Совершенствование системы управления муниципальным предприятиями. Управление деятельностью МУП

Кризисное экономическое положение большинства муниципальных унитарных предприятий вызывает серьезную озабоченность как органов местного самоуправления, так и государственной власти. В первую очередь это касается предприятий жилищно-коммунального комплекса, деятельность которых оказывает наиболее сильное влияние на качество жизни населения. В настоящем параграфе курсовой работы исследованы меры, принимаемые по исправлению сложившейся ситуации, при сохранении формы унитарного предприятия.

На федеральном уровне необходимо отметить Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., Подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и вышедший в свет в ноябре 2002 года Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В Программе развития бюджетного федерализма существенными для рассматриваемой проблемы являются такие меры, как: обеспечение социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами, в основном за счет средств федерального бюджета; завершение перевода финансовых обязательств по профессиональным (ведомственным) льготам учреждениям и организациям, находящимся в ведении федеральных органов власти, в федеральный бюджет; существенное сокращение расходов региональных и особенно местных бюджетов на субсидирование жилищно- коммунального хозяйства за счет платежей населения при одновременном предоставлении из федерального бюджета целевой финансовой помощи регионам на выплату адресных жилищных пособий малообеспеченным слоям населения. Реализация этих мер позволит существенно сократить нагрузку на местные бюджеты и облегчить финансовое положение муниципальных унитарных предприятий, занятых предоставлением жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг.

Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса предлагает широкий круг мероприятий, реализация которых должна позитивно отразиться на деятельности муниципальных унитарных предприятий. Сюда входят такие мероприятия, как: инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; перевод основных льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг в категорию жилищных субсидий, упорядочение механизма предоставления льгот; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг и др.

Для выработки наиболее эффективных решений по управлению муниципальными унитарными предприятиями были рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты городов, размещенные в сети Интернет, в информационной сети Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), журнальные и газетные публикации. Рассмотрение позволило сформулировать следующие направления работы.

1. Создание конкурентной среды на рынке оказания услуг по жизнеобеспечению населения. Попадая в условия конкуренции с частными фирмами, муниципальные унитарные предприятия вынуждены снижать свои издержки, заботиться о качестве предоставляемых услуг. По имеющимся данным, конкурсный отбор подрядчиков позволяет снизить стоимость работ на 15-20%!.

2. Укрепление дисциплины и повышение реальности муниципального заказа. Муниципальная власть должна прекратить заказывать своим предприятиям объемы услуг, которые она не в состоянии оплатить. Психологически сделать это очень сложно: все услуги жизненно необходимы, а финансовых ресурсов (даже с учетом дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов) недостает. Тем не менее, определённый минимум услуг населению оказывать необходимо: нельзя не давать воду, тепло, не чистить дороги и т.д. Однако необходимо соизмерять свои возможности и потребности, определять шкалу приоритетов и минимальный объём необходимых услуг. Муниципалитет должен работать с населением, объясняя ему, что и почему он может предоставить жителям за имеющиеся бюджетные средства, а что нет.

3. Применение экономически обоснованных тарифов. Это особенно важно для муниципальных унитарных предприятий - местных монополистов, которые не заинтересованы в снижении затрат, так как именно благодаря своим высоким затратам они могут увеличивать цену. Муниципальная власть должна осуществлять более глубокий анализ, аудит и контроль хозяйственной деятельности таких предприятий. Начинать следует с реальной оценки и аудита эффективности фактических затрат предприятия, на которые может влиять принятая учётная политика, применяемые методы формирования ремонтного фонда, переоценки основных средств и др. Как показывает практика, при проведении аудита тарифов подобных предприятий выявляется повсеместное их завышение.

Некоторые экономисты считают, что тарифы можно сократить до 50%. Оценка фактических затрат должна являться лишь первым этапом формирования экономически обоснованного тарифа.

Одним из методов оптимизации тарифов на некоторые, например, жилищные услуги является их дифференциация. Необходимо устанавливать на эти услуги не единый тариф по всей территории муниципального образования, а дифференцированный, в зависимости от планировки квартир, высоты потолков, уровня благоустройства, изношенности дома, района расположения и др. Тем самым большую плату будут вносить обладатели «престижного» и более качественного жилья. Естественно, для установления такой обоснованной дифференциации расценок требуется проведение серьезных исследований.

4. Мотивация работников МУП. Серьезное повышение эффективности работы муниципальных унитарных предприятий невозможно без привлечения на них квалифицированных кадров, начиная от директора и кончая простым рабочим. Особую остроту эта проблема приобрела в жилищном хозяйстве. Здесь от муниципальной власти требуется продуманный комплекс мер по упорядочению и повышению заработной платы, поднятию престижа данной группы профессий, выработки критериев эффективной работы предприятий и систем стимулирования за качественные показатели работы. Ряд вопросов организации заработной платы на муниципальных предприятиях и отчетности их руководителей рассмотрен в обзоре. Так меры по стимулированию руководителей муниципальных унитарных предприятий в Хабаровске и Перми заключаются в расчёте заработной платы исходя из размеров окладов и размеров премии, которая в свою очередь определяется по результатам финансово- хозяйственной деятельности предприятия. В Красноярске разработан перечень показателей качества работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, определяющий размеры премирования на различных видах предприятий. Данные показатели являются критериями социальной эффективности работы муниципальных предприятий.

5. Оптимизация размеров предприятий. В ряде городов (Омск, Сургут и др.) проведено укрупнение муниципальных унитарных предприятий в жилищно-коммунальном комплексе, менее эффективные из них были ликвидированы и присоединены к другим предприятиям. В малых и средних городах и сельских муниципальных образований маломощные узкоспециализированные унитарные предприятия объединяются в более крупные многопрофильные, что приводит к сокращению управленческого аппарата и более эффективному использованию производственных ресурсов.

6. Меры по предотвращению банкротства. Как уже отмечалось, в результате банкротства унитарного предприятия муниципалитет может лишиться своего имущества, которое было передано предприятию на праве хозяйственного ведения, а также нести субсидиарную ответственность. Следовательно, муниципалитет заинтересован в том, чтобы унитарные предприятия не становились банкротами. Однако на практике зачастую именно политика муниципалитета по отношению к унитарным предприятиям доводит их до банкротства.

Участившиеся в последнее время случаи банкротства унитарных предприятий вынудили муниципалитеты задуматься о том, чтобы найти способы предотвращения потери муниципального имущества. Массовый характер, как уже отмечалось, принял перевод части имущества унитарных предприятий с их баланса в муниципальную казну (переводится, как правило, наиболее ценное и ликвидное имущество). Например, в гг. Красноярске, Тюмени разработаны и осуществляются целые комплексы мероприятий по переводу недвижимого и наиболее ликвидной части движимого имущества МУП в казну и минимизации уставного капитала МУП. Затем изъятое имущество либо отдаётся муниципальному предприятию в безвозмездное пользование, либо в аренду. В данном случае, казалось бы, в имущественном и финансовом плане в выигрыше оказываются обе стороны. Унитарные предприятия не лишаются того имущества, на котором они вели хозяйственную деятельность, однако при переводе в казну оно снимается с баланса МУП, что позволяет не платить налоги на имущество. Имущество, переданное муниципальным предприятиям в результате оформления ссудных отношений, не подлежит взысканию со стороны кредиторов. Однако подобные действия лишь частично решают проблемы, но не устраняют их глубинные причины.

Все это свидетельствует о том, что муниципалитет ни в коем случае не должен доводить свои унитарные предприятия до банкротства. Это весьма сложно в сегодняшних экономических условиях, когда кредиторская задолженность многих унитарных предприятий превышает дебиторскую в несколько раз. К тому же объявленная Правительством РФ процедура реструктуризации задолженностей предприятий такова, что многие унитарные предприятия всё же будут признаны банкротами. Именно в данный момент требуется принятие неотложных мер по предотвращению банкротства унитарных предприятий. В качестве одного из вариантов возможно создание целевого бюджетного фонда восстановления финансово-экономического состояния муниципальных предприятий для вывода их из состояния приближающегося банкротства, как это было сделано в 2001 году в Омске

7. Разработка комплексных программ. Наиболее эффективным может быть комплексный подход муниципальной власти к проблеме финансового оздоровления и повышения эффективности работы и управления унитарными предприятиями.

Все предлагаемые мероприятия должны частично способствовать достижению следующих результатов:

* повышение эффективности работы, конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции;

* повышение эффективности управления муниципальными предприятиями;

* снижение цен на определенные виды товаров и услуг;

* снижение расходов городских бюджетов на содержание МУП и повышение поступлений в городской бюджет от деятельности рентабельных МУП.

Наиболее эффективным способом, по мнению авторов, является разработка комплексных целевых программ управления муниципальными предприятиями, так как именно этот вариант носит системный характер, позволяющий в комплексе применять большинство из рассмотренных мероприятий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика проблем управления предприятиями в научном менеджменте. Сущность государственного унитарного предприятия: понятие, правоспособность, особенности управления. Анализ практики управления муниципальным автотранспортным предприятием "БАС".

    дипломная работа , добавлен 15.04.2010

    Структура системы управления предприятием, ее принципы, функции и методические подходы к оценке. Исследование системы управления на предприятии РУП "Гомельэнерго" Речицкие электрические сети и оценка ее эффективности. Совершенствование системы управления.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2013

    Требования к системе управления предприятием. Эволюция менеджмента. Степени организованности систем. Контроль субъекта управления. Значимость системного подхода управления предприятием. Системное мышление. Причины принятия неэффективных решений.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2009

    Понятие, общая специфика управления и элементы системы. Состав и структура управления предприятием. Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия. Факторы повышения и оценка экономической эффективности управления предприятием.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2015

    Сущность, функции и принципы процесса управления субъектами хозяйствования. Методы управления деятельностью предприятия. Организационные структуры управления предприятием. Вышестоящие органы государственного управления предприятиями и организациями.

    реферат , добавлен 15.10.2010

    Определение организационной структуры как системы должностей и исследование системы управления муниципальным образованием на примере города Абакан Республики Хакасия. Анализ специфики государственных структур управления и определение миссии системы.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Элементы и цели системы управления предприятием, методы ее совершенствования. Базовые модели управления. Анализ системы и структуры управления ООО "Лукойл-Пермь", ее основных принципов и нормативной базы. Оценка эффективности использования аутсорсинга.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2012

Значительная часть ресурсоснабжающих организаций и прочих важных участников рынка ЖКХ работает в форме муниципальных унитарных предприятий. В статье мы расскажем об общих характеристиках и особенностях этих юридических лиц, их разновидностях и руководящих нормативных актах. Читателям будет полезно узнать о том, как МУПы распоряжаются своим имуществом и доходами, а также какие ограничения на их деятельность накладывает законодательство.

Действующий в нашей стране №161-ФЗ (актуальная редакция) определяет возможность создания унитарных предприятий на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. УП – юридические лица с особой организационной формой. Больше всего распространены именно МУПы, создаваемые и работающие при участии местного самоуправления.

Общие характеристики организационной формы

Государственные унитарные предприятия относятся к бюджетным организациями, и в то же время по закону могут вести коммерческую деятельность. Если говорить о МУПах, то они создаются на уровне муниципалитетов и занимаются удовлетворением их потребностей. Такие организации могут изготавливать какую-то продукцию. Однако чаще всего предприятия занимаются предоставлением услуг и проведением работ в различных сферах: транспортной, дорожной, жилищной и других. Делают они это обычно по договору с местной администрацией.

МУПы не имеют прав собственников на то имущество, которое за ними закрепляется. Унитарным такое предприятие называется потому, что его имущественный комплекс остается неделимым, он не разделяется на акции, паи и прочие варианты долей. Это касается как сотрудников организации, так и сторонних лиц. Никто из них не может рассчитывать даже на частичную собственность имущества МУПа.

В то же время такие предприятия являются обособленными субъектами экономической деятельности. Они могут вступать во взаимоотношения с властными органами и коммерческими контрагентами для решения своих основных задач. При этом МУПы используют вверенное им имущество и стремятся к получению прибыли.

Перечислим основные отличительные признаки муниципальных унитарных предприятий:

  • , которое запрещено приватизировать;
  • работа связана с решением социальных задач. Такие предприятия часто занимаются предоставлением товаров и услуг первой необходимости по наименьшей стоимости;
  • выполнение определенных видов дотируемых работ и ведение заведомо убыточной производственной деятельности при получении бюджетной поддержки.

Категории субъектов и виды деятельности

Гражданский кодекс в ст. 113 определяет, что унитарные предприятия могут основываться на:

В первом случае юридическое лицо создается решением уполномоченного органа на государственном или местном уровне. Оно работает на основании устава .

Казенные предприятия создаются на базе федерального, регионального или муниципального имущества. Для них также принимается устав. КУПы могут распоряжаться имуществом только при наличии специального разрешения собственника. В названии такого предприятия обязательно присутствует слово «казенное». При нехватке имущества по обязательствам КУПов отвечает государство.

МУПы по договору с администрацией города обеспечивают его жителей различными услугами первой необходимости, например, в жилищно-коммунальной и транспортной сфере. МУПы также могут заниматься дорожным строительством, школьным питанием, благоустройством и озеленением и другими видами деятельности.

Имущество в МУП

Унитарные предприятия на любом уровне, в том числе, и муниципальном, по уставу не могут признаваться собственниками находящегося в их распоряжении имущества. Владельцем в данном случае остается муниципалитет. Любые действия с имуществом, в том числе, его продажа и сдача в аренду, производятся только при согласовании с местным властным органом. МУПам также запрещается создавать дочерние общества, так как их собственность остается неделимой.

В то же время эти предприятия могут делать вложения средств в капитал коммерческих компаний, если это не запрещается уставом и местными законами. Прибыль от таких инвестиций учитывается в бухгалтерской отчетности МУПа.

Если унитарное предприятие получает доходы, то оно в определенных пределах может распоряжаться ими на свое усмотрение. Именно из этих средств производятся выплаты заработной платы руководству и сотрудникам организации.

Нормативное регулирование

Правовая база деятельности состоит из следующих основных нормативных актов:

  • Гражданский кодекс (статья 113 и 114). Здесь в целом характеризуются МУПы и описываются общие правила их работы;
  • №161-ФЗ. Более конкретно описывает деятельность предприятий и действующие в отношении них правила;
  • №44-ФЗ. Определяет правила закупки МУП продукции и заказа услуг для нужд муниципалитета.

Получение прибыли

Сохранение муниципальной собственности на имущество, с которым работают предприятия, не означает, что бюджет будет полностью оплачивать их расходы и текущую деятельность. МУПы стараются получать прибыль. Она является важным источником финансирования. Государство в последние годы активно стимулирует унитарные предприятия на получение прибыли, и из-за проблем с ее извлечением рассматривает вариант полного отказа от такой формы в пользу концессий и других альтернативных схем.

Доход МУПов важен еще и потому, что он является источником неналогового наполнения бюджета. Унитарные предприятия каждый год производят отчисления от объема заработанных ими средств. Сроки, размеры и порядок таких платежей определяются федеральным правительством или органами власти на местах. Оставшиеся у предприятия средства из доходной части используются для материального поощрения сотрудников и руководителей, проведения социальных мероприятий и прочих целей.

Частично заработанные средства могут направляться на пополнение уставного капитала МУПа. Это делается по специальному решению его учредителя.

Ограничения

При описании особенностей муниципальных унитарных предприятий мы уже частично указывали, в чем заключаются ограничения, накладываемые на их работу. Главный запрет касается свободного распоряжения имуществом, которое неделимо. Любые действия МУПов с ним производятся только с согласия собственников. Если предприятие продаст кому-то долю в уставном капитале без разрешения муниципалитета, то суд такую сделку признает недействительной.

В отношении МУПов также действует ограничение на создание дочерних компаний. Унитарные предприятия не могут выступать учредителями других организаций с передачей им части имущества. Находящиеся в их ведении материальные активы могут использоваться только как единый блок, переданный владельцем. Такое правило позволяет предотвратить выход из-под контроля особого имущества, с помощью которого решаются социально важные задачи.

Финансы в МУП

Минимальный размер уставного капитала, образуемого при создании муниципального унитарного предприятия, составляет 1 000 МРОТ. УК является финансовой основой работы МУПа. Именно он говорит об эффективности ведущейся деятельности.

Прибыль унитарного предприятия после обязательных выплат в бюджет и исполнения обязательств перед собственными сотрудниками может направляться на следующие цели:

  • закупка оборудования;
  • внедрение новых технологий;
  • выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
  • повышение размера оборотных активов;
  • строительство, реконструкция и модернизация основных средств;
  • научно-исследовательская и маркетинговая работа.

Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие) или на праве оперативного управления (федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта РФ, муниципальное казённое предприятие) и является не делимым. Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

    необходимости использования имущество, которое нельзя приватизировать

    необходимости осуществления деятельности для решения социальных задач

    необходимости осуществления деятельности для обеспечения безопасности РФ.

Унитарное предприятие не в праве создавать дочернее предприятие. Унитарное предприятие по согласованию с собственником имущества в праве участвовать в других коммерческих организация и создавать филиалы. Уставной фонд государственного унитарного предприятия не менее 5 тысяч МРОТ, а муниципального унитарного предприятия не менее 10 тысяч МРОТ. Собственник имущества предприятия вправе получать часть прибыли от использования имущества

26. Высший орган управления унитарным предприятием и его полномочия

Высший орган управления –собственник имущества. Он назначает руководителя.

Полномочия:

    принимает решение о создании предприятия

    определяет вид деятельности, цели и предмет.

    определяет порядок составления, утверждения и установления показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия

    утверждает устав и вносит в него изменения

    принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия

    формирует уставный фонд предприятия

    согласовывает на приём главного бухгалтера

    утверждает бухгалтерскую отчётность

    даёт согласие на распоряжение недвижимого имущества

    осуществляет контроль за использованием имущества

    утверждает показатели экономической эффективности предприятия

    даёт согласие на создание филиалов

    даёт согласие на участие предприятия в иных юридических лицах

    даёт согласие на совершение крупных сделок

    принимает решение о проведении аудиторских проверок

27. Исполнительный орган управления унитарным предприятием и его полномочия

Исполнительный орган управления – руководитель (полностью подотчётен собственнику имущества). Он организует выполнение решений собственника имущества, действует от имени предприятия без доверенности, совершает сделки в установленном порядке, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет приём на работу, издаёт приказы, выдаёт доверенности. Руководитель не в праве быть учредителем юридического лица. Ежегодно предоставляет комплексный отчёт о деятельности.