Кто платит за целевое обучение в вузе. Помощь абитуриентам: как получить целевое направление на обучение в вуз

Несмотря на то что целевое направление в вузах широко распространено, не все абитуриенты знают о том, как можно воспользоваться таким способом поступления. Данная статья предоставит исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Что такое целевое направление?

Многие абитуриенты, которые встали перед выбором учебного заведения, задаются вопросом о том, что это - целевой прием в вуз? Целевое направление - это специальный документ, который предоставляется ведомством, предприятием или органом власти абитуриенту в целях поступления в определенный вуз по конкретной специальности. При этом учащемуся гарантируют последующее трудоустройство. Документ предоставляется в учебное заведение с итоговыми оценками ЕГЭ. Что это - целевой прием в вуз? Это поступление по договору в определенный вуз по целевому направлению. Выделяют следующие виды:

  • целевой набор по квоте;
  • с направлением от организации (разработана целевая контрактная подготовка).

Целевые наборы представляют собой трехстороннее соглашение, которое заключается между учебным заведением, работодателем и абитуриентом. Предприятие оплачивает все расходы по обучению, а затем получает компенсацию за счет средств бюджета. Поэтому данное направление представляет собой разновидность бюджетного образования. Учебное заведение может согласовать с учредителями компании более высокую долю поступающих абитуриентов.

После успешного завершения обучения специалист обязан отработать определенный срок на предприятии. Как правило, целевые наборы осуществляются в отраслевые учебные заведения. Абитуриенты, поступающие по отдельным конкурсам, не освобождаются от сдачи вступительных испытаний. Целевое направление предоставляется индивидуально для поступления на конкретную специальность в определенный вуз.

Основные достоинства и недостатки

Достоинства в момент поступления:

  • отсутствует необходимость участия в общем конкурсе;
  • возможность подать заявление на участие в общем конкурсе, если абитуриент не прошел по целевому направлению.

Достоинства при обучении:

  • возмещение стоимости обучения из бюджета;
  • возможность получения стипендии;
  • обеспечение места для прохождения практики;
  • оказание поддержки и помощи в период обучения.

Достоинства по завершении обучения:

  • гарантия трудоустройства.

Недостатки:

  • не во всех случаях выбор абитуриента полностью совпадает с потребностями заказчика;
  • выбор студента может измениться;
  • отработка в течение 3 лет по указанной специальности в договоре;
  • нежелание проходить отработку влечет за собой оплату полной стоимости обучения.

Однако существуют уважительные причины, по которым абитуриент может отказаться от прохождения отработки:

  • декретный отпуск;
  • наличие инвалидности 1-й и 2-й группы у студента или его близких родственников;
  • наличие детей до 3 лет;
  • уход в армию;
  • отцы и матери - одиночки;
  • банкротство предприятия;
  • невозможность предоставления предприятием работы по специальности.

Как реализовать?

Целевой прием активно практикуется во многих учебных заведениях Москвы. Среди них можно выделить следующие: ГУУ, МГТУ, РУДН, РГМУ и другие. Порядок целевого приема идентичен как в Москве, так и в регионах.

Абитуриенты могут получить целевое направление следующими способами:

  • в местной администрации;
  • в организации (на заводе, предприятии и т. д.).

Муниципалитет может самостоятельно находить претендентов на целевые места в учебном заведении. В целях получения направления в учебное заведение по целевому набору необходимо обратиться к директору школы, который походатайствует перед муниципалитетом. Также можно самостоятельно найти учебное учреждение, при этом вузам безразличен источник направления.

Конкурсная основа

Абитуриенты могут узнать на сайте вуза о наличии целевого приема и ознакомиться со списком специальностей. Затем необходимо выбрать заказчика приема и обратиться к нему с заявлением. Также можно предоставить различные свидетельства, грамоты, дипломы и другие достижения по выбранной специальности. После прохождения собеседования и получения положительного решения можно заключать договор с заказчиком. После этого можно подать полный пакет документов в приемную комиссию. Целевой прием и целевое обучение регулируется Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076.

Абитуриенты по данному направлению проходят отдельный конкурс. При этом количество таких мест регулируется отдельными учебными заведениями. В одних вузах на целевое место может претендовать 2 человека, в других - 5. Учебное заведение может сократить количество мест, но не вправе их увеличить. Для целевых мест характерны лояльные условия поступления по проходным баллам. Также принимаются во внимание творческие разработки, участие в различных олимпиадах и награды.

Концентрация внимания на нюансах

Абитуриент предоставляет в приемную комиссию заявление и трехсторонний договор между Исполнителем, Заказчиком и Потребителем. В момент заключения договора следует проявить особую внимательность. Важно прочитать все пункты и задать интересующие вопросы. Договор подписывается главным бухгалтером, руководителем будущей компании и заверяется печатью. В том случае если абитуриент не предоставляет договор в приемную комиссию, его снимают с участия в конкурсе.

В период обучения могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. В интересах учащихся необходимо их подробно расписать в договоре. Среди них можно выделить предоставление отпуска по беременности и родам или академического отпуска.

Возможные трудности

Несмотря на то что поступить в вуз таким образом гораздо проще, получение направления становится проблемой для обычных абитуриентов. Получить целевое направление с легкостью можно лишь работникам сельского хозяйства, педагогам и врачам, которые будут работать в регионах. На другие специальности труднее получить направление на обучение в выбранный вуз. Однако данную проблему можно разрешить благодаря настойчивости и целеустремленности самого абитуриента. Ознакомившись с информацией в данной статье, учащиеся будут знать о том, что значит целевой прием.

Каждый студент стремится учиться как можно лучше, чтобы получать повышенную стипендию, если они обучаются на бюджетной основе. Однако в законодательство постоянно вносятся различные изменения, затрагивающие принцип и особенности начисления стипендии.

Первоначально важно отметить, что студенты могут рассчитывать на получение повышенной стипендии только в том случае, если еще в процессе обучения смогут найти будущее место работы. Только определившись с работодателем, у которого студент будет работать после окончания обучения, можно рассчитывать на довольно высокие денежные суммы в качестве стипендии.

Еще ранее ожидалась индексация на 2019 год примерно на 12%, однако данное решение не было воплощено в жизнь.

Как будет начисляться повышенная стипендия студентам целевого набора?

Первоначально важно знать, что теперь стипендия будет начисляться не только в зависимости от успеваемости студентов, но и от наличия определенного будущего места работы. При соблюдении двух этих условий студенты относятся к специальному целевому набору.

За счет введения необходимости определяться с будущей работой в различных высших ученых заведениях, многие студенты уже в начале обучения стараются найти подходящее место. В результате, в вузах числится очень много целевиков, которые не только подходят по всем вышеуказанным параметрам, но и поступили в вуз вне конкурса, а также на бюджетной основе. Договора, которые вуз заключает с такими студентами, не обладают какими-либо существенными правовыми последствиями. Именно за счет введения необходимости заранее определяться с будущим местом работы ожидается, что очень много людей, закончивших ученое учреждение, смогут сразу же поступить на работу. Это положительно скажется на уровне безработицы и других экономических показателях страны. При соблюдении этого условия будет назначаться повышенная стипендия студентам целевого набора.

С кем учащийся должен заключить договор

Чтобы студент мог получать данный вид стипендии, он должен заключить договор на обучение только с определенными образовательными учреждениями. Они должны обладать определенной властью, которая может быть федеральной или региональной, а также муниципальной. Таким образом, студенты могут самостоятельно решить, будут ли они обучаться без каких-либо обязательств перед государством или же будут обязаны заняться поиском работы еще в процессе обучения, а при нахождении и заключении договора с работодателем смогут получать хорошие по размеру пособия. Однако многие специалисты уверены, что достичь необходимого результата с такими нововведениями очень сложно.

Важны ли будут оценки студента?

Многие студенты задумываются о возможности получать повышенную стипендию, однако их интересует вопрос о том, какая у них должна быть успеваемость. При составлении договора с государством, в котором будет указано, что студент будет принадлежать к целевому набору, а также будет обязан найти будущую работу еще в процессе обучения, будет дополнительно содержаться информация о том, на какие оценки должен учиться студент.

Некоторые вузы будут действовать по другой системе. В них повышенная стипендия студентам целевого набора будет предлагаться даже для тех студентов, которые учатся не только на бюджетной основе, но и на платной. Назначение стипендии будет производиться на конкурсной основе, а если внебюджетник будет получать этот вид стипендии, то после окончания обучения он должен будет поступить на работу, которая будет выбрана для него государством. При этом может сложиться такая ситуация, что студентам придется даже переезжать в другие города. С этими студентами так же заключается специальный договор, а также перечисляется повышенная стипендия, в результате чего учащиеся могут обеспечивать себя во время учебы в вузе.

Сегодня практически каждый студент знает о возможности попасть в целевую группу. Поскольку минимальная государственная стипендия в 2019 году считается довольно низкой, то многие обучающиеся вовсе не имеют возможности обеспечивать себя всем необходимым на получаемые денежные средства. Именно поэтому они интересуются возможностью получать повышенную стипендию, которая обладает существенным размером.

Следует отметить, что многие вузы пользуются возможностью принимать студентов в целевую группу за определенное вознаграждение. Поэтому студенты в этой группе считаются блатными, однако государство применяет к таким учреждениям довольно существенные штрафные санкции, поэтому таких ситуаций становится все меньше. Если же студент после окончания обучения не следует своим обязательствам, прописанным в договоре, а именно не отправляется на выбранную работу, то он должен будет уплатить довольно существенную сумму денег в качестве штрафа.

Благодаря установленной ситуации студенты могут выбрать:

    • учиться на стандартной основе, получая стандартную стипендию, а после обучения должны сами заниматься поиском работы по своему усмотрению;
  • учиться в целевой группе, получая повышенную стипендию, однако после окончания необходимо будет устраиваться на работу, выбранную государством.

Именные стипендии

Не стоит забывать также о возможности получения следующих видов дополнительных выплат:

  1. Президентская (1400-2200 руб, для аспирантов 3600-4500);
  2. Солженицынская (1500 руб);
  3. Потанинская;
  4. Тумановская (2000 руб);
  5. Стипендия Вознесенского – для студентов, проходящих обучение по специальностям журналистика и литература (1500 руб);
  6. Стипендия для студентов, проходящих обучение по специальностям экономика и модернизация (5000-7000 руб, для аспирантов – 11-14 тыс).

Поскольку в настоящее время в стране наблюдается кризисная ситуация, а также отсутствие большого количества хороших рабочих мест, многие студенты предпочитают находиться в целевой группе.

Таким образом, повышенная стипендия для студентов, находящимся в целевом наборе, является достаточно высокой, однако при ее получении обучающиеся наделяются определенными обязательствами.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Добрый день! У меня возникла следующая ситуация: в течение 5 лет я обучалась по целевому договору от районной црб в медицинском университете. В условиях целевого договора было сказано, что они мне при наличии успеваемости на "хорошо" и "отлично"...

20 Февраля 2019, 17:19, вопрос №2267564 Инна, г. Санкт-Петербург

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Выплата гос стипендии и социального пособия

Здравствуйте.Вопрос заключается в следующем:я училась в мед.институте по целевому направлению,закончила и работаю по месту жительства,где дали этот договор,я отработала некоторое время и теперь хочу рассторгать целевой договор,который является...

01 Февраля 2019, 19:23, вопрос №2245531 Наталья, г. Ленинградская

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

536 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Целевое направление, расторжение договора без выплаты штрафа

Здравствуйте, обучаюсь в педагогическом ВУЗе на четвертом курсе по целевому направлению. Договор заключён с сельской школой. Отрабатывать не планирую, платить штраф тоже не хотелось бы. Есть ли какие-то обходные пути и поможет ли тот факт, что в...

22 Ноября 2017, 18:53, вопрос №1821505 Анастасия, г. Новосибирск

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Все услуги юристов в Москве

Есть ли возможность не выплачивать целевое?

Поступив в университет, нам было предложено подписать целевой договор с департаментом образования и выплате стипендии ежемесячно 5000 на протяжении обучения, но при этом я обязана отработать 3 года в образовательном учреждении в своей области. На...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Можно ли расторгнуть договор о целевом обучении без выплат?

Можно ли расторгнуть договор о целевом обучении без выплат? Если да, то что для этого требуется? Оснований, указанных в договоре, по освобождению от исполнения обязательств по трудоустройству нет. Учусь на "удовлетворительно" поэтому стипендии от...

800 стоимость
вопроса

вопрос решен

Расторжение договора целевого направления, если не выплачивают стипендию

Здравствуйте! Поступила в мед.вуз по целевому направлению, знаю точно, что больница не будет мне выплачивать стипендию. В договоре указано, что я должна буду возместить все расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в случае...

Расторжение Договора о целевом обучении. Как избежать штрафов?

1. В типовой форме договора о целевом обучении, от 27.11.2013. N 1076 не прописаны санкции в случае отчисления из образовательной организации. В моём договоре это пункт 5е. Насколько это правомерно? Если оформить доп соглашение о замене пункта 5 е...

21 Августа 2017, 12:58, вопрос №1729953 Диана, г. Санкт-Петербург

900 стоимость
вопроса

вопрос решен

Какова выплата организации компенсации за расторжение целевого договора?

Добрый день. Учусь по целевому договору один год. Стоимость обучения за год 120 тысяч, стипендию не получала. Хочу прекратить учёбу. В самом договоре написано, что при несоблюдении условий сторона несет ответственность соответственно...

10 Августа 2017, 14:59, вопрос №1720451 Кристина, г. Ставрополь

Основания для расторжения договора целевого обучения и выплата стоимости обучения

Добрый день, уважаемые юристы. Ситуация такая – моя девушка поступила в Пермь, в медицинский институт по целевому направлению. Сейчас мы хотим пожениться. У неё впереди еще 2 года обучения. Вопрос в следующем – как ей можно разорвать договор о...

Как расторгнуть целевой договор обучения с минимальными выплатами работодателю?

Я вышла замуж, муж коренной житель Барнаула, имеет постоянную работу. В договоре написано следующее:Студенты, заключившие контракт с учебным заведением, по их просьбе освобождаются от заключения и исполнения контрактов с работодателем в следующих...

Какие выплаты я должна буду сделать после расторжения договора о целевом обучении?

Добрый день, Я обучаюсь на 2 курсе медицинского университета,целевое обучение. Собираюсь бросать учебу, в договоре прописано что в случае расторжения договора по причине отчисление или при иных обстоятельствах,по моей инициативе я буду должна,...

Ответственность по договору о целевом обучении с прокуратурой

Доброго времени суток. Несколько лет назад я заключил договор о целевом обучении с прокуратурой СПб, согласно которому я обязался, окончив обучение, отработать в прокуратуре не менее 5 лет. Мой вопрос заключается в следующем: какую денежную...

У всех школьников и их родителей рано или поздно возникает вопрос: что делать после окончания 11-го класса? Куда поступать? Где получить профессию? Возможностей продолжить обучение становится все больше. И один из вариантов надежного поступления – целевое.

Что для этого нужно сделать? Для начала необходимо определиться с будущей профессией. Затем найти соответствующего направления предприятие, где можно было бы работать после окончания вуза. Если его руководство заинтересовано в молодом квалифицированном работнике, то будущему студенту выдается направление на обучение по необходимой специальности. Или можно обратиться в муниципалитет, куда работодатели направляют заявки на специалистов.

В приемную комиссию (только в один вуз и на конкретную специальность) абитуриент в установленные сроки должен предоставить, кроме всех прочих документов, заявление на получение целевого образования и направление от предприятия. Получить целевое направление еще не означает стопроцентное поступление на бюджетное обучение. Среди целевиков тоже существует конкурс. При положительном результате заключается трехсторонний договор между учебным учреждением, предприятием и студентом.

Какие плюсы целевого обучения?

  • Результаты ЕГЭ для зачисления в вуз целевиков могут быть ниже установленных для остальных, обычных абитуриентов.
  • Так как приказ о зачислении абитуриентов-целевиков издается раньше приказа о зачислении поступающих по основному потоку, то не выдержавшие конкурс целевики могут попробовать попасть в вуз на общих основаниях.
  • Образование ребенок получает бесплатно. А ведь бюджетных мест немного во всех учебных учреждениях. Учиться же платно могут позволить себе не все студенты. К тому же целевик получает стипендию.
  • Практику проходит на предприятии, давшем целевое направление. Следовательно, еще до устройства на работу он будет знать и тонкости производства, и трудовой коллектив. Всегда спокойнее начинать работать на уже привычном месте среди знакомых людей.
  • Легче писать курсовые работы во время учебы: все материалы, тем более для новаторских научных разработок в интересующем работодателя направлении, будут предоставлены самим предприятием.
  • Не нужно беспокоиться о том, что можно не найти работу после вуза. Заключив договор, ребенок гарантированно устроен на работу как минимум на три года после окончания обучения.
  • Работодатель не требует наличие опыта работы. Наоборот, есть возможность приобрести его.

Но все ли так прекрасно, безоблачно? Неужели нужно только найти предприятие, которое будет впоследствии платить за обучение ребенка, взять направление – и получай заветное образование, причем на бюджетной основе, да еще и стипендию выплачивают. Почему же тогда не все пользуются этой возможностью?

Выбирая целевое поступление, необходимо учитывать и некоторые нюансы.

Какие же ложки дегтя могут быть в огромной бочке меда, называемой целевое образование?

  • Приходится самостоятельно находить предприятие, заинтересованное в конкретном специалисте.
  • Студент-целевик обязан (!) хорошо учиться.
  • Если в процессе обучения ребенок вдруг почувствовал, что его призванием является совсем другая профессия и появилось желание поступить или перевестись в учебное заведение совсем иного профиля, он все-таки обязан окончить университет по указанной в договоре специальности и отработать положенное время.
  • Необходимо проработать оговоренные в договоре три года именно на предприятии, которое дало целевое направление на обучение. Независимо от того, что, возможно, ребенок уже хотел бы работать в другом месте, или у него появилось более престижное предложение, на которое требуется устроиться в ближайшее после окончания вуза время иначе возьмут другого человека.
  • Если студент живет (или намерен жить), например, в Санкт-Петербурге, а направление получил от предприятия в Воронеже (следовательно, оно и оплачивало все годы его учебы), в Воронеж и поедет. Как говорится, долг платежом красен.
  • Может молодой специалист отказаться от отработки? В принципе, может. Но сначала вернет предприятию всю сумму, потраченную на его обучение.
  • Возможно, работа не очень будет нравиться, не сложатся отношения в коллективе, заработная плата покажется недостаточно высокой. Может быть, на этой должности отсутствует перспектива карьерного роста, зато в наличии масса сложностей, возникающих во время трудовых отношений. Но нужно будет приложить все силы для того, чтобы влиться в коллектив и выполнять работу на предприятии, которое столько сделало для вашего ребенка, по сути, совершенно не зная его.

Поэтому прежде чем останавливаться на целевом поступлении, нужно очень хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», а затем смело идти к намеченной цели, но с открытыми глазами, понимая последствия, принимая на себя всю ответственность.

При подготовке к поступлению в вузы принято рассматривать разные варианты и, как говорят, готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Поэтому будущим абитуриентам не мешает знать о том, что, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности по так называемому «целевому направлению».



Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен.

Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению.

Кто в списках?

В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России.

Еще в "целевики" обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление.

Поступление и обучение

То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты.

Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.

Трудоустройство

Вариант трудоустройства для тех, кто обучался по целевому направлению, за чью учебу платило предприятие или на чью учебу были выделены средства из регионального бюджета, только один – вернуться и отработать положенный срок (который прописан в договоре) там, откуда был направлен. Это с одной стороны – плюс, с другой – минус. Почему?

Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в столице, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область.

Другая ситуация: студентка обучалась по целевому контракту в одном городе, но за время обучения в вузе вышла замуж. Ей тоже положено вернуться и отработать положенный срок, если даже семья не планирует переезд.

Понятно, что жизненные ситуации складываются по-разному, и невозможно предположить, что человека ждет в ближайшие пять лет. Поэтому в трехстороннем контракте, который подписывается с абитуриентом, указывается, что в случае нарушения им условий контракта он обязуется возвратить предприятию сумму, потраченную на его обучение, а в некоторых случаях к сумме добавляется еще и штраф. Впрочем, каждая ситуация рассматривается отдельно, а по некоторым ситуациям есть даже законные лазейки (например, беременность выпускницы или состояние здоровья выпускника). Как правило, не согласные со своей участью выпускники обращаются к юристам, специализирующимся на подобных делах. Практика показывает, что кому-то удается «откосить» от трудоустройства, а кому-то, например, приходится отчитываться перед прокуратурой.

Нюансы целевого приема

Говоря о целевом приеме, сложно обобщать информацию, так как каждый вуз, каждое предприятие вносит свои коррективы в договора, однако скажем о некоторых особенностях целевого приема.
1. Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).
2. Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору – еще остается время подать документы на общих основаниях.
3. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки составлял не более 20% от всего числа бюджетных мест, выделенных в вузе, тогда как в 2010 году доля была выше – 25%. В 2012 году, по заявлению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, целевой прием сократится еще на пять процентов и составит 15%.
4. Что касается ЦПК (целевой контрактной подготовки), то вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.