Животные в гербах российских городов. Гербы древних русских городов - золотое кольцо - - предметы советской жизни

Каждый город России и даже небольшие поселки и деревеньки имеют свой отличительный знак – герб, который является своеобразным нарисованным «паспортом» территории. Само слово «греб» имеет польские корни, и в переводе означает «наследие». И действительно, гербы передаются из поколения в поколения и без надобности в них не вносят изменения.
В гербе красноречиво повествуется история города, раскрывается его прошлое. Однако некоторые гербы вызывают недоумение: почему именно ЭТО изображено на нем? Представляем вашему вниманию самые необычные и интересные, по нашему мнению, гербы городов России.

Челябинск

Челябинск – чугунная столица нашей родины. Казалось бы, причем тут верблюд? Но именно этот двугорбый красавец изображен на гербе города, и это имеет свое обоснование. Много веков назад через Челябинск проходил путь «кораблей пустыни», по которому в столицу и города европейской части нашей страны доставлялись товары из Азии.

Магнитогорск, Челябинская область


Всем знаком «Черный квадрат» Малевича. Но не все видели Черный треугольник, изображенный на гербе Магнитогорска. Описание герба весьма лаконично: «В серебряном поле чёрная пирамида». Трактовать изображение можно по-разному: это и палатка, в которой жили первостроители города, и гора Магнитная, и напоминание о том, что Магнитогорск является центром черной металлургии.

Серпухов, Московская область


А вот у Серпухова все намного радостнее и веселее: на гербе гербе города распустивший хвост красавец-павлин. В XVIII веке императрица Екатерина повелела «всем городам герб иметь», и в каждый была отослана небольшая анкета, где необходимо было указать эксклюзивную и уникальную особенность поселения. Из Серпухова пришел ответ: «в монастыре одном павлины родятся…». Как выяснилось позже, Высоцкому монастырю в качестве подношения была подарена пара этих диковинных птиц, от которых пошел весь серпуховский павлиний род. Однако эта незначительная заметка стала причиной появления хвостатой птицы на главном символе города.

Шуя, Ивановская область


Первое знакомство с гербом Шуи может поставить в тупик. Что это: кирпич в честь строителей или параллелепипед, проставляющий геометрию и правильные формы? Все намного проще – это кусок обычного мыла, «означающий славные мыльные заводы города». Но нынешнее описание герба намного прозаичнее: мыльный кусочек оказался всего лишь «золотым бруском с тремя гранями».

Иркутск


На многих гербах присутствуют животные, и все они легко узнаваемы. А вот что за зверь на гербе Иркутска, разобраться сложно: тигр-афроамериканец с перепонками на лапах и бобровым хвостом, крепко держащий в зубах умерщвленного соболя? Изначально на гербе действительно был изображен тигр, но его редко можно было встретить в тех местах, а само название «тигр» не прижилось у сибиряков, и сильную полосатую кошку звали как «бабр». Со временем чиновники, не блещущие знаниями в области экзотики, перепутали бАбра с бОбром и «подрисовали» иркутскому тигру задние лапы и хвост как у бобра, а полосатую шкуру перекрасили в черный цвет.

Снежногорск, Мурманская область


Пожалуй, самым «мимишным» можно назвать герб Снежногорска. На нем изображена несколько мультяшная нерпа как символ местного судоремонтного завода с одноименным названием. С другой стороны, этот герб – настоящая классика в геральдике: о названии города прямо говорят снежинки, делая тем самым герб «полугласным».

Поселок Епифань, Тульская область


Герб Епифани по современным меркам можно сравнить с запрещенной пропагандой: на нем изображена конопля. Исходя из старинного описания, на гербе «можно видеть поле, из которого растут три былины конопляные, как щит». Естественно, наши предки не подозревали об одурманивающих свойствах этих «былин», а конопля культивировалась исключительно для изготовления канатов и масла.

Железногорск, Красноярский край


Медведь, разрывающий атом… Звучит сильно и даже угрожающе. Однако такой мишка нарисован на гербе Железногорска. Согласно описанию, он является символом единения сил природы и человеческой мысли.

Для создателей гербов часто «подсказкой» служит название города. Не трудно догадаться, как выглядят гербы двух городов Пензенской области Верхнего Ломова и Нижнего Ломова.


А теперь попробуйте сами представить, что бы вы нарисовали на гербе города Духовщина, что находится в Смоленской области? Естественно, «в чистом поле куст роз с приятным духом»!


Герб – это визитная карточка любого города, его лицо и, выражаясь современным языком, штрих-код. Некоторые из них являются настоящими произведениями искусства, а другие выглядят порой и забавно и необычно, однако это нисколько не умаляет их значения для жителей.

Городской герб -- это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный. Но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской преследовал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.

Применялся герб, прежде всего в печатях и при документах. Раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах ратуши, на городских зданиях.

Символическое изображение составляется на основании определенных правил геральдики. Герб обычно состоит из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели. Щит -- главная составная часть герба. По форме они различаются на такие типы: немецкий (с выемкой на стороне), английский, испанский, итальянский, польский, косоугольный, византийский (круглый) и квадратный. Изображения на щите делаются с помощью геральдических финифтей (цветов), металлов и мехов. Шлем -- геральдический знак, помещается над щитом. Намет -- выходящие из шлема украшения, нашлемник -- верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры. Щитодержатели -- фигуры людей, зверей или фантастических животных.

Появление герба -- весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющейся административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, представлявшимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением.

История городского герба

Ученые не раз пытались ответить на вопрос: когда же впервые появились в России городские гербы. Упомянутый выше А.Б. Лакиер искал их в “древней русской жизни”. С ним соглашались далеко не все. Например, известнейший геральдист В.К. Лукомский в начале нашего века без тени сомнения заявлял, что о гербах, в том числе и городских, в Русском государстве можно говорить не ранее XVII в.

Эволюция городской геральдики обусловлена прежде всего, закономерностями развития той или иной страны. Если говорить о России, то истоки городской символики относятся здесь еще к домонгольскому периоду. Так, известно изображение льва как личного знака Владимиро-суздальских и Галицких князей, которое впоследствии становится главной фигурой в гербах Владимира и Львова. Монголо-татарское нашествие затормозило развитие эмблем и символов на Руси, однако не уничтожило их совсем. Об этом свидетельствуют многочисленные эмблемы на русских монетах XIV - XV в, еще слабо изученные, эмблемы княжеских печатей, а также изображения на сохранившихся городских печатях. Монголо-татарское иго сказалось и на эволюции русских городов XIV - XV в, политический строй которых не достиг такой зрелости и полноты, как в некоторых странах Западной Европы. В этих условиях городские гербы как символы самоуправления города и свидетельства каких-то особых привилегий не могли получить распространения. Следует также учитывать, что необходимость избавления от золотоордынского ига вела к усилению великокняжеской власти. Русское городское население в XIV - XV в. не только не получило привилегированного правового положения, как это имело место в странах Западной Европы, но были ликвидированы даже зачатки самоуправления городов. Следовательно, отсутствие на Руси городских гербов в период, когда во многих западных странах это явление начинает расцветать, обусловлено особенностями ее исторического развития.

Ну, а официально впервые термин «городской герб» появился в царском указе 1692 г. по поводу печати Ярославля, на которой кроме царского титула была изображена надпись: «Печать града Ярославля». В центре этой печати был рисунок герба города -- медведь с протазаном на плече. Вот этот медведь и стал основой герба Ярославля. И уже в том же году Ярославль почувствовал на себе заботу царя. Он передавался из Костромской четверти в ведомство Разрядного приказа -- одного из самых крупных центральных государственных учреждений. В ведомство ярославского воеводы поступали Ростов и Переславль-Залесский. Приказную избу Ярославля переименовали в Палату. А все это вело к расширению торговли, производства. Словом, к укреплению города и улучшению жизни населения. И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго.

Кульминация городских гербов в западноевропейской традиции относится к XV веку. В России о городских гербах как символах самоуправления можно говорить лишь с XVIII века. По мнению известных специалистов в области геральдики, на Руси в домонгольский период существовали эмблемы – «прародители» городских гербов.

Сам термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года в связи с гербом города Ярославля.

герб города Ярославля из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

На гербе изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья ещё в IX-X веках. Возможно, изображение соответствует легенде об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

Уже упоминалось, что появление русских городских гербов относится к удельному периоду и их происхождение связано со знаками собственности и княжеского достоинства владельцев уделов. Иллюстрирующая это положение типичная схема такова:

Знак собственности князя ---- Знак земли ---- Знак главного города этой земли ---- Знаки княжеских родов из этой земли.

Герб города Владимира.

Этот древнейший городской герб не только Руси, но и Европы возник в XII веке.

В XII веке, в домонгольский период город Владимир стал первым объединительным центром удельной Руси - столицей владимиро-суздальских князей. Неизбежность появления столичного герба обусловлена возвышением этого города. Великие князья владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо нуждались в символе более масштабном, чем личный геральдический знак Рюриковичей предшествовавшего (киевского) периода – трезубец и двузубец. Новым символом стал лев. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Боголюбского.

Лев – олицетворял власть, отвагу, силу, милость, великодушие.

В христианской символике лев – символ евангелиста Луки и по библейской традиции – колена Иудина; символ царственной даруемой Богом власти великих князей; символ поверженного зла; символ притязания на царственную власть и символ свидетельства царской власти.

Данная символика совпадала как с проводимой великими князьями владимирскими политикой, имевшей чёткое идеологическое оформление, так и с их самооценкой.

Древний герб города Владимира, описание которого дано в «Титулярнике» 1672 года, представлял идущего на задних лапах льва в профиль, на голове – древняя корона, в передних лапах – длинный 4-конечный крест. С точки зрения правил геральдики древний владимирский лев имел неправильную геральдическую позу, так как не «нападал» на противника, а «убегал» от него. Эта геральдическая неточность была устранена в XVIII веке.

Лев на гербе города Владимира являлся не единичным символом. Культурное окружение ему составляла белокаменная резьба соборов XII-XIII веков Владимира, Суздаля, Юрьева Польского.

В настоящее время часть специалистов в области геральдики придаёт владимирскому гербу статус первого государственного герба в истории отечества.

Герб города Владимира из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

Герб города Москвы.

Все версии истории герба города Москвы свидетельствуют о долгом периоде его становления.

Первоначально это было изображение белого коня на червлёном поле. Конь останется постоянной фигурой московского герба.

Конь – культовое существо со многими сакральными функциями, в число которых входят: храбрость льва, зоркость орла, быстрота оленя, ловкость лисицы. Конь чуток, предан, благороден.

Известно, что московская идеологическая традиция ставила этот город приемником Киева через Владимир. Тогда гербовой фигурой Москвы логичен был бы владимирский лев. Он мог быть главной фигурой или каким-то образом присутствовать на гербе. Отсутствие льва специалисты с области геральдики объясняют двумя причинами. Во-первых, московские князья в условиях монголо-татарского ига были более скромными чем домонгольские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Во-вторых, Владимир с символом льва всё-таки оказался под татарами, с которыми Москва с конца XIV века научилась вести успешную борьбу.

Затем в гербе города Москвы появился всадник на коне. Всадник оседлал, подчинил своей воле не просто животное, а культовое существо – коня. Отсюда статус всадника очень высок. После Куликовской битвы 1380 года всадник олицетворялся со Святым Георгием на коне, поражающим змея. Позднее – с конным воином с мечом, далее – с со всадником с копьём (ездец), далее – с конным воином, поражающим копьём крылатого змея или дракона, как символ независимости от татар. При этом в силуэте конного воина стали постепенно появляться «портретные» княжеские черты. Во времена правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), имевшего титул «Государь всея Руси», всадник превращается в князя. При Иване III (1462-1505) всадник в доспехах, в развивающемся плаще колет копьём распростёртого под копытами его коня змея. Это уже герб государей Московских, государей всея Руси. Он очень близок к государственному. Специалисты по геральдике считают, что московские князья искали символ более государственный, чем династический. В правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог в 1472, на государственной двусторонней печати в 1497 году появилось второе, помимо всадника, изображение коронованного двуглавого орла. Иван III при этом имел уже титул «Божию милостью господарь Всея Руси, Великий князь. И Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский, Болгарский». Так московский герб ещё более приблизился к государственному. В XVI-XVII веках существовало чёткое толкование всадника как великого князя, царя или наследника.

Какой из наших населенных пунктов «отправили на мыло», а какой «получил по тыкве»?

С одобрения руководства Челябинской области там организован конкурс на лучшую идею по увековечению дня, когда над регионом взорвался метеорит. Среди наиболее «креативных» предложений граждан – изменение герба области, на котором рядом с верблюдом предлагают поместить метеорит.

Герб Челябинска.

«МК» изучил самые странные гербы российских областей и городов. Чего мы только там не нашли: от тигра-негроида до жертвоприношения, опиумного мака и фрагментов целлюлозы.

Начнем все-таки с челябинцев. Сейчас главным элементом герба этой области и ее столицы является верблюд. Изображение «корабля пустыни» попало на геральдический щит еще во времена государыни Екатерины Великой. В описании герба Челябинска, утвержденном 6 июля 1782 г., говорится: «В...нижней части щита – навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят». Авторы имели в виду, что через этот уральский город исстари проходил караванный путь по которому доставляли в европейскую часть станы товары из Монголии, Китая. Так что с исторической точки зрения существование челябинского «гербового» верблюда вполне логично и оправдано.

Чего не скажешь о «герое животного происхождения», обосновавшемся на гербе города Серпухов. Геральдическим символом этого подмосковного райцентра уже более 200 лет является павлин! (Так и хочется двинуть в народ лозунг: «Подмосковье – родина павлинов!»)

Герб Серпухова

Но как же экзотическая райская птица «свила гнездо» в наших северных краях, на берегах Оки? Оказывается, когда в конце XVIII века по распоряжению упомянутой уже императрицы Екатерины в стране началась кампания по массовому присвоению гербов городам, тогдашний главный герольдмейстер империи, граф Франциско Санти разослал по всем уголкам страны анкеты, желая выяснить, какой в каждом городе и городишке имеется «эксклюзив», – чтобы его-то и отобразить на гербе. В ответе, полученном из Серпухова, внимание Санти привлекла фраза: «в монастыре одном павлины родятся...» (Имелся в виду Высоцкий монастырь, чьим монахам еще в 1691 г. окольничий Михаил Колупаев в качестве вклада подарил павлина и паву, с которых и начался серпуховской павлиний род.) Столь малозначимая ремарка в анкете и стала причиной «воцарения» павлина на гербе Серпухова.

Однако павлин – это хотя бы «звучит гордо». Некоторым другим населенным пунктам достались пернатые куда менее «топовые». Например, город Елабуга в Татарстане, известный ныне автомобильным производством, 232 года назад удостоился герба, на котором «...в нижней части щита в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц».

А вот Иркутск обзавелся на своем гербе животным, в реальности вовсе не существующем. Сей уникальный экземпляр представляет собой тигра-«негроида», снабженного перепончатыми лапами и плоским «мясистым» хвостом, как у бобра.

Герб Иркутска

Откуда взялся такой мутант? – Читаем описание герба, утвержденного осенью 1790 г.: «В серебряном поле щита бегущий тигр, а во рту у него соболь». Что ж, тут ничего сверхъестественного нет, ведь в те давние времена на востоке огромной Сибирской губернии тигры встречались не редко. Однако само это название животного у сибиряков как-то не прижилось, и вместо него могучую полосатую кошку местные жители называли бабр. Дальнейшее развитие событий легко представить: чиновники, далекие от сибирской экзотики, легко спутали тамошнего бабра с широко распространенным «водным зверем» – бобром. Вот и получилось впоследствии, согласно официальным документам, что у жителей Иркутска на гербе изображен бегущий бобр(!), который держит в пасти соболя. Чтобы хоть как-то подогнать под это несуразное описание «картинку», тигру с иркутского герба и подрисовали «бобровые» задние лапы и хвост, убрали полосатую окраску шкуры, заменив ее однотонной черной.

Нашелся среди прочих гербов российских, снабженных изображениями животных, один весьма «садистский». На гербе Каргопольского района Архангельской области красуется, согласно утвержденному в июне 2004 г. описанию, «в лазоревом поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) пламенем». То есть фактически изображен процесс зажаривания барана – неразделанного, прямо во всей его натуральности. Объяснением появления на гербе такого «ужастика» служит то, что на Русском Севере был широко распространен еще с языческих времен обряд жертвоприношения барана. В некоторых селениях Каргопольского уезда даже существовало до революции «баранье воскресенье», во время которого крестьяне закалывали барана и приносили его в жертву Илье-пророку.

Среди сотен российских городских гербов встречаются такие, изображение на которых по нынешним временам можно трактовать, как запрещенную пропаганду.

На гербе поселка (прежде бывшего городом) Епифань в Тульской области можно увидеть наркотик – коноплю.

Герб поселка Епифань

Согласно старинному описанию герба, он представляет собой «щит, поле серебряное с черною внизу землею, из которой вырастают три былины конопляные, показуя, что окрестности сего города между прочими произведениями, изобилуют в коноплях». Понятно, что наши прадеды, рисуя коноплю на гербе Епифани, о наркотических свойствах этой «травки» даже и не помышляли. В те времена данное растение активно культивировалось ради получения из него пеньки для плетения прочных канатов и полезного конопляного масла.

Все та же «криминальная» конопля изображена на гербе некоторых других территорий, где в прошлом процветало выращивание конопли для хозяйственных нужд, – Кимовского района Тульской области и города Новозыбков в Брянской области (в этом последнем случае стебли конопли изображены свернутыми в зеленый сноп, а в 1980-е г.г., когда конопля уже попала в «черные списки», вместо снопа стали рисовать более «безобидный» геральдический элемент – пушку).

В геральдику пробрался и другой наркотический «объект». Вот утвержденное в марте 1843 г. описание герба города Дербент в на территории нынешнего Дагестана: «...В нижней половине щита, разделенной на две части и имеющей серебряное поле, на правой стороне старая крепостная стена с воротами...; на левой стороне переплетшиеся корни растения марены и несколько стеблей маку, перевязанных золотой веревкою, в знак того, что жители с большим успехом занимаются обрабатыванием марены и разводят мак для приготовления из него опиума (ширяк)».

Герб Дербента

Мак-опиат изображен и на гербе города Карачев (нынешняя Брянская область), который был утвержден в 1781 г. «...В нижней части щита герба – в серебряном поле пук связанного золотой верьвою распустившегося маку, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют.»

Некоторые гербы «оснащены» элементами довольно неожиданными. Скажем, в старом (1781 г.) описании герба города Шуя (Ивановская область) написано: «...В нижней части щита – в красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Правда, в современной версии герба, утвержденной в 2004 г., этот брус мыла превратился в некий абстрактный «золотой брусок с тремя видимыми гранями – передней, обращенной прямо, верхней и левой».

Герб города Шуя

Волею столичных герольдмейстеров город Сенгилей (нынешняя Ульяновская область) получил по тыкве. В прямом смысле слова: «...В нижней части щита – две большие тыквы с ветвями в серебряном поле, означая изобилие сего рода плодов».

«Подсказкой» создателям гербов порой становились сами названия старых русских поселений. Вот, например, два города в нынешней Пензенской области – Верхний и Нижний Ломов. Тут и особо фантазию напрягать не надо, – в обоих случаях в гербах городских, в их нижней части фигурируют «пять железных ломов, положенных звездою, острыми концами кверху, означающие имя сего города».

Ну-ка, самые сообразительные читатели, догадайтесь, как на гербе проиллюстрировать название Духовщина? Для тех, кто не справился с таким заданием, цитируем фрагмент из описания герба, утвержденного в 1780 г. для этого города на территории нынешней Смоленской области: «...В нижней части щита в белом поле куст роз, производящий приятный дух».

Конечно, творчество изобретателей гербов «времен строительства развитого социализма в стране», ушло прочь от всей этой архаики. В СССР города и поселки получали гербы «пропагандистские» – в духе агитплакатов. На них изображались электростанции, заводы, турбины, ледоколы, сталелитейные ковши, шестеренки (ну оч-чень популярный был геральдический элемент!), трубы, колосья, молоты... На утвержденном в 1980-м гербе города Братск, где построили крупнейший целлюлозо-бумажный комбинат, были помимо всего прочего изображены даже «стилизованные фрагменты химической формулы целлюлозы».