общественный подъём 80-е годы Консервативная идеология 90-е годы Эпоха либерального народничества и религиозно-философской мысли

    Р е а к ц и я П о д ъ ё м 40 50 60 70 80 90

    Партии Консерваторы Либералы Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Петрашевцы Народники

    Словарная работа Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

    В ходе беседы заполнить таблицу Вопросы сравнения Западники Славянофилы Взгляды 2. Деятели 3. Органы печати 4. Критика 5. Деятели критики

    1836 год «Телескоп» П. Я. Чаадаев «Философические письма»

    Анненский Герцен Грановский Тургенев Боткин Белинский

    Органы печати западников

    Положительное Обратили пристальное внимание на специфику литературы Боролись за язык художественной литературы и стремились отличать его от языка науки, публицистики, критики Отрицательное Стремились отвлечь писателя от житейских волнений, приглушить авторскую субъективность

    А. С. Хомяков Иван Киреевский Пётр Киреевский К. С. Аксаков

    Органы печати западников

    Критики Аполлон Григорьев А. Н. Островский Погодин

    «Натуральная школа» «нужно сокрушить романтизм бичом юмора» Романтизм – это «духовная золотуха» «Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»

    Самарин Битые Бьющие Кто виноват? обстоятельства человек Среда заела Ругаемые Ругающие

    Черты реализма Изображение типов Предмет изображения – типичные лица в типичных обстоятельствах Прозаические жанры: романы, повести Герой – маленький человек

    Подъём общественно-политической жизни

    Революционеры-демократы

    Несколько течений реализма Проблемы Борьба с крепостным правом и его остатками Личной ответственности Стили Социологический (исходили из социальных проблем) Психологический (исходили из внутренних человеческий проблем) Авторы Салтыков-Щедрин, Помяловский, Решетников, Слепцов, Успенский Лесков, Толстой, Достоевский, Тургенев Теории этические Разумного эгоизма Концепция долга, подвижничества, самоотвержения

    В 60-е годы осуждается «лишний человек» «Такие, как он, по земле рыщут, дело себе исполинское ищут »

    Реакция после 1861 года Арестованы Чернышевский и Писарев На 8 месяцев приостановлен выпуск журнала «Современник» Раскол внутри революционно-демократического движения

    70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»

    Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров

    Домашнее задание: Выучить лекцию, подготовиться к проверочной работе Прочитать драму А. Н. Островского «Гроза»