Психолого педагогическая характеристика ученика. Психолого -педагогическая характеристика на ученика

Классному руководителю очень часто приходится заполнять характеристики на учеников. Этот документ представляет собой описание психологических, социальных и личных качеств школьника. Он составляется как для нужд самой школы, так и для внешних пользователей. Оформлять ее также могут завуч, директор или психолог учебного заведения.

Этот документ составляется в основном для облегчения знакомства нового преподавателя со школьником. Ученики в соответствии с программой обучения переходят из одного класса в другой. В процессе обучения они должны как минимум сменить двух или трех классных руководителей: при переходе из начальной школы в среднюю, при переходе в 10 – 11 классы.

Некоторые учителя – узкие специалисты для улучшения налаживания контакта с учеником и правильного построения обучающего процесса могут использовать этот документ.

Характеристика на ученика предоставляется в другую школу (если произошла смена образовательных учреждений), высшие и специальные учебные заведения, органы опеки и защиты прав детей, участковым, милицию, военкомат. Основное требование к внешней характеристике – она должна быть составлена на официальном бланке школы и заверена подписью или печатью директора.

Различают три вида характеристик на ученика в зависимости от ее содержания: психологическая, педагогическая и психолого-педагогические.

Как написать характеристику на ученика

Характеристика на ученика оформляется в свободной форме. Тем не менее желательно придерживаться ее стандартной структуры. Это необходимо для того чтобы учителя могли сопоставить характеристики во времени, отследить произошедшие изменения в поведении и успеваемости школьника.

Что должен содержать данный документ:

  1. В начале этого документа указываются личные данные ребенка: Ф.И.О., его класс, возраст. Здесь же можно записать сведения о его родителях и национальности.
  2. Далее нужно заполнить информацию о состоянии здоровья и физическом развитии школьника.
  3. В этом разделе классному руководителю необходимо описать атмосферу в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и степень их влияния на него.
  4. Этот абзац характеристики посвящен интересам ребенка. В нем лучше всего рассказать, что любить он делать, чем увлекается, какие секции и кружки посещает, сведения о его хобби.
  5. В этом разделе составитель характеристики должен описать развитие интеллекта ученика, имеющиеся способности к определенным наукам, а также предметы, которые школьнику труднее всего даются. Обязательно необходимо указать его успеваемость.
  6. В этом подразделе учитель характеризует особенности темперамента и наличие волевых качеств у ребенка.
  7. Важным для преподавателя является абзац, посвященный описанию взаимоотношений школьника с одноклассниками, другими школьниками, а также с другими учителями.
  8. В последнем разделе нужно описать моральные качества ученика, рассказать о его самооценке.

Характеристика на школьника подписывается классным руководителем и обязательно проставляется дата ее составления.

Психолого педагогическая характеристика, ее составление

Психолого педагогическая характеристика – это наиболее подробный документ с объективной оценкой, который составляется преподавателем или психологом на конкретного ученика. Он более стандартизирован, применяется внутри школы для построения учебного процесса учителем, а также в качестве источника информации для социального педагога, психолога, врача, руководства школы.

В нем желательно не использовать общие фразы, здесь оценка школьника происходит по заранее определенным показателям. Главная особенность этой характеристики – она содержит максимум информации для преподавателя, при ее составлении не требуется много времени, и она понятна любому учителю.

Лучше всего применять разновидность этой характеристики – графическую психолого-педагогическую карту. Она представляет собой шкалы, в начале и в конце которой стоят противоположные по значению характеристики школьника. Например, «Учится с интересом» и «Учебой не интересуется». Карта разбита на блоки. Например, «Учеба», «Поведение», «Общение в семье», «Общение в школе», «Общественная активность», «Личные качества». Этот документ позволяет по шкале оценить также степень развития качеств ребенка.

Особенность составления некоторых характеристик на учеников

Преподаватель может составлять характеристику на группу учащихся. В этом случае необходимо предварительно разбить школьников на группы по успеваемости, общению и т. д. И только после этого приступать к ее составлению.

Для средних и старших классов:

Психолого-педагогическая характеристика

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения:

ученика______________ класса,

проживающего по адресу:____________________________

В школе № ______обучается с года (оставлен на повторный курс в классе); до школы посещал детский сад______________,

Психологическая характеристика познавательных процессов

Общая моторика характеризуется (не) достаточной произвольностью контроля над движениями, мелкая моторика хорошо/слабо развита.

Функция восприятия недостаточно развита, ребенок (не) испытывает незначительные трудности при действии по зрительному образцу / по словесной инструкции. Восприятие развито лучше/хуже, чем мышление.

Внимание (не) устойчивое и (не) истощаемое, снижена / в пределах возрастной нормы произвольность, концентрация и переключаемость.

Зрительная память, кратковременная и долговременная, (не) достаточно развиты. Произвольная кратковременная память (не) высокая. Средний / высокий / низкий уровень механической памяти, уровень логической памяти ниже/выше. При запоминании быстро устает / запоминает (не) большие / средние объемы текста.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиты лучше / хуже, чем словесно-логическое / соответствуют норме данного возраста.

(не) Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Артикуляция («смазанная»/произношение звуков в слогах и словах нечёткое / часты аграматизмы / несогласованность).

Уровень сформированности понятий и ориентация в окружающем мире (не)достаточны/соответствует возрасту.

В целом для ребенка характерны (повышенная утомляемость/ неустойчивое внимание/преобладание процессов торможения над процессами возбуждения).

Педагогическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок обучается в массовом классе / находится на индивидуальном обучении … год.

Литературное чтение. Темп чтения … слов в минуту (норма на конец первого / второго полугодия … слов). Чтение (не) достаточно осознанное, но мало выразительное / не выразительное / выразительное), без соблюдения / с соблюдением логических пауз и интонации конца предложения. Допускает много ошибок (характер ошибок), (но не) повторяет их при повторном перечитывании текста. Подробный / краткий / творческий пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, рассказ мало / достаточно эмоционален. Стихотворения наизусть читает с ошибками, (не) достаточно выразительно. Ответы на вопросы дает полные/развернутые/односложные, допускает (незначительные) ошибки, устанавливая причинно-следственные связи. Словарный запас ограниченный/соответствует возрасту.

По русскому языку правила (не)знает плохо и (не) понимает/не всегда понимает, как их применять. Графо-моторные навыки (не)достаточно развиты, почерк отличается (небрежностью/часто очень мелкий/очень крупный/неравномерный, (не)разборчивый). Проявляются следующие ошибки на письме: (пропуски и замены букв (часто сходных по написанию или обозначающих похожие звуки), лишние элементы букв, а также их недописывание, аграмматизмы), что указывает на нарушение процессов письма.

По математике трудности вызывает формирование (графических навыков, навыков счета, решение задач). Математическая речь (не) формируется медленно/в полном объеме. Наибольшие трудности вызывает (формирование вычислительных навыков, которые находятся на низком/среднем уровне (без опоры на наглядность считает в пределах 10), механическое запоминание таблицы умножения/сложения идет более успешно). Конкретный смысл действий умножения и деления/сложения и вычитания осознается только при использовании наглядности. При решении задач трудности возникают, (объяснение выбора действия, запись пояснений, пропуск наименований).

Домашние задания (не) выполняет в (не) полном объеме, но под контролем родителей/самостоятельно.

Темп работы на уроке (не) достаточный / низкий / средний / высокий при самостоятельном/ коллективном / выполнении простых (однотипных) заданий, упражнения, требующие переключения внимания (не) вызывают снижение темпа. Ребенок на уроках мало / активен, творческие задания интереса (не) вызывают.

Учебная мотивация отсутствует/невысокая. Самоконтроль развит слабо/в пределах возрастной нормы/высоко, навыки самостоятельной работы формируются в (не)достаточном объеме/формируются с трудом.

Отношения с учителем / спокойные / ровные / доброжелательные; требования и поручения выполняет формально / охотно / иногда с неохотой / с желанием. На замечания и похвалу чаще реагирует сдержанно/(не) адекватно.

Одежда ребенка (не) опрятна, письменные принадлежности и учебные предметы в хорошем / (не) удовлетворительном состоянии.

Ребенок (мало) общителен, с другими детьми (не) доброжелателен, в коллективных играх (не) участвует / часто бывает лидером. Вне школы друзей нет / есть, увлечения (…), в школе занимается в кружках (…), вне школы посещает(…).

«_____»______________ ______года

Учитель______________/ФИО /

Директор ____________/ ФИО /

Составление характеристики на ученика или на группу учащихся - это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Только грамотно составленная характеристика помогает новому педагогу быстрее наладить контакт с учеником (классом), получить представление о его личностных качествах, выстроить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития школьника, в то время как предвзято составленная характеристика может отрицательно сказаться на отношениях между педагогом и учеником.

В различные периоды требования к составлению характеристик на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных преподавателями, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки.

Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая на ученика характеристика:

  1. должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
  2. разделить учеников по уровню преобладания тех или иных особенностей;
  3. показать отношение преподавателя к ученику;
  4. должна составляться по стандартной схеме;
  5. должна быть легко "читаемой" и понятной для педагогов, не знакомых с характеризующимися школьниками;
  6. процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
На основании перечисленных выше требований была разработана " ", использующая метод экспертных оценок в графическом виде (эксперт - классный руководитель). Данная карта позволяет составить наиболее правильную и объективную характеристику на ученика.

Индивидуальные и психологические особенности учащихся отображены в карте в виде шкал, по краям которых расположены минимальная и максимальная степени выраженности этих особенностей. Один край шкалы соответствует крайней степени выраженности какой-либо особенности личности или поведения, а другой - показывает отсутствие проявления этой особенности в поведении или выраженность противоположной по качеству особенности. При заполнении карты необходимо на каждой шкале отметить (например, галочкой) степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от краев шкалы характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности.

Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам отношения, позволяет не только учесть отношение учителя к ученику, но и выявить наиболее конфликтные зоны общения.

Данная карта рекомендуется к заполнению и составлению на каждого учащегося в конце определенных периодов обучения, для выявления первостепенных задач в процессе обучения и воспитания ученика, а также, чтобы помочь новому учителю (в случае смены классного руководителя) в работе с классом:
3 класс - карта, с обобщенными сведениями об ученике, составляется для учителя средней школы (пока ещё не знакомого с учащимся) учителем начальной школы;
7 класс - карта составляется в период перехода учащегося к дифференцированному обучению (выбор профилирующего направления, техникума, ПТУ);
9 класс - карта составляется для выявления профессиональных наклонностей ученика, для его дальнейшей подготовке к поступлению в ВУЗ.

Если школьник обучается по одиннадцатилетней программе, тогда "Психолого-педагогическую карту учащегося" рекомендуется составлять в 4, 8 и 10 классах.

Для наглядного примера приведем несколько готовых характеристик на учеников разных классов (с пояснениями), которые были получены при помощи психолого-педагогической карты.

Психолого-педагогическая характеристика ученика __________ класса

МКОУ СОШ с. Селезениха

_________________.

Раздел 1. Обшие сведения о ребенке

Анкетные данные.

1. Дата и место рождения ____________________________________

2. Домашний адрес __________________________________________

3. Сведения о родителях ______________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Сведения о состоянии здоровья

1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)___________________________

2. Хронические заболевания (какие) ______________________________

3. Особенности функционирования нервной системы:

Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

1. Занятия общественно-полезным трудом (каким) _______________________

2. Занятия художественной самодеятельностью (какой)________________________

3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких) ______________________

4. Занятия спортом (каким) ______________________________________

5. Занятия организационной работой (какой)________________________________

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка.

Направленность интересов:

1. на учебную деятельность.

2. на трудовую деятельность.

3. на художественно-эстетическую деятельность.

4. на достижения в спорте, туризме.

5. на отношения между людьми.

О т н о ш е н и е к д е л у:

1. Общественная активность

    Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

    Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего

    • собственного времени.

    Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

    Редко принимает участие в общественных делах.

    Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие

    Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и

    старается сделать ее хорошо.

    Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного

    характера редки.

    Редко охотно берется за работу.

    Чаще всего старается уклониться от любой работы.

    Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность

    Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

    В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

    Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

    Очень редко выполняет порученное ему дело.

    Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Инициативность

    Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

    Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

    Редко сам начинает новое дело.

    Почти никогда сам не начинает новое дело.

    Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5. Организованность

    Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

    В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

    Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо

      отчитываться.

    Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени.

    Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

6. Любознательность

    Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

    В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки

    и культуры.

    Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

    Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

    Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность

    Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

    Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

    Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

    Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

    Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда

    неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

8. Коллективизм ,

    Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому

    оказать помощь и поддержку.

    Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

    Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

    Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

    Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом

    «Не лезь не в свое дело».

9. Честностъ, правдивость

    Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,

    когда ему невыгодно.

    Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

    Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

    Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

    Склонен всегда говорить неправду.

10. Справедливость

    Активно борется с тем, что считает несправедливым.

    Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

    Редко выступает против того, что считает несправедливым.

    Не добивается справедливости.

    Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие

    В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной

  • Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

    Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

    В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

    В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительностъ

    Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

    Как правило, с удовольствием общается с людьми.

    Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

    Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

    Замкнут, необщителен.

13. Чувство товарищества

    Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

    Как правило, помогает товарищам.

    Помогает товарищам, когда его просят.

    Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

    Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивостъ

    Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

    Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.

    Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

    Почти не умеет сочувствовать другим.

    Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

15. Вежливость, тактичностъ

    Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

    Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

    Часто бывает невежлив и нетактичен.

    Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

    Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

О т н о ш е н и е к с е б е

16. Скромность

    Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

    Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

    Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.

    Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

    Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

1 7. Уверенность в себе

    Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

    Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

    Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

    Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

    Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.

18. Самокритичность

    Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

    В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

    Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

    К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

    Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умение рассчитывать свои силы

    Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

    Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.

    Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

    В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

    Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству

    Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

    Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

    Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

    Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

    Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

    Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

    Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

    Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

    Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

    Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

22. Смелость

    Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

    В большинстве случаев отступает перед силой.

    Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

    Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

    В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

    Иногда колеблется перед ответственным решением.

    Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

    Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость

    Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

    Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

    Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

    Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

    Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание

    Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

    Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

    Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

    Часто не может подавить нежелательные эмоции.

    Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в шко л е

27. Симпатия

    Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

    В классе ребята относятся к нему с симпатией.

    Пользуется симпатией только у части одноклассников.

    Пользуется симпатией у отдельных ребят.

    В классе его не любят.

    Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спорт.школа, клуб, и т.п.).

    Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоций

29.Внимание

    Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

    Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

    Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

    Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

    Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

30.П а м я т ь

    При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

    При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

    Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.

    Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

    При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

    Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

31.Мышление

    Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

    Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

    Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

    В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

    Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32.Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь

    Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм.

    Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.

    Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

    Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий эмоциональный тонус

    Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

    Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

    Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

    По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.

    Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная уравновешенность

    Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

    Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

    Эмоционально уравновешен.

    Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

    Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.

Примечание: Задача данной карты-схемы - помощь учителю наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, сопорой на которые

должен строиться воспитательный процесс.

Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из

степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по этой схеме родителями или самим

учеником. В этом случае ученик дает себе самооценку, подчеркивая по линейке например, синим цветом, родители – зеленым, учитель - красным.)

В данной работе представлены 14 примерных характеристик на учеников начальных классов . Они были написаны для предъявления по требованию: милиция, собес, врачи, опека, суд.

Если же вам понадобится психолого-педагогическая характеристика ученика, то пример написания можно посмотреть .

Характеристика ученика 3 «Б» класса, проживающего по адресу:

В средней общеобразовательной школе № __ г. ________ обучается с 7 лет (1.09.2008) по программе 1- 4 УМК «Школа России».

Мальчик воспитывается в неполной семье, которая состоит из 4 человек (мать, 2 детей и бабушка), проживающих в одной квартире.

Физическое развитие и состояние здоровья _____ соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет, развит хорошо, болеет редко. Мать осуществляет постоянный контроль за школьной успеваемостью и поведением ребенка, а так же сотрудничает с учителем и оказывает посильную помощь. Каждую субботу _______ приходит в школу для беседы с учителем, а также зачастую звонит по неотложным вопросам.

За время обучения _____ показал себя как очень активный, открытый, общительный ребенок. Он легко входит в контакт со сверстниками, учителями. Ко взрослым относится уважительно, прислушивается. Выполняет все поручения учителя. Мальчик аккуратен, школьные принадлежности в хорошем состоянии, однако работы в тетрадях бывают небрежными из-за невнимательности. Он старается содержать не только свои вещи в порядке, но и школьное имущество. Реакция на замечания педагога положительная, старается исправить ошибки, испытывает чувство вины. Однако Влад легко поддается влиянию окружающих одноклассников. Дружит со всеми в классе, но большее предпочтение отдает дружбе с __________. Их связывает дружба с детского сада, а также «жилье по соседству», поэтому мальчики часто возвращаются со школы вместе и ходят друг к другу в гости поиграть в компьютер. Мать Влада жестко контролирует их дружбу.

Интеллектуальные возможности учащегося высокие. Окончил обучение во втором классе с одной «4» по русскому языку, остальные предметы - «5». В классе является лидером в учебной деятельности, на него равняются, уважают, надеются. На уроке всегда поднимает руку, зачастую пытается ответить на все вопросы педагога, перебивая других, стремясь во всем быть первым. Всегда распределяет свою работу во времени и работает согласно плану. К учебной деятельности проявляет сильный интерес. Принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах, участвует в соревнованиях, конкурсах). Мальчик участвует во всех конкурсах школы, района, а также России. Неоднократно становился победителем в школьных конкурсах, на районе, а также стал победителем по Кемеровской области. Заинтересованность в успехах ребенка проявляет мать ___________.

Мальчик посещает школьные кружки - «Волшебная кисточка», «Музыкальный театр», а так же посещает внешкольные - легкая атлетика, танцевальный, бассейн.

В классном коллективе занимает позицию явного лидера преимущественно в учебной деятельности.

Характеристика ученицы 1 «Б» класса, проживающей по адресу:

В среднюю общеобразовательную школу № ___ г. _______ пошла с 7 лет (1.09.2008) в первый общеобразовательный класс «Б» по программе 1-4 УМК «Школа России», где обучается на данный момент.

Физическое развитие и состояние здоровья девочки соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет. Семья, состоит из 5 человек (мать, бабушка и 2 старших брата), которые проживают в одной квартире. _________ (средний брат) обучается в 8 классе школы № __ и иногда приводит сестру в школу. Мама - ________________ воспитанием детей практически не занимается. Она плохо осведомлена об интересах ребенка, успеваемости дочери, поведении в школе и вне школы. За текущий учебный год на родительском собрании была 1 раз.

Старается устроить свою личную жизнь, что отражается на ребенке. За период проживания с сожителем (зимой) отдельно от своей семьи (с ней жила только Яна) контроль за дочерью осуществлялся плохо: не выполнялись домашние задания по предметам, была периодически не готова к урокам, иногда пропускала уроки без объяснения причины (или, например, говорила «не успел пуховик высохнуть»), деньги на питание не давались в этот период. Сама мать очень редко подходит к учителю.

В остальное время воспитанием занимается бабушка, а так же осуществляет контроль за учебой ______ и обеспечивает материально (питание, развлечения - театр, кинотеатр, новогодние подарки). Она всегда в курсе событий, произошедших за текущий день. Сама подходит к учителю. Со слов ______ ее многому учит бабушка (шить, читать, убираться). _____ принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах) благодаря бабушке.

Между бабушкой и матерью неблагополучная эмоциональная атмосфера.

На первый взгляд девочка хорошо одета, ухожена. За время обучения _____ показала себя как открытый, общительный ребенок. Она легко входит в контакт со сверстниками, учителями. Не боится неправильных ответов, говорит, что думает. Ко взрослым относится уважительно, прислушивается. Выполняет все поручения учителя. Очень любит дежурить по классу, пока все не сделает не уходит, иногда выполняет за других работу. Старается содержать в порядке свои вещи, и школьное имущество. Реакция на замечания педагога положительная, старается исправить ошибки, испытывает чувство вины (опускает голову, молчит).

Однако, не всегда благополучная атмосфера в семье переносится ребенком в детский коллектив. Она излишне подвижна, иногда бывает даже агрессивна со сверстниками (может накричать, толкнуть, жестко отстаивает свою позицию).

В коллективе занимает позицию «среднячка», к ней прислушиваются. Девочки играют с ней в ролевые игры, раскрашивают картинки и т. д.

Интеллектуальные возможности учащейся средние. Любимыми уроками являются: физкультура, изо, труд, музыка, окружающий мир.

Общий кругозор очень мал. Малый запас слов и малая начитанность не дают возможности правильно выразить свою мысль письменно и устно. Память развита на механическом уровне, она не владеет приемами преднамеренного запоминания, отсутствует быстрота и прочность запоминания, следовательно, через несколько дней без намеренного повторения информация забывается.

Мышление развито слабо. С трудом отличает существенные и второстепенные признаки предметов. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий очень низкий, не умеет делать самостоятельно выводы и находить пути решения.

Воображение развито слабо.

К учебной деятельности _____ проявляет интерес, но он быстро исчезает, т. к. все психические процессы развиты слабо. На уроках часто отвлекается. Домашние задания выполняет с неохотой и большим трудом (со слов бабушки). Тяжело дается заучивание таблицы сложения и вычитания, словарные слова и т. д.

Однако, девочка очень старается не отстать от остальных учащихся. Активно отвечает на вопросы учителя, даже если ответы не всегда верны.

Чтобы скачать материал или !