Что такое честь семьи для детей. Определение: что такое честь и достоинство человека

Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?

Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.

Задачи:

Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, способствовать формированию правовой культуры, гражданской позиции и толерантного поведения;

Воспитание достоинства и самодостаточности;

Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения, навыков работы в группе, умения высказывать своё мнение, не нарушая прав других.

20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

Саша вообще очень принципиальный человек. - Это делает ему честь.

Так что же такое честь для каждого из нас?

Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

4.Ситуации

Просмотр видеоролика, для того, чтобы сформулировать определение понятия ЧЕСТЬ.

Учащиеся с помощью учителя приходят к мнению, что

Честь основана на объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину.

Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство

5.Тест (высвечивается на экране).(Слайд4)

Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.

1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

2. Честь – это ответственность за свое поведение.

3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.

8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.

10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?

Пусть эти советы в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.

1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба - это наше бесчестие.

2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу - запятнали свою честь.

3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство - потеряли чувство стыда.

Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

Я - гражданин России, честь имею!

III этап. Итог.

В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего» (высвечивается на экране). Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим.

Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:

Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

Три глагола, раскрывающих действие понятия.

Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.

признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства - одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЧЕСТЬ

понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн. сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч. требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив, к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения человека. Буржуазные идеологи Фихте, Гегель, Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг) - см. Самореализации этика), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а с др. стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание. На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч. своего коллектива, профессии (Профессиональная этика), народа в целом (Патриотизм.). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч. выступает как подлинно моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо. Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл. Если Ч. предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение.


Теперь обратимся к понятию мужской чести. В отличие от женщины, мужчина не обладает личной честью в физическом плане. Честь мужчины заключается в сексуальной неприкосновенности его се­мьи, то есть фактически мужская честь - это честь женщин (жены, дочерей), принадлежащих к его семье. Это отражается на отноше­ниях между мужчиной и женщиной, потому что честь мужчины, как мы видим, зависит от чести женщины. Так как мужская честь та­ким образом постоянно находится под угрозой, мужчина в отноше­нии женщин своей семьи все время пребывает в состоянии недове­рия или по крайней мере контроля.
Общество ожидает от мужчины активного отпора любым посяга­тельствам на его честь (читай: на честь женщин, принадлежащих к его семье). И поэтому ему приходится для профилактики неустанно следить за поведением и общением «своих женщин». Мужчине приходится работать на два фронта одновременно: с одной сторо­ны, он зависим от поведения женщины (и поэтому с самого начала их отношений, например со знакомства и в первые годы совместной жизни, мужчина недоверчив и тщательно следит за каждым шагом женщины). С другой стороны, мужчина должен вовремя предотвращать опасности, идущие извне. С первым способом предотвра­щения этих опасностей мы уже знакомы, потому что он в принципе заключается в порядочном поведении женщины, которая сама ста­рательно и активно защищает свою честь и тем самым облегчает мужчине его задачу.
Однако как уже упоминалось, не все зависит от поведения пред­ставительниц прекрасного пола, и может сложиться ситуация, когда чужой мужчина-посягатель каким-либо образом перешагивает до­пустимую нормой границу в обращении с женщиной. В зависимо­сти от того, насколько традиционна и религиозна семья, неприлич­ным может считаться уже то, что чужой мужчина заговорил с су­пругой/дочерью, слишком долго на нее смотрел, или если поклон­ник не оставляет в покое дочь мужчины. В таком случае мужчина обязан со всей решительностью прогнать обидчика. В «легких слу­чаях» это делается с помощью очень громкой ругани, говорящей о готовности к дальнейшим действиям. Часто этого бывает достаточ­но, необходимо только показать свою готовность к защите и пригро­зить ею. В трудных случаях дело может дойти до рукоприкладства.
Если присмотреться пристальнее, то понятно, что мужчине нель­зя позавидовать, потому что он не только всегда должен быть начеку по отношению к чужим людям, но ему следует не забывать следить за поведением живущих в его семье женщин. Понятие мужской чести не привязано к личности отца. В случае смерти отца старший сын займет место главы семьи и будет исполнять обязанно­сти по защите чести женщин своего семейства.
Следует еще раз напомнить: честь можно только защищать, од­нажды потеряв, ее нельзя обрести снова. В отличие от шереф и сай­ты, намус - это не количественное понятие, которого можно иметь больше или меньше. Намус - это неизменная величи­на, получаемая один раз, она дает человеку уважение и признание в обществе. Потеря ее непоправима.
Мужчина, который живет в традиционной общине или деревне и застает жену на месте преступления, не может защитить свою честь иначе, чем смертью обидчика и жены (намусуну темизлемек = за­щитить свою честь).
Дочь, которая своим бесстыдным поведением порочит честь се­мьи, вынуждает отца к действию - и при этом не важно, что отец любит дочь и что дочь может дать очень убедительное и вполне ло­гичное - с современной точки зрения - объяснение своему поведению. У отца практически не остается выбора, поскольку он хочет из­бежать опасности потерять честь и превратиться в «ничто» - как в глазах общественности, так и в своих собственных глазах.
Потеря чести, по крайней мере в традиционном обществе, озна­чает для мужчины практически конец жизни: хотя человек существует физически, но уважение и вообще любое признание в общест­ве потеряны для него навсегда. Следствием этого может стать то, что он в конце концов потеряет и самоуважение, у него словно зем­ля уйдет из-под ног, он не сможет больше жить в родном месте.
Единственно возможным избавлением в таком случае станет эмигра­ция или самоубийство. «Честь мужчины наиболее уязвима сразу по­сле свадьбы и в тот момент, когда его дочери уже готовы выйти за­муж. Супруга представляет наибольшую опасность для чести муж­чины, потому что именно она может наиболее упорно ее разру­шать... Жена, которая приходит в дом чужим человеком... и в чьей верности никогда нельзя быть уверенным до конца, может принести порочность и позор всему роду. Женщина - это самое святое и уяз­вимое, что есть у мужчины». Эта скрытая - и по западным поняти­ям ужасная логика - «власть чести» постоянно заставляет мужчину подчиняться общепринятым нормам поведения - пусть даже вопре­ки его собственным желаниям.
Тот, кто теперь еще раз вспомнит приведенные нами примеры, сможет по крайней мере понять поведение мужчин, если не начнет уважать их. А если кому-нибудь интересно изображение феномена намус в литературе, тому можно порекомендовать роман Яшара Ке-маля «Если убить змею», где представлено понятие чести в его клас­сическом виде.