Почему доктор старцев превращается в ионыча. Почему доктор Старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А.П

Берегите в себе человека.

А. Чехов

В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал драму крушения человеческой личности, ярко показал убийственную опас-ность примирения с существующим строем, подчинения господствующим нравам и принятой морали.

Знакомство с жизнью города С., где происходят собы-тия, Чехов начинает с представления нам «самой обра-зованной и талантливой семьи» Туркиных. Глава семей-ства — Иван Петрович — любил устраивать спектакли, в которых сам и играл, его жена Вера Иосифовна писала романы, а дочь Екатерина Ивановна, или Котик, как ее называли в семье, играла на фортепиано. Жизнь в городе в целом скучна и однообразна, и даже представители этого «талантливого» семейства в конечном счете оказы-ваются довольно бездарными, такими же скучными и достаточно недалекими. А восприятие их Старцевым в первый вечер знакомства было своего рода зеркалом его самого, молодого, доброжелательного, еще наивного земс-кого врача, изрядно соскучившегося в своей глуши по хорошему обществу. Поэтому весь вечер доктор воспри-нимал как праздник, и все ему казалось «так приятно, так ново».

Чрезвычайно довольный новым знакомством, доктор Старцев вновь возвращается к своей работе. Он занимает-ся любимым делом и полон желания трудиться на благо общества. Но дело в том, что общество это имеет интересы довольно мелкие, а жизнь ведет праздную и легкомыслен-ную, пустую. С такими людьми хорошо играть в карты или обедать, но ни в коем случае нельзя разговаривать о науке, искусстве, политике (что всегда интересовало докто-ра) — вас просто не поймут или обидятся.

И мы видим, что очень постепенно, но неуклонно Старцева стала засасывать эта трясина. Вот по проше-ствии длительного времени он снова попадает к Туркиным, и в его сердце просыпается любовь к молоденькой Екатерине Ивановне. Но рядом с мечтами о будущем его постоянно мучает вопрос: «К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку... делать глупость? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» И эта опасливая оглядка, а позже и неожидан-но расчетливые мысли («А приданого они дадут, должно быть, немало....») заметно перебивают лирическое настро-ение влюбленного.

Несмотря на мечты и надежды, доктор получил отказ от самой девушки. О, как он переживал и мучился — це-лых три дня!

Постепенно Старцев все больше погружается в трясину обывательского существования. При мысли о прежней сво-ей любви он уже испытывает облегчение, что все так «бла-гополучно» закончилось, а после - вовсе забывает.

Если первое время Старцев работал вдохновенно, тща-тельно, «с любовью», то дальше, с появлением большой практики, он начинает принимать больных поспешно. В конце же знаменитый доктор приобрел практику просто огромную, у него «уже есть два имения и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее...»

Постепенно растворяется та грань, которая отделяет доктора от бездумного обывательского общества. Он ста-новится «своим» этим людям, и они все чаще называют его по-простому, без должного уважения — Ионычем. Всем в городе становятся знакомы его привычки и капризы, к которым относятся с пониманием, а Ионыч, в свою очередь, охотно играет вечерами в карты, и никакое искусство или наука его больше не волнуют и не интересуют. У доктора появилась новая забава — считать деньги, полученные от больных, и прятать их в банк.

Прошло несколько лет, он снова попадает к Туркиным. «А хорошо, что я на ней не женился», — думает Ионыч про Екатерину Ивановну. Он замечает значитель-ные перемены в девушке, она повзрослела, самостоятель-ная жизнь в незнакомом городе многому ее научила. Но доктора уже не могут тронуть ничьи чувства, он способен лишь брюзжать и раздражаться. Даже та искра, «затеп-лившийся огонек», который девушке удалось разжечь в его душе, быстро гаснет при воспоминании «про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием». Материал с сайта

Все, что было в нем страстного, живого, способного к любви и самозабвению, угасло, теперь ему все безразлич-но. Он так и остался одиноким, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Только и осталось ему играть в винт по вечерам, а после — ужинать одному за боль-шим столом. Сердце у него очерствело, он груб и безду-шен с пациентами. «Пухлый, красный» Ионыч теперь мало похож на человека, он больше напоминает язычес-кого бога.

С неотразимой убедительностью Чехов сумел показать нам процесс деградации человека, поддавшегося обезду-шивающему влиянию чудовищной окружающей среды, его духовное обнищание. Самое страшное в этом то, что сам человек не замечает трагедии, драмы, которая разыгрыва-ется у него внутри, поскольку стремление к покою и сыто-сти очень медленно, но неумолимо убивает его мечты и надежды, иссушает ум и оглупляет сердце. И очень пе-чально то, что никто и ничто уже не сможет разбудить в Ионыче доктора Старцева...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мечты доктора старцева и их крушение
  • пачему и как доктор старцев стал ионычем
  • почему ионыч стал ю деградировать
  • почему доктор старцев стал ионычем
  • в рассказе ионыч чехов нарисовал драму

Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и другие.

В произведениях Чехова наиболее ярко отражен процесс изменения человечес-кой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвы-шенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу обще-ства! Но проходят годы, и часто человек забывает о них, желая только покоя и сы-той, обеспеченной жизни. Причины этой социальной болезни Чехов показал в рас-сказе «Ионыч».

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он ра-ботает в Деляже, который расположен в де-вяти верстах от города. Старцев всеми си-лами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он забывает о себе. Но постепенно все меняется. В другом рас-сказе Чехов высказал очень верную мысль о том, что чаще всего довольно быстро чер-ствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненные бес-конечными приемами больных, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному че-ловеку, почаще бывать в городе, запи-саться в клуб, вход куда доступен только избранным. Его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов сатирически изображает эту «та-лантливость»: плоские остроты главы се-мейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери. Но все-таки после больницы, гряз-ных мужиков Старцеву приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Доктор все чаще и чаще наведыва-ется в этот гостеприимный дом. Он полю-бил дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, солидному человеку, неприлично таскать-ся по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, и тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. В конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незамет-но для него, овладевает трезвый расчет, он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало». Получив отказ, доктор пе-реживает не слишком долго. Ему было все-го лишь «немного стыдно», что все так глу-по и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая его не-людимость. Старцев редко с кем разгова-ривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что не встречал понима-ния ни в ком. Когда Старцев пытался гово-рить о пользе труда, то каждый чувствовал упрек себе. Обыватели города ровным сче-том ничего не делали, тратили время на карты, бессмысленные визиты.

Уезжает из города Котик. Старцев рав-нодушно узнает об этой потере, вспоми-ная только одно: «Сколько хлопот, одна-ко». С этого времени Дмитрий теряет ин-терес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, ко-торые заработал за день. У него появля-ются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не стремится помочь ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым прини-мая его в свою среду.

Чехов, показывая семью Туркиных, как бы предлагает нам сделать вывод: «Ес-ли самая талантливая семья в городе так бездарна и глупа, то каковы же ос-тальные?»

Чехов нас предупреждает: «Не подда-вайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в се-бе человека». Процесс духовного умира-ния Старцева тем тягостнее, что он впол-не осознает, в какое мерзкое болото по-гружается, но не пытается бороться. Он мирится с окружающей его пошлостью. Даже воспоминания о любви не могут воз-родить душу Старцева. Котик, вернув-шись, видит, как он изменился, но ей хо-чется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же ус-тало думает: «Хорошо, что я на ней не же-нился». Ему уже не нравится и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто не может вывести его из ду-ховной спячки. А Ионычу не жаль молодо-сти, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, о которой давно знала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личнос-ти. Как опытный врач, Старцев мог бы по-ставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной дейст-вительности, не раз в своих рассказах по-вторял: «Нет ничего тоскливее, оскорби-тельнее пошлости человеческого сущест-вования».

В своем рассказе «Ионыч» А.П. Чехов проиллюстрировал процесс превращения нормального, интересующегося окружающим миром человека в обыкновенного обывателя, которому скучна и безразлична собственная жизнь.

Дмитрий Ионыч Старцев, главный герой произведения, был назначен земским доктором в Дялиже недалеко от губернского города С. Ему посоветовали познакомиться с семьёй Туркиных, на которую «указывали … как на самую образованную и талантливую». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, любил рассказывать шутки и анекдоты; его жена, Вера Иосифовна, писала романы и повести, охотно читала их гостям. Их дочь, Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье звали Котик, играла на рояле.

Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, ему очень понравилась Екатерина Ивановна, и чуть позже очарование ею переросло во влюблённость. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и... последней”, он «рисовал в воображении поцелуи, объятия», «ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало». Но его любовь не была взаимной, Екатерина Ивановна отказалась выйти за него замуж, и, возомнив себя великой пианисткой, уехала учиться в консерваторию. Дмитрию Ионычу было жаль, «что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу», «самолюбие его было оскорблено», но страдал он недолго, всего три дня, а потом медленно стал превращаться из Дмитрия Старцева в просто Ионыча.

Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”

Отсутствие ярких эмоций, свежих впечатлений, постоянное общение со скучными и ограниченными обывателями, от которых Дмитрий Ионыч поначалу старался отстраниться, пагубно сказывались на нём. Он отяжелел как физически, так и морально, его жизнь с каждым днём всё больше теряла краски. И потом, когда спустя несколько лет он снова посетил дом Туркиных и увидел Екатерину Ивановну, он вдруг почувствовал, что даже эти люди ничем не отличаются от серой обывательской массы, и «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

С тех пор он никогда не бывал у Туркиных, и чем больше времени проходило, тем больше он превращался в Ионыча: стал «пухлый, красный», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким», «живется ему скучно, ничто его не интересует». Почему произошла такая трансформация? Как из живого человека он превратился в бездушное, полуживое существо? Вероятно, виновата среда, неинтересное окружение, вечное однообразие.

Разочарование в семье Туркиных было последним толчком к его переходу в новую сущность. Но нельзя забывать, что в своём положении всегда виноват сам человек, именно он делает окончательный выбор, как ему строить свою жизнь. И доктору Старцеву оказалось проще превратиться в Ионыча, чем продолжать быть полноценным человеком. Именно нежелание бороться за свою жизнь, отсутствие у большинства людей стремления развиваться и хоть как-то отделить себя от царящего кругом застоя хотел показать Чехов в этом рассказе.

«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев . И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия...»). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.

Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.

Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут "Ионыч". Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.

Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.

А. П. Чехова перед читателем предстает широкая картина провинциальной России. Писатель показывает «футлярную» жизнь людей, исследует различные грани духовного рабства, влияние средь1 на человеческие судьбы, он пишет о ложных представлениях, владеющих человеком и определяющих его поступки. В рассказе «Ионыч», написанном в 1898 году, Чехов знакомит нас с драматической судьбой способного, искренне увлеченного своим делом человека, превратившегося со временем в ограниченного, жадного и равнодушного обывателя. Автор произведения задает вопрос читателям: «Почему возможно такое превращение, что способствовало нравственной деградации молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева?».

Жизнь и обитатели города С .

События рассказа происходят в уездном городе С, похожем на многие провинциальные города России. представляет читателям самую талантливую и интересную в городе семью Туркиных: главу семьи Ивана Петровича, его жену Веру Иосифовну и их дочь Екатерину Ивановну, избалованное, взбалмошное создание, - Котика. Постепенно узнавая Туркиных, мы понимаем, что они достаточно ограниченные и скучные люди. Иван Петрович упражняется в остроумии, повторяя каждый раз одни и те же плоские шутки; Вера Иосифовна читает свои романы «о том, чего никогда не бывает в жизни», которые не находят никакого отклика в слушателях; Котик исполняет на фортепиано длинные и однообразные пассажи, считая себя талантливой исполнительницей; 14-летний лакей Павлуша, которого называют Павой, развлекает гостей драматично произносимой шекспировской репликой. Проходят годы, но семья Туркиных не меняется. То, что казалось забавным вначале, со временем вызывает унылое ощущение. Душевная ограниченность этих в общем-то неплохих и в чем-то даже способных людей все более явственно проступает по мере развития сюжета. Но главное, что вызывает чувство тоски, это марионеточность, однообразность их жизни. И они сами воспринимаются уже не как люди, а как заведенные марионетки. В самом конце рассказа мы узнаем, что «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». Закономерно возникает вопрос: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город?».

Чехов рисует собирательный портрет жителей города С, живущих по давно заведенному порядку. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой, пустыми разговорами и игрой в винт, им чужды любые новые идеи. В эту механистическую, застойную среду и попадает живой человек - полный сил и энергии молодой врач Дмитрий Старцев.

Сюжет и композиция рассказа.

Повествование в рассказе определяется двумя взаимосвязанными сюжетными линиями. Первая линия развивается во внешнем плане - это история взаимоотношений Старцева и Котика, которая строится вокруг двух признаний в любви. Сначала герой признается в своих чувствах Котику, но не встречает взаимности, а спустя время она, оценив его признание, говорит о своей любви, но уже поздно - время ушло. Вторая сюжетная линия обращена к внутреннему миру персонажа и отражает этапы жизни, которые проходит герой, - опустошение внутреннего мира Дмитрия Старцева.

Завязка событий рассказа связана с приездом героя в провинциальный город С. Работа, полностью поглощающая его, знакомство с семьей Туркиных, роман с Котиком, ничем не завершившийся, рост его материальных интересов, новая встреча с Котиком и семьей Туркиных и окончательное расставание с ними - вот те события и вехи, которыми отмечена обычная, ничем особенно не примечательная жизнь Дмитрия Старцева.Кульминационной в развитии чувств героя и его отношений с Котиком является сцена объяснения в любви, во время которой Старцев делает девушке предложение. Развязка отношений героев следует за их вторым объяснением - они вновь и на этот раз окончательно расстаются.Развязка вынесена за пределы рассказа - автор оставляет героя доживать свои дни в среде обывателей города С.

При описании событий и героев Чехов прибегает к приему повторения. Туркины показаны в рассказе несколько раз, и каждый раз они все так же демонстрируйют «свои таланты весело, с сердечной простотой». Прием повторения помогает подчеркнуть запрограммировавность их существования. Повторения при описании жизни Старцева, его работы, общения с Туркиными и обитателями города С. подчеркивают произошедшие с ним изменения.

Через все повествование проходит мотив превращения, определяющий композицию произведения. Части рассказа соответствуют этапам жизни Дмитрия Старцева, знаменующим собой каждую следующую ступень жизненного опустошения героя.

Старцев и Котик.

В центре внимания писателя оказываются два образа - Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной. История их отношений развивается на протяжении всего рассказа и строится вокруг двух лирических встреч, которые наиболее ярко характеризуют столь значимый для автора мотив превращения.

И Старцев, и Котик проходят свой путь. Но дороги героев существенно различаются. Дмитрий Старцев превращается в Ионыча (простонародное обращение к герою со стороны обывателей). А героиня из Котика (уменьшительно-ласкательное имя, которым называют девушку близкие) становится Екатериной Туркиной. Наблюдая за изменениями героев и за историей их любви, мы видим, что их пути - это пути не приобретений, а потерь.

Первая встреча героев происходит во время знакомства Дмитрия Старцева с семьей Туркиных. Котик, как и все в городе С, живет по своей, заранее заготовленной программе с иллюзией того, что она талантливая пианистка. Восхищенный обаянием и непосредственностью юности, Старцев не замечает недостатков девушки, ее необоснованной убежденности в своей одаренности.

Возникшая в герое симпатия поддерживается его практичностью и расчетом («А приданого они дадут, должно быть, немало»), которые в совокупности приводят его к мысли о женитьбе. История ухаживания Старцева отмечена очень важным в рассказе эпизодом свидания на ночном кладбище, куда герой попадает по прихоти Котика. Этот каприз девушки неожиданно показал способность Старцева видеть иной, исполненный поэзии мир, прикоснуться к тайне вечной жизни. Эта ночь навсегда останется в памяти героя.

Гармоничный пейзаж, отражая, с одной стороны, состояние Старцева и обнаруживая в нем живые чувства и возвышенные стремления, в то же время предупреждает его о тягостном состоянии «глухой тоски небытия». Именно к этому состоянию приводит в итоге автор своего героя.

Следующая часть является кульминационной в развитии отношений героев и в духовном развитии Старцева. Мы видим, как, переполненный чувствами, он делает предложение Котику и получает отказ. Ложные иллюзии определяют жизнь героини на этом этапе. Оценить чувства Старцева она сейчас не способна. Однако к нему на удивление быстро приходит утешение после отказа, невольно настораживающее читателя и указывающее на то, что в душе героя уже начали происходить необратимые изменения.

Новая встреча Котика и Старцева показывает героев, сильно изменившихся со времени их последнего свидания. Дмитрий Старцев растерял прежние мечты и стремления, а Котик повзрослела и поняла очень многое. Столкнувшись с реальной жизнью, так не похожей на жизнь из маминых романов, она убедилась в ложности многих своих иллюзий. Теперь она уже не Котик, а Екатерина Ивановна. Нет ее былой уверенности в себе, ее убежденности в правильности своей жизненной программы . Но у нее остались воспоминания о прежнем Старцеве, так увлеченном своим делом, и его любви, от которой она отказалась ради более высокой цели, чем быть женой обыкновенного человека и жить в городе С. пустой и бессмысленной жизнью. «Когда я думала о вас, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...» - эти слова героини напоминают текст из надуманных романов. И мы понимаем, что это ее новая иллюзия, с которой ей также суждено расстаться. В Ионыче лишь на миг вспыхивает отзвук былых чувств, и это помогает ему осознать пошлость и бессмысленность существования. В мире, где живут герои, всех ожидает духовное вырождение, утрата надежд, все обречены на бессмысленную и пустую жизнь.

История превращения Дмитрия Старцева в Ионыча.

Герой рассказа Чехова молодой земский врач Дмитрий Старцев. На протяжении повествования с героем происходят изменения, заставляющие читателей над многим задуматься. Кто виноват в столь неудачно сложившейся жизни героя, в превращении Дмитрия Старцева в Ионыча? Обыкновенна или исключительна эта история?

Мотив превращения в рассказе связан с темой времени. Чехов подвергает своего героя серьезному испытанию временем, имеющим огромную власть над людьми, заставляющим принимать свои законы, затягивающим и переделывающим их.

В начале рассказа Чехов рисует увлеченного своим делом молодого человека, который проводит время «в трудах и одиночестве», ходит пешком на работу и ведет прием больных даже в праздники, он полон сил и ожидания любви и счастья. Старцева интересует литература, искусство, красота природы не оставляет его равнодушным. Но живой человек попадает в неживую среду. Сначала он мало обращает на это внимания, более того - у него нет изначального неприятия этой среды. Попав к Туркиным, он вместе с другими гостями с удовольствием общается с ними, хотя не может не обратить внимания на некоторую неестественность их поведения. Старцев занят своей работой, времени на общение с жителями города С. у него почти нет. Но со временем ограниченность и пошлость обывателей начинают раздражать его. Протест Старцева против их образа жизни, попытки пропагандировать высокие истины не встречают понимания. Его жизненная программа: «Нужно трудиться, без труда жить нельзя» - не устраивает окружающих. Одинокий и непонятый, он замыкается в себе, за что и получает прозвище «поляк надутый».

Со временем Старцев меняется. Он старается лечить городских больных, которые больше платят ему; играет по вечерам в винт и пересчитывает деньги, полученные практикой. Ряд художественных деталей подчеркивают изменения, происходящие с героем. Появление коляски, запряженной парой лошадей, и бархатной жилетки у Пантелеймона, а затем тройки с бубенчиками свидетельствует не только о росте благосостояния Старцева, но символизирует этапы его духовного падения. Дмитрий Старцев превращается в Ионыча.

В конце рассказа герой богат и одинок. Жизнь его однообразна, один день похож на другой. Главной и единственной целью бытия Ионыча становится приобретательство - еще одна разновидность «футляра». Он сам уже не терпит никаких чужих мнений и возражений. Герой превратился в нечто окаменевшее, в тупого и злого обывателя, которого раньше презирал. Исчезли живые чувства, все то, что в молодости волновало его, на смену пришли другие, мнимые, ценности. Ни работа, ни любовь, ни высокие цели не остановили превращение Старцева в Ионыча. Туркины остались такими же духовно бедными, какими были, а Старцев деградировал. Страшна неизменность Туркиных, но страшна и человеческая метаморфоза, произошедшая с героем.

Когда же началось превращение? Было ли оно неизбежным? Мог ли герой предотвратить начавшиеся изменения? Самый главный вопрос: «Что определило судьбу героя?» - наталкивает нас на ответ: «Среда». Окружение и обстоятельства способствовали постепенной деградации Старцева, превращению его в свою противоположность. К проблеме противостояния человека и среды обращались многие писатели XIX века, показывая, как среда уродует, делает несчастными умных, незаурядных людей, не позволяет реализовать себя, обрести цель в жизни. Безусловно, среда сыграла немаловажную роль в изменении духовного облика чеховского героя. Она определила формы и ценности его жизни. Но только влиянием окружения не исчерпывается авторская мысль в рассказе. Есть что-то и в самом герое, что не выдерживает испытания жизнью, временем. «Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!» Эти слова перекликаются с гоголевским лирическим отступлением о юности, завершающим рассказ о Плюшкине в «Мертвых душах», и призывом великого старика сохранять в себе человеческое; Чехов приводит читателя к выводу: происшедшее с Ионычем может случиться с каждым.

«Ионыч» - рассказ о том, как непросто оставаться человеком, о соотношении иллюзий и реальности, о поисках смысла жизни.

Автор не дает прямых оценок героев и происходящего, не предлагает никаких утешительных спасительных рецептов. Он создает определенный настрой у читателя, и мы угадываем авторскую позицию, отношение писателя к изображаемому.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 10 класса