Что такое честь семьи для детей. Определение: что такое честь и достоинство человека
Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?
Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.
Задачи:
Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, способствовать формированию правовой культуры, гражданской позиции и толерантного поведения;
Воспитание достоинства и самодостаточности;
Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения, навыков работы в группе, умения высказывать своё мнение, не нарушая прав других.
20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.
21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.
22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.
Саша вообще очень принципиальный человек. - Это делает ему честь.
Так что же такое честь для каждого из нас?
Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.
4.Ситуации
Просмотр видеоролика, для того, чтобы сформулировать определение понятия ЧЕСТЬ.
Учащиеся с помощью учителя приходят к мнению, что
Честь основана на объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину.
Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство
5.Тест (высвечивается на экране).(Слайд4)
Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.
1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
2. Честь – это ответственность за свое поведение.
3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.
8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.
Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?
Пусть эти советы в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.
1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба - это наше бесчестие.
2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу - запятнали свою честь.
3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство - потеряли чувство стыда.
Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:
Я - гражданин России, честь имею!
III этап. Итог.
В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего» (высвечивается на экране). Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим.
Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:
Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Три глагола, раскрывающих действие понятия.
Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства - одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЧЕСТЬ
понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн. сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч. требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив, к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения человека. Буржуазные идеологи Фихте, Гегель, Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг) - см. Самореализации этика), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а с др. стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание. На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч. своего коллектива, профессии (Профессиональная этика), народа в целом (Патриотизм.). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч. выступает как подлинно моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо. Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл. Если Ч. предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение.
Теперь обратимся к понятию мужской чести. В отличие от женщины, мужчина не обладает личной честью в физическом плане. Честь мужчины заключается в сексуальной неприкосновенности его семьи, то есть фактически мужская честь - это честь женщин (жены, дочерей), принадлежащих к его семье. Это отражается на отношениях между мужчиной и женщиной, потому что честь мужчины, как мы видим, зависит от чести женщины. Так как мужская честь таким образом постоянно находится под угрозой, мужчина в отношении женщин своей семьи все время пребывает в состоянии недоверия или по крайней мере контроля.
Общество ожидает от мужчины активного отпора любым посягательствам на его честь (читай: на честь женщин, принадлежащих к его семье). И поэтому ему приходится для профилактики неустанно следить за поведением и общением «своих женщин». Мужчине приходится работать на два фронта одновременно: с одной стороны, он зависим от поведения женщины (и поэтому с самого начала их отношений, например со знакомства и в первые годы совместной жизни, мужчина недоверчив и тщательно следит за каждым шагом женщины). С другой стороны, мужчина должен вовремя предотвращать опасности, идущие извне. С первым способом предотвращения этих опасностей мы уже знакомы, потому что он в принципе заключается в порядочном поведении женщины, которая сама старательно и активно защищает свою честь и тем самым облегчает мужчине его задачу.
Однако как уже упоминалось, не все зависит от поведения представительниц прекрасного пола, и может сложиться ситуация, когда чужой мужчина-посягатель каким-либо образом перешагивает допустимую нормой границу в обращении с женщиной. В зависимости от того, насколько традиционна и религиозна семья, неприличным может считаться уже то, что чужой мужчина заговорил с супругой/дочерью, слишком долго на нее смотрел, или если поклонник не оставляет в покое дочь мужчины. В таком случае мужчина обязан со всей решительностью прогнать обидчика. В «легких случаях» это делается с помощью очень громкой ругани, говорящей о готовности к дальнейшим действиям. Часто этого бывает достаточно, необходимо только показать свою готовность к защите и пригрозить ею. В трудных случаях дело может дойти до рукоприкладства.
Если присмотреться пристальнее, то понятно, что мужчине нельзя позавидовать, потому что он не только всегда должен быть начеку по отношению к чужим людям, но ему следует не забывать следить за поведением живущих в его семье женщин. Понятие мужской чести не привязано к личности отца. В случае смерти отца старший сын займет место главы семьи и будет исполнять обязанности по защите чести женщин своего семейства.
Следует еще раз напомнить: честь можно только защищать, однажды потеряв, ее нельзя обрести снова. В отличие от шереф и сайты, намус - это не количественное понятие, которого можно иметь больше или меньше. Намус - это неизменная величина, получаемая один раз, она дает человеку уважение и признание в обществе. Потеря ее непоправима.
Мужчина, который живет в традиционной общине или деревне и застает жену на месте преступления, не может защитить свою честь иначе, чем смертью обидчика и жены (намусуну темизлемек = защитить свою честь).
Дочь, которая своим бесстыдным поведением порочит честь семьи, вынуждает отца к действию - и при этом не важно, что отец любит дочь и что дочь может дать очень убедительное и вполне логичное - с современной точки зрения - объяснение своему поведению. У отца практически не остается выбора, поскольку он хочет избежать опасности потерять честь и превратиться в «ничто» - как в глазах общественности, так и в своих собственных глазах.
Потеря чести, по крайней мере в традиционном обществе, означает для мужчины практически конец жизни: хотя человек существует физически, но уважение и вообще любое признание в обществе потеряны для него навсегда. Следствием этого может стать то, что он в конце концов потеряет и самоуважение, у него словно земля уйдет из-под ног, он не сможет больше жить в родном месте.
Единственно возможным избавлением в таком случае станет эмиграция или самоубийство. «Честь мужчины наиболее уязвима сразу после свадьбы и в тот момент, когда его дочери уже готовы выйти замуж. Супруга представляет наибольшую опасность для чести мужчины, потому что именно она может наиболее упорно ее разрушать... Жена, которая приходит в дом чужим человеком... и в чьей верности никогда нельзя быть уверенным до конца, может принести порочность и позор всему роду. Женщина - это самое святое и уязвимое, что есть у мужчины». Эта скрытая - и по западным понятиям ужасная логика - «власть чести» постоянно заставляет мужчину подчиняться общепринятым нормам поведения - пусть даже вопреки его собственным желаниям.
Тот, кто теперь еще раз вспомнит приведенные нами примеры, сможет по крайней мере понять поведение мужчин, если не начнет уважать их. А если кому-нибудь интересно изображение феномена намус в литературе, тому можно порекомендовать роман Яшара Ке-маля «Если убить змею», где представлено понятие чести в его классическом виде.