Визитная карточка региона южная америка. Презентация на тему "природный мир южной америки"

Ярославский филиал Российской Международной Академии Туризма

Наименование работы: курсовая

Наименование темы: Америка (США)

Ярославль 2003г.

Введение………………………………………………………………………………………….3

Географическая справка…………………………………………………………………………6

Население………………………………………………………………………………………...7

Климат…………………………………………………………………………………………..11

Транспорт……………………………………………………………………………………….12

Визитная карточка страны……………………………………………………………………..13

Зоны отдыха…………………………………………………………………………………….16

Важные мелочи…………………………………………………………………………………19

Введение

К западу от высящихся Скалистых гор тянется береговая линия тихого океана с лабиринтами островов и узкими водными путями между ними. В заливе Аляска с гор в сторону берега сползают ледника, а в бухты заплывают киты и тюлени. Самый большой штат США – Аляска отделен от своей страны Канадой. Более половины земель Аляски – снежная пустыня, но сам штат обладает крупными нефтяными запасами Северной Америки. На северо-востоке Соединенных Штатов живет 70 миллионов человек – более четверти населения Соединенных Штатов. Вдоль атлантического побережья от города Бостона на севере Вашингтона, округ Колумбия, на юге на 640 км растянулись большие города. Более 20 миллионов человек проживает в Нью-Йорке и его пригородах. Это самый крупный город в США и третий по величине на планете. Он также один из ведущих промышленных, торговых и культурных центров мира. Сердце города – остров Манхэттен, где вдоль длинных прямых улиц, забитых людьми и машинами, выстроились гигантские небоскребы, некоторые из которых считаются самыми высокими в мире. Горы Аппалачи отделяют побережье от Великих озер и равнин внутренней части страны. Они тянутся более чем на 2 600 км от северной Алабамы, на юге Соединенных Штатов, до северного Мэна. На юге эти горы богаты полезными ископаемыми. В долинах между гор раскинулось множество ферм, но большая часть этих земель занята лиственными лесами, где бурые медведи питаются голубикой, а в реках плавают выдры. Осенью, когда листья меняют цвет с зеленого на яркие оттенки оранжевого, красного и золотого, эти леса становятся разноцветными.

Юг Соединенных штатов – теплый влажный регион, состоящий из равнин, рек, болот и прибрежных лагун. От южного Техаса широкий пояс низин тянется вдоль берегов Атлантики. На севере и западе прибрежные равнины превращаются в горные плато и хребты, в том числе в Аппалачские горы, которые образовались 400 миллионов лет назад и являются самыми древними горами Северной Америки. Сельскохозяйственные и животноводческие фермы занимают плодородные восточные и южные равнины. На западе на засушливых лугах Техаса пасутся огромные стада крупного рогатого скота. Техас второй по величине после Аляски штат в Америке, большие запасы нефти и производство говядины сделали его одной из самых богатых областей этой страны. Бесчисленные реки пересекают юг Соединенных Штатов, и среди них – Миссисипи, одна из самых крупных рек Северной Америки и крупная транспортная артерия внутри страны. Вдоль побережья Мексиканского залива и в северной Флориде эти реки образуют мелководные озера, илистые дельты и испаряющиеся болота, где обитают змеи, черепахи и аллигаторы. Солнечный климат и песчаные пляжи Флориды делают ее популярным местом отдыха. Парк Диснейленд около Орландо – самый посещаемый туристский аттракцион, тут бывает более 25 миллионов гостей в год. Первые европейцы прибыли сюда в XVII веке из Франции и Испании, их потомки называются креолами. Другие франкоговорящие явились вскоре из Канады. Самая большая популяция испаноговорящих – это иммигранты с острова Кубы, который находится всего лишь в 217 км к югу от Ки-Уэста, самого южного мыса Флориды и Соединенных штатов.

Центр США занят обширной низменностью, которую зовут Средним Западом или прериями. В северо-восточной части этого региона находятся Великие Озера, самая большая в мире цепочка озер с пресной водой. Реки и каналы соединяют озера с Атлантическим океаном и Мексиканским заливом, образуя широкую транспортную сеть. Эта сеть и обилие природных ресурсов превращают район Великих Озер в промышленное сердце США. Сейчас вдоль южных берегов озера Мичиган и озера Эри протянулась цепочка заводов, производящих большую часть железа, стали и автомобилей в стране. К несчастью, эти производства с вредными отходами, и теперь Великие Озера очень загрязнены. Когда-то пространство к югу от озер было громадным природным пастбищем, по которому бродили миллионы бизонов и оленей и где селились туземные племена Америки – сиу и каманчи. Ныне это один из самых развитых фермерских районов. В центре этой области, дающей половину мирового сбора кукурузы и которую называют «Кукурузным поясом», лежит Айова. Почти весь урожай кукурузы идет на корм свиньям и рогатому скоту, источник половины запасов мяса США. Далее на запад по просторам Великих Равнин протянулся «пшеничный пояс». Безбрежные пшеничные поля простираются до самого горизонта. Грандиозные Скалистые горы отделяют западную часть Соединенных Штатов от равнин Среднего Запада. По скалам и склонам этого великого горного массива скачут снежные козы, а в долинах радом с быстротекущими реками кормятся лоси. Тут почти нет сельскохозяйственных ферм, но на горных лугах пасутся стада крупного рогатого скота. Самое удивительное и захватывающее зрелище – плато Колорадо. Неподалеку отсюда находится и самое большое в мире ущелье – Большой Каньон. Штаты Вашингтон, Орегон и Айдахо называют Тихоокеанским северо-западом. Влажная, густо поросшая лесами западная часть этой области дает 40% древесины Соединенных Штатов. Самый большой и многонаселенный штат этого региона – Калифорния. Большая часть населения живет в прибрежных городах Лос-Анджелесе и Сан-Франциско или их пригородах. Во внутренних областях, между горами Береговые хребты и Сьерра-Невада, раскинулось лоскутное одеяло полей, покрывающих всю плодородную, хорошо орошаемую Центральную Долину. Самый западный штат – Гавайи лежит в 4000 км от берега на островах Тихого океана. Гавайи – это 132 острова, представляющие собой вершины подводного вулканического хребта. Но есть на Гавайских островах и несколько действующих вулканов, как, например, Мануа-Лоа – самый большой в мире действующий вулкан. Мексика и центральная Америка образуют естественный мост между Соединенными штатами и Южной Америкой. В самом узком месте эта полоска земли всего лишь 80 км в длину и разделена Панамским каналом, искусственным водным путем, который соединяет Атлантический и Тихий океаны. Мексика по площади в два раза превосходит все взятые семь стран Центральной Америки. Большая часть страны представляет собой засушливое плато, и лишь 18% земли пригодно для земледелия. Влажные узкие равнины вдоль восточных берегов хранят большие запасы нефти. Три четверти жителей Мексики живут в больших и малых городах, а столица Мехико – один из самых крупных и быстро растущих городов мира. Большая часть Центральной Америки гористая, покрытая тропическими лесами, где на верхушках деревьев пронзительно кричат попугаи, а среди ветвей раскачиваются болтливые обезьяны. И хотя плодородна лишь малая часть центральной Америки, половина ее населения живет в сельской местности, и многие кормят себя, обрабатывая маленькие участки земли. В течение многих веков Мексикой, Центральной Америкой и островами Карибского океана правила Испания, и сегодня подавляющее большинство живущих там людей говорят по-испански.

Географическая справка

Мировые рекорды

Самое большое в мире ущелье:

Гранд-Каньон, США, 446 км в длину, 16 км в ширину, 1,6 км в глубину

Самое большое в мире пресноводное озеро:

Оз. Верхнее, США – Канада, 82 350 км 2

Самая длинная в мире система пещер:

Мамонтова пещера, США, 565 км

Самый большой в мире действующий вулкан:

Мануа-Лоа, Гавайские острова, США, 4 710 м в высоту, 120 км в длину, 50 км в ширину

Самая длинная в мире граница:

США-Канада, 6 416 км

Самый высокий в мире действующий гейзер:

Гейзер «Пароход», Йеллоустонский национальный парк, США, 122 км

Самый большой в мире парк развлечений:

Уолт Дисней Ворлд, США, 122 км 2

В Северную Америку входят США и Канада. В таких пределах регион занимает территорию 19,4 миллионов км 2 с населением 300 миллионов человек. В 1992 году торжественно отмечалось 500-летие со времени открытия Америки Христофором Колумбом. С тех пор Северной Америке принадлежит в мировых делах.

Особенно ее роля возросла в XX веке. Тут следует вспомнить о том, что и США, и Канада входят в «большую семерку» стран Запада, что вместе они образуют важнейший, наряду с Европой, центр мирового хозяйство.

Континент Северная Америка простирается от места немного южнее Северного полюса почти до экватора. На его территории встречаются почти все типы природы от ледников до лесов, гор, пустынь и джунглей. На западе почти непрерывная горная цепь тянется от Аляски до Коста-Рики и включает в себя Скалистые горы – один из наиболее известных в мире горных хребтов. Соединенные штаты (часто называемые также США или Америкой) и Канада – самые большие из расположенных на континенте 23 стран. Соединенные Штаты состоят из 50 штатов. В Северной Америке находятся несколько крупнейших городов мира, но есть также обширные районы девственной природы. Большинство североамериканцев являются потомками переселенцев из Европы, однако наряду с ними многие имеют африканское или туземное (индейское) происхождение.

По размерам территории Соединенные Штаты Америки занимают среди стран мира четвертое место (9,4 млн. км 2). В состав США входят три части. Первая - основная территория, на которой расположены 48 штатов, занимает 4/5 площади всей страны. Она имеет форму массивного четырехугольника, протягивающегося с востока на запад почти на 4,7, а с севера на юг на 3 тыс. км. Остальные - далеко отстоящие от нее штаты Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.

ЭГП страны весьма выгодное. Оно во многом определяется тем, что с востока ее омывают воды Атлантического, а с запада - Тихого океана. Морские границы протягиваются на 12 тыс. км. Это издавна облегчало торговые связи с заокеанскими странами и одновременно гарантировало стране безопасность.

Благоприятно повлияло на ЭГП и соседство с Канадой и Мексикой, странами, которые экономически менее развиты. За счет этого монополии США с большой прибылью для себя эксплуатируют их природные и трудовые ресурсы. Близко расположенные к США страны Латинской Америки также способствуют развитию экономики страны.

Население

Население США составляет 281 421 906 человек на 2000 год. Население сложилось в результате массовой иммиграции, главным образом из Европы, и привоза негров-рабов из Африки. Длительное время население США увеличивалось за счет не только естественного прироста, но и массовой иммиграции. Всего с начала XIX века в страну прибыло 55 млн. человек почти из 70 стран. Вплоть до 70-х гг. прошлого века среди них преобладали англичане, шотландцы и ирландцы, и поэтому английский язык стал для США государственным. Затем возросло число переселенцев из других европейских стран, а после второй мировой войны - из стран Латинской Америки (особенно мексиканцев и пуэрториканцев). Во второй половине XX века иммиграция из Европы заметно уменьшилась, но зато увеличилось число иммигрантов из Азии и особенно из Латинской Америки. Среди последних преобладают мексиканцы; миллионы их, чтобы заработать на жизнь, ежегодно переходят границу легально и нелегально. Их называют "брасерос" (буквально: "люди, предлагающие свои руки"). В наши дни, несмотря на ряд ограничений, ежегодный приток составляет почти 1 млн. человек. Остатки же значительно истреблённого коренного населения страны - индейцы и эскимосы (на Аляске) в настоящее время - в подавляющем большинстве загнаны в резервации.

Когда в XVI веке европейцы начали осваивать Америку, индейцы жили повсюду - от Аляски на севере до Огненной Земли на юге. Но точная численность индейцев в то время неизвестна, также неизвестно количество племен: по одним оценкам, их насчитывалось 250, по другим - больше. Основным культурным растением у аборигенов Северной Америки была кукуруза. Ее почитали священной, с ней были связаны главные обряды. В высоту кукуруза достигала пяти метров, а початок был до полуметра длиной. Европейские путешественники XVII века писали, что в кукурузных полях ирокезов можно было заблудиться, как в лесу. По мере увеличения количества английских колоний в Новом Свете отношения белых с индейцами все более обострялись. Чтобы не заниматься тяжелыми работами по расчистке леса, колонисты сгоняли аборигенов с их кукурузных полей. В отместку индейцы убивали поселенцев и уничтожали их табачные плантации. Но сила была на стороне белых, и к XVII веку немногие оставшиеся в живых индейцы были окончательно согнаны с их земель. Впрочем, отношения индейцев и белых строились не только на насилии. Между ними велась и взаимовыгодная мирная торговля. В обмен на пушнину индейцы получали огнестрельное оружие, посуду, железные ножи и топоры, ткани.

В
ыжившие в ходе колонизации индейцы продолжали влачить жалкое существование в резервациях. В конце XIX века их насчитывалось всего 237 тысяч человек. Многие забывали свой родной язык и переходили на английский. Однако в XX веке среди нового поколения индейцев начали постепенно пробуждаться интерес к культуре предков и стремление обеспечить своему народу более достойную жизнь. В резервациях появляются органы самоуправления, индейцы получают неограниченное право использования земель в своих резервациях, постепенно возрождаются ремесла, обычаи и традиции, индейские языки, история и культура преподаются в школах. Но по-прежнему многие индейцы не могут найти работу и вынуждены жить на пособия, выплачиваемые им правительством.

Колонизация Северной Америки европейцами, которую осуществляли главным образом Испания, Англия, Франция. Началась в XVI в. Процесс колонизации сопровождался войнами с индейцами, захватом их земель. В первой половине XVII в. начался завоз негров-рабов из Африки. В середине XVIII в. Англия утвердила своё колониальное господство в восточной части Северной Америки. В ходе войны за независимость (1775-1783 гг.) 13 английских колоний объединились в Соединённые Штаты Америки (1776 г.), у власти в стране закрепились буржуазия и плантаторы-рабовладельцы. В результате гражданской войны (1861-1865 гг.) между буржуазным севером страны и южными рабовладельческими штатами было законодательно отменено рабство. В последующий период США становятся высокоразвитой капиталистической страной. К концу XIX в. США активно включается в борьбу за передел мира, за завоевание господствующего положения на мировом рынке, широко развёртывает колониальную экспансию, в первую очередь в Латинской Америке.

Н
а данный момент 3/4 всего населения - американцы США. Около 0,4% населения - аборигены (индейцы и эскимосы), большая часть которых продолжает жить в резервациях, созданных правительством на ранних этапах колонизации. Свыше 12% американцев - негры, которые вплоть до 30-х гг. XX века, как и во времена рабства, были заняты преимущественно в сельском хозяйстве южных штатов. Теперь большинство негров живет в городах, где выполняет неквалифицированную работу в промышленности и сфере обслуживания (грузчики, лифтеры, прислуга и т.п.).

Р
асовая дискриминация в отношении "черных" и "цветных" американцев проявляется в пониженной оплате труда по сравнению с белыми американцами, в наличии городских кварталов, предназначенных для жительства этих групп населения и во многом другом. Борьба за экономическое и политическое равенство всех этнических групп - одна из решающих задач рабочего движения США, и коммунисты возглавляют эту работу.

Разнообразен и религиозный состав населения. В США зарегистрировано около 260 различных церквей, в том числе 86 насчитывают более 50 тыс. последователей каждая. Религиозная принадлежность американцев, как правило, тесно связана с их происхождением: потомки выходцев из Италии, Испании, Польши обычно католики, из Великобритании, Скандинавских стран - протестанты, из России, Греции - православные (хотя их доля значительно ниже католиков и протестантов).

Возрастную и половую структуру населения США можно оценить по приведенным ниже диаграммам, которые составлялись по данным 1986 года. Общая численность населения тогда составляла 241,5 млн. человек (без учета военнослужащих и других граждан США за пределами территории 50 штатов страны).

По данным диаграммы делаем вывод: численность населения женского пола преобладает над численностью населения мужского пола. Причем из 173,7 млн. американцев от 18 лет и старше (1986) одиноких насчитывалось 37,6 млн., разведенных - 13,5 млн. Общее количество отдельных хозяйств, включающих как семьи, так и одиночек, составляло 89,5 млн. (1987). По данным 1986 года, в стране насчитывалось 31 670 тыс. семей с детьми до 18 лет.

Следующая диаграмма показывает одновременно возрастной и национальный состав населения. Изучив ее, мы сможем определить тип воспроизводства населения и соответственно сделать выводы по направлению демографической политики (а именно: второй тип воспроизводства, демографическая политика направлена на повышение рождаемости).

Темпы прироста населения - 0,9 %. Среднегодовой коэффициент рож­даемости - 16/1000, коэффициент смертности - 9/1000. Ожидаемая продолжительность жизни - 73 года (для мужчин), 80 лет (для женщин).

Динамику численности населения США (в тыс. человек) за 1790 - 1987 гг. мы можем видеть на следующей диаграмме.

В настоящее время по численности населения США занимают третье место в мире (250 млн. чел.). Согласно прогнозам демографов, число жителей в стране к 2000 году увеличится до 265-270 млн. человек; это означает, что в течение одного XX века оно возрастает в 3,5 раза.

Однако времена, когда США как молодая нация занимали одно из первых мест в мире по естественному приросту населения давно прошли. В 80-90-х гг. этот прирост заметно снизился. Абсолютный годовой прирост населения составляет теперь менее 2 млн. человек.

Климат

Климатические условия очень разнообразны. Север страны до 40˚ с.ш. находится в умеренном климатическом поясе, юг - в субтропическом, юг Флориды - в тропическом. Кордильеры ограничивают влияние Тихого океана на центральную и восточную части страны, туда беспрепятственно проникают воздушные массы с севера и юга. Поэтому океанический климат имеют узкая полоса вдоль берега Тихого океана и крайний юго-восток, на остальной части страны преобладает континентальный климат.

Температурный режим различных районов США.


зима

весна

лето

осень

Средняя Атлантика -9 -1˚С +4 +16˚С +18 +27˚С +11 +24˚С
Юг -1 +16˚С +16 +24˚С +24 +32˚С +11 +24˚С
Средний Запад -12 -1˚С +4 +14˚С +16 +32˚С +4 +16˚С
Юго-запад -6 +16˚С +4 +22˚С +16 +32˚С +7 +24˚С
Запад -9 +18˚С +4 +24˚С +16 +32˚С +7 +24˚С
Аляска -26 -9˚С -6 +14˚С +7 +15˚С +2 +11˚С
Гавайи +16 +24˚С +22 +27˚С +24 +32˚С +22 +27˚С

Осадков выпадает от 100 мм на внутренних плоскогорьях и плато до 2000 мм в год в приморской полосе. Благодаря этому, в целом по стране можно выращивать все растения умеренного пояса, многие субтропические и некоторые тропические культуры. В Центральных и Великих равнинах климат засушливый, что вызывает необходимость в мелиоративных работах. Для создания оросительных систем используют реки и подземные воды.

Самая высокая температура воздуха 57 0 C в Долине Смерти, Калифорния. Самая низкая температура –78 0 C на Аляске. Количество атмосферных осадков:

1500 мм в Луизиане

менее 200 мм в Калифорнии.

Туман 120 дней в году в районе Большой Ньюфаундлендской банки. Солнечная погода 9 дней из 10 в городе Юма, штат Аризона. Амплитуды температуры воздуха:

Отлично провести время на территории Средней Атлантики и Среднего Запада могут любители зимних видов спорта или просто люди, которые предпочитают зиму лету. А для тех, кому не подходит температура выше –9 0 С, то им стоит отправиться на Аляску.

А те, кто предпочитает лето и все сопутствующее, могут отправиться почти в любую часть Соединенных Штатов. Но лучше все-таки отправится еще куда-нибудь, например, Гавайи.

Транспорт

Подавляющее число туристов прибывает в страну авиатранспортом. Крупнейшие международные аэропорты находятся в Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Майами, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Если в пункт назначения нет прямого маршрута, то пассажиры могут попасть туда при помощи стыковочных рейсов, которые выполняют самолеты большинства американских авиакомпаний.

В США имеется ряд международных авиакомпаний: American Airlines, Continental Airlines, Delta Airlines, Eastern Airlines, Northwest Orient, TWA, United.

В США можно прибыть и морским транспортом. Для этого можно воспользоваться услугами компаний, совершающие трансатлантические и транстихоокеанские рейсы.

По суше в США можно прибыть на автомобиле, автобусе, поезде.

Автобусные маршруты транспортной компании Greyhound Trailways связывают страну с Мексикой и Канадой.

Поезда международной компании Amtark связывают США с Канадой.

США располагают наиболее развитым в мире транспортным комплексом. Протяженность сети железных дорог составляет около 265 тыс. км, автомобильных дорог – около 6,5 млн. км.

Городской транспорт представлен автобусами (большинство работает круглосуточно) и метро (в ряде крупных городов). Имеется 2 вида такси: первый предварительно заказывают, а второй (желтого цвета) останавливают прямо на улице. Ночью с 22 часов до 6 утра действует повышенный тариф.

Для передвижения по стране удобно арендовать автомобиль. Аренда осуществляется при наличии кредитной карточки или под денежный залог.

Визитная карточка страны

Население США составляет 281 421 906 человек на 2000 год. По численности населения США занимают третье место в мире; по числу жителей они не уступают ФРГ, Франции, Великобритании и Италии, вместе взятым. А население всего континента равно 471 868 000.

Столица Соединенных Штатов – Вашингтон, федеральный округ Колумбия. Форма правления республиканская, а форма территориального устройства федеративная. В США входит 50 штатов, обладающих определенной автономией, и столичный федеральный округ Колумбия. Основным документом является Конституция, принятая 17.IX.1787 года и вступившая в силу 4.III.1789 года. В дальнейшем она была дополнена 26-ю поправками. Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные и исполнительные органы власти, выборного губернатора, а также свою символику.

В политической жизни страны главную роль играют две крупные партии – демократическая и республиканская. Глава государства – президент. Президент и вице-президент избираются сроком 4 года. Президентские выборы проводятся в високосный год. Срок пребывания на посту президента ограничен 8 годами. В случае отстранения президента от его поста, его смерти или его отставки вице-президент занимает его должность и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения большинством голосов в обеих палатах конгресса США.

Тема урока: Латинская Америка. «Визитная карточка» региона.
Цель: Формировать самостоятельную деятельность учащихся в оценке ЭГП,
особенностях хозяйства и населения стран Латинской Америки.
Задачи: 1. Сформировать представление о странах Латинской Америки.
2. Оценить природно­ресурсный потенциал.
3. Охарактеризовать население.
4. Развивать умения и навыки самостоятельно находить и выделять главное, умения
работать с картой, дополнительным материалом; составлять конспект, умение работать
в группе, индивидуально, делать выводы.
5. Продолжить воспитывать интерес к предмету географии, стремление повышать
мотивацию на поиск и приобретение географических знаний, толерантное отношение к
народам мира чувство патриотизма.
Оборудование: УМК, политическая и физическая карты мира, презентации, карточки
с заданиями.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Предметные:
смогут по картам атласа определить особенности ЭГП стран Латинской Америки,
определить отрасли специализации, сравнить плотность населения.
Метапредметные
Познавательные:
 Смогут находить в учебнике достоверную информацию,

 анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
 делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные
рассуждения
Регулятивные:
 Определять цель, проблему в учебной деятельности,
 Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
 Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
 Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных
ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные:
 Излагать свое мнение (в монологе, диалоге)
 Понимать позицию другого.
 Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно
признавать его ошибочность
 Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с
помощью и самостоятельно
 Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения)
 Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
Личностные:
 Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и
неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности
 Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать
эмоциональное состояние других людей
 Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой
мировоззренческий выбор.
Оборудование:
учебник В. П. Максаковский, Экономическая и социальная география мира, М.,
Просвещение. 2014 год.; атлас 10 класс, М., Дрофа, 2015 год., презентация «Страны
Латинской Америки», настенные физическая и политическая карты мира, диск
виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» Уроки географии 10 класс, урок
Латинская Америка «Визитная карточка» региона.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Кофе, футбол, карнавал, Мачу­Пикчу, пончо­ с
каками странами у вас ассоциации?
Ученики: Бразилия, Перу, Мексика.

Учитель: Хорошо, молодцы. Сегодня мы приступаем к изучению стран Латинской
Америки. Трудно представить, что в 21 веке новым тигром сможет стать не страна, а
целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами»
отсталости, звеном «третьего мира».
2. Изучение нового материала (беседа). Слайд 1.
Учитель: Латинской Америкой называется регион Западного полушария между США
и Антарктидой. В него входят Мексика, страны Центральной Америки, Вест­Индия и
Южной Америки. Всего в состав региона входят 33 суверенных государств, а также 14
стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США.
Площадь региона­ 21 млн. км2. Протяженность с севера на юг 13 тыс. км, с запада на
восток 5 тыс. км.
Слайд 2.
Вопрос. 1. Какие страны Л. А. имеют более выгодное ЭГП?
Ученики: Почти все страны, т. к. имеют выход к океанам или морям, или это
островные государства. Исключение составляют Боливия и Парагвай.
Работа с учебником. (Визитка стран).
Учитель: Давайте познакомимся с государственным строем стран Л.А. Выпишите в
тетрадь, какие страны являются федеративными государствами.
Ученики: Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, остальные государства
унитарные.
Учитель: Хорошо, а как отличаются страны по государственному строю?
Ученики: Все либо республики, либо государства в составе содружества,
возглавляемого Великобританией. Слайд 4,5.
Учитель: Хорошо. А теперь поработаем в группах. У каждой группы свой вопрос, 2
минуты на обсуждение.
Работа с атласом за 7 класс, учебником. Слайд 6.
Ответ 1 группы.У нас был вопрос «Рельеф, размещение основных форм рельефа,
полезные ископаемые». По рельефу страны Л. А. можно разделить на 2 группы: горные
на западе и равнинные на востоке. На запале самые длинные горы на Земле Анды
(Южная Америка) и Кордильеры (Северная Америка). На востоке расположена самая
большая в мире низменность Амазонская, Бразильское плоскогорье, равнина Ла­Плата.
Рельеф разнообразный. Так же регион богат полезными ископаемыми. Есть нефть,
природный газ ­ озеро Маракайбо, Мексиканский залив, руды черных и цветных
металлов: жел. руда, литий, медь, никель, олово, золото, серебро, селитра, сера.Не зря
Анды на языке инков означает медь.
Учитель: Хорошо, 2 группа.
Ответ 2 группы: У нас был вопрос: «В каких климатических поясах расположен
регион». Как мы помним с 7 класса Ю. Америка самый влажный материк на Земле,

вследствии своего географического положения. Страны Л. А. расположены во всех
климатических поясах кроме полярных. Наиболее благоприяные климатические
условия в субтропическом и субэквоториальном поясах. Здесь тепло, выпадает
достаточное количество осадков, а вот на юге холодно, сказывается дыхание
Антарктиды, а из­за равнинного рельефа на востоке, холодные воздушные массы могут
проходить далеко на север.Так же в горах климат зависит от высоты. Вывод: климат
разнообразный.
Учитель: Хорошо, 3 группа.
Ответ 3 группы: У нас был вопрос: «Внутренние воды, размещение по территории». В
Ю. А. находится много рекордсменов –это самая длинная и полноводная река мира­
Амазонка, с многочисленными притоками, на севере р. Ориноко, на ней находится
самый высокий водопад в мире –Анхель, на востоке протекает река Парана, здесь
находится самый мощный водопад в мире Игуасу. Озер мало­ Маракайбо на севере, в
горах Титикака.
Учитель: Молодцы, 4 группа.
Ответ 4 группы: У нас был вопрос: « Природные зоны, растительный и животный
мир». Природа Л. А. разнообразна. Огромную площадь занимает экваториальный лес­
сельва. Здесь растет огромное количество деревьев, таких как гевея, араукария,
железное дерево, красное, сандаловое. Здесь обитают ленивцы, ягуары, тапиры, много
обезьян, птиц, насекомых, в водоемах водятся пресноводные дельфины, электрические
скаты, пираньи и много других рыб. Степь или пампа ­ практически все распахана или
занята пастбищами, здесь растут травы, обитают броненосцы, грызуны, птицы. В горах
– ламы, хищные птицы. Только здесь, в Новом Свете обитают колибри.
Учитель: Молодцы, вспомнили 7 класс. А теперь поговорим о населении Л. А.
Слайд 7.
Работа с учебником.
В: Какова численность населения региона?
О: 570 млн. чел.(2012 год)
В: Какие страны имеют население свыше 100млн. чел.
О: Мексика, Бразилия­ 5 место в мире.
В: Какие страны свыше 50 млн. чел?
О: нет таких стран.
В: Свыше 10 млн. чел.
О: Гватемала, Куба, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Перу, Чили, Аргентина.
Учитель: Современный этнический состав населения Л. А. сложился под воздействием
3 компонентов.

Население
Индейские племена европейские африканцы
и народности переселенцы с 16 века
креолы
Более половины населения потомки смешенных браков: метисы, мулаты, самбо. Слайд
8.
Учитель: Давайте посмотрим, как размещено население по территории.
Ученики: Население размещено не равномерно, самая большая плотность населения по
побережью.
Учитель: Для населения Л. А. характерны 3 черты:
1. Наименее заселенный регион мира 27 чел/км2
2. Неравномерное размещение.
3. Освоены плоскогорья и горы, нигде население не поднимается так высоко, как
здесь. Давайте прочитаем на стр.344 п.10.
Учитель: Хорошо. Следующий вопрос: Где самая большая плотность населения?
Ученики: ­ ЮВ Бразильского плоскогорья.
­Субтропики Чили.
­Вокруг залива и озера Маракайбо.
Учитель: Каков уровень урбанизации в этих странах?
Ученики: Высокий ­ 80%, 40 городов­миллионеров.
Учитель: Где находятся крупнейшие агломерации?
Ученики: 1 место ­ Большой Мехико­ 20 млн. чел., Сан­Паулу­ около 20 млн., Буйнес­
Айрес­ 10 млн. чел.
Учитель: Городское население растет за счет мигрантов из села и большому
естественному приросту. 2 тип воспроизводства. Для Л.А. характерна ложная
урбанизация ­ городское население растет, а экономически активное население нет,
постоянный приток сельского населения, власти не могут обеспечить жильем, работой,
растут трущебы, рост преступности. (рис. 95)
В Л. А. много древних городов, мест куда приезжают миллионы туристов. О таких
местах Ким Александра и Иванова Настя приготовили нам презентации. (просмотр
презентаций).
Учитель: Молодцы девочки!
Закрепление нового материала.
Мы сегодня много говорили о странах Л. А., а давайте посмотрим, запомнили вы, где
они находятся.
(компьютерный тренажер, диск «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» Уроки
географии 10 класс»).Тема урока «Латинская Америка «Визитная карточка» региона». Цель урока:
формировать самостоятельную деятельность учащихся в оценке ЭГП, особенностях
хозяйства и населения стран Латинской Америки. В ходе урока учащиеся работают с
атласами, находят в учебнике достоверную информацию, анализируют, выделяют
логически
главное, обобщают, делают
выводы, определяют понятия; строят
обоснованные рассуждения. Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели в
группе и индивидуально. Работая в группах, самостоятельно определяют цели, роли,
задают вопросы.
В 11 классе часто на уроках использую групповую работу на всех этапах урока.
Функция учителя как главного источника информации знаний уходит на второй план.
Сегодня учитель выступает в качестве координатора, помогая учащимся
ориентироваться в учебном процессе, грамотно использовать все источники
информации, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций,
проектной деятельности. К числу наиболее эффективных форм, активизирующих
познавательную деятельность учащихся, относится работа в группах. Давно доказано,
что люди лучше усваивают то, что обсуждали с другими, а лучше понять, то, что
объясняли другим. Работа в группах предоставляет такую возможность учащимся.
Групповая работа способствует развитию всех качеств личности, необходимых для
полноценного общения. Класс, в котором проводила урок не большой ­19 учащихся.
Класс сильный, 6 претендентов на золотую медаль. Ребята на уроках активны, всегда
опережающее дополнительное домашнее задание, готовят презентации,
берут
сообщения, видеоролики. В этом классе легко работать, видишь результат своей
деятельности.




















































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: используя систему методов, приемов и форм (модельный метод, опора на ассоциативный опыт, организация пар), обеспечить реализацию идей продуктивного образования.

Задачи:

Познакомить учащихся с природой материка;

Познакомить учащихся с уникальным органическим миром материка;

Развивать самостоятельность суждений, образное мышление;

Познакомить с некоторыми элементами культуры континента;

Материальное обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, презентация, листы ответов, карта “Южная Америка”.

Ход урока

Ребята, мы уже изучили особенности природы Африки и Антарктиды, сегодня мы совершим виртуальное путешествие по удивительному материку - Южной Америке. Южная Америка – полная противоположность территории нашей страны. Когда у нас день – там ночь, когда у нас лето – там зима. Давайте отправимся в путешествие на этот материк самым коротким путём. Нет, не через центр Земли, а привычным нам способом - по карте. Ведь в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда сердца с грустью отзываются на трогательные строки Роберта Рождественского: (Слады 2-11 на фоне музыки в исполнении оркестра Поля Мариа “История любви”).

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

И так, все готовы? Отправляемся в путешествие по Южной Америке. (слайд 12)

Путешествие – яркий паук,
В паутине троп и дорог,
Путешествие – сладкий испуг,
В миг, когда переступлен порог.

Звучит латиноамериканская мелодия. На фоне мелодии слайды с видами материка. Идёт краткий, но живописный рассказ, знакомящий учащихся с природными и рукотворными уникумами Южной Америки (слайды 13-28). (Приложние 1)

Южная Америка - крупный материк, имеющий множество географических объектов. Запишите на голубых карточках 3 географических названия, с которыми связано ваше восприятие природы Южной Америки. (Приложение 2)

Варианты записей:

1) Анды
Амазонка
Титикака

2) Амазонка
Бразильское плоскогорье
Огненная Земля

3) Амазонка
Анхель
Рио-де-Жанейро (слайд 29)

Модель 2

“Что такое? Кто такой?”

Определите природную принадлежность предложенных объектов, подпишите рядом. (Приложение 3)

Варианты записей:

1) Анды - горы
Амазонка - река
Титикака - озеро

2) Огненная Земля - остров
Бразилия - страна
Ленивец – животное

3) Анхель - водопад
Рио-де-Жанейро - город
Тукан – птица

4) Виктория амазонская – растение
Котопахи – вулкан
Бразильское плоскогорье – равнина

5) Кейманда Гранди – остров
Сахарная Голова – гора
Атакама – пустыня (слайд 30)

Модель 3

“Визитная карточка материка”

Работаем в парах.

Для предложенных объектов, из текста выбрать несколько характеристик, которые наиболее полно воссоздают образ материка, являются его визитной карточкой. Во время выполнения этого задания можно воспользоваться атласами.

В результате работы у Вас должен получиться краткий рассказ, вобравший в себя 5-6 особенностей каждого из трёх предложенных объектов.

Вариант 1

Анды - горы - высокие, скалистые, молодые, труднопроходимые, тянутся с севера на юг, богатые растительностью, много полезных ископаемых.

Амазонка - река равнинная, полноводная, широкая, в верховьях бурная, водятся пираньи, крокодилы.

Титикака- озеро высокогорное, пресноводное, хранит много тайн, глубокое.

Вариант 2

Амазонка – река - впадает в Атлантический океан, полноводная, много притоков, берега заболочены, водится много хищников.

Бразильское плоскогорье - средние высоты 500-1000 м богато полезными ископаемыми, древнее происхождение, давно освоено.

Огненная Земля - остров расположен на крайнем юге материка, сохранилась вулканическая активность.

Работа окончена. Большое спасибо. Ваши описания получились неординарными и содержательными.

Не могу не представить Вам другие географические объекты, созданные самой природой. Объекты удивительные и многоликие. (Слайды 31-52, на слайды записан текст. повествующий о высокотравной равнине севера материка – льянос, высокогорном озере – Титикака, водопадах Игуасу и Анхель).

Льянос - открытое ровное пространство, раскинувшееся по обе стороны р. Ориноко. Поверхность льянос покрыта густой высокой травой с кое-где разбросанными отдельными деревьями или пальмами. Таков облик типичной бразильской саванны - льянос. Климат этой местности чрезвычайно разнообразен. Летом сушь и жара. Но вот на небе собираются первые тучи, проливается первый дождь. За ним другой, третий. Пересохшая почва жадно пьет влагу.

Яркая зелень покрывает всю землю, пестреет масса цветов.

Титикака.

Крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки - Титикака. Легенды инков о затопленных сокровищах озера издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу - испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна. Согласно другой легенде, в затонувшем дворце индейские воины спрятали золотые и бриллиантовые клады короля инков.

Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака-Ива Кусто, располагавшая двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков установила, что озеро Титикака не имеет никаких тайн. Экспедиция измерила глубину “бездонного” озера.

Водопады .

В бассейне реки Ориноко, на реке Чурун, находится самый высокий на Земле водопад - Анхель, открытый сравнительно недавно, в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Южной Америки. Горный массив Ауян-Тепуи обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.

Другой интересный водопад - Игуасу - находится на реке Игуасу. “Игуасу” на языке индейцев игуарани - “Большая вода”.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе - 275. Волнение охватывает каждого, наблюдающего это чудо природы. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды - 12266 т в секунду.

Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: “Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть”.

Следующее задание называется “География материка”.

Вернёмся к листам ответов. Для выполнения этого несложного задания будут нужны атласы.

Модель 4

География материка”

Используя атласы закончить предложение. (Приложение 3)

Южная Америка расположена в полушарии … (первая пара).

Южная Америка омывается... (вторая пара называет океаны).

Южная Америка расположена в климатических поясах... (третья пара).

Ближайшими материками являются... (четвёртая пара).

Самыми крупными реками материка являются… (пятая пара).

Спасибо. Проверяем. (Слайды 54-57)

Осуществляя виртуальное путешествие по материку, мы уже достаточно подробно познакомились с особенностями его природного комплекса.

Подберите, пожалуйста, слово, которым можно охарактеризовать природный комплекс материка: разнообразен, уникален, своеобразен, контрастен, красив, неповторим, экзотичен, богат, удивителен . (Слайд 58)

Модель 5

“Памятка путешественнику, отправляющемуся в Южную Америку”.

“Южная Америка – страна Вашей мечты”

Теперь задание творческого характера: составьте несколько фраз, адресованных путешественнику, отправляющемуся в Южную Америку. Ваше описание должно начинаться фразой: “Южная Америка – страна вашей мечты”, и выигрышно подчеркнуть самые яркие достопримечательности материка, колорит местной природы. (задание выполняется на фоне музыки в исполнении оркестра Поля Мариа “Бразильский карнавал”; слайд 59)

Выступления участников.

Благодарю вас. Думаю, что у всех присутствующих появилось желание наше виртуальное путешествие превратить в реальное.

Момент релаксации.

Я приглашаю вас отдохнуть и вместе со мной побродить по самому экзотическому базару в Бразилии. (записано речевое сопровождение путешествия по бразильскому базару; слайды 60-74)

На ярмарке в порту Форталеза можно купить рис, клубни маниока или выделанную из них крупу, которую называют здесь “фаринья”, “кастанья ду Пара”, или знаменитый бразильский орех, какао, кокосовые орехи, бананы, ананасы, рыбу от самой маленькой до огромной и, кроме многих продовольственных товаров, также ценную крокодиловую или змеиную кожу, изделия из искусно сплетённых пальмовых волокон, шкуру ягуаров, удивительные изделия из крыльев красивых бабочек, ожерелья из сушеных семян, и множество других предметов работы искусных индейских умельцев. Есть на ярмарке и коллекции красочных бабочек и мотыльков, пучки засушенных колибри, продаются даже живые попугаи, умеющие сказать несколько слов на испанском или португальском языке, обезьянки, а кое-где можно встретить выставленную на продажу живую анаконду.

И, конечно, я не могла не заглянуть вместе с вами на самый красочный и зажигательный бразильский праздник – карнавал в солнечном городе Рио-де-Жанейро. (Слайд 75 на фоне латиноамериканской мелодии “Бразильские барабаны”).

Вот и подходит к концу наше путешествие по Южной Америке.

Сегодня мы познакомились с уникальным природным комплексом Южной Америки - материком рекордов. Ко многим его природным объектам можно добавить слово “самый”.

Модель 6

“Самый, самый”. (Слайд 76)

Закончите мои фразы. Прошу вас отвечать хором.

  • Самый высокий водопад мира... (Анхель)
  • Самая полноводная река мира... (Амазонка)
  • Самое высокогорное пресноводное озеро... (Титикака)
  • Самые “медные” горы планеты... (Анды)
  • Самые красивые и пышные карнавалы... (в Бразилии)
  • Самые экзотические базары... (бразильские) (Слайд 77-82).

Рефлексия.

Модель 7

“Осуществление обратной связи”

Из предложенных смайликов выбрать соответствующий вашему восприятию сегодняшнего урока. (слайд 84 на фоне музыки “Ветер перемен”)

Наше путешествие закончено.

Но, где бы мы не были, особенно приятно возвращаться домой, на родину, в Россию! (Слайд 84)

Удивительный природный мир Южной Америки

Слайд 2

Самый мокрый материк

Слайд 3

Самый мокрый материк

  • Слайд 4

    Обитатели Южной Америки

    Слайд 5

    Визитная карточка Южной Америки - колибри

    Размеры от 5 до 20см

    Способна с помощью своего длинного клюва опылять цветы

    Влажные экваториальные леса

    Сельва (исп.)

    Слайд 6

    Тукан

    Огромный, ярко окрашенный клюв.

    Несмотря на это, тукана в джунглях заметить нелегко

    Переменно-влажные леса

    Слайд 7

    Саванны и редколесья (льянос и кампос – исп., порт.)

    Ягуар - настоящий воин!

    Мощные челюсти, огромные прыжки, тяжелый вес, сокрушительные зубы и когти!

    Слайд 8

    Высота взрослого самца в холке 120 см, шея длинная и тонкая, голова относительно мелкая, уши высокие, заостренные

    Области высотной поясности и степи (пампа – исп.)

    Слайд 9

    Саванны и редколесья (льянос и кампос)

    Ведут ночной образ жизни.

    Могут довольно быстро бегать, умеют плавать. При опасности спасаются бегством.

    Кормятся насекомыми: муравьями, термитами.

    Броненосец

    Слайд 10

    Размер: от 5-15 метров

    Серовато-зеленая окраска.

    Жертвой анаконды могут оказаться куры, утки и даже собаки!

    Крупнейшая в мире змея-анаконда

    Слайд 11

    Переменно-влажные леса

    Череп удлинен

    Зубов у муравьедов нет, однако полорический отдел желудка снабжен мощной мускулатурой, помогающей перетащить пищу.

    Муравьед

    Слайд 12

    Тело сжато с боков, высокое, длинное до 60 см.

    Мощные челюсти несут острые клиновые зубы

    Нападают на рыб и других животных

    Амазония

    Зубастая рыба - пиранья

    Слайд 13

    Влажные экваториальные леса (сельва – исп.)

    Питаются растительной пищей

    Населяют высокоствольные тропические леса

    Хорошо летают, развивают скорость до 60 км/ч.

    попугаи Ара

    Слайд 14

    Лесные животные, любящие воду.

    В лесах тапиры питаются фруктами, листьями и ягодами.

    Переменно-влажные леса

    «География Южной Америки» - Ринг – место для борьбы. 1 раунд "Геологический". Борьбы по правилам. Вступительное слово учителя. Интеллект – ум, рассудок разум, способность мыслить. Цель: Обобщение знаний и представлений учащихся о природе и населении Южной Америки. Методические рекомендации Разработка урока. 4 раунд "Натуралистический".

    «Южная Америка рельеф полезные ископаемые» - Оринокская. Ла - Платская. Амазонская. Действующие вулканы Южной Америки. ЗАДАНИЕ. г.Сан-Валентин. г. Уаскаран. Крупные низменные равнины. Соответствуют прогибам платформы. г. Рорайма. По характеру строения поверхности Южной Америки. Рис. г. Ильямпу. Урок №1. Запад Протянулись горы Анды. Восток Господствуют равнины и нагорья.

    «Природные зоны Южной Америки» - Животный мир. Очень древний вид животных в Андах. 12. Уникален растительный и животный мир Анд. Самое легкое дерево. 15. Климат. Площадь охраняемых территорий составляет лишь один процент. Рельеф. Влажность, осадки. Самая маленькая птица. 14. Почему мы так говорим. Сельва влажнее чем африканские леса, богаче видами растений и животных.

    «География 7 класс Южная Америка» - Таблица. Общие черты и различие в ГП. Исследователи и путешественники. Тема урока. Южная Америка. ЮЖНАЯ АМЕРИКА 7 класс. Работа с таблицей. ГП Ю. Америки. Вступительное слово учителя…………. Ход урока:

    «Бразилия» - А когда наступает время – веселятся, поют и танцуют целую неделю. Говорят в Бразилии на португальском языке. Питаться предпочитают листьями, цветами и плодами растения, которое называется церкопия. В Амазонке водится небольшая, но очень хищная рыбка ПИРАНЬЯ. У ленивца длинные и тонкие лапы с 3 пальцами с очень длинными когтями.

    «Рельеф Южной Америки урок» - Рельеф Южной Америки. Амазонская низменность. Полезные ископаемые Южной Америки. Анды… Добыча нефти. Задачи: Бразильское плоскогорье. География и математика. Цели: Задачи. Физическая карта Ю. Америки. Добыча золота. Нахождение координат через решение линейных уравнений». Льюльяйльяко… восток… золото…».

    Всего в теме 12 презентаций