Урок географии в технологии многомерных дидактических инструментов. Дидактическая многомерная технология

Разделы: Начальная школа

В настоящее время я работаю над проблемой “Формирования познавательных УУД через многомерную дидактическую технологию”.

Исходя из этого, считаю целью своей деятельности: создание условий для формирования у обучающихся познавательных УУД (работа с информацией, анализ объекта, моделирование) на уроках посредством использования многомерной дидактической технологии.

Для реализации цели мною поставлены следующие задачи:

1) осмыслить теоретический и методический материал по вопросу формирования познавательных УУД на уроках и внеурочной деятельности, используя МДТ;

2) создать системы методов и приемов по формированию познавательных УУД;

3) проверить эффективность системы методов и приемов по формированию познавательных УУД.

Для того чтобы решить свои педагогические задачи, то есть сформировать познавательные УУД у детей, я решила в своей практике использовать многомерную дидактическую технологию, разработанную В.Э. Штейнбергом. Дидактическая многомерная технология (ДМТ) является новейшей педагогической технологией, удовлетворяющей требованиям современности, изучение и применение которой в образовательном процессе целесообразно и актуально в настоящее время.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока. Она повышает качество образовательного процесса и доступность учебного материала. Устойчивые знания у детей усваиваются в результате собственных творческих поисков, в умении моделировать, составлять схемы, ассоциировать.

На уроках я применяю интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели, которые являются дидактическими инструментами многомерной дидактической технологии.

Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения.

Карты памяти представляют собой образ, от которого расходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

При ее построении используется не только логическая часть нашего мозга, но и та, что связана с воображением. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Рисование карт - памяти необычный вид деятельности на уроке, можно сказать, игровой, а поэтому особенно эффективный в 1-2 классах, так как у детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели (ЛСМ). Они основаны на тех же принципах, что и карты-памяти, но при построении моделей рисунки не используются. Усвоение основных понятий осуществляется через ЛСМ в результате совместной работы учителя и обучающегося. Они позволяют рационально распределить время при изучении нового материала. Знания, полученные в процессе работы с моделями, становятся глубокими и прочными.

Любой урок по изучаемой теме несет сложную и объемную информацию. Чтобы она стала доступной, мы с помощью ЛСМ преобразовываем ее, расщепляем на смысловые группы, иными словами составляем план изучаемой темы и располагаем его на координатах в определенном порядке. Вопросы учителя и ответы обучающихся анализируются и сворачиваются в конкретные ключевые слова или фразы и наносятся на координатные лучи. Обучающиеся составляют ЛСМ самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа по составлению моделей может проводиться в парах постоянного и сменного состава, в группах, где ведется обсуждение и уточнение всех деталей. Надо отметить, что ученики работают над составлением ЛСМ с огромным интересом и желанием.

Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Для подготовки к уроку я использую следующую структуру урока усвоения новых знаний:

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Некоторые этапы уроков я хочу привести в пример.

1. Организационный этап.

Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (рис.1).

Дети, выбрав прилагательное-настроение, закрашивают его, либо подписывают свой вариант. И напротив стрелочки дорисовывают рисунок, соответствующий настроению.

2. Постановка цели и задач урока.

Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективными приемами для моих уроков являются решение открытых задач и создание проблемной ситуации с помощью схем или моделей. На уроках не останется равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляю возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями. В этом мне помогает ЛСМ.

Так на уроке русского языка по теме “Изменение имен существительных по падежам” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знаю ответ. Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Имя существительное”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия. (Рис. 2)

Ребята делают вывод, что понятие “падеж” им не известно.

3. Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для “открытия” нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Рассмотрим пример из урока математики по теме “Буквенные выражения” (рис. 3).

Для ребят были предложены следующие примеры на карточках (рис. 5):

Задача детей решить выражения и соотнести их с координацией. Возникает проблема: куда отнести выражение “11 + а”. Ребята делают вывод, что необходимо начертить ещё одну линию координат.

4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы. В обучении я предлагаю в основном следующие: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Что такое погода” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Погода” (Рис. 6). Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.

5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” я предлагаю ученикам элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить в правильной последовательности (рис. 7).

Последним этапом методической структуры урока является рефлексия .

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На листе бумаги я предлагаю детям обвести свою ладошку (рис. 8.). Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – “что мне было интересно”.

Указательный – “что я узнал нового”.

Средний – “мне было трудно”.

Безымянный – “моё настроение”.

Мизинец – “хочу узнать”.

В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Так ЛСМ можно использовать для решения различных дидактических задач при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Технология многомерных дидактических инструментов способствует формированию целостного восприятия любой информации, значительно повышает эффективность обучения.

Для проверки динамики сформированности познавательных УУД в 3 и 4 классах была проведена диагностика.

Диаграмма 1. Процентный показатель сформированности познавательных УУД

1. Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

2. Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3. Умение делать выводы

4. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

5. Группировка и классификация объектов

6. Установление причинно-следственных связей

7. Умение выявить аналогии на предметном материале

8. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

Анализируя результаты, представленные на диаграмме, хочется отметить рост показателей познавательных УУД: работа с информацией (повышение на 10%), анализ объекта (повышение на 12%), моделирование (повышение на 14%). Следовательно, можно сделать вывод о том, что применяемая мною технология даёт результат.

У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового. Это видно из диагностики “Школьная мотивация”, проведенной школьным педагогом-психологом.

Диаграмма 2. Школьная мотивация

Анализируя результаты диагностики, можно сделать вывод о том, что негативного отношения у учащихся к школе нет, положительное отношение к школе наблюдается у 94% обучающихся.

Качество успеваемости обучающихся

учебный год
2009/2010
2 класс
учебный год
2010/2011
3 класс
учебный год
2011/2012
4 класс
учебный год
2012/2013
1 класс
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
успева-
емости
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
успева-
емости
Кач-во
обучен-
ности
100% 100%

Анализируя все результаты, можно сделать вывод о том, что применяемая мной технология, создаёт условия для формирования у учащихся познавательных УУД.

Постоянное использование на уроках дидактических многомерных инструментов позволяет:

Усилить интерес учащихся к предметам;

Развивать навыки работы с дополнительной литературой;

Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

Повысить качество знаний.

Исходя из результатов использования в образовательном процессе младших школьников технологии многомерных дидактических единиц, можно утверждать, что урок будет результативным, если в его основу заложено сотворчество учителя и ученика. У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового.

Тема выступления: Применение дидактической многомерной технологии в начальной школе с целью повышения качества обучения.

Радюшина Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СШ № 33

(Слайд 2) Цель моего выступления: Показать на примере использование дидактической многомерной технологии на разных этапах урока в начальной школе.

(Слайд 3) Процесс обучения и учения должен соответствовать логике и особенностям нашего мышления. А оно многомерно. Поэтому многомерная дидактическая технология (МДТ), представленная педагогической общественности доктором педагогических наук В.Э. Штейнбергом (Россия), так активно и настойчиво осваивается учителями всех предметов.

(Слайд 4) В 1-2 классах эффективно использование карт памяти. Они активизируют исследовательскую деятельность детей, помогают им приобрести первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков. Использование ЛСМ позволяет рационально распределить время при изучении нового материала, помогает учащимся высказывать собственные мысли, анализировать и делать выводы.

Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Мне бы хотелось на этом остановиться подробнее.

(Слайд 5) 1. Организационный этап .

Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (выбрать смайлик, соответствующий настроению или нарисовать свой). В конце урока обязательно к ней вернуться.

(Слайд 6) 2. Постановка цели и задач урока.

Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Так на уроке русского языка во 2 классе по теме “Члены предложения” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ (предложить это сделать зрителям). Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Предложение”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия.

Затем учитель добавляет в схему новое понятие (слайд 7) . Ребята делают вывод, что понятие “основа” им не известно.

Характеристики Правила написания

Законченная мысль Заглавная буква

Состоит из слов.?!

Предложение

Подлежащее

Сказуемое

Основа

(Слайд 8) 3. Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для “открытия” нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Рассмотрим пример из урока окружающего мира по теме “Какие бывают животные”.

Предложены картинки


- На какие группы можно разделить всех животных по отличительным признакам (птицы, рыбы, насекомые, звери). (Слайд 9) Остается нескольких картинок (лягушка, жаба, змея, черепаха, ящерица), которые неподходят ник одной группе . Приходят к выводу, что всех животных можно разделить на группы и есть группы, которые им еще неизвестны. Это и предстоит узнать на уроке.

(Слайд 10)

(Слайд 11) 4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Какие бывают растения” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Растения” Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, обсуждение в группах, консультация учителя. В качестве домашнего задания можно предложить детям дополнить схему картинками.

(Слайд 12) 5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения произведения Б.Житкова «Храбрый утенок» я предлагаю ученикам составить план текста (записываю на доске).

План

Завтрак от хозяйки

Нежданная гостья

Голодные утята

Сосед Алеша

Победа (поломанное крыло)

Детям предложено эти пункты плана нарисовать. После создания такой карты памяти дети смогут вспомнить содержание рассказа даже спустя долгое время.


(Слайд 13) Последним этапом методической структуры урока является рефлексия .

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На листе бумаги я предлагаю Вас обвести свою ладошку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой - “что мне было интересно”.

Указательный - “что я узнал нового”.

Средний - “мне непонятно”.

Безымянный - “моё настроение”.

Мизинец - “хочу узнать”.

В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

(Слайд 14) Я считаю данную технологию эффективной, потому что

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полета!

Все это - дивное явленье -

Урок, рожденный вдохновеньем…

Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации « Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области»

Дидактические многомерные инструменты и логико –смысловые модели на уроках экономической и социальной географии Казахстана 9класс

(раздел «Экономические районы Казахстана)

Петропавловск

2013

Настоящее методическое пособие предназначено для учителей географии преподавания предмета Экономическая и социальная география Казахстана 9 класс, раздела 3. «Экономические районы Казахстана».

Литература

    А.С.Бейсенова, К.Д.Каймулдинова Физическая география Казахстана. Хрестоматия 8 класс Алматы «Атам ұ ра»,2004

    А.Гин Приемы педагогической техники. Москва 2000

    З.Х.Какимжанова Экономическая и социальная география Казахстана. Дополнительное учебное пособие 9кл. Алматы «Атам ұ ра» 2007

    В.В.Усиков, Т.Л.Казановская, А.А.Усикова,Г.Б.Забенова Экономическая и социальная география Казахстана. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы Алматы «Атам ұра »

СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие

    Территориальная организация производства и экономическое районирование

    Центральный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Восточный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Экономика Восточного Казахстана

    Западный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Северный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Южный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Экономика Южного Казахстана

    Условные обозначения

    Урок на тему: «Центральный Казахстан»

    Оглавление

Предисловие

Система работы учителя не сводится к применению какой то одной педагогической технологии, в том числе и инновационной. Работа учителя на урокеө это множество приемов, которые каждый педагог считает для себя наиболее приемлемымы, посредством которых он может раскрывать свое педагогическое мастерство. Учитель-творческая личность, постоянно ищущая наиболее эффективные технологии,способствующие развитию личности обучаемого. Творчество педагога есть деятельность по созданию нового.Поэтому высшая степень творчества в воспитании и образовании-педагогический эксперемент.В ходе эксперемента проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология.Мною на протяжении одного года на уроках используется дидактическая многомерная технология,применяемая для построения логико-смысловых моделий(ЛСМ).

Логико-смысловые модели (ЛСМ),разработанные кандидатом педагогических наук В.Э.Штейнбергом,презентуют информацию в виде многомерной модели,позволяющей резко уплотнить информацию. Они предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала,учебного процесса и учебной деятельности.Моделирование с помощью ЛСМ является эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мышления учащихся.

Основными принципами построения логико-смысловых моделей являются:свернутость до ключевых слов,структурированность,логическая упорядоченность.На изучение раздела «Экономические районы Казахстана»по программе отведено 11 часов, нет отдельных часов для выполнения практических работ. В учебнике представлен большой объем информации которую необходимо усвоить учащимисяза определенные часы.Созданные мною ЛСМ «Экономические районы Казахстана» позволяют рационально распределить время при изучении данного материала. Знания, полученные в процессе работы с подобными моделями, становятся глубокими и прочными. Учащиеся легко оперируют ими, что является самым главным, самостоятельно конструируют новые знания.ЛСМ можно использовать для решения различных дидактическиз задач:

При изучении нового материала, как план его изложения;

При отработке умений и навыков. Учащиеся составляют ЛСМ самостоятельно, после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа по составлению ЛСМ может проводиться в парах постоянного и сменного состава, в микрогруппах, где ведется обсуждение, уточнение и коррекция всех деталей. Надо отметить, что обучающиеся работают над составлением ЛСМ с огромным желанием;

при обобщении и систематизации знаний ЛСМ позволяют увидеть тему в целом, уяснить ее связь с уже изученным материалом, сздать свою логику запоминания. Анализ и выбор из текста ключевых слов для составления моделей помогает школьникам готовится к успешной сдаче ЕНТ.

Эксперимент по использованию ДМТ на уроках географии длится один год, работая год по данной технологии видна эффективность. Применение ДМТ позволяет обучающимся глубоко осознать и усвоить знания, дает возможность сравнивать, делать выводы и подводит к научному обобщению. Технология помогает проверить знания учащихся и устранить пробелы. При проведении входного тестирования по географии были заметны результаты, из 48 учащихся 30% учащихся получили оценку «5», 50% учащихся оценку «4» и 20% оценку «3».

Таким образом, применение ДМТ позволяет:

Усилить интерес учащихся к предмету;

Развивать навыки работы с дополнительной литературой;

Формировать умения анализировать, обощать, делать выводы;

Готовить к успешному прохождению ВОУД и ЕНТ;

Повысить качество знаний;

Снять напряженностьпсихолого –педагогических проблем и оптимизировать весь учебный процессс в целом.

особенности комплексного развития хозяйства

специализация

Экономические

районы

Казахстана

§19

своеобразие географического положения

природные и трудовые ресурсы

К 1

Северный

К 2

Центральный

К 3

Восточный

К 4

Южный

К 5

Западный

Центральный Казахстан

§20

В.К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Безводный

Канал (Иртыш-Караганды-Жезказган)

Богат, минеральными ресурсами

Казахский мелкосопочник

Карагандинская обл.

S – 428 тыс. км 2

население -1339 тыс. чел.

средняя плотность 3,1чел./км 2 .

ЭГП

К3

Выгодное положение

Граничит (СЭР, ЮЭР, ЗЭР, ВЭР)

Транзитное положение

К4

П.У

Низкогорный, мелкосопочный

Резко континен-тальный

Осадки 250мм.

Вегетационный период 160 дней

К5

П.Р

Лесные-незначит.

(Каркаралинский н.ц)

Реки (Нура, Торгай, Сарысу)

Озера (Балхаш, Карасор, Кыпшак)

Недостаточно

К6

П.Р (М.Р)

Нефтегазаносное мест. (Южно-Торгайский)

Медь (Жезказган, Прибалхашское)

Марганец

(Атасу, Жезды)

Карагандинский бассейн

К7

Н.

Самый высокоурбанизированный р-н городское население 85%

Карагандинско – Темиртауская агломирация 11 городов (1134т.ч.)

115 национальностей

Поднятие целины

Вольфрам, Молибден

(Карагандинская ГРЭС, Самаркандская ТЭЦ, Балхашская ТЭЦ)

Цветная

Экономика Центрального Казахстана

§21

О/Х

К2

О/П

К1

ГМК, ГДО (черная, цветная, угольная)

Топливная (Карагандинский 32%) Черная металлургия (Темиртау КПЦ)

Черная металлургия (Темиртау КПЦ)

7 место по мощности в СНГ

ГМК раф. меди (Жезказган, Балхаш)

Машиностроение «Каргормаш» (горно-шахтное оборудование)

Легкая, трикотажная, швейная

Пищевая

Обувная

ПУ

К3

Жезказганский ПУ медный прокат (Серная кислота, азотное удобрение, бензол)

Балхашский ПУ

Карагандинско-Темиртауский ТПК

(металлоёмкое машиностроение)

К4

С/Х.

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, свиньи)

Растениеводство, (зерновые, подсолнечные, овощи, картофель)

К5

Т.

Автомобильный

Железнодорожный (Акмола-Караганда–Шу)

К6

К.Г.

Жезказган

Балхаш

Темиртау

Караганда

К7

Э. П.

Выветривание, эрозия почв

Горно-добывающая пром.

Условные обозначения

ЭГП - экономико - географическое положение

М.Р.- минеральные ресурсы

П.Р - природные ресурсы

П.У- природные условия

ТПК-территориально-производственный комплекс

ПК - промышленный узел

О/Х.-отросли хозяйства

О/П-отросли промышленности

С/Х-сельское хозяйство

К.Г.-крупные города

Н.-население

Э.П-экологические проблемы

В.К.-визитная карточка

Строительные материалы (цемент) (Шымкент, Састобе)

Трубопроводный

Экономика Южного Казахстана

§29

ТПК

К2

О/Х

К1

Нефтегазодобыча

(Кызылординская обл.)

Химическая («Химфарм» - Шымкент)

Цветная металлургия (Шымкент, пр-во полиметал. концентрата)

Алматинский пром.узел

Шымкентско-Кентауский пром.узел

Т.

К3

Автомобильный

Воздушный

Речной

К4

С/ Х

Легкая (шерстяная, х/б изделия)

Растениеводство (зерновые, технические, хлопчатник, виноградоводство, садоводство)

К5

Э. П.

Автотранспорт

К6

К. Г.

Алматы

Талдыкорган

Тараз

Туркестан

Каратау-Таразский (горно-химический)

Нефтеперерабатывающие предприятия

Выбросы пром. предприятий

Шымкент

Машиностроение Алматинская, Южно-Казахстанская)

Железнодорожный

Кызылорда

К6

Н.

5 место по ч.н.

многонациональное

Восточный Казахстан

§22

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Природа разнообразна

г. Алтай

Цветные, редкие мет.

Обеспечен водными рес.

Восточно-Казахстанская обл.

S – 283 тыс. км 2

население -1425 тыс. чел.

средняя плотность 5 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Приграничные государства (Россия, Китай)

ЭРК (Сев.эк.р., Цент.эк.р., Юж.эк.р.)

Недостаточно благоприятное

К4

П.У

Резко континентальный

Осадки 150-1500 мм.

Горный, мелкосопочный

К5

П.Р (М.Р)

Стройматериал

Каменный уголь (Каражыра)

Полиметаллы (Риддерское, Зыряновское, Березовское)

Титан, магний, золото (Бакырчик, Большевик)

К7

П.Р

Гидроэнергетические ресурсы (р.Иртыш)

Водохранилища (Усть-Каменогорское, Бухтарминское, Шульбинское).

Земледелие

(без орошения)

Почвы (каштановые,

черноземные)

Периферийное

Серебро, медь (Николаевское)

Озера (Сасыколь, Маркоколь)

Густонаселённый

С.-З.

10 городов

Заселён с древности

Южный Казахстан

§28

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Великий шелковый путь

Поливное земледелие (хлопчатник)

Уникальные архитектурные памятники

Аграрно-индустриал. эконом. район

Жамбыльская, Кызылординская,

Южно-Казахстанская

S – 771 тыс. км 2

население -5538 тыс. чел.

средняя плотность 7,8 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Второй по площади

Граничит (ЦЭР, ВЭР, ЗЭР)

Приграничное (Узбекистан, Кыргызстан, Китай)

К4

П.У

засушливый, мягкий

Осадки 100-200мм.

700-1100 мм

Равнинный, горный

дней

К5

П.Р (М.Р)

Известняк (Састобе)

Природный газ (Амангельдинское)

Топливные (уголь – Алматинская, Кызылординская)

Незначительны

К6

П.Р

Подземные воды

Почвы (серо-бурые, сероземы)

Водохранилища (Чардаринское, Капчагайское)

Агроклиматические (уникальны)

К7

Н.

Агломерация (Алматинская)

Густонаселенный

Города (26)

1 место по плотности

Гипс (Тараз)

Цветные металлы (свинец, ванадий, вольфрам)

Земельные (значительны)

Рекреационные ресурсы

Многонационал.

ЭАН - 70%

Водные, неравномерно

Вегетац. период продолжительный

Растениеводство многоотраслевое (зерновые, масленичные, овощные)

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, мараловодство, пчеловодство)

Машиностроение

Экономика

Восточного Казахстан

§23

ТПК, О/Х

К2

О/П

К1

Цветная металлургия («Казцинк», «Казатомпром»)

Электроэнергетика

Химическая

Рудно-Алтайский (Усть-Каменогорский, Риддерский, Зыряновский, Семейский)

Добыча и производство

цвет. метал

Пищевая

Деревообработка

К4

С/ Х.

АПК

К7

Э. П.

Национальный парк (Катон-Карагайский)

Легкая

Самый загрязненный ЭР

Неблагополучный (цветная метал, автотранспорт)

Заповедники (Маркокольский, Западно-Алтайский)

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, свиноводство)

Черная металлургия (Соколовско-Сарбайское, Лисаковское)

Акмолинский пром.узел

Экономика Северного Казахстана

§27

О/Х

К2

О/П

К1

Горно-добывающая

Машиностроение («Астанасельмаш», «Казахсельмаш»)

Цветная металлургия

(Торгайское)

Мукомольно-крупяная (Астана, Петропавловск, Павлодар, Костанай)

Пищевая (мясная Петропавловск, Экибастуз, Рудный)

ТПК

К3

Павлодар-Экибастузский

Петропавловский пром. узел

Кокшетауский пром.узел инвестиции

К4

С/ Х

АПК

Растениеводство (зерновые- 80%, технические - 11%, овощные 15%)

К5

Э. П.

Нац. парк («Бурабай», «Кокшетау»)

К6

К. Г.

Астана

Кокшетау

Павлодар

Костанай

Легкая (меховые, трикотажные, х/б изделия)

Заповедник (Кургальджинский)

Неблагополучный (горно – добывающая, золошлаковые, бытовые отходы)

Петропавловск

Строительные (ракушечник, мрамор)

Добыча и переработка рыбы

Западный Казахстан

§24

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

В двух частях света

Заселение, каменный век

Портовое поселение XV век

Первое месторождение нефти (Доссор)

(Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангисгауская)

S – 736 тыс. км 2

население -2179 тыс. чел.

средняя плотность 3 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Выгодное положение

Граничит (СЭР, ЮЭР, ЦЭР)

Приграничное Россия, Туркменистан

К4

П.У

Равнинный, горный

Умеренно континентальный Резко континентальный

Осадки 100-150 мм 250-400 мм.

Недостаток прес. воды

К5

П.Р

Земельные 26%

Почвы сев. плодородные

Водные (Сагыз, Эмба, Торгай, Орь, Иргыз, Жайык)

Водохранилища (Каргалинское, Кировское, Битикское)

К6

П.Р (М.Р)

Нефтегазаносное мест. (Урало-Эмбенский и Мангистауский)

Хром, никель, фосфориты

Природный газ (Карачаганак, Тенгиз, Жанажол, Кашаган)

Богат М.Р.

К7

Н.

ЭАН 71 %

Малонаселенный ЭР

Приток населения

Морская транспортная магистраль (Иран, Азербайджан, Россия)

Северный Казахстан

§26

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Житница страны

Разнообразные мин. ресурсы

Север и юг (АПК машиностроение

Запад и восток (метал., с/ маш.)

(Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, Сев.Каз.)

S – 565 тыс. км 2

население -3055 тыс. чел.

средняя плотность 5,4 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Выгодное положение

ЭРК (Зап.эк.р., Цент.эк.р., Вос.эк.р.)

Приграничное Россия

К4

П.У

Равнинный

Резко континентальный

Осадки 300-450 мм.

Благоприятные

К5

П.Р

Земельные 90%

Почвы (каштановые, черноземные), плодородные

Водохранилища (Сергеевское, Верхнетобольское).

Водные (обеспечен хорошо) р. Ишим, р. Иртыш

Строительные материалы

Топливные (Экибастузский, Майкубенский,Убаганский)

К7

П.Р (М.Р)

Золото (Васильковское)

Бокситы (Амангельдинское, Краснооктябрьское)

Железные руды (Лисоковское, Костанайское)

Транспортные магистрали

Рекреационные ресурсы

Актюбинский (никель, хром)

Экономика Западного Казахстана

§25

О/Х

К2

О/П

К1

Нефтеперерабатывающая (Атырау)

Газоперерабатывающая (Жанаозень)

Черная металлургия,

хим.пром (Актобе)

Судостроение (с. Балыкши)

Пищевая (рыбная, мукомольная, кондитерская, хлебопекарная)

Легкая, трикотажная, швейная, меховая

Машиностроение

(оборудование для отраслей)

П. У.

К3

Атырау-Эмбенский (Нефте- и рыбоперерабатывающие отросли)

Уральский (переработка С/Х)

Зарубежные инвестиции

К4

С/Х

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, верблюдоводство)

Растениеводство, (зерновые, технические)

К5

Т.

Речной

Морской

К6

К. Г.

Атырау

Актобе

Уральск

Актау

Приборостроение (рентгеноаппаратура Актобе)

Автомобильный

Железнодорожный

Трубопроводный

В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Так, например, многомерность содержания образования выражается в том, что оно имеет три логики: логику знаний и опыта, логику усвоения знаний опыта, логику возрастной и образовательной эволюции человека, три особенности информации: смысл, ассоциация и структура и т.д. Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная, иерархическая организация разнородных элементов знания. Таким каркасом, слепком действительности, становится дидактические многомерные инструменты (ДМИ).

Инструменты формируются как измерители многомерных смысловых пространств на основе многокоординатных опорно-узловых каркасов с нанесённой на них свёрнутой информацией. В центре будущей системы координат помещается тема, проблемная ситуация. Определяется набор координат (круг вопросов) по данной теме. Для каждой координаты находят необходимое и достаточное число узловых главных элементов содержания. Получаемая в результате логико-смысловая модель содержит два плана: логический (порядок) и смысловой (содержание). Рассмотрим логико-смысловую модель «Главные члены предложения». Тема заявлена в центре каркаса. Выделяется набор координат: понятие, подлежащее, сказуемое, виды сказуемых, простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС), виды предложений по наличию главных членов. На следующем этапе «завязываются узелки» - необходимые для понимания темы элементы знания.

Структура урока, на котором усвоение темы происходит с помощью дидактических многомерных инструментов, выглядит следующим образом: 1)вхождение в тему, столкновение с познавательным барьером; 2)организация познавательной деятельности учащихся с помощью дидактических многомерных инструментов; 3)отработка новых умений и навыков с помощью тренировочных упражнений; 4)обобщение изученного материала с помощью дидактических многомерных инструментов; 5)рефлексия учебной деятельности обучающимися.

Обратимся к уроку русского языка в 8 классе по теме «Главные члены предложения». Для актуализации имеющихся знаний учитель ставит перед обучающимися вопрос: «Что вам известно о главных членах предложения?» После повторения теоретического материала обучающимся предлагается применить свои знания на практике, выделив подлежащее и сказуемое в предложенных предложениях. В процессе работы выясняется, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением, а сказуемое не всегда состоит из одного слова. Возникает необходимость устранить несоответствие между имеющимися знаниями и очевидными фактами. Начинается усвоение нового материала с помощью дидактической многомерной технологии.

Учитель выстраивает на доске логико-смысловую модель (ЛСМ) по теме «Главные члены предложения». Обучающиеся делают записи в тетради. Далее учитель повторяет новый материал, опираясь на ЛСМ. То же самое предлагается сделать обучающимся. Следующий этап урока посвящается отработке умений определять виды сказуемых, а также конструировать предложения с разными видами сказуемых. На заключительном уроке по данной теме учащимся предлагается воссоздать ЛСМ по теме «Главные члены предложения».

ШУТИЛО Анна Александровна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №75

Россия, г. Санкт-Петербург

E-mail: [email protected]

Многомерная дидактическая технология В. Э. Штейнберга в начальной школе

Аннотация: в статье рассказывается о технологии многомерных единиц и ее инструментах, которые можно использовать на разных уроках, так как новые образовательные стандарты (ФГОС) предполагают формирование у учащихся определенных качеств. В результате учителю приходится осваивать новые образовательные технологии.

Ключевые слова: дидактическая многомерная технология ; дидактические многомерные инструменты; логико-смысловые модели.

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне действовать самому -и я научусь»

( Древнекитайская мудрость )

Наука и жизнь не стоит на месте. Сегодня в современном мире существует множество инновационных технологий, которые соответствуют социальным запросам и интересам общества. Наши одаренные дети не позволяют учителю успокоиться: заставляют искать новые пути решения дидактических задач обучения.

Оставаться «традиционным» учителем в современном, опутанном социальными сетями мире, - то же самое, что скакать на лошади, когда все остальные ездят на автомобилях; или то же,что звонить по телефонной вертушке, когда все вокруг пользуются смартфонами, слушать кассеты, когда все уже давно перешли на iPod.

Поэтому если учитель желает идти в ногу со своими учениками, то он должен войти в их мир. И это лишь одно преимущество, которое дадут ему новые технологии. С каждой новой технологией мы находим новые способы самосовершенствования, совершенствование своих знаний, своей жизни, своего мира. Учителя, принявшие те технологии, которыми пользуются их ученики, неожиданно для себя открывают новые пути представления образовательного опыта со всеми преимуществами личных образовательных пространств. Этот процесс должен быть интересным и захватывающим, и уж никак не скучным. Узнать, каково это, можно, лишь прыгнув в воду, а не любуясь озером с берега.

Ученики начальной школы отличаются огромным стремлением узнать как можно больше нового и интересного. Очевидно, что самые ценные и устойчивые знания не те, что усвоены путем механического заучивания, а те, которые добыты самостоятельно, в результате собственных творческих поисков.

Все дети очень любознательны. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель превратить ребенка в исследователя, активного ученика процесса познания, творческую личность.

Изучив многомерную дидактическую технологию, разработанную В. Э. Штейнбергом, я поняла, что она может быть использована для решения различных дидактических задач на уроках. Эта технология направлена на повышение качества образовательного процесса и доступности учебного материала, позволяет уплотнить неструктурированное пространство знаний.

Дидактическая многомерная технология (ДМТ) –дидактическая технология полифункционального приложения, относящаяся к инструментальной дидактике и основанная на параллельном представлении информации/учебного материала как в традиционной аудио форме, так и в визуальной, специально преобразованной, концентрированной, логически удобной форме с помощью дидактических многомерных инструментов (ДМИ), реализующих логико-смысловое моделирование при выполнении обучающимися инвариантных 83 форм и видов учебной деятельности (познавательной, переживательной и оценочной; предметно-ознакомительной, вербально-логической и моделирующей); а также в подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога.

Многомерная дидактическая технология состоит из дидактических инструментов: интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели.

Дидактические многомерные инструменты (ДМИ )–когнитивно-визуальные средства бинарного (двухкомпонентного)типа с иллюстративно-мнемическими и регулятивными свойствами (поддержка категоризации и экспликации, анализа и синтеза, навигации и аут диалога); смысловой компонент ДМИ реализован на основе когнитивных принципов представления информации в семантически связной форме, а логический компонент образован координатными и матричными графическими элементами, объединенными в каркас рекурсивного типа, информация на котором представлена в мультикодовой форме (понятийными, пикто граммическими, символьными и другими элементами); конкретная форма реализации ДМИ –логико-смысловые модели, навигаторы, «семантические фракталы Штейнберга», когнитивные карты и т.п.; полифункциональные ДМИ –основной инструмент дидактической многомерной технологии и

применяются также в традиционных и новых технологиях обучения, в дидактическом дизайне на основе принципа дополнительности.

В начальной школе лучше всего начинать с интеллект-карт.

Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения.

Карты –памяти представляют собой образ, от которого отходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Ребята очень любят на уроках использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

Построение интеллект-карты:

1.готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;

2. лист кладём горизонтально;

3. в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1–2 ключевых слова);

4.от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами;

5. каждую ветку подписываем 1–2 словами (основные направления);

6. на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их.

В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемы, символы и т. д. Автор технологии подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт.

Очень важно отметить, что при построении данных карт используется не только логическая часть мозга и, но и та, что связана с воображением. Благодаря работе обоих полушарий мозга,использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Если мы посмотрим на первый рисунок и на второй, то заметим, что интеллект карта похожа на нейрон головного мозга.

Рисование карт памяти на уроке особенно эффективно в 1-2 классах, так как это необычный вид деятельности, можно, сказать, игровой. У детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.

В 3-4 классе можно начинать вводить логико-смысловые модели (ЛСМ).

Логико-смысловая модель (ЛСМ) – конкретная форма реализации дидактических многомерных инструментов в виде образно-понятийных моделей, содержащих смысловой и логический компоненты, причем последний выполнен в «солярной» координатно-матричной форме рекурсивного типа для размещения понятий (или их мульти кодовых эквивалентов) и смысловых связей между ними; ЛСМ применяются для отображения изучаемых или создаваемых объектов в дидактической многомерной и других технологиях, в профессиональной деятельности и дидактическом дизайне.

Она представляет собой систему координат. В отличии от карт-памяти здесь рисунки не используются. Усвоение понятий осуществляется через совместную работу учителя и учащегося. Это позволяет рационально использовать время при изучении нового материала. Смысловой компонент знаний представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему. При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта. В целом каждый элемент содержательно связанной системы ключевых слов получает точную адресацию в виде индекса « координата- узел».

ЛСМ играет роль опорного дидактического средства, помогающего учителю наглядно представить структуру и логику содержания занятия, логично и последовательно изложить на уроке необходимую для изучения учебную информацию при различных уровнях обучаемости учащихся, оперативно рефлексировать результаты своей деятельности- как ученик понимает, как рассуждает, как находит и оперирует нужной информацией, а также своевременно корректировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся.

Разработка и построение ЛСМ облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяют алгоритмизировать учебно- познавательную деятельность учащихся, делают оперативной обратную связь.

Учащиеся составляют ЛСМ самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа может проводиться в парах, группах. Учащиеся работают над составлением ЛСМ с огромным интересам, желанием.

Пример ЛСМ

Методика не запрещает использовать ЛСМ и интеллект-карты при ответе у доски.

Учитель же может использовать данную технологию при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты-модели наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися, формализуют его запись, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение. Логико-смысловые модели отражают межпредметные и внутрипредметные связи. Составление ЛСМ и для учителя, и для ученика подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.

Список литературы

    Дирша, О.Л. Сычевская Н.Н.Учим добывать знания// Пачатковая школа. – 2013. - №7. – С. 56-58.

    Новик, Е.А. Использование многомерной дидактической технологии/ Е.А.Новик// Пачатковая школа. – 2012. - №6. – С.16-17.

    Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа: БИРО,1999. – 86 с.

    Штейнберг, В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя в современных условиях: Штейнберг В.Э. Крылья профессии – введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа, 1999. –

214 с.

    Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж инструменты, проектирование, творчество: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа: БИРО, 1998. – 156 с.

    Штейнберг, В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов [Текст]/ В.Э. Штейнберг. Уфа: БИПКРО, 1996. - 60 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ: ИНТЕЛЛЕКТ КАРТЫ, ЛСМ (учащиеся 3 класса)