Свобода от страстей. Раб Божий − кто он? Кто такой раб Божий

Сергей Худиев

Как-то по интернету ходил рассказ человека, который был в Афинах и обнаружил, что в Греческой Церкви прихожан называют «детьми Божиими», а не «рабами Божиими», как в Русской Церкви. Отсюда делались глубокие выводы о разнице менталитетов русских и греческих церковников. Конечно, сам этот случай - чистое недоразумение, если бы этот человек был знаком с Новым Заветом, он бы знал, что в нем апостолы называют христиан и рабами, и детьми Божиими, точно так же как оба термина присутствуют и в богослужении как Греческой, так и Русской Православных Церквей.

Когда я называю себя «рабом Иисуса Христа», я испытываю некоторый трепет - так называл себя святой апостол Павел, святой апостол Петр, другие апостолы Христовы, священномученик Игнатий Богоносец и многие иные мученики, святые, подвижники, отцы и учители Церкви.

Встать в этот ряд, сказать: и я тоже, как эти люди, «раб Иисуса Христа» - было бы неуместной дерзостью. «Мы с апостолом Павлом - рабы Иисуса Христа!» Но я решаюсь на это только потому, что Писание всех христиан называет рабами Иисуса Христа. Это драгоценное звание мне даровано в Крещении, и я ношу его - не с гордостью, я его не заслужил и не мог - но с изумлением, что мне оказана столь великая честь.

Более того, в Библии сам Иисус назван рабом Бога: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13).

Но современный мир яростно требует равенства

Но само именование христиан «рабами Божиими» для внецерковных людей служит некоторым запинанием. Это понятно - слово «раб» в современном языке носит резко негативный характер. Раб - это кто-то, кого воспринимают как вещь, «говорящее орудие», чьи желания, интересы или человеческое достоинство никого не интересуют. Кто-то, кого можно эксплуатировать, с кем можно дурно обращаться - даже убить - безнаказанно. Сам институт рабства вызывает отвращение, и все согласны в том, что его следует искоренять и преследовать.

Это понятно; люди грешны, и это проявляется тем заметнее, чем больше у человека власти над другими. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Начальник-самодур вынужден сдерживаться, потому что на свете есть и другие работодатели, к которым работники могут, в конце концов, уйти. Но в ситуации, когда уйти невозможно, жаловаться некому, и остается только такой слабый сдерживающий фактор, что рабы - это все-таки ценное имущество, человеческий грех вылезает во всем своем неприкрытом уродстве.

Страшно оказаться в полной, безраздельной власти своего ближнего - потому что полагаться на его добрую волю не приходится. Именно поэтому нас пугает и возмущает рабство.

Мы боимся и не доверяем друг другу - и имеем на это веские основания.

Современный мир яростно требует равенства - потому что всякий, обладающий более высоким статусом, непременно использует его для того, чтобы угнетать и притеснять своих ближних. Равенство, конечно, недостижимо - в любой корпорации, обществе, государстве немедленно выстраиваются иерархии, без этого невозможно - но, по крайней мере, к нему следует стремиться.

Невозможно обойтись без власти одних людей над другими - но, по крайне мере, ее надо обставить сдержками и противовесами, законами и должностными инструкциями, так, чтобы эта власть была как можно дальше от абсолютной. Цена свободы есть непрестанная бдительность. Зазеваешься - и ближние немедленно повесят на тебя ярмо.

Не низкое холуйство, а сердечная преданность

Но и мы знаем проблески какого-то иного мира. В нашем мире есть не только эксплуатация - и яростные попытки этой эксплуатации избежать. В нашем мире бывает любовь. Как говорит невеста в «Песне Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне» (Песн. 6:3). Принадлежность другому человеку - не всегда источник угрозы. Иногда - как для влюбленных - это источник глубокой радости, счастья, полноты жизни. Ребенок находится во власти родителей - и это (кроме небольшого числа трагических случаев) хорошо и правильно, его любят, о нем заботятся.

Мы не можем представить себе отношения доверия и преданности между слугой и господином, хозяином и рабами - но такое иногда бывало. Как, например, повествуется в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт. 14:14). Аврам вооружил своих рабов, будучи уверен, что они не обратят оружие против него, не разбегутся, а будут сражаться и подвергать свою жизнь опасности за хозяина - и это вполне оправдывается.

Такое бывало - не низкое холуйство, а сердечная преданность; не барское самодурство - а отеческая забота. Увы, не слишком часто - мы живем в падшем мире. Но само слово «раб» могло обозначать и нечто другое - и вызывать совсем другую цепь ассоциаций, чем у нас.

Оно могло быть выражением благодарности и преданности - правитель поразил людей своими великодушными благодеяниями, и они признали себя его рабами. Оно могло быть выражением принадлежности - как в наши дни люди остро переживают свою принадлежность к национальности, к партии или стране.

Преданность по отношению к личности почти исчезла из нашего мира. Но в античном мире (как и в средневековом) всем было понятно, о чем идет речь. Средневековый король мог воскликнуть в гуще битвы: «Те, кто любит меня, за мной!» - и за ним следовали.

Слово «раб» могло означать полное доверие - «я принадлежу тебе».

Владыка мироздания принял образ раба

И вот в христианском контексте, у апостолов, у святых отцов, «раб Божий» - это очень теплое слово. Бог в Иисусе Христе стал человеком, умер и воскрес, и даровал нам жизнь вечную и блаженную. Теперь мы, рабы Божии, принадлежим Ему, живем в Его доме, аллилуйя!

Тот, Кто обладает абсолютной властью, стал человеком, претерпел муку и смерть от рук Своих мятежных творений ради их спасения.

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).

Бог полностью отдал Себя творению - Владыка мироздания принял образ раба, чтобы поднять падших людей к себе. Вера отзывается благодарной преданностью - теперь мы принадлежим Тебе. Мы рабы Божии.

04:17 pm - Раб Божий или Сын Божий!? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I
Оригинал взят у iov75 в Раб Божий или Сын Божий!? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I

Написано специально для справочно-информационного портала "Возглас" vozglas.ru


И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 г ода.

Подумалось, а почему называя себя "рабами Божьими", в молитве "Отце наш", мы обращаемся к Богу как к Отцу?
Странно? Так мы - это рабы хозяина мира - Бога или все же Его...дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами - христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.

Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.

В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы - Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…

На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.

Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из - за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin - New-York, 2000. S. 379-380).

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.

О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.

Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).

Что значит понятие Раб Божий в православии

Какое значение имеет в христианстве понятие "Раб Божий" почему говорят раб Божий, как объясняет церковь, "Рабство" Господу три значение понятия Раб Божий

Какое значение имеет в христианстве понятие "Раб Божий"

В христианской культуре существует большое множество традиций, обрядов, с которыми мы довольно часто сталкиваемся, и они не вызывают у нас недоумение.


Тоже самое касается и специальных библейских фраз, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали для нас настолько обыденными, что мы даже и не знаем что они значат на самом деле. Именно поэтому существует разнообразные мнения относительно трактование и использования такой церковной фразы как «раб Божий» .


Многие думают, что такое обращение является унизительным для человека. Однако не надо сразу думать, что это так. Сперва надо более детально изучить этой фразы и понять почему верующих именуют Божьими рабами.



Почему говорят раб Божий

Чтобы понять истинное значение этих слов необходимо абстрагироваться от других сферах жизни, где используется слово раб, тогда и не будет возникать недоразумения и пустые обиды, поскольку в религии значение этого словосочетание совсем иное. Наша духовное мышление не должно зависеть от обыденного понимания слова "раб".


Потому, что самая важное стремление Всевышнего заключается в том, чтобы каждый человек обрел вечное существование. В случае когда люди погрязли в грехах, то они просто обязаны не лишь уверовать в Господа, а и беспрекословно и смиренно подчинятся Всевышней доброй воле.


Ведь в самой Библии о таких людях сказано, в случаях, когда они решили изменить свою жизнь и перестали совершать грехи и избавились от нечистых мыслей и решили следовать благому велению Всевышнего, то таких людей и называют «рабами Божьими». В церковном обиходе данное словосочетание обозначает почетное звание.


Существует пару трактований словосочетание раб Божий либо ж раба Божья:


    У иудеев фраза «раб» вообще не употреблялось как что-то оскорбительное. Этим словом просто называли работяг.


    Основное стремление Всевышнего, заключается в даровании людям различных даров и показать нам дорогу к идеалу. Поэтому смиренно следовать благому умыслу Всевышнего не имеет под собой ничего оскорбительного.


    Чувственная окраска этого словосочетание призванная обратить наш взор на то как мы доверяем Всевышнему и насколько мы верны Ему. К Господу надо не только обращаться с просьбой о помощи в трудных ситуациях, но и благодарить за все блага которые у вас есть.


    Нужно еще упомянуть о характерных чертах той эпохи, в которой был рабовладельческий строй. Существовали лишь рабы и их владельцы. Однако в этой ситуации «раб» не подразумевает человека без прав.


    Но возникает вопрос почему именно раб Божий, а не отрок Господний? Считается, что взаимоотношения Всевышнего и людей включают в себя три ступени отношений: раб, работник и отрок. Такое разделение упоминается в предании о странствующем отроке.



Как объясняет церковь

Большинство преподобных отцов считают, что нужно выделять в словосочетании «раб Божий» вторую фразу. В том случае когда Вы принадлежите Всевышнему, то это обозначает, что никому больше вы не сможете принадлежать.


Принадлежать Господу это обретение уникальной свободы. Быть «рабом» Божьим считается наибольшей свободой, чем быть рабом своих предпочтений и шаблонов.
Поэтому не надо пытаться найти взаимосвязь трактования этого понятие в мирской жизни и в духовной. Ведь главное в христианстве это вера в Всевышнего и придерживаться канонам Божьим.



"Рабство" Господу

Принадлежность Господу в обобщенном понимании означает смиренное подчинение Всевышнему и противопоставляется другому пониманию как принадлежность греховному поведению.


Однако в более специализированном трактовании, это означает добровольное следование Господней воли подавляя свою на основе боязни расплаты, эта считается первой стадией отношений с Господом (вторая и третья это наемник и отрок).


Священнослужители делят на три ступени отношений с Господом:


Первая это раб, который следует за Богом по причине боязни расплаты;
рабочий, подчиняющийся за деньги;
и отрок, который подчиняется из-за любви к Отцу.


Именно стадия сын считается самой высшей ступеней развития отношений с Господом. Как говорил преподобный Иоанн Богослов: «Любовь исключает боязнь, и идеальная любовь избавляет от страха, ведь в боязни существует страдание. Тот, кто боится не знает совершенную любовь»



Я СЫН БОЖИЙ! Я НЕ РАБ!

Какая совместимость храма Божия с идолами?

Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог:

"вселюсь в них и буду ходить в них; и буду

Их Богом, и они будут моим народом.

И потому выйдите из среды их и отделитесь,

говорит Господь, и не прикасайтесь к

нечистому; и Я приму вас. И буду вам

Отцом, и вы будете Моими сынами и

дщерями, говорит Господь Вседержатель"

Вот и пришло время для появления этой книги. Написал ее для тех людей, которые устали ото лжи, которые хотят услышать не правду, а истину. Правда, у каждого своя, а истина она одна для всех. Пишу то, что накопилось в моей душе за тот короткий промежуток времени, который удалось прожить. Я не считаю себя писателем, поэтому постараюсь изложить свои мысли максимально доступным и простым разговорным языком, которым пользуются простые люди. Трудные термины и сложные названия буду расшифровать так, чтобы их понял и инженер, и домохозяйка. Проще говоря, ничего сложного для понимания вы здесь не найдете. Но многое придется осмыслить, а некоторым даже пересмотреть свои взгляды на свою жизнь. Увидеть истину гораздо горше и трудно осознать, что столько лет тебя кормили помоями, приправленные религией и идеологией. Восточные мудрецы говорят, что мы живем в мире иллюзий, которые мы себе сами придумали. Даже не мы придумали себе, а придумали нам другие люди, которые считают себя богами. Думаю, что эта книга сделает вашу жизнь счастливее, интереснее, богаче духовно и материально. Поэтому, с Богом!

Как видящий, постараюсь показать, как мы в большинстве своем живем. Ясное видение -- это видение истины безо лжи, таким как есть все на самом деле. Мы же не живем, а существуем. Знания ограничивают наш ум и нашу жизнь. Реально для нас только то, что мы можем увидеть и потрогать, а дальше своего носа, нам не дано. Мы ограничиваем свой мир отрывочными знаниями, полученными от других людей, ограничиваем себя научными данными, вещественным миром. Ведь нашу жизнь можно выразить одной строчкой: дом - работа - сон. Сейчас многие люди пытаются заниматься собой и своей душой, но таких людей пока очень мало. Редкие люди, помимо этого, занимаются еще чем-то полезным для себя, своего духовного развития. Но все равно большинство из них остаются рабами своих знаний, вложенных в них другими людьми. Нас веками воспитывают рабами. В церкви меня называют рабом, пусть и Божьим. Дома я раб жене и детям. На работе я раб начальству. В школе - раб педагогов. Не все мы понимаем слово "раб", оно понимается красиво сформулированным выражением "ты должен, ты нужен, ты обязан" Попы говорят и пишут, что слово раб происходит от слова работник Божий. Когда Адам и Эва согрешили, то Бог их сослал на землю, проклял их и сказал, что в поте лица будем добывать хлеб свой насущный. " проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"? Только почему не труженик Божий? Для всех я был нужен как раб, и, когда пытался стать хоть немного самим собой, сделать то, что нужно мне, то, чего желала моя душа, меня тут же ставили на место. На место послушного раба, который не должен и не имеет права иметь собственные мысли и взгляды на свою личную жизнь. Я должен был жить в мире, который придумали для меня вначале коммунисты, потом демократы, до этого цари и, как говорит Христос фарисеи и книжники. До сих пор мы живем в то время, когда за нас думают, другие люди и решают за нас: начальства, партийные работники, родители, соседи. Поэтому до сих пор многие люди не имеют собственных мыслей, не говоря уже о собственном взгляде на жизнь. За собственные мысли простого человека могут посадить в тюрьму, лишить премии, отлучить от доходного места, а то и просто убить, как это происходит с честными людьми. Только мы начали избавляться от страха, после Сталинских репрессий. Только, только, начали более или менее свободно дышать и мыслить, жить, как хотим. Только вот еще много осталось сталинских овчарок, которые за кусок "хлеба" или теплого места продадут и друга и брата. Они рабы, они не умеют строить свою жизнь, они хотят, чтобы им дали квартиру, врачи бесплатно вылечили, родители кормили, пока они бегают по дискотекам. Так проще и выгодней, ни за что не нужно отвечать. Раб ни за что не отвечает, кроме выполнения своих обязанностей. Поэтому он глух и слеп и не может принимать никаких важных решений, даже для себя. За него все решено. Он ни в чем не виноват, чтобы ни происходило в его жизни. Виноваты: царь, Ленин, Сталин, папа с мамой, соседи, начальники и так далее. Немного о нашей беспутной темной жизни попробую рассказать на своем примере. Все виноваты, кругом одни враги. Не жизнь, а борьба за выживание, за кусок хлеба, за любовь... можете продолжить сами. Все это прикрывают словами искусство, культура, идея. Чья культура? Чье искусство? Чьи идеи мы должны воплощать в жизнь. Культурно улыбаемся, вежливо разговариваем друг с другом, сами же готовы за лучший кусок хлеба разорвать друг друга на части, проклясть, уничтожить. Сдерживают только законы, данные властями, а не свыше. Что мы тупее скотины, что сами не можем разобраться, что нам нужно, как хотим жить? Мы что изначально рождены идиотами, хотя в Библии сказано, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Тогда возникает вопрос, раз мы созданы по образу и подобию Божью, почему из нас с детства стараются сделать тупых и слепых рабов, не имеющих своего разума?

Родился я в простой рабочей семье. Отец и мать с утра и до вечера работали на заводе, поэтому на воспитание своих детей у них оставалось очень мало времени. Детских садов и яслей тогда почти не было, поэтому основное воспитание я получил на улице. Вот где для детей была настоящая свобода. Мы были предоставлены, хоть и на время, но сами себе. О чем сейчас приходится только мечтать. Не зря говорится в Новом Завете, чтобы мы стали, как малые дети, и нам откроется царство Божье. На улице и в дворовых компаниях всегда ценилась искренность, а за обман и хитрость могли жестоко наказать, даже избить. Дети всегда честны, они жадного назовут жадиной, подлизу - лизоблюдом. Каждому быстро могли дать прозвище или кличку, которая могла затем приклеиться на всю жизнь, если они не пытались изменить свое отношение к себе и жизни. Тех, кто остался рабом, там жестоко били, и они сбивались в стаи, или каждый начинал искать свой собственный путь, свое предназначение. Они уже с детства знали, кем будут и чего хотят в жизни, но таких людей меньшинство. Те, кто остался в стае, потом и в жизни старались укрыться в толпе и не высовываться, и эта толпа и в наше время пытается определить нашу жизнь, жизнь большинства. Это путь большевиков, который привел нас к окончательному моральному падению. Кто же нашел свой путь и свое место в жизни, смело шли дальше. Мне то же, жить в толпе, как все, казалось безопаснее, да и родители всегда учили не высовываться. Поэтому моя жизнь потекла, как и у большинства: школа, армия, работа, семья. Как и все, я был воспитан в духе атеизма: октябренок, комсомолец, коммунист. Всегда нас учили думать о Родине, родителях, жене, детях, а потом о себе. Воспитывали, учили быть нужными, кому ни будь, только не себе. Нас учили и воспитывали быть винтиками общества, пушечным мясом во время войны, рабочей скотиной для более хитрых и умных. Только вот думать о себе времени практически не оставалось, разве что за кружкой пива, или за бутылкой водки, когда мы бедные и несчастные открывали друг другу душу. Поэтому уже к 40 годам я имел шесть хронических заболеваний. С работы уволили по состоянию здоровья, предложив III группу инвалидности. На эти деньги я не мог содержать семью, даже себя, поэтому невольно стал сам нахлебником у своей семьи. Отношение ко мне всех членов семьи резко переменилось. Теперь они должны были кормить и поить меня. Я оказался на обочине жизни, потерял уважение детей и родственников. Хорошо, что к этому времени началась "перестройка", и я занялся бизнесом. Пять лет адской работы в условиях жесточайшей конкуренции и полного хаоса окончательно подорвали мое здоровье. Но это время было самым продуктивным в моей жизни в том смысле, что мне пришлось самому думать и решать важнейшие задачи для меня, и не только, так как под моим началом собрался, хоть и небольшой, но коллектив. У нас был кооператив, и именно совместное мышление привело, в конце концов, к разброду в коллективе и разорению предприятия. После банкротства, проанализировав ситуацию, я окончательно понял, что важные вопросы нужно принимать не коллективно, а только лично самому, так как в коллективе никто ни за что не отвечает, кроме рабочих, ведь это мы их оставили безработными, и они потом долго меня упрекали этим.

Именование верующих рабами Божьими восходит ко временам исхода из Египта. В книге Левита 25: 55 Господь говорит о сынах Израилевых: «Они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян – теперь только Мои рабы. Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению – на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «ты – Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим. 1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22). Для апостола Павла рабство Богу – это синоним освобождения от власти грехa и смерти.

Мы часто воспринимаем формулировку «раб Божий» как знак преувеличенного самоуничижения, хотя нетрудно видеть, что как раз этот аспект в библейском употреблении отсутствует. В чем же дело? Дело в том, что в старину, когда возникла эта терминология, слово "раб" просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло за последние 2-3 столетия. Взаимоотношения раб-хозяин были взаимными. Раб не был свободен и полностью зависел от воли хозяина, но хозяин обязан был его содержать, кормить, одевать. У хорошего хозяина участь раба была вполне приличной - раб чувствовал себя в безопасности и был снабжен всем необходимым для жизни. Бог - это хороший хозяин и могущественный господин. Именование человека рабом Божиим является точным определением его фактического положения, а совсем не означает искусственного самоуничижения, как многие думают.

Действительно, раб – это просто работник, который не может сменить хозяина и полностью от него зависит. Хозяин для раба – это царь и бог, он судит раба по своему усмотрению и волен наградить или наказать. Отношения раба и хозяина – вечные, неизменяемые и безусловные. Раб должен любить хозяина просто потому, что это - единственная разумная для него возможность. Не любить своего хозяина и не стараться для него для раба глупо и бессмысленно. Примерно та же степень свободы и у нас. Так как мы живем в мире созданным Богом и вынуждены мириться с назначенными Им законами и ограничениями, то мы - рабы этого мира и рабы хозяина этого мира, т.е. Бога. Мы от него полностью зависим и никак не можем сменить хозяина. Он волен нас наказать или наградить, и никакой закон Ему не писан. Поэтому мы и есть рабы Божьи, и в этом нет ничего особенно для нас нового. Мы в любом случае Его рабы, но мы можем выбирать как мы к своему хозяину относимся и насколько добросовестно выполняем свою работу.

Современное выражение «рабский труд», имеющее негативный оттенок, совсем не отражает точку зрения тех времен когда рабство было обычным бытовым явлением, и рабы могли использоваться на любой работе. В хорошо известной Евангельской притче о талантах (Матв. 25: 14-30) три раба получают на год весьма значительное количество денег: один - 5 талантов, другой – два, а третий – один. Первый и второй рабы удваивают свою сумму, и хозяин, возвратясь, хвалит их и отдает им заработанное. Третьего раба, зарывшего свой талант и вернувшего хозяину только то что получил, ожидает наказание за лень. Здесь стоит обратить внимание на следующее: (1) рабы получают в полное распоряжение на длительный срок огромные суммы: (талант – это около 40 кг серебра); (2) от рабов ожидается инициатива и сообразительность очень похожие на то, что требуется от теперешних бизнесменов; (3) хозяин награждает и наказывает рабов по своему усмотрению – на то он и хозяин. Невероятные размеры сумм, доверенных рабам, указывают на аллегорический характер притчи, которая является точной иллюстрацией наших взаимоотношений с Богом. Мы также получаем во временное пользование весьма ценные дары (в первую очередь нашу собственную жизнь), т.е. распоряжаемся огромными ценностями, которые нам не принадлежат. От нас ожидается творческая инициатива в разумном распоряжении тем, что нам доверено. Бог, наш хозяин, будет судить нас по своей хозяйской воле.

Решение проблемы состоит не в том, чтобы смириться с "неприятным" названием "раб Божий" и воспринять его как знак повышенного смирения, а в том, чтобы хорошо подумать и понять, что это название выражает фактическую сущность реальных взаимоотношений любого человека с Богом.

Интересно, что если русские православные называют себя «раб Божий», «раба Божия», то христиане - европейцы предпочитают употреблять более приятные для современного уха самоназвания, которые по существу являются менее точными. Англоязычные православные, к примеру, называют себя «servant of the Lord» (слуга Божий) и «handmaid of the Lord» (служанка Божия). Это звучит приятнее, однако слуга или служанка могут сменить хозяина, а раб не может. Но мы очевидно не можем сменить Бога, так как другого просто нет.

Рецензии

Раб Божий... Кого же можно назвать так, если в это словосочетание вкладывается определённый смысл - беспрекословное подчинение воле Господней, а значит, жизнь во Христе: жизнь без грехов, в любви к ближнему? Даже святые люди считали себя грешными, поэтому в идеальном понимании нельзя кого-либо на Земле назвать рабом Божьим. Или же все люди как часть этого мира, который создал Бог, являются Его рабами, одни из которых приблизились к Нему, допустим, на один процент, а другие - на девяносто девять. А может быть, раб Божий - это тот, кто, будучи великим грешником, осознал свою греховность и, спотыкаясь и падая, медленно приближается к Всевышнему?
Среди православных христиан есть очень много людей, похожих на фарисеев, есть и такие, кто в церковь заходит случайно, и такие, кто читает Библию, посещает церковь, исповедуется, но каждый день ворует, становится мультимиллионером. Как же быть? Их тоже считать рабами Божьими уж только потому, что они когда-то прошли чин крещения? А может, истинная раба Божья - это солженицынская суеверная Матрёна-язычница, у которой "грехов было меньше, чем у кошки"? Язычница, но "праведник, без которого не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша".