Отец, Сын и Дух Святой - это один личность в разных проявлениях или это три разные личности? Тайна пресвятой троицы.

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

В летописи Глинского монастыря хранится такой случай. Подполковник гвардейской артиллерии Василий Милонов в молодости был человеком неверующим. Служа в гвардии, отличался разнузданностью нрава, смеялся над христианскими благочестием и святынями. Однажды, после пирушки в кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: «Возьми пистолет и застрелись». Милонов осмотрел комнату, никого не нашел и подумал, что это игра воображения. Но вновь тот же голос с прежнего места потребовал взять пистолет и застрелиться.

Встревоженный, Милонов крикнул денщика и рассказал ему все. Денщик был верующим, сказал, что это нечистое, бесовское наваждение и посоветовал перекреститься и помолиться Богу. Подполковник выбранил денщика за такое «суеверие», но когда опять услышал голос из-за печки, то все же перекрестился. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Голос мгновенно умолк. Это поразило Милонова, в его душе произошел такой переворот, что вскоре он подал в отставку и ушел послушником в Глинский монастырь.

На протяжении тысячелетий имя Отца, Сына и Святого Духа совершает чудеса.

Почему? Потому что это имя Божие.

Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

Но вначале давайте еще раз вспомним ту непреложную истину, что Бог един по Существу.

Бог един по Существу

В Священном Писании сказано: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12: 29). То есть Бог — один и единственен. Эта истина присуща здравому сознанию и не требует для себя специальных доводов. Ведь Создатель владеет полнотой совершеннейшего бытия. А полнота всесовершенства может быть только одна.

Если бы было два или более всесовершенств, то они тем самым уже ограничивали бы друг друга, не имели бы полной свободы, а значит, не были бы и всесовершенством. В этом смысле древний христианский писатель Тертуллиан сказал: «Если Бог не один, то нет Бога». А святитель Афанасий Великий добавляет: «Многобожие есть безбожие».

Итак, Господь Бог в существе Своем один и единственен.

Вместе с тем Бог Троичен в Лицах.

Бог Троичен в Лицах

Среди всех тайн, которые Господь пожелал открыть людям, есть одна особенно превосходящая способности человеческих ума и логики. В чем же состоит эта тайна? В том, что Бог един по существу и троичен в Лицах.

Способны ли философия либо путь естественного богопознания сами собой достигнуть этой тайны? Нет. Вера в Святую Троицу - исключительно Божественное Откровение. Причем учение о Троице дано единственно религии христианской, ни в какой другой религии подобного представления о Боге нет.

Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух - еще именуются Ипостасями. Они - не просто свойства, силы, явления или действия Бога. Но три Ипостаси - это три различных Лица одного Божества.

Именно эту веру при крестном знамении исповедуют христиане, складывая пальцы правой руки в известное вам троеперстие, - при котором три пальца слагаются в одно целое, потому что Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух - один Бог, а не три.

Как это постичь?

В IV веке известный богослов блаженный Августин, будучи епископом в африканском городе Иппоне, писал книгу «О Святой Троице». Утомленный чрезвычайным напряжением ума, он вышел на морской берег. Августин наслаждался вечерним воздухом, но не переставал думать и о предмете своих исследований. Вдруг он заметил странного отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.

Что ты делаешь? - спросил его Августин.
- Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.
- Но это невозможно! - сказал Августин.
- Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.

Наш разум приходит в тупик перед познанием тайны Божественной жизни. Как Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу вообще неприложима привычная для нас категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделенные пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Поэтому к Богу в общем-то неприменимы такие вещественные числа, как 1 и 3. Божественная Троица есть абсолютное Единство. Каждое Лицо Святой Троицы обладает в полноте Божественным Существом.

Поэт П. А. Вяземский написал такие строки:
Наш разум, омрачась слепым высокомерьем,
Готов признать мечтой и детским суеверьем
Все, что не может он подвесть под свой расчет.
Но разве во сто раз не суеверней тот,
Кто верует в себя, а сам себе загадкой,
Кто гордо оперся на свой рассудок шаткий
И в нем боготворит свой собственный кумир,
Кто в личности своей сосредоточив мир,
Берется доказать, как дважды два четыре,
Все недоступное ему в душе и в мире?

Тайна Божественной жизни для нас представляется чем-то внелогичным, но в самой Божественной жизни никаких противоречий нет. Какой же вывод можно сделать отсюда? Только тот, что познать Святую Троицу невозможно рассудочным путем. Лишь очистив ум и сердце от всех земных впечатлений, можно возвыситься к созерцанию Троицы.

В какой-то мере к познанию Святой Троицы нас приближает та духовная истина, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8).

Бог есть Любовь всесовершеннейшая, и это значит, что Три Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух - вечно пребывают друг с другом в единстве непрерывной любви.

Что говорит об этом Священное Писание?

Страницы Книги жизни свидетельствуют о троичности Лиц в Боге. Но ум человека приземлен и груб, поэтому многие свидетельства носят прикровенный характер. Для понимания их требуется духовная проницательность. Впрочем, есть в Писании и такие свидетельства, которые открыто указывают на троичность Лиц в Боге. На них мы и остановимся.

В Ветхом Завете

В книге Бытия сообщается о чудесном явлении праотцу Аврааму: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 1-3).

В образе трех Ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея (Рублева).

А блаженный Августин специально обращает внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: «Видите ли, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому… Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах».

Со всей определенностью истина Троицы явлена в Новом Завете.

В Новом Завете

Во время Крещения в Иордане Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился, - отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3: 21-22).

Так Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение. Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне. А Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца.

Сам Господь по Воскресении заповедует апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). В данных словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества.

О том же пишет любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7).

А апостол Павел в своем приветствии употребляет следующее выражение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13: 13).

Это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Как видите, для Священного Писания и Ветхого и Нового Завета троичность Лиц в Боге - очевидная истина.

Ангельская песнь Пресвятой Троице

В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Византийский император Феодосии II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно.

С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом молении. Читается трижды: - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы - Бога Отца; Крепким - Бога Сына, потому что Он так же Всемогущ, как и Бог Отец, и именно через Сына совершено спасение людей (об этом мы побеседуем позже); Безсмертным - Духа Святого, потому что Он не только вечен, как Отец и Сын, но и всему существующему дает жизнь, а людям - бессмертие.

Поскольку же Троица - один Бог, то и песнь завершается обращением в единственном числе - «помилуй нас». А так как имя Святый (то есть Святой) упоминается в этой молитве три раза, то она называется также «Трисвятое».

В церкви после «Трисвятого» всегда читается или поется славословие Пресвятой Троице:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.

Слава значит хвала, слава; ныне - теперь, сейчас; присно - всегда; во веки веков - в бесконечные веки, то есть вечно; аминь - истина, правда, да будет так. В этой молитве христиане славят Пресвятую Троицу, Которая дарует людям жизнь и все блага и Которой всегда принадлежит одинаковая вечная слава.

Поэтому, когда вы поднялись утром или собираетесь ложиться спать, если вы отправляетесь в путь или хотите пообедать, а равно и перед всяким делом, не забудьте осенить себя крестным знамением (только справа налево) со словами:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Произнесите с искренней верой, тогда Сам Бог будет с вами и оградит вас от бед, как оградил вышеупомянутого подполковника.

Соловецкий послушник М. (впоследствии иеромонах), исполняя работу на хозяйственном дворе, был сильно изувечен дикой коровой. В бесчувственном состоянии, с разбитой головой, ранами на лице и повреждениями на теле он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии прежде лечения он пошел к старцу Науму, и лишь только вступил в коридор, где находилась келья старца, как сам старец вышел к нему навстречу и с веселым видом принял его. Не допустив высказаться о несчастье, Наум тотчас спросил послушника:
- Что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги?
На утвердительный ответ опять спросил:
- Твердо ли и всем ли сердцем веруешь, что для Бога нет ничего невозможного?
После вторичного подтверждения старец Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря:
- Пей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушник выпил.
- Пей еще.
Послушник выпил, но от третьего приема решительно отказался, говоря:
- Не могу больше пить.
Тогда старец вылил третий ковш ему на голову, сказав:
- Во имя Святой Троицы будь здоров.
Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и вместе с тем страждущий почувствовал себя совершенно здоровым. Раны на голове вскоре зажили, и через несколько дней послушник снова возвратился к своей работе.

Что важно знать о Лицах Святой Троицы

Три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Между Ними нет ни старшего, ни младшего, ни большего, ни меньшего. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой есть единый истинный Бог. У трех Лиц одно Божественное существо, Их нельзя представлять в разрыве Одно от Другого.

Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная. Рассмотрим, что говорит Священное Писание, приоткрывая непостижимую для человеческого ума тайну Троицы.

Бог Отец

Писание в таких словах выражается о Божестве Первого Лица: «У нас один Бог Отец, из Которого всё…» (1Кор. 8: 6); «Благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1:7). Бог Отец не рожден. Он не имеет какого-либо начала Своему бытию. В этом - личное свойство Бога Отца как Первой Ипостаси Святой Троицы. Бог Отец - Источник вечных благ.

Бог Сын

О Божестве Второго Лица Священное Писание говорит: «Сын Божий пришел й дал нам свет и разум… Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» (1 Ин. 5: 20). Как и Бог Отец, Сын Божий - Всесовершенный Истинный Бог.

Часто Второе Лицо Святой Троицы называют Словом Божиим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Почему такое имя присвоено Сыну Божию? Как в человеке от мысли рождается слово, так и в Троице от Отца рождается Его Слово - Бог Сын. Его рождение предвечно, то есть вне времени. Новый Завет называет Сына Божия Единородным (Ин. 1: 14; 3: 16 и др.), потому что Бог Сын единственный, Кто рожден от Бога Отца по естеству.

Как писал святитель Василий Великий, не должно представлять рождение Бога Сына от Отца по образу рождения человеческого. К Богу неприменимо ничто человеческое. Для чего же нам дано понятие рождения Сына? Оно указывает на глубинную близость Отца и Сына, на единство Их Божественного естества. Как у людей от человека рождается только человек, так и от Бога рожден действительный, истинный Бог.

Рождение Бога Сына от Отца - личное свойство Сына как Второй Ипостаси Святой Троицы.

Бог Дух Святой

Святой Дух так же, как Отец и Сын, по свидетельству Священного Писания, есть Всесовершенный, Истинный Бог. Книга Деяний приводит слова апостола Петра, обращенные к человеку, который солгал: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3-4).

Святой Дух именуется Утешителем (Ин. 14: 16-17, 26), Духом Истины (Ин. 16: 13), Духом Божиим (1 Кор 3: 16). Отличие Духа Святого от Бога Отца и Бога Сына состоит только в том, что Святой Дух вечно исходит от Бога Отца. «Дух Истины, Который от Отца исходит», - говорит Священное Писание. В этом - личное свойство Бога Духа Святого как Третьей Ипостаси Святой Троицы.

Небольшое замечание

Итак, Бог Отец безначален и не рожден, Бог Сын превечно рожден от Отца, Бог Дух Святой вечно исходит от Отца. В Боге Отце — единое начало для Сына и Духа Святого. При этом важно учесть замечание святого Иоанна Дамаскина: «Хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца, этого не знаем». Такие понятия, как «рождение» и «исхождение», открыл Сам Бог Троица в Священном Писании, и что нам открыто, о том мы и говорим. Проникнуть же во внутреннюю тайну Лиц Святой Троицы никому невозможно.

Видимый мир вещает о Троице

Впрочем, свойства и отношения Лиц Святой Троицы можно отчасти постигать, всматриваясь в явления окружающей природы. Вы все видите на небе солнце, как от него исходит свет, чувствуете, как оно дает свое тепло. На это обращал внимание святой равноапостольный Кирилл (869), просветитель славян: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца - свет. И как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

О том же свидетельствует пример огня, также дающего свет и тепло, имеющих между собой единство и различие.

Некоторое подобие вы найдете в источнике воды, который сокрыт под землей, но от него бьет ключ родника и далее течет водный поток. Источник, ключ и поток неразрывно соединены между собой и, однако же, различаются.

Аналогию вы заметите и в своей собственной природе. По мнению многих Святых Отцов, человеческой душе присущи ум, слово произнесенное слово есть мысль) и дух (совокупность сердечных чувств). Эти три силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо души, как и в Троице три Лица составляют одно существо Божественное.

Впрочем, всегда необходимо помнить о недостаточности каких-либо земных аналогий. В этом отношении важно предупреждение святого Илария: «Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства…» Аналогии из окружающей природы или из собственного человеческого естества являются лишь некоторыми пособиями в познании Святой Троицы, но не открывают нам самую суть Божества.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, коснувшись глубин духовных созерцаний, молился: «О, совершеннейшее Божество, сущее в трех равных, равнославных, равносильных Лицах Божества! О, Доброта трисолнечная! О, Красота трехличная! О, Единство всесовершенное, твердейшее, неразлучное, нераздельное! О, всесовершенное Божество! О, всежизненное Существо!.. Светом Твоим всего меня просвети и тьму греха отжени».

Много веков раньше так же воспевал Бога-Троицу святитель Григорий Богослов:

«Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно единоначальная, Естество неизменяе-мое, безначальное, Естество неизглаголанной Сущности, Ум непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, неподначальная, безпредельная, Сияние неуд обозримое, но все обозревающее, от земли и до бездны ни в чем не знающее для Себя глубины!»

О том же молился и преподобный Симеон Новый Богослов:

«О Отче, Сыне и Душе, Троице Святая, Благо неисчерпаемое, для всех текущее, Красота многолюбезная, не имеющая насыщения, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня».

Вопросы:

  • Каким же образом, на ваш взгляд, возможно постигнуть тайну Троичности Лиц в Боге?
  • Какие свидетельства Священного Писания о Святой Троице вы помните?
  • В каком смысле Священное Писание называет Сына Божия Словом?
  • Что означает наименование Сына Божия Единородным?
  • Какие аналогии Троицы из видимого мира вам особенно запомнились?

Валерий Духанин

Выражение: ‘’во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , порой настолько обыденно воспринимается в христианстве, что годами посещая церковь, некоторые даже не пытаются задуматься над тем, что в действительности это означает. Однако, если вникнуть в предысторию и суть выражения: ‘’во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , мы сможем увидеть с вами удивительнейшую картину. Прочтя до конца эту статью и поразмышляв вместе с нами, можно ещё раз убедиться в том, что Библия, может стать для нас намного более интересной и гениальной, если мы вникнем в её мир и поймём суть тайн.

В первую очередь важно понять, что выражение: ""во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , имеет прямое отношение к ветхозаветному выражению: ‘’Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова’’ (Исх.3:15.).

1) ‘’Во имя Отца…’’ или ‘’Бог Авраама…’’

Авраам, являлся пророческим образом Небесного Отца и был назван отцом всех верующих. Апостол Павел писал:

‘’Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог’’ (Евр.11:8-10). ‘’

…что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность’’ (Рим.4:3,10,11).

Будучи образом Всевышнего [‘’Ветхого днями’’ – Дан.7:9,13.], Авраам был стар, когда ему было дано обещание многочисленного потомства (Быт.17:1,2,5-7.). Однако, когда его сын Исаак достиг подросткового возраста, Всевышний Яхве сказал:

‘’возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе’’ (Быт.22:2).

Это являлось пророческим действием [знамением] того, о чём сказал Сын Божий:

‘’так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную’’ (Иоан.3:16).

2) ‘’Во имя Сына…’’ или ‘’Бог Исаака’’

  1. Интересно то, что Исаак был приносим в жертву на горе Мориа (Быт.22:2.).
  2. Впоследствии, на этом же месте, Давидом, праотцом Христа, был устроен жертвенник для искупления грехов Израиля (2Цар.24:1,18,25.).
  3. Далее, Соломон [который был пророческим образом Христа – 2Цар.7:12-17.], построил на этом же месте храм (2Пар.3:1.).
  4. И только там, весь Израиль, с того времени, исполняя пророческое действие, должен был приносить в жертву агнцев [как образ Агнца Христа].

Перед тем, как Израиль вошёл в обетованную землю, Всевышний предупреждал:

‘’Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои…’’ (Втор.12:13,14).

Итак: на этом месте [горе Мориа – впоследствии, часть города Иерусалим] , было совершено знамение с Исааком, которое пророчески указывало на Сына Бога. После чего, Аврааму было сказано:

‘’благословятся в Семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего’’ (Быт.22:18. Галат.3:16.).

3) ‘’Во имя Святого Духа’’ или ‘’Бог Иакова’’

История с Иаковом примечательна тем, что вся его жизнь являлась борьбой. Например, соперничество со своим братом Исавом за первородство (Быт.25:22-33.). Исав, является собирательным образом Израиля по плоти, который оказавшись неверным Богу, впоследствии потерял своё первенство [первородство] перед Всевышним и благословение (Деян.13:46; 28:25-28.).

В том, что Иаков боролся за благословение, есть пример для наследников Небесного Царства, рождённых от Святого Духа (Рим.8:14-17.). Стремление к духовной чистоте, поиск лучшего нового, верность и любовь – это всегда борьба. Апостол Павел писал:

‘’чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом’’ (Евр.12:16,17,28).

То, что Иаков был образом Святого Духа Бога , свидетельствует пророческое знамение:

‘’И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь’’ (Быт.32:24-28).

Спустя две тысячи лет, Христос сказал:

‘’От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его’’ (Матф.11:12).

Почему именно от дней Иоанна Крестителя?

Ответ мы найдём в Евангелии от Иоанна:

‘’ … ибо еще не было на них Духа Святаго , потому что Иисус еще не был прославлен’’ (Иоан.7:39).

Ни Авраам, ни Исаак – но именно Иаков, видел сон:

‘’вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней’’ (Быт.28:12).

И так же, только спустя две тысячи лет, Христос сказал своим апостолам:

‘’ …отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому’’ (Иоан.1:51).


И это ещё раз показывает, что только через крещение в Христа и Святым Духом, открывается путь в небо (Иоан.3:5. 1Кор.15:22,23. Евр.11:32,39,40.).

Итак: перед своим вознесением, Сын Божий сказал: ‘’идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа’’ (Матф.28:19). Что это означает?

1. ‘’Во имя Отца’’ – наше крещение во имя Отца, должно отражать слова: ‘’… Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! ’’ (Мар.12:29,30).

2. ‘’Во имя Сына’’ – так сказал Всевышний: ‘’Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею. Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него’’ (Пс.2:6-8,12). То, что Небесный Отец, поставил Господом, Спасителем и Царём Иисуса Христа, не должно подлежать сомнению (Деян.4:11,12.). Он и есть ‘’Путь, Истина и Жизнь’’ , через Которого мы имеем доступ к Отцу небес.

3. ‘’Во имя Святого Духа’’ – рождённые Святым Духом, или духовные сыновья Иакова (Исаия.29:22,23. Галат.3:28,29.), получают возможность бороться за ‘’первородство’’, т.е. стать собратьями – первенцами Христа (Откр.14:1,4. Откр.20:6.).

И в этом есть великая честь, награда и ответственность. Пророк Исаия писал:

‘’ …тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым’’ (Ис.29:22,23).

С. Иаковлев (Бохан)

7 сильных молитв ко Пресвятой Троице

4.4 (88.67%) 30 голос.

Молитва на праздник Святой Троицы

«Во имя Отца-Бога, Сына и Духа Святаго молим о всепрощении и помиловании в день светлый и праздничный. Трижды Единый Отец наш небесный, возносим слова радости в этот праздничный день, находимся в доме Твоем и кланяемся образам в надежде на наставление и избавление от болезней и грехов, наши души отягощающих. Провозглашаем веру истинную да передаем из уст в уста слова благодарности за жизни наши в добре и милости Твоей. Молимся за каждого на земле живущего, под Твоим взором обитающего. Благослови, Господи, на жизнь праведную в милости и благости. Дай нам, Боже, прожить ее в почитании Тебя да в воспитании детей по заветам Твоим неоспоримым и единственно праведным.
Аминь.»

Молитва святой Троице об исполнении желания

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице о здравии и исцелении

«О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице от курения

«О премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святьш Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твой и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему. Аминь.»

Молитва Пресвятой святой Троице о помощи

«Пресвятая в веках Троица Небесная, помилуй нас, грешных. Господи, очисти души наши от грехов и сквернословия, прости нам беззакония, нами творимые, да направи светом Божьим на путь праведный и безгрешный. Молим о прощении и помиловании Тебя, Трижды Единый Правитель и Властитель душ наших. Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха

«Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.»

Троица Святая – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца. Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей.

Святые Отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица?

Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму (см. подробнее). Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: солнце – его круг, свет и тепло; ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием; сокрытый в земле источник воды, ключ и поток; присущие богоподобной человеческой душе ум, слово и дух.

Для разъяснения тайны Святой Троицы Святые Отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим.

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский.

Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника. Учение о Святой Троице является основой христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».

Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь. Христианское учение о святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом. Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах."Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов. Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Исповедник. Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово Единородным Сыном. Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин). Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству. Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны. Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того, чтобы сразу не существовали два Других. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин. Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности-персоны, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» (из Литургии святителя Иоанна Златоуста). То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну. Может ли христианин обращаться к каждому из трёх Лиц Святой Троицы? Несомненно: в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в иисусовой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небесный, Утешителю» – к Святому Духу. Кем же каждое из Божественных Лиц осознаёт Себя и как нам правильно осознавать наше обращение, чтобы не впасть в языческое исповедание трёх богов? Божественные Лица не осознают Себя, как обособленные Личности. Мы обращаемся к Отцу, вечно рождающему Сына, выразителем Которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух. Мы обращаемся к Сыну, вечно рождающемуся от Отца, чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух. Мы обращаемся к Святому Духу, как выразителю Сына, который вечно рождается от Отца. Таким образом наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.

Многие люди веруют в Бога, но при этом обширные знания, касающиеся религии, имеют не все. Христианство основано на веровании в единого Господа, но при этом часто используется термин «триединство» и что он на самом деле означает, знают немногие.

Что такое Святая Троица в православии?

Многие религиозные течения основаны на многобожии, но христианство в эту группу не входит. Святой Троицей принято называть три ипостаси единого Бога, но это не три разных существа, а только лики, сливающие воедино. Многих интересует, кто входит в Святую Троицу, так вот единство Господа описывает Святой Дух, Отец и Сын. Между этими тремя ипостасями нет расстояния, поскольку они неделимы.

Выясняя, что означает Святая Троица, следует указать, что эти три существа имеют разное происхождение. Дух не имеет начала, поскольку он исходит, а не рождается. Сын олицетворяет собой рождение, а Отец является извечным существованием. Три ветви христианства воспринимают каждую из ипостасей по-разному. Есть символ Святой Троицы – трикветр, вплетенный в круг. Есть еще один древний знак – равносторонний треугольник, вписанный в круг, что означает не только триединство, но и вечность Господа.

Значение, в чем помогает икона «Святая Троица»?

Христианская вера указывает, что не может существовать точного изображения Троицы, поскольку она непостижима и велика, да и Господа, если судить по библейскому утверждению, никто не видел. Святая Троица может изображаться символически: в обличии ангелов, праздничная икона Богоявления и . Верующие считают, что все это Троица.

Самой известной является икона Святой Троицы, которую создал Рублев. Называют ее еще «Гостеприимство Авраама», а связано это с тем, что на полотне представлен конкретный ветхозаветный сюжет. Главные герои представлены за столом в безмолвном общении. За внешними видами ангелов, спрятаны три личности Господа:

  1. Отец – центральная фигура, благословляющая чашу.
  2. Сын – ангел, который находится справа и одетый в зеленую накидку. Он склонил голову, что олицетворяет его соглашение на роль Спасителя.
  3. Святой Дух – ангел, изображенный с левой стороны. Он поднимает руку, тем самым благословляя Сына на его подвиги.

Есть еще другое название иконы – «Предвечный совет», что олицетворяет общение Троицы по поводу спасения народа. Не менее важна представленная композиция, в которой большое значение имеет круг, указывающий на единство и равенство трех ипостасей. Чаша, находящая в центре стола – символ жертвы Иисуса во имя спасения народа. У каждого ангела в руках находится скипетр, обозначающий символ власти.

Огромное количество людей молятся перед иконой Святой Троицы, которая является чудотворной. Лучше всего она подходят для чтения исповедующих молитв, поскольку они сразу дойдут до Всевышнего. Обращаться к лику можно с разными проблемами:

  1. Искренние молитвенные обращения помогают человеку вернуться на праведный путь, справиться с разными испытаниями и прийти к Богу.
  2. Молятся перед иконой, чтобы исполнить свое заветное желание, например, или достичь желаемого. Главное, чтобы прошение не имело злого умысла, поскольку можно накликать на себя гнев Божий.
  3. В сложных жизненных обстоятельствах помогает Троица не терять веры и дает силы для дальнейшей борьбы.
  4. Перед ликом можно очиститься от грехов и возможного негатива, но здесь большое значение имеет непоколебимая вера в Господа.

Когда и кому впервые явилась Святая Троица?

Один из самых важных праздников для христиан является Крещение Господня и считается, что во время этого действа было первое явление Троицы. Согласно преданию Иоанн Креститель в реке Иордан крестил людей, которые покаялись и решили прийти к Господу. Среди всех желающих был и Иисус Христос, считавший, что Сын Божий должен исполнить человеческий закон. В момент, когда Иоанн Креститель совершал крещение Христа, явилась Святая Троица: голос Господа с небес, сам Иисус и Святой Дух, который спустился в виде голубя к реке.

Значимым является явление Святой Троицы Аврааму, которому Господь обещал, что его потомки станут великим народом, но тот уже был в возрасте, а детей у него так и не было. Однажды он с женой, находясь в дубраве Мамвре, разбили шатер, куда к нему пришли трое путников. В одном из них Авраам узнал Господа, который сказал, что у него в следующем году уже будет сын, так и случилось. Считается, что эти путники и были Троицей.


Святая Троица в Библии

Многие удивятся, что в Библии не используется термин «Троица» или «триединство», но важны не слова, а смысл. Святая Троица в Ветхом Завете просматривается в нескольких словах, например, в первом стихе используется слово «Элох"и́м», которая дословно переводится, как Боги. Ярким проявлением триединства является появление трех мужей у Авраама. В Новом Завете большое значение имеет свидетельство Христа, который указывает на свое богосыновство.

Православные молитвы Святой Троице

Есть несколько молитвенных текстов, которые можно использовать для обращения к Святой Троице. Произносить их необходимо перед иконой, которую можно найти в храмах или купить в церковной лавке и молиться дома. Стоит заметить, что можно читать не только специальные тексты, но и обращаться отдельно к Господу, Святому Духу и Иисусу Христу. Молитва Святой Троице помогает в решении разных проблем, исполнении желании и исцелении. Читать ее нужно каждый день, перед иконой, держа в руках зажженную свечу.

Молитва Святой Троице на исполнение желания

Обращаться к Высшим силам можно для , но важно учитывать, что это не должны быть банальные вещи, например, новый телефон или другие блага. Молитва иконе «Святая Троица» помогает только, если требуется исполнение душевных желаний, например, нужна помощь в достижении поставленных целей, оказание поддержки близкому человеку и так далее. Молиться можно и утром, и вечером.


Молитва о детях Святой Троице

Родительская любовь к своим детям самая сильная, поскольку она бескорыстная и идет от чистого сердца, поэтому и молитвы, произнесенные родителями, обладают огромными способностями. Поклонение Святой Троице и произнесение молитвы поможет уберечь ребенка от дурной компании, неправильных решений в жизни, исцелиться от заболеваний и справиться с разными проблемами.


Молитва Святой Троице о маме

Специального молитвенного текста, предназначенного для детей, чтобы те молились за свою мать, нет, но при этом можно читать универсальную простую молитву, которая помогает передать Высшим силам свои искренние прошения. Выясняя, какую молитву читать Святой Троице, стоит заметить, что представленный ниже текст нужно повторять три раза, обязательно после каждого креститься и совершать поясной поклон. После прочтения молитвы, необходимо обратиться к Святой Троице своими словами, прося за свою мать, например, о защите и исцелении.

Молитвы Святой Троице во исцеление болезней

Многие люди приходят к Богу в период, когда они или кто-то из близких людей серьезно больны. Существует огромное количество подтверждений, что Святая Троица в православии помогла людям справиться с разными заболеваниями, и даже тогда, когда медицина не давала шансов на выздоровление. Читать молитву необходимо перед образом, который следует поставить возле кровати больного и зажечь рядом свечу. Обращаться к Высшим силам следует ежедневно. Можно наговаривать молитву на святую воду, а затем, давать ее больному.