Бунин былина святогор и илья краткое содержание. Иван Алексеевич Бунин

Святогор читать онлайн

Былина "Святогор"
    Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти.
    Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава.
    Там и волк не пробежит, орёл не пролетит - муравью и тому поживиться на голых скалах нечем.

    Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне.
    Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.

    Ездит старый по Святым горам.

    Тут колеблется мать сыра земля,

    Осыпаются камни в пропасти,

    Выливаются быстры реченьки.

    Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи - остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт.

    Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться.

    Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.

    Тяжко Святогору от своей силы, носит он её как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится.

    Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава. Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно.

    Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал - поистратил бы немного силушки!

    Да где её - тягу - найти!

    Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг впереди живой человек идёт!

    Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму

    Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять.

    Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть - всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать! Закричал ему Святогор:

    Эй, прохожий молодец, подожди меня!

    Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.

    Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:

    Что это у тебя за ноша в этой сумочке? - А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

    Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись: хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать - не шелохнётся, пробовал пальцем поднять - не поднимается.

    Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло.

    Бросил Святогор сумочку, на землю упал - по горам-долам гул пошёл.

    Еле отдышался богатырь:

    Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

    Почему не сказать? Скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

    Опустил Святогор голову:

    Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?

    Пахарь я, Микула Селянинович.

    Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.

    Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь.

    Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.

    А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.

    Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее.

    Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузни¬цы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт.

    Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у нако¬вальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой - молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего.

    Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь?

    Подойди поближе, наклонись пониже!

    Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса.

    Что это у тебя, кузнец?

    Вот два волоса скую, волос с волосом совью - два человека и женятся.

    А на ком мне жениться судьба велит?

    Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт.

    Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок - сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.

    Жаль её стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету.

    Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол.

    Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам.

    А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе - мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли.

    Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!

    Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.

    Куда бы ни приехала, весь народ бежит - товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт.

    Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.

    Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка.

    Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!

    Полюбился и Святогор девушке.

    Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.

    Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.

    Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

Что объединяет стихотворения «Святогор» и «Святогор и Илья»? Как показана гибель бога­тыря?

В стихотворениях «Святогор» и «Свято­гор и Илья» общий герой — Святогор и сходен его облик, показывающий необъ­ятность его силы. Гибель богатыря объяс­няется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызва­на вполне сказочными причинами: каж­дый удар, который должен был бы спасти героя, наоборот, добавляет новую скрепу на его гроб. Земля не в силах выдержи­вать его тяжесть, и избыток силы прино­сит герою гибель.

«Святогор и Илья» — это стихотворное пере­ложение одного из центральных эпизодов былины «Святогор и Илья Муромец». Какими предстают в стихотворении былинные богатыри? На чьей сто­роне симпатии автора?

Оба героя стихотворения пришли на его страницы из былины, сохраняя и свой внешний облик, и свою предысторию. Оба они вполне соответствуют общему облику богатырей. Однако между ними есть раз­ница. Хотя оба изображены с симпатией, все же Святогор демонстрирует избыток силы, такую величину и такой вес, кото­рый не приемлет даже Мать Сыра Земля.

Герой русских былин Святогор, один из старших богатырей, не может найти применения своей силе. Как отражена эта черта Святогора в стихотворении И. А. Бунина? Как вы оцениваете смысл концовки стихотворения?

В стихотворении Бунина явственно ри­суется то, как некие силы склонны свя­зать, опутать тело Святогора, чтобы он не смог больше являться на землю и исполь­зовать свою непомерную силу. Земля за­брала Святогора из рядов защитников отеческих владений. Божья воля опреде­лила размер тех сил, которыми могла рас­поряжаться родная земля. Все хорошо в меру. Сила Святогора эту меру превы­шала, и потому он погиб.

И. А. Бунин. Святогор и Илья. Как показана гибель бога­тыря?


На этой странице искали:

  • святогор и илья это стихотворное переложение
  • что объединяет стихотворения святогор и святогор и илья
  • анализ стихотворения святогор и илья
  • святогор
  • святогор и илья это стихотворное переложение одного из центральных эпизодов

анализ былины произведения Святогор и илья и получил лучший ответ

Ответ от Молодая[гуру]
Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем. Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего"; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович (вар. - старцы) и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель 10 сажен, шириной 6 сажен. Он засыпает на ней на три дня. На 3 день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Третий эпизод - женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла; она превратилась в красавицу и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь. Анализ этих трех сюжетов привел исследователей к следующим заключениям: 1) Мотив о подымании сумочки - общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне.

И его творчеству. А изучили мы очень нестандартную былину Святогор и Илья, и теперь проанализируем ее.

Анализ стихотворения

Почему же я написала интересный и особенный стих? Достаточно познакомиться с текстом, чтобы увидеть нехарактерный для былин сюжет. Как правило, в данных произведениях воспеваются герои, их подвиги, образы, а здесь нет ничего героического, что было совершено персонажами. Бунин в работе Святогор и Илья показывает противоположные действия, некое баловство двух братьев, где писатель, применяя эзопов язык, иронизирует по поводу тряпичных богатырей. Работа, как наставление и пример того, как не стоит поступать, а в особенности, пребывая на чужой земле, за пределами родного края.

Читая стих, понимаем, Бунин описывает путешествие братьев, что оказались за границами Отечества, ведь нет в тексте такого обращения, как земля-мать. Очень вероятно, события происходит на Чужбине. Может быть поэтому у персонажей и произошло искажение реальности и вместо гроба они видят корыто большое, которое и примерил на себя Святогор. Согласитесь вряд ли кто-то бы решился примерить гроб на себя, а тем более богатырь. Никому бы и в голову не пришло так пошутить. Однако лег в него старший брат, а уже выбраться не смог. Как ни пытался помочь ему Илья, как ни рубил, железная скрепа все больше нарастала. Оставалось только смириться и, утирая слезу, отправиться в дальнейший путь.

В стихотворении показана гибель героя, которая была нелепой и далеко не героической. Мы видим лишь безрассудство поступка, безответственность героев. Подобное не вызывает чувства гордости, хотя при прочтении других былин, всегда остаются положительные эмоции. Здесь же такого нет.

Цели и задачи:

  • организовать деятельность учащихся при обучении анализа текста;
  • способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать ответственную за свои поступки личность.

Тип урока: анализ художественного текста.

Оформление доски:

1 - тема урока, в центре вверху;

2 - слово БЫЛИНА, в центре;

3 - справа

Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом? Лотман Ю.М.;

4 - слева репродукция картины В. Васнецова "Богатыри";

5 - под репродукцией (чтобы некоторое время не было видно)

: К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой:
А. Твардовский.

Оборудование: листы с текстом произведения И.А. Бунина "Святогор и Илья" для каждого ученика. (Чтобы была возможность у каждого работать с текстом, делать свои пометки, подсчёты).

Ход урока

1. Вступительное слово.

Продолжаем учиться анализировать художественные произведения. Сегодня это будет стихотворение Бунина Ивана Алексеевича "Святогор и Илья". Вам нужно учиться воспринимать текст не только на слух и опираться на привычные "подсказки", но и детально разбирать сказанное, доказывая то, что уже поняли или ещё только предстоит понять в процессе работы. Учиться делать выводы. Наша речь настолько многогранна, богата интонационно, эмоционально, фонетически, морфологически и т.д. Нужно, хоть иногда, вглядываться, вчитываться, искать подтекст, чтобы знать наверняка, что именно хотели нам сказать.

Чтобы четко представлять предполагаемый результат в нашей сегодняшней работе, я снова, как и на предыдущих уроках, когда знакомились с работой по анализу текста, записала на доске высказывание Лотмана Ю.М.: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?".

2. Прочтение произведения.

Я зачитываю стихотворение.

СВЯТОГОР И ИЛЬЯ

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху: Да нет, погоди!
"Ты мечом!" - слышен голос из гроба.
Он за меч, - занимается злоба,
Загорается сердце в груди, -
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу: Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

3. Анализ текста.

Домашним заданием было прочесть произведение и ответить на вопрос, какие произведения называются былинами?

Былина - русские народные эпические песни-сказания. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Традиционно, при упоминаниях о богатырях, былинах мы вспоминаем о другом произведении искусств - живописном - картине Васнецова "Богатыри", где отражаются очень красочно образы древних русских героев, которые отстаивали честь государства, спокойствие народа, были защитниками.

Я поместила репродукцию этой картины перед вашими глазами и крупно записала слово БЫЛИНА на доске, чтобы постоянно помнить о том, произведение какого жанра мы анализируем.

Что можете сказать вы о богатырях, опираясь на знания, которые были получены ранее? (Целые произведения или их отрывки, справочные материалы и др.)

Составляется собирательный образ богатыря: он могуч, умён, он чтит старших. Даже в тех произведениях, где нет конкретных героических действий, он готовится к ним, серьёзно подходя к ситуации. Где-то крутит верёвочку шелковую, где-то примеряет боевую или праздничную (по случаю победы) одежду, которая с любовью сшита для него родным человеком (матерью, суженой). Где-то морально готовит себя к поступкам, которые пойдут на пользу всем (и родимой стороне, и родным, и себе). Центральная идея всех былин - идея защитничества; сила, бессмертие богатырей - это и бессмертие, сила народа, за который они сражаются. Жизнь богатырей, мысли о том, что эти богатыри - "наши", вызывает чувство гордости и патриотизма.

Мы увидели таких богатырей в данном произведении?

Мы видим, что в стихотворение Бунин ввёл персонажей с историческими именами, которые традиционно ассоциируются с образами русских богатырей. Придумал события, которые, возможно, могли произойти. К великому сожалению, мы не встречаем ожидаемых поступков былинных героев, напротив, к концу произведения мы все больше разочаровываемся в действиях персонажей.

Своё произведение Бунин определил как былину, скорее всего, потому что хотел акцентировать большее внимание на мысли о том, что нужно задумываться о поступках, которые совершаешь (ведь былины отражают нравственные идеалы народа). Тем более, если ты человек, находящийся в поле зрения многих, на которого равняются другие, который является примером. Наверное, высказывается мысль о том, что нельзя попусту причинять себе вред, нужно осторожно и избирательно относиться к своим действиям, поступкам, словам, а богатыри должны исполнять свои богатырские подвиги, а не заниматься всякой глупостью (былина - воспевает поступки героя и самого богатыря):

Давайте в поддержку нашим высказываниям найдём доказательства в тексте. Рассмотрим более детально некоторые аспекты лексики произведения.

Отметьте разницу между тем, как называется земля в других былинах и в этой.

В этой - просто земля, в других былинах - мать - земля, мать - сыра земля.

Почему эта разница, как вы думаете?

Скорее всего, потому что былинные богатыри действовали, в основном, на просторах Родины, а в этом произведении герои не на Родине.

":Едут сутки, и двое, и трое:". А что это для богатырских коней? Вспоминается былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник", где у коня Ильи "реки между ног пропускаются", он "через горы перешагивает", как через кочки, через озёра, как через лужи..., поэтому мы понимаем, что наши герои далеко от родных краёв.

Опираясь на вышеуказанные размышления, мы замечаем более явное противопоставление "Русская сила - Земля".

Обратимся к другому противопоставлению: "корыто - гроб". Какие ассоциации?

Гроб - специальный предмет для покойного, последний приют для человека. Гроб - не предмет насмешек, это предмет некой почести, в некотором смысле - привилегия.

Вот что такое "гроб" у Даля: ящик в меру человека, для схоронения трупа его.

Корыто же, напротив, предмет непотребный, в который сливают отходы для того, чтобы накормить домашний скот или, другое назначение, предмет, в котором стирали бельё.

У Даля::в них стирают, месят хлебы, из них кормят скот и птицу.

В любом случае, гроб ни у кого не вызывал мыслей поиграть, побаловаться с ним, просто так "примерить" его на себя.

Как вы думаете, почему богатыри "увидели" изначально не то, что было на самом деле? То есть корыто вместо гроба?

Может, сыграло коварство чужой Земли, как мираж: видится не то, что есть на самом деле. И, скорее всего, отсюда именно (из затуманенного взора, мыслей), и идёт желание богатырей "пошутить" - сделать то, что наши герои не сделали бы, наверняка, у себя на Родине, то есть, не примерили бы гроб к себе, и не легли бы в корыто.

Мы видим, что произошло искажение реальности, самообман, который нашёл продолжение в другом противопоставлении: "меча удары - нарастание железного обруча". Чем больше и сильнее удары, которые, казалось бы, должны разрубать, - тем "больше скрепа нарастала".

Сможете найти ещё какие-нибудь противопоставления?

Братья "меньшой и старшой". Сразу интересно то, что "меньшой" указывается первым, а "старшой" - вторым. Хотя в былинах, как мы знаем, чтится старшинство. Вчитавшись, мы понимаем, отчего нет "почести" старшему: нет мудрости в поступках, которая должна присутствовать и проявляться у более взрослого человека, оба ведут себя безответственно, безрассудно. По прочтении произведения мы не испытываем той гордости за этих героев, которую мы обычно испытываем при прочтении других былин. В данном произведении "честь" проявить себя выдалась только поступком неблаговидным, он не сделал богатырей Героями.

Итак, выборочно проанализировав лексику, мы поняли, что данное произведение, несмотря на то, что названо былиной, несёт несколько иную смысловую нагрузку. Мы знали, что былина - это произведение, которое повествует о героических событиях персонажа. Здесь же, во-первых, мы не видим такого события, мало того, ещё и наблюдаем прямо противоположные героическим действия главных героев: баловство, а впоследствии и позор Русской силы. Во-вторых, налицо явные противопоставления: корыто - гроб, младший - старший, меч - скрепа, чужая Земля - Русская сила. Причём, чужое, коварное явно побеждает Русскую силу. На первый план выходит ирония по поводу "тряпичных богатырей", даже, может, некое наставление: так делать нельзя, тем более на Чужбине, где Богатыри - представители Земли Русской. Получается, что Бунин применил к своему произведению эзопов язык, который лаконичнее и ярче представит нам суть.

Очень интересно рассмотреть фонетику и морфологию произведения, увидеть, как мастерски автор продумал и на этих уровнях своё творение. (Здесь хороша работа группами).

Рассмотрим сначала фонетический ряд произведения. (При "прослушивании" на звонкость - глухость строк к звонким звукам нужно относить не только звонкие согласные, но и гласные).

Согл. зв. Глас. гл.
1 7 9 10
2 10 7 10
3 10 6 9
4 7 5 10
5 6 8 10 - глухость, как бы настороженность (Видят в поле корыто большое)
6 10 3 9 - первая самая звонкая строка, как будто предостережение!
(Наезжают - ан гроб, да большой)
7 15 1 10 - звук нарастает - опасность! (Гроб глубокий, из дуба долблённый)
8 12 6 10 - звучность немного спадает (С чёрной крышей, тяжёлой, томлёной)
9 8 4 9
10 5 8 10 - глухо (Лёг, накрылся и шутит: "А впору!...)
11 7 4 10
12 10 5 9 - звонко. Звучит страстное желание увидеть свет!
(Снова выйти на Божий простор!)
13 9 6 10
14 10 4 10 - звонко - желание Ильи помочь (Во всю грузную печень надулся,
15 10 4 9 - Двинул кверху:Да нет, погоди!)
16 9 6 10
17 10 3 10 - звонко - Илья в нетерпении (Он за меч,- занимается злоба)
18 8 5 9 - глухо. Видимо, потому что Илья начинает осознавать последствия
"шутки" (Загорается сердце в груди)
19 9 4 10
20 9 2 10
21 8 5 9 - следующие 4 строки глухие, несмотря на то, что действия производятся
22 8 6 10 - грохочущие...(Где ударит-там обруч готов, Нарастает железная скрепа,
23 7 7 10 - Не подняться из гробного склепа
24 6 5 9- Святогору во веки веков!)
25 10 2 10 - звонко. (Кинул биться Илья - божья воля.)
26 9 6 10
27 6 4 9
28 9 4 10
29 9 2 10 - звонко. Здесь чуть ли не прямое указание.(Выезжай на иную путину.)
30 5 0 6 - самая короткая, но самая звонкая строка во всём стихотворении: при условии, что звуков всего 11, глухие вообще отсутствуют! Таким образом, мы не только читаем прямое наставление, но и ощущаем звучность этой фразы! (На иные дела!)

Проанализировав фонетику, мы видим, что неодобрение поступков богатырей хорошо отслеживается: тон повышается или приглушается в зависимости от ситуации.

Морфологический анализ произведения ещё более подтверждает уже "расшифрованную" нами мысль автора.

Именные ч.р. глагольные ч.р. другие(самост.ч.р.)
1 3 - -
2 3 - -
3 3 1 -
4 3 1 -
5 3 1 -
6 2 1 -
7 4 - -
8 4 - -
9 2 1 -
10 - 3 1
11 2 1 -
12 2 1 1
13 2 2 -
14 3 1 -
15 - 2 2
16 4 1 -
17 3 1 -
18 2 1 -
19 1 2 1
20 1 2 -
21 3 2 -
22 2 1 -
23 2 1 -
24 3 - -
25 3 2 -
26 2 1 2
27 1 2 -
28 4 - -
29 2 1 -
30 2 - -

Глагол подразумевает наличие действия, но в данном произведении мы видим, что в строках, где больше всего глаголов, ничего существенного не происходит, а вся сила богатырская направлена на "игру", поэтому там, где есть глаголы, они отображают действия "бездействия": пустые, никаких полезных, нужных кому-то событий, подвигов не совершается. Строки же, где наблюдается перевес именных частей речи, напротив, несут на себе основную смысловую нагрузку, отображая главную мысль (не боимся повториться):

Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Лексика, фонетика, морфология произведения указывают на основную мысль произведения: нужно подходить к поступкам в жизни очень серьёзно, обдуманно, ответственно. Но мысль эта звучит не наставительно, не открыто, не навязчиво, а так, чтобы мы сами пришли к таковым выводам, что намного ценнее!

4. Мозговой штурм.

Убираю в сторону репродукцию картины "Богатыри", под которой записан отрывок стихотворения Твардовского ("Василий Тёркин. Тёркин на том свете"). Зачитываю его.

Скажите, мы можем мысль этого высказывания соотнести с основной мыслью нашего сегодняшнего урока?

По отношению к жанру былины, былинных героев, конечно, можем. Даже не смотря на то, что данное стихотворение написано автором более современным нам и, конечно, посвящено оно Великой Отечественной войне, это не значит, что подвиги далёких для нас былинных героев были по значимости меньше. И те и эти герои защищали своё государство, свой народ. И те и эти герои достойны того, чтобы о них помнили, чтили их, слагали о них песни, былины. Когда узнаёшь о таких героях из документальных и художественных фильмов, исторических статей, художественных произведений невольно возникает мысль о том, что это те герои, на которых хочется равняться. Тебя начинает переполнять чувство гордости за то, что эти герои "наши", родные, становится яснее и нужнее чувство патриотизма, любви к родной стороне, знакомым и родным людям, гордости за Родину.

По отношению же к героям стихотворения "Святогор и Илья" - нет. Мы не увидели действий этих героев, через которые мы бы стали гордиться ими, слагать в их честь песни:здесь даже уместно будет вспомнить двух старших братьев из народной сказки "Молодильные яблочки", когда они постоянно повторяли фразу: "Человеку голова нужна не токмо шапку носить", а сами при этом совершали поступки прямо противоположные своим словам.

5. Итог урока.

Подведём итог.

Что вы можете сказать о произведении после того, как проанализировали его?

Что нового вы сегодня узнали?

Вернёмся к высказыванию: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?". Ваши мысли?

6. Домашнее задание.

На выбор:

1. Написать сочинение:

Роль былинного героя в формировании патриотических чувств.

Мой любимый герой русских былин.

Герой моей былины.

2. Сочинить свою былину или, по примеру Бунина И.А., былину с эзоповым подтекстом.

3. Сделать анализ стихотворения "Святогор и Илья" в том ключе, в котором мы не рассматривали его на уроке (изученные ранее ритм, рифма, тропы).