Описание картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. Описание картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Виктор Васнецов.

Дом-музей В.М.Васнецова, Москва, Россия.

Добрыня и Змей.

Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:
— Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься?
Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.
А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается:
— Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!
Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая:
— Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь.
Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел.
Приходит домой, а Киев-град печален стоит.
— Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает.
Отвечают ему люди киевские:
— Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!
Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.
Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую:
— Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей.
Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая.
— Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?
Отвечал ей Добрынюшка:
— А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого!
И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.
Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.
— Выходите, — кричит, — люди русские! Убита Змея Добрынею!
Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел.
Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.
Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью:
Спасибо тебе, Добрынюшка, — один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!
И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.

Предыстория

Все началось с районной перепланировки в городе Киеве и переименования районов в конце прошлого века. Вместо 14 районов на карте Киева появилось 10. Общим было стремление киевлян вернуться к старинным названиям или придумать новые, связанные с историей данной местности. Это, естественно, повлекло за собой изменения старых гербов.

Так, был утвержден 29 февраля 2000 года на XV сессии еще Минского районного совета за подписью главы рады Н.В.Товкача новый герб Оболонского района, а в соответствии с решением Киевского горсовета в 2001 году нашему району вернули историческое название — Оболонский.

Старый герб я помню как старожил Оболони. Это был герб, выполненный в духе классического соцреализма - дымящиеся трубы заводов, теплоход на Днепре, строительные краны на фоне новостроек, гигантская шестерня и др.

Перед вашими глазами новый герб, разработанный "Геральдической палатой" А.Руденко.


Щит и верхушка крепостной башни – символ героической борьбы с готами, гуннами, хазарами, половцами, татаро-монголами и т.д. до гитлеровских захватчиков.

Архангел Михаил, божественный покровитель града Киева, подчеркивает, что район находится под его божественным покровительством как составная часть столицы Украины. В парке рядом с райгосадминистрацией стоит свой чудесный памятник Архистратигу Михаилу.

Герб разделяет золотой мост, который, с одной стороны, отражает реально существующий крупнейший в Киеве Московский мост, а, с другой стороны, символизирует единство двух частей Киева, разъединенных Днепром.

Лилии в нижней части щита и флага с одной стороны символизируют название района (оболонье – слово из древнеславянского языка, обозначающее места, заливаемые во время весеннего разлива реки). С другой стороны напоминают о легенде, по которой герб королевской Франции, три лилии, появился после брака французского короля на киевской княжне Анне Ярославне (дочери Ярослава Мудрого) и являлся разновидностью украинского трезубца.

(В основе расшифровки герба официальная версия с некоторыми дополнениями автора – доцента основ экономической теории, к.и.н., полковника в отставке, имеющего высшие военное, политическое и экономическое образование).

Отвечаю. Самое непосредственное.

Когда специалисты по геральдике приступили к работе над заказом по созданию герба Оболонского района, они начали со сбора информации об истории этих мест.

Это были прекрасные места для рыбаков, охотников и отдыхающих. После весеннего разлива Днепра буйно поднимались камыши и травы, образовывалось бесчисленное количество малых и больших озер, проток и чистых песчаных пляжей. В урочище Наталка с 1939 г. возвышается звено тоннеля подрусловой железной дороги.

Плановая застройка Оболони как нового района столицы началась в 1973 году.

Поэтому базовыми источниками об истории Оболони явились былины и немногочисленные материалы археологических раскопок, ранее проведенных на этой территории. Так, археолог

В. Хвойка в 1893 году на границе Оболони и Подола открыл Кирилловскую стоянку, возраст которой более 20 тысяч лет.

Районная оболонская газета в конце 90-х годов информировала нас о ходе работы "Геральдической палаты".

Былин было собрано около 140. К удивлению геральдистов около 120 былин в тех или иных интепритациях рассказывали о бое богатыря Добрыни со Змеем Горынычем на берегу реки Почайной.

Справка.

Былины — старинные народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод украинской истории (отсюда народное название былины — «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Следовательно, слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Особенностью исполнения былин является то, что написаны они тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. В песенном речитативном исполнении былины очень трудны. Если былина написана тоническим стихом с двумя ударениями, то при исполнении ударения делаются на третьем слоге в начале строки и на третьем с конца строки.

Былину невозможно донести до души слушателя, если не веришь в то, что в ней описывается.

Наиболее популярным исполнителем былин в конце XIX века был сказитель И.Рябинин. На его концертах не было свободных мест и было много зрителей, которые слушали стоя. Секрет его популярности был прост. Ему часто слушатели задавали один и тот же вопрос:

Иван Трофимович, любите ли вы свои старинки?

Не любил бы, не пел бы, - отвечал он.

И вы верите, что все это, что в былинах поется, правда?

Знамо дело - правда. А то какая же потреба и петь их?

Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Для объяснения происхождения и содержания былин существует несколько односторонних теорий:

1. Мифологическая . Она видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях - олицетворение этих явлений и отожествление их с богами древних славян.

2. Историческая. Она объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти. Так, в былине Добрыня вместе с Дунаем едет к королю Ляховицкому, чтобы посвататься от имени Владимира за Апраксу-королевичну, которую привозит в Киев князю. Реальные события были другими. Воевода новгородский Добрыня едет в Полоцк, чтобы посвататься от имени князя Владимира за Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволда. Рогнеда отказалась выйти замуж за Владимира Святославовича.

3. Заимствований и влияний . Она исходит из того, что в литературном происхождении наших былин видны заимствования из мифов и легенд других народов, а также влияние Севера, Запада и Востока. Так, викинги с драконьими головами на носах своих драккаров принесли нашим предкам сказание о Сигурде с огнедышащим змеем Фарнифом; немецкие купцы сказание «Песнь о Нибелунгах»; в британском сказании о Мерлине два дракона – красный и белый. Богатырь Добрыня бьется на левом берегу реки Почайной с огнедышащим Змеем.

4. Комплексная . Основной недостаток односторонних теорий кроется в самом их определении. Поэтому более реальной является комплексная теория , которая органично соединила в себе все три выше приведенных теории.

Киевские былины имеют две особенности:

1. группировка по богатырям;

2. разделение на произведения героические и социально-бытовые.

Нашим объектом исследования является богатырь Добрыня Никитович, совершивший былинный героический подвиг.

Перенесемся в конец X века .

Обобщение сюжетов около 120 киевских былин о нашем герое позволили геральдистам и журналистам выстроить следующую последовательность событий.

На Горе в княжеском замке киевский князь Владимир Святославович устроил большой ежегодный пир (на этом месте сейчас возвышается здание Государственного исторического музея). Столы ломятся от яств и медов столетних. Чествуют и одаривают отличившихся. Музыка, скоморохи – всем весело. Неожиданно княгиня, которой стало жарко, громко сказала:

Хочу воды холодной ключевой из реки Почайной.

В пиршественном зале наступила тишина. Весь Киев пил воду из реки Почайной, но набирал ее в реке рядом с городом. Надо было только спуститься с холмов киевских к берегу реки, где князь Владимир крестил киевлян. Вода была чистая, вкусная и хорошо утоляла жажду, т.к. реку Почайную в верховьях подпитывали ключи.

Особенность пугающей просьбы княгини, вызвавшей тишину в зале, состояла в том, что целительные ключи с водой холодной находились в километрах шести вверх по реке Почайной на ее левом берегу. Места эти были жуткие и с дурной славой (в настоящее время это восточная часть озера Вербное на пересечении улицы Приозерной с проспектом Героев Сталинграда. В материалах оболонской газеты был вычерчен план, напоминающий карты спрятанных пиратских сокровищ. Азимут с Московского моста указывал на место битвы богатыря Добрыни Никитича со Змеем Горынычем) .

И поднялся тогда во весь свой богатырский рост славный богатырь Добрыня Никитович и, поклонившись, обратился к княгине:

Позволь, княгинюшка, мне привезти воды ключевой.

Взял он со стола большую пиршественную чашу и вышел из зала. Сел он на своего богатырского коня и помчался он по правому берегу реки Почайной. Затем он направил коня в реку и переплыл реку Почайную. Выбрался Добрыня на левый берег и подъехал на коне к родникам с водой целительной и холодной. И увидел богатырь змеенышей – детей Змея Горыныча – и они его увидели. И напали змееныши на славного богатыря Добрыню Никитовича. Выхватил он меч и принял бой. Крики своих детей услыхал Змей Горыныч, который охотился в районе Змиевых пещер (это в районе Кирилловской церкви недалеко от Бабьего Яра. В те стародавние времена там были густые леса, глубокие овраги, высокие холмы и знаменитые Змиевы пещеры. В настоящее время эти пещеры еще существуют, но входы в эти пещеры замурованы. Проникать в них запрещено из-за опасности обвалов).

Прилетел Змей Горыныч и увидел богатыря Добрыню на коне, а вокруг – порубленных змеенышей.

Отрывок из былины «Добрыня и Змей»

Гром гремит да свищет молния —

А как летит Змеище Горынище

О тыех двенадцати о хоботах.

А Добрыня той Змеи не приужахнется.

Говорит Змея ему проклятая:

— Ты теперича, Добрыня, во моих руках!

Захочу — тебя, Добрыня, теперь потоплю,

Захочу — тебя, Добрыня, теперь съем-сожру,

Захочу — тебя, Добрыня, в хобота возьму,

В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!


Не убоялся Добрыня Змея Горыныча и вступил с ним в бой. Долго они бились, одержал победу славный богатырь Добрыня.

Фото озера Вербное с восточного берега

Набрал затем воды ключевой в чашу, вернулся на пир и, учтиво поклонившись княгине, вручил ей чашу с водою холодною ключевою.

Вот такой героический сюжет у подавляющего большинства былин о богатыре Добрыне Никитиче.

Перенесемся опять в конец 90-х годов прошлого столетия.

Представьте себе реакцию руководства Минского района, когда им это все рассказали. Понятно, что в Англии, Испании, Франции или Италии сразу бы поняли, что это туристическое «золотое дно». У наших районных руководителей сработали старые стереотипы. Я их не обвиняю, я их понимаю. Руководство не было готово принять эту идею для дальнейшей реализации. Пройдет время, придут к власти в районе руководители с новым мышлением, не зашоренные старыми стереотипами и они поднимут эту тему. Она эксклюзивна и принадлежит истории нашей Оболони.

Ее забыть нельзя.

Вместо реки Почайной по Оболони тянется цепь озер, которые остались от былинной реки. Вдоль озер тянется улица Богатырская , а пересекает эту цепь озер – улица Добрынинская . Я уверен, что их никто не переименует. Не потому, что уже мало желающих, а потому что народ уже не позволит.

Оболони тоже досталось в период «переименований».

Вспомните переименования станции метро им. Корнейчука в станцию «Оболонь» и одноименного проспекта в проспект Оболонский. Это название должна была носить другая станция метро. Когда в 1982 году должны были вводить новую станцию метро рядом с райисполкомом, было заранее принято решение, что назовут ее старым именем этой местности «Оболонь». Как всегда метростроевцы немного запаздывали в своевременности сдачи станции «Оболонь» к 30 декабря 1982 года, 60-й годовщине образования СССР. Не успевали украсить потолок и стены первой станции киевского метрополитена, которая не имела столбовых опор.

Владимир Щербицкий обратился за помощью к Петру Машерову и тот прислал из Белоруссии народных художников. Правда, поставил условие – назвать станцию белорусским словом. Так вместо станции «Оболонь» в 1982 г. появилась станция «Минская». Эта станция не имеет аналогов в мире. Народные художники нарисовали на тему народных легенд о волшебном цветке папоротника около шести тысяч распустившихся бутонов и листьев. Одна особенность – ни один цветок и лист в этой росписи дважды не повторяется.

Кто был прототипом былинного богатыря Добрыни Никитовича?

Вот таким мы видим богатыря Добрыню Никитовича на знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри (Три богатыря)»

Гениальный художник почти тридцать лет, создававший этот шедевр, вложил в образ нашего героя былинные черты: представителен, величав, культурен, вдумчив и осторожен. Обладает изворотливым умом и дипломатическим тактом.

Реальным прототипом богатыря был княжич Добрыня из рода древлянских князей, который родился примерно в 935 году. В течение 10 лет его воспитывали и учили как будущего князя. Резкий поворот в судьбе Добрыни был связан с убийством киевского князя Игоря Старого, когда он повторно (в некоторых источниках, что в третий) раз пришел к древлянам за данью. Древляне напали на сборщиков дани и пленили князя. И сказал тогда древлянский князь Мал, что если повадился волк в овчарню ходить, то не успокоится, пока последнюю овцу не унесет. Привязали ноги князя Игоря к верхушкам двух согнутых берез и… отпустили верхушки.

Жестоко мстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа своего.

Первое древлянское посольство принесли на руках в ладье с Подола на Гору и поставили ладью на площади перед княжеским дворцом. Неожиданно провалилась ладья вместе с послами в заранее подготовленную яму, а челядь быстро засыпала яму землицей киевской и утрамбовала.

Второе посольство пригласили в баню попариться и снять усталость от пути долгого. Загорелась со всех сторон баня, а двери оказались запертыми.

Приехала княгиня к столице древлянской, устроила тризну на лугу перед городом по мужу убиенному и пригласила мужей древлянских на пир погребальный. На их вопросы отвечала, что древлянские послы вот-вот подъедут. Посмотрели древляне, что княгиня без войска, а только с отроками, которые уже и яства и меды столетние расставили. Вышли из града своего и начали пировать. К полуночи понапивались все медов хмельных и заснули. Подала тогда княгиня команду и отроки перерезали спящих древлян.

В решающей битве в 945 г., которую по обычаю начал трехлетний князь Святослав броском маленького копья в сторону противника, древляне были разгромлены. Род Мала был уничтожен, а младшую дочь Малушу и ее брата 10-летнего Добрыню Ольга взяла к себе в терем рабами. Святослав и Малуша повзрослели и полюбили друг друга. Малуша родила сына от Святослава, которого назвали Владимиром. Малушу убрали из Киева с глаз подальше, а рабинича (сын князя от рабыни. На Западе таких детей называли бастардами) Владимира княгиня оставила при себе. Она боялась, что в случае гибели Святослава, которого интересовали только войны, пресечется род Рюриковичей. Даже когда Святослав женился на венгерской принцессе, которая родила двух сыновей. Владимира обучали и воспитывали вместе с ними. Дядькой-воспитателем у Владимира с младенческих лет был брат его матери Добрыня. Он учил его воинским искусствам и верховой езде. Присутствовал на занятиях, которые проводили учителя с сынами Святослава, контролировал выполнение домашних заданий. Дети росли.

В 970 г. Святослав начинает войну с Византией. Перед походом он распределил княжеские столы между своими законными сыновьями: в Киеве он посадил Ярополка, в Овруче, столице Древлянской земли, Олега. Княжеский сотник Добрыня переговорил с новгородскими купцами и задел их тщеславие вопросом, что в крупных городах назначили князей, а почему в Новгороде нет князя? Он что не Великий Новгород? Возмущенные новгородцы пришли к Святославу и сказали ему, что если никто из вашего рода не пойдет к нам, то мы сами найдем князя. Святослав назначил князем сына Владимира, а Добрыню - воеводой. Этим назначением он не принижал сына, ибо Новгород был знатнее и значимее Овруча, там было положено и начало Рюриковской династии. Юным княжичам, Ярополку и Владимиру, было не больше 10 лет, а Олегу и того меньше. В Новгороде на плечи Добрыни легли и управление этой свободолюбивой купеческой республикой, и вопросы воспитания юного Владимира Святославовича.

Добрыня по поручению племянника, которому исполнилось 18 лет, поехал сватать юную княжну Рогнеду в Полоцк. Она отказала Владимиру, сказав публично, что за рабинича замуж не пойдет. В 979 г. началась война за киевский княжеский стол между законными сынами князя – Ярополком и Олегом. Владимир по совету дяди поехал к северным соседям и набрал большое войско из лучших воинов того времени - викингов, пополнил его новгородцами и другими охочими людьми.

В 980 г. во главе с Владимиром и под крепкой рукой походного воеводы Добрыни войско пошло на Киев. По дороге взяли Полоцк, т.к. князь полоцкий Рогволд отказался поддержать Владимира, а оставлять в тылу такого врага было опасно. Владимир жестоко отомстил гордой княжне Рогнеде. По свидетельству летописца, «повеле Володимеру быти с ней пред отцем ея и материю, и потом отца и братьев уби». Под руководством Добрыни войска взяли штурмом Киев и освободили княжеский стол. Владимира провозгласили князем всей Древнекиевской Руси. Став Великим князем, Владимир отблагодарил Добрыню должностью посадника Новгорода. Спустя пять лет Добрыня сопровождал Владимира в судовом походе на болгар камских. В 989-990 гг. мечом и огнем крестил людей в Новгороде и подвластных землях. Умер в Новгороде 6 декабря 1017 г., пережив своего племянника на два года.

В память народную Добрыня вошел на веки вечные. Он всюду верен своему цельному и сильному характеру. Он патриот бесконечно преданный Руси. Как богатырь ревниво оберегает свое достоинство как русского воина. Добрыня разумен в речах, сдержан, тактичен. Добрыня - заботливый сын и любящий супруг. В былинах иногда кратко, иногда довольно подробно рассказывается о детстве героя, о его росте, возмужании, воспитании в доме матери. Поётся о том, как необычно рано начинает сказываться в герое его богатырская природа. Еще отроком он входит иногда в полную силу.

С этим богатырем в песенно-эпический фольклор Руси вошел тип общественного деятеля, подвиги, дела и помыслы которого связаны с укреплением могущества Древнекиевской державы. Добрыня верой и правдой служит Киеву и стольному киевскому князю.

Почему у Добрыни сына Мала отчество Никитич?

Древлянский князь Мал проиграл войну с Киевом. Он утратил свое княжество, а, следовательно, с ним и княжеский титул. У него осталось родовое имя – Нискинич. Скорее всего, оно было именем династии, как у Рюриковичей. Можно предположить, что былинное отчество Добрыни — Никитич есть искаженное временем Нискинич.

Были ли в истории Руси еще богатыри с именем Добрыня?

Да, были. В миниатюре из Царственного летописца упоминаются два богатыря, погибшие в битве на реке Калке в 1223 году. Это - Александр Попович и Добрыня Рязанич. Полные их имена Алеша Попович Серебряный Голос и Добрыня Рязанич Золотой Пояс.

Как же эти два богатыря оказались среди сражающихся на Калке, если не были на службе ни у киевского, ни у волынского, ни у черниговского князей?

В конце мая 1223 года в г. Рязани собрались из всех княжеств около 600 знаменитых военноначальников и богатырей, которых волновала судьба Киевской Руси. Они понимали, что княжеские раздоры и внутренние войны ослабляют Русь и приведут ее к падению. Они сообща искали выход из сложившейся ситуации. В этот момент поступило сообщение, что объединенные силы трех князей Мстислава Киевского, Данилы Волынского, Мстислава Черниговского совместно с половцами выступили в поход против татаромонголов. Они прервали свою встречу и поскакали на помощь. Они прискакали к концу битвы и сходу атаковали тумен Субэдея. В считанные минуты они выкосили передовую тысячу монгольских всадников и остановили наступление тумена. Это дало возможность спастись части отступающих княжеских войск. Они сражались до последнего и погибли все.

Мог ли Добрыня Рязанич Золотой Пояс быть прообразом былинного героя Добрыни Никитича?

Я думаю, что – нет. Это богатырь, который в начале XIII века, наиболее вероятно, служил в дружине рязанского князя. Приставка Золотой Пояс говорит о его личном высоком уровне воинского мастерства. В те давние времена пояса заменяли погоны. Они говорили об умении и статусе воина. Золотой пояс говорил в первую очередь о высоком боевом мастерстве и ратных заслугах. События, связанные с былинным Добрыней Никитичем, относятся к временам князя Владимира Святого, т.е. конец X в. – начало XI в.

Почему Добрыню Никитовича Васнецов нарисовал сбоку, а не в центре?

На знаменитой картине нарисованы три богатыря. В центре - Илья Муромец, по правую руку от него – Добрыня Никитович, а по левую руку – Алеша Попович. Художник Васнецов в размещении героев на полотне картины руководствовался былинами, где четко богатыри распределены по категориям старших и младших. Что же было положено в основу этого разделения?

1. Годы ратных подвигов реальных богатырей , которые послужили прототипами былинных героев. Нет. Тогда в центре картины должен быть Добрыня, который еще в X веке начал совершать богатырские подвиги. Православная церковь 19 декабря каждого года отмечает как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего». Мало того, мощи Ильи Муромца, причисленного к лику святых покоятся в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря (это ближние пещеры открытые для посещения), находящиеся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других выдающихся людей. Проведенные экспертизы подтвердили возраст и личность Ильи Муромца (последнее определялось по следам ранений, информация о которых дошла до наших дней). В последний раз экспертиза проводилась по указанию Иосифа Сталина. У мощей Ильи Муромца постоянными посетителями являются спортсмены перед соревнованиями, а у мощей Нестора-летописца – студенты перед экзаменами и аспиранты накануне защиты диссертаций.

Уж ты здравствуй, дородный добрый молодец!

А Добрыне киевский князь сказал:

Я тебя-то, добрый молодец, не знай, как зовут.

С какой целью была создана эта былина?

Ответ ясен, чтобы Добрыня как старейший богатырь русского эпоса уступил первенство Илье Муромцу. Ради него авторы былины оспаривали первенство Добрыни. Для этого доказательства былина заставляет Илью и Добрыню ехать в Киев, и князь Владимир, не узнал родного дядю Добрыню и своим вопросом решает спор двух могучих богатырей.

4. Добрыня - собирательный образ , который вобрал в себя черты многих древнерусских Добрынь. С этим трудно не согласиться. Например, у исследователя Ю. Смирнова мы находим семь Добрынь. О них сохранились летописные известия, литературные произведения.

По Х век упоминается несколько раз Добрыня Никитич, дядя Владимира I Святославовича;

По ХI век - Добрыня Рагуилович, воевода Новгородский;

По ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

по ХIII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Краткий анализ показывает, что здесь и богатыри, и воеводы, и бояре, и церковные иерархи. Вполне возможно, что от каждого из них что-то добавлялось в базовый образ богатыря Добрыни Никитича сказителями былин. Добавления производились тогда, когда у базового героя, то или иное качество не было ярко выраженным. Мы же имеем в образе Добрыни Никитича полностью сложившегося народного героя еще в домонголький период.

Особый интерес в исследованиях Ю. Смирнова привлекают данные особой популярности имени нашего богатыря. Он привел интересные факты, что в X - XII веках., в ХV - ХVII веках имя Добрыня оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Это говорит о том, что народ самостоятельно выставил рейтинги богатырям. Кроме того надо учитывать, что имя Добрыня относилось к числу «некалендарных» имен, поэтому его не могли дать при крещении. Что же это значит?

А это значит, что для Добрынь с века X по век XVII, оно было или вторым - языческим именем. Родители, давая его своим сыновьям, были уверены, что они будет такими же как славный богатырь Добрыня Никитич - добрыми, храбрыми, разумными в речах, сдержанными, красивыми, тактичными и вежливыми. Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ.

В конце эссе хочется ответить на вопрос. С кем же сражался богатырь Добрыня на берегу Почайной? В творчестве Билибина Ивана Яковлевича много рисунков по мотивам былин. Это и знаменитый красочный рисунок «Добрыня Никитич», где богатырь спасает красавицу, убив трехглавого дракона. На другом рисунке русский богатырь поражает копьем одноглавого дракона. Добрыня Никитич с чем-то сражался. На ровном месте около 120 былин не появились бы. Обратимся к книге Н.Н. Непомнящего «100 великих загадок природы», статья «Жил да был Змей Горыныч».Выдержки.

Стр. 396. Архив г. Арзамаса. Из свидетельства : «Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая … И упал с неба змий. Божьим гневом опаленный и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткамере и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином… Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым

Там же. Рукопись 1816 г. из национальной библиотеки Российской Федерации

«Плывя на лодке по реке Волге, мы увидели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всем одеянием. И слышно было от оного несчастного человека только: «Их! Их!» И перелетел змей Волгу и упал с человеком в болота…»

Стр. 397. Биологи подтверждают, что «огнедышащий Горыныч» из сказки вовсе не противоречит науке. Теоретически возможно, чтобы в теле животного были полости, где в результате разложения образуется метан (болотный газ). При выдохе этот газ может воспламеняться.

Стр. 400. 24 февраля 1976 г. город Сан-Антонио . Три молоденьких учительницы ехали на работу по пустынной пригородной дороге. Заметили двух гигантских птиц с размахом более 6 метров. После этого они просмотрели специальные книги. Гигантские птицы удивительно напоминали птеранодонов – летающих динозавров, вымерших 150 млн. лет назад.

Увидел очень крупное, похожее на птицу существо, пролетающее над шоссе на расстоянии около 45 м от него. Оно не было покрыто перьями, его кожа имела черный или темно-серый цвет. Я наблюдал, как оно поднялось вверх и улетело. По-моему, оно было очень похоже на птеродактиля.

Я думаю, что этих пяти выдержек из книги будет достаточно. Мое мнение.

Богатырь Добрыня Никитич сражался с реальным летающим змеем, который в народных былинах получил название Змея Горыныча.

Победа над Змеем Горынычем стала первым и самым известным подвигом Добрыни Никитича, среднего из трех знаменитых русских богатырей. Передавая былины из уст в уста, люди наделили эпических героев важными для народа чертами характера. Так, применительно к Добрыне часто упоминается «вежество», под которым понимается не только храбрость, но и выдающиеся дипломатические способности, знание этикета, грамотность, таланты к творчеству. Словом, к богатырской физической силе прилагается образованность и мудрость.

Змей Горыныч воплощает в этом сюжете иррациональное, эпическое зло. Его часто изображают трехглавым и изрыгающим пламя. Былина рассказывает о двух боях Добрыни со Змеем: из обоих богатырь выходит победителем, но в первом оставляет противника в живых, что не характерно для русского эпоса. И если первая схватка спровоцирована нарушением Добрыней неписанного запрета купаться в реке, где обитает Змей, то вторая нужна для спасения племянницы князя Забавы Путятишны и освобождения Руси от страшного проклятия.

Интересно, что, поразив Змея во имя спасения девушки, Добрыня обнаруживает в логове чудовища множество плененных людей, включая даже иностранных королевичей. Таким образом, выполняя задание князя (что также нехарактерно для богатырского эпоса), Добрыня превращает свой подвиг в героический по существу: освобождает Русь от гнета Змея.

Яркая и эффектная композиция схватки построена на контрасте красной (плащ и рубаха, яшма) с золотом (кольчуга и шлем, пирит) фигуры богатыря и ярко-зеленого Змея. Стоит присмотреться к крыльям чудища: они вырезаны настолько тонко, что края яшмовых блоков становятся полупрозрачными.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Из сборника «Былины» под редакцией Л. М. Леонова

Говорил Добрыня сын Никитинич:

«Ах ты эй, Змея да ты проклятая!

Черт ли тя нес да через Киев-град!

Ты зачем взяла князеву племянницу,

Молоду Забаву дочь Путятичну?

Ты отдай же мне князеву племянницу

Тогда Змея она проклятая

Говорила-то Добрыне да Никитичу:

«Не отдам я тебе князевой племянницы

Без бою, без драки-кроволития!»

Заводила она бой-драку великую.

Они дрались трои суточки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать,

Как с небес Добрыне глас гласит:

«Молодой Добрыня сын Никитинич!

Дрался со Змеей ты трои суточки,

Подерись со Змеею еще три часа:

Ты побьешь Змею да ту проклятую!»

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ту проклятую.

Та Змея она кровью пошла.

Расступилась тогда матушка сыра земля,

Пожрала она кровь да всю змеиную.

Тогда Добрыня во нору пошел,

Во те во норы да во глубокие.

Там сидят сорок царей, сорок царевичей,

Сорок королей да королевичей,

А простой-то силы той и смету нет.

Тогда Добрынюшка Никитинич

Говорил-то он царям да он царевичам

И тем королям да королевичам:

«Вы идите нынь туда, откель принесены.

А ты, молода Забава дочь Путятична,

Для тебя я эдак теперь странствовал,

Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,

А й ко ласковому князю ко Владимиру».

ОБРАЗ ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА

Представить себе русские народные сказки без Змея Горыныча просто невозможно. Этот огнедышащий персонаж является самым главным «плохишом» русского фольклора, соратником Бабы Яги и Кощея Бессмертного. Но как бы ни пытался Горыныч навредить людям: то деревни и города сжигал, то девушек красивых уволакивал в свои владения, всегда находились богатыри, готовые сразиться и победить чудище, отрубить его огнедышащие головы. Ведь добро и зло всегда рядом: и в сказках, и в жизни…
И добро побеждает. Причем зачастую не силой берет, а острым словом да смехом. Не случайно во многих, очень многих городах нашей страны установлены скульптуры былинного Змея, но совсем не страшные, а скорее забавные. Или уже побежденные. Судите сами.
В Галерее деревянной скульптуры в Омске Горыныча и вовсе может «победить» любой ребенок: забираешься ему на спину – крутящийся барабан, крепко держишься за любую из голов и скачешь что есть мочи!

Трехглавый Змей Горыныч расположился в парке культуры и отдыха г. Уфы

Фонтан «Кощей Бессмертный и Змей Горыныч». Новосибирск

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ В ЖИВОПИСИ

Васнецов В.М. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем.
1913-1918. Дом-музей В.М. Васнецова

Васнецов В.М. Бой Ивана-царевича со змеем

На переднем плане Иван-царе­вич замахивается мечом на коварного Змея. Вероятно, только что он отрубил своему недругу одну голову: меч Ивана в крови, а у трехглавого Змея одной головы уже нет. Змей озлоблен неудачей, он разевает пасть в надежде совладать с героем. Однако Иван-царевич успел вовремя прикрыться щитом.
Иван-царевич выглядит немного уставшим: видимо, битва продолжается не первый день. Однако отступать ему некуда - за спиной Ивана, прижавшись к скале, за боем наблюдает принцесса. Ей страшно, и она от всей души желает царевичу победы.
Солнце освещает только участок картины, где изображен Иван-царевич. Этим Васнецов хотел показать чистые намерения героя, его желание освободить родную землю от любых врагов, не дать в обиду женщин, детей и стариков, которых Змей еще может съесть или сжечь, если его не остановить вовремя.

Билибин И.Я. Бой Добрыни со Змеем

Билибин И.Я. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну . 1941 год

Рерих Н.К. Победа. 1942 год

Картина входит в «Богатырскую серию», написана в годы Второй мировой войны, задолго до победы, в которой Николай Константинович никогда не сомневался. На этой картине он изображает воина в древнерусских доспехах, сразившего дракона. Воин напоминает одного из героев картины «Богатыри проснулись» - это обобщённый образ Ивана Стотысячного, отстоявшего свою Родину в тяжёлой войне.
На втором плане картины - сияющие вершины Белухи, изображённые в том же ракурсе, что и на этюде, написанном в 1926 году. Белуха - как символ непобедимости Родины. «Победа! Победа! И сколько побед впереди!» - писал Н.К. Рерих в 1945 году.

Васильев К. Битва Добрыни Никитича со Змеем

ИСТОЧНИКИ:
Павлова, Е. Память в камне и бронзе [текст] /Е. Павлова //А почему?. – 2013. - №1.
Биография Змея Горыныча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1725/bio/
Змей Горыныч. Древнерусский словарик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://drevnerus.ru/zmej-gorynych/
Змей Горыныч. Картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zagadochnaya-sila.ru/persons/199-slavyan/616-zmey.html
Легенда о Змее Горыныче [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onelegend.ru/zmey_gorynych.html
Родословная Змея Горыныча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: