Икона святая троица значение где вешать. Три лика Господа: толкование образов Святой Троицы

12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева

Импровизация - дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» - яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых

1 ЧАША . Это центр композиции - символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА . Символ жертвенности Бога Сына.
3 БОГ ОТЕЦ . По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ . Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
5 СКИПЕТР . Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
6 ДЕРЕВО . В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ . В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь.
8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ . Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
10 БОГ СЫН . Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, - говорит культуролог Вадим Ланкин, - можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) - символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
12 ГОРА . Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский - «великий и сильный».
В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, - и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, - в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», - отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания - жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, - говорит ученый, - обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

ХУДОЖНИК
Андрей Рублев

Ок. 1360 - Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 - Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 - Принял монашество под именем Андрей.
1405 - Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 - Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 - Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным - в 1411 году).
Ок. 1427 - Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 - Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 - Причислен к лику святых.

О разных иконах Пресвятой Троицы

Священник Константин Пархоменко

Часто в храм приходят с просьбой освятить икону, на которой изображена, как говорят, «Новозаветная Троица»: Бог Отец в виде старца, Бог Сын - в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Говорю: «А ведь эта икона – неканоническая…»
Люди недоумевают: «Погодите, это мы в церковной лавке купили. Что же там, будут неканоническое что-то продавать?..»

Давайте сегодня поговорим на тему: как допустимо на иконах изображать Святую Троицу.

Всего существует несколько типов икон Троицы. Я приведу основные.

1. «Ветхозаветная» Троица

Икона, изображающая Троицу в виде Трех Ангелов, пришедших к праотцу Аврааму. Это эпизод из 18-й главы книги Бытие. Давайте я приведу фрагмент этого рассказа:

И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.
Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей...

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем...

Вот в соответствии с этим рассказом о явлении Господа Его часто изображали в виде трех странников, или Трех Ангелов, сидящих в гостях у Авраама.

2. «Новозаветная» Троица, или икона «Сопрестолие»

Это второй тип иконы. Она изображает явление Трех Лиц Святой Троицы, сидящих на Небесном Престоле.


3. Икона «Отечество»

Здесь сюжет вообще придуман. На Небесном Троне сидит Бог Отец. На коленях у Него – отрок Сын. Над ними парит Дух Святой.

4. Икона Бога Отца

Очень редкое изображение, которое грубо, как бы в игнорируя всю догматическую логику запретов Бога Отца, именно Его и изображает.

5. Распятие в Лоне Отчем

Эта икона показывает нам, как Отец держит Крест с Распятым Сыном. Рядом помещается Святой Дух.

Теперь – несколько слов о допустимости таких икон

Для нас программным в этом отношении является текст Апостола Иоанна Богослова: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1, 18) . Бога Отца, продолжает Апостол Иоанн, что нам явил Сын Божий.

Таким образом, изображение Бога Отца если и возможно, то только в том случае, если Он изображается символически, например, под видом Сына. Именно такой вариант мы встречаем на иконах Троицы первого типа (к которым принадлежит и рублевская «Троица»). На этих иконах все три изображенных персонажа имеют черты Сына. Таким способом достигается цель иконописца: показать, что Сын явил нам всю Тайну Пресвятой Троицы. Сын явил нам и Себя, и Отца, и Духа.

Все остальные иконы, несмотря на их назидательную доступность (прекрасно понятна психология простых верующих: чего гадать о тайне Троице, вот она вся, как на ладони), неверны с догматической точки зрения.

Искусствоведы гадают о причинах появления этих икон. Несомненно здесь влияние Запада, а именно Римско-Католической Церкви, где подобные сюжеты были широко известны.
Самые древние православные образцы подобного рода находятся не в России. Это фреска в Матейче, в Сербии (1356–1360 годы) и фреска в церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Охриде, в Македонии (середина 15-го века).

В России такие иконы появляются в начале 16-го века. Московский собор 1554 года утверждал возможность подобных изображений по ветхозаветным свидетельствам, при этом многократно подчеркивается, что «живописцы Божьяго Существа не описуют», а описуют , то есть изображают, только тот вид, под которым Бог являлся в Ветхом Завете.

Надо напомнить, что, говоря про Ветхий Завет , все подразумевают книгу пророка Даниила, где, действительно, пророку является некий старец Ветхий днями. Вот один из этих текстов: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 3-14).
Если в 1554 году разрешение на написание икон, на которых изображен Бог Отец и Бог Дух, было дано, то через 100 лет другой Собор запретил такие изображения.

В 43-м правиле Большого Московского собора 1667 года говорится (приведу текст подлинника без перевода):
«Повелеваем убо над иконописцами, искусну художнику, и доброму человеку (от духовнаго чина) во старостах, сиречь началником и дозорщиком быти. Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере, и угодников Его, худым и нелепым писмом пищуще: и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати безсвидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех [...].
Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии [...].
Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти… Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его?.. Подобие и святый Павел Апостол...: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскин ский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов …

И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом.

Еще же пишут во иконах Святому Благовещению тоже Саваофа, Иже от уст дышет, и то дыхание идет во чрево Пресвятая Богородицы: и кто то виде, или кое Святое Писание о сем свидетельствует, и откуду сие взяша; явственно есть, яко таков обычай, и ина подобная, от некоторых суемудрых, или паче рещи буемудрых и безумных, приятся и обыче. Сего ради повелеваем, от ныне то суемудрое и безместное писание да престанет. Точию в Апокалипсисе Святаго Иоанна по нужде пишется и Отец в седине, ради тамошних видений».

Отметим, что единственное допущение писать образ Отца и Духа было сделано:
А) Изображение Духа Святаго в виде голубя только для сцен Крещения Христова.
Б) Изображение Бога Отца оставить только для изображения сцен Апокалипсиса, «ради тамошних видений».

В Русской Церкви, таким образом, в этом вопросе была поставлена точка. Но споры о возможности написания таких икон не утихали. Еще через 100 лет аналогичный запрет был принят в Греции.
Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 году «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы (то есть «Новозаветная Троица») является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

Последний вопрос, который нам нужно задать: как поступать с подобными иконами, которые можно встретить даже на прилавках церковных лавок?

Православный христианин не должен иметь подобных икон в своем молитвенном уголке.
Как мы знаем, всякая икона нуждается в освящении. Существует чин освящения и иконы Святой Троицы. Однако в этом чине специально указано, какие иконы Троицы можно освящать. Это икона, изображающая явление Трех Ангелов Аврааму, и три иконы, которые рассказывают о явлении Троицы в Новом Завете: иконы Крещения, Преображения и Пятидесятницы.
Икона запрещенного типа, таким образом, даже не может быть освящена.

Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу жизнь от всякого зла и переживаний.

История иконы

Икона Святой Троицы, иначе называемая «Гостеприимство Авраама», написана в 15 веке знаменитым иконописцем Андреем Рублевым.

По преданию, благочестивый муж Авраам в один из дней встретил возле своего дома трех странников, не назвавших своих имен. Авраам принял путников и предложил им отдых и трапезу. Во время беседы три таинственных человека сказали Аврааму, что они — посланники Господа, три Его ангела, и сообщили о скором рождении сына Исаака. После пророчества двое ангелов отправились погубить город Содом, вызвавший гнев Господа, а третий ангел остался и беседовал с Авраамом.

Где находится икона

Икона «святая Троица» представляет собой огромную ценность. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее.

Описание иконы

На вертикальной основе изображены три ангела, смыкающие круг возле стола. Стол накрыт, на нем стоит чаша и лежат виноградные ветви. Ангелы сидят под сенью священного дерева и горы, символизирующих вечную жизнь и любовь Господа.

Образ трех ангелов указывает православным на единство Господа в трех лицах и священное, сакральное содержание этого числа. Свет, любовь и всепрощение, заключенные в образе каждого ангела, указывают на возможность прийти в Царствие Небесное по одному из этих путей.

В чем помогает икона

Иконе Святой Троицы молятся, желая постичь всю силу благодати Божьей. Этот образ способен защитить дом и семью, направить сбившегося с истинного пути человека на верную дорогу и показать ему все величие и красоту божественных творений.

Иконе Святой Троицы молятся:

  • чтобы получить исцеление физических и душевных недугов;
  • о восстановлении справедливости и защите от врагов;
  • прося об указании верного жизненного пути;
  • об избавлении от тоски и печали.

Молитвы иконе Святой Троицы

«Пресвятая Троица, смиренно молю Тебя: как соединяется Отец, Сын и Святой Дух в единую силу, покровительствующую истинной вере и смирению, так и не оставит меня сила любви, веры и правды Господней. Да не сорвусь в пропасть геенны огненной, не сгину во грехе и неверии. Не оставьте меня, посланники Бога и справедливый Суд Его. Аминь».

«Троица священная, символ великодушия и власти Господа, силою своей покаравшая неверных, принесшая служителю Господа великую радость! Вас молю, не оставьте меня в печали и горести, уберегите живот мой и дух мой от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна уберечь вас от опасности и физической угрозы.

День памяти иконы Святой Троицы празднуется на 50 день после Воскресения Христова. В это время любые молитвы Господу имеют особую силу и способны привести вас к внутреннему равновесию и радости. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.06.2017 06:07

Православная Троица - великий праздник христиан. Данное празднество так же важно, как Рождество и Пасха. ...

В конце апреля православные верующие будут праздновать великий день - Пасху, а вслед за ней...

Догмат о триединстве Бога - один из основных в христианстве, независимо от деноминации, поэтому икона Троицы имеет собственное символическое значение, интересную историю. В этой статье мы расскажем об истории, значении и смысле иконы Святая Троица, и чем она может помочь христианам.


Основы вероучения

Согласно христианскому вероучению, не может существовать точного изображения Бога-Троицы. Он непостижим и слишком велик, к тому же, Бога никто не видел (согласно библейскому утверждению). Только Христос сходил на землю в собственном облике, а непосредственно изобразить Троицу невозможно.

Тем не менее, возможны символические изображения:

  • в ангельском обличье (три ветхозаветных гостя Авраама);
  • праздничная икона Богоявления;
  • сошествие Духа в день Пятидесятницы;
  • Преображение Господне.

Все эти образы считаются иконами Святой Троицы, потому что каждый случай ознаменован явлением разных ипостасей. В виде исключения разрешается изображать Бога-Отца в виде старца на иконах о Страшном Суде.


Знаменитая икона Рублева

Другое название - «Гостеприимство Авраама», поскольку изображается конкретный ветхозаветный сюжет. В 18-й главе Бытия повествуется о том, как праведник принял у себя Самого Бога, под видом трех путников. Они символизируют разные личности Троицы.

Сложное догматическое учение о христианском Боге лучше всего удалось раскрыть именно Рублеву-художнику, его Икона Троицы отличается от прочих вариантов. Он отказывается от Сары, Авраама, минимально использует посуду для приема пищи. Главные герои не вкушают пищу, они предстают занятыми безмолвным общением. Эти размышления - далеко не приземленные, что становится понятным даже непосвященному зрителю.

Икона Троица Андрея Рублева - самый прославленный образ, написанный рукой русского мастера. Хотя сохранилось очень мало работ инока Андрея, авторство этой считается доказанным.


Внешний вид рублевской «Троицы»

Написан образ на доске, композиция вертикальная. За столом - три фигуры, позади виден дом, где жил ветхозаветный праведник, Мамврийский дуб (он сохранился до сих пор, находится в Палестине), гора.

Справедливым будет вопрос - кто изображен на иконе Святой Троицы? За внешним видом ангелом скрываются личности Бога:

  • Отец (фигура по центру, благословляющая чашу);
  • Сын (правый ангел, в зеленой накидке. Склонил голову, чем соглашается на свою роль в плане спасения, о нем и говорят путники);
  • Бог Святой Дух (слева от зрителя, поднимает руку, чтобы благословить Сына на подвиг самопожертвования).

Все фигуры хотя и выражают нечто позами и жестами, находятся в глубокой задумчивости, действия нет. Взгляды устремлены в вечность. Икона имеет и второе название - «Предвечный совет». Это общение Святой Троицы о плане спасения рода людского.

Важным для описания иконы Троицы является композиция. Основной ее является круг, который наглядно выражает единство, равенство трех ипостасей. Чаша - центр иконы, именно на ней останавливается взгляд зрителя. Это не что иное, как прообраз крестной жертвы Христа. Напоминает чаша и о таинстве Евхаристии, главном в православии.

Цвета одежды (лазурь) напоминают о божественной сущности героев сюжета. Каждый ангел также держит символ власти - скипетр. Дерево здесь призвано напоминать о райском древе, из-за которого первые люди согрешили. Дом является символом пребывания Духа в Церкви. Гора предвосхищает образ Голгофы, символ искупления грехов всего человечества.

История образа Святая Троица

Подробности жизни великого мастера мало известны. В летописях он почти не упоминается, работы свои не подписывал (обычная практика для того времени). Также история написания шедевра еще имеет много белых пятен. Считается, что преподобный Андрей нес послушание в Троице-Сергиевой лавре, для которой и была написана самая известная его икона. Существуют различные мнения о времени создания иконы «Троицы». Часть датирует ее 1412 г., другие ученые называют 1422.

Реалии жизни в 15 в. были далеко не мирными, московское княжество стояло на пороге кровавой войны. Богословское содержание иконы, единство ипостасей изображенных Лиц - прообраз всеобщей любви. Именно к согласию, братскому единству призывал иконописец современников. Ветхозаветная Троица для Сергия Радонежского была символом единства, именно поэтому он назвал обитель в ее честь.

Игумен Лавры очень хотел завершить украшение Троицкого собора, для чего и собрал лучших. На стенах планировались фрески - традиционно для того периода. Также иконостас нуждался в заполнении. «Троица» - храмовая икона (самая главная), которая располагается в нижнем ряду около Царских врат (через них выходит духовенство во время службы).

Возвращение цвета

В истории иконы «Троица» важным этапом стало новое открытие давно знакомого материала. Несколько десятилетий назад реставраторы научились очищать от олифы старые образа. В. Гурьянов под небольшим фрагментом «Троицы» обнаружил удивительно живой оттенок голубого (цвет одеяний). Последовала целая волна посетителей.

Но в монастыре этому не обрадовались, икона была скрыта под массивным окладом. Работы прекратились. Видимо, опасались, что найдутся желающие испортить святыню (такое случалось с другими известными образами).

Завершить работу удалось уже после революции, когда сама Лавра оказалась закрытой. Реставраторов поразили ярки краски, которые скрывались под темным налетом: вишневый, золото, лазурь. На одном из ангелов накидка зеленого цвета, местами можно увидеть бледно-розовый. Это райские цвета, которые указывают на одно из значений иконы «Троица». Она как бы зовет молящегося человека обратно туда, где возможно единение с Богом, это настоящее окно в иной мир.

Значение и смысл иконы Пресвятой Троицы

Икона Живоначальной Троицы имеет несколько смысловых пластов. Подходя к ней, человек становится как бы участником действия. Ведь мест за столом - четыре, а сидят за нем только трое. Да, это место, за которым должен сидеть Авраам. Но за него приглашается каждый. Любой человек, как дитя Божие, должен стремиться в объятия небесного Отца, в потерянный рай.

Икона пресвятой Троицы является не только известным образом, но и великим произведением мирового искусства. Это прекрасный пример обратной перспективы: линии стола (или точней - престола) внутри композиции уходят в бесконечность. Если же продлить их в обратном направлении, они укажут на место, на котором стоит наблюдатель, как бы вписывая его в композицию.

Поиски Бога, на которые многие тратят всю жизнь, для Андрея Рублева как бы имеют логическое завершение в этом произведении. Можно сказать, что икона пресвятой Троицы стала написанным красками катехизисом, изложенным великим подвижником веры. Полнота знания, покой и уверенность в Божией любви наполняют каждого, кто смотрит на образ с открытым сердцем.

Рублев - загадочная личность

Авторство великого образа, единственного в своем роде, было установлено спустя столетие. Современники же быстро забыли, кто написал икону «Троица», их не особо волновала задача собрать сведения о великом мастере, сохранить его работы. На протяжении пятисот лет о нем не упоминалось в святцах. Канонизирован святой официально был только в конце 20 в.

Народная же память практически сразу сделала иконописца святым. Известно, что он был учеником самого святого Сергия Радонежского. Вероятно, он прекрасно усвоил духовные уроки великого старца. И хотя преподобный Сергий не оставил богословских сочинений, его позиция однозначно прочитывается в иконе, сотворенной его учеником. А народная память сохранила его монашеские подвиги.

Еще в 17 в. Рублев упоминался в сказании о великих иконописцах. Изображали его даже на иконах, среди прочих подвижников из Лавры.

Неканонические образы

Многие верующие видели икону под названием «Троица Новозаветная». На ней изображен седой старец, Христос и парящий голубь. Однако, подобные сюжеты в православии строго запрещены. Они нарушают канонический запрет, по которому Бога Отца изображать нельзя.

Сообразуясь со Священным Писанием, допустимы лишь символические изображения Господа, например, под видом ангела или Христа. Все остальное является ересью и должно быть удалено из домов благочестивых христиан.

Весьма сложный для понимания догмат о Троице в подобных неканонических иконах выглядит весьма доступным. Объяснимо желание простых людей сделать нечто сложное простым и наглядным. Тем не менее, приобретать эти образы можно лишь на собственный риск - соборное постановление их запрещает, даже освящать запрещено.

Старый образ в новом воплощении

В 17 в. в Москве заслуженной славой пользовался иконописец Симон Ушаков. Много образов вышло из-под его пера, в том числе - икона «Троица». Ушаков взял за основу полотно Рублева. Композиция и элементы те же, но выполнены в совершенно другой манере. Заметно влияние итальянской школы, детали более реальные.

Например, дерево имеет раскидистую крону, ствол его потемнел от времени. Ангельские крылья тоже выполнены реалистично, напоминают настоящие. Их лица не имеют отблесков внутренних переживаний, они спокойны, черты прорисованы детально, объемно.

Значение иконы «Троица» в данном случае не меняется - человек также приглашается стать участником собственного спасения, для которого Бог со своей стороны уже все приготовил. Просто стиль написания уже не такой возвышенный. Ушакову удалось соединить древние каноны с новыми европейскими веяниями в живописи. Эти художественные приемы делают Троицу более земной и доступной.

Чем помогает икона Святой Троицы

Поскольку «Троица» является своеобразным катехизисом (только это не слова, а изображение), каждому верующему будет полезно иметь ее дома. Присутствует образ и в каждом православном храме.

Икона «Троица» помогает глубже понять отношения Бога и человека, перед ней можно обратиться сразу ко всем божественным Лицам, либо к одному из Них. Хорошо произносить молитвы покаяния, читать Псалмы, просить помощи при ослаблении веры, также за наставление тех, кто впал в заблуждение, пошел по неверному пути.

День Святой Троицы является переходящим праздником, отмечается после Пасхи (спустя 50 дн.). На Руси в этот день храмы украшают зелеными ветвями, пол устилают травой, священники надевают зеленое облачение. Первые христиане в это время начинали собирать урожай, приносили их для освящения.

Выбирая икону Пресвятой Троицы, следует проявить осмотрительность, ведь неканонические образы иногда встречаются даже в церковных лавках . Лучше брать образ, как он был написан Рублевым, или его последователями. Молиться же можно обо всем, ведь Господь милосерден и поможет в любых делах, если сердце человека чисто.

Молитвы иконе Святой Троицы

Молитва 1-я

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва 2-я

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!
Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаян ия, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров - икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы - один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Икона Пресвятой Троицы

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Об иконах Иисуса Христа:

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы - глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов - «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Явление Святой Троицы Аврааму

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет - осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей - фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны , может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов - домашний иконостас . На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило - отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

Икона Пресвятой Троицы

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

О других известных православных иконах:

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Видео об иконе Святой Троицы Андрея Рублева