Конспект по биологии минеральное питание растений. Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы

Разделы: Биология

Задачи урока.

  1. Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
  2. Развивать понятие о функциях листа.
  3. Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
  4. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.

Тип урока:урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы:проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

ПЛАН УРОКА

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”

Какие вещества входят в состав растения?

Как минеральные вещества поступают в растение?

Какие органические вещества вы знаете?

Как они поступают в растение?

Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

Чем питание растений отличается от питания других организмов?

Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)

2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).

Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)

Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

В чем значение минеральных подкормок растений?

Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Условия образования органических веществ(рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)

“Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

Какие вещества необходимы растению?

Где они их берут в процессе питания?

Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

Обязательный уровень

(СЛАЙД № 15)

(СЛАЙД № 16)

Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)

Повышенный уровень

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ

ВСАСЫВАЮЩАЯ

ОСНОВНАЯ

КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

СТОЛБЧАТЫЕ

СТРУКТУРЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)

(СЛАЙДЫ № 18, 19, 20)

V. Дифференциальная самостоятельная работа.

Обязательный уровень

1. Выберите правильные утверждения:

  1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
  2. Клетки корневого чехлика недолговечны.
  3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
  4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
  5. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
  6. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
  7. Почка – это зачаточный побег.
  8. Стержневая корневая система имеет один корень.
  9. Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

Повышенный уровень

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

VI. Рефлексия.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез...”.

Конспект по биологии на тему: Минеральное питание растений и значение воды

Ф.И.О.: Автайкина Ангелина Алексеевна

Предмет: биология

Класс: 6 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологическая карта урока

Минеральное питание растений и значение воды

Цель

образовательные - сформировать у учащихся знания о минеральном питании растений; познакомить минеральными и органическими удобрениями; научить распознавать растения различных экологических групп;

развивающие - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельность; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;

воспитательные - прививать навыки коллективного (группового) труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.

Задачи

Сформировать знания о почвенном питании растений, экологических групп и многообразии растений, минеральных и органических удобрениях

Развить умения сравнивать, делать выводы;

Планируемый результат

Предметные:

Разнообразие растений

Роль удобрений в жизни растений

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Построение логических высказываний

3.Объяснение значения новых слов

4.Сравнивать и выделять отличительные признаки растений

5.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

1. Учиться работать в группе

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Основные понятия

Минеральное (почвенное) питание, органические удобрения, минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы

Средства обучения

Презентация PowerPoint

Раздаточный материал (рабочие листы, фотографии растений)

Методы:

Словесные методы: - беседа,

Описание,

Объяснение

Наглядные методы: - таблицы,

Демонстрация слайдов,

Практические: - работа с фотографиями растений

- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала)

Формы:

Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая виды работ

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

    Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

    Готовы? Ну что? Приступим…

Слушают учителя

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках и разгадаем кроссворд.

Обратите внимание, на ваших столах лежит рабочий лист к уроку. В ходе урока мы будем делать необходимые записи.

    Основной вегетативный орган растения

    Боковая часть побега

    Осевая часть побега растения, состоящая из узлов и междоузлий

    Состояние растений в семени

    Подземный орган

    Ветвление побега в верхушечной части на несколько цветов

    Водопроводная часть стебля, по которой осуществляется восходящий ток воды с минеральными веществами

п

Ребята, мы не просто так отгадывали кроссворд, в нём зашифрована тема урока. Сможете догадаться какая?

Обратите внимание, у вас на столах у всех есть рабочие листы. Давайте вместе запишем нашу тему урока «Минеральное питание растений»

Отвечают на вопросы, отгадывают кроссворд, определяют название темы урока.

Минеральное питание растений

Личностные и коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

Усвоение новых знаний

Ребята, давайте с вами вспомним, а при помощи какого органа питается растение? Правильно.

А какие зоны выделяют в корне?

Что есть в зоне всасывания?

Молодцы ребята.

Именно с помощью корневых волосков растение извлекает из почвы необходимые ему питательные вещества – так называется минеральное (почвенное) питание растений. Ребята а как вы думаете, почему этот процесс называют минеральным? Почему почвенным?

Правильно, ребята.

Вспомните, а какая ткань есть у растений, по которой передвигаются питательные вещества?

Молодцы.

Давайте посмотрим на интерактивную доску и увидим, как же осуществляется минеральное питание?

Вода+Минеральные вещества

Посмотрите, Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки корня и затем по ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через проводящие ткани стебля ко всем частям растения.

Так происходит почвенное питание растений.

Ребята, а теперь мы поработаем в группах.

Ребята, давайте вспомним, а какие у нас выделяют среды обитания?

Обратите внимание у вас есть на столах фотографии растений, попробуйте их классифицировать в ваших группах по средам обитания

Ребята, молодцы, но обратите внимание, например Рогоз. Что вы можете сказать про него?

Правильно!

Оказывается, у нас выделяют специальные экологические группы:

Давайте попробуем дать им характеристику.

Правильно ребята, вы дали полную характеристику экологическим группам. Ну а теперь, вы распределите фотографии по данным группам.

Мы хорошо поработали, надо бы и отдохнуть.

Отвечают на вопросы.

Орган питания – корень

Зона деления, роста, всасывания и проведения.

Корневые волоски

Минеральным, потому что из почвы поглощают воду и минеральные вещества

Почвенным, потому что поглощаются вода и минеральные вещества при помощи корня из почвы

Проводящая ткань

Работают в группах, классифицируют фотографии растений

Наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная

Распределяют фотографии на среды обитания

Рогоз не полностью живет в воде…Часть растения в воде, а часть в наземно - воздушной среде.

Водные – обитают в воде, Влаголюбивые – не полностью погружены в воду, Умеренно- увлажненные – н6еобходимо небольшое количество воды, обитатели сухих мест- мало нужно воды для их существования.

Распределяют фотографии растений по экологическим группам

Познавательные УУД:

Составление схем-опор

Сравнивать и выделять отличительные признаки растений

Коммуникативные УУД:

Учатся работать в группах

Выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

Знать как осуществляется минеральное питание

Разнообразие растений

Физкультминутка

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Слушают учителя и выполняют движения

Усвоение новых знаний

Ребята, обратите внимание, на слайде у нас красивый листопад…

Ребята, а правильно ли, что с наступлением осени с урожаем или просто убирая территорию, люди счищают листья с земли?

Правильно ребята.

А знаете ли вы, что перед тем, как посадить урожай вносят в почву?

И на этот вопрос вы правильно ответили.

Их подразделяют на органические и минеральные.

Знаете ли вы, какие удобрения называют органическими? Минеральными?

Органические удобрения – навоз, перегной.

Минеральные удобрения – это удобрения, содержание 3 элемента – азот, фосфор и калий.

Давайте поиграем в небольшую игру. Ребята, перед вами листья, которым не хватает того или иного элемента, определите, какому растению, что не хватает.

Молодцы, все хорошо справились с игрой.

Отвечают на вопросы учителя

Нет, не правильно, поскольку с опавшими листьями, ветками, хвоей, и отмершими корнями убирают и минеральные вещества, которые необходимы растению

Удобрения.

Предполагаемые ответы учащихся.

Ребята рассматривают растения и определяют, кому из растений какого не хватает химического элемента

Познавательные УУД:

Построение логических высказываний

Составление схем-опор

Объяснение значения новых слов

Сравнивать и выделять признаки

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

Учатся работать в группах

Слушать товарища и обосновывать свое мнение

Выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

Знать как осуществляется минеральное питание

Разнообразие растений

Рефлексия

Ребята, на столах у вас лист, с заданиями, каждый из вас должен сейчас его решить, обменяться с соседом и проверить друг у друга.

Выберите правильные утверждения

1.Из почвы растения всасывают только воду

2. Питание растений бывает только почвенное

3.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня

4. Корневые волоски – это длинные выросты клеток проводящей зоны корня

5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания

6. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями

7. Удобрения делятся на органические и минеральные

8. К органическим удобрениям относятся фосфорные удобрения

9. Выделяют 5 экологических групп растений

10. При недостатке калия на листе появляются дырочки с пожелтевшими краями

Ответы: 1-,2-,3-,4-,5+,6+,7+,8-,9-,10+

Оценка детей.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

П.13, в рабочих листах запишите домашнее задание

Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Что хотите еще узнать?

Давайте скажем нашим гостям большое спасибо, что они пришли к нам на урок

Решают задание, проверяют друг друга (ключ правильных ответов для проверки друг друга на доске)

Регулятивные УУД:

Оценивания работы

ЛичностныеУУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы

6 био - 16

Тема

Цель

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере :

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры ; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование

учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Вид урока:

комбинированный.

Форма работы

    лабораторная работа

    КОЗ

    Работа в группах

    фронтальная

Индивидуальная

Ход урока:

    Организационный момент.

    Мотивационный момент.

    А что такое питание?

    Для чего организмам нужны питательные вещества?

    Энергия?

    Что является источником энергии для растений?

Питание - процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах - световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя - в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

    Каковы же особенности питания растений?

    В каких питательных веществах нуждается растение?

    Откуда растение берет неорганические вещества?

    А органические вещества?

    Почему у растений два способа питания?

    Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

    Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

    Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия . А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Для начала ответим на некоторые вопросы:

    Что является органом почвенного питания?

Корень

Роль корня в почвенном питании растений.

    Каковы основные функции корня?

Удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

    Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

Зона всасывания

    Каковы особенности ее строения?

Наличие корневых волосков

    Что собой представляют корневые волоски?

Это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

    Какой в этом смысл?

Зона всасывания использует для питания новые участки почвы

    Что произойдет если повредить корневые волоски?

Растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

    Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

Пересаживать растения с комочком почвы

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация , т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.

    Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:

Удобрения

Органические: Минеральные:

2. Комплексные 1.Простые:

Торф - азотные

Навоз - калийные

Помёт - фосфорные

Перегной 3. Микроудобрения

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву. Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

Азот

    Для роста растения

    При недостатке азота замедляется рост растений.

    Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

    Сокращается вегетационный период.

    Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Калий

    Поддерживает водный режим

    Повышает морозо- и засухоустойчивость

    Повышает устойчивость к заболеваниям.

    Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

    Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Фосфор

    Ускорение развития и плодоношения

    Усиление роста

    корней

    Повышение
    зимостойкости

    Задержка цветения и созревания.

    Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.

    При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений-фиолетовые оттенки.

Существует две группы удобрений Органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

    Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

    Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

    А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

    Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

    Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

    Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.

Итоги исследования:

    Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)

О бязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.

Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.

    На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

    На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

    У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

    На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

    Рефлексия

    Домашнее задание

1. Как происходит поглощение корнем воды и минеральных веществ?

Внутреннее строение корня хорошо при-способлено к выполнению одной из основных его функций — обеспечения минерального пи-тания растения. На поперечном срезе корня, на уровне зоны всасывания, хорошо заметны две части: кора корня и центральный цилиндр. Сверху корень покрыт одним слоем клеток покровной ткани, из которой образуются кор-невые волоски. Корневые волоски всасывают воду и растворённые в ней минеральные ве-щества. От корневых волосков неорганические элементы питания движутся по клеткам коры корня, состоящей из многослойной основной ткани и обеспечивающей передвижение воды и солей от корневых волосков к сосудам цен-трального цилиндра. Центральный цилиндр занимает внутреннюю часть корня. Снаружи в нём располагается слой клеток образова-тельной ткани, которая даёт начало боковым корням. Внутри центрального цилиндра со-держится проводящий пучок из проводящих тканей: флоэмы и ксилемы. Вода передвигается по корню, попав в него через корневые волоски. Вода и минеральные вещества по сосудам ксилемы поднимаются вверх к листьям, где образуются органические вещества. Это перемещение происходит под действием корневого давления, которое называют нижним двигателем. По со-судам корня вода поднимается к сосудам стебля и движется вверх уже под действием испарения воды через устьица, которые называют верхним двигателем. Промежут-ки между клетками пучка заполняют механическая и запасающая ткани. Итак, строение корня приспособлено для осуществления минерального питания и транс-порта веществ в надземные органы.

2. Какое значение почвы для жизни растений?

Почва — одна из сред обитания растений.

Кроме того, почва обеспечивает растения эле-ментами минерального питания, водой, возду-хом, теплом и т. п. Основой плодородия почвы является гумус, который обеспечивает пита-ние растений, удерживает воду, склеивает час-тички почвы и т. п. Гумус, или перегной, — это тёмноокрашенное вещество, образующееся в результате разложения растительных и жи-вотных остатков. Важным для растений признаком почвы является его структура. Это свойство определяется частичками почвы, которые склеиваются в комочки разной фор-мы и размеров. Почва образуется в результате взаимодействия многих факторов, из которых наиболее важными являются климат и живые организмы . Образование элементов минерального питания происходит в почве из органических остатков, которые разлагаются микроорганизмами (бактериями, микроскопическими грибами). Итак , почва — среда обитания и источник минерального питания растений.

3. Для чего в почву вносят удобрения?

Запасы элементов минерального питания растений в почве пополняются за счет микроорганизмов, атмосферных осадков, грунтовых вод и т. п. При выра-щивании культурных растений количество питательных веществ в почве умень-шается. Чтобы этого не происходило, в неё вносят удобрения. При этом необхо-димо учитывать следующие факторы: Материал с сайта

  1. влияние удобрений на рост и развитие растений (фосфатные удобрения ускоряют созревание плодов, нитратные способствуют развитию надземной массы, калийные усили-вают развитие корней и повышают холодо-стойкость растений);
  2. нормы и время внесения удобрений (на-пример, органические i фосфатные удобрения обычно вносят осенью, чтобы к весне они разложились);
  3. растворимость удобрений (например, фосфатные удобрения медленно рас-творяются в воде, а нитратные и калийные — хорошо);
  4. тип почв (например, на обычных чернозёмах высокий эффект дают фос-фатные удобрения).

Растения можно подкармливать и во время роста. Такая подкормка может быть сухой или жидкой. Для сухой подкормки используют минеральные удобрения, для жидкой — органические. Но, чередуя посевы растений, которым нужны разные элементы, можно достичь высоких урожаев даже без внесения удобрений.

Все мы знаем, что нам нужно кушать молочные продукты. Прекрасно понимаем, почему это нужно делать. Ведь там же кальций, которые делает наши кости и зубы прочными, сильными и здоровыми. И такие же примеры можно привести с другими минеральными веществами в нашем организме. А что же растения? Они же тоже живые, и тоже нуждаются в этих же элементах. На этом уроке мы предлагаем вам узнать, как же они их кушают и зачем они, все-таки, нужны.

Питание - поглощение организмом химических веществ для получения им энергии и «строительного материала».

Растения для питания используют энергию солнечного света. При помощи фотосинтеза они запасают ее в форме сложных органических соединений. Растения не получают энергию из веществ, входящих в состав почвы.

Фотосинтез - процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света.

Минеральное питание растений - это совокупность процессов поглощения из почвы, передвижения по телу и усвоения растениями минеральных веществ.

Опыты Соссюра

В XIX веке французский ученый Соссюр занимался детальным анализом химического состава растений. Состав золы всех растений оказался приблизительно одинаковым. Так ученый обнаружил фосфат кальция в золе всех рассмотренных растений. При выращивании растений на дистиллированной воде ученый обнаружил в них ровно столько минеральных соединений, сколько было в семенах. Таким образом он доказал, что почва является источником только минеральных веществ для растения. А источником углерода для построения органических веществ является атмосфера.

Через корни растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соединения (азот, калий, фосфор и т.д. (см. Рис. 1)).

Рис. 1. Периодическая система химических элементов (желтым выделены основные необходимые растениям элементы)

Если растение не получает хотя бы какого-то из необходимых ему химических элементов, то процессы его жизнедеятельности могут резко нарушиться (см. Рис. 2). Другие химические элементы, даже при получении их в избыточном количестве, не способны заменить недостающие.

Рис. 2. Последствия дефицита серы у левого растения

Например, атомы химического элемента азота входят в состав любого белка и еще многих соединений. Соединения азота необходимы растениям в большом количестве при быстром росте. В связи с этим в почву вносят азотные удобрения (см. Рис. 3).

Рис. 3. Азотные удобрения

Соединения фосфора способствуют скорейшему созреванию плодов, а калия - быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к стеблям и корням.

Нитраты

Нитраты - соли азотной кислоты, необходимые для жизни растений. Попадая в организм человека, нитраты превращаются в соли - нитриты, которые пагубно действуют на гемоглобин крови, что приводит к отравлению или смерти.

Растения перерабатывают нитраты. И чтобы сельскохозяйственная продукция их не содержала, нужно не злоупотреблять азотными удобрениями.

Водоросли, а также некоторые мхи усваивают питательные вещества с помощью всей поверхности тела или через корни. Вода и минеральные соли обычно поступают через корневые волоски (см. Рис. 4), что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частичками почвы.

Рис. 4. Корневые волоски под микроскопом

Из клетки корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем и в сосуды корня. И далее в верхние органы растения. Этот процесс обеспечивается корневым давлением.

Влияние условий полива на рост колеуса

Возьмите 2 средних размера растения колеуса (см. Рис. 5). Поставьте их в теплое, светлое место и 3 дня не поливайте. Затем поливайте регулярно. Одно из растений поливайте каждый день утром и вечером, расходуя для каждого полива по 50 мл воды. Второе растений поливайте 3 раза в неделю, расходуя для каждого полива по 200 мл воды. Наблюдайте за ростом и развитием растений.

Рис. 5. Колеус

Опыт: у комнатного растения срезается стебель на высоте 10 см от земли, а на оставшийся пенек надевается резиновая трубочка, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если горшок с растением полить теплой водой, то через верхний конец стеклянной трубочки начнет выделять жидкость. Если полить горшок с растением очень холодной водой, то жидкость через стеклянную трубочку выделяться не будет. Это связано с зависимостью скорости поглощения воды корнем от ее температуры.

Растение будет нормально расти и развиваться только в том случае, если в окружающей его среде имеются все необходимые минеральные вещества.

Почва (см. Рис. 6) - это верхний слой литосферы Земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород и жизнедеятельности организмов.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растение необходимыми минеральными веществами и влагой, поддерживая их жизнедеятельность. Определяется наличием в почве гумуса (перегноя).

Рис. 6. Почва

Каждый урожай уносит с собой часть органических и минеральных веществ почвы. Это приводит к ее истощению. Поэтому в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Удобрения - вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышения плодородия почвы.

Органические удобрения - это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или часть отмерших организмов животных, растений (торф, перегной).

Минеральные удобрения: азотные (аммиачная селитра, аммиачная вода), фосфорные (суперфосфат, преципитат), калийные (зола, сильвинит).

Азотные удобрения способствуют увеличению вегетативной массы растения. Фосфатные - ускоряют развитие растений, улучшают качество урожая. Калийные - увеличивают накопление питательных веществ в клубнях и др. частях растений.

Микроудобрения - это удобрения, содержащие соединения химических элементов, необходимых растениям только в небольших количествах (медь, кобальт, цинк, бор, железо).

В разные периоды жизни растения нуждаются в различных наборах минеральных веществ, и удобрения поэтому вносятся в различные сроки, в зависимости от потребностей и вида растений.

Избыток любого из удобрений может повредить растениям и потребителям сельскохозяйственной продукции.

Методы выращивания растений

В современных теплицах применяются методы гидропоники и аэропоники.

Гидропоника - выращивание растений в питательном растворе, содержащем все необходимые вещества.

Аэропоника - выращивание растений, при котором сосудистая корневая система находится в воздухе, откуда получает все необходимые минеральные вещества.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Sbio.info ().
  2. Plantphys.bio.msu.ru ().
  3. Blueberry.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 160, задания и вопросы 4, 6 ().
  2. Что такое корневое давление?
  3. Что такое минеральное питание растений? Какие вещества необходимы для его осуществления?
  4. * Подготовьте небольшое сообщение об используемых сейчас удобрениях. Поделитесь этой информацией со своей семьей.