Представление и воображение. Общая характеристика, виды и формы воображения

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    Фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    Правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Третья форма чувственного познания - представление. Главное в представлении - это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Налицо их дистанцированность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается уникальное и единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение. А воображение - это уже пристраивание к субъективному образу, созданному восприятием из разрозненных отрывков ощущения, того, чего в данный момент нет в окружающем мире, что прямо не ощущается, не видится, не осязается.

Отсутствие непосредственной связи с имеющейся ситуацией, а также работа памяти позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Иными словами, синтеза разрозненных ощущений в целостный образ, чем прославилось восприятие, уже мало. Речь идет о гораздо более высоком мастерстве - перекомпоновке элементов в созданном единстве.

Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление - это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. И происходит подобное путем перестройки имеющихся представлений. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

Я различаю количественное и качественное исследование, просто меня несколько смутила Ваша терминология - у нас она не особо применялась. Да хоть горшком назови, только в печку не ставь. Если Вы к такой терминологии привыкли, то имеете полное право ее юзать направо и налево. Огромное спасибо за книги, я попытаюсь их поискать

Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса. Благодаря воображению человек имеет возможность представить до начала работы готовый результата труда. Возможность воображения забегать вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает и такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово.

Процесс воображения - это совместная работа обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, замещения.

К видам воображения относят:
произвольное воображение (проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач);
непроизвольное воображение (проявляется в сновидениях, медитативных образах).

Воображение выступает разновидностью когнитивных процессов и проявляется в способности человека создавать новые образы путем переработки старых. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Оно служит одним из механизмов творческой деятельности, поскольку и та заключается в преобразовании старого неизведанным еще путем.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Как основа всякой творческой деятельности воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Элемента 2 или-не

К 155 ЛЕ 1

4 U un =5,25 B

Контрольные вопросы:

1. Определение обозначения « корпус.

2. Привести входную схему ТТЛ – логики и показать входные токи логической единицы и нуля.

3.Подключить любую нагрузку к выходу ИМС К155ЛЕ1 и показать токи на выходной схеме, нагрузке.

4.Разработать таблицу истинности для любой сложной логической схемы.

План:

1. Особенности высших познавательных процессов

2. Представление как психический процесс

3. Воображение как психичесский процесс

Понятие высших познавательных процессов

К высшим познавательным процессам относятся: представление, воображение, мышление и речь . Почему они называются «высшими»? Во-первых, потому что они базируются на более простых познавательных процессах – ощущении и восприятии, которые более непосредственно отражают реальность. Любой образ, предстающий перед нашим внутренним взором, происходит из непосредственного контакта с реальностью, пусть даже наше воображение изменит его каким-то причудливым способом. Но мы не можем представить себе то, в отношении чего не имеем хоть какого-то, самого небольшого опыта. Например, выражение «платье голубое, как небо» у каждого вызовет образ, потому что каждый видел небо. А вот фраза «платье цвета маренго» вызовет образ лишь у того, кому когда-то показали этот цвет. «Придумать», «вообразить» его невозможно – в самом слове не содержится намека на цвет. Итак, высшие познавательные процессы основываются на ощущении и восприятии, которые доносят до нас информацию из внешнего мира, заботливо сохраняемую в памяти. А в чем же состоит задача высших познавательных процессов?

Благодаря им наша психика способна создавать упорядоченную картину мира, систематизированное отражение накопленного опыта – предметов, событий, процессов, переживаний, отношений, знаний. Эту систему в повседневной речи называют «внутренним миром» человека. Другими словами, это уникальный способ и результат отражения внешнего, объективного мира.

Более того, высшие познавательные процессы позволяют самому человеку управлять формированием своего внутреннего мира, контролировать его состояние. Животные не способны на это, они являются как бы «заложниками» происходящих с ними процессов. Их поведение всегда носит реактивный характер, то есть является откликом на возникшую потребность. Животное не может «заставить» себя, «успокоить» себя, «изменить свое отношение» к чему-то. Мы же можем это сделать благодаря знакам .



Знак – это символ, метка, заменитель реального объекта (или процесса). Знаком может быть не только слово или изображение, но любой объект, вызывающий ассоциации с тем, что он обозначает. Например, слово «чай» – это лишь сочетание звуков, но для русскоязычного человека оно является знаком повседневного напитка и вызывает соответствующие реакции. Знак «крутой поворот» заставляет водителя снизить скорость, как будто бы он уже увидел впереди крутой поворот. Аромат духов, которыми постоянно пользуется жена, для мужа будет знаком того, что она где-то здесь или только что была здесь; и т.д. Знаки побуждают нас реагировать на них, как на реальный объект. Представьте себе лимон: ярко-желтый, почти круглый, какая у него неровная плотная кожица… Представьте себе во всех подробностях, как вы откусываете от него большой кусок, так что сок течет по подбородку – и ваш организм запустит рефлекс выделения слюны. А ведь лимона нет, есть лишь представление о нем, которое активизировалось, когда вы прочитали соответствующие слова.

Представление как психический процесс, его свойства и функции

Представления – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Это хранящиеся в нашей памяти отражения объектов, с которыми мы когда-либо встречались. Представления приходят нам на помощь, когда нам надо взаимодействовать с объектом, а объект находится за пределами восприятия.

Например, человек, который впервые у вас в гостях, спрашивает, как ему добраться до метро. Вы можете вывести его из дома и дойти с ним до остановки, а можете воспользоваться своей и его способностью представления. Тогда вы скажете что-то вроде: «Выходишь из подъезда, поворачиваешь налево, доходишь до конца дома, пересекаешь детскую площадку» и так далее. Чтобы сказать это, вы вызываете в памяти воспоминание о знакомом вам пути и описываете его. Ваш знакомый, в свою очередь, с помощью услышанных слов (то есть знаков) формирует некую модель местности в своей голове, которая поможет ему сориентироваться в реальности. Конечно, эти «картинки» будут отличаться – ваша будет более полной, а его – более схематичной, но главное, чтобы она помогла ему найти дорогу.

Другими словами, представление – это образ объекта, который отражает важные для нас свойства объекта. Чем лучше нам знаком объект, чем он нам важнее, чем больше мы с ним взаимодействует, тем более полным будет наше представление. Задача представления – сориентировать нас, помочь нам взаимодействовать с объектом. Отсюда вытекают свойства представления:

1) наглядность . Представление – это чувственно-наглядные образы действительности. Даже абстрактные понятия – такие, как «любовь» или «геометрия» – все же сопровождаются в нашем сознании некими образами.

2) фрагментарность . Мы хорошо представляем себе те свойства объекта, которые для нас важны, с которыми мы взаимодействует постоянно. Те свойства, которые нам неважны, в нашем внутреннем мире представлены размыто или отсутствуют. Например, мы не обращаем внимания на цвет глаз случайного знакомого; если мы не разбираемся в машинах, то можем запомнить цвет машины, которая стоит в нашем дворе, но вряд ли обратим внимание на марку.

3) неустойчивость и непостоянство . Представления исчезают из поля сознания и их приходится вновь вызывать усилием воли. На передний план выступают то одни, то другие детали представленного образа. Лучше знакомясь с объектом, мы можем «достраивать» свои представления, развивать их. В этом заключается сущность процесса обучения. Если человек не способен (в силу разных причин – например, слабоумия или травмы) развивать и углублять свои представления – это значит, что он не способен к обучению.

Основные функции представления:

1) регулирующая . Активизируется та сторона представления, которая нужна для выполнения актуальной задачи. Например, если у человека рука в гипсе, то его представления о повседневных действиях и объектах (помыться или снять кастрюлю с плиты) изменятся.

2) сигнальная. В представлении отражается не только образ предмета, но и вся имеющаяся информация о нём. Так, человек, который размышляет на вечеринке, пить ему или не пить, представляет не только вкус напитка, но и последствия: придется оставить машину, может случиться драка, как он завтра будет себя чувствовать, и т.д.

3) настроечная. Представления ориентируют деятельность человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений

Представления разнообразны, как видно из нижеследующей таблицы:

Таблица 1. Классификация основных видов представлений

1. По виду анализатора. Мы можем представить себе, вызывать в памяти не только визуальный образ, но и звук, запах, вкус, осязательные ощущения (например, представьте, как вы проводите пальцем по льду). Разнообразие опыта порождает богатство представлений, благодаря чему рассказы других людей и прочитанные книги как бы «оживают», наполняются нашими переживаниями. И напротив, чем беднее мир представлений человека, тем труднее ему увлечься чем-либо, тем меньше интереса вызывает у него окружающий мир. Пережитый опыт и хранящиеся в памяти представления являются мостиком между внутренним миром человека и внешним миром.

2. По степени обобщенности. Единичные представления – это представления об уникальных явлениях и событиях (например, образ матери или воспоминание о первом поцелуе). Общие представления – это образ-схема какого-то класса объектов, система их наиболее значимых свойств. В результате этот образ утрачивает уникальный характер и становится ориентиром, символом целой категории объектов или событий (например, самолет, цветок, парад). в некоторых языках это различие подчеркивается артиклями. Например, в английском языке общее понятие описывается с помощью артикля «a», а единичное – с помощью артикля «the» (a flower – цветок вообще, the flower – именно этот цветок).

3. По степени волевых усилий. Непроизвольные представления, то есть возникающие помимо нашей воли, вызываются ассоциациями , потребностями , эмоциями . Например, если ребенок не появляется дома к назначенному времени, некоторым родителям приходят в голову ужасные картины возможных несчастий, особенно если они часто смотрят соответствующие фильмы и передачи. Напомним, представления не возникают ниоткуда, их питательной средой являются впечатления из внешнего мира. Напротив, произвольные представления формируются по нашему активному желанию, с усилием воли. Например: как будет выглядеть моя комната, оклеенная другими обоями? Стоит ли мне сделать другую прическу?

Образы представления могут быть отражениями реальных предметов – тогда они называются представления памяти. Но они могут быть и новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов – это представления воображения .

Воображение как психический процесс

Воображение называют «самым психическим из психических процессов». Если под термином «психическое» мы подразумеваем отражение, моделирование реальности, то плоды воображения действительно в меньшей степени зависят от окружающего мира, чем образы восприятия или результаты мышления. Воображение – это исключительно человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Можно сказать, что воображение – это конструктор, возможность из разрозненных деталей создать нечто целостное. Рассмотрим фантастических персонажей и объекты: кентавр – это голова и торс человека на теле лошади; эльф – это красивый, стройный, тонкокостный человек с длинными волосами, ушами необычной формы, способный прожить значительно дольше человека; ковер-самолет – это предмет, который имеет внешний вид и размер ковра, который способен летать как лист или птица и подчиняться приказам, как собака; и т.д. С помощью воображения мы создаем образы объектов, которые не существуют в реальном мире, но являются комбинациями свойств реально существующих объектов. Более того, люди способны воплощать представления своего воображения в реальность в виде предметов, конструкций, произведений искусства. Почти вся человеческая культура – это результат работы воображения. И именно отсутствие культуры у животных позволяет сказать, что люди – единственные существа, наделенные воображением. Как мы его используем, каковы его функции?

Функции воображения

С помощью воображения мы можем:

1) представлять действительность в образах и иметь возможность манипулировать ими, решая логические задачи. Вот, например, старинная загадка: шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке было по кошке. Сколько всего существ шло в Москву?

2) произвольно регулировать познавательные процессы. Например, знаменитые персонажи детективов мисс Марпл и отец Браун говорили, что «вычислить» преступника им помогало воображение: они представляли себе, почему человек мог совершить такое преступление и в каком состоянии он находился.

3) планировать и программировать деятельность, оценивать правильность программы и способы ее реализации. Среди приемов НЛП есть и такой: представьте, что вы достигли желаемого, ваша мечта осуществилась. Как вы себя чувствуете в этих условиях? Довольны ли вы? Если ответ отрицательный, значит, желание было сиюминутным или неистинным. Хорошо, что с помощью воображения это можно выяснить до получения желаемого.

4) формировать внутренний план действий, выполняя их в уме, манипулируя образами. Этим мы занимаемся регулярно – например, высчитывая время в пути или продумывая последовательность выполнения домашних дел.

5) регулировать эмоциональные состояния путем удовлетворения потребностей в воображении. Кому не знакомы непроизвольно возникающие перед внутренним взором картины несчастий, которые обрушиваются на голову нашего обидчика или конкурента! Явления того же порядка – навязчивые мысли о еде среди голодающих; сновидения, в которых сбываются наши заветные желания; грезы влюбленных. Формы воображения многообразны.

Виды, формы и приемы воображения

Так же как и представления памяти, представления воображения могут носить активный или пассивный характер. Активное (произвольное) воображение – это сознательная психическая деятельность, подчиненная какой-либо цели. Так художник продумывает композицию картины, дизайнер – интерьер помещения, ученик пытается представить фигуру в разрезе. Пассивное (непроизвольное) воображение служит бессознательному – желаниям, страхам, верованиям. В этом случае образы возникают как бы сами собой и являются отражением неосознанных мыслей и потребностей. Например, необходимость перейти овраг по неустойчивому мостику вызывает у человека представление, как он срывается и падает. Представления воображения побуждают к действию, поэтому так важно уметь управлять воображением.

Виды воображения различаются также по степени самостоятельности.

Воссоздающим называется вид воображения, который включается, когда мы читаем книгу или слушаем рассказ. Перед нашим внутренним взором предстают иллюстрации к услышанному (прочитанному). Чем богаче личный опыт человека и чем больше мастерство рассказчика, тем больше впечатлений и эмоций получает человек. Воссоздающее воображение тренируется именно в ходе получения вербальной (то есть словесной) информации. Поэтому чтение книг и общение больше способствует развитию воображения, чем просмотр фильмов и компьютерные игры, где образы уже созданы, их достаточно пассивно воспринимать.

В отличие от воссоздающего, творческое вообра­жение – это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Образ Шерлока Холмса или Годзиллы, «Джоконда» и Масяня, компьютер и наперсток – все объекты, созданные человеком (произведения искусства, технические конструкции, предметы быта) возникли как материальное воплощение воображаемого образа.

Воображение существует в следующих формах:

Фантазия (греза) образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью . Фантазии скорее успокаивают человека, чем побуждают к деятельности. Так, девушка из бедной семьи, где постоянно слышна ругань и упреки, мечтает о богатом и ласковом муже. Физически слабый и нерешительный мальчик представляет себя могущественным волшебником или всесильным воином.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она связана не только с потребностями человека, но и с его реальными возможностями, и поэтому побуждает к действию. Возникая непроизвольно, развиваясь и захватывая внимание человека, мечта отражает его потребности и склонности. Это первый шаг планирования своих действий, построения собственной жизни. Поэтому в подростковом возрасте, когда человек уже достаточно много знает о жизни, чтобы представить варианты своего жизненного пути, когда у человека много энергии, желаний и времени мечтать просто необходимо. Если у человека нет мечты, его жизнь будет подчинена внешним условиям, он воплотит сценарии, которые предлагает ему окружение. В этом случае все важные выборы его жизни будут объясняться примерно так: «у нас так принято», «а чем здесь еще заниматься?», «так делали мои родители» и т.д.

Сновидения – это пассивная форма воображения, отражающая неосознанные влечения, страхи, представления человека. Известны так называемые «кошмары беременных», когда женщине снится нечто ужасное, происходящее с ее ребенком или мужем. Кошмары показывают, как важны эти люди для женщины и как страшно было бы их потерять. Поскольку думать об этом неприятно, такие страхи могут вытесняться в подсознание.

Внешние воздействия на спящего тоже могут отражаться в сновидении. Тяжелое одеяло вызывает сон о том, как человек задыхается в пещере или лавине, запах пищи формирует картины застолья и т.д. в этом случае воображение как бы пытается объяснить ощущения, создать связанную картину происходящего. Анализу сновидений посвящена книга психоаналитика и философа Э. Фромма «Забытый язык».

Галлюцинации – это продукты неуправляемого воображения. Они являются признаком нарушения психической деятельности, вызванного переутомлением, психическим заболеванием, психической травмой или отравлением. В такой ситуации человек считает продукты своего воображения реально существующими объектами и действует по отношению к ним соответственно (разговаривает с воображаемыми голосами, спасается от воображаемых чудовищ и т.д.). Такие действия могут быть опасными для самого человека или окружающих его людей.

Даже самые причудливые образы воображения созданы из хранящихся в памяти свойств реальных объектов. Их фантастичность достигается с помощью следующих приёмоввоображения :

1) Агглютинация – это комбинирование свойств разных объектов в одном. Например: русалка, сфинкс, Минотавр, люди Икс.

2) Акцентуирование – подчеркивание черт отображаемого явления, изменение пропорций. Например: мальчик-с-пальчик, гигантская акула из фильма «Челюсти».

3) Типизация – обобщение свойств, характеризующих целый класс объектов, в результате чего в единичном образе концентрируется и выражается свойство этого класса объектов «в чистом виде». Так возникают образы «прекрасная принцесса», «чокнутый профессор», «идеальный солдат» и т.д.

Влияние воображения на организм

Воображение опосредованно управляет нашим поведением. Как это происходит? Вспомним механизм опредмечивания потребности. До тех пор, пока потребность не была удовлетворена каким-то предметом, она воспринималась лишь как смутное напряжение. С тех пор как потребность однажды встретилась со своим «предметом», всякое ее переживание обрело конкретные очертания – память услужливо предлагает образ желанного предмета, а воображение конструирует ситуацию, в которой возможно удовлетворение потребности. Так, курильщик немедленно «расшифровывает» сигнал организма, начиная искать сигареты, хотя скорее всего затруднится объяснить, как именно он чувствует желание закурить. Если бы некурящему человеку втайне от него создали никотиновую зависимость (например, инъекциями), ощущаемый дискомфорт не вызвал бы у него стремления купить сигарет – потребность не была бы «опредмечена». Итак, образы воображения определяют вектор нашей активности.

Далее, сама суть высших познавательных процессов состоит в формировании системы знаков, которые символизируют реальные объекты и процессы. Например, человек представляет себя идущим по канату на большой высоте, и у него учащается сердцебиение; у кого-то сжимаются кулаки при мысли о возможном оскорблении; знакомая песня вызывает воспоминания и соответствующее настроение. Воображаемые образы могут воздействовать на организм так же, как реальные ситуации :

ü Известен феномен «стигмы» – кровотечений у впечатлительных и фанатичных христиан из кистей и ступней – то есть там, где гвозди пронзили тело Христа на кресте.

ü Феномен «плацебо» заключается в том, что у человека исчезает болезнь после приема «нового, невероятно эффективного лекарства», которое оказывается физиологическим раствором или порошком мела.

ü Известно явление «ложной беременности», когда у страстно мечтающей о материнстве женщины наблюдаются все изменения работы организма, характерные для беременной – кроме наличия плода.

ü Феномен идеомоторного акта состоит в том, что если человек сосредоточенно представляет, как он совершает некие движения, действительно происходят микродвижения соответствующих мышц и закрепление двигательных навыков. Это явление используют спортсмены и музыканты, когда для упражнений нет возможности.

Итак, воображение является мощным инструментом воздействия на организм. Образы, предстающие перед нашим внутренним взором, меняют психическое и физическое состояние человека (подробнее о взаимосвязи эмоционального состояния и физиологии написано в следующих главах). О чем думаете, переживаете, мечтаете вы? Каков психологический фон среднего человека, какие эмоции и настроения у него преобладают? Каждая эмоция вызывает соответствующие изменения в работе организма. Это напряжение или расслабление мышц, свободное или затрудненное дыхание, замедление или ускорение обмена веществ, и т.д. Указанные процессы во многом определяют здоровье и самочувствие человека. Следовательно, воображением необходимо уметь управлять, в противном случае оно будет управлять нами - формировать желания, подсказывать пути их достижения, конструируя пугающие или притягивающие образы. Те, кому доводилось бороться с зависимостью, знают, как сложно противостоять постоянно всплывающим образам желанного предмета, каким сильным, почти неуправляемым становится желание совершить соответствующие действия. Наши предки считали, что это происки дьявола; и сейчас многие верят в порчу, излучение, заклятия. Но научные теории и основанные на них практические системы показывают, что в силах каждого человека управлять своими влечения и формировать желаемые состояния души и тела. Об этом, например, книги российских ученых Л.П. Гримака «Резервы человеческой психики» и Ю.М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

Контрольные вопросы:


Представление, или вторичный образ, - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на его органы чувств. Как и восприятия, представления наглядны. Однако от восприятий они отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью (при наличии целостного образа объекта в нем могут отсутствовать некоторые детали), неустойчивостью (им присуща изменчивость, «текучесть» деталей, свойств). Образы представления отличаются от образов восприятия также обобщенностью. Обобщенность образа может быть выражена в разной степени, а именно от конкретного представления предмета в условиях частного момента до абстрактного образа целого класса объектов. Высокообобщенные представления присущи системе мышления.
Представления полимодальны, т. е. включают в себя тактильно-кинесте- тические, визуальные, слуховые и прочие составляющие. Однако в каждом конкретном представлении какая-то модальность оказывается ведущей: так, выделяются слуховые, вкусовые и другие представления. Наибольшую роль в психической деятельности человека играют зрительные представления. Если представления других модальностей отличаются конкретностью, невысоким уровнем обобщенности, то зрительные представления могут относиться к разным уровням психики: от конкретных образов памяти до абстрактных визуализированных образов мышления. Зрительные представления отличаются устойчивостью и многообразием. Между представлениями разных людей всегда есть различия - по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты образа. Представления одного человека могут отличаться по этим качествам в зависимости от модальности. Представление - не механическая репродукция воспринятого. Это изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях создающееся вновь и определяемое многосвязными отношениями субъекта и объекта.
Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое и если отношение образа к прошлому опыту субъектом осознается. Если же представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием его в более или менее преобразованном виде, то представление является не образом памяти, а образом воображения. Представление и воображение являются одновременно и воспроизведением - пусть очень отдаленным и опосредованным, - и преобразованием действительности. Эти две тенденции - воспроизведение и преобразование, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем расходятся друг с другом в силу своей противоположности. Если воспроизведение - основная характеристика памяти, то преобразование - основная характеристика воображения. Основное отличие памяти от воображения - в ином отношении к действительности. Образы памяти несут и сохраняют результаты прошлого опыта, образы воображения их трансформируют.
На современном этапе развития научно-технического прогресса повышается значение исследования вторичных образов. Способность действовать по представлению, т. е. свободно оперировать представлениями, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями. Особо важную роль играют представления в разных видах операторской деятельности.
Применяемые при экспериментальном исследовании представлений методы можно разделить на две группы: первая включает методы, пользующиеся данными самооценки и самонаблюдения испытуемого, а вторая - методы, не полбзующиеся такими данными. Методы первой группы можно назвать субъективными, а методы второй - объективными. При пользовании так называемыми субъективными методами высказывания испытуемого о его собственных представлениях (даваемые им описания или общие характеристики представлений) рассматриваются как непосредственное отображение качеств самих представлений. При пользовании так называемыми объективными методами учитываются лишь полученные в опыте и зарегистрированные экспериментатором объективные данные (словесные ответы или рисунки испытуемого, количественные результаты опыта и т. п.). Их и рассматривают как показатели определенных свойств представлений. Главные трудности при пользовании субъективными методами заключаются в субъективном характере описаний и оценок испытуемого и в невозможности их проверки со стороны экспериментатора. Одной из главных трудностей при пользовании объективными методами является более или менее проблематичный характер предполагаемой связи между изучаемыми свойствами представлений и принятыми в качестве их показателей данными.
В качестве примера субъективных методов можно назвать метод само- ранжирования (см. занятие 4.1). В качестве примера объективных методов приведем «Метод квадрата букв». Испытуемому в течение короткого времени показывают большой квадрат, разделенный на 9, 16 или 25 маленьких

квадратов, в каждый из которых вписана какая-нибудь буква. Затем испытуемому предлагают называть буквы в разном порядке: слева направо, сверху вниз и т. д. Полагая, что выполнение такого задания требует наличия живого зрительного представления, считают успешное выполнение его признаком зрительного типа представлений.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

5. Функции вображения : 1. регулирования поведения и деят-ти чел-ка на основе представления возможных их результатов; 2. Прогнозирования , которое обеспечивает развитие чел-кой практики (вообще весь технический прогресс); 3. Обеспечения вероятностного мышления, т е В выступает основным механизмом творческого решения нестандартных задач.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Виды воображения: 1. По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (т к отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов. Этот вид В возникает с определенным видом восприятия; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование чел-ком своего опыта и реконструкция их в новые образы (литературные образы, картины) всегда есть цель и волевое усилие; 2. По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения (дама в кринолине, читаешь и представляешь). Это В дает чел-ку возможность познать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. Оно может значимо влиять на организацию общения между людьми, эффективность которого во многом зависит от умения чел-ка представить внутреннее состояние другого чел-ка, а также представить возможное развитие событий. Часто здесь создается установка; творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид В лежит в основе лит-ной, худ-ной,муз-ной, научной, конструкторской деят-ти (гиперболоид инженера Гарина, Беляев предвосхитил появление лазера через 53 года). Творческое В называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища). Иногда выделяют: пассивное и активное В исходя из регулирующей функции этих В. При пассивном В не приводит к активности и выступает как заместитель активной деят-ти (как суррогат реальности). Мечта может выступать формой пассивного В (как у Манилова), но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь. Механизмы (операции) процесса В: 1. Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр); 2. Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д (Буратино, шаржы); 3. Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой чел-ка (грабли); 4. Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).

Виды и приемы воображения

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое.Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.

К. С. Станиславский обратил внимание на то, что удача или неудача работы актера над образом зависит от его способности владеть представлениями, связанными с исполняемой в пьесе ролью. Чтобы успешно изобразить роль, актер должен войти в систему представлений, которые связаны с характером изображаемого лица, он должен в течение всего того времени, пока находится на сцене, держать себя в круге именно этих, а не каких-либо других представлений. Все его поведение на сцене - и мимика лица, и походка, и другие движения - должно исходить не из привычных для него самого (как конкретной личности) представлений, а из представлений о том, как все это сделал бы изображаемый им персонаж пьесы. Опытный актер в течение всего акта удерживает требуемые представления при помощи волевого сосредоточения внимания, к которому он приучил себя.

Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:

а) всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;

б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют: «воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти», - говорит Станиславский;

в) развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов - где, как, когда, почему, для чего и т. д.;

г) активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.

д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.


Похожая информация.