Что такое целеполагание в менеджменте. Алгоритм целеполагания

Введение

Менеджмент играет важную роль в организации. Решая разнее задачи по степени важности, управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.

Менеджмент представляет собой многоаспектное явление и охватывает происходящие процессы в организации, связанные как её внутренней средой, так и с внешней средой воздействия на неё. Сегодня менеджмент - это менеджмент изменений. Моделей организационных изменений разработано довольно много. Основные проблемы, с которыми сталкивается менеджер, а это цели, вознаграждение, взаимоотношения, вспомогательные механизмы и структуры.

И так в данной контрольной работе рассматривается одна из основных проблем, которая тесно связана с другими столь же важными проблемами.

Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна.

С одной стороны, признается ее не просто "очень важная", но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке - одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция, целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции - планирования.

Целеполагание в управлении

В процессе управления, для того чтобы добиться желаемых результатов, ставится определённая цель. Благодаря чему при истечении данного процесса мы получаем ожидаемые результаты. Отсюда следует, что основная функция управления - это целеполагание. Цели по своей сути разнообразны. На каждой стадии управления существуют свои цели, но все они подчинены главной цели общества.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности менеджера.

Цель - это идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь.

Условия достижения цели:

Четко определенная цель определяет структуру системы, системный характер её постарения и функционирования, она определяет так же все проблемы сбора, обработки систематизации и направления использования информации.

К цели предъявляют определенные требования:

· Всесторонняя научная и практическая обоснованность к цели, как отражение совокупности требований множества законов, объективного мира;

· Четкая определенность "аконтуренность" цели, формулировка её в понятие, в терминах, реально достижимого состояния;

· Четкая формулировка необходимых и достаточных условий реализации цели (ресурсы, сроки исполнители).

· Цель должна быть реальной, то есть она должна быть обеспечена ресурсами, правильно выбранной тактикой её достижения и путями эффективного управления.

· Цель должна быть контролируема, то есть здесь большое значение уделяется информации, особенно информации от управляемого объекта, так как необходимо знать, как идёт заданный процесс. Это необходимо, чтобы при обнаружении отклонения движения данного процесса к заданной цели вовремя принять меры по его регулированию.

Важным компонентом достижения цели следует считать условия в которых проводится вся работа, то есть совокупность факторов которые необходимо всесторонне учитывать и использовать.

Здесь можно выделить такие категории факторов как: детерминированные и вероятностные.

К детерминированным относятся те, которые имеют однозначную причинно - следственную связь - однозначный результат при действии тех или иных факторов.

К вероятностным относятся те из них, результат действия которых неоднозначно связан с причинами, он имеет определенный вероятностный интервал свершения событий. К таким факторам можно отнести влияние погодно - климатических условий, творческого потенциала работников, нестабильность рыночного спроса, блокады, забастовки.

Иерархия целей.

Эффективно разработанные цели организации представляют собой иерархическую структуру: достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня. Такая система называется цепочкой промежуточных результатов. Оперативные цели обеспечивают достижение тактических задач, а тактические - решение стратегических задач.

Стратегические цели - общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем. Они относятся не к конкретным подразделениям, а к компании в целом. Стратегические цели часто называют официальными целями, так как в них формируются намерения организации. Обычно за их достижение отвечает высшее руководство.

Тактические цели - это результаты, которые должны достичь подразделения и основные отделы фирмы. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена.

целеполагание миссия иерархия структура

Операционные цели - конкретные результаты, которые должны достичь отделы, рабочие группы, индивидуальные работники. Эти цели точны и измеримы.

На вершине иерархии находится миссия, или обоснование деятельности организации, т.е. описание её ценностей, устремлений, причин "появления на свет". Чётко сформулированная миссия является фундаментом вытекающих из неё целей и планов. Заявлением о миссии называется общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих её от других компаний.

Миссия - это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение, философия бизнеса. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с ее функционированием. Основными субъектами, чьи интересы оказывают влияние на деятельность фирмы, и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются:

· собственники, владельцы фирмы;

· сотрудники фирмы;

· клиенты, покупатели продукта (услуги) фирмы;

· деловые партнеры фирмы;

· общество в целом в лице общественных, политических и правовых институтов, формирующих макроокружение, определяющее границы и возможности деятельности фирмы.

Определение миссии является исходным пунктом в процессе целеполагания:

· задается стратегический ориентир - генеральное направление деятельности на планируемый период;

· разрабатывается система целей для предприятия в целом и для его подразделений;

· проводится согласование целей для снижения конфликтности целей организации и отдельных подразделений, а также целей подразделений различных уровней.

1. Определение ориентира. Ориентир - это общее направление деятельности предприятия или отдельного подразделения на выбранный период времени. Ориентир представляет собой качественное (экспертное) мнение компетентных сотрудников о внутреннем потенциале фирмы и возможностях, которые предлагает внешняя среда деятельности, т.е. рынок. Разработка ориентиров является функциональной обязанностью руководства предприятия. Ориентиры деятельности предприятия, в соответствии с которыми в дальнейшем разрабатывается стратегия, определяются коллегиально группой принятия решения.

2. Система целей. В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей (с соответствующими целевыми показателями) для каждого подразделения. Количество и разнообразие целей управления настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему получила название "дерево целей".

Процедура построения дерева целей включает в себя несколько последовательных шагов.

Определение вершины дерева - общей цели организации. На определенном временном этапе не может быть несколько общих целей. В зависимости от этой цели определяется конечный результат деятельности и эффективность этого результата.

Формирование последующих уровней по направлениям деятельности или декомпозиция целей. Каждый последующий уровень формируется таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня.

Каждая "ветвь" дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем.

Подцели одного уровня декомпозиции независимы (параллельны) между собой.

Иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура предприятия, и чем больше у него различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. Уровни декомпозиции отражают иерархические уровни управления на предприятии.

Выделение уровней иерархии целей может осуществляться как на основе функционального принципа управления, так и по товарно-рыночному принципу. Функциональное разграничение связано с группировкой по содержанию деятельности: производство, кадры, маркетинг, финансы.

Группировка подразделений в данном случае осуществляется на основе единства выполняемых функций. В случае организации по товарно-рыночному принципу сотрудники объединяются по принципу совместного производства какого-либо товара, по обслуживанию определенной группы потребителей или географического рынка.

Для организации, построенной на основе функционального деления, дерево целей строится по принципу: цель предприятия - функциональные цели (по подразделениям) - оперативные цели. Для организации по товарно-рыночному принципу: цель предприятия - цели бизнесов - оперативные цели. На практике часто объединяются два эти подхода, и структура дерева целей будет иметь вид: цель предприятия - цели бизнесов - функциональные цели подразделений - оперативные цели.

3. Оценка конфликтности целей. При формировании системы целей необходимо иметь в виду, что в процессе их реализации могут возникнуть противоречия, которые приводят к нарушению всей композиции "дерева целей". Конфликты возникают на трех уровнях.

Внешний конфликт - это противоречие целей фирмы тенденциям развития внешней среды. Природа этих конфликтов разнообразна. Например, конфликт между потребительскими предпочтениями и целями деятельности предприятия, выраженными в росте продаж стандартного продукта. В этом случае нарушается одно из базовых требований - достижимость целей. Как правило, во внешней конфликтности целей проявляется конфликт интересов фирмы и таких субъектов рынка, как клиенты, деловые партнеры, инвесторы, общественные и государственные институты. Разрешение внешнего конфликта целей осуществляется либо введением жесткого регламента правил и норм поведения фирмы на рынке (законы о рекламе, конкуренции, защите прав потребителей и др.), либо путем поиска компромисса, предполагающего принятый всеми уровень согласованности интересов в виде выгод, получаемых каждой из сторон.

Внутренний конфликт целей является результатом существующих противоречий интересов собственников, менеджеров и персонала фирмы. Он проявляется либо в рассогласованности целей по уровням управления, либо в несоответствии сложности и приемлемости целей уровню квалификации их конкретных исполнителей. В первую очередь следует разрешить конфликт целей на уровне "стратегического треугольника". Определение приоритетов целей развития предприятия предполагает, в первую очередь, согласованность интересов собственников и топ-менеджеров. В противном случае доминирование интересов любой из указанных групп принятия решения будет приводить к сопротивлению изменениям со стороны другой. В этом случае говорить о долгосрочном эффективном развитии предприятия становится проблематично. Способом разрешения данного конфликта чаще всего может быть, с одной стороны, включение топ-менеджеров в состав собственников, а с другой - более активное вовлечение собственников в процесс управления фирмой. Наличие конфликта интересов топ-менеджеров и персонала приводит к подмене фирменных целей на функциональном уровне управления личными целями сотрудников, что сказывается на результативности их работы. Именно сотрудники фирмы становятся тормозом всех изменений, проводимых руководством предприятия. Персонал становится невосприимчив к целям фирмы, и, следовательно, не прилагает усилий к их достижению. Способом разрешения данного конфликта может быть как повышение материальной заинтересованности каждого в результатах деятельности всей организации, так и вовлечение работников в процесс управления уже на этапе самого выбора целей. Последнее во многом определяется сложившейся корпоративной культурой организации.

Временной конфликт - это нарушение согласованности стратегических, тактических и оперативных целей. Как правило, он проявляется в смещении акцентов в управлении на решение текущих проблем. Стратегические цели подменяются оперативным реагированием на возникающие внешние и внутренние изменения. В результате предприятие теряет основные ориентиры своего развития. Цели перестают быть понятными большинству работников. Мотивация падает, что приводит к снижению адаптационного потенциала фирмы. Разрешение временного конфликта осуществляется путем разделения уровней контроля за достижением текущих и стратегических целей.

Таким образом, правильно организованный процесс выработки целей предполагает:

· выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении фирмы;

· формулирование миссии;

· установление целей для организации в целом (цели "стратегического треугольника");

· построение дерева целей;

· согласование целей фирмы с индивидуальными целями.

Целеполагание – это совершение выбора либо одной, либо нескольких целей с определением параметров позволительных отклонений для контроля над процессом реализации идей. Нередко, разумеется, как практическое осознание своей собственной деятельности индивидом с позиции постановки целей и их осуществления (достижения) более выгодными средствами, как наилучший контроль над временным ресурсом, определенным деятельностью субъектов.

Целеполагание – это своеобразная первичная стадия управления, которая предусматривает постановку главной цели или комплекса целей, соответствующих назначению, стратегическим инструкциям (стратегическое целеполагание) и характером задач, которые нужно разрешить.

Процесс целеполагания

Понятие целеполагание используется для именования коротких обучающих тренингов, которые изучают системы планирования, методы управления временным ресурсом, результатом которых будет достижение: умение планирования рабочего времени с учетом ближайших (далеких) перспектив и важности поставленных задач; способности выявлять оптимальные пути решения; умения грамотно устанавливать цели и реализовывать их.

Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности индивидов, так как цели вне деятельности просто не бывает. Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности.

Различают 10 существенных моментов процесса целеполагания.

1. Неосознаваемые потребности лежат в основе любой деятельности. Потребность является объективной нуждой в чем-либо. Часто потребности навязываются субъектам, то есть они существуют независимо от воли индивида. Так, например, человек должен дышать, пить и кушать для того, чтобы жить. За основу можно взять иерархию потребностей по Маслоу – от низшей к высшей.

2. Обычно осознанная потребность является мотивом. Однако, так как индивид в процессе жизнедеятельности постигает множество различных потребностей, единая мотивационная система субъекта определяется как довольно сложная, противоречивая и частично осознаваемая. В психологии существует феномен, который называется борьба мотивов. Это означает, что мотивы имеют иерархическую систему значимости и вступают в конкуренцию друг с другом. Самым значимым или выигравшим борьбу мотивом считается цель. Компонентами мотивационного процесса являются мотивировки, то есть сознательные доводы, которые доказывают и объясняют значимость мотива.

3. Цель является опредмеченным желанием, то есть пониманием индивидом, что он хочет. Это безупречный образ, искажающий реальность. В качестве идеального образа она является довольно сложным комплексным образованием, которое состоит их формулировок, доводов, прогнозов и ожиданий, фантазий, догадок и др. Сегодня цель разумеется как сознательное и рациональное явление, однако при этом нельзя не учитывать эмоционально-образные корни, влияющие на то, каким образом будет она осознаваться.

4. Внутренние механизмы потенциального прогнозирования используются для выбора цели. Для постановки чаще выбирается событие с более высокой степенью субъективной вероятности.

5. Реальный результат с целью в качестве внутреннего образа и субъективным предсказанием всегда расходятся.

6. Образ процесса осуществления цели и представление о затрачиваемых ресурсах всегда входят в образ цели. Планирование является сознательным анализом (прояснением) и письменной фиксацией шагов достижения цели и потребных ресурсов.

7. Представления о происходящих процессах и затрачиваемых ресурсах осуществления всегда будут расходиться с тем, что доступно в реальности. Даже самое идеальное планирование объединяет в себе некоторые погрешности, которые в процессе приходится подвергать корректировке.

8. Чем более ярко и четко осознается и представляется цель, тем интенсивнее мотивационные процессы для ее достижения, а также и больше активность при достижении результата.

9. Чем более интенсивная мотивация вначале, тем больше будет искажаться субъективная потенция цели.

10. В психологии существует довольно известный закон мотивации, которые называется градиентом цели. Он заключается в том, что чем ближе индивид подходит к результату, тем интенсивнее сила мотивации, также как и активность деятельности.

Процесс целеполагания является довольно длительным и сложным. Сложность его лежит в необходимости трансформаций неосознаваемых желаний в отчетливо и внятно сформулированную цель, в выстраивании в сознании плана нужных деяний и ресурсов для достижения результата. А длительность целеполагания определяется тем, что она не заканчивается только лишь выбором цели вначале деятельности. В ходе деятельности появляется множество несогласованностей между образом и существующими результатами.

Основы целеполагания являются залогом реализации желаний и идей.

Цели и целеполагание

Цель – это то, что человек стремится достичь, предмет стремления, желаемый исход, то, что желательно реализовать, но необязательно достижимое.

Цель в философии означает представление, которое индивид стремится реализовать. Она представляется продуктом сознательной деятельности и воли, субъективной формой волевой мотивации, однако аналогично с внутренними психическими явлениями, понятие цели переносится на наружный объективный мир.

Цель является идеальным внутренним предвосхищением итогов деятельности и возможностей ее достижения при помощи определенных средств. Итак, цель взаимосвязана со стремлениями и желаниями личности, с намерениями, с представлениями будущего, с сознанием и волей. То есть она является базисом для любого действия, поступка, а также будет его конечным результатом.

Цели ранжируются по трем уровням:

  • Первый уровень – оперативная цель. Это сиюминутные, обыденные цели, которые носят подчиненный характер в отношении тактики. Они довольно редко определяются сами по себе, скорее они являются конкретизацией деяний в достижении целей тактического характера.
  • Второй уровень – тактические цели. Они выходят из стратегических ориентиров. Тактические цели конкретизируют такие компоненты, как их ценность. Они, по сути, являются шагами и задачами, которые направлены на осуществление целей стратегического характера.
  • Третий уровень – стратегические цели. Они являются наиболее значимыми среди остальных жизненных целей. Они определяют путь жизненного прогресса человека, группы людей или организации в целом. Жизнь индивида во всех ее проявлениях и жизненных шагах обуславливают стратегические цели. Они являются направляющим фактором любой активности.

Характер формирования личности и ее изменчивость отражают свойства целей. К ним относят: глубину, их согласованность, пластичность, корректность.

Глубина целей заключается в их влиянии на разные области жизни и уровень такого влияния. Данное свойство характеризует стратегические цели. Степени взаимосвязанности и влияния на иные цели определяются таким свойством как согласованность.

С течением времени любые цели претерпевают трансформации – за это отвечает пластичность. В связи с тем, что ценности образуются постепенно, цели стратегического характера также претерпевают изменения.

Согласованность между целями тактического характера и стратегическими ценностями-целями обуславливаются таким свойством как корректность целей. Главной характерной чертой целей является их индивидуальность. Даже если они называются одинаково, каждая личность за своими целями имеет определенные персональные ценности и субъективные смыслы.

Целеполагание является процессом постановки целей. Данный процесс – это своеобразное творчество. И чем выше уровень цели, тем будет более творческим процесс. На оперативном и немного на тактическом уровнях процесс целеполагания больше связан с аналитическим мышлением и логикой, то на стратегическом уровне он связан с творчеством и синтетическим мышлением.

Для того чтобы процесс целеполагания проходил успешно, индивид должен хорошо знать себя, свои ведущие мотивы и ценности, должен быть креативным и волевым, иметь хорошее воображение. Огромную роль также играет и структурированность мышления, и логика.

В общем смысле целеполагание является навыком, который может поддаваться тренировке при соответственной практике.

Смыслом целеполагания является проявление экзистенциальной сущности индивида, т.е. это процесс активного вырабатывания реальности. Это одна из основных потребностей личности. Целеполагание направлено на увеличение уровня энергии. Это мощный самомотивирующий фактор. Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.

А вот отказ от целеполагания бывает связан с внутриличностными конфликтами, со страхами, которые обусловлены опытом постановки целей без их достижения, с недостатком сведений о персональном потенциале, ресурсах для их движения и достижения.

Принципы целеполагания, вырабатывания структуры целей лежат в согласованности и взаимосвязи.

Планирование и целеполагание

Самыми важными вещами для индивида, который стремится к тому, чтобы добиться успешности в жизни, является планирование и целеполагание. Ведь добиться цели – это означает победить. Успешные субъекты побеждают, неуспешные – пытаются победить. В этом и состоит существенное различие целенаправленных и нецеленаправленных действий. В первую очередь, целеполагание является целью, которую необходимо достичь. Она следует из потребностей, приобретает мотивацию, а затем происходит работа непосредственно над достижением.

Потребность в целеполагании и формировании планов осуществления такого целеполагания является базовой потребностью индивида, отличающей человека и социум от животных.

Счастье и удовлетворенность жизнью индивида имеют зависимость от грамотного целеполагания.

Удача – это процесс, характеризующийся закономерностью, и начинается она с составления плана. Успеха можно достичь гораздо быстрее, если существует стратегический план. В персональном стратегическом планировании целеполагание наиболее полно обнаруживает свой потенциал.

Стратегическое субъективное планирование способствует:

  • определению важнейших направлений, нахождению цели и смысла жизни;
  • принятию положительно заряженных решений и улучшению будущего;
  • концентрации усилий на том, что действительно значимо;
  • достижению наивысших результатов в максимально короткие сроки;
  • значительному повышению уровня производительности собственных действий;
  • получению удовольствия от более полного равновесия, свободы и денег;
  • ликвидации страха, тревожности, неопределенности и сомнений;
  • более эффективному употреблению собственных навыков и наработок;
  • повышению общего спокойствия и качества жизни;
  • большему производству, что в итоге приводит к большим результатам.

Стратегическое целеполагание базируется на том, что жизнь индивидов не сможет пойти в соответствии с планом, если самого плана не существует.

Процесс постановки целей неразрывно связан с иерархией потребностей. Иерархия потребностей Маслоу была создана без учета разбивки в соответствии с уровнями ее вероятностного осуществления. Сами выражаются в общих формах и только лишь в конкретной внутренней взаимосвязи. Отсюда следует, что удовлетворение потребности какого-то одного уровня может полностью закрыть вопрос этой потребности. Это означает, что данная потребность в дальнейшем не получит никакого развития. Движение направлено от удовлетворения потребностей одного уровня к другому. То есть удовлетворение материальной потребности предшествует потребности в личностном развитии. Однако, как показывает практика, удовлетворение одной материальной потребности влечет за собой появление других материальных потребностей, а не обязательно порождает потребность в развитии.

Таким образом пирамиду Маслоу можно рассматривать с позиции двоякой направленности движения, т.е. удовлетворение потребности одного уровня в дальнейшем ведет к движению в двух направлениях: удовлетворению потребностей этого же уровня или удовлетворению потребностей следующего уровня.

Именно такое двунаправленное движение и находится в основании целеполагания – установление того, что следует сделать и планирование.

При этом целеполагание подразумевает под собой выполнение двух задач. Первая заключается в закрытии текущего уровня пирамиды и переход на последующий более высокий уровень. Вторая заключается в переходе на потребность, находящуюся на аналогическом уровне следующей пирамиды.

Такая же ситуация обстоит с планированием: что следует сделать для перехода на последующий уровень, и какие поступки необходимо совершить для того, чтобы перейти на такой же уровень следующей пирамиды.

Стратегическое планирование является процессом систематизированным, последовательным и логическим, который базируется на рациональном (разумном) мышлении. Наряду с этим оно представляет собой и искусство прогнозирования, выбора альтернативных решений и исследования.

Обобщенное целеполагание в зависимости от уровней пирамиды предполагает уточнение определенной личностью собственных задач по соответственным уровням. Для целеполагания реализуется конкретизация поступков индивидов и планирование движения.

Урок целеполагания

В научных трудах наибольшее распространение получили такие определения целей: предвосхищаемый исход деятельности, предметное отображение будущего, индивидуальный образ желаемого, который опережает отражение обстоятельств в сознании индивида.

В образовании под целью подразумевают предвосхищаемый результат, т.е. образовательный продукт, которому надлежит быть реальным и конкретным.

Целеполагание сегодня – это проблема современного урока. Основы целеполагания являются важнейшим элементом достижения успешной деятельности. Ведь от того, насколько грамотно сформулированы и конкретизированы цели, зависят и пути их достижения, и конечные исходы.

Суть проблемы заключается в подмене цели, формальном подходе, завышенных целях, постановке собственных целей учителей.

Подмена целей заключается в том, что часто учителя чувствуют моральное удовлетворение от того, чем занимаются школьники на уроках, а не от результатов урока. Происходит подмена целей обучения средствами достижения.

Формальный подход заключается в расплывчатости и неопределенности целей, которые сформулировал преподаватель, что приводит к непониманию этих целей учащимися и самим преподавателем.

Завышенные цели бывают в зависимости от их масштаба глобальными и локальными. Обычно на уроке происходит постановка глобальной цели, которую невозможно получить за одни урок. Цель, связанная с конкретным уроком называется локальной.

Постановка персональных целей учителями ведет к тому, что учащиеся не ставят самостоятельно цель, вследствие этого им бывает скучно на уроке.

Целеполагание в педагогике подразумевает процесс обнаружения задач и целей субъектов образовательной деятельности (учащихся и учителей), их обнародования друг другу, координации и достижения.

Цель является тем, к чему стремятся, что нужно реализовать. На уроках ставится обучающая, формирующая личность и воспитывающая цели. Они должны быть диагностируемыми (т.е. проверяемыми с помощью определенных средств), конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными, точными.

Отсюда следует, что цель урока – это его исход, достичь который планируется с помощью применения дидактических, методических и психологических приемов.

Обучающие цели содержат в себе овладение учениками знаниями, практическими навыками и умениями.

Воспитывающие цели содействуют воспитанию позитивного отношения к системе знаний и самому процессу обучения, формированию убеждений, идей, позиций, свойств и качеств личности, самооценки, самостоятельности, приобретении опыта нормального поведения в любом социуме.

Развивающие цели (формирующие) способствуют формированию специальных и учебных умений, усовершенствованию мыслительных процессов, формированию эмоциональной сферы, диалога, монолога, коммуникативной культуры, реализации самооценки и самоконтроля, а в общем развитию и становлению личности индивида.

Организация целеполагания

Сегодня одной из важнейших проблем нынешнего общества является проблема личностного формирования. То есть развитие такой личности, которая не только способна выжить в стремительно трансформирующихся экономических и социальных обстоятельствах, но и активно воздействовать на имеющуюся реальность. Основное место среди описания свойств такой личности занимает довольно актуальная способность, заключающаяся в самостоятельной постановке целей и их достижении при помощи использования наиболее приемлемых и адекватных средств. Однако, наряду с этим, проблема механизмов и факторов формирования целеполагания в процессах онтогенетического развития личности в психологической науке практически не проработана.

Несомненно то, что индивид не рождается сразу с готовой способностью к индивидуальному целеполаганию. В процессе субъективного развития становление целеполагания проходит целый ряд определенных этапов. Младенец обладает большим потенциалом, однако ничего не умеет. Он только на первом году жизни начинает овладевать своим телом, развивает движения рук через манипуляции с различными предметами. А взрослый в это время, помогая осуществлять такие манипуляции, выступает для малыша в качестве партнера для общей деятельности.

К окончанию первого года жизни у детей появляются действия, обусловленные целенаправленностью, и формируется способность находить и применять определенные средства для достижения результата. То есть, предметные действия малышей становятся направленными на получение некоторого желаемого результата. По мере того, как индивидуальный опыт накапливается, начинают усложняться и предметные действия, выстраиваемые одно за другим. Мотив такой деятельности принадлежит ребенку, а вот цель – взрослому.

Развитие целеполагания обусловлено особой ролью взрослых как партнеров ребенка в коллективной деятельности, которая обеспечивает все необходимые условия для формирования его вероятных возможностей.

Сегодня разработаны различные методики, техники и методы, развивающие способности к целеполаганию и способствующие к вычленению из всех «хочу» истинной цели.

Тренинг целеполагания направлен на формирование навыков постановки целей в различных жизненных сферах, содействие в понимании выбора основополагающих целей и определение путей их реализации, технологию, принципы и развитие целеполагания в целом. Тренинг целеполагания обучает правилам формулировки целей, SMART-технологиям, способствует установке приоритетов при помощи ситуационного анализа и др.

Методы целеполагания и техники постановки целей позволяют создавать эффективные мотивации и хорошие внутренние состояния для движения в нужном направлении, удовлетворения потребностей личности.

Технология целеполагания

Так часто вопрос о том, почему индивиды не достигают поставленных целей, переплетается с другим – почему они вместо ожидаемого результата получают совершенно другой. Существующие сегодня методы целеполагания подвергают рассмотрению, главным образом, технологию достижения целей, при этом, не уделяя нужного внимания основным вопросам: при каких обстоятельствах будет сохраняться ценность сформулированной цели, как правильно она должна быть сформулирована, как понять согласованность возможностей, которые есть в наличии и поставленной цели.

Технология целеполагания лежит в усвоении того, что цели отличаются от мечтаний и желаний тем, что в них заложен образ нужного будущего в соединение с направленностью на деятельность для достижения такого будущего. Цели предполагают персональные усилия, риски, волю, однако, кроме этого, еще и расчет потенциала для их достижения. Главной ошибкой в осуществлении сформированных целей является недостаточная оценка наличествующих ресурсов.

По-настоящему успешный и удачливый субъект должен овладеть умением грамотно ставить цели. Зная цель собственной жизни можно начинать ставить непродолжительные цели, например, на месяц, год или три года.

SMART методика разработана для того, чтобы помочь правильно их сформулировать. Сегодня она считается наиболее эффективной среди остальных методик.

Итак, цели должны обладать следующими характеристиками: конкретностью (Specific); измеримостью (Measurable); достижимостью (Achivable); ориентированностью на определенный результат (Result-oriented); соотношением с определенным сроком, временным ресурсом (Timed).

Конкретность (определенность) заключается в отчетливости формулировок. Она должна быть внятно выражена. В противном случае существует возможность достижения конечного результата, значительно отличающегося от запланированного. Точность выражений обуславливает понятность действий. А это, в свою очередь, является непременным условием их верного исполнения.

Измеримость заключается в невозможности отслеживания достижений результата, если не будет существовать каких-либо определенных измеримых параметров.

Достижимость цели заключается в том, что они применяются как стимул в решении каких-либо задач, следовательно, для дальнейшего движения вперед благодаря достижению успешности. При формулировании целей следует обязательно учитывать, что она ни при каких обстоятельствах не должна вести к росту стрессовых ситуаций в собственной жизни. Необходимо формулировать относительно сложные цели, которые предполагают усилия, однако при этом надлежит учитывать то, что они обязательно должны быть достижимыми.

Целям надлежит характеризоваться, отталкиваясь от результата, а не проделанной работы. При целеполагании таким образом достигается максимально эффективный результат. Например, можно определить и выразить цель, заключающуюся в том, чтобы индивид приходил на час раньше на работу, однако, если не определить при этом предвосхищаемый от такого действия результат, то лишний час можно провести, просто попивая кофе с сослуживцами и болтая.

Совершенно любым целям надлежит быть соотнесенными с определенным сроком достижения. Это означает, что цель как категория реальная должна быть осуществима в конкретном временном измерении.

Например, «построить дом» – неграмотно сформулированная цель, а «построить дом до конца текущего года» – это более грамотная формулировка, если к концу года дом не будет построен, следовательно, цель осталась не выполненной, то есть не реализованной.

Также в реализации целей помогает упорство, удачливость и применение техники визуализации и материализации мыслей.

Овладение искусством грамотной постановки целей – достаточно важно, однако не является основополагающим в получении желаемого результата. Для осуществления целей немаловажным фактором является то, что не следует откладывать их реализацию на завтра, на следующий месяц или следующий год. Все нужно делать сегодня согласно планированию. Кроме правильного формулирования целей нужно регулярно анализировать и записывать все свои достижения. Ведь отслеживание результатов является неиссякаемым источником вдохновения и творчества для новых деяний и побед.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.

Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель - это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. , говоря иначе, цели - это конкретные состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования, цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

Доходы организации;

Работа с клиентами;

Потребности и благосостояние сотрудников;

Социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, на которых теперь необходимо остановиться:

Во-первых, цели отражают философию организации концепцию ее деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете ее характер и особенности

Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, каким то образом ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственные поступки и поведение в целом. Это помогает действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, а при тех же - получать дополнительный выигрыш.

В-третьих, цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

В-четвертых, цели, особенно великие, независимо от того, реальны они, или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем, и вовсе не виновных в том, что эти мечты оказались обманом. Да и те же самые заключенные, у которых появлялась цель досрочно освободиться, проявляли повышенную активность в работе, многократно перекрывая производственные нормы.

Наконец, в пятых, официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например, загрязнение окружающей среды.

Целеполагание- процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

|С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй- выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

    выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

    установление целей для организации в целом;

    построение иерархии целей;

    установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают оставление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации. Установленные цели должны иметь статус закона для организации для всех ее подразделений и для всех членов.

В практической и общей психологии вопросы целеполагания рассматриваются очень по-разному, в зависимости от школы или от пристрастий того или иного автора. Люди все разные и если что-то подходит одному человеку, то не обязательно это подойдёт другому. Обычно системы целеполагания состоят из достаточно банальных вопросов, про то, что хочу или что не хочу, некоторые вообще уходят от целеполагания в сторону и создают нечто похожее на целеполагания и определение смысла жизни, наиболее правильно, с моей точки зрения, рассмотреть несколько способов постановки целей и работы с ними, для того, что бы выбрать для себя один или просто соединить их так, как вам захочется.

При целеполагании, независимо от способа, важно следовать нескольким простым правилам.

— позитивно называйте свою

— разделяйте желания и цели. Цель - нечто внешнее по отношению к человеку, то состояние, которого он сознательно стремится добиться. Цель подчиняет и формирует желания.

— сосредоточьтесь на большой цели, не распыляйтесь на маленькие. В идеале в каждый период жизни у человека должна быть одна цель.

— попробуйте перейти от цели «для себя» к целям «для других». Большие дела делаются для других людей.

— задумайтесь, какие плюсы принесет достижение цели. Если вы решите, что плюсов больше, чем минусов, то перестаньте обращать внимание на негатив. Это необходимая плата за успех.

— время, ушедшее на целеполагания, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний в разных направлениях.

Мы по шагам рассмотрим и разберём три метода постановки целей их разных сфер психологии и вы сможете попробовать их отдельно один от одного или создать свой.

Метод 1.

Метод этот предлагают современная психология, развившаяся на стыке нескольких течений. Для этого метода вам понадобиться ручка и бумага.

1. Напишите список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. И не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите - нарисуйте это.

2. Взгляните на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае - додумайте перспективу, во втором - распишите ближайшее будущее.

3. В списке из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос, почему они самые важные.

4. Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.

5. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы - все что угодно из того, что необходимо).

6. А теперь вспомните несколько случаев, в которых вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.

7. Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос:

«Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?»

8. Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.

9. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).

10. Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет - запишите эти советы.

11. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.

12. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).

13. Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.

Метод 2.

Этот метод нам преподнесла психология управления, которая выделяет у человека 5 основных сфер жизни.

— личная

— профессиональная

— социальная (окружение, друзья, социальный статус)

— духовная (внутреннее состояние, вера, культура)

— сфера здоровья

1. Поэтому при целеполагании в каждой из сфер надо ставить себе цель. При этом цель – это не то, что я делаю (например для того, чтобы улучшить что-тоили углубить), а ЧТО (или чего именно) я хочу. И у этого «ЧТО (или чего)» должен быть яркий образ – чем ярче, тем лучше.

2. После этого рисуем стрелку как на рис. ниже и прорабатываем шаги: «что я могу сделать для того, что хочу?» и вписываем в этот рисунок эти шаги. Чем больше таких шагов у вас получиться, тем лучше — потому что яркое светлое будущее на ваших же глазах превращается в конкретное, детальное, уже более реальное и ощутимое.

Всё дело в том,что приходит новый день и понимаешь, что у тебя теперь появилась еще одна какая-то возможность – и нужно ее вписать.

4. А теперь самое интересное – нам надо сделать все пять рисунков по каждой сфере, сравнить их и удивиться. Другой реакции у людей я ещё не видел при этом.

Один психолог знакомый говорил, что у кого получится все соединить в одно – тот Будда. может в этом помочь.

Только надо учитывать тот факт, что это работа не на один день, а на многие дни. После которой идёт еще и периодическая корректировка.

Метод 3.

Модель целепологания в НЛП строится на идее мотивирующего результата (хорошо сформулированной цели). В отличие от многих психологических направлений, анализирующих причины неудач, НЛП спрашивает: «Что ты хочешь?»


Условия хорошо сформулированной цели

1. Цель сформулирована позитивно.

2. Цель находится под вашим контролем.

3. Цель проверяема в сенсорном опыте.

4. Цель экологична, она сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

5. Цель находится в нужном контексте.

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

7. Возможные препятствия.

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели.

А теперь давайте разберём этот метод конкретно по шагам. Иногда полезно рабоать в этой методике с партнёром. На своих тренингах я всегда предлагаю людям сделать это в форме упражнения с партнёром, который будет строго следить за структурой. Итак, начнём.

1. Цель сформулирована утвердительно, позитивно.

Чего вы хотите, а не то, что вы не хотите.

Если вы хотите что-то «не» делать, то задайте себе вопрос: «Что будет, когда я перестану это делать? Что я хочу взамен этого?»;

И без отрицательной частицы «не»

Например, один участник говорит: хочу, чтобы было не тяжело. Тогда другой участник добивается ответа в позитивной утвердительной форме, спрашивая его: «А чтобы как тогда было? Что будет, когда будет уже не тяжело? Как это будет называться?».

Помните, если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Следите за словами, означающими отрицание (не, прекратить, чтобы не и т.д.) Отрицание существует в языке, но не в опыте.

«Попробуйте не думать о желтой обезьяне». Что происходит? Когда мы исследуем, что может пойти “не так “ – очень полезно быть «несоглашателем». Но если мы ставим перед собой цель – должно быть только позитивное утверждение. Для нашего подсознания нет частицы “не”. Достичь цели мы можем, только если двигаемся к визуальному образу. Вопросы: “Что вы хотите?” вместо “Чего вы не хотите?”.

2. Цель относится к себе, находиться под собственным контролем.

Что вы будете делать? Что Вы лично можете сделать? Что Вы получите для себя внутри себя? Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, чтобы вы были ответственны за начало и поддержание этого. Даже если в формулировке цели присутствуют другие люди, вы можете выбрать, как вести себя.

Цель должна быть в сфере контроля. Результат должен быть в принципе достижим. Если проблема или цель вне нас – мы не получим результат. Где находится область, в которой вы можете достичь результата? Перефразировать проблему так, чтобы было возможно достижение результата. Процедура проверки: “Как бы вы могли достичь этой цели?”, “Как бы вы узнали, что вы ее достигаете?”, “Что вы сами собираетесь сделать, чтобы ее достичь?”. Проверка уместности и значимости: “Соотносится ли это с тем, чего вы хотите?”.

3. Сенсорный опыт.

Как ты узнаешь что достиг(ла) цели?

Что вы будете видеть, слышать, чувствовать в результате достижения своей цели? Определите сенсорно обоснованные описания или поведенческую демонстрацию.

4. Экология – цель сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

Как желаемый результат повлияет на вас? Чего Вы лишитесь? Что Вы получите дополнительно? Каковы будут последствия при достижении цели не только для меня, но и для домашних, коллег; не возникнет ли проблем дома, в семье, на работе? Проверьте внимательно, что ни одна из выгод настоящего состояния не исчезает и учтена.

5. Цель находится в нужном контексте.

Где, когда, с кем и к какому сроку вы хотите этого? Обязательно определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для которых нет. Идентифицируйте подходящие контекстуальные ключи (маркеры ситуаций).

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

Есть ли все ресурсы для достижения цели? Какие ресурсы Вам нужны для достижения цели? Какие навыки, способности; деньги, время и т.д.?Можете ли Вы иметь к ним доступ? Где и как вы можете найти эти ресурсы? Если нет, то «В» помогает их найти и спрашивает:

«Что могло бы быть решением?»

«Если бы ты знал, то что бы это могло быть?»

«Если бы был человек, который имел доступ к ресурсам, который бы знал, который бы представлял, то какой бы он был и как бы он это делал?»

7. Исследование возможных препятствий на пути к достижению цели .

Что мешает достичь цели? Задать себе вопрос: «Почему я до сих пор не достиг цели?. Что может быть решением? Кто и что может помочь? Если бы вы знали решение, то какое оно было бы? Если бы вы знали, что может помочь, то что бы это могло бы быть».

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели (подстройка к будущему).

Что будет первыми шагами для достижения цели?С чего вы начнете? Какие первые действия по достижению цели? 2-3 пункта. Проверьте все последствия достижения цели. Необходимо, чтобы они не нарушали общего плана (краткосрочных и долгосрочных целей) индивидуума или группы.

Если бы вы знали, то что могло бы явиться первыми шагами?

Попробуйте представит, что вы уже достигли цели, то есть когда вы уже достигнете цели и посмотрите назад (для тех, у кого «прошлое находится сзади»), на момент начала, то какие шаги окажутся (могут оказаться) первыми?

Используя эти техники как основные для достижения целей, вы можете прекрасно стоить своё будущее, а если их совместить с дополнительными техниками для работы с целями, тогда вы можете открыть для себя нечто большее, чем просто постановка и достижение целей.

Дополнительные техники для работы с целями.

Не всегда поверхностная «мишура» даёт нам возможность что-то изменить или заглянуть в глубины себя, что-бы стремиться к действительно своим целям и мечтам, именно поэтому на протяжении тысячелетий люди придумывали и создавали методы для открытия более глубоких своих целей и устремлений. Следующие три дополнительных метода так-же взаимодополняющие и пересекающиеся.


Метод исключений.

Человек – особенное существо, чрезвычайно различное в своих проявлениям. Существо такое, которое очень часто ленится, особенно когда бежит не в ту сторону. А больше половины людей не знают зачем живут, точнее не знают к чему стремятся, они плывут туда куда несет их жизнь. Этот прекрасный способ помогает ещё лучше понять себя и свои цели.

Для этой техники нам снова понадобиться листок и ручка. Выполняется техника в течении нескольких дней по 15-30 минут каждый день.

На листке бумаги напишите всё, чего вы бы хотели достичь за свою жизнь. Минимум 50 вещей или понятий и максимум хоть 1000.Перечитать и заняться своими делами.

Ровно через сутки вернуться к листку и вычеркнуть половину. Менее занчимую.

Росно через сутки вернуться к листку и вечеркнуть ещё половину, которая покажеться менее значимой.

Это последний день, в который вы оставляете 5-10 понятий или вещей в списке.

Это и будут самые важные и ценные цели в вашей жизни.

Метод двух вопросов Рейнуотер

1. Приготовьте карандаш, блокнот или диктофон.

2. Начните с короткой релаксации.

3. Задайте себе вопрос: «Что происходит со мной в настоящий момент (о чем я думаю, чем занимаюсь, что чувствую, как дышу)?»

4. Не принуждайте себя, не будьте настойчивы.

5. Фиксируйте приходящие мысли, если это не мешает.

6. Задайте себе следующий вопрос: «Чего я хочу в настоящий момент?»

7. Повторите это несколько раз подряд, расслабляясь всё больше.

Метод «Санкальпа»

Санкальпа - техника йоги, практикуемая в состоянии релаксации или непосредственно перед сном.

1. Четко, кратко и, главное, позитивно сформулируйте вопрос, на который хотели бы получить ответ.

2. Повторите эту фразу-формулировку многократно и возвращайтесь к ней при каждой возможности во время релаксации.

3. Не закладывайте в формулировку вопроса конкретных сроков.

4. Не следует делать жесткого интеллектуального анализа открывшихся, пришедших решений.

Многие люди планируют поход на футбол лучше чем свою карьеру. Это связанно с тем, что кому-то легче уйти, кому-то намного интересней находиться в прекрасных внутренних состояниях на футболе чем на рабочем месте. Именно техники целеполагания и позволяют создать в жизни прекрасную мотивацию и отличные внутренние состояния от движения в правильном направлении, на работе или дома, на отдыхе или семье. Ведь эти техники универсальны, и нет необходимости использовать их только для рабочих или карьерных целей. Попробуйте привнести это в отношения с другими людьми, отдых, спорт, общение и прочие сферы жизни и результат вас обрадует.

Статья для журнала “Психология Сегодня”,

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал сайт делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.