Интерактивная школьная доска принцип работы. Как выбрать интерактивную доску или другое интерактивное оборудование

В образовании очень важно доходчиво, наглядно представить информацию, поскольку человеческое восприятие у многих людей в значительной мере опирается на зрение. И сейчас все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивными досками. Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий.

Интерактивная доска – это периферийное устройство, предназначенное для управления всеми функциями компьютера на большом экране без использования компьютерной мыши и клавиатуры, то есть удаленное управление компьютером.

Главная методическая роль интерактивной доски состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на центральном объекте объяснения, непосредственно на доске.

Существует несколько разновидностей интерактивных досок:

· Активная электронная доска – подключается к источнику питания и к компьютеру. Работа с файлами осуществляется при помощи специального стилуса.

· Электромагнитная интерактивная доска - работает по принципу пассивной электромагнитной технологии, которая позволяет использовать специальные маркеры.

· Интерактивная электронная доска на основе технологии инфракрасного сканирования - большой дисплей, оснащенный инфракрасными датчиками, с которым можно работать как при помощи специального стилуса, так и просто с помощью пальцев (http://venture-biz.ru/tekhnologii-innovatsii/138-interaktivnoe-obuchenie)

Говоря об интерактивной доске, стоит выделить её главную функцию – демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия. С помощью интерактивной доски педагог может также взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия.

Для работы с интерактивными досками используется специальное программное обеспечение, с помощью которого учитель может добавлять пометки поверх любого изображения на экране, акцентировать внимание учеников на важных деталях, использовать для обучения готовые шаблоны документов и уроков, импортировать и видоизменять различные графические объекты.

Интерактивная доска может стать первым шагом на пути к созданию мультимедийной образовательной среды в классе с возможностью проведения интерактивных опросов и тестирований, а также использования документ - камеры.

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

· компьютер

· мультимедийный проектор

· соответствующее программное обеспечение

· и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером (http://habrahabr.ru/post/118536/).


Интерактивная доска дает возможность использования следующих интерактивных элементов:

Различные переходы (со слайда на слайд, с графического объекта на видеофрагмент; включение звукового файла, использование гиперссылок);

Движение и перемещение объектов по виртуальному «полю» с помощью прикосновения;

Запуск анимаций;

Затемнение экрана, появление объекта;

Возможность выполнять запись и удалять ее;

Повороты, развороты, симметрия объектов и т.д.;

Видеопроектор и функция захвата;

Средства записи происходящего на экране и т.д. (Гилярова М. Г. Повышение уровня мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронных образовательных ресурсов / Гилярова М.Г. // Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в классе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Дистанционно же, управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет также добиться оптимизации учебного процесса. Использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования. (Гилярова М. Г. Повышение уровня мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронных образовательных ресурсов / Гилярова М.Г. // Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Многие педагоги придерживаются мнения, что интерактивная доска является одним из самых эффективных технических средств обучения, поскольку она объединяет проекционные технологии с сенсорным устройством. Интерактивная доска позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки, делать пометки и комментарии поверх видеоклипов или презентаций. Цветовая гамма позволяет выделять важные области, привлекая внимание учащихся к наиболее значимым блокам информации (Ткаченко Е. Е. Использование и возможности мультимедиа при комплексной подготовке к выпускным экзаменам/ Ткаченко Е. Е.// Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на уроках современные технологии. Кстати, не требуется и специальных занятий для изучения доски, дети быстро осваивают приемы работы, наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Следует отметить, что, согласно многочисленным тестам, на этих уроках даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение, с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких школьников к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью интерактивной доски. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося.

Использование интерактивной доски во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими, просто касаясь доски руками. Подобная технология позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике (http://venture-biz.ru/tekhnologii-innovatsii/138-interaktivnoe-obuchenie)

Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе обучения, расширяют возможности преподавателя на всех этапах занятия и, в том числе, способствуют повышению мотивации, привлекая различные виды информации. Он предоставляет возможность различных видов наглядности: на плоскости, в пространстве, с анимационными и интерактивными эффектами.

Таким образом, инновационные интерактивные технологии дают возможность реализовать важнейшие принципы представления учебной информации: наглядность, мультимедийность и интерактивность. Большим преимуществом интерактивной доски является объединение всех мультимедийных возможностей (звук, видео, анимация, текст, таблица, диаграмма, рисунок) с возможностью их изменения. Кроме того, учитель может демонстрировать такие объекты или процессы, которые сложно себе представить в реальности, например, изображение планет, движение атомов и молекул, внутренние органы человека


1.3.Опыт использования интерактивной доски в образовательном процессе при обучении иностранному языку.

Одним из наиболее эффективных интерактивных средств, способствующих повышению мотивации и активности обучаемых, является интерактивная доска. Она позволяет не просто отобразить информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения.

На уроках иностранного языка интерактивная доска может применятся при обучении различным видам речевой деятельности. Ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook. Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка. Динамические задания, которые учащиеся выполняют с помощью интерактивной доски, служат для предъявления нового матери­ала и первичной актуализации получен­ных знаний. Также задания могут носить языковой характер, например, работа с лексикой, грамматическими структурами. Многие задания используются для выполнения упражнений на развитие навыков устной и письменной речи, диалогической и монологической речи.

Так, например, при обучении чтению используются приемы «Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации». При изучении иноязычного литературного произведения возможности интерактивной доски предоставляют учащимся большой выбор динамических визуаль­ных опор для осуществления коллективного взаимодействия. Во время работы уча­щиеся выполняют задания различного уровня: начиная от рецептивных упражнений по изучению литературного произ­ведения до продуктивных и творческих: продуцирование ситуаций, заданных в литературном произведении, разви­тие сюжета, моделей поведения героев, их характеров. (Корчажкина О.М. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе над иноязычными литературными произведениями / Корчажкина О.М. //Иностранные языки в школе. - 2012г.- №7.)

Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, видео, изображения, готовые схемы, которые можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы, как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений. http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1265

Аудиозаписи, сделанные носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов при понимании иностранной речи на слух.

При обучении письменной речи наиболее эффективными являются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», используются функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.

При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». В данном виде деятельности нам на помощь приходит режим граффити. Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть - все это доступно с помощью электронных перьев.

Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно. Можно использовать электронные учебники и видеоуроки.

Кроме того, работа с интерактивной доской на занятии иностранного языка формирует у учащихся лингвострановедческую и коммуникативную компетенцию. (Корчажкина О.М. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе над иноязычными литературными произведениями / Корчажкина О.М. //Иностранные языки в школе. - 2012г.- №7.) Доска поможет учителю организовать заочную экскурсию. Интересна работа с лингвострановедческим материалом, например с картой страны или города, так как на них нет подписей, то учитель может проектировать различные задания: подписывать названия городов, земель, рек, озер, гор, тем более, что это все сделать несложно, так как маркером легко выделить любой объект, чего нельзя сказать о компьютерной мыши. Богатыми возможностями располагают интерактивные анимации, используемые для наглядно-образного раскрытия темы урока и помогающие реконструировать события прошлого.

В ходе проверки домашнего задания заготовленный материал позволяет:

1. провести тестовый иллюстрированный или текстовый опрос и проверить его выполнение самостоятельно или взаимопроверкой (можно закрыть ответы «шторкой»);

2. выполнить задание на соотнесение понятий;

3. установить соответствие между ключевыми моментами нескольких тем ранее изученного материала;

4. посмотреть на домашний материал под другим углом зрения;

5. провести устный диктант на основе изображений и символов;

6. иллюстрировать выполнение домашних заданий по тетради с печатной основой.

При актуализации опорных знаний, обеспечивающих лучшее восприятие и понимание новой темы, положительный эффект даёт прием выбора нужных понятий из пройденного материала при формулировании учителем задающих направление систематизации вопросов. Актуализированные понятия могут складываться в кроссворд, головоломку, ребус, отгадывание которые обозначит тему урока.

Удачным связующим звеном пройденного и нового материала может стать фотофакт или краткий видеосюжет, объяснение которого поможет применить изученные понятия в ином контексте. Возможности интерактивной доски позволяют накладывать записи и пометки поверх изображения, что повышает информативность этого материала, придает ему статус общеклассной рабочей тетради.

Звуковое и музыкальное сопровождение, видеоматериал, реальные изображения, движущиеся объекты, несомненно, повышают мотивацию к обучению, работает непроизвольная память, ученик получает уже отобранную систематизированную информацию.

Таким образом, анализ методической литературы показал, что применение интерактивной доски на уроке иностранного языка способствует повышению мотивации школьников, формированию навыков и развитию умений устной и письменной речи, социокультурной компетенции, формированию исследовательских навыков, навыков работы с лингвострановедческим материалом, решения проблемных задач. (Козлова В.А. Использование информационных технологий в обучении английскому языку/ Козлова В.А.// Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Интерактивная доска позволяет осуществлять:

· активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

· полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

· набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

· не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

· сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате.

Таким образом, используя интерактивную доску, становится возможным организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.

Что такое интерактивная доска?

Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.

Что такое интерактивная доска?

https://pandia.ru/text/79/164/images/image002_6.jpg" alt="Работа" align="left" width="140" height="111 src=">Достаточно подключить интерактивную доску к компьютеру и проектору, чтобы получить возможность работать с изображением от любого источника. Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков.

Как работают с интерактивной доской?

С помощью специального электронного маркера или даже пальца можно делать пометки поверх проецируемого на доску изображения, которые будут сохраняться в специальный файл на компьютере. Докладчик может не только выделять с помощью маркера фрагменты изображения на экране, но и вносить исправления в текст, управлять компьютерными приложениями маркером или пальцем как компьютерной мышью, использовать многочисленные функции, делающие выступление или презентацию более живой и наглядной.

Какие бывают интерактивные доски?

Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске.

Видеокамера" href="/text/category/videokamera/" rel="bookmark">видеокамер . При применении этой технологии существенно повышаются быстродействие и точность позиционирования курсора, увеличиваются функциональные возможности. Эта технология реализована в досках SmartBoard.

Инфракрасная и ультразвуковая технологии - снабжение поверхности доски инфракрасными и ультразвуковыми датчиками, определяющими положение маркеров и ластика. Пишущая часть маркеров вставляется в специальную оправу, взаимодействующую с датчиками. Инфракрасные и ультразвуковые датчики могут быть встроены в насадки, которые при креплении на обычную маркерную доску превращают ее в интерактивную. Недостаток технологии в том, что такие доски подвержены воздействию со стороны посторонних источников излучений.

В основе лазерной технологии лежит использование двух инфракрасных лазеров, расположенных на верхней кромке доски, которые отслеживают движущийся по поверхности маркер. Лазерные сканеры, принимая отраженный сигнал от нанесенных на маркерах ободков, определяют точное положение маркера. Эта технология используется в интерактивных досках компании Polyvision.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры.

Кроме того, интерактивные доски могут быть прямой и обратной проекции. Существуют также интерактивные насадки для плазменных мониторов, превращающие их в сенсорные плазменные экраны.

При прямой проекции проектор светит "снаружи", со стороны докладчика.

В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном в специальном корпусе.

Где применяются интерактивные доски?

Область применения интерактивных досок и панелей весьма обширна.

В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность передачи данных по сети Internet делает электронную интерактивную доску великолепным инструментом для дистанционного обучения.

Возможность сохранять нанесенные изображения в виде файла и обмениваться ими по каналам связи делает интерактивные доски удачным решением для оборудования ситуационных и кризисных центров.

Другой широкий сектор применения интерактивных досок - деловые презентации, совещания и семинары. Помимо работы со стандартной деловой графикой, эти средства идеально подходят для демонстрации широкой аудитории программного обеспечения или интернет-сайта. В этом случае докладчик жестко не "привязан" к компьютеру, мыши и клавиатуре, поэтому выступление становится более живым и ориентированным на слушателей.

Интерактивные доски находят все более широкий спрос со стороны туристических агентств, использующих их для демонстрации клиентам, выбора и согласования туристических маршрутов.

Как использовать интерактивную доску

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.

Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее:

Составляющие оборудования:

Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор

Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.

Также надо уделить внимание

· Установке

· Эксплуатации/гарантии

· Безопасности

· Подключению к школьной сети и Интернету

Важно помнить, что возможны дополнительные траты, которые необходимо предусмотреть при использовании интерактивной доски. Например, могут понадобиться запасные лампы для проектора. Они дорогие, но работают очень долго.

Для чего нужна интерактивная доска?

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Однако, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио - и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.

Еще одним из примеров эффективного использования интерактивных технологий может служить пример изучения истории Второй Мировой войны, в частности Холокоста. На предыдущем занятии учащиеся обсуждали вопрос о том, что такое пропаганда и как она может применяться при оказании нужного воздействия на людей. Теперь же учащиеся будут рассматривать, как нацисты использовали пропаганду во время Второй Мировой войны на практике. Преподаватель показывает три плаката, которые были найдены в Интернете и помещены в презентацию, на каждом Гитлер изображен по-разному.

На первом плакате – Гитлер в окружении детей. Он одет в нацистскую форму, а в углу плаката виднеется край нацистского флага. Гитлер играет с детьми и выглядит очень дружелюбно.

Преподаватель использует «прожектор», инструмент интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Перед тем, как спросить учащихся, во что он одет и какое впечатление оставляет этот человек, преподаватель предлагает тщательно изучить изображение.

Затем он все больше и больше открывает плакат и просит учащихся прокомментировать то, что они видят, задавать вопросы. Потом приглашает учащихся к доске, чтобы они могли добавить комментарии поверх изображения. Теперь плакат виден целиком вместе с комментариями. Преподаватель приветствует внимание учащихся к деталям, чтобы как можно основательнее проанализировать изображение.

Этот процесс повторяется при работе с двумя другими плакатами. На них Гитлер уже не выглядит так дружелюбно. Преподаватель направляет учащихся в нужное русло, предлагая анализировать приемы, которые были использованы в плакатах, сравнивать разные подходы к изображению диктатора.

На последнем слайде, преподаватель может сразу показать все три изображения, так чтобы их легче можно было сравнить. Полагаясь на предыдущие знания о Германии того времени, учащиеся обсуждают смысл каждого плаката и то, для какой аудитории они предназначались.

Интерактивная доска позволяет показать все изображения в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае, полностью соответствует потребностям преподавателя.

На занятии по теме «Перестройка в России» учащиеся ознакомились с основными событиями, происходившими в этот период, а на следующем занятии преподаватель просит систематизировать полученные знания. Преподаватель предлагает провести обсуждение, чтобы помочь учащимся закрепить то, что они прошли и подготовиться к следующему заданию.

Преподаватель открывает файл на интерактивной доске и показывает всему классу то, что он приготовил к уроку. Эта подготовка заняла у него не более 10 минут. Затем он дает учащимся время и включает на экране секундомер, который имеется в некоторых программных обеспечениях. В течение определенного времени учащиеся работают, разделившись на небольшие группы, решая какие слова можно сгруппировать и к какой проблеме их отнести. Преподаватель может разрешить им пользоваться своими записями.

Через 5 минут каждая группа выбирает своего «представителя», который идет к интерактивной доске, чтобы расставить ключевые слова, определяющие характер процессов перестройки, а затем пояснить свой выбор. В данном примере ключевые слова по одной из проблем учащиеся поместили внутрь круга. После этого начинается обсуждение, почему в классификацию вошли именно эти события и люди, и почему они были проблемой в постсоветской России. Некоторые слова могут быть использованы дважды. Преподаватель может построить это задание, как игру, предлагая хорошо ответившему учащемуся выбрать того, кто следующим пойдет к доске. В конце занятия учащиеся сортируют слова и придумывают заголовки для каждой «проблемы».

Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.

2 мая 2011 в 19:56

Интерактивные доски. Зачем они и для кого?

  • Презентации

Это первая часть обзора где мы разберем основные понятия и принципы работы интерактивных досок.
Интерактивные доски все больше находят применение в нашей жизни. Они стоят в офисах, по ним занимаются в школах, они становятся хорошим инструментом передачи и восприятия информации. Что же такое интерактивная доска, как она работает, какие они бывают и нужны ли они в российских школах вот на какие вопросы мне хотелось бы ответить в этом обзоре.


Недавно была опубликована новость о новой разработке LG где компания представила «школьную доску будущего», в комментариях появились разные высказывания, одни говорили что "… все самые именитые учёные в крупнейших университетах на западе создают блок-схемы и описывают уравнения мелом на обычной доске..." и появление таких новшеств ведет к отупению детей, другие же считали что вот оно новый толчок развития образования, теперь можно не на пальцах объяснять как там электроны движутся вокруг ядра, а наглядно показать на видео или 3D модели что лишний раз заинтересует детей и привлечет их внимание к ученому процессу. Что ж, будем разбираться.

И так что же такое интерактивная доска это ни что иное как просто огромная сенсорная панель на которую с помощью проектора проецируется изображение рабочего стола с подключенного компьютера.

Доски с таким видом установки называются “доски прямой проекции” за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что не мало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске что бы не загораживать проецируемое изображение что не всегда удобно

Этого недостатка лишена доска обратной проекции где проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к экрану, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Кроме того, яркий свет проектора не попадает в глаза докладчику.

Стационарные доски встраивают в стены или в специальные конструкции, мобильный комплект не требует дополнительного строительства, в его конструкции предусмотрена система зеркал, позволяющая реализовать компактное передвижное устройство. Но и вес конструкции, конечно же, соответствующий ~200 кг, при весе обычной доски в районе 40 кг.

Следует сказать что интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. Сейчас существуют: Сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.

Сенсорная резистивная технология применяется в интерактивных досках, поверхность которых, состоит из двух слоев, между которыми расположены датчики. При нажатии любым предметом (или пальцем) на верхний слой рабочей поверхности доски датчики, определяют место касания и передают информацию в компьютер.

Оптическая технология, применяемая в интерактивных досках, также позволяет работать с доской любым предметом. Инфракрасные датчики «видят» предмет, который подносится достаточно близко к поверхности доски, определяют его координаты и передают в компьютер.

Инфракрасная и ультразвуковая технологии позволяют работать с доской только с помощью специального маркера. При касании поверхности маркер издает ультразвуковой и инфракрасный сигнал, который фиксируется датчиками в рамке доски.

Электромагнитная технология также подразумевает использование с интерактивной доской специального маркера. Его положение определяется датчиками в поверхности доски. Эта же технология используется в беспроводных планшетах, а также в интерактивных панелях, заменяющих монитор компьютера.


те самые маркеры


и они же в действии

В все этих технологии можно разделить на 2 условные подгруппы доски которыми можно управлять рукой или же доски для которых нужен специальный ”маркер”
Каждая из них имеет свои преимущества основными для одной это быстрота и легкость управления без дополнительных приблуд, на другой же проще делать построения и все операции связанные с точностью определения прикосновения.

Так что при выборе ИД вам нужно определиться со следующими вопросами:
- Как часто и в каком качестве будет использоваться интерактивная доска?
Если на ИД будут часто писать, то имеет смысл купить ИД, на которой можно писать не только в режиме «белой» доски, но и обыкновенным маркером в выключенном состоянии. Если предполагается проведение презентаций с внесением письменных дополнений, или использование программ рисования, например, PAINT, то для этих целей лучше подойдет электромагнитная доска с твердым покрытием.

Нужна ли вам передвижная или закрепленная доска?
Ваш выбор зависит от целей использования ИД

Нуждаетесь ли вы в сопутствующих устройствах к ИД?
Таковыми являются, например, пульты дистанционного управления, которые используются при анкетировании, опросе или тестировании с использованием ИД. Такие пульты могут идти как в комплекте с доской, так и продаваться отдельно

Какое программное обеспечение ИД вам необходимо?
Каждая ИД снабжена программным обеспечением, только некоторые включают лишь самые основные утилиты, а у некоторых есть дополнительное ПО, например, программное обеспечение мультимедиа – библиотеки, энциклопедии, обучалки, развивающие флеш игры и т.д.

Конечно, это далеко не все вопросы, которыми стоит руководствоваться при выборе интерактивной доски. Следует рассмотреть условия гарантии и ремонта в случае неисправности ИД, позаботиться о наличии русскоязычных инструкций, ознакомиться с функционалом интерактивной доски и простотой его освоения, ну и, конечно, не забывать о цене.

Самый главный совет: не спешите покупать первое попавшееся интерактивное оборудование только потому, что оно носит название «интерактивная доска». Лучше всего посоветоваться со специалистом, посетить интернет-форумы, где обсуждаются различные типы досок, ознакомиться с продукцией разных производителей.

Во второй части обзора есть идея дуэли SmartBoard vs ActivBoard они как раз из разных категорий SmartBoard Сенсорная (без манипуляторов) и ActivBoard Электромагнитная (маркер) так что предлагайте, по каким параметрам их можно испытать и методы этих испытаний;-)

Новые технологии начали свое наступление на такую, казалось бы, консервативную область, как обучение. Все чаще в различных учебных заведениях можно увидеть технику, представляющую собой воплощение Одним из таких новшеств является интерактивная доска. Она являет собой комплекс, который состоит из сенсорной панели большого размера, проектора и компьютера. На экране - - отображается информация с рабочего стола компьютера при помощи проектора.

По способу размещения проектора различают установки прямой и обратной проекции. Самый простые - прямые, но они имеют ряд недостатков: при их использовании приходится становиться боком к экрану, выбирая положение так, чтобы не перекрывать от проектора. Интерактивная доска обратной проекции лишена таких недостатков, да и свет от проектора не мешает лектору (преподавателю), но недостатком такой системы является ее высокая цена.

Сегодня существуют стационарные или передвижные модели этих устройств, но их вес маленьким не назовешь (порядка 200 килограммов, при весе обычной доски в районе 40 кг).

По способу определения положения маркера интерактивная доска может быть:

  • инфракрасная;
  • ультразвуковая;
  • оптическая;
  • сенсорная резистивная;
  • электромагнитная.

Ультразвуковая и инфракрасная технология работает только с определенным маркером, который при соприкосновении с доской издает сигналы (ультразвуковые или инфракрасные), которые определяются детекторными рамками доски. На основании этих сигналов вычисляется местоположение маркера.

Оптический способ определения позволяет работать с любым предметом: то, что подносится близко к поверхности доски «видят» инфракрасные датчики, определяя координаты, которые передаются на компьютер.

Также работать с любым предметом позволяет сенсорная резистивная технология. Экраны этого типа состоят из двух слоев, между которыми находятся специальные датчики. При нажатии датчики срабатывают и определяют координаты касания.

Электромагнитная технология позволяет работать только со специальным маркером, положение которого определяется поверхностными датчиками.

Каждая из этих технологий имеет свои Чтобы правильно подобрать тип доски, нужно определиться с ее основными функциями. Если вам нужно будет писать на этой доске не только в выключенном состоянии, но и редактировать выведенные на экран материалы, то стоит приобрести электромагнитную доску, имеющую твердое покрытие. Они, кстати, позволяют подключать различные и редакторы, например, программу PAINT. Немаловажную роль имеет и наличие инструкций на русском языке, легкость управления, наличие пунктов ремонта или сервисных (гарантийных) мастерских в вашем городе.

Любая интерактивная доска снабжена программным обеспечением. Но объем его может сильно отличаться: одни содержат только основные утилиты, другие могут иметь библиотеки, обучающие и развивающие программы, энциклопедии, готовые уроки и т.д. Такая интерактивная доска в школе или институте станет незаменимым помощником. Работа с интерактивной доской должна быть комфортной и удобной. Информацию обо всех дополнительных возможностях различных моделей можно получить на официальных сайтах производителей.

Интерактивные доски

Интерактивные доски – это устройства, объединяющее в себе экран и маркерную доску, ставшую традиционным прибором в офисах и школах. При помощи этого мультимедийного устройства появляется возможность для демонстрации видеороликов, слайдов, делать пометки в реальном времени, а также чертить графики и схемы, рисовать как на обычных офисных досках. В то же время эти электронные доски позволяют сохранять для повторной демонстрации или последующей обработки всю необходимую информацию на компьютере.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Принцип работы интерактивных досок

Электронные доски оборудованы ударопрочным полотном, на которое, при помощи луча проектора, подается изображение. Специальные датчики в непрерывном режиме перехватывают касания рук и маркера к поверхности для последующей передачи координат на компьютер. Обработка поступающих данных осуществляется при помощи программного обеспечения, после этого, в обратном порядке, обработанная информация подается с компьютера на интерактивную доску через проектор.

Полотно электронной доски является чем-то вроде огромного монитора, а интерактивная система играет роль непрерывной замкнутой связи с принципом работы «электронная доска-компьютер-проектор». При помощи этого оборудования есть возможность поверх любых материалов делать пометки и тут же распечатывать, благодаря чему его активно используют в офисах, школах и других образовательных учреждениях.

2. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

А. Использование интерактивных досок в образовательных учреждениях не только в значительной мере расширяет возможности, но и повышает эффективность и качество информационного обмена между преподавателем и обучающимися, так как позволяет:

  • - подключать различные устройства, такие как видеокамера или даже электронный микроскоп для того, чтобы осуществлять проектирование с них изображения на большую плоскость;
  • - дополнять лекции различными видео- и аудиоматериалами, графиками, диаграммами, картами;
  • - в образовательных учреждениях использовать интернет-ресурсы во время занятий;
  • - заранее подготавливать постраничные уроки интерактивного типа, а во время самих занятий дополнять материал различными заметками поверх изображения;
  • - осуществлять запись проведенных в школе уроков для последующей печати, анализа, рассылки ученикам и так далее.
  • - записывать проведенные уроки вместе со сделанными пометками, анализировать, распечатывать их и при необходимости рассылать ученикам по электронной почте.

Б. Интерактивные доски – залог экономии времени
Электронные доски открывают доступ к дополнительным ресурсам - бесплатные шаблоны, внушительная галерея изображений, а также готовые уроки – все это облегчает подготовку к занятиям и лекциям в школах и других учебных заведениях. Интерактивные доски позволяют многократно воспроизводить один и тот же урок перед различными аудиториями, при этом оперативно внося изменения и коррективы.
В. Интерактивные доски поднимают эффективность образовательного процесса на новый уровень
Цветные чертежи и записи, подключение дополнительных мультимедийных средств, анимации, использование современных наглядных материалов – все это становится доступным с наличием электронных досок в школах. С их помощью повышается увлекательность и динамика проводимых уроков, облегчается восприятие материала детьми и в целом значительно ускоряется усвоение информации.

3. ТИПЫ И ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК

Интерактивные доски , в зависимости от расположения проектора, можно разделить на два класса: с обратной и фронтальной проекцией:
- в досках с обратной проекцией проектор располагается позади экрана, они занимают больше место в аудитории и существенно дороже досок с прямой проекцией.
- электронные доски с фронтальной проекцией имеют более широкое распространение из-за демократичной цены, но обладают очевидным недостатком: в силу своей конструкции, докладчик может часть изображения загородить собой. Во избежание этого проектор крепят под потолком как можно ближе к интерактивной доске, при этом наклоняя вниз объектив. В этом случае появляются трапециевидные искажения, которые компенсируются благодаря системам цифровой коррекции.

Также электронные доски делятся на четыре следующих типа, исходя из используемых в них технологий:
А. Электромагнитная технология
С использованием электромагнитных технологий доски получили твердую поверхность. Они обладают слоистой структурой, внутри которой расположены регулярные решетки из горизонтальных и вертикальных координатных проводников. Для использования досок этого типа необходим специальный маркер.
Электромагнитные сенсорные доски имеют более быстрое время отклика, чем, к примеру, аналого-резистивные. Они обладают высокой скоростью выдачи информации, благодаря чему время реакции системы ограничено только производительностью самого компьютера.

Б. Сенсорная аналого-резистивная технология
Интерактивные доски данного типа называют многослойным пирогом, который покрыт износостойким полиэфирным пластиком с широким углом рассеяния света и матовой поверхностью. Основные положительные и отрицательные качества аналого-резистивной технологии:
- высокое разрешение экрана;
- нет необходимости использования специальных маркеров, можно использовать пальцы рук или указку;
- поверхность доски мягкая, поэтому при нажатии немного прогибается;
- доски в течение долгих лет не теряют надежности и качества. Но при работе с аналого-резистивными досками нельзя использовать фломастеры, в этом случае пластик крайне сложно отмыть;
- при работе нельзя опираться на доску: она сразу среагирует, после чего на ней будет невозможным что-то нарисовать или написать.
Интерактивные доски с сенсорной аналого-резистивной технологией производят компании Interactive Technologies, Egan TeamBoard, SMART Technologies и PolyVision.

В. Лазерная технология
Лазерные электронные доски являются наиболее дорогими в разработке, их система состоит из двух инфракрасных лазерных угломеров, которые расположены по верхним углам доски.
Для использования досок с лазерной технологией требуется специальный маркер. Информация о нажатии в систему посылается при помощи сигнала или ультразвука. Принципиальным недостатком лазерных технологий является тот факт, что у докладчика есть возможность случайно перекрыть луч лазера, вследствие чего нарушается процесс изменения координат.
Интерактивные доски данного типа выпускаются только одним производителем – компанией PolyVision.

Г. Ультразвуковая/инфракрасная технология
Система, которая запатентована под названием eBeam, для работы используются различия в скорости распространения звуковых и световых волн.
Недостаток данной технологии тот же, что и у лазерной и электромагнитной – для работы необходим специальный маркер, который одновременно испускает и ультразвук, и ИК-свет.
Интерактивные электронные доски с применением ультразвуковой/инфракрасной технологии выпускаются компаниями Panasonic, Hitachi и ReturnStar.

4. ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК

Многие школы и другие учебные заведения, в силу финансовой ограниченности, осуществляют монтаж интерактивных досок собственными силами. В итоге, в ходе неправленого расположения интерактивной доски, качество образования не только остается на прежнем уровне, но и значительно снижается, так как оборудование доставляет множество неудобств. Поэтому для монтажа интерактивной доски лучше всего воспользоваться услугами квалифицированных специалистов, которые смогут, с учетом технических условий, добиться максимального качества проецируемого изображения.

Монтаж электронной доски обладает рядом технических условий:

Если монтаж осуществляется в учебном классе начальной школы – в этом случае располагаться доска должна таким образом, чтобы у детей была возможность дотянуться до ее верхней кромки;

Если монтаж осуществляется в аудитории средней школы – в этом случае, во многом, необходимо учитывать предпочтения преподавателя. В любом случае монтаж должен производиться в его присутствии для того, чтобы согласовать оптимальное расположение доски.

Подвод сигнальных и питающих кабелей необходимо прятать в пластиковый кабель-канал и убирать все в плинтуса. В случае необходимости перенести в сторону расположения меловой доски. Также необходимо затемнить те окна, из которых на электронную доску может падать как отраженный, так и прямой солнечный свет – для этого чаще всего используются рулонные шторы или шторы-жалюзи.