Школы и университеты в 12 15 веках. Типология церковных и светских школ средневековья

Прогресс развития общества всегда был связан с познанием науки и получением образования. Толчок такому развитию дала эпоха средневековья. Именно тогда был сделан огромный вклад в развитие школ.
В педагогике средневековья присутствовал элемент авторитарности личности. Многие открыто показывали враждебность к воспитанию, в котором была греческая и римская литература. Считалось, что образцом воспитания является монашество, которое и стало распространяться в эпоху средневековья.

Средневековая монастырская школа

Самыми первыми заведениями, где можно было учиться являлись монастырские школы. Несмотря на то, что церковь оставляла науки которые ей были нужны, именно с них и началась культурная традиция, которая связывала разные эпохи.
По мере того, как развивалась культура населения, начали появляться первые университеты. Они имели юридическую, финансовую и административную направленность. К 1500 году существовало уже 80 университетов.
Средневековые монастырские школы подразделялись на внешние и внутренние. Они давали более глубокое образование. Плюсом было то, что в школе был доступ к библиотеке. Многие люди, которые имели образование, были монахами.
Школы, которые принадлежали к внутреннему типу, предназначались только для монахов или тех, кто готовился поступить в монахи. Для этого нужно было получить специальное разрешение от аббата монастыря. Те школы, которые назывались внешними, принимали чужаков.
Существовали также школы, которые подготавливали будущих священнослужителей. Уровень подготовки и образования таких школ был минимален.
Монастырские школы могли посещать только мальчики. Педагогики воспитания практически не было, вместо неё были мысли о религиозном воспитании, которые содержались в литературе.
Во внутренних школах образование было шире. Учителя требовали, чтобы ученики в виде приветствия читали латинскую прозу и стихи. Если было желание, некоторые могли брать индивидуальные занятия. Особое внимание уделялось сочинениям на латыни. Из греческого языка брали только азбуку и отдельные слова из литургии.
С каждым уроком знания увеличивались. В монастыре имелись мастерские по переписке. Переписывались рукописи, которые были вывезены из Италии, а затем распространялись по всей Европе.
Аббаты занимались сбором книг для монастыря, призывали читать именно подлинные тексты. Вскоре монастырские школы начали расширяться на других науках, например музыке, медицине и математике. Появляются бродячие студенты, что стало одним из источников ваганства.
И всё-таки самой главной заботой монастыря стало составление, а потом перепись текстов к Священному Писанию.

Чему обучали в средневековой монастырской школе?

В средневековье существовало три типа школ, это церковно-приходская, монастырская и соборная школа.
Для низших слоёв населения были отдельные системы воспитания. Они изучали счета, риторику, чтение и письма. Для феодалов была принята система рыцарского воспитания, где обучали верховой езде, плаванию, умением фехтовать, владение копьём и игрой в шахматы. Основной книгой был Псалтырь. Античная и христианская традиция переплелись на практике и в обучении.
Школы готовили почти одних священников. Если обучение было платным, то оно преподавалось только на латинском языке. Такое обучение предполагалось для зажиточных горожан. Учёба начиналась с изучения молитв, затем шло знакомство с алфавитом и чтение тех же молитв по книге.
При чтении слова и выражения заучивались, в смысл никто не вникал. Именно поэтому, далеко не все, кто умел читать латинские тексты, могли понимать прочитанное.
Выше всех предметов стояла грамматика. Для обучения письму требовалась около трёх лет. На специальной дощечке, которая была покрыта воском, ученики могли упражняться в написании, и только потом они брались за перо и могли писать на пергаменте. Числа изображали с помощью пальцев, учили таблицу умножения, учились петь и знакомились с вероучением.
Многие ученики проявляли неохоту к зазубриванию и латыне, выходя из школы наполовину грамотными и умеющими немного читать тексты книг.
Некоторые крупные школы давали знания посерьёзней и назначались при епископских кафедрах. В них изучали грамоту, арифметические числа, риторические, диалектические и геометрические науки. Дополнительными предметами были музыка и астрономия.
Искусство включало в себя два уровня. Начальный уровень состоял из обучения грамоте, риторике и диалектике. А высший включал все остальные искусства. Самой трудной считалась грамматика. Её представляли как царицу с ножом для чистки ошибок в одной руке и с бичом в другой.
Также ученики тренировались в спряжении и склонении. В риторике учили правила синтаксиса, стилистики, составляли письма, грамоты и деловые бумаги.
Особой значимостью выделялась диалектика, она учила не только рассуждать и делать правильные выводы, но и находить противника учения церкви. Арифметика знакомила с сложением и вычитанием. Ученики решали разные задачи, учились вычислять время религиозных праздников. Даже в цифрах они видели особый религиозный смысл. Следом за арифметикой была геометрия. Все задачи были общие, без доказательств. Особое внимание уделялось географическим сведениям в этой науке. В астрономии знакомились с созвездиями, движением планет, но объяснение было не точным.
В монастырской школе была суровая атмосфера. Учителя не жалели учеников за ошибки, применялись телесные наказания, которые церковь одобряла.
В этот период все люди, которые были грамотными, принадлежали к одному сословию и обучались в школах, которые создавались представителями этих сословий.

Небольшая комната с низким сводчатым потолком.

Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдаёт детей обеспеченных родителей - бедняков здесь явно нет. Во главе стола - священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средневековой церковной школе…

Средневековые школы и университеты

Раннее Средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви. Открытую войну против культуры вёл Папа Григорий I. Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. Важнейшая область культуры - образование - переживала особенно тяжёлые времена. Однажды Григорий I провозгласил: «Невежество - мать истинного благочестия».

Поистине невежество царило в Западной Европе в 5-10 вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя. До конца жизни так и не смог научится писать основатель франкского государства знаменитый Карл Великий. Но император был явно не равнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, и в свободное время с усердием учился выводить буквы. Государь покровительствовал учёным. Карл издал указ о создании школ при монастырях, а затем - капитулярий об образовании, где предписывалось обязательное обучение детей свободных. Это не было выполнено за отсутствием достаточного количества грамотных людей. При дворе была организована особая школа, где готовились люди для управления государством. Карл приглашал к себе со всей Европы образованных людей и ставил их на высокие государственные и церковные должности. Многие из них составляли учёный кружок, названный Академией по названию философской школы древнегреческого философа Платона. Эта академия была чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом, где в свободной беседе, на пиру обсуждались философские и богословские вопросы, сочинялись и читались латинские стихи.

Члены академии носили особые прозвища, в которых ярко проявлялось соединение античных и христианских идей во взглядах Карла и его окружения. Сам Карл имел прозвище Давид, в честь библейского царя Давида, прообраза всех богалюбивых монахов.

По его приказу был возведён собор в Ахене. Он приказал составить грамматику франкского языка, и собирать германские песни. Его двор в Ахене стал центром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель Алкуин (Флакк Альбин, ок. 735-804, англосаксонский учёный, автор богословских трактатов, учебников философии, математики и др.; деятель «Каролингского возрождения», советник Карла Великого, аббат Турского монастыря), который обучал сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Ахен приезжали немногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. По примеру древности общество учёных собравшихся при дворе стали называть Академией. Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря Святого Мартина в городе Туре, где также основал школу, многие ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.

Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, получил название «каролингского возрождения». Однако он был недолгим. Вскоре культурная жизнь снова сосредоточилась в монастырях.

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения Средневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.

Но время шло. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. Вот так описывал дворянина 14 века английский средневековый писатель Чосер:

Изрядно песни складывать умел,

На копьях биться, ловко танцевать.

Пришёл черёд образования высших школ - университетов.

Начиная с 13 века, школа выступает как университет. Universitas - типичный продукт средневековья. Если моделью школ были античные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чём-то их обновляли, то университет не имел своего прототипа. Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями, - не видала античность ни на западе, ни на востоке.

Сам термин «университет» первоначально не указывал на центр обучения, скорее, корпоративную ассоциацию, или, говоря современным языком, это был некий «синдикат», охраняющий интересы определённой категории лиц. Париж - модель организации, на которую, более или менее, ориентировались другие университеты. В Париже преобладал «университас магистрооум эт сколарум», объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в 12 веке отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов со всех концов Европы, и ставшая вскоре объектом внимания римской курии. Автономизация шла под прямой опекой короля, епископа и его канцлера. Факт, достойный упоминания, состоит в том, что стремление к свободе преподавания в противовес давления местных властей, нашло ощутимую поддержку в виде папской протекции.

Исходя из обозначенных подходов, в период средневековья сложилась определенная система церковных и светских школ.

Церковная школьная практика отличалась подчинением светского знания целям религиозно-ориентированного образования («духовное попечение»), преимущественной ориентацией на профессиональную подготовку внутрицерковного характера, функционированием образовательных учреждений в тесном взаимодействии с церковью.

С V по xv в. церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями.

Основные типы церковных школ: приходские, монастырские и соборные или кафедральные школы

Приходские школы (при церковных приходах) - в школах обучались только мальчики. Обучение носило бессистемный характер, установленных сроков обучения не существовало, обучение велось на латинском языке, было сложным, все произносилось вслух и заучивалось наизусть, прежде чем овладеть чтением и письмом обучающимся предписывалось выучить на латыни не менее 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению - только после этого приступали к изучению грамоты.

Монастырские школы (внешние, внутренние) - мальчиков для монашества готовили внутренние школы, мирян обучали внешние школы. В монастырских школах встречалось обучение трех основных типов: пастырское (для церковно-приходского служения в миру); подготовка мальчиков в монахи; обучение грамоте и писанию для мальчиков, не предполагавших оставаться при церкви или монастыре.

Курс обучения представлял собой «семь свободных искусств», но их содержание в этот период претерпело изменение в соответствии с религиозными традициями, определяло наиболее значимые для церкви области знания:

Грамматика - изучение латинского языка - языка религиозных текстов, трудов отцов церкви,

Риторика - умение проводить свободные проповеди,

Диалектика - учение о вечном мире,

Арифметика - арифметические действия, знание мистических значений чисел,

Геометрия - умение строить церковные храмы,

Астрономия - вычисление дат церковных праздников,

Музыка - разучивание и пение церковных псалмов.

Вместе с тем в монастырских школах была создана первая средневековая учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Основными книгами были азбука и Псалтирь. Учебные пособия приобщали к основам христианской веры. При изучении начальных книг происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал обучение. Молитвы и некоторые основные псалмы сначала заучивали вслух, а затем читали и учились письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов.

По мере образования монашеских орденов некоторые из них выделились особенно высоким уровнем школ. Среди таких были ордена капуцинов, доминиканцев, августинианцев, урсулинок и др.

В монастырские школы отдавали детей и для духовного воспитания, и для получения светского образования. Некоторые родители отдавали детей монастырю с целью сделать из них монахов (считалось позитивным для судеб рода, если один из членов многочисленной семьи становился духовным лицом) или дать им общее образование и нравственное воспитание. Иногда воспитанники монастырских школ получали и навыки для будущей профессии, особенно если она была связана с книжной культурой, которая формировалась посредством обучения в монастырских школах.

Соборные или кафедральные школы - находились при кафедре епископа, учились те, кто готoвились к высокому епископскому сану, в основном это были дети священнослужителей после обучения во внутренней монастырской школе.

Церковные школы представляли собой важный инструмент религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Преподавание богословия считалось «венцом наук». Универсальными методами обучения в средневековых школах служили заучивание и воспроизводство образов. Школа была оторвана от жизни. Господствующая в ней схоластика не открывала новые законы природы, а представляла религиозное учение как наукообразную систему, обосновывая ее ссылками на авторитет отцов церкви и на Священное Писание.

Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Хотя иногда проводились игры во дворе, целые «дни веселья», но каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. Широко использовали розгу, палку, плеть. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело.

Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церковных школ. Появляются цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей купцов) школы, впоследствии они станут называться городскими. Они создавались городскими властями, а иногда и самими гражданами.

Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, а также элементы геометрии, естествознание, нотариальное искусство, делопроизводство. Обучение велось на родном языке. Профессиональные навыки ученики получали непосредственно от мастера своего дела. Схожая программа была и у гильдейских школ для детей купцов.

Появляются городские школы, где преподавание ведется параллельно на латинском и родном языке, а также аналогичные мужским учебные заведения для девочек. Постепенно школы избавляются от опеки церкви, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной горожан педагог, получавший должность ректора школы. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не всегда регулярно. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место. Так появились «бродячие учителя».

Программа городских школ в позднее Средневековье по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них - школы счета - давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы, в свою очередь, давали образование повышенного типа.

Городские (латинские) школы возникали на фоне развития в городах ремесел и торговли, сначала лишь дальней, потом и местной. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6-летнегоизучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

При слове «школа» вы представляете себе просторный светлый класс, ряды парт, учебники, тетради, карты. Такой вы привыкли видеть нашу современную школу, но совсем иной была школа 10-12 веков назад, в эпоху раннего средневековья.

…Комната с низким сводчатым потолком скупо освещена сквозь узкие окна в решетчатых переплетах рам. За одним длинным столом сидят мальчики разного возраста (девочек в то время в школах не обучали). Это - дети феодалов, богатых горожан и зажиточных крестьян. За обучение нужно было платить, и простой народ не имел доступа в школы.

Учитель - священник. Ведь в то время школы устраивались при монастырях и церквах, потому что грамотные люди были только среди духовенства (позднее школы появились и при дворах крупных феодалов). На столе перед учителем - единственная рукописная книга и пучок розог. Учитель вслух читает молитвы на латинском языке, а ученики вслед за ним повторяют непонятные слова, механически зазубривая их наизусть.

С молитв начиналось обучение в средневековой школе.

Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге.

С единственной книгой учитель медленно двигался от ученика к ученику. Иногда он оставлял книгу и брал в руки розгу, чтобы заставить сидеть смирно ничем не занятого в этот момент ученика. При чтении мальчики заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл, и основные правила латинского склонения и спряжения.

На обучение письму уходило около трех лет. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Это было настоящее искусство, близкое к рисованию, и не всякому оно удавалось. Франкский император Карл Великий (768-814) до конца жизни так и не выучился писать. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.

Кроме чтения и письма, учили изображать числа с помощью пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Такие начальные школы готовили в основном приходских священников.

Существовали и более крупные школы, но их было немного. Здесь готовили высшее духовенство и государственных служащих. В этих школах изучали так называемые «семь свободных искусств»: грамматику, риторику (искусство говорить), диалектику (искусство спора), арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Однако и эти дисциплины церковь старалась приспособить для своих нужд, вложить в них религиозное содержание.

Наиболее трудной наукой была грамматика.

Недаром на рисунках того времени ее изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Грамматику изучали на текстах греческих и римских авторов. Книги были очень дороги, их переписывали от руки, и вся школа имела один учебник. По нему учитель читал какой-нибудь отрывок, заставлял учеников повторить его, записать на покрытой воском дощечке и выучить к следующему разу. После этого дощечка вытиралась, и в дальнейшем ученик должен был рассчитывать только на свою память.

В риторике ученики зазубривали наизусть образцы писем. Затем учились составлять письма, грамоты, деловые бумаги. Ученикам сообщали некоторые сведения о законах.

Обучаясь диалектике, ученики старались находить в речи противника места, противоречащие учению церкви, и опровергать их.

На уроках арифметики изучали простейшие правила: сложение, вычитание и т. д. Числа изображали римскими цифрами. Ученики вычисляли время религиозных праздников, возраст святых, искали в каждой цифре скрытый мистический смысл. Так, например, говорили, что цифра 3 символизирует святую троицу, 7 - сотворение богом мира в семь дней.

Учеников знакомили и с геометрией. Уметь определять площадь треугольника, прямоугольника, круга нужно было в землемерном деле. Но в основном занятия геометрией сводились лишь к формулированию теорем, а вместо доказательств ссылались на бога, например: «Треугольник АВС равен, с божьей помощью, треугольнику A1B1C1». На уроках геометрии сообщали географические сведения, которые были самыми фантастическими и нелепыми. Учили, что Земля - блин, плавающий в воде. В центре этого блина - пуп земли, город Иерусалим. Над блином - небо, поддерживаемое столбами. Так изображали Землю и на картах того времени.

В астрономии изучали созвездия, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звезд, но объясняли его неправильно, придерживаясь взглядов греческого ученого Птолемея на устройство Вселенной, т. е. считали, что Земля неподвижна, а все «светила» вращаются вокруг нее. Астрономия часто сводилась к астрологии - лженауке, пытавшейся предсказывать судьбу человека по расположению звезд. Представления древних греков о шарообразности Земли, их гениальные догадки о вращении Земли и планет вокруг Солнца были забыты.

Занятия музыкой сводились в основном к церковному пению.

Обучение продолжалось 12-13 лет. Все преподавание велось также на латинском языке. Церковь, господствовавшая в науке, боялась всякой живой творческой мысли. Ответы на все возникающие вопросы искали только в , цитаты из которых считались лучшим доказательством. Постоянная зубрежка вызывала у детей отвращение к занятиям, и, чтобы заставить их учиться, часто прибегали к порке. Недаром «получить образование» и «вырасти под розгой» означало одно и то же. Были дни в году, когда детей секли не за те или иные проступки, а всех подряд, на всякий случай, как бы для очищения от совершенных грехов.

Скуден был умственный багаж человека, окончившего эту школу. Но и такое образование было недоступно для широких масс трудящихся, и школы раннего средневековья не могли стать рассадником культуры. Подъем культуры начинается лишь несколько столетий спустя, в XIII-XV вв., в связи с ростом городов и торговли, появлением горожан, а затем и нового сословия - буржуазии.

Европейское средневековье позаимствовало систему школьного обра-зования у античности, но обогатило ее, приспособило к новым условиям.

В средние века открывались и цер-ковные (при монастырях и город-ских соборах), и светские школы. В них учились дети феодалов, горо-жан, духовенства, зажиточных крестьян. В школах преподавали «семь свободных искусств»: грамма-тику (ее считали матерью всех наук), риторику (красноречие), диалектику (так называли логику), арифметику, геометрию, астроно-мию (науку о строении Вселенной) и музыку. Вплоть до конца средневековья преподавание осуществлялось латынью и лишь с XIV в. — народными языками.

Урок. Миниатюра XIV в.

В школе и дети, и взрослые учились в одном классе. К детям в школе относились со всей строгостью: им запрещали громко разговаривать, петь, играть, за любой прос-тупок наказывали. Школьники сами добы-вали себе кусок хлеба. Они подрабатывали, но чаще — просили милостыню. Ночью они пели под окнами горожан религиозные пес-ни. Точнее, не пели, а орали во все горло, чтобы «вмиг поднять с кровати добропоря-дочного бюргера и вынудить его поспешно откупиться от жуткой мело-дии брошенным через окно куском колбасы или сыра».

В XIII в. школы в наиболее крупных городах превратились в высшие учебные заведения — университеты («совокупность», «общность»). Пер-вый европейский университет возник в итальянском городке Болонье (он стал признанным центром юридической науки). Университет в итальянском городе Салерно стал центром медицинских знаний, во французском городе Париже — центром богословия. В 1500 г. в Европе уже насчитывалось около 70 таких очагов знаний и культуры. В XIV-XV вв. в странах Европы, особенно в Англии, появились также коллегии (отсюда — колледжи).

Преподавание в средневековых университетах осуществлялось так. Про-фессор («учитель») читал по-латыни рукописный фолиант, объясняя слож-ные места в тексте. Ученики мирно дремали. Проку от такого преподавания было мало, но до изобретения в середине XV в. книгопечатания по-иному организовать преподавание не могли, поскольку рукописных книг было маловато и стоили они очень дорого. Печатные книги стали доступным ис-точником знаний и осуществили настоящий переворот в системе обучения. Материал с сайта


Древнейшие университеты Европы

До XII в. книги хранились преимущественно в небольших монастыр-ских библиотеках. Они были такими редкими и дорогими, что их иногда приковывали цепью. Позже ими обзавелись и университеты, королевс-кие дворы, крупные феодалы, даже зажиточные горожане. В XV в. в больших городах появились публичные библиотеки.

Диспут — устный научный спор.

Коллегии — закрытые средние или высшие учебные заведения.

Университет — высшее учебное заведение, готовящее специалис-тов во многих областях знаний и занимающихся научной работой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском