Госпрограмма инвестиций в бизнес. Государственная поддержка малого предпринимательства

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

РОЛЬ И МЕСТО МСБ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МСБ

Предпринимательство как таковое - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.

Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества. В большинстве стран мира малый бизнес является основой среднего класса. Поэтому заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.

По данным МЭР РФ, в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.

Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний - малые, 50-60 % объема рынка металлопластиковых окон - компании малого бизнеса, предприятия производят более 30 % витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70 % рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60 % валовой продукции.

Достижение амбициозной цели - войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России - невозможно без формирования развитого сектора малых компаний. И вот почему.

Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, - чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.

Во-вторых, малые компании - эта та среда, откуда в перспективе «вырастают» и средние компании, и крупные глобальные корпорации.

В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного «перехода».

И наконец, малый бизнес - основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике.

Именно поэтому развитию малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.

Достаточно назвать заседание президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года в г.Тобольске, один из первых Указов Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об устранении административных барьеров и формирование Правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации. Д. Медведев объявил о намерении создать все условия для того, чтобы к 2020 году доля малых предприятий в ВВП достигла 50% (сейчас она составляет около 17%), а число занятых в этих организациях выросло до 60−70% трудоспособного населения (сегодня - 25%). Был сформирован Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, включающий свыше 100 мероприятий в области общего регулирования предпринимательской деятельности и в приоритетных сферах предпринимательской деятельности.

МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ В 2008 ГОДУ

Федеральные власти, рассчитывая заинтересовать региональных чиновников в субсидировании малого бизнеса, постановлением Правительства №188 от 20 марта 2008 года изменили правила предоставления регионам федеральных субсидий. Теперь чем больше средств выделит малым предпринимателям местная администрация, тем больше она получит дотаций на те же цели из федеральной казны. При этом учитывается также количество предприятий, получивших региональные субсидии, и средний объем финансовой помощи в расчете на одно малое предприятие.

«Малая приватизация». Федеральный закон № 159 с 5 августа 2008 года закрепил за арендаторами помещений государственного фонда право преимущественного выкупа занимаемых ими площадей, если в течение последних трех лет они исправно вносили арендную плату. Раньше выкупить такие объекты можно было только на аукционе, где малые предприятия, как правило, проигрывали более состоятельным покупателям. Также продлена до 1 июля 2010 г. возможность заключения на новый срок договоров аренды помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения торгов. Устанавливается возможность заключения без торгов договоров краткосрочной аренды на срок менее 30 календарных дней.

Налоговые льготы: два важных нововведения. Первое разрешает региональным властям снижать ставку упрощенной схемы налогообложения с 15 до 5%. Второе позволяет фирмам перейти на уплату налога на прибыль по итогам четвертого квартала исходя из фактической прибыли, полученной с начала года. Сама же ставка налога на прибыль с 2009 года снижена с 24 до 20%. С 1 января 2009 года устанавливается амортизационная премия в размере 30 % для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет, что в абсолютных цифрах составит около 100 млрд. рублей (ранее предполагалось, что утроение действующей 10-и процентной амортизационной премии произойдет годом позже - с 1.01.2010 г.).

Кредитование МСБ на льготных условиях - не более чем под 11% годовых. Для этого Внешэкономбанк и Российский банк развития будут предоставлять региональным банкам деньги под меньший процент. По плану объем финансирования программ кредитования МБ этими двумя банками в 2008 году должен был составить 30 млрд. рублей, в 2009−м - 40,5 млрд. Кроме того, планируется, что в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов малые предприятия в 2009 году получат около 10,5 млрд. рублей, в 2010−м - 17 млрд., в 2011−м - 22 млрд. Предполагается установить предельный уровень маржи для региональных банков в 3%. Скажем, ВЭБ выделяет банку средства под 8%, а тот, в свою очередь, кредитует малое предприятие под 11%.

Кроме того, были приняты решения, направленные на минимизацию количество проверок, которым подвергается мелкое предпринимательство - с1 июля 2009 года более чем в 40 раз сократится количество проверок малого бизнеса, плановая проверка (документарная и выездная) должна будет проводится один раз в три года.

Освобождение бизнесменов, уплачивающих единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники, а также упрощение процедуры регистрации новых малых компаний - установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в сферах экономики, где малый бизнес занимает практически ¾ сектора..

МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ МСБ: ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

  • Председатель Правительства РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы участников пленарного заседания, посвященного открытию Всемирного экономического форума в Давосе 28 января 2009 г., подчеркнул, что в условиях финансового кризиса государство поддержит не только «чемпионов» российской экономики, но также малое и среднее предпринимательство. Среди антикризисных мер, которые оказывают влияние как на крупный, так и на малый и средний бизнес, В. Путин назвал, прежде всего, повышение ввозных таможенных пошлин для поддержки отечественного товаропроизводителя. «Мы будем поддерживать малое и среднее предпринимательство во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство, на которое мы обращаем особое внимание» - заявил В. Путин.
  • На поддержку малого бизнеса и создания 2 млн. рабочих мест правительством России будет направлено 800 млрд. рублей, заявил журналистам 22 января в Калининграде председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. «В Госдуме и правительстве РФ есть уверенность, что отечественный малый бизнес, несмотря на свою недостаточную развитость и активность, сможет наиболее быстро и эффективно приспособиться к сложным условиям экономического кризиса. Для его поддержки государством только в этом году будет выделено 800 млрд. рублей», - заявил парламентарий. По его словам, разработчики планов данной господдержки наметили к реализации семь основных пакетов мероприятий, которые помогут развитию малого бизнеса в регионах. В результате малый бизнес будет способен создать порядка 2 млн. новых рабочих мест во всех сферах народного хозяйства. «Так, одной из действующих мер, которые помогут предпринимателям встать на ноги, станут государственные электронные закупки товаров, произведенных исключительно малым бизнесом. Для производителей сельскохозяйственной продукции процентная ставка субсидирования кредитов составит 100%», - добавил депутат.
  • В большинстве развитых стран мира основой экономики является малый и средний бизнес, а не госкомпании. Об этом заявил председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. По мнению В. Плигина, «тенденция огосударствления собственности» должна получить объективную оценку. Заявления о том, что в мировой экономике якобы обозначился «сдвиг» в сторону государства, не совсем обоснованы, считает парламентарий. «Экономика мира сориентирована, прежде всего, на поддержание малого и среднего бизнеса, который формирует человечески привлекательную среду жизни в том или ином государстве», - отметил В. Плигин. По мнению депутата, уровень общественного благополучия и социальной стабильности напрямую зависит от степени развитости мелкого предпринимательства, а не «огосударствленного» бизнеса.
  • Как заявил глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, доля малого бизнеса в российской экономике на сегодняшний день составляет 15-20%, в то время как, например, в США - до 80%. «В большинстве стран понимают, что главная миссия малого бизнеса - социальная, а не экономическая. Именно он обеспечивает самозанятость населения», - подчеркнул депутат. В. Плескачевский также коснулся темы госсобственности и приватизации, напомнив высказывание премьер-министра Владимира Путина о том, что «у органов власти должно остаться ровно столько имущества, сколько необходимо для осуществления властных полномочий». В настоящее время, заметил глава комитета, около 75% имущества в РФ находится в собственности государства - органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, и только 25% - у частных лиц. «В развитых экономиках соотношение прямо противоположное», - констатировал В. Плескачевский.
  • В дальнейшем важно довести до конца те решения, принятые за последние месяцы, а также актуальные инициативы, которым не давали ход в течение нескольких лет, отметил сокоординатор социально-консервативного клуба, заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин. «Например, много говорилось о целевом кредитовании малого бизнеса по отдельным ставкам региональными банками. До сих пор эта программа не реализована. До малых и средних предприятий должен также доходить муниципальный заказ», - сказал он.
  • Правительство РФ готовит постановление о предоставлении в аренду малому и среднему бизнесу временно свободного федерального имущества. Об этом сообщил глава департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров. По словам А. Шарова, в настоящее время федеральное имущество с точки зрения условий предоставления в аренду существенно уступает региональному или муниципальному, так как на уровне регионов и муниципалитетов действуют понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий. Минэкономразвития готовит проект постановления правительства, в соответствии с которым все временно свободное федеральное имущество предлагается передавать в аренду «по праву первой руки» только субъектам малого или среднего предпринимательства. «И если оно будет невостребовано, только в этом случае оно будет передаваться другим структурам», - сказал А. Шаров. При этом, по его словам, планируется ввести понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий: первый год аренды они будут платить только 40% от стоимости аренды, во второй год - 60%, в третий год - 80%. А. Шаров также добавил, что в министерстве такое решение считают промежуточным. Впоследствии, по его словам, все временно свободное федеральное имущество должно быть передано в фонды, которые создаются на уровне регионов и муниципалитетов для поддержки малого и среднего бизнеса.
  • «Наши предложения по модернизации программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2009 году, - отметила Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Попова - направлены на придание ей большей оперативности, гибкости, а основным целевым ориентиром становится поддержка сохранения рабочих мест и содействие самозанятости безработных граждан». В настоящее время поддержана схема по рефинансированию кредитов для малого бизнеса, позволяющая оказывать содействие кредитами малым компаниям. Также Минэкономразвития России было дано поручение об увеличении лотов на выделение товаров работ и услуг, которые должны закупаться у малого бизнеса.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ СЗФО)

Детализировать рамочные федеральные документы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, должны региональные власти. Но оказалось, что дело это небыстрое, хотя бы потому, что в некоторых регионах чиновники даже толком не знают, сколько субъектов малого бизнеса действует на их территории (в большинстве регионов только этим летом власти приступили к созданию реестра малых предприятий). У других слишком мало опыта взаимодействия с мелкими предпринимателями (в Пскове программу поддержки МСБ начали разрабатывать лишь в этом году). К тому же далеко не все региональные администрации сходятся во мнении, что нужнее всего для становления МСБ. Например, Министерство экономического развития Республики Карелия утверждает, что распродажа государственной недвижимости по праву преимущественного выкупа арендаторами «открывает ворота для рейдерских захватов». Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов назвал льготный выкуп и создание фондов поддержки предпринимательства бессистемными мерами, так как ими могут воспользоваться только отдельные представители малого бизнеса. Продуктивнее, по его мнению, снижать налоги, потому что это поможет всем малым предпринимателям. В Пскове ставку налога для субъектов упрощенной системы налогообложения собираются снизить с 15 до 5%.

Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, наоборот, убежден, что «снижение налоговых ставок - путь в никуда, только усугубляющий кризисную ситуацию», так как это сокращает доходную часть бюджета.

По мнению Алексея Третьякова, председателя Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, основная проблема в том, что региональные чиновники в отношениях с малым бизнесом по инерции руководствуются стремлением получить от него как можно больше выгоды, а не помочь его развитию. Особенно это видно на примере местных законов о праве преимущественного выкупа помещений. Скажем, в Петербурге этот документ предусматривает возможность приобретения арендатором объектов площадью до 500 кв. м. в рассрочку на два года. При этом значительная доля помещений (в частности, вдоль основных городских магистралей) выкупу не подлежит. Как прогнозируют эксперты, через «сито» закона пройдет лишь 10% от 18,5 тыс. петербургских предпринимателей, арендующих площади у города.

Председатель КУГИ Петербурга Игорь Метельский считает, что если сделать условия выкупа мягче, это приведет к слишком большим потерям городского бюджета. По его подсчетам, даже если бы закон прошел в своем первоначальном варианте (при внесении в петербургский парламент документ ограничивал площадь выкупаемого объекта 50 кв. м), казна недосчиталась бы 2 млрд рублей.

Примечательно, что в большинстве остальных субъектов Северо-Запада, где уже принят или внесен на рассмотрение парламента аналогичный документ, администрации менее озабочены проблемой упущенной прибыли бюджета. Например, в вологодском варианте малая приватизация предусматривает пять лет рассрочки и до 1,5 тыс. кв. м. выкупаемой площади, в Ленобласти - 2,5 тыс. «квадратов» и три года рассрочки, в Мурманске - пять лет на выкуп площади, фактически занимаемой в течение последних трех лет, в Коми - 1 тыс. кв. м. и два года рассрочки. Исключение - по вышеупомянутым причинам - составляет лишь Псков, где в законе прописана возможность выкупа до 50 кв. м и оплата в течение года.

Правда, региональных предпринимателей не устраивают даже относительно выгодные условия приватизации. «На мой взгляд, здесь уместна градация, - говорит председатель ухтинского Союза среднего и малого бизнеса Сергей Ярченко (Республика Коми). - Например, рассрочку на оплату стоимости помещения в 300 кв. м определить сроком на три года, 400 „квадратов“ - на четыре года, 500 - на пять лет». По его подсчетам, при средней стоимости коммерческих помещений 40 тыс. рублей за 1 кв. м объект площадью 500 »квадратов» обойдется в 20 млн. рублей. Такие расходы местному МБ не потянуть, считает Ярченко.

Директор сыктывкарской сети магазинов «Парус» Александр Филимонов, который арендует у города 350 кв. м, не согласен выкупать помещение за 30 млн. рублей (примерно во столько оно оценено): «Взять кредит в банке почти невозможно - потребуют залог. А что я могу заложить на такую огромную сумму? Два года выплачивать по миллиону в месяц - это нереально. Так что нам придется арендовать, пока не выгонят».

Чиновников такие претензии удивляют. Петербургский КУГИ укоряет бизнесменов в чрезмерных аппетитах. Действительно, требование малых бизнесменов предоставить им в собственность помещения фактически только на условиях зачета арендной ставки не отвечает никаким рыночным законам. Ведь во всем мире подобные покупки совершаются, как правило, за счет заемных средств.

Чтобы облегчить кредитное бремя, на федеральном и региональном уровнях уже создаются фонды содействия заемщикам. Средства фондов будут использоваться в качестве поручительства для предпринимателей, не имеющих полного залогового обеспечения по кредиту, для возмещения части затрат по возвращению займа (например, субсидирование процентной ставки).

Начальник отдела департамента экономического развития Мурманской области Ольга Борисенко считает, что бюджету выгодно субсидировать уплату процентов по кредитам, которые малые предприятия берут под инвестиционные проекты. По ее данным, за 2005−2007 годы в области на эти цели было потрачено 4,8 млн. рублей бюджетных средств. За это время более 200 предпринимателей получили субсидии, что позволило привлечь около 200 млн. рублей кредитов и создать 130 рабочих мест. В результате ежегодно областной бюджет получает более 2 млн. рублей НДФЛ.

О неизбежности кредитования МБ говорят и финансисты. «Банки сегодня настороженно относятся к крупным заемщикам как к слишком рискованным клиентам. Если что-то случится с одним-двумя мелкими клиентами, это не будет так ощутимо для кредитора, как банкротство крупного заемщика. Кроме того, большие компании и без того закредитованы, а потому неактивно берут новые займы, так что эта ниша освобождается для малых предприятий», - рассуждает президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.

Генеральный директор общероссийского Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков не столь оптимистичен: «О развороте банков к малому бизнесу я слышу уже лет пятнадцать, а воз и ныне там. Пока весь разворот состоит в том, чтобы втиснуть в стратегию направление работы с малым бизнесом и попытаться сделать так, чтобы оно приносило прибыль».

К тому же обещанные федеральными властями 11% годовых пока остаются малодостижимой мечтой. В последние несколько месяцев банки дружно принялись поднимать ставки по кредитам. В разных регионах рост составил до 50%, а по данным президента Северной торгово-промышленной палаты Анатолия Глушкова, в Мурманской области некоторые банки повысили ставки почти вдвое.

Ужесточился и «фэйс-контроль»: строительным предприятиям, компаниям сектора В2В и других отраслей, наиболее пострадавших от экономического кризиса, в долг давать никто не хочет. Сроки кредитования пока ничтожны: по данным Ассоциации российских банков, около 76% займов предоставляется предприятиям на срок до трех лет, на пять и более лет - лишь 4% (в странах ЕС - свыше половины всех кредитов). По мнению руководителя петербургского отделения «Опоры России» Андрея Горюнова, инвестиционные ссуды малым предприятиям нужно выдавать на 10−15 лет - как ипотечные кредиты.

Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Елена Церетели утверждает, что «у многих бизнесменов сейчас паника», так как они не верят, что смогут получить кредиты, а потом в срок погасить их. «Что греха таить, малый бизнес до сих пор одной ногой в белой бухгалтерии, другой - в „серой“, третьей - в „черной“«, - признает Церетели. Выходить из тени бизнесмены не особо стремятся. По приблизительным оценкам, треть денежных отношений в МСБ не фиксируется в отчетности.

Но дело не только в этом. Почти половина малых компаний работают по упрощенной системе налогообложения, которая не предусматривает ведения отчетности в том объеме, который требуют банки для предоставления кредита. Поэтому предприятиям, желающим получить ссуду, зачастую приходится специально для кредиторов составлять бухгалтерский баланс.

С другой стороны, МСБ не хочет садиться на кредитную «иглу», чтобы не лишиться финансовой независимости - одного из своих весомых преимуществ перед крупными компаниями.

Проблема МСБ еще и в том, что региональные и муниципальные власти не смогут моментально поменять свои установки по отношению к МСБ в соответствии с новой директивой «сверху». Об этом свидетельствует ряд более или менее громких скандалов 2008 года. То в Великом Новгороде уже после вступления в силу ФЗ №159 власти выставляют арендуемые малыми предприятиями помещения на аукцион (после прокурорской проверки новгородский мэр отменил торги). То выясняется, что в Новгородской области администрация Лычковского сельского поселения ввела для бизнесменов незаконные поборы за уборку и благоустройство территорий. То отличится Ленобласть: невзирая на то что в соответствии с федеральной нормой доля МБ в госзаказе должна составлять не меньше 10%, местные власти допустили его только до 1,5% заказов.

Алексей Третьяков рассказывает об общепринятой практике, когда региональные чиновники навязывают новым малым фирмам и индивидуальным предпринимателям услуги консалтинговых и прочих компаний, которые гарантируют новичкам беспроблемную регистрацию бизнеса. Понятно, что «помощники» тесно связаны с чиновниками, от которых зависит получение соответствующих резолюций.

«Пока не будет изжит фискальный подход властей к предпринимателям и малый бизнес останется для них дойной коровой, задача президента о повышении доли МСБ до 50% ВВП невыполнима», - говорит Андрей Горюнов.

Безусловно, внимание властей всех уровней к малому и среднему бизнесу сейчас беспрецедентно. И меры, которые принимаются для его развития, необходимы. Но, по мнению многих региональных экспертов, в единую систему они пока не складываются. Это и понятно: до сих пор такую систему никто не выстраивал. Малое предпринимательство, которое стало стихийно развиваться в конце 1980−х годов, уже в конце 1990−х начали оттеснять с рынка более крупные игроки.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МСБ В РЕГИОНАХ РОССИИ В 2007-2008 г.г.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» опубликовала ежегодный отчет «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 2007-2008 г.г.», подготовленный на основании масштабного опроса российских предпринимателей - в данном исследовании опрошено более 5,5 тыс. респондентов в 40 регионах России. Предметом исследования 2007-2008 гг. стала тема доступности финансовых и иных ресурсов для развития бизнеса.

Было выделено три фактора, влияющих на развитие МСБ и повышение его доли в экономике регионов:

  • условия спроса в регионе
  • специфика отраслевой структуры экономики региона
  • региональный бизнес-климат (совокупность условия для развития МСП в регионе).

Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. существующие как данность и наиболее сложно поддающиеся влиянию.

Результаты анализа показали, что на сегодняшний день доля МСБ в российских регионах во многом определяется базовыми факторами, благодаря которым в основном и развивается МСБ на нынешнем этапе. Бизнес-климат пока не достиг того уровня благоприятствования, когда он мог бы оказывать существенное влияние на повышение доли МСБ в экономике регионов.

В рейтинге препятствий для развития МСБ (тема налогов и налогового администрирования в нем не рассматривалась) наиболее серьезным препятствием является низкая доступность персонала для предприятий МСБ, на втором месте - низкая доступность финансовых ресурсов, примерно такую же значимость имеет несправедливая конкуренция со стороны более крупных компаний. Существенное негативное влияние на развитие бизнеса оказывает также низкая доступность помещений и требования регулирующих органов.

Факторы бизнес-климата:

  • доступность земельных участков остается достаточно серьезной проблемой для предприятий МСБ;
  • в сфере недвижимости наибольшие сложности связаны с поиском производственных помещений;
  • низко оценивается доступность энергетических мощностей;
  • высоко оценивается доступность выставочных помещений;
  • развитость транспортной инфраструктуры в целом оценивается положительно и удовлетворяет потребностям МСБ;
  • достаточно высоко оценивается доступность логистической инфраструктуры (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);
  • меньше всего проблем предприниматели испытывают с телекоммцникационной инфраструктурой: подавляющее большинство опрошенных оценили соответствие этой инфраструктуры потребностям своего бизнеса очень высоко;
  • существенной проблемой для большого количества предприятий МСБ является проблема с наймом квалифицированных рабочих; следующей по остроте является проблема низкой доступности квалифицированных инженеров и других технических специалистов;
  • доступность специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается в целом положительно; качество специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается также достаточно высоко;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ;
  • коррупция и организованная преступность не воспринимаются бизнесом в качестве самой серьезной проблемы;
  • среди тех компаний, которые используют практику незаконных выплат, средний размер выплат оценивается на уровне 6% от выручки компании, однако некоторое количество респондентов признало, что направляет более четверти своей выручки на незаконные платежи;
  • за последние 3 года наиболее существенно (в положительную сторону) изменилась ситуация с доступностью поставщиков оборудования, комплектующих, сырья; более доступными стали помещения для малого и среднего бизнеса; незначительные улучшения произошли в ситуации с коррупцией и рейдерством; ухудшилась ситуация с требованиями регулирующих органов: они стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • участие компаний в региональных программах поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса достаточно невысоко; в муниципальных программах поддержки МСБ приняло участие еще меньшее количество предпринимателей; а количество предпринимателей, которые когда-либо принимали участие в федеральных программах поддержки МСБ, является самым низким.

Финансирование МСБ:

  • источником стартового капитала при создании компаний в подавляющем большинстве случаев являются средства основателей; некоторое значение имеют и такие источники, как средства частных инвесторов, а также банковские кредиты; при этом банковские кредиты для частных лиц более распространены, чем для компаний - причина в том, что во многих случаях кредиты для частных лиц оказываются доступнее и выгоднее;
  • при финансировании развития бизнеса ключевое значение имеют два источника - средства частных инвесторов и банковские кредиты для компаний; однако достаточно часто используются и банковские кредиты для частных лиц; государственная поддержка как источник финансирования для бизнеса имеет значение на уровне статистической ошибки; лизинг используется слабо; венчурные фонды пока что не работают как источник средств для старта бизнеса или его развития;
  • ситуация с финансированием МСБ в России сильно отличается от ситуации в «старой» и «новой» Европе, где основным источником финансирования являются банковские кредиты для компаний; второе место по значимости занимает лизинг, особенно в «новой» Европе; достаточно большое значение имеет государственная поддержка;
  • одним из объяснений того факта, что российские предприятия МСБ относительно редко обращаются в банки за получением кредита, является достаточно распространенное среди предпринимателей убеждение, что с банками не стоит связываться и лучше найти резервы в собственном бизнесе или обратиться за кредитом к знакомым/ родственникам; недоверие со стороны предпринимателей не подтверждается практикой тех, кто все же обратился в банки и потратил время на подготовку заявки; у большинства респондентов, обратившихся в банки, заявки на получение кредита были удовлетворены; наиболее частой причиной неудовлетворения заявок является проблема отсутствия залога у предпринимателя;
  • на российском кредитном рынке предприятиям сложно найти простые в получении и недорогие кредиты на краткосрочный период; с другой стороны, проблемой остается низкая доступность долгосрочных кредитов; самый распространенный период кредитования - больше полугода, но меньше трех лет;
  • разброс процентных ставок по кредиту велик; примерно половина кредитов была предоставлена по ставке выше 15% годовых по рублевому кредиту;
  • предприниматели в России предпочитают разделять бизнес и личное имущество и не рисковать последним, предоставляя его в залог; три четверти предприятий, привлекших кредит, предоставили залог, составлявший не более 100% от величины кредита, при этом для более чем половины предприятий залог составил менее 75% от величины кредита;
  • в России МСБ исходит из тех рациональных соображений, что и МСБ в странах Евросоюза: чаще всего полученные кредиты используются на пополнение оборотного капитала и покупку оборудования;
  • основным источником информации о финансировании для МСБ являются сами банки; на втором месте, с существенным отставанием от банков, идут три источника - бухгалтер и юрист, обслуживающие компанию, и информация, полученная при деловых контактах;
  • многие стороны банковского кредитования МСБ соответствуют мировой практике; проблема заключается в следующем: 1) процедура подготовки и рассмотрения заявок в банках не всегда удобна для МСБ; 2) высокая стоимость кредитов для МСБ; 3) недоступность долгосрочных кредитов и неудобные условия получения краткосрочных кредитов; 4) практическое отсутствие кредитных возможностей для только что стартовавших компаний и предприятий, действующих в «нематериальной» сфере производства.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МСБ В РФ

Высокие барьеры входа на рынок, в особенности:

  • финансовые - например, по данным исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в Москве в 2007 году», проведенного НП «МЦРП» совместно с Межрегиональным маркетинговым центром, стартовая сумма, необходимая для открытия малого предприятия розничной торговли и общественного питания в Москве, составляет $379 тыс., оптовой торговли - $316 тыс., а производственного предприятия - $524 тыс.
  • административные - не секрет, что отдельные виды бизнеса порой «крышуются» местными чиновниками, в связи с чем новый участник рынка подвергается колоссальному давлению со стороны проверяющих органов, задерживается выдача лицензий и разрешений.

Значимые ограничения инфраструктурного характера:

  • финансы - существуют проблемы в системе банковского кредитования (неудобство процедуры и условий кредитования, высокая стоимость кредитов и др.);
  • энергетика, коммуникации - затруднено обеспечение доступа предприятий МСБ к объектам инфраструктуры (электросетевое, газовое хозяйство), на сегодняшний день оно осуществляется медленно, дорого и непрозрачно.

Административное давление и коррупционные механизмы:

  • чрезмерное администрирование и вмешательство органов власти, часто в нарушение антимонопольного законодательства (доля таких нарушений, фиксируемых ФАС России, велика - почти половина от всех дел о нарушениях антимонопольного законодательства);
  • требованиями регулирующих органов в последнее время стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ.

Наличие определенных ограничений в общественном сознании:

  • низкий уровень правовой культуры и деловой этики;
  • невысокий уровень доверия предпринимателей к банковской сфере;
  • наличие фискального подхода к предпринимательству у чиновников различных ветвей и уровней власти.

Отсутствие единой системы поддержки МСБ, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровень:

  • местные нормативные акты не всегда соответствуют духу (а иногда и букве) федеральных законов, а также друг другу;
  • принятые на федеральном уровне меры поддержки МСБ реализуются на местах неэффективно, а иногда и вовсе извращаются (так, по информации из регионов, созданные «бизнес-инкубаторы» становятся «кормушками» для коррумпированных чиновников, то же происходит и с системой «одного окна» - призванная облегчить жизнь предпринимателей, она лишь переадресовала поток взяток и повысила их расценки).

Государственные программы развития малого предпринимательства важны для поддержания нормального функционирования экономики, а также для повышения социального уровня населения. Финансирование проектов развития малого бизнеса осуществляется на всех уровнях власти Российской Федерации. Государственные программы интересны молодым бизнесменам, а также самим властям. Возможность оказывать эффективную поддержку, создавать условия для реализации госпрограмм является главным показателем стремления страны к процветанию и благополучию.

Программа развития малого бизнеса основывается на постулатах программы развития предпринимательства федеративного уровня. Комплекс мероприятий господдержки включают следующие типы программ:

  • региональные;
  • межрегиональные;
  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • муниципальные.

Каждый из вышеперечисленных типов включает конкретный план оказания поддержки, а также развития предпринимательства. В сфере финансирования разных отраслей малого бизнеса перед властями стоит конкретная, сложная задача – определить самые перспективные, прибыльные ниши экономики. Грамотный выбор этих направлений позволит рационально распределить денежные средств и совершить выгодные инвестиции. Сделанные сегодня государственные вложения, а также реализованные программы развития помогут пополнить казну государства новыми налогами в будущем, а также создать конкурентную среду на рынке.

Данные процессы, как ничто другое, благоприятно повлияют на общее развитие экономики, повысят платежеспособность населения, а главное – обеспечат граждан дополнительными рабочими местами. На основе данной информации можно сделать вывод о том, что государственные программы развития и поддержки малого бизнеса являются стратегически важным объектом исследования и финансирования.

Программы развития предпринимательства в Российской Федерации можно разделить на следующие категории:

  • оформление субсидий;
  • получение грантов;
  • предоставление обучения на бесплатной основе или со скидкой;
  • прохождение стажировки под руководством высококвалифицированных специалистов, проведение практических занятий;
  • оформление лизинговых программ на льготных условиях;
  • получение консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии на льготных или бесплатных основах;
  • возможность выкупа недвижимости, которая находится в собственности местного муниципалитета;
  • помощь в реализации рекламных проектов, поддержка при участии в ярмарках и выставках в сфере поддержки малого бизнеса.

Государство применяет, как прямые, так и косвенные методы поддержки малого бизнеса. К косвенным методам относятся мероприятия, которые направлены на смягчение условий налогообложения и контроля.
Реализовывать программы развития малого бизнеса могут организации коммерческой и некоммерческой формы. В данной сфере частные фирмы выступают партнерами государства, предоставляя свое плечо помощи и финансирования. За предоставление определенной поддержки компании, разумеется, получают необходимые выгоды.

В сфере поддержки малого бизнеса широко используется система субсидий, применяя ее, необходимо придерживаться строгих правил исполнения:

  • применение субсидий должно иметь целевой характер;
  • все расходы должны подкрепляться официальными документами;
  • исполнители должны создать подробный отчет о проделанной работе, прикрепив к нему чеки, акты и другие бумаги.

На сегодняшний день в нашей стране активнее всего финансируются такие государственные программы, как «Развитие малого и среднего предпринимательства», а также «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Вопросы по оказанию поддержки малого бизнеса ежегодно выносится на общее федеральное собрание в высших органах власти. Рассмотрение актуальных проблем и принятие стратегических решений осуществляется перед непосредственным принятием федерального бюджета. Именно этот источник денежных средств будет отыгрывать главенствующую роль в развитии предпринимательства в новом году. Государственные программы, которые будут рассматриваться на собрании, предварительно должны быть проверены компетентными экспертами в сфере национальной экономики. От эффективности и целесообразности проектов будет зависеть судьба малого бизнеса в целом.

Проекты поддержки предпринимательства всегда имеют четкие требования и нормы, которые можно включить в следующий перечень положений:

  • мероприятия по созданию и формированию инфраструктуры коммерческой сферы на региональном, федеральном и местном уровне;
  • грамотное определение перспективных направлений коммерческой деятельности, которые будут интересны, как для государства, так и для предпринимательства;
  • проведение мероприятий, которые были бы направлены на всеобщую стимуляцию и мотивацию тех слоев населения, которые имеют минимальный уровень социальной защиты;
  • создание системы льгот, рассрочек и дотаций, которые бы позволили незащищенным слоям населения вовлечься в процесс бизнеса и предпринимательства, упрощение создания собственного дела за счет государственной поддержки;
  • выявление качественных финансовых источников, конкретных сегментов бюджета, из которых ежегодно можно будет осуществлять отчисления в программы по совершенствованию инфраструктуры рынка, увеличению численности зарегистрированных индивидуальных предприятий;
  • создание условий и мероприятий, которые будут направлены на передачу молодым предпринимателям незаконченных коммерческих проектов разной сферы;
  • обеспечение условий по передаче начинающим, молодым бизнесменам строительных проектов, которые являются малорентабельными или находятся на гране банкротства;
  • создание возможности выкупа помещений, торговых территорий, которые ранее ИП имел возможности только арендовать, государство предлагает бизнесмену выкуп основного средства на льготных условиях.

Ограничения в сфере оказания помощи молодым бизнесменам

Обратите внимание! Воспользоваться льготами, а также дотациями может далеко не каждый гражданин Российской Федерации.

К числу незащищенных слоев населения можно отнести следующие группы граждан:

  • военные в запасе;
  • матери – одиночки;
  • инвалиды, люди с ограниченными возможностями;
  • уволенные специалисты перспективных отраслей производства;
  • бывшие заключенные и лишенные свободы;
  • студенты, незанятая молодежь;
  • переселенцы, беженцы;
  • безработные граждане;
  • трудоспособные пенсионеры.

Вовлечение данных слоев населения в экономический процесс развития является главной целью государственных исполнительных органов. Очень часто властями практикуется метод передачи старых проектов новым специалистам узкого профиля, данная методика чаще всего применяется в следующих сферах:

  • технологические работы;
  • исследования различных направлений;
  • научные незаконченные работы;
  • опытно – конструктивная деятельность.

Нередко подобные опыты заканчиваются большим успехом, однако часто силы, вложенные в реализацию программы, оказываются напрасно потраченными.

Обратите внимание! Мероприятия по оказанию поддержки и развития малого бизнеса разрабатываются и формируются на основе законодательных норм и стандартов.

Все они имеют принципиально важный характер для положения всей страны, поэтому должны четко соотноситься с комплексом самых различных заданий, целей государства. Проекты поддержки предпринимательства должны сопоставляться с целями следующих типов государственной политики:

  • последствия чрезвычайных происшествий;
  • помощь незанятым гражданам;
  • помощь беженцам, переселенцам;
  • улучшение экологии, условий окружающей среды;
  • регуляция процессов миграции населения.

Создание отдельных бюджетов и резервов

Разрабатывать, а также предлагать к рассмотрению проекты по развитию малого бизнеса могут следующие формы объединений:

  • учреждения;
  • фирмы;
  • компании;
  • организации;
  • предприятия.

Обратите внимания! Данное правило касается любых объединений, независимо от того, какую организационную, имущественную, структурную форму они имеют. Власти проводят отбор проектов, в результате которого получают список самых эффективных и перспективных программ. Финансироваться отобранные программы будут в первую очередь.

В сфере предпринимательства могут создаваться отдельные, независимые от государственного бюджета, фонды, ресурсы которого будут направлены на реализацию новых коммерческих проектов. Подобные меры практикуют, например, большими предприятиями, которые активно занимаются научной, а также исследовательской деятельностью. Очень часто денежные средства, поступившие от государства и отдельных самостоятельных компаний, используются в комплексе для достижения более эффективного результата.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Государство должно заботиться о благополучии своего населения. Эта забота также распространяется на достаток среднестатистического жителя. Как известно, количество мелкого и среднего бизнеса в стране очень сильно влияет на уровень финансового благополучия. Потому страна должна способствовать развитию небольшого бизнеса.

Механизмы экономической поддержки

Механизмы экономической поддержки, которые созданы для развития малого и среднего бизнеса, разделяются на две группы: децентрализованные и централизованные. К первому виду принадлежат различные формы и методы саморегулирования малого бизнеса, а также его приспособления к условиям рыночной среды, что постоянно меняется. Эти механизмы могут проявляться в сотрудничестве малого и крупного бизнеса (венчурные контракты, субподряд, франчайзинг). В том случае, если в стране хорошо развита рыночная экономика, децентрализованные механизмы, которые поддерживают малый бизнес, являются более эффективными, нежели централизованные. В России же не развитость рыночных механизмов, увеличивает значение государственного регулирования в сфере развития малого бизнеса.

Если говорить о централизованных механизмах, то к ним относятся мерия, связанные с созданием лучших условий для развития малого бизнеса. Поддержка и регулирования этой сферы заключается в стимуляции деятельности предпринимателей со стороны государства, что подразумевает достижение определенных целей и направлений. Для того чтобы определить целевые ориентиры развития и поддержки малого предпринимательства, нужно начинать из необходимости сочетания интересов малого бизнеса и предпринимательства, а также с учетом состояния экономики государства.

Цели развития малого бизнеса

Основными целями, которые перед собой ставит государственная политика в области развития малого бизнеса в России, являются:

  • Создание условий, которые будут способствовать эффективной предпринимательской деятельности;
  • Развитие малого бизнеса, как ключевого фактора для развития конкурентной среды, а также среднего класса общества;
  • Увеличение процента занятости населения;
  • Увеличение доли малого бизнеса в различных сферах: валовом внутреннем и региональном продукте, в налогах местного, регионального и местного бюджета.

Система, которая исполняет государственное управление регулированием развития малого бизнеса, должна соответствовать масштабности задач, которые перед ней стоят. Также она должна иметь обоснованные функциональные, концептуально-программные, организационные показатели и характеристики.

Программа развития малого бизнеса

В концепции, в которой расписано социально-экономическое развитие Российской Федерации до двадцатого года, говориться о том, что содействие средним и малым компаниям является главным элементом экономической политики страны. Она должна способствовать развитию здоровой и выгодной для потребителя конкуренции, а также в будущем улучшить финансовые возможности граждан. Эта концепция включает в себя целый комплекс мер, что направленны на стимуляцию роста субъектов предпринимательской деятельности, а также на изменение отраслевой структуры средний и малых компаний:

  • Упрощение бюрократических процедур при ведении и регистрации бизнеса;
  • Устранение неэффективного регулирования государства в сфере контроля и лицензирования;
  • Сокращение количества продукции, которую нужно сертифицировать;
  • Совершенствование системы налогообложения для малых предприятий;
  • Доступность различных форм финансирования для предпринимательской деятельности;
  • Поддержка программ развития бизнеса, которые реализуются другими организациями.

Поддержка малого предпринимательства в регионах

Правительство нашего государства создало программу, которая нужна для поддержки малого предпринимательства в регионах. Оно помогает развивать бизнес-инкубаторы, создавать гарантийные и венчурные фонды, поддерживать предприятия, которые ориентированы на экспорт.

Эта программа выполняется на основе конкурса и ее финансирование выделяется для таких мероприятий:

  • Создание и развитие бизнес-инкубаторов;
  • Поддержка предпринимателей, которые работают на экспорт;
  • Развитие кредитования малого сферы малого предпринимательства;
  • Создание инфраструктуры, которая будет поддерживать малые предприятия в научной и технической сфере;
  • Другие мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства.

Одной из самых важных задач в макроэкономической политике обусловлено развитие, как рыночного института, малого предпринимательства, а также помощь в обеспечении формирования конкурентоспособной среди, а также самозанятости населения. Для этого стимулируется предпринимательская активность в стране комплексной программой, которая включает:

  • Поддержку предприятий малого и среднего предпринимательства, что занимаются разработкой, внедрением и реализацией инновационной продукции;
  • Содействие в повышении энергоэффективности предприятий;
  • Развитие сферы лизинга оборудования;
  • Создание технопарков;
  • Создание промышленных парков;
  • Поддержка бизнеса на стадии идеи;
  • Техническое присоединение к существующей электросети;
  • Создание гарантийных фондов;
  • Формирование фондов смешанных инвестиций и закрытых паевых инвестиционных фондов в малые компании;
  • Помощь в открытии бизнеса для молодого предпринимателя;
  • Организация программ повышения квалификации.

Как получить помощь на открытие бизнеса

Для того чтобы получить, к примеру, сумму в 300 000 рублей для развития бизнеса, нужно:

  1. Пройти курс основ предпринимательства, который включает в себя 72 часа. Он является платным и там молодого предпринимателя научат многим полезным вещам, а также объяснят, что такое бизнес-план.
  2. Написать бизнес-план по форме, которую можно найти на сайте департамента предпринимательства. Она является довольно примитивной, там есть только доходы и расходы. Рентабельности и других важных пунктов там нет. Также нужно знать перечень кодов ОКВЭД, по которым государство выдает деньги, потому что вы можете расписать бизнес, а окажется, что оно не намеренно поддерживать этот бизнес.
  3. Подать заявку в администрацию области или в департамент предпринимательства. Как всегда нужный кабинет придется поискать. К этой заявке нужно добавить копию паспорта, трудовой книги и сертификата про обучение на курсах.
  4. После того, как человек удачно защитит свой бизнес-план, можно отрывать ИП или ООО. Можно взять уже отрытое дело, но оно не должно быть зарегистрировано больше одного года назад.
  5. В банке нужно составить трехстороннее дополнительное соглашение, которое подразумевает безакцептное списание средств, в случае если предприниматель намериться использовать денежные средства не по назначению. Перед тем нужно уточнить, может ли банк сделать такое соглашение. В нем указывается, что департамент может списать деньги без соглашения предпринимателя в том случае, если он будет использовать их не по назначению.
  6. После этих процедур, нужно также подать копии ИНН, ОГРН, выписку ЕГРН, дополнительное соглашение с банком, а также справку об отсутствии задолженностей перед банками и бюджетом.
  7. Через полгода от получения средств нужно отчитаться перед департаментом, а также перевести назад неиспользованные средства.
  8. Два года нужно отчитываться поквартально по установленной форме.е нужно понимать, что деньги даются на условии софинансирования. Для молодежи до 30 лет сумма, которую они должны вложить, является 20% от всей суммы помощи. Для безработных такая сумма является в 10% от суммы помощи.

Для помощи предпринимателям государство ежегодно выделяет огромные суммы. Для поддержки малого бизнеса в 2019 году работает ряд госпрограмм, цель которых – содействие субъектам предпринимательства. Многие из них действуют уже на протяжении нескольких лет, но до сих пор не все бизнесмены знают, как ими воспользоваться.

Система поддержки малого бизнеса в РФ

Государство предоставляет предпринимателям различные виды содействия:

  • Финансовое – программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб.
  • Имущественное – предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков).
  • Информационное – путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями.
  • Консультационное – поддержка малого предпринимательства в 2019 году подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций.
  • Образовательное – разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников.

Приоритетные направления для господдержки в 2019 году

На финансовое содействие в рамках программы поддержки малого бизнеса 2019 года претендовали многие предприниматели. Но деньги между соискателями распределяют неравномерно. Российское правительство выделяет приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Прежде всего, это сельскохозяйственная сфера – производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей. Среди других направлений, которым господдержка оказывается в первую очередь можно выделить:

  • Производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости.
  • Система здравоохранения.
  • Экологический туризм.
  • Коммунальные, бытовые и прочие услуги.
  • Социальное предпринимательство.
  • Инновационные технологии.

В отдельных регионах приоритеты иные – в зависимости от того, какая область производства или услуг там считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих сферах могут гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2019 года.

Условия программ поддержки малого бизнеса: кому поможет государство

Действующие программы поддержки малого предпринимательства 2019 года ориентированы на компании и организации с определенной численностью сотрудников и размером годового оборота. К малому бизнесу относятся предприятия со штатом не более 100 человек и с максимальным оборотом до 800 млн руб.

Дополнительные требования:

  • Срок деятельности фирмы – не более 2 лет.
  • Обязательная регистрация субъекта в налоговой.
  • Отсутствие долгов по налогам и социальным отчислениям в Пенсионный фонд, ФОМС, соцстрах.

Для получения финансовой помощи на открытие или развитие собственного дела нужно предоставить подробный бизнес-план. Полученные средства важно расходовать по назначению. Различают несколько направлений субсидирования – на приобретение оборудования, сырья, компенсация затрат на аренду и др. По всем видам расходов требуется строгая отчетность в соответствующие организации.

Поддержка малого предпринимательства в 2019 году: куда обращаться

Помощь, предусматриваемую мерами государственной поддержки малого бизнеса в России в 2019 году, оказывают разные инстанции. К ним относятся:

  • Администрация города – предоставление необходимой информации.
  • ТПП (Торгово-промышленная палата) – бесплатное консультирование по вопросам права, развития компаний, маркетинга и др. Оказание помощи для участия малого и среднего бизнеса в выставках федерального и международного уровня.
  • Фонд поддержки предпринимательства – проведение профессиональной экспертизы бизнес-проектов, составленных предпринимателями. В случае их одобрения – выделение финансирования на развитие предприятия.
  • Бизнес-инкубаторы – создание эффективной инфраструктуры: предоставление площадей под офис, бизнес-консультации, рекламные проекты, содействие в привлечении инвестиций.
  • Венчурные и гарантийные фонды – финансовая помощь перспективным стартаперам и молодым бизнесменам, выделение грантов.
  • Центр занятости населения – поддержка безработных граждан, которые планируют открыть свое дело.
  • Фонд содействия кредитованию малого бизнеса в Москве (фонд поддержки малого предпринимательства) - Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд) помогает малым и средним компаниям привлечь финансирование при нехватке обеспечения (залога). Фонд выступает Поручителем за субъекты МСП Москвы перед банками-партнерами и другими кредиторами.

Здесь стоит также отметить, что в послании Федеральному собранию 20 февраля 2019 года президент Владимир Путин поручил правительству совместно с бизнес-сообществом проработать вопрос о запуске онлайн-платформы, на которой предприниматели смогут заявлять о давлении на них. Глава государства подчеркнул, что к концу текущего года ресурс должен "действовать хотя бы в пилотном режиме". Предполагается, что платформа станет еще одним инструментом, с помощью которого предприниматель сможет отстаивать свои права.

Виды господдержки малого бизнеса 2019

Любому коммерческому предприятию важнее получить «живые» деньги на развитие предприятия, чем консультацию. Господдержка малого бизнеса в 2019 году предусматривает выделение предпринимателям более 11 млрд рублей. Существует несколько вариантов получения финансирования.

1. Субсидия начинающим предпринимателям

инансирование по линии Министерства экономики и развития предусматривает выделение безвозмездной субсидии для владельцев компаний, действующих на рынке менее 2 лет. Максимальный размер - 500 000 руб. Деньги выделяются на конкурсной основе – его условия и сроки оглашаются заранее.

Полученные средства нужно использовать на указанные цели. Нецелевые траты – повод для возврата денег государству. Преимущество при распределении субсидий отдают предприятиям сельского хозяйства, организациям, которые занимаются народно-художественным промыслом, выпуском товаров народного потребления.

Повышенные шансы получить субсидию – у предпринимателей, развивающих социальные или экспортно-ориентированные проекты, а также у обладателей социальных льгот:

  • людей с ограниченными физическими возможностями;
  • матерей (отцов), воспитывающих детей в одиночку;
  • если в семье доход ниже прожиточного минимума.

2. Субсидия от Центра занятости

Государственная служба занятости выдает субсидии безработным россиянам, планирующим открыть собственное дело. В рамках безвозмездного финансирования малого бизнеса государством в 2019 году выделяется на открытие ИП 59 800 руб. Сумма скромная, но и условия для получения мягкие: нет конкурсного отбора, отсутствуют жесткие требования к составлению бизнес-плана. Важное условие: подавать заявку на получение финансовой помощи можно только до момента регистрации в качестве ИП.

3. Льготное кредитование

Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2019 году предусматривают финансовую поддержку при потребности в кредитовании. У предпринимателя три варианта:

  • Оформить в банке заем, а затем получить субсидию в объеме процентной ставки.
  • Оформить на небольшой срок микрозайм на сумму 10-100 тыс. руб. под 5-10 % годовых. Обязательное условие - финансовое обеспечение (оборудование, мат. активы, недвижимость).
  • Оформить льготный займ, обратившись за поручительством в гарантийный фонд.

Лояльные условия предоставляются владельцам предприятий в сфере АПК: ставка по кредиту для них составит не более 5%. Остальное компенсирует Министерство сельского хозяйства.

Конкурсные программы

Весомая поддержка государством малого бизнеса 2019 – конкурсные федеральные программы, в рамках которых начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение внушительных сумм – до 25 млн руб. Реализацией программ занимается Фонд содействия инновациям – государственная организация, которая имеет представителей в разных регионах. Подать заявку можно на сайте организации http://fasie.ru/ или в ее региональном представительстве.

Программа Объем финансирования Приоритетные направления Условия получения Цель программы
Умник До 500 000 руб. Инновационные технологии Возраст до 30 лет Развитие научно-исследовательских проектов
Старт До 2,5 млн руб. Производство новых товаров, услуг, технологий Наличие инвестора, готового профинансировать второй этап проекта в сумме, равной гос. поддержке Помощь бизнесменам, разрабатывающим новые технологии
Развитие До 20 млн руб. Активно развивающиеся компании, вкладывающие при производстве продукции большие суммы в научные исследование Опыт создания наукоемких продуктов и их реализации, планы по освоению новых видов продукции Развитие компаний, стремящихся к модернизации, созданию дополнительных рабочих мест
Интернационализация До 15 млн руб. Компании по производству высокотехнологичной продукции Опыт поставок продукции за границу Увеличение количества предприятий, осваивающих выпуск инновационной продукции на экспорт
Коммерциализация До 15 млн руб. Разработка импортозамещающих проектов, перспективная коммерциализация Завершение стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Улучшение условий для организаций, которые планируют увеличивать объемы выпуска инновационной продукции
Кооперация До 25 млн руб. Компании с опытом производства и реализации собственных наукоемких товаров Наличие соглашения между компанией и индустриальным партнером Развитие партнерских отношений между предприятиями малого и среднего, крупного бизнеса

Ограничения в получении помощи от государства

В рамках реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2019 помощь оказывается предпринимателям в различных сферах. За исключением нескольких направлений, которые станут препятствием для получения финансовой помощи от государства. Не выдадут субсидию на производство алкоголя (в том числе и слабого, например, пива), табачной продукции. При открытии страховой или банковской организации придется тоже рассчитывать только на свои силы.

Россия с каждым годом становится все более привлекательной для ведения бизнеса. В рейтинге Всемирного банка Doing Business страна занимает 35-е место среди государств, которые создают благоприятный климат для запуска и развития проектов. В свою очередь, Москва по инвестиционной привлекательности оказалась на второй строчке в национальном рейтинге и на пятой среди городов Европы по версии международного издания Financial Times.

Весомый вклад в развитие инвестиционной среды вносят как целевые программы государственного финансирования, так и программы помощи малому бизнесу. В данном материале мы пошагово расскажем о том, какую поддержку сегодня предлагает Москва предпринимателям для открытия, ведения и развития своего бизнеса:

Шаг 1. Регистрация. Консультации. Обучение. Выбрать один из 15 Центров услуг для бизнеса (ЦУБ), которые расположены во всех округах столицы и действуют на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы» . Все услуги там оказывают бесплатно. Специалисты ЦУБ помогут подготовить документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Только за 2017 год консультационная поддержка оказана более 80 тыс. человек. Начинающим предпринимателям предложат пройти обучение в «Стартап-Школе МБМ». Основам открытия и развития собственного дела у успешных предпринимателей и профессиональных бизнес-тренеров можно учиться также онлайн - в «Онлайн-академии МБМ». В Академии доступны две обучающих программы - Start и Progress. Содержание обучающей программы основано на лучших бизнес-практиках и кейсах, актуальных в бизнесе.

В ЦУБ также проконсультируют предпринимателей по различным вопросам ведения бизнеса: трудовое и гражданское законодательство, бухгалтерский учет. Здесь могут подготовить заявление для перехода предприятия на упрощенную или патентную систему налогообложения.

Шаг 2. Выбрать помещение для ведения бизнеса. Сотрудники центра помогут ознакомиться с различными вариантами и расскажут об аренде на льготных условиях площадей нежилого фонда, находящихся в имущественной собственности города Москвы. На сегодняшний день начальная льготная ставка арендной платы таких помещений составляет 4,5 тыс. рублей за кв. м в год и 1 тыс. рублей за 1 кв. м в год для помещений, расположенных в подвальных этажах. В ЦУБ помогут с информацией о наличии свободных помещений в городских технопарках. В столице действует более 30-ти технопарков с различной отраслевой специализацией. Кроме того, если в начале своего бизнес-пути вам не требуется больших площадей, вы можете на срок от одного дня до 12 месяцев получить рабочее место в одном из шести коворкинг-центров ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Шаг 3. Определиться с финансированием. Специалисты ЦУБ проконсультируют об источниках получения финансирования бизнеса на разных стадиях его развития, предложат предпринимателям посетить специальные образовательные программы и мероприятия, где выступают представители финансовых структур. Со стороны города сегодня осуществляются следующие виды финансовой поддержки, все подробности по ним предоставят в ЦУБ:

  • Программы субсидирования , среди них субсидии на компенсацию процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, на компенсацию затрат по приобретению оборудования, а также по участию в конгрессно-выставочных мероприятиях и другие. Если ваша организация соответствует условиям и требованиям предоставления субсидий, вам помогут подготовить комплект документов и заполнить заявку.
  • Программа гарантийной поддержки в Фонде содействия кредитованию малого бизнеса столицы . Фонд поможет привлечь кредит успешно действующим компаниям, если у них не хватает собственного обеспечения (залога) для кредиторов. Подать заявку можно в Фонд или через ЦУБ. Предприниматель может самостоятельно обратиться к любому из кредиторов-партнеров фонда, среди них 70 банков и 6 лизинговых компаний. Поручительства Фонда покрывают до 70% кредита. Так, только за первые пять месяцев 2018 года благодаря этой программе предприниматели получили финансирование на общую сумму более 9 млрд рублей. Важно понимать, что без господдержки подавляющему большинству этих заемщиков кредиторы бы отказали.
  • Льготные долгосрочные инвестиционные займы в объеме от 5 до 100 млн рублей, на срок до 5 лет Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предлагает компаниям, работающим в сфере производства, научных исследований или разработок программного обеспечения по ставке 5 % годовых, а для резидентов технопарков и промышленных комплексов Москвы по ставке 2% годовых.
  • Финансирование для стартапов в научно-технической сфере предлагает столичный Фонд развития венчурного инвестирования . Фонд предоставляет льготные займы инновационным проектам, находящимся на самых ранних стадиях развития и зарегистрированным в Москве. Для этого инициатор проекта должен привлечь средства частного инвестора, а затем обратиться за получением дополнительного финансирования в Фонд. Сегодня с организацией работает 57 частных инвесторов. Соинвестор должен вложить от 50% до 200% в зависимости от размера займа самого Фонда, который может составлять от 0,5 до 36 млн рублей соответственно. Срок займа - от 3 до 6 лет с отсрочкой погашения до 2 лет.

Шаг 4. Выход на рынок госзаказа. Москва уделяет значительное внимание защите интересов малого и среднего бизнеса при размещении госзаказа: 90% закупок осуществляется в электронном виде. Правительством Москвы был создан - витрина городского заказа, где зарегистрирована 91 тыс. поставщиков, из них 70% - компании МСП, заключено 15 млн контрактов на 80 млрд рублей. На портале можно воспользоваться сервисом подписки на закупки определенной категории. Участники госзаказа также могут получить микрозаймы и гарантийную поддержку в уже названных выше фондах.

Шаг 5. Выход на зарубежные рынки. Когда производство в столице налажено, можно смело задуматься и об этом. В Московском экспортном центре проконсультируют по всем вопросам экспортного цикла, обучат внешнеэкономической деятельности в Московской школе экспортера, помогут с продвижением на международном электронном маркетплейсе Alibaba.com, а также с международной выставочной деятельностью. В последнем случае центр может профинансировать 100% затрат на участие в выставке. Одним из важных инструментов продвижения московских производителей является единый экспортный каталог , в котором свыше 1,5 тыс. товарных позиций от более 500 столичных производителей. С финансированием на экспортную деятельность также помогут Промышленный и Гарантийный фонды.

Шаг 6. Если при ведении бизнеса в Москве вы столкнулись с административными барьерами , то и в этом случае город поможет защитить ваши законные права и интересы, на помощь придет , где действует горячая линии +7 495 620-20-45 SOS.SHTAB@сайт

Об этих и других направлениях поддержки предприниматели могут дополнительно получить информацию на специальных финансовых конференциях, которые проводит ГБУ «Малый бизнес Москвы» в сериях «Финансы для растущего бизнеса» и #Москвадлябизнеса, зарегистрироваться на которые можно на портале mbm.ru